Поделиться
«Приморье-2» упирается в Троицу
Поделиться

Корреспондент EastRussia должен был побывать в Морском порте в бухте Троица – финальной точке планируемого Международного транспортного коридора «Приморье-2». Но не срослось – помешал тайфун

В канун начала работы II Восточного экономического форума во Владивостоке руководители компании «Морской порт в бухте Троица» (МПБТ) пригласили журналистов посетить единственный действующий в Зарубино порт, являющийся самым южным портом российского Дальнего Востока, а также отправной точкой создания международного транспортного коридора «Приморье–2», потенциал которого, по оценкам специалистов, в ближайшие годы может составить более 38 млн тонн грузов ежегодно.

Про порт в Зарубино нельзя сказать: «богом забытый». Этот скромный, даже по местным показателям грузовых операций порт, на слуху не только в Приморье: его знают и о нем уже давно говорят, спорят  и обсуждают его возможности  роста не только российские, но и зарубежные  специалисты  в Китае, Корее, Японии… Интерес к порту  проявляют и инвесторы и  грузоотправители:  бизнес-сообщество стран АТР готово работать через этот самый южный порт России на Востоке. Готово не  теоретически, но и на практике,  ожидая, однако, четко структурированного плана развития не только самого порта, но и всех тех мощных законодательных инициатив, реализуемых сегодня на Дальнем Востоке России.

К сожалению,  в поездку в порт Троицы, руководство которого пригласило нас на обзорную экскурсию, внес свои коррективы пронесшийся над Приморьем тайфун Лайнрок, но тем ни менее, встреча с его представителями, которая состоялась во Владивостоке, стала не менее увлекательной. Ну а сам порт мы еще увидим.

Генеральный директор ООО «МПБТ» Вячеслав Бурин рассказал о работе порта, имеющейся сегодня портовой инфраструктуре, и поделился планами дальнейшего развития, модернизации производственных терминалов, перспективами расширения номенклатуры грузов и концепцией комплексного развития как одной из основных составляющих проекта создания МТК «Приморье-2».

«Морской порт в бухте Троицы» находится на самом юге Приморского края, в 210 км от Владивостока, на стыке границ трех государств: России, Китая и Северной Кореи. К слову, здесь действует пограничный режим, поэтому обычным «туристом» в Зарубино не приедешь. По воде порт от госграницы отделяет буквально несколько десятков морских миль. По суше – всего 70 километров до автомобильного (Краскино) и железнодорожного (Махалино) переходов в Китай. Еще меньше расстояние – до железнодорожного погранперехода Хасан–Раджин с КНДР.

Сочетание рельефа береговой полосы, рельефа дна, грунта и удобное географическое расположение бухты Троицы служит хорошей якорной стоянкой для судов различного тоннажа и местом убежища для судов в штормовую погоду, доступным для захода судов с большими осадками в любое время года. Порт обеспечивает безопасную стоянку судов у причалов и естественную защиту значительной береговой полосы от морского волнения и ветров без строительства дорогостоящих гидротехнических сооружений.

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично без ледокольного обеспечения. Морской порт принимает суда длиной до 172 метра и осадкой до 8 метров.

Причальная линия морского терминала состоит из 4-х причалов с протяженностью 650 метров и глубинами от 7,5 до 8 метров, с проектным грузооборотом 1,2 млн т. Максимальные габариты судов, обрабатываемых у морского терминала: 172,10 х 23,04 х 8,00 метров. На причалах терминала осуществляются перевалка грузов, включая опасные грузы (кроме нефти и нефтепродуктов).

Порт соединен с припортовой ж/д станцией Сухановка собственной железнодорожной веткой и самостоятельно своим локомотивом осуществляет обслуживание и подачу-уборку железнодорожного состава на отрезке пути от порта до станции.

На 22 гектарах площади порта сосредоточены площадки под хранение и переработку генеральных грузов, контейнерная площадка для переработки 20 и 40 футовых контейнеров, площадки для переработки металлолома, лесных грузов, перегрузочный комплекс, площадки для перевалки тяжелой техники с ее дальнейшей отгрузкой на железнодорожные платформы и отправкой в регионы России и СНГ. Закрытые грузовые склады общей площадью 1,7 Га.

В 2012 году ООО «Морской порт в бухте Троицы» завершил реконструкцию холодильного комплекса с температурным режимом –25ºС, позволяющего принимать для единовременного хранения 12 тыс. тонн рыбопродукции. Сегодня это единственный в Приморье холодильный комплекс, работающий на фреоне.
На протяжении многих лет ООО «МПБТ» является единоличным оператором портовых средств в бухте Троицы и предоставляет собой универсальный перегрузочный комплекс, в сферу деятельности которого входит перевалка грузов широкой номенклатуры, в том числе опасных. В настоящее время порт активно осуществляет перевалку пиломатериалов, алюминия (пакетированные грузы), а так же рыбопродукции (в общей структуре грузооборота порта она составляет примерно 30% от общего объема). Часть замороженной продукции уходит автотранспортом через Краскинский международный автопереход в Китай, большая часть отправляется железной дорогой в западные регионы страны. До конца года по планам МПБТ будет перегружено порядка 60 тыс тонн рыбной продукции, больше половины которой отправится на внутренний рынок.

Перспективы у порта есть и они, по словам руководства порта, весьма и весьма реальны. Уже сегодня подписан целый ряд соглашений о намерениях с поставщиками из КНР, Кореи, Японии, с некоторыми российскими компаниями. В частности достигнуты договоренности с «Агропромтрансом» по перевалке зерна (в плане строительство специализированного зернового терминала), и «Синтезгрупп» – по транспортировке танк-контейнеров (перевалка углеводородного сжиженного газа). Возможности выстраивания через порт удобных логистических путей, в том числе международных, а также наличие территориальных возможностей для дополнительного расширения открывает широкие перспективы для дальнейшего развития ООО «МПБТ» как крупного стивидорного предприятия, имеющего возможность предложить конкурентоспособные условия обработки грузов в сравнении с другими операторами Дальневосточного региона.

Руководство порта уже в сентябре этого года будет готово предоставить «декларацию о намерениях» – документ, отражающий инвестиционные планы по развитию порта, подписание которого в рамках действующего закона «О свободном порте Владивосток» способно существенно сократить сроки реализации этой комплексной задачи и ускорить принятие сложных административных и межведомственных решений, связанных с реализацией такого проекта.

Большой объем работ по изучению потенциала порта, проведенный в свое время специалистами, в том числе и иностранными, позволяет сделать уверенный вывод: развитие порта в бухте Троицы и улучшение его логистической инфраструктуры может быть крайне эффективным проектом. Он может обеспечить развитие в регионе транспорта и международного сотрудничества. А в перспективе развития в рамках МТК «Приморье–2» здесь может сформироваться крупный порт-хаб с развитой логистический инфраструктурой, способной обслуживать значительное количество международных транзитных грузов.

Согласно данным, указанным в оценке проекта МТК «Приморье-2», через 14 лет, к 2030 году, возможный грузооборот может достичь 15 млн тонн грузов в контейнерах и до 23 млн тонн зерна. Ключевые операторы проекта – морские порты юга Приморья и, в частности, порт Троицы могут связать между собой в сквозной системе товародвижения такие страны как Китай, Монголию, Японию, Республику Корея и другие страны АТР и СВА. Эксперты уверены, это вполне реально – тем более сейчас, когда созданы преференции для инвесторов, направленные на решение многих технических, экономических, и организационных задач.



Справка
Цель создания МТК «Приморье–2» – развитие морской, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры для осуществления региональных и трансконтинентальных транзитных международных грузовых и пассажирских перевозок.
МТК «Приморье-2» опирается на развитие порта Троицы в п. Зарубино (в перспективе – создание мегапорта, крупного транспортного узла с функциями порта–хаба), возобновление железнодорожного сообщения до границы с КНР (железнодорожный пограничный переход Махалино) и далее до Хуньчуня (КНР, Яньбинский корейский автономный округ)
Константин Андреев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов