Поделиться
«Пандемия дала шанс почувствовать, что меняются ценности»
Поделиться

Частный театр КнАМ перешел в онлайн-формат, чтобы выжить в условиях коронавируса

Культура в России перешла в онлайн, теперь театры, музеи, выставки можно посетить виртуально. Однако для некоторых переход в интернет-пространство стал еще и способом выживания. О том, какие пути выхода из сложившейся ситуации ищет один из немногих в стране частных театров, рассказала режиссер театра КнАМ из Комсомольска-на-Амуре Татьяна Фролова.

knam.online

Месяц назад наш театр должен был принять участие в международном фестивале FIND. Это главное мировое событие в области новой драматургии и документального театра в Европе. Его проводят Шаубюне и Томас Остермайер. Мы собирались представить документальный спектакль «Моя маленькая Антарктида» (премьера состоялась в Лионе в 2019 году, трейлер). Организаторы фестиваля, вынужденные отменить его в этом году, приглашают КнАМ принять участие в следующем, тогда и осуществится наша мечта –– выступить на главной берлинской театральной сцене.

На карантин мы ушли сразу, и вот почему: у меня и моих коллег очень много друзей за рубежом, в тех странах, где эпидемия (на тот момент еще не пандемия) началась раньше. И с ужасом приходилось наблюдать, как люди вокруг полностью игнорируют информацию (в том числе мой пост на эту тему), встречаются с прилетевшими из других городов и из-за границы… Мои друзья и единомышленники начали бить тревогу в социальных сетях, призывать всех подумать о последствиях своего легкомыслия. Только после обращения властей в сознании многих начало что-то меняться.

Теперь об искусстве. КнАМ — первый частный театр в СССР. Мы организовали его в 1985 году, и скоро будем отмечать 35-летие. Поначалу работали с пьесами — мировой и отечественной драматургией. А к 2000-м годам практически единственными в России начали делать документальные спектакли; в 1999 году впервые попали на французский фестиваль Passages, и с тех пор поддерживаем тесные связи с Европой и Азией. Театр ставит спектакли, аналогов которым нет, и это поражает заграничного зрителя (если вы зайдете на наш сайт, то сможете оценить работы самостоятельно).

Быть творческим коллективом, независимым от государства и партии, с самого начала было принципиально; наши спектакли — о разном, но в том числе, и о свободе и несвободе каждого человека. Документы, взятые за основу для постановки, могут быть какими угодно: личные истории актеров, пожилых или молодых людей, инвалидов… Последние наши спектакли я могу назвать «исследовательскими», это размышления о том, почему мы, жители России, бесконечно проходя одними и теми же путями, снова оказываемся в исходной точке. Почему мы такие? Что с нами сделала эта машина, превращавшая людей в пыль? Даже если мы дети тех, кто молчал, сейчас нам надо говорить. Первый подобный спектакль — «Я есть» — был поставлен в 2011 году. Документы и оставшиеся в памяти истории наших семей помогают понять, откуда мы, какие мы сейчас, и сможем ли измениться в будущем.

Первое, что я начала делать в нынешней ситуации — задавать вопросы людям, которые рядом, и из этого возник проект под названием «Оставайся живым». Вопросы и ответы складываются в совсем маленькие (так сказать, «микрофильмы») своего рода исследования о том, как зарождаются паника и безразличие, чего люди боятся, насколько доверяют информации, что наблюдали в других странах, и так далее. Сейчас уже вышел седьмой эпизод, восьмой я монтирую, все выпуски можно посмотреть на сайте. И еще после беседы с журналисткой из Хабаровска я поняла, насколько замечательна идея стать волонтером, и теперь с радостью помогаю всем, кто в этом нуждается. Кроме того, эта работа в свою очередь помогла мне побороть собственный страх.

За 35 лет работы мы поставили более 30 спектаклей, и только сейчас появилось время наконец-то выложить их в интернет для просмотра. Осуществилась давнишняя мечта — теперь любой человек может посмотреть наши работы. Раз в неделю мы будем выкладывать спектакли; просмотр стоит всего 300 рублей, а работы из архива можно посмотреть бесплатно, наш сайт. Отклик мы получили сразу — люди не только все больше смотрят наши постановки, но и помогают пожертвованиями. Частные театры в нашей стране можно пересчитать по пальцам, и выживать им было трудно всегда. Но тех, кто прошел 1990-е, когда все театры были на грани вымирания, уже трудно испугать. Поэтому мы не паникуем. Пандемия дала всем уникальный шанс почувствовать, что мир меняется, и меняются ценности. Задуматься об их относительности, увидеть те вещи, на которые раньше не хватало времени — что может быть важнее! Как хочется, чтобы бесценный опыт самоизоляции повернул общество от бесконечной жажды потребления к осмыслению вещей другого порядка.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов