Тренд депопуляции Дальнего Востока остается на уровне «замедлился, но не остановился»
На VII Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока и Арктики», состоявшейся в Якутске 23-24 июня, эксперты и вовлеченные в процесс принятия решений вновь обсуждали, как удержать дальневосточников на родной земле, а также привлечь в регион новых жителей. Помочь в этом должны новые модели финансирования здравоохранения на удаленных территориях, инициативы по совершенствованию демографической политики, повышение доходов населения и уровня жизни, увеличение продолжительности жизни и реализация масштабных промышленных проектов.
По данным Росстата на 2021 год, численность населения Дальнего Востока составляет 8,1 млн человек. Женщин традиционно больше, чем мужчин – 52% против 48%. Самый большой регион по численности в ДФО – Приморский край (1,9 млн человек), на втором месте по этому показателю – Хабаровский край (1,3 млн жителей), замыкает тройку лидеров Забайкалье (1,05 млн проживающих). По данным Минвостокразвития, относительно 1990 года численность населения в макрорегионе сократилась на 22% (в среднем по России – 1,4%). Основной причиной демографических потерь считается миграционный отток населения.
Председатель комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты РФ Сергей Рыбальченко отметил, что Дальний Восток является витриной лучших демографических решений.
«Мы знаем положительный опыт повышения рождаемости в Сахалинской области, прекрасный опыт поддержки рождаемости в Якутии, снижения смертности, повышения средней продолжительности жизни. Знаем о мечте Якутии достичь численности населения более одного млн человек и верим, что это произойдет», – добавил он.
Глава Якутии Айсен Николаев рассказал, что в регионе живут 32 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается более 110 тыс. детей. Год столетия Якутской АССР в республике объявлен Годом Матери. Для каждого ребенка, рожденного в юбилейном 2022 году, учрежден целевой капитал «Дети столетия» в размере 100 тыс. рублей.
«Мы гордимся тем, что наша республика традиционно является одним из лидеров в стране по рождаемости. Большие семьи, где в заботе и любви нескольких поколений растет много детей – это одна из наших замечательнейших традиций. Сохранение лидирующих показателей рождаемости обеспечивается за счет рождения третьих и последующих детей, то есть за счет многодетных семей. В Якутии реализуется жилищная программа для семей с пятью и более детьми. В ней участвуют свыше 1800 семей, и я поставил перед правительством республики за пять лет полностью решить этот вопрос. С 2020 года в республике обнулен транспортный налог для многодетных. По моему предложению ряд муниципальных образований принимает решения об освобождении семей с пятью и более детьми от налога на имущество. В прошлом году внедрена “Карта жителя Якутии”, в том числе как дополнительный цифровой сервис для многодетных семей. В этом году мной расширены преференции по льготному и бесплатному посещению многодетными семьями учреждений культуры и спорта. Особое внимание уделяем приемным семьям, парламент поддержал мои предложения и принял закон о двукратном увеличении вознаграждения приемным семьям», – сказал Айсен Николаев.
Вице-спикер Госдумы РФ Анна Кузнецова, выступая по ВКС, отметила, что все в стране должно быть настроено на семью и детей, решение демографических вопросов. Также нужна позитивная информационная среда, для чего нужно задействовать все ресурсы: интернет, радио, телевидение, газеты и даже баннеры на улицах.
«Когда я была в Якутии, мне было приятно видеть социальную рекламу, которая популяризирует ценности семьи, материнства, детства, отцовства. Нужно заметить, Якутия находится в тройке лидеров Дальневосточного округа по коэффициенту рождаемости», – добавила она.
Заместитель министра развития Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов отметил, что опыт Якутии изучается и будет масштабироваться на всю территорию Дальнего Востока и Арктики.
Зампред правительства Магаданской области Татьяна Савченко на конференции рассказала, что в рамках ВЭФ-21 президент РФ поддержал обращение губернатора Магаданской области Сергея Носова о необходимости изменения подходов к финансированию системы здравоохранения регионов с низкой плотностью населения и плохой транспортной доступностью, коих на Дальнем Востоке много. Рабочая группа с участием представителей всех дальневосточных регионов выработала концепцию, согласно которой новая модель финансирования включает выделение средств ненормативным медорганизациям (их насчитывается 731 в населенных пунктах с населением до десяти тыс. человек) – на текущий год 22,6 млрд рублей, на 2023 год – 23,9 млрд рублей, на 2024 год – 25,3 млрд рублей из федерального бюджета. Также среди предложений – финансирование санавиации по фактическим объемам (потребуется около семи млрд рублей ежегодно), погашение просроченной кредиторской задолженности медорганизаций (2,5 млрд единовременно). В части кадрового обеспечения (программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер») рабочая группа предложила увеличить выплаты в два раза. На цифровизацию здравоохранения предложено выделять 31 млрд рублей ежегодно.
«Все эти меры направлены на увеличение жизни на пять лет и снижение смертности в трудоспособном возрасте на 35 лет – а это одно из поручения президента РФ», – сказала Татьяна Савченко.
Делегацию Хабаровского края представил заместитель председателя правительства региона по социальным вопросам Евгений Никонов. В своем докладе он сделал акцент на необходимости улучшения качества медпомощи в труднодоступных населенных пунктах, что является общей проблемой для всех дальневосточных регионов. Он добавил, что Хабаровск выбран площадкой под строительство международного медицинского кластера на Дальнем Востоке. Ранее эту идею поддержал полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. Будущий медицинский кластер объединит центры инфаркта и инсульта, перинатальный центр, онкологическую помощь. Ключевыми направлениями в рамках международного сотрудничества станут центр экспертной эндоскопии, пластической хирургии, персонализированной медицины и лаборатории клинической фармакологии. Предварительный срок начала строительства – 2024 год.
В конференции приняла участие и министр социальной защиты населения Амурской области Наталья Киселева. Она отметила, что необходимо сформировать информационную среду через пропаганду положительных примеров благополучных многодетных семей.
Губернатор Камчатки Владимир Солодов выступил с докладом на тему: «Ускоренное социальное развитие регионов за счет реализации проектов социального воздействия».
«Именно ценности – наше восприятие жизни, наши приоритеты – определяют то, какие решения в семейной политике мы проводим. И в этом смысле сводить демографию к факторам доходов, к вопросам баланса стоимости жизни и расходов или, тем более, к климатическим факторам, конечно, было бы неправильно. И Якутия является лучшей иллюстрацией этого тезиса. Находясь в самых суровых на Дальнем Востоке условиях, республика демонстрирует устойчивый прирост населения. И мне кажется, нам нужно не забывать про ценности, про идеологию, про формирование правильного отношения в семьях к детям, а среди нашей молодежи — к родной земле», — отметил Солодов.
В Сахалинской области установлено более 50 мер социальной поддержки для семей с детьми. Среди них – каждая молодая семья при рождении первенца получает единовременную денежную выплату в размере 54 444 рублей; студенческим семьям при рождении ребенка предоставляются единовременная выплата в размере 57 438 рублей; на семью при одновременном рождении трех и более детей выделяется один млн рублей. Семьям, имеющим четырех и более детей, на Сахалине доступна единовременная выплата на приобретение жилья: в среднем до 7,5 млн рублей, а также социальная выплата многодетным при рождении третьего или последующих детей в размере половины стоимости приобретаемого жилья; единовременная социальная помощь семьям, выплачивающим ипотечные жилищные кредиты, в случае рождения второго ребенка – почти 250 тыс. рублей. В результате с 2011 по 2016 годы коэффициент рождаемости в регионе вырос на 38%. Этот показатель на Сахалине выше, чем в среднем по России и по Дальнему Востоку в 2018 году: Сахалинская область – 1,95, Россия – 1,58, ДФО – 1,74.
Вице-премьер Трутнев в рамках ВЭФ-21 предложил президенту России распространить опыт сахалинцев на остальные десять регионов Дальневосточного федерального округа.
За 11 месяцев 2021 года жителей Дальнего Востока стало на 5,5 тыс. больше. Миграционный прирост зафиксирован в пяти дальневосточных регионах. В целом по ДФО с 2013 по 2020 годах отток населения сократился более чем в 2,5 раза. Больше всего приезжих пришлось на Якутию – число новых жителей региона превысило число уехавших на 7,65 тыс. человек. Хабаровский край на втором месте по количеству переселенцев – население региона увеличилось на 5 660 человек. Положительное сальдо по количеству жителей зафиксировано также на Камчатке – плюс 1,93 тыс. человек, в Сахалинской области – 800 человек, и на Чукотке – местных жителей стало на 600 человек больше. Главной причиной увеличения жителей ДФО эксперты называют реализацию инвестпроектов, благодаря которым в дальневосточных появились 87 тысяч новых рабочих мест. В макрорегионе заработали более 450 предприятий. Параллельно созданию предприятий и рабочих мест идет развитие социальной инфраструктуры и строительство жилья. Одной из самых востребованных социальных программ стала «Дальневосточная ипотека», с помощью которой улучшили жилищные условия более 33 тыс. молодых семей.
Юлия БородинаЭтот текст EastRussia планировала опубликовать еще в конце марта - по следам визита в Приморье заместителя Генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина. Он объявил заместителю председателя правительства Приморского края Наталье Бондаренко предостережение в связи с неполным освоением бюджетных средств национального проекта «Демография» в части строительства детских садов. Запрос в ведомство Натальи Бондаренко редакция направила 24 марта, ответ получен 8 апреля, т.е. на его подготовку ушло две недели. Видимо все силы были брошены на «Демографию».
Причиной для предостережения Генпрокуратуры стало то, что из перечисленных в 2020 году на строительство 18 детских садов денежных средств, краевыми властями освоено лишь 43 процента, остальные возвращены в федеральный бюджет.
«Недостаточный контроль над строительством, непринятие достаточных мер к освоению выделенных бюджетных средств может привести к срыву целевых показателей национального проекта по введению дополнительных мест для детей в 2021 году», — считает ведомство. В переводе с юридического предостережение означает: отныне мы к вам присматриваемся пристальнее, а вы на грани, еще чуть-чуть и не исключен риск возникновения серьезных правонарушений.
В 2020 году в крае должны были открыться девять новых дошкольных учреждений (ДОУ), а появилось четыре: во Владивостоке, в Дальнереченске, в Большом Камне и в селе Хмыловка.
Подобного поворота событий, похоже, в Приморье ждали. Опасения не успеть построить все планируемые детские сады озвучивались в 2020 году. Первый заместитель министра образования и науки Ирина Бушманова говорила, что риски имеются сразу по пяти муниципалитетам: Владивосток, Артем, Уссурийск, Находка и Надеждинский район.
Фото: Иван Дякин (Правительство Приморского края)
Также летом прошлого года председатель правительства Приморского края Вера Щербина заявила, что есть необходимость в корректировках национальных проектов из-за COVID-19. При этом главные риски по неисполнению показателей пали на нацпроект «Демография».
«Другие подходы» - это создание в существующих ДОУ дополнительных групп, в некотором смысле, уплотнение. Так, в 2020 году почти все 11 дополнительных групп, или 906 мест по всему краю, созданы для детей до трех лет. Почему именно для этой возрастной группы? Потому что в крае существует региональный проект «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет». И, без иронии, в существующих реалиях дополнительные группы, действительно, выход: хоть какая-то часть матерей может отдать детей в ясли и пойти работать. Краевое управление образования тоже стимулирует развитие альтернативных форм дошкольного образования
«Разработан порядок предоставления субсидии, который предусматривает компенсацию затрат частным детским садам. Таким образом, родители платят ежемесячно такую же сумму, как и в муниципальном саду, а разницу по содержанию ребенка в частном детскому саду, либо в группе по присмотру и уходу возмещает государство», — отмечает Ирина Бушманова.
Невыполнение программы по строительству дошкольных учреждений кроме дефицита бюджетных средств, вызванных ситуацией с коронавирусом, происходит из-за традиционного затягивания сроков строительства, недостаточного контроля за исполнителями со стороны заказчиков – муниципалитетов. А порой просто отсутствия возможности построить, например, в прошлом году никто не захотел строить детский сад на 60 мест в районном центре - селе Хороль: на объявленный тендер не откликнулась ни одна компания.
При этом, как следует из письменного ответа Натальи Бондаренко на вопросы редакции, в Приморье стопроцентная обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях, но «безусловно, потребность в создании мест сохраняется». Как так? Да, без присмотра малыши не остаются, но они посещают либо группы дошкольного образования в общеобразовательных организациях; либо переполненные группы в детсадах; либо ходят в детсады не по месту проживания.
Между тем ситуация с недовыполнением показателей национального проекта «Демография» во Владивостоке уже привела к уголовному делу. Оно возбуждено прокуратурой города по признакам преступления, предусмотренного ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (халатность). Три ДОУ в районе улиц Кипарисовой, Крыгина и микрорайоне «Снеговая падь» во Владивостоке на сумму 586,5 миллиона рублей должны были быть построены в 2019-2020 годах. Прокуратура установила, что «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» не надлежаще контролировала выполнение работ, вовремя не устранила недостатки в проектной документации.
В итоге городскому бюджету нанесен ущерб на сумму более 43 миллиона рублей.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Есть в краевом центре еще одна проблемная стройка – два детских сада в микрорайоне Патрокл. Правда, один построен еще в прошлом году, но до сих пор не принят: то детской площадки нет, то благоустройства, то кухонное оборудование долго завозят. Мэр Олег Гуменюк недавно назвал новый срок начала работы этого ДОУ – весна наступившего года.
Второй детский сад должен был быть сдан в ноябре 2020 года, но сроки перенесены на год – на ноябрь 2021-ого. Как сообщается на сайте администрации Владивостока, это вызвано необходимостью внесения изменений в проектную документацию. Обнаружилось «несоответствие групп залегающих грунтов тем, что были изначально учтены в документации».
Прокуратура Владивостока и по этим объектам уже напомнила Олегу Гуменюку, что срывать национальные проекты недопустимо: «За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ (халатность)».
В 2021 году в рамках проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» в Приморье планируется завершить строительство восьми детских садов: Владивостоке; яслей на 150 мест в Надеждинском и Шкотовском районах; дошкольных учреждений на 230 мест – в Артеме, на 220 мест – в Уссурийске, на 200 мест – в Ханкайском округе, на 60 мест – в Хорольском округе, на 120 мест – в Чугуевском округе.
«Наверстать отставание в строительстве дошкольных учреждений невозможно, что обусловлено технологиями строительства и, если нормативный срок строительства сада
13 месяцев, то построить его за 9 месяцев не представляется возможным ни при каких условиях. Особенно с учетом климатических особенностей Приморского края.
Вместе с тем, для решения данной задачи используются иные формы создания мест для детей: создание семейных групп, групп кратковременного пребывания детей при наличии условий и конечно ввод в эксплуатацию новых садов», - считает Наталья Бондаренко.
P.S.
На днях стало известно, что, в Приморье, как минимум, две школы – интерната в поселках Покровка и Кавалерово закрываются. Власти долго «бегали» от педагогических коллективов и родителей (в интернатах обучаются и дети из полных семей), не объясняя причин такого решения. 17 марта в Покровке состоялась встреча педагогического коллектива и местных властей. Последние заявили, что решение о расформировании школы – интерната принято из-за того, что в связи с COVID-19 бюджет края недополучает средств от налогов. Проблемой уже занялись депутаты Законодательного Собрания Приморского края.
В ушедшем году Приморье стало третьим регионом России по количеству покинувшего его населения после Омской и Иркутской областей. В 2020-м – край покинуло 6,2 тысяч человек, в 2019-м – 7,4 тысячи, по данным Росстата. Но есть еще такой «Восточный центр государственного планирования», по данным которого, в 2020 году из Приморья уехало почти 11,5 тысяч человек. Неизвестно, как считает «Востокгосплан», но данные Росстата базируются на данных о снявшихся с регистрации приморцах. Местные эксперты уже обращали внимание на эту «вилку», потому что немало жителей Приморья уезжает в другие регионы, сохраняя прописку в крае.
Причины оттока следует искать в невысоких зарплатах и пенсиях, дороговизне жизни, плохо развитой транспортной, коммунальной и рекреационной инфраструктурах, сложном климате. И тех же условиях для развития детей: при дефиците детских садов создание в Приморье нового механизма обеспечения местами в детсадах - возмещение частным дошкольным учреждениям разницы между оплатой родителей и фактическим содержанием ребенка и создание дополнительных групп, о чем писалось выше, - преподносится как достижение. А инструменты развития ДФО типа свободного порта Владивосток, дальневосточного гектара, территорий опережающего развития здесь не работают, поскольку не имеют отношения к ежедневным потребностям человека.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.
Российская экономика взяла курс на Восток. Главным партнером в этом выступает Китай, товарооборот с которым в 2023 году обновил рекорд, достигнув 240 млрд долларов. Об особенностях разворота в восточном направлении и перспективах сотрудничества с азиатскими странами размышляет востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Нужно изменение ориентации нашего отношения к Востоку, потому что долгое время для России Восток, восточные партнеры были вторичными, а первичными были, конечно, западные партнеры. И в этом смысле перестройка структур бизнеса — очень важный момент. Это в первую очередь перестройка манеры общения, бизнес-этикета. Неслучайно, например, очень многие крупные российские компании сегодня проводят переподготовку своего топ-менеджмента для работы со странами Азии.
Наконец, мы должны понимать, что разворот на Восток во многом — это разворот к регионам российского Дальнего Востока и Сибири. И здесь есть довольно четкие параметры, которые реализуют Минвостокразвития и отдельно взятые администрациями городов.
Еще важно отметить: разворот на Восток как лозунг, а не как кампания — не очень удачный, потому что получается, что до этого никакого восточного интереса у России не было. На самом деле это не так: Россия вышла к берегам Амура в середине XVII века и находится там на протяжении столетий, Россия всегда была страной, нацеленной на Восток. А то, что для некоторых политологов, например, презентация их мнения на восточную тематику оказалась новинкой — это скорее вопрос конъюнктурный. Поэтому надо понимать, что многие организации или многие специалисты на Восток не разворачивались, потому что они всегда там находились.
Я бы назвал все это активизацией восточного вектора российской политики и экономики. Чтобы его действительно довести до полноценной реализации, потребуются как минимум десятилетия. Не надо думать, что это произойдет в один момент.
Чтобы разворот был эффективным, нужна подготовка нового поколения специалистов. Они должны знать не только язык и национальные традиции, но и экономику, юриспруденцию. Нужны специалисты со знанием политического устройства ряда восточных стран, логистики, науки и технологий. Должно быть сотрудничество, как было с Западом: от образования и науки до торговли и политики.
Еще один момент связан с переориентацией товарных потоков на Восток. Здесь, учитывая «бутылочное горлышко» на Восточном полигоне, необходимо открытие новых портовых сооружений на российском Дальнем Востоке, и самое главное — перехват инициативы, в том числе у Китая, в управлении логистическими структурами. При развороте на Восток, не нужно отдавать восточную тематику нашим соседям, а нужно самим управлять ей.
И третий важный момент — выстраивание равных отношений с восточными партнерами. Сегодня Китай играет главенствующую роль в российской восточной политике. Но надо понимать, что есть целый ряд других интересных стран, которые с удовольствием готовы с нами развивать отношения, но опасаются, что Россия работает только с Китаем. Надо показать, что мы работаем со всеми, кто готов сотрудничать.
России необходимо расширять торговлю своей продукцией. Помимо традиционных нефти и газа, необходимо поставлять агропромышленную продукцию, и здесь у нас есть очень большие возможности, учитывая хороший урожай в России. Также нужно расширение торговли российской органически чистой продукцией: косметикой, продуктами питания, биофармой. Важно взаимодействие в области торгово-логистических отношений и создание, на мой взгляд, очень важных совместных финансово-расчетных и банковско-расчетных хабов. Они позволят решить целый ряд проблем, связанных с банковскими платежами.
Наконец, необходимо создание технопарков и совместных технологий, научных лабораторий, научных центров, где бы работали не только с Китаем, но и, например, с Вьетнамом, с Малайзией, где бы разрабатывались технологии, которые могут применяться на внешних рынках. Эти экономические направления являются крайне важными.
Ждут ли Россию на Востоке? Он в хорошем смысле создан торговым меркантилизмом. Проще говоря, если выгодно с кем-то торговать и что-то развивать, то восточные страны готовы нас принять. Вопрос в том, что мы выходим на эти рынки в большом масштабе с большим запозданием. Да, очень многие российские компании годами работают с Китаем. Но часто большого опыта работы нет, а мы приходим на высококонкурентные рынки, где есть свои сложившиеся форматы работы, в том числе, работы в социальных сетях, работы на электронных торговых площадках, работы в зонах трансграничной электронной торговли. И, как следствие, если мы соблюдаем определенные матрицы работы со странами Азии, то нас там будут ждать.
Если мы думаем о базе, как многие думали пять или десять лет назад, то сотрудничество не удастся. Например, сегодня я вижу негативные тенденции, когда многие крупные компании, не понимая логики развития азиатского рынка, китайского например, или индонезийского, выходят туда с некими иллюзиями, что там нас ждут и что можно просто открыть какую-нибудь штаб-квартиру, как очень многие любят это делать, и дело автоматически пойдет. Нет, этого не будет, потому что, например, для Азии очень важным является предварительный опыт работы, то есть наличие людей, которые имеют многолетние связи в этих странах. Поэтому просто набрать молодых ребят со знанием восточных языков не удастся.