Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Prospects for Russian coal exports to the APR market until 2024

From 2000 to 2020, Russian coal exports increased 5,7 times. How stable is this trend and are there preconditions for its development in the near future?

The forecast of the industry expert - the executive director of the Modern Analytical Agency Nikolay Petrov was published by the Ugol magazine.

Prospects for Russian coal exports to the APR market until 2024
Special project Coal of the East of Russia

IMPORTANCE OF EXPORT FOR THE RUSSIAN COAL INDUSTRY

Coal energy remains the largest industry in the global economy. About a quarter of the world's electricity is generated from coal. Russia is one of the largest coal suppliers in the world market, second only in terms of volumes to Indonesia and Australia. From 2000 to 2020, Russian coal exports increased 5,7 times - from 37 million to 212 million tons. Due to the fact that the volume of world coal trade over the same period of time increased 2,3 times (from 0,6 billion to 1,3 billion tons), the share of Russian coal in the world market increased from 6 to 16% .1 Due to the fact that coal consumption in the domestic Russian market has been steadily declining (coal was losing the inter-fuel competition to natural gas), the importance of exports for domestic coal the industry has gradually grown. If in 2000 15% of Russian coal supplies were exported, then in 2020 - 59%. The financial health and investment plans of Russian coal companies are currently mainly dependent on export supplies. At the same time, in foreign markets, Russian suppliers face a number of market and infrastructural challenges, the overcoming of which will determine the future of the domestic coal industry in the long term.

 

INTERNATIONAL CHALLENGES FOR THE COAL INDUSTRY

In many countries of the world and a number of intercountry associations, programs have been adopted aimed at restructuring the economies of these countries in favor of a greater emphasis on preserving the climate and reducing environmental pollution. The leaders in this policy are European countries, which have a long-standing market for permits for CO2 emissions and which are gradually moving out of coal energy, developing renewable energy sources (RES). The countries of the Asia-Pacific region (APR) are increasingly revising their energy development plans. In addition to energy, restrictions on the use of coal also affect metallurgy and other industries. Since CO2 and coal emissions have been identified as the main culprits in global warming, the carbon footprint is now becoming the focus of attention.


If in the 2010s. In the leading Western countries, the development of renewable energy sources was widespread (which led to the partial displacement of coal from the energy sector), then in the 2020s. Renewable energy sources will also spread in developing countries (with corresponding consequences for the coal energy of these countries), and developed countries, primarily in Europe, will begin to move away from coal in other industries (primarily in metallurgy). Under pressure from the environmental community, banks are reducing funding for projects related to the coal industry (both consumption and production). Institutional investors withdraw their funds from companies involved in the extraction, consumption or trade of coal.

This trend makes it difficult to finance companies associated with the coal business.

International mining companies are cutting back on investment in coal mining assets. Large oil and gas companies and commodity traders find themselves in a situation where they are forced to engage in renewable energy sources and other "green" technologies. Some international coal traders have started to build their marketing policies accordingly, positioning themselves as suppliers of environmentally friendly coal. For example, EcoCarbon offers on the market so-called eco-friendly or, in short, eco-grades, characterized by a reduced content of harmful substances (sulfur, ash, etc.). The use of these grades of coal reduces emissions of harmful substances into the atmosphere.

Certain risks for coal exports can potentially be borne by the so-called transboundary carbon regulation (TUR). The TUR, as part of the EU's policy of achieving carbon neutrality by 2050, involves the introduction of a duty or additional levy / tax on goods imported into Europe, the production of which was accompanied by CO2 emissions. The introduction of TUR in the EU is expected in the coming years, but the current system of payment for CO2 emissions (EU ETS) does not yet charge suppliers of coal for the CO2 emissions generated by its use.

 

EXPORT SUPPLIES OF RUSSIAN COAL AND SOLUTION OF INFRASTRUCTURAL PROBLEMS

Under these conditions, Russian coal companies are increasing their exports in the most promising eastern direction for themselves. The APR market currently accounts for three quarters of the world's coal trade, and developing Asian countries, whose economies are not yet tied to severe environmental restrictions, continue to present high demand for cheap energy carriers.


Over the past 20 years, the share of Russian coal exports sent through the ports of the Far East has grown from 26 to 50%, and the physical volume of coal exports shipped from Russian Far Eastern ports has increased more than 10 times. In 2020, the volume of transportation of coal for export in the eastern direction to the ports of the Far East and border crossings with China amounted to 101 million tons, excluding shipments from the ports of Sakhalin and Chukotka - the so-called isolated coal-mining regions - the transportation of coal to the ports of these regions has no effect on the load of the general network of Russian Railways.

According to the CAA forecast, the demand for coal in the APR market in 2024 will grow by 90 million tons compared to 2020 and only by 19 million tons compared to 2019 (in 2020 due to the pandemic, the demand for coal for market of the Asia-Pacific region fell by 71 million tons; see table). It is forecasted that by 2024 the volume of transportation of Russian coal for export in the east direction will grow to 146 million tons (+45 million tons to the level of 2020) according to the conservative scenario and to 185 million tons (+84 million tons) according to the optimistic scenario. A conservative scenario seems more realistic, since under an optimistic scenario, two conditions must be met at once:

1) the entire increase in the carrying capacity of the Eastern landfill (Transsib and BAM) will be transferred for export

coal, despite the presence of other cargo base (oil cargo, ferrous metals, timber cargo, etc.);

2) the entire projected growth in demand for coal in the APR market will be satisfied by an increase in coal supplies from Russia (taking into account plans to increase coal exports from Sakhalin), despite the strong competitive position of suppliers from Indonesia and Australia. An additional obstacle to increasing coal exports to the APR countries in excess of 45 million tons is the predominance of non-specialized terminals in the Far East. Such terminals are not equipped for coal transshipment, they do not have the proper infrastructure, there are no modern coal cleaning technologies designed to ensure the quality of coal required on the international market, which will not be able to provide the necessary level of competitiveness of Russian coal to increase its share in the world market - an increase in coal exports in the Eastern direction according to the conservative scenario (+45 million tonnes) will lead to an increase in the share of Russian coal in the APR market from 11,1% in 2020 to 14,2% in 2024. Most of these environmentally dirty enterprises are located in close proximity to urban development and do not have development plans, which will also have a negative impact, taking into account the current international environmental policy of checking the links of the coal supply chain for compliance with the tightening international environmental standards (according to the similar European system Bettercoal). There are only two specialized coal terminals in the region that are currently capable of increasing the volume of transshipment for export - Vostochny Port JSC and Daltransugol JSC.


The total increase in the transshipment capacities of these terminals already now makes it possible to increase the volume of exports by 45 million tons (reaching the declared capacity of the third stage of the Eastern Port allows to increase transshipment by 25 million tons, and the development of Daltransugol by 20 million tons). Development / construction of other specialized terminals (VTU, Vera, Sukhodol) will lead to an increase in coal transshipment capacity in the coming years. In order to eliminate infrastructure restrictions and ensure the export of promising freight traffic in the eastern direction, the Government of the Russian Federation at the end of April 2021 approved the passport of the 2nd stage of modernization of the railway infrastructure of the Trans-Siberian and BAM. According to this document, modernization measures should lead to an increase in the total carrying capacity of the Trans-Siberian and BAM up to 180 million tons of various cargoes in 2024, including 68 million tons of coal from Kuzbass (+ 15 million tons to the level of 2020).

 

COMPETITION WITH FOREIGN SUPPLIERS

From the point of view of the prospects for increasing the supply of Russian coal to the APR market, the positions of steam coal suppliers seem to be more solid. China's ban on imports of Australian coal is fueling demand for coal from other countries, including coal from Russia. Other countries in East and Southeast Asia also show stable demand for coal. South Korea and Japan, although they plan to reduce imports of thermal coal due to environmental considerations, will nevertheless remain among the largest buyers of this type of raw material over the next 4-5 years. Malaysia, Vietnam, the Philippines and Thailand plan to increase their purchases of imported coal during this period. The largest increase in steam coal imports in Asia is forecasted from India, but the supply of thermal coal to the Indian market is less profitable (India consumes cheaper coal), and the main suppliers to this market are Indonesia and Australia, which have not only lower costs compared to Russia at the FOB level (in Russia, the cost of railway transportation of coal from mining regions to loading ports is higher), but also the advantage of cheaper freight.


Russian suppliers of metallurgical coal have the opportunity to increase shipments to the APR market, but on this path they will need to overcome a number of difficulties:

• high logistic restrictions for the export of high quality coking coal grades that

concentrated in Kuzbass (limited ability to export coal from Kuzbass);

• limited volumes of high-quality grades - only a small share of Russian coal supplies falls on hard coking coal - the most expensive and most demanded type of metallurgical coal on the world market (the bulk of Russian metallurgical coal belongs to the categories of semi-hard coking coal, semi-soft coking coal and PCI);

• high market segmentation and individual demand for metallurgical coal intended for use in the charge: different customers have different requirements for different quality characteristics;

• careful selection of suppliers of metallurgical coal: in contrast to the thermal coal market, consumers striving for exact compliance of the purchased grades with technological requirements are more conservative in the procurement of raw materials and are less inclined to change suppliers (test purchases, lengthy selection procedures, etc.);

• just as in the case of thermal coal, the main increase in demand for metallurgical coal in the Asian region is expected from India, and Australia is the main supplier of metallurgical coal to this region (for reference: in 2020, the share of Russian coal supplies as energy and metallurgy - to India accounted for 3,6% of all Russian coal exports; a year earlier - 3,4%). In addition, India is seeking to develop domestic coal production, which over time may lead to a downward adjustment in the growth in demand for coal imports. Thus, an increase in coal exports from Russia to the APR market in the amount of 45-50 million tons in the future until 2024 is an achievable goal, but the achievement of this goal is associated with the solution of infrastructure problems (the implementation of previously announced programs to increase the carrying capacity of the Eastern landfill) and successful competition with suppliers from other countries (primarily from Indonesia and Australia).
September 21: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Перспективы российского угольного экспорта на рынок АТР до 2024

С 2000 по 2020 г. российский экспорт угля увеличился в 5,7 раза. Насколько стабилен этот тренд и есть предпосылки для его развития в ближайшей перспективе?

Прогноз эксперта отрасли - исполнительного директора Современного аналитического агентства Николая Петрова опубликовал журнал «Уголь».

Перспективы российского угольного экспорта на рынок АТР до 2024

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПОРТА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Угольная энергетика остается крупнейшей отраслью мировой экономики. Приблизительно четверть вырабатываемой электроэнергии в мире производится на основе угля. Россия является одним из крупнейших поставщиков угля на мировом рынке, уступая по объемам лишь Индонезии и Австралии. С 2000 по 2020 г. российский экспорт угля увеличился в 5,7 раза – с 37 млн до 212 млн т. Из-за того, что объем мировой угольной торговли за тот же период времени вырос в 2,3 раза (с 0,6 млрд до 1,3 млрд т), доля российского угля на мировом рынке выросла с 6 до 16%.1 По причине того, что потребление угля на внутреннем российском рынке неуклонно сокращалось (уголь проигрывал межтопливную конкуренцию природному газу), значение экспорта для отечественной угольной отрасли постепенно возрастало. Если в 2000 г. на экспорт приходилось 15% поставок российского угля, то в 2020 г. – 59%. Финансовое благополучие и инвестиционные планы российских угольных компаний в настоящее время главным образом зависят от экспортных поставок. При этом на зарубежных рынках перед российскими поставщиками стоит ряд вызовов рыночного и инфраструктурного характера, от преодоления которых будет зависеть будущее отечественной угольной отрасли в долгосрочной перспективе.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Во многих странах мира и ряде межстрановых объединений приняты программы, направленные на переустройство экономик этих стран в пользу большего акцента на сохранении климата и сокращении загрязнения окружающей среды. Лидером в этой политике стали европейские страны, в которых уже давно действует рынок разрешений на выбросы СО2 и которые постепенно выходят из угольной энергетики, развивая возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Все чаще пересматривают планы развития энергетики страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Помимо энергетики ограничения на использование угля затрагивают также металлургию и прочие отрасли. Поскольку выбросы СО2 и уголь объявлены главными виновниками глобального потепления, объектом внимания теперь становится углеродный след.


Если в 2010-е гг. в ведущих западных странах широкое распространение получило развитие ВИЭ (что привело к частичному вытеснению угля из энергетики), то в 2020-е гг. ВИЭ получат распространение и в развивающихся странах (с соответствующими последствиями для угольной энергетики этих стран), а развитые страны, прежде всего в Европе, начнут уход от угля и в прочих отраслях (прежде всего в металлургии). Под давлением экологического сообщества банки уменьшают финансирование проектов, связанных с угольной отраслью (как с потреблением, так и с добычей). Институциональные инвесторы выводят свои средства из компаний, вовлеченных в добычу, потребление или торговлю углем.

Данная тенденция усложняет возможности финансирования компаний, связанных с угольным бизнесом.

Международные горнодобывающие компании сокращают вложения в угледобывающие активы. Крупные нефтегазовые компании и сырьевые трейдеры оказываются в ситуации, когда они вынуждены заниматься ВИЭ и прочими «зелеными» технологиями. Некоторые международные угольные трейдеры стали соответствующим образом строить свою маркетинговую политику, позиционируя себя как поставщики экологически чистого угля. Например, компания EcoCarbon предлагает на рынке так называемые экологичные (eco-friendly) или, сокращенно, эко-угли (eco-grades), характеризуемые пониженным содержанием вредных веществ (сера, зола и прочие). Использование таких марок угля снижает выбросы вредных веществ в атмосферу.

Определенные риски для угольного экспорта потенциально может нести и так называемое трансграничное углеродное регулирование (ТУР). ТУР, являясь частью политики ЕС по достижению углеродной нейтральности к 2050 г., предполагает введение пошлины или дополнительного сбора/налога на импортируемые в Европу товары, производство которых сопровождалось эмиссией CO2. Введение ТУР в ЕС ожидается в ближайшие годы, но текущая система платы за выбросы СО2 (EU ETS) пока не предполагает для поставщиков угля плату за выбросы СО2, образующиеся при его использовании.

 

ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ РОССИЙСКОГО УГЛЯ И РЕШЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОБЛЕМ

В этих условиях российские угольные компании наращивают экспорт в наиболее перспективном для себя восточном направлении. На рынок АТР в настоящее время приходится три четверти мировой угольной торговли, а развивающиеся азиатские страны, экономики которых пока еще не связаны с сильными экологическими ограничениями, продолжают предъявлять высокий спрос на дешевые носители энергии.


За последние 20 лет доля российского угольного экспорта, направляемого через порты Дальнего Востока выросла с 26 до 50%, а физический объем угольного экспорта, отгружаемого из российских дальневосточных портов, увеличился более чем в 10 раз. В 2020 г. объем перевозки угля на экспорт в восточном направлении в адрес портов Дальнего Востока и погранпереходов с Китаем составил 101 млн т без учета отгрузок из портов Сахалина и Чукотки – так называемых изолированных угледобывающих регионов – перевозка угля в адрес портов этих регионов не оказывает влияния на нагрузку общей сети РЖД.

Согласно прогнозу САА, спрос на уголь на рынке АТР в 2024 г. вырастет на 90 млн т по сравнению с 2020 г. и лишь на 19 млн т по сравнению с 2019 г. (в 2020 г. из-за пандемии спрос на уголь на рынке АТР упал на 71 млн т; см. таблицу). Прогнозируется, что к 2024 г. объем перевозки российского угля на экспорт в восточном направлении вырастет до 146 млн т (+45 млн т к уровню 2020 г.) согласно консервативному сценарию и до 185 млн т (+84 млн т) согласно оптимистичному сценарию. Более реалистичным представляется консервативный сценарий, поскольку при оптимистичном сценарии должны выполниться сразу два условия:

1) все увеличение провозной способности Восточного полигона (Транссиб и БАМ) будет передано под вывоз

угля, несмотря на наличие прочей грузовой базы (нефтяные грузы, черные металлы, лесные грузы и прочие);

2) весь прогнозируемый рост спроса на уголь на рынке АТР будет удовлетворен за счет увеличения поставок угля из России (с учетом планов по росту экспорта угля из Сахалина), несмотря на сильные конкурентные позиции поставщиков из Индонезии и Австралии. Дополнительным препятствием на пути увеличения экспорта угля в страны АТР сверх 45 млн т является преобладание неспециализированных терминалов на Дальнем Востоке. Такие терминалы не оборудованы под перевалку угля, в них нет надлежащей инфраструктуры, отсутствуют современные технологии очистки угля, призванные обеспечить требуемое на международном рынке качество угля, что не сможет обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российского угля для увеличения доли на мировом рынке – увеличение экспорта угля в восточном направлении по консервативному сценарию (+45 млн т) приведет к росту доли российского угля на рынке АТР с 11,1% в 2020 г. до 14,2% в 2024 г. Большинство из таких экологически грязных предприятий расположены в непосредственной близости к городской застройке и не обладают планами развития, что также будет оказывать негативное влияние с учетом проводимой международной экологической политики проверки звеньев цепочки поставки угля на соответствие ужесточающимся международным экологическим стандартам (по аналогичной европейской системе Bettercoal). В регионе расположены лишь два специализированных угольных терминала, способных в настоящее время обеспечить увеличение объемов перевалки на экспорт, – АО «Восточный Порт» и АО «Дальтрансуголь».


Суммарный прирост мощностей по перевалке этих терминалов уже сейчас позволяет увеличить объем экспорта на 45 млн т (выход третьей очереди Восточного Порта на заявленную мощность позволяет увеличить перевалку на 25 млн т, а развитие Дальтрансугля – на 20 млн т). Развитие/строительство прочих специализированных терминалов (ВТУ, Вера, Суходол) приведет к росту мощностей по перевалке угля в перспективе ближайших лет. С целью ликвидации инфраструктурных ограничений и обеспечения вывоза перспективного грузопотока в восточном направлении Правительство РФ в конце апреля 2021 г. утвердило паспорт 2-го этапа модернизации ж/д инфраструктуры Транссиба и БАМа. Согласно этому документу меры по модернизации должны привести к увеличению общей провозной способности Транссиба и БАМа до 180 млн т различных грузов в 2024 г., в том числе 68 млн т угля из Кузбасса (+15 млн т к уровню 2020 г.).

 

КОНКУРЕНЦИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ

С точки зрения перспектив увеличения поставок российского угля на рынок АТР более прочными представляются позиции поставщиков энергетического угля. Запрет, действующий в Китае на импорт австралийского угля, подогревает спрос на уголь из других стран, в том числе на уголь из России. Стабильный спрос на уголь предъявляют и другие страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Южная Корея и Япония хотя и планируют сократить импорт энергетического угля из-за экологических соображений, все же останутся в числе крупнейших покупателей этого вида сырья в течение ближайших 4-5 лет. Малайзия, Вьетнам, Филиппины и Таиланд планируют нарастить закупки импортного угля в течение этого периода. Наибольшее увеличение импорта энергетического угля в Азии прогнозируется со стороны Индии, но поставки энергетического угля на индийский рынок менее рентабельны (Индия потребляет более дешевый уголь), а основными поставщиками на этот рынок являются Индонезия и Австралия, обладающие по сравнению с Россией не только более низкими издержками на уровне FOB (в России выше издержки на ж/д транспортировку угля из регионов добычи до портов погрузки), но и преимуществом более дешевого фрахта.


Российские поставщики металлургического угля имеют возможности увеличить отгрузки на рынок АТР, но на этом пути им будет необходимо преодолеть ряд трудностей:

• высокие логистические ограничения для экспорта высококачественных марок коксующегося угля, которые

сконцентрированы в Кузбассе (ограниченная возможность вывоза угля из Кузбасса);

• ограниченные объемы высококачественных марок – лишь небольшая доля поставок российского угля приходится на hard coking coal – самый дорогой и наиболее востребованный вид металлургического угля на мировом рынке (основная масса российского металлургического угля относится к категориям semi-hard coking coal, semi-soft coking coal и PCI);

• высокая сегментация рынка и индивидуальный спрос, предъявляемый на металлургический уголь, предполагаемый к использованию в шихте: различные клиенты предъявляют разные требования к различным качественным характеристикам;

• тщательный отбор поставщиков металлургического угля: в отличие от рынка энергетического угля потребители, стремящиеся к точному соответствию покупаемых марок технологическим требованиям, более консервативны в вопросах закупки сырья и менее расположены к смене поставщиков (тестовые закупки, длительные процедуры отбора и т.д.);

• так же, как и в случае с энергетическим углем, основное увеличение спроса на металлургический уголь в азиатском регионе ожидается со стороны Индии, а основным поставщиком металлургического угля в этот регион является Австралия (справочно: в 2020 г. доля поставок российского угля – как энергетического, так и металлургического – в Индию составила 3,6% всего российского угольного экспорта; годом ранее – 3,4%). Кроме того, Индия стремится развивать внутреннюю угледобычу, что со временем может привести к корректировке роста спроса на импорт угля в сторону понижения. Таким образом, увеличение экспорта угля из России на рынок АТР в объеме 45-50 млн т в перспективе до 2024 г. является реализуемой целью, но достижение этой цели связано с решением инфраструктурных проблем (реализация заявленных ранее программ по увеличению провозной способности Восточного полигона) и успешной конкуренцией с поставщиками из других стран (прежде всего из Индонезии и Австралии).
25 сентября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика