Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Отсрочка (не)вышла

Госдума одобрила отсрочку выплат денег за отменившиеся из-за пандемии путевки, но само постановление в силу не вступило, а последний срок – уже 31 декабря 2021 года

Туроператорам на прошлой неделе Госдума подарила надежду – депутаты одобрили отсрочку для выплат туристам денег за несостоявшиеся из-за пандемии туры. Однако на деле все оказалось с большим «но». Постановление не подписано премьер-министром России Михаилом Мишустиным. И даже после подписания должно пройти 40 дней до его вступления в силу. А значит, пока никакой отсрочки и вся ответственность останется снова на туроператоре.

Отсрочка (не)вышла
Фото: EastRussia

Сама отсрочка, предварительно, должна будет действовать до 2023 года. Всего, по подсчетам экспертов, выплаты не получили около 200 тыс. туристов. Как отметила Валентина Асеева, представитель Дальневосточной ассоциации туроператоров, пока не удалось вернуть деньги по 30-40% турам.

- Конечно, в Москве объемы средств больше, чем в регионах, - отметила Валентина Асеева. – Но и у нас были большие продажи по Таиланду, Китаю, Европе. Пока не удалось вернуть как раз закрытые направления. Доминикана, Турция, Мексика, Кипр, Куба, немного начал возвращаться Таиланд – по этим направлениям удалось часть долгов перекрыть. Когда страны открылись, появилась возможность взаимозачетом отправлять туда новых туристов, возвращать за обслуживание что-то. А что с Европой делать, Китаем, например, в котором до 15 марта вообще закрыты туркомпании, работающие на международном направлении? Или хотел человек во Вьетнам, а мы его отправили в Турцию. Вроде возврат есть. Но те деньги, за обслуживание во Вьетнаме, они так и остаются у них. И по Таиланду хоть и начали возвращаться деньги, но не много. Например, раньше 50 рейсов в неделю было туда из России, а за ноябрь в Таиланде обслужили всего пять тыс. российских туристов. Вот и разница.

Механизм возврата средств за путевку – непрост. Туроператоры, продавая путевку, продают набор услуг. Это и авиаперелет, и обслуживание, и проживание в гостинице. По авиаперевозкам, отмечает Асеева, правила совсем другие – им разрешено депонировать средства за сорванные перелеты на целых три года. Но это только в части регулярных рейсов: по чартерам никакого регулирования нет. И, получается, что эти средства также должен возвращать туроператор, который и покупал билет на чартерный рейс.

- Пока по закону мы должны вернуть деньги до 31 декабря. При этом льготным категориям граждан: старше 65 лет, тем, кто попал в трудное материальное положение, если уволили кого-то в пандемию – таким клиентам мы должны сделать полный возврат в три месяца. Но для авиакомпаний таких условий нет. Да, получили часть туристов ваучеры на перевозку, но только на регулярные рейсы. И получается, что из-за слабого законодательства мы все как слепые котята, и вся ответственность, по сути, на туроператорах, - рассказала Валентина Асеева.

По ее словам, сейчас непонятно, как сыграет закон: активно этими вопросами никто не занимался, даже от Ростуризма Госдума отклоняла первые предложения.

- Сейчас это положение не успеет вступить в силу. И получится, что все будет зависеть от мастерства туроператора, удастся ли придумать новые способы, чтобы убедить туристов подождать. Есть те клиенты, которые понимают ситуацию, спасибо им большое. Но некоторым нужны возвраты сейчас и в полном объеме. Все стороны понять можно. Но точно никому не выгодно, чтобы туроператоры уходили с рынка – в таком случае турист получит только 10-15% от стоимости путевки, - добавила Валентина Асеева. – Вообще, сейчас радуешься, что ничего не продал или мало продал, потому что меньше головной боли, документов и затрат: налоговой заплати, банкам. Сейчас турагентская сеть работает фактически не получая за это денег.

- Но как же внутренний туризм? Удалось с его помощью что-то компенсировать, выровняться в финансовом плане?

- В прошлые новогодние каникулы Южно-Сахалинск был на третьем месте по России среди внутренних направлений. Многие хотят отдыхать в регионе, не уезжая далеко. Два месяца назад не было мест в санаториях и курортах поближе до 15 января. Но Хабаровский край...  Потребность у нас большая, спрос есть, но нет предложений. Те же семьи могли бы отдыхать в санаториях, на базах отдыха каких-то. Но у нас ничего нового не появилось за все это время, только программы и проекты есть. Но что в итоге делается для человека?

- А какие-то направления все-таки есть по краю?

- Выбора фактически нет сейчас. Власти думают, что бизнес придет, вложит инвестиции, а потом налоги можно будет собирать. Но сейчас такого уже не будет, регион очень дорого развивать. Вот, Игорь Ольховский в Хабаровском крае строит большой туристический комплекс, у него изумительный проект. Но помощи он никакой не видит сейчас от администраций. Было бы несколько таких энтузиастов, тогда мы могли бы говорить о развитии туризма в регионе. Вот нам говорят – едьте в Комсомольск. Мы пытаемся объяснить, что мы работаем от клиента и не можем человека вместо Южно-Сахалинска или Санкт-Петербурга отправить в Комсомольск. Смотришь на них, вроде взрослые люди, но нет – все давайте, давайте. В итоге мы просто получаемся не патриоты своего региона. Все говорят о каких-то программах, проектах, а получается, что все равно виноват туроператор.

21 мая: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика