Поделиться
Приамурье: регион трудностей и больших перспектив
Поделиться

Путь Амурской области от депрессивной зоны к центру промышленного развития и международного сотрудничества

Амурская область при наличии безусловных преимуществ в виде выгодного приграничного положения и богатого ресурсного потенциала в последнее время переживает всплеск позитивных ожиданий, связанных с реализацией крупных проектов федерального и международного значения. Они, как ожидается, должны придать новый импульс развитию приамурской экономики и превратить традиционно отстающий по ряду показателей регион в крупный промышленный и транспортно-логистический центр на востоке страны. Стоит отметить, что подобные амбиции озвучивались и ранее, однако несколько лет назад они вызывали сомнения, и судить об их потенциальной успешности на фоне меняющихся планов и сдвигающихся сроков по ряду определяющих проектов представлялось затруднительным.

pixabay.com

Положительные тенденции

К 2019 году в региональной экономике наметились явные положительные тенденции, которые являются следствием реализации отдельных крупных проектов, а также возросшего внимания к региону со стороны федерального центра. В то же время не все намеченные планы получают дальнейшее развитие в силу различных причин — зависимости от рыночной конъюнктуры (в сфере добычи угля или переработки нефти) или допущенных изначально управленческих ошибок (затянувшееся строительство космодрома). В целом благоприятные условия складываются на традиционных для экономики Приамурья направлениях — в золотодобыче и сельском хозяйстве, однако их развитие в силу отраслевых особенностей отличается неустойчивостью. Таким образом, Амурская область сегодня постепенно движется по пути к улучшению социально-экономических показателей, и имеющиеся успехи служат поводом для оптимистичных прогнозов. На будущее масштабные не только по меркам Дальнего Востока, но и страны в целом проекты сулят региону настоящий экономический прорыв, но одновременно ставят его экономику в критическую зависимость от успешности их реализации.

По объему ВРП (336,2 млрд рублей по итогам 2018 года) Приамурье опережает часть дальневосточных субъектов, таких как Бурятия, Еврейская АО, Магаданская область, Камчатский край и Чукотский АО, и отстает от Приморья, Хабаровского края и Сахалина. На этом фоне амбициозными выглядят планы по увеличению ВРП в ближайшей перспективе. Они связаны, в первую очередь, с реализацией крупных промышленных проектов, от успешного развития которых во многом зависит будущее благополучие региона. Амурская область претендует на заметную роль сразу в нескольких отраслях экономики — газоперерабатывающей промышленности, горнодобыче, сельском хозяйстве и логистике.

Динамика объемов промышленного производства в Амурской отрасли пока отстает от большинства дальневосточных регионов, как промышленных лидеров округа (в том числе, Якутии и Магаданской области), так и более схожих с Приамурьем — Забайкальского края, Еврейской АО и Бурятии. По итогам 2018 года Приамурье продемонстрировало спад и самый низкий в Дальневосточном ФО показатель индекса промышленного производства, что во многом было обусловлено снижением производства в горнодобывающей отрасли. В этом году, по итогам января-сентября, ситуацию удалось выровнять — регион вернулся к положительной динамике промпроизводства, опередив, в частности, Забайкальский край и Еврейскую АО.


Ставка на промышленность

Тем не менее, основные экономические перспективы Амурской области связывают именно с развитием промышленности — газоперерабатывающей и горнорудной. Прохождение через Приамурье газопровода «Сила Сибири» и наличие трансграничной инфраструктуры определяют возможности для создания крупнейшего на Дальнем Востоке газохимического кластера, под развитие которого создана специализированная ТОР «Свободный». Основными его предприятиями должны стать технологически связанные между собой Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» (ООО «Газпром газопереработка Благовещенск») мощностью переработки 42 млрд кубометра природного газа и Амурский газохимический комплекс (АГХК) ПАО «СИБУР Холдинг» годовой мощностью 1,5 млн тонн полиэтилена. Для реализации проекта требуется и позитивное взаимодействие его основных инициаторов. В частности, в прошлом году «Газпром» и «СИБУР» договорились о поставках двух млн тонн этана в год, а осенью 2019 года стороны заключили предварительный договор ежегодной поставки 1,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ) и этановой фракции с ГПЗ на ГХК. Как ожидается, последняя сделка позволит увеличить потенциальные мощности комплекса с 1,5 до примерно 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена.

Тем не менее, ожидаемого мультипликативного экономического эффекта – увеличения налоговых поступлений в бюджет и роста ВРП, создания до пяти тыс. рабочих мест, включая приток высококвалифицированных специалистов, появления дополнительных источников доходов для населения — от реализации данных масштабных проектов следует ожидать не ранее 2025 года, поскольку АГХК будет запущен в эксплуатацию после 2024 году синхронно со строительством четвертой очереди Амурского ГПЗ. В целом на текущий момент еще не принято окончательного решения о конфигурации газохимического предприятия (базовой или расширенной). Во многом оно зависит от введения отрицательного акциза на СУГ — обсуждаемой в правительстве РФ меры поддержки, стимулирующей переработку данного вида сырья. Вовлечение в переработку СУГ увеличит мощность АГХК до 2,7 млн тонн готовой продукции в год, что позволит предприятию претендовать на ведущую мировую роль в производстве полиэтилена и полипропилена.

На текущий момент такая перспектива выглядит осуществимой в силу того, что на федеральном уровне активно обсуждается возможность введения льгот на сжиженные углеводородные газы за счет сокращений дотаций на нафту или с помощью постепенного повышения обратного акциза. Строительство Амурского ГПЗ в свою очередь привязано к развитию мощностей Иркутского и Якутского центров газодобычи и началу поставок газа по «Силе Сибири», которые запланированы на конец этого года. Ввод в эксплуатацию первых двух технологических линий Амурского ГПЗ предполагается осуществить в первой половине 2021 года.

Еще одним крупным производством, планируемым к созданию в регионе, является завод метанола ОАО «Технолизинг» (группа ЕСН Березкина) в Сковородино мощностью около одного млн тонн в год. Известно, что к проекту проявляют интерес японские компании Marubeni Corporation и Mitsui O.S.K. Lines, а также саудовская Sabic, но каких-либо конкретных договоренностей, помимо подписанного японскими компаниями и АНО АПИ меморандума о поставках метанола, пока не достигнуто.

Что касается нефтепереработки, то в текущем году, после долгих обсуждений и споров был официально отменен проект Амурского нефтеперерабатывающего завода планируемой мощностью шесть млн тонн нефти и конденсата в год, который предполагалось реализовать с участием китайского капитала. «Амурская энергетическая компания», подконтрольная китайской «Мэн Лань Син Хэ», обещала на 90% профинансировать весь объем работ стоимостью более 120 млрд рублей. Соответственно, большую часть продукции предполагалось поставлять в КНР. Стоит отметить, что проект изначально казался сомнительным из-за неопределенности с источником сырья и ожидаемого отказа «Транснефти» дать разрешение на подключение Амурского НПЗ к трубопроводу ВСТО.

 

Сила в энергии

Несомненным преимуществом для развития промышленных предприятий в Амурской области является наличие в регионе крупных электроэнергетических мощностей. Знаменательным событием осени текущего года стал пуск четвертого гидроагрегата и полный ввод в промышленную эксплуатацию Нижне-Бурейской ГЭС (ПАО «РусГидро») — наиболее мощной российской гидроэлектростанции, построенной в постсоветское время, со среднегодовой проектной выработкой электроэнергии 1670 млн кВт/ч, которая входит в состав Бурейского гидроэнергетического комплекса. Станция вышла на проектную мощность в 320 МВт. ГЭС призвана обеспечить надежным энергоснабжением все строящиеся и планируемые к созданию крупные промышленные объекты региона. Также наблюдается рост выработки электроэнергии на Бурейской ГЭС — на 31% в третьем квартале 2019 года.

Однако в отличие от Нижне-Бурейской ГЭС, проектирование и строительство которой продолжалось на протяжении длительного времени, реализация новых инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики в Приамурье сталкивается с некоторыми трудностями. Так, удобная логистика позволяет рассматривать регион в качестве центра экспорта электричества в соседний Китай. Но проекты этого направлении пока не в активной стадии. Так, проект возведения для этих целей Ерковецкой ТЭС мощностью 1200 МВт на базе Ерковецкого буроугольного месторождения отложен, хотя в 2016 году в правительстве и «Интер РАО» всерьез обсуждалась его реализация, и даже назывались возможные сроки запуска объекта – 2020 год. Одной из основных причин отсутствия дальнейшего продвижения по данному вопросу стало то, что сторонам не удалось прийти к согласию по поводу цены на электроэнергию. В ближайшее время не стоит ожидать и реализации проекта создания ТЭС для экспортных целей на базе Огоджинского угольного месторождения, а учитывая, что китайская сторона в лице корпорации Shenhua отказалась от участия в его освоении, по всей вероятности, строительство энергомощностей будет просто отменено.

Зато строительство газопровода «Сила Сибири» приблизило реализацию программы газификации части коммунальных и промышленных объектов Приамурья. В первую очередь в 2020-21 годах на природный газ будут переведены котельные городов Свободный и Циолковский. В дальнейшем, к 2022 году, газ придет в Благовещенск и Благовещенский район. В целом же предполагается газифицировать более половины (порядка 350) населенных пунктов Амурской области, в том числе города Тында и Шимановск, Тындинский, Шимановский, Сковородинский, Магдагачинский и Свободненский районы. Программа развития газификации и газоснабжения Амурской области до 2025 года предусматривает проектирование и строительство четырех газоотводов и газораспределительных станций. Согласно ожиданиям, переход на газ должен снизить затраты на обслуживание котельных.

 

На вес золота          

Сферой промышленности, в которой Амурской области уже удается демонстрировать успехи, выступает горнодобыча – прежде всего добыча золота. В последнее время для показателя объемов производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» в Приамурье характерна положительная динамика — в январе-сентябре 2019 года прирост составил 10,7% по отношению к аналогичному периоду 2018 года. Лучшие темпы роста этой отрасли на Дальнем Востоке демонстрировали только Якутия и Магаданская область. В Приамурье в текущем году возобновился рост добычи золота, по объемам которого регион выступает одним из лидеров в Дальневосточном ФО и занимает шестое место в России (по итогам 2018 года). Золотодобывающая отрасль на сегодня обеспечивает 12-17% доходной части консолидированного бюджета Амурской области.

Но при этом следует отметить, что по итогам прошлого года в сфере золотодобычи Приамурья происходил спад – объем добычи драгметалла сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2017 года, составив 22,7 тонн. Падение оказалось ощутимым для Амурской области, с учетом того, что в предыдущие годы ее предприятия демонстрировали рекордные объемы производства драгметалла (за счет запуска новых производственных мощностей ГК «Петропавловск»), благодаря чему в 2009-2017 годах регион входил в тройку ведущих золотодобывающих регионов страны. Столь заметное сокращение было вызвано проблемами ведущих золотодобытчиков в регионе — предприятий, входящих в ГК «Петропавловск» (Покровский и Албынский рудники), и Nordgold (Березитовый рудник).

Впрочем, важные положительные результаты в отрасли за прошлый год все же были достигнуты — на Покровском месторождении запущен автоклавно-гидрометаллургический комплекс ГК «Петропавловск» (мощностью переработки до 500 тыс. тонн упорного концентрата в год), где в конце 2018 года было получено первое в истории Приамурья упорное золото. С извлечением драгметалла именно из упорных руд связывают основные перспективы роста золотодобычи на фоне постепенного истощения легкодоступных запасов. Соответственно, работа автоклава в этом году ожидаемо должна принести рост производства золота, компенсировав таким образом прошлогоднее падение. Отчасти данный прогноз реализуется — за январь-октябрь этого года недропользователи Амурской области нарастили объем золотодобычи на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 22,5 тонн, при этом показатель добычи на рудниках увеличился на 20%, составив 14,3 тонны. Тем временем добыча на амурских россыпях стабильно растет, в основном за счет работы крупных артелей с участием иностранного капитала («ХАС-групп», объединяющая артели «Маристый», «Марс», «Могот», прииск «Дамбуки»), а также артелей «Росзолото». Для золотодобывающей отрасли Приамурья основная проблема заключается в отставании темпов прироста запасов драгметалла от темпов его добычи. По этой причине основные надежды как раз и возлагаются на извлечение золота из упорных руд, существующие запасы которых, по оценкам, позволят региону стабильно сохранять текущий уровень золотодобычи в течение длительного времени.


Дать стране угля

В сфере добычи угля стратегическим проектом является освоение Сугодинско-Огоджинского месторождения (Селемджинский район), располагающего значительными запасами каменного угля — 1,5 млр. тонн, и считающегося крупнейшим на Дальнем Востоке. Поводом для сомнений служит тот факт, что громкие заявления звучат уже достаточно давно, но масштабное освоение месторождения продолжало сдвигаться на более поздние сроки. Дочерняя компания «Ростеха» — «РТ-Глобальные ресурсы» намеревалась инвестировать в Огоджинский проект до 240 млрд рублей, построив горнодобывающее предприятие и обогатительную фабрику мощностью до 30 млн тонн угля в год, начать добычу в 2018-2019 годах и выйти на проектную мощность в 2023 году. Помимо того, рассматривались возможности создания угольной ТЭС и организации поставок электроэнергии в КНР. Партнером «Ростеха» в проекте должен был выступить крупнейший китайский производитель угля — China Shenhua Energy, но, как нередко случается с планами российско-китайского сотрудничества, дело не продвинулось дальше переговоров и подписания предварительных соглашений.

Новый соинвестор был найден уже среди российских угледобытчиков, имеющих амбиции по увеличению экспорта продукции на растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Освоением Сугодинско-Огоджинского месторождения теперь должны заняться «РТ-Развитие бизнеса» («дочка» «Ростеха») и компания «ВостокУголь» Босова и Исаева, в 2018 году получившая долю в 50% в «Огоджинском энергетическом холдинге». Сам по себе факт прихода нового инвестора внушает определенный оптимизм, позволяя рассчитывать, что проект все же не будет заморожен. Кроме того, новый инвестор намерен развивать Огоджинское месторождение, как часть крупного проекта на Дальнем Востоке, включающего также введенный в эксплуатацию в этом году в Приморском крае угольный порт «Вера», через который может осуществляться экспорт приамурского угля на азиатские рынки. Таким образом, проект начинает обретать более ясные перспективы.

Трудности есть и в сфере добычи железной руды. Еще в 2015 году железорудная компания IRC Ltd, связанная с группой «Петропавловск», заморозила работы на месторождении Куранах (Тындинский район) в ожидании более выгодных цен на продукцию. Вместо этого компания сосредоточилась на своем проекте в Еврейской АО – Кимкано-Сутарском ГОКе. В 2018 году дочернее предприятие IRC, ведущее работу на Куранахе (с 2016 года месторождение находится в режиме поддержания работоспособности), ООО «Олекминский рудник», было признано банкротом.

           

Аграрное лидерство

В расположенном на юге российского Дальнего Востока Приамурье сельское хозяйство традиционно составляло одну из основных экономических специализаций. На сегодняшний день Амурскую область заслуженно можно назвать одним из лидеров агропромышленной отрасли на востоке России. По итогам 2018 г. продукция агропромышленного комплекса впервые заняла первое место в структуре экспорта региона и составила 169,7 млн долларов США. На Приамурье приходится более 62% всех посевных площадей ДФО и свыше 32% производимой на Дальнем Востоке сельскохозяйственной продукции. Регион намерен развивать данную отрасль, демонстрируя высокие показатели по ряду направлений.

Так, Приамурье является одним из российских лидеров по объемам производства сои – годовой валовый сбор данной сельскохозяйственной культуры составляет 1,2 млн тонн, в 2018 году объем урожая достиг рекордных 1,3 млн тонн. На регион, таким образом, приходится свыше 30% производимой на территории России сои. В 2019 году Приамурье сохраняет лидерские позиции по объему и экспорту данной культуры. В частности, с января по июнь в КНР было экспортировано 119,27 тыс. тонн. В планах у приамурских аграриев – производство 2,2 млн тонн сои в год к 2024 году за счет как увеличения площади посевов, так и роста урожайности культуры — в среднем до 25 центнеров с гектара, что должно в два раза превысить текущие показатели (11 центнеров с гектара). Следует отметить, что в Приамурье наблюдается стабильный рост посевных площадей – на 21% за последние пять лет.

Власти региона планируют ввести в оборот все залежные земли и оптимизировать севооборот, несколько снизив долю сои (с текущих 78% до 63%) и увеличив сев зерновых и овощных культур, а также повысить урожайность не только сои, но и зерновых (с 17 до 27 центнеров с гектара). Однако выполнение обозначенных задач и достижение передовых показателей зависят от государственной поддержки — компенсаций на возмещение затрат, понесенных аграриями на повышение плодородия почвы, поддержки программы модернизации парка сельскохозяйственной техники, предоставления компенсаций транспортных расходов на доставку техники и удобрений в связи с удаленностью региона от основных предприятий-изготовителей, компенсаций затрат на восстановление и ремонт мелиоративной системы (в настоящее время изношенной на 80%). Пока что Минсельхоз РФ заявляет о готовности предоставлять приамурским аграриям такого рода поддержку. В отсутствие компенсаций и при наличии серьезных колебаний на рынке сельскохозяйственного сырья аграрии сталкиваются с типичной проблемой ценового диспаритета, при котором цены на сырье снижаются, а цены на ГСМ, удобрения, электроэнергию, напротив, имеют тенденцию к росту.

Кроме того, сельскохозяйственная отрасль находится в сильной зависимости от внешних факторов. Урон ей наносят как стихийные бедствия, так и болезни сельскохозяйственных животных. В частности, в этом году в результате летнего паводка пострадало 22% от общей площади посевов (более 261 тыс. га) — в том числе, свыше 212 тыс. га сои (25% от общей площади посевов), более 48,6 тыс. га зерновых культур (21% от площади посевов), а также 444 га прочих сельхозкультур. Ущерб превысил три млрд рублей. Помимо того, вследствие вспышки вируса африканской чумы свиней в этом году существенно пострадало поголовье этих животных — было изъято и уничтожено 15,3 тыс. голов, а ущерб оценен в сумму более одного млрд рублей.

Инвестиции в сельскохозяйственную отрасль Приамурья выглядят перспективными, учитывая наличие близкого рынка сбыта — соседнего Китая. Например, в рамках ВЭФ-2019 было заключено соглашение о сотрудничестве и осуществлении поставок сои на сумму более 12 млн долларов США между крупным китайским производителем продуктов питания COFCO Group и приамурским ООО «Амурагрокомплекс». Следует отметить, что отличительной особенностью амурской сои является высокое содержание белка, что делает ее в наибольшей степени пригодной для использования в пищевых добавках.

Тем не менее, значительно более рентабельным является экспорт не сырья, а переработанной продукции — соевого шрота, лецитина и соевого масла. К 2024-2025 годам в Приамурье предполагается реализовать ряд проектов в сфере переработки сельскохозяйственного сырья — строительство второй и третьей очереди маслоэкстракционного завода «Амурский» (ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» (МЭЗ), дочернее предприятие ООО «Амурагроцентр»), двух новых заводов по производству соевого масла компаний «АНК-Холдинг» и «Красная звезда». Однако и в этой области производители сталкиваются с необходимостью государственной поддержки, так как им приходится конкурировать с представителями КНР, стремящимися к закупке более дешевого сырья (соевых бобов), и с российскими сельхозпроизводителями центральных и южных регионов, предлагающими более низкую цену за такую продукцию переработки, как используемый в качестве основы для комбикормов соевый шрот. В этих условиях производители рассчитывают на получение господдержки в виде краткосрочных льготных кредитов, которые могут снизить существующие риски.

Что касается планов по наращиванию экспорта сельхозпродукции (с текущих 169,7 до 368,2 млн долларов США), то и в этом вопросе приамурским аграриям приходится опираться на федеральную поддержку. Власти региона рассчитывают, что на правительственном уровне будут приняты решения об отмене квот на экспорт дальневосточной пшеницы, ячменя и кукурузы в КНР и о предоставлении компенсации железнодорожных тарифов на перевозку экспортной сельхозпродукции ДФО в направлении дальневосточных портов и таможенных пунктов пропуска. В настоящее время осуществление поставок вне существующих квот в большинстве случаев нерентабельно, поскольку компании-импортеру необходимо оплатить при ввозе пошлину в размере до 65% от таможенной стоимости.

 

Международный масштаб          

Приграничное положение Амурской области открывает возможности для реализации амбициозных международных логистических проектов и развития международного сотрудничества с помощью создания трансграничной российской-китайской агломерации. Приоритетной задачей является улучшение транспортного сообщения. В отличие от пока не слишком продуктивных попыток сотрудничества двух стран в сфере горнодобычи, электроэнергетики и нефтепереработки, совместные проекты развития логистической инфраструктуры постепенно реализуются. Завершено возведение автомобильного трансграничного моста Благовещенск — Хэйхэ, движение по которому планируется запустить в апреле 2020 года (инвестор с российской стороны — ГК «Мост»). Помимо автодорожного моста, предусмотрено создание трансграничной канатной дороги через Амур, строительство которой силами ГК «Регион» и китайской компании «Цзиньлунган» началось летом текущего года. Завершение возведения объекта намечено на 2022 год.

На 2021 год намечен запуск нового таможенного пункта пропуска «Джалинда-Мохэ» (инвестор — АО «Граница»), который предполагается развивать в качестве крупного транспортно-логистического узла сразу для трех российских регионов — Приамурья, Забайкалья и Якутии. Возобновление поставок через таможенный пограничный пункт призвано частично разгрузить порты Приморья, а кроме того, для Якутии и Забайкалья такой путь окажется более выгодным для экспортных поставок в КНР. Так, угольщики Якутии уже заявили о готовности обеспечить загрузку приамурского пункта за счет месторождений на юге республики.

Значительный вклад в закрепление за Амурской области статуса одного из ведущих центров международного сотрудничества с Китаем должно внести и распространение на Благовещенск режима «порто-франко», продвигаемое региональными властями и практически согласованное на федеральном уровне.

Важной составляющей плана по формированию в Приамурье международного транспортного узла выступает также планируемая реконструкция международного аэропорта Благовещенск («Игнатьево»), который остается одним из немногих региональных международных аэропортов с растущим пассажиропотоком, не входящих в крупные холдинги (и единственной воздушной гаванью такого рода в ДФО). Региональные власти рассчитывают увеличить пропускную способность воздушной гавани на международных направлениях в 2,5 раза и к 2025 г. нарастить объем международных пассажирских перевозок до 250 тыс. пассажиров в год, отдав находящийся в собственности региона аэропорт в концессию и проведя реконструкцию международного терминала. Хотя инвестор-концессионер пока не найден, федеральные власти и представители профильного бизнеса видят в объекте определенный потенциал — Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) и ВЭБ подписали меморандум о сотрудничестве, предполагающий вложение трех млрд рублей в реконструкцию аэропорта. О наличии интереса к активу заявлял холдинг «Новапорт» Троценко.

     

Развитие БАМа

Говоря о реализации логистического потенциала Амурской области, отдельно необходимо отметить модернизацию Байкало-Амурской магистрали в рамках программы развития Восточного полигона ОАО «РЖД». Рост объемов железнодорожных перевозок, прежде всего угля, в направлении тихоокеанских портов побуждает к ускоренной ликвидации узких мест и расширению пропускной способности железных дорог. Ряд важных объектов приходится и на зону БАМа в Приамурье. В частности, ведется подготовка к сдаче в эксплуатацию железнодорожного моста через реку Зея («Бамстроймеханизация»), который призван увеличить пропускную способность на данном участке почти в два раза. Инвестиции в данный объект составили почти пять млрд рублей.

Ожидается, что модернизация магистрали должна дать новый импульс развитию прилегающей территории, которая остается экономически депрессивной и продолжает терять население. В «столице» БАМа – городе Тында по состоянию на 2018 год проживало 33 тыс. человек, за последние десять лет население города сократилось более чем на пять тыс. человек. Такая же тенденция наблюдается в других населенных пунктах на БАМе. На фоне роста грузопотока на магистрали в руководстве региона и «Дальневосточной железной дороги» (ДВЖД) опасаются столкнуться с дефицитом кадров. Поэтому основным вопросом является закрепление населения в зоне БАМа и привлечение новых кадров путем создания современной социальной инфраструктуры, компенсации расходов на коммунальные услуги и обеспечения жильем. В частности, Приамурье ежегодно затрачивает значительные суммы (порядка 400 млн рублей) на предоставление компенсаций «Коммунальным системам БАМа». Определенный вклад в развитие зоны БАМа должны внести и крупные проекты горнодобывающей отрасли.

      

Большие стройки

Строительная отрасль Амурской области во многом привязана к реализации крупных промышленных проектов. Так, в 2017 году область достигла рекордных для макрорегиона показателей по динамике объемов строительных работ (143,2% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года), что было обусловлено возведением таких объектов, как космодром Восточный, Амурский ГПЗ, Нижне-Бурейская ГЭС и газопровод «Сила Сибири». Тем не менее, строительство некоторых объектов почти завершилось (газопровод, ГЭС), а что касается космодрома, то этот проект сопровождается большим количеством проблем и скандальных ситуаций (перенос сроков ввода объектов и отставание темпов строительства, обнаружение нарушений и хищений средств, задержка зарплат), препятствующих его успешному продвижению и наделивших его удручающим статусом самой проблемной стройки России.

Все еще обсуждается вопрос о возможной очередной смене подрядчика (сейчас — ПСО «Казань»), хотя другие крупные строительные компании отказываются от подряда по причине сложностей с существующими расчетами и ценообразованием (строительство стартового комплекса для ракеты «Ангара» оценивается в 38,7 млрд рублей). В качестве возможного нового генподрядчика также рассматривается созданная в октябре 2019 года при Минобороны Военно-строительная компания. Этой осенью Следственный комитет РФ возбудил еще два уголовных дела в связи с хищениями при строительстве космодрома Восточный (всего следователи рассматривают 12 уголовных дел, и еще 42 переданы в суд). Таким образом, несмотря на заверения «Роскосмоса» в том, что космодром будет достроен в срок, а пик строительства придется на 2020 год, объект остается проблемным

Что касается жилищного строительства в Амурской области, то оно имеет тенденцию к сокращению. В частности, в 2018 году в регионе было построено 2 768 жилых помещений общей площадью 158,9 тыс. кв. метров, что составляет только 87,5% к уровню 2017 года. При этом прогнозируемый рост объемов возведения жилья опять-таки зависит от реализации масштабных инвестиционных проектов — с 2020 года ожидается рост объемов жилищного строительства за счет возведения жилого комплекса для работников Амурского ГПЗ в городе Свободный и жилья в рамках работ по строительству второй очереди космодрома Восточный в городе Циолковский.

 

Рост инвестиций

Объем инвестиций в основной капитал в Приамурье в последние годы растет — в 2018 год он составил 240 млрд рублей, увеличившись по отношению к 2017 году на 10,1%. Однако следует отметить, что значительный вклад в достижение передовых результатов за несколько лет внесли золотодобытчики, инвестировавшие, в том числе в технологическое совершенствование производства, существенный объем обусловлен инвестпрограммой ОАО «РЖД», работающего над модернизацией Восточного полигона, и строительством газопровода «Сила Сибири». Иными словами, рост инвестиций в Приамурье привязан к реализации крупных проектов.

Действующие на территории Приамурья преференциальные режимы и другие дополнительные экономические стимулы дают определенные результаты. Так, Приамурье является не самым востребованным регионом среди участников программы «Дальневосточный гектар», предпочитающих амурским гектарам землю в Приморье, Хабаровском крае и др. На регион приходится 13,2% от общего количества входящих в программу земель. Площадь приамурских земель, определенных под гектары, составляет 14,8 млн. га (всего в программе по состоянию на февраль 2019 года участвовали 5 788 человек). Подавляющую часть (95%) получателей приамурского дальневосточного гектара составляют жители самой области (5 535 человек). Таким образом, программа в регионе скорее помогает реализации предпринимательской инициативы и решению жилищных проблем амурчан, способствуя их закреплению на территории, нежели стимулирует миграционный приток в область. Истории об инициативных гражданах, решивших перебраться из другой части страны для реализации своих планов на дальневосточной земле, для Амурской области все еще остаются редкостью.

В Амурской области действуют три территории опережающего развития разной специализации, что соответствует основным приоритетам экономического развития региона — промышленному, транспортно-логистическому и аграрному. В общей сложности резидентами приамурских ТОР стали 24 компании (по сравнению с прошлым годом количество увеличилось на восемь). Планы по их развитию традиционно амбициозны: общий объем инвестиций должен превысить один трлн рублей к 2025 году, а число созданных рабочих мест достигнуть порядка 5,5 тыс. Для достижения такого результата предстоит проделать немалый путь — на сегодняшний день инвесторами-резидентами ТОР вложено 200 млрд рублей, а новую работу получили только 780 человек. Несмотря на внешнее стремление к диверсификации, ведущая роль в достижении передовых показателей отводится нескольким масштабным проектам, реализация которых должна обеспечить мультипликативный эффект.

Якорными резидентами промышленной ТОР «Свободный», как отмечалось выше, являются крупные федеральные игроки, намеренные сформировать в регионе мировой центр газохимической промышленности. Согласно ожиданиям, вокруг крупных заводов будет создана сеть более мелких промышленных предприятий, специализирующихся на производстве строительных материалов (ООО «Амурстальконструкция», ООО «Смена», ООО «ПТК «Пчелы-Свободный»), ремонте железнодорожного подвижного состава и производстве пищевой продукции.

За развитие агропромышленной отрасли отвечает ТОР «Белогорск», якорным резидентом которой выступает маслоэкстракционный завод «Амурский» мощностью переработки 240 тыс. тонн в год (ООО «Амурагроцентр»). В настоящее время предприятие готовится к запуску второй очереди, который должен состояться до конца года. Предполагается, в том числе введение в строй первого в РФ цеха соевого изолята. Помимо того, в ТОР входят предприятия, специализирующиеся на выпуске пиломатериалов и древесного угля (ООО «Беллеспром»), хлебобулочных изделий (ООО «БелХлеб»), строительных материалов (ООО «Крепость», ООО «КМК-Партнеры»), переработке промышленных отходов (ООО «Амурэкоресурс»). Всего ТОР насчитывает восемь резидентов, однако по сравнению с якорным резидентом их производства развиваются не столь быстрыми темпами.

В наименьшей степени на текущий момент развита промышленно-логистическая ТОР «Приамурская», статус резидента в которой получили компании с проектами хранения агрохимикатов (ООО «Агрохим ДВ»), производства микробиологических удобрений (ООО «Бисолби-Благовещенск») и комбикормов (ООО «Агро фабрика»), переработки нефти (несостоявшийся проект ООО «Амурская энергетическая компания»), выпуска цемента (ООО «С Технология»), выпуска и ремонта вагонных колес (ООО «ВКМ-Бурея»). Период интенсивного развития «Приамурской» намечен только на 2021-2035 года.

 

В ожидании гостей

Туризм — еще одна отрасль, обозначенная в качестве перспективной в комплексной стратегии социально-экономического развития Амурской области. В международном аэропорту Благовещенск действует механизм упрощенного въезда, подразумевающий использование электронной визы, что в последние годы способствовало росту туристического потока. Основную его часть составляют граждане КНР. За десять лет въездной туристический поток в регион из Китая увеличился в девять раз, по итогам 2018 года превысив 101 тыс. человек. За девять месяцев этого года число посетивших регион китайских туристов уже превысило 103 тыс. человек.

На дальнейший рост туристического потока из соседней страны позволяет рассчитывать возведение автомобильного моста и трансграничной канатной дороги. Что касается гостей из других стран, то их доля в общем турпотоке незначительна — в 2018 год она составила две тыс. человек. Однако в целом турпоток по отношению к 2017 году вырос на 8,1%, что в том числе является следствием внедрения механизма электронной визы.

Следует, тем не менее, отметить, что туристы, в том числе иностранные, зачастую посещают область транзитом, по пути в другие части страны, ограничиваясь при этом посещением административного центра области. Хотя пограничное и транзитное положение обеспечивает Амурской области рост туристического потока, значительно большую прибыль от отрасли для региона могут принести длительные экскурсионные и событийные программы, включающие возможности для семейного отдыха и экстремального туризма. Подобные предложения в Амурской области пока в дефиците, хотя у властей присутствует понимание необходимости продвижения в данном направлении. Увеличить туристический поток может и планируемое наделение Благовещенска статусом СПВ — в этом случае иностранные гости смогут приезжать в город без визы на срок до восьми дней. Правда, такая возможность все же коснется в первую очередь опять-таки китайских туристов.

Ростислав Туровский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов