Поделиться
«Паратунка»
Поделиться

Две территории опережающего развития появятся на Камчатке

Петропавловск-Камчатский морской порт и туристско-рекреационный кластер «Паратунка» - потенциальные площадки под создание ТОСЭР в Камчатском крае.

Не так давно Заместитель Председателя правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном Федеральном округе Юрий Трутнев побывал на Камчатке, где посетил морской порт Петропавловск-Камчатский и осмотрел площадку под рекреационный комплекс «Паратунка». Эти проекты станут территориями опережающего развития на Камчатке.

«Сейчас Правительство Российской Федерации завершает работу над законом «О территориях опережающего развития». Параллельно мы отбираем эти территории. Камчатка – первый субъект, где мы посмотрели проекты в первой степени готовности», - сказал Ю. Трутнев. По его словам, когда речь заходит о территориях опережающего развития, «мы говорим о наиболее конкурентных направлениях, мы говорим о тех частях, где путем некоторых усилий можно создать условия для бизнеса и инвестиций», поэтому «очень странно, находясь на Камчатке, не говорить о туризме и портовой деятельности». Он подчеркнул, что создание ТОСЭРов – это часть развития Дальнего Востока: «развивая Камчатский край, мы будем развивать другие территории».

Морской порт Петропавловск-Камчатский имеет важное значение для экономики полуострова. Это самый высокоширотный незамерзающий дальневосточный порт, который обладает уникальным географическим расположением на пересечении существующих международных транспортных потоков между Америкой, Европой и Азией. Его роль на Северном морском пути также обуславливается благоприятными климатическими условиями, наличием перспектив развития всей необходимой для обслуживания судов инфраструктуры, в том числе возможностью бункеровки топливом и водой, снабжением продуктами питания, наличием мощной судоремонтной базы, достаточными портовыми мощностями для обслуживания грузопотока.

Развитие морского порта Петропавловск-Камчатский как элемента опорной береговой инфраструктуры в Северо-Восточной части арктической трассы обеспечит модернизацию транспортной и портовой инфраструктуры российской части Арктики и восточного сектора Северного морского пути. Соответственно, Северо-Восток России получит новые точки роста, а конкурентность на рынке международных морских перевозок повысится. Такой объект станет «лакомым кусочком» для отечественных и зарубежных инвесторов.

«Главной задачей ТОСЭР «Камчатка» является создание высокоэффективного транзитного контейнерного порта - хаба, который позволит накапливать, хранить, сортировать контейнерные партии при доставке судами без ледового класса из стран АТР до Петропавловска-Камчатского и дальнейшей погрузке на специализированный флот для транспортировки Северным Морским Путем в Европу, Северную Америку, Канаду и в обратном направлении, - пояснил EastRussia.ru заместитель председателя правительства Камчатского края Юрий Зубарь. По его словам, на базе существующих мощностей появятся современные промышленно-производственные комплексы, отвечающие мировым стандартам, способные обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики, импортозамещения и стимулирование экспорта продукции.

«Роли морских портов Петропавловск-Камчатский и Владивосток отличаются по своим логистическим схемам. Если порты Владивостока связаны с системой железнодорожного транспорта, то морской порт Петропавловск-Камчатский рассматривается именно как транзитный порт – хаб на трассе Северного морского пути с преимуществами потенциала сервисного обслуживания флота», - ответил на вопрос EastRussia.ru о конкуренции с портом Владивостока Ю.Зубарь.

Модернизацией транспортной и портовой инфраструктуры эта территория опережающего развития ограничиваться не собирается. Чтобы стать портом-хабом мирового уровня, следует повысить туристическую привлекательность края, улучшить качество обслуживания пассажиров в аэропорту Петропавловск-Камчатский «Елизово», создать условия сервисного обслуживания воздушных грузовых и пассажирских судов, в т.ч. связанного с их заправкой топливом, заниматься освоением месторождений углеводородов в прибрежных районах и на арктическом шельфе.

«Существующая в морском порту Петропавловск-Камчатский база хранилищ запасов ГСМ (до 450 тыс. тонн в год) основного поставщика судового топлива в лице ОАО «Камчатнефтепродукт» способна обеспечить только внутренние потребности Камчатского края и перспективным потенциалом увеличения мощностей не обладает. Поэтому необходимо включить в ТОСЭР «Камчатка» мероприятия по строительству многофункционального нефтеналивного терминала морского транспортного узла мощностью перевалки не менее 1 млн. тонн судового топлива и до 55-60 тыс. тонн авиационного керосина в год», - поделился Ю.Зубарь.

По его словам, интерес российских и иностранных туристов к Камчатке из года в год возрастает. Однако слабая развитость морского транспортного узла в городе Петропавловск-Камчатский снижает интерес российских и иностранных туристических компаний к работе по увеличению туристического потока в Камчатский край.

«В 2013 году из-за невозможности организовать обслуживание круизных лайнеров по международным стандартам заход в морской порт осуществили только 14 круизных судов с 6697 пассажирами, в 2014 году подано заявок на 16 лайнеров с 8000 туристами на борту. Этот показатель выше, чем статистические данные предыдущих годов, но отклоненных заявок самими туроператорами на порядок больше», - поделился он.

Еще одной проблемой является отсутствие морского вокзала в Петропавловске-Камчатском. В 2010 году здание старого вокзала снесли. А вот новое так и не построили. Федеральное агентство морского и речного транспорта расторгло контракт с подрядчиком, выигравшим конкурс на строительство. Для определения нового исполнителя пришлось проводить повторный конкурс. В настоящее время завершаются процедуры по заключению государственного контракта на строительство нового здания.

«Когда условия для обслуживания по международным стандартам будут созданы, то прогнозируемое количество судозаходов круизных лайнеров увеличится до 65, создавая туристический поток Камчатском крае до 32,5 тыс. человек в год с перспективой ежегодного прироста на 5-7 тыс. туристов и достигнет через 5-7 лет величины 92-95 тыс. желающих ознакомиться с особенностями и красотами Камчатки», - спрогнозировал Ю.Зубарь.

Между тем, Камчатке есть чем гордиться. В 2012 году Камчатский край стал победителем в номинации «Российский туризм» в читательском голосовании National Geographic Traveler Awards. На территории Камчатского края находится уникальный район - Паратунская курортная зона. Здесь расположены минеральные и термальные источники, а также лечебные грязи, которые по химическому составу относятся к группе самых популярных не только на Камчатке, но и в Российской Федерации. Термальные воды обладают широким спектром лечебного действия на болезни сердечнососудистой системы, опорно-двигательной системы, нарушения обмена веществ, кожные заболевания и т.д.

Из Паратунки можно совершать пешие и автомобильные однодневные экскурсии к вулканам Вилючинский, Горелый, Мутновский. Снежный покров сохраняется с ноября по июнь включительно. Самой природой созданы условия для лыжного спорта, снегоходного отдыха.

«Сегодня в районе курорта «Паратунка» уже существует более 30 санаториев и домов отдыха с бассейнами. В то же время, в период с мая по ноябрь найти свободные места практически не представляется возможным. Это является существенным ограничением потенциального количества туристов», - рассказала заместитель председателя правительства Камчатского края Марина Суббота.

Она поделилась, что территория под застройку туристско-рекреационного кластера «Паратунка» составляет около 380 га и условно разделена на 7 инвестиционных площадок. Основные туристские объекты проекта: лечебно-оздоровительный комплекс, реабилитационный центр для спортсменов, кемпинг, гостиничный комплекс, горнолыжная база на склоне хребта Тополовый, парк развлечений спортивно-развлекательного характера, а также Детско-Юношеский Центр оздоровления «Алые паруса». Одновременно зона сможет вмещать более 4 тысяч человек. Кстати, новая инвестиционная площадка в санаторно-курортной зоне поселка Паратунка также рассматривается как одно из мест для создания реабилитационной и тренировочной базы для российских спортивных сборных команд. Этот проект интересен Минспорту России в преддверии предстоящей зимней Олимпиады в Корее.

Пока же возможность развития туристско-рекреационного кластера ограничена. В числе проблем, которые требуют решения, то, что земельный участок под строительство ТОР расположен на землях лесного фонда.

«Данный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Краевому государственному автономному учреждению физической культуры и спорта «Лыжная база «Лесная». Вид разрешенного использования территории - осуществление рекреационной деятельности. А Лесным кодексом Российской Федерации установлены значительные ограничения по использованию земель для строительства, - пояснила М.Суббота. - Для обеспечения устойчивого развития территории, привлечения инвесторов для строительства объектов необходимо изменение категории земель – перевод выделенного под проектирование кластера участка 360 га из земель лесного фонда в земли населенных пунктов». Для этого проводится корректировка Генерального плана Паратунского сельского поселения с включением территории проектируемого туристско-рекреационного кластера «Паратунка» в границы населенного пункта с. Паратунка.

Ориентировочная стоимость проекта по строительству туристско-рекреационной зоны «Паратунка» составляет 7,3 млрд рублей. Предполагается, что около 5,9 млрд рублей будет привлечено для коммерческого строительства из внебюджетных источников. Строительство объектов инфраструктуры оценивается в 1,4 млрд рублей.

Текст: Марина Галкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов