Поделиться
Приамурье — молодец, а Приморье — в «красной зоне»
Поделиться

Мониторинг инвестиционной деятельности, проведенный АСИ, выявил лидеров и аутсайдеров на Дальнем Востоке

minvr.ru
Помощник президента РФ Андрей Белоусов поставил под сомнение количество и качество работы институтов развития Дальнего Востока, наличие которых, по его мнению, все еще не решает главных проблем макрорегиона — оттока населения и отсутствия, в целом, благоприятных условий для ведения бизнеса. Руководству ряда дальневосточных субъектов РФ поставлено на вид, что оно не справляется с задачей создания благоприятного инвестиционного климата.     
 
БИЗНЕСУ КОМФОРТНЕЕ В ХАБАРОВСКЕ  
На отдельной сессии в рамках VI ежегодной деловой конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному бизнесу», организованной НПО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) и информационным агентством ТАСС обсуждался инвестиционный климат на Дальнем Востоке России. Напомним, согласно итогам ежегодного рейтинга, в 2017 году лишь меньшая часть дальневосточных субъектов РФ показала хорошую динамику по состоянию инвестиционного климата. 

В ходе сентябрьского Восточного экономического форума во Владивостоке помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов призвал АСИ, представителей «Деловой России» и «Опоры России» провести в течение двух-трех месяцев мониторинг механизмов инвестиционной деятельности в регионах Дальнего Востока и озвучил цель такого исследования: «Проверим, как эти институты (развития) работают в каждом из регионов. Вместе с губернатором, вместе с командами, разберем кейсы, будет самый тщательный анализ. И дальше посмотрим, куда надо двигаться с учетом того опыта, который мы получим». 

И вот теперь, анализируя различные показатели проведенного мониторинга, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева подчеркнула большую разницу между различными регионами Дальнего Востока в части успешного освоения инструментов экономического стимулирования: «Амурскую область, Хабаровский край, Магаданскую область отличает высокое качество работы региональных специализированных организаций, инфраструктуры для бизнеса, инвестиционного портала и совета... В то же время Приморскому краю необходимо повысить доступность региональной инфраструктуры и больше взаимодействовать с бизнес-сообществом, Камчатке – наладить взаимоотношения с институтами развития Дальнего Востока и оптимизировать деятельность инвестиционного совета, Чукотке – создать инвестиционную инфраструктуру и вовлечь население в предпринимательскую деятельность... В Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе отсутствуют нормы, которые определяют порядок рассмотрения предложений и заключения концессионных соглашений. В Приморском крае не определено, кто наделен полномочиями в сфере государственно-частного партнерства, нет порядка межведомственного взаимодействия. На Чукотке и в Еврейской Автономной области его тоже нет. Не реализуется закон о промышленной политике. На Камчатке не прописан порядок заключения специальных инвестиционных контрактов, а на Сахалине и в Якутии региональное законодательство о промышленной политике требует доработки. Хабаровский край – единственный регион, где предусмотрено субсидирование затрат на создание частных индустриальных парков».
 
Согласно данным мониторинга, полученным на основе опроса предпринимателей, в Якутии недостаточно эффективно организована деятельность регионального инвестиционного совета и портала, а также инвестиционной инфраструктуры в целом.  Схожая ситуация – на Чукотке, Камчатке, в Сахалинской и Еврейской автономной области. В Приморье (край попал в отстающую, так называемую, «красную зону») положение усугублено тем, что объемы инвестиций последовательно снижались в течение последних трех лет на фоне неразвитой инфраструктуры поддержки и слабого диалога между бизнесом, властью и институтами развития. Напротив, Хабаровский край, Амурская и Магаданская область демонстрируют высокую динамику объема инвестиций и уровень поддержки бизнеса. Хабаровский край отличает, кроме того, высокий индекс промышленного производства и качественная инвестиционная инфраструктура.
 
В целом Дальневосточный федеральный округ лидирует по темпам роста инвестиций в уставной капитал компаний (+10% против +3% в среднем по России), но отстает по количеству новых предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), в части объемов кредитования (на 18% меньше чем в целом по России в расчете на одного субъекта МСП), по числу проведенных контролирующими органами проверок (на 7% выше, чем в среднем по стране в 2017 году).
 
КАК СЧИТАТЬ РЕЗУЛЬТАТ? 
Комментируя все эти данные в ходе дискуссии, помощник президента РФ Андрей Белоусов напомнил присутствующим, что в сентябре 2017 года Владимир Путин дал поручение обеспечить к 2020 году вхождение регионов Дальнего Востока в топ-30 Национального рейтинга состояния инвестклимата (по итогам последнего Нацинвестрейтинга только один дальневосточный субъект РФ — Хабаровский край – занял в нем 40-е место из 85, – прим. EastRussia). «Мы, когда готовили это поручение президента, написали, что регионы Дальнего Востока должны войти в топ-30 в течение пяти лет. Он вычеркнул, поменял на "в течение трех лет". Это было его личное решение», – сделал акцент Андрей Белоусов.

Помощник президента признал, что на первом этапе развития Дальнего Востока (который ознаменован созданием территорий опережающего развития и Cвободного порта Владивосток с их сверх-льготными механизмами поощрения предпринимательской деятельности) бизнес начал приходить на Дальний Восток, и даже на какое-то время замедлились негативные демографические тенденции (по сравнению с предшествующими годами в 2016 году отток населения с Дальнего Востока сократился более чем на 40%, но в первую половину 2017 года вновь начал расти, по данным РАНХиГС). Но главным критерием успешного освоения восточной части России Белоусов назвал все еще не достигнутый устойчивый рост населения, показывающий, что люди хотят здесь «жить, работать и воспитывать детей».
 
Разумеется, благоприятный инвестиционный климат и вызванная им экономическая активность должны положительно сказаться на демографической ситуации. Но, как показали данные обсуждавшегося мониторинга, со стимулированием экономики пока все обстоит не очень гладко. Участники дискуссии затронули тему институтов развития – упоминались как региональные учреждения, так и федеральные – КРДВ, АРЧК, Фонд развития Дальнего Востока и т.д. По мнению Андрея Белоусова, возможно из-за того, что на Дальнем Институте слишком много институтов развития, предприниматели просто путаются, какой за что отвечает. «Может, уменьшить их (институтов) количество, но улучшить качество?”, – задал риторический вопрос аудитории помощник президента Российской Федерации.
 
КРЕДИТЫ НЕ ДАЮТ, ТАРИФЫ ЗАДИРАЮТ
Другой участник дискуссии, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, связал не очень радующие показатели мониторинга с наличием трех главных региональных проблем для малого и среднего бизнеса: недоступность кредитов под оборотные средства («Банки требуют только твердых залогов,  уже даже золото у предпринимателей не берут в Якутии, рассматривая его как товар, находящийся в обороте!»); попустительство со стороны госорганов нелегальному бизнесу, составляющему недобросовестную конкуренцию законопослушным предпринимателям; необоснованно высокие транспортные и энерготарифы («Сургутнефтегаз» берёт 120000 руб. за проезд фуры по своим дорогам технологического назначения, а компании, отвечающие за подключение к электросетям в Якутии требуют 50 тысяч рублей за киловатт, хотя в центральной России расценки в 10 раз ниже»).     
 
НАДЗИРАТЬ СТАНУТ ПО-НОВОМУ
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка добавил в этот перечень проблему излишнего и, зачастую, необоснованного давления на бизнес со стороны контролирующих госструктур, в первую очередь – Налоговой службы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, органов МВД и МЧС. Глава Минвостокразвития напомнил, что о необходимости снижения административной нагрузки на предпринимателей говорил Президент России Владимир Путин в ходе сентябрьского заседания президиума Госсовета во Владивостоке.
 
«Президент принял решение — оно касается не только Дальнего Востока, но и всей страны — о недопустимости изъятия жестких дисков во время проведения проверок бизнеса, о праве уполномоченного по защите прав предпринимателей подавать в суд иск от имени отдельного бизнесмена, если нарушены права прследнего. Также Президент поддержал целый пакет мер по снижению объема плановых и внеплановых проверок бизнеса контролирующими органами. На сегодня создана совместная рабочая группа по защите прав инвесторов, состоящая из сотрудников Минвостокразвития, с одной стороны, и сотрудников Генеральной прокуратуры РФ, с другой. Мы готовим альтернативную модель осуществления контрольно-надзорной деятельности на Дальнем Востоке в ТОРах и Свободном порте Владивосток. В ближайшее время она будет представлена. Более того, на сайте Минвостокразвития три недели назад была запущена горячая линия для приема обращений бизнесменов и инвесторов по конкретным фактам и обстоятельствам нарушения их прав и административного давления. Есть адрес электронной почты (businesspravo@investvostok.ru), в режиме онлайн готовы на любые проблемы инвесторов реагировать, разбираться и помогать решать эти вопросы. Проблема острая и кричащая. Мы должны ее решить», – пообещал участникам дискуссии Александр Галушка. 
 
Министр также выразил недоумение по поводу регионов-аутсайдеров (они обозначены красным цветом на так называемой «тепловой» карте мониторинга: «В регионах, которые находятся в “красной зоне” (Приморский край, Камчатский край и Чукотский автономный округ), сосредоточены основные проблемы и основные недоработки. Это вызывает непонимание, как что-то получается в Хабаровском крае и не получается в Приморье? Нет у этого никакого объяснения, кроме как качества работы региональных управленческих команд».
 

СПРАВКА EastRussia
АСИ вместе с ведущими деловыми объединениями является организатором проведения ежегодного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. С помощью этого инструмента в течение трех последних лет оценивается эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды.

2 июня 2017 года на площадке Петербургского международного экономического форума был представлен топ-20 последнего Национального инвестиционного рейтинга субъектов РФ. Наилучшую динамику в двадцатке лидеров по интегральному показателю продемонстрировали Татарстан, Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Костромская и Московская области. Из дальневосточных регионов самых впечатляющих результатов достигли Хабаровский край и Амурская область улучшив свои позиции за год, соответственно, на 33 и 31,51 пункта.
Эдуард Попов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов