Поделиться
Продуктовая матрёшка
Поделиться

Бизнесмен Игорь Чайка запускает платформу электронной торговли в Китае



На днях у российского экспорта в Китай появились новые возможности – открылась электронная торговая платформа DAKAITAOWA.COM, предназначенная для поставки российских продуктов питания в Китай. Среди инвесторов – русские имена: Игорь Чайка, Анна Барышева, Артем Семенов, Олег Дмитриенко. В переводе с китайского DAKAITAOWA  означает «открой матрешку». Матрешек электронная платформа не открывает, но зато обеспечивает полный цикл работ в рамках трансграничной торговли – это и маркетинговые исследования рынка, и поиск партеров в России и в Китае. Оператор обеспечивает экспортно-импортное оформление и сертификацию российского продовольствия, готов помогать с  логистикой. Благодаря платформе, российские производители продовольствия могут выйти на рынок Китая без создания собственной инфраструктуры и при минимальных затратах на экспорт и продвижение.

Китайский рынок продуктов питания сегодня – один из самых перспективных в мире. В стоимостном выражении его ежегодный прирост составляет 15-20%, а объем в 2015 году составил более $80 млрд. Этот рынок весьма соблазнителен для иностранных производителей, при этом доля всех импортных продуктов питания в КНР за 2015 год составила около 6%, а доля экспортных продуктов из России – всего лишь 0,2%. Основными странами-поставщиками являются США, Тайланд, Бразилия, Евросоюз и другие.

Очевидно, что российские товаропроизводители с учетом текущего курса валют находятся в лучшем положении с точки зрения ценовой конкуренции: большинство товарных групп способны иметь высокую маржинальность. Удобна география и логистика. Качество наших производителей – производителей пакетированных продуктов питания – зачастую существенно превосходит китайские аналоги. Это обусловлено и исторической стандартизацией (ГОСТы), и современной сертификацией (в том числе международной ISO), и строгим контролем качества, и современными высокотехнологичными производствами. Более того, со стороны китайских потребителей появляются новые привычки и предпочтения, в том числе и интерес к продуктам и товаром из России. Запуск электронной торговой платформы, специализирующейся именно на российских товаров – очевидная попытка монетизировать конъюнктуру рынка.

Сайт dakaitowa.com работает на китайском языке, его логотип украшает традиционная русская матрешка. Среди элементов дизайна – и Спасская башня московского Кремля, и Храм Василия Блаженного. На заглавном имиджевом блоке размещен, наверное, ключевой русский продуктовый бренд – бутерброды с черной икрой на фоне стопки водки. Если полистать – откроется аппетитная фотография: три мясистых боровичка выглядывают из-за поросшей мхом кочки. Даже не знающему китайских иероглифов человеку здесь понятно практически все – это вполне привычные нашему рациону продукты и бренды: минеральная вода Рычал-Су, торты Шоколадница и Медовик, макароны и крупы под брендом Националь (в том числе площадка предлагает китайским потребителям российский кубанский рис), сушеные ягоды и грибы, фруктовые пюре “Бабушкино лукошко”. Ассортимент пока явно скромен, но, по утверждению операторов площадки, будет расширяться. 

Одним из преимуществ площадки сами операторы называют защиту потребителя от подделок. По словам генерального директора компании-владельца платформы First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) Limited Анны Барышевой, “мы сознательно открыли собственную платформу, а не воспользовались существующими в Китае для импорта в страну продовольствия из России... Мы учли большое количество подделок на китайском рынке - покупая с нашей платформы, контрагенты в Китае могут быть уверенными на 100 процентов, что это настоящий качественный российский товар. Весь товар на DAKAITAOWA.COM принадлежит нашей импортно-экспортно торговой компании в Шанхае и мы несем ответственность за его качество, строго соблюдаем условия хранения и сроки доставки".

Как уточняет госпожа Барышева, “ограничений по географии распространения товаров в Китае для нас нет. В этом и есть смысл и преимущества современной онлайн-торговли. Есть статистика по регионам, из которых поступило наибольшее число заказов в первые дни работы DAKAITAOWA.COM – это Шанхай, Пекин, провинции Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, СУАР (Синьцзяно-Уйгурский автономный регион) и Шаньдун. Но это не ограничения, а статистические данные. Мы готовы доставлять российские продукты в любую точку страны".

Согласно маркетинговому анализу китайского рынка, проведённому оператором проекта, наиболее привлекательными для ввоза в Китай являются следующие категории продовольствия: кондитерские изделия, шоколад и снеки (рынок кондитерских изделий Китая ежегодно растет на 10%), детские продукты питания (в Китае ежегодно рождается 20 млн младенцев), натуральные органические продукты, становящиеся все более популярными в тренде здорового образа жизни и здорового питания – бутулированная вода, мед, джемы, крупы, орехи, пищевые масла и др., а также скоропортящиеся продукты: мясные изделия и деликатесы, рыба и морепродукты, молочные продукты. В первые дни работы платформы DAKAITAOWA.COM также был зафиксирован высокий спрос на продукцию собирательства: ягоды и орехи.

"Тем не менее, на нашей платформе есть специальный раздел «другие товары из России», где в будущем мы сможем представить и непищевые продукты", – отметила Анна Барышева.

Она также заметила, что DAKAITAOWA.COM создана для всех российских производителей качественного пакетированного продовольствия без привязки к какому-либо региону. “Мы обеспечиваем доступ потребителей Китая к любым желаемым продуктам питания из России, без привязки к географии происхождения. Но следует отметить, что точно так же, как и на российском внутреннем рынке, регион производства может говорить о качестве того или иного товара. К примеру, так как Дальний Восток славится на весь мир икрой, рыбой и морепродуктами, то указание того или иного его субъекта как территории производства данной продукции сразу делает её качественной в глазах потребителя" - добавила Анна Барышева.

В настоящее время платформа уже интегрирована с электронными таможенными портами Китая, а также с программами складской и транспортной логистики. В ближайшей перспективе она будет интегрирована с платежными системами и сторонними электронными площадками розничной торговли в Китае, включая такие популярные как JD, TMALL (входит в Alibaba Group) и Suning. Также в ближайших планах развития платформы до конца 2016 года – запуск мобильного приложения DAKAITAOWA.COM и открытие филиала в городе Ханчжоу. Одновременно компания продолжит расширять круг поставщиков в России и покупателей в Китае.

Опрошенные корреспондентом EastRussia эксперты в целом приветствовали инициативу торговой площадки, однако отметили неоднозначные аспекты в мотивации китайских потребителей российской продукции. 

По мнению руководителя Центра социально-экономических исследований Китая, заместитель директора ИДВ РАН Андрея Островского, работа платформы – это возможность для существенного роста торговли между Россией и Китаем. “Благодаря платформе, небольшое количество потребителей продукции российских производителей возрастет не то, что в разы, а в 100 раз, – говорит эксперт. – Такой рост потребления российские производители не могут обеспечить себе сами  потому, что  им очень сложно выйти на китайский рынок – в силу незнания китайского языка, технологий и возможных мест реализации своей продукции в Китае”.

По словам Андрея Островского, для Китая предлагаемая платформой продукция интересна, прежде всего, своим качеством. При этом в первую очередь китайским потребителям будет интересна качественная продукция Дальнего Востока. Что неудивительно, поскольку дальневосточная продукция как минимум более экологична. При этом перспективы для дальневосточных производителей ограничиваются низкой развитостью инфраструктуры на протяжении российско-китайской границы. 

В то же время, по мнению доцента кафедры экономической и социальной географии России МГУ им. М.В. Ломоносова Александра Даньшина, “в настоящее время производимая на Дальнем Востоке продукция выпускается не в таких объемах, чтоб поставлять её в Китай. За очень редким исключением – картофеля и каких-либо овощей, выращиваемых исключительно на Дальнем Востоке".

Эксперт полагает, что о значительном экспорте в Китай сельхозпродукции с Дальнего Востока может идти речь только в отдаленной перспективе. При том условии, что на территории Дальнего Востока в значительной степени увеличатся масштабы сельского хозяйства. "Что представляется маловероятным, так как на его территории нет достаточного для этого населения”, – говорит Александр Дальшин.

“Работа сайта DAKAITAOWA.COM сегодня явно не ориентирована на дальневосточных производителей, – отмечает один из собеседников EastRussia. – Среди товаров, сейчас размещенных на сайте, к дальневосточным можно отнести только рыбу. Остальное – бренды, гораздо более привычные столичному потребителю, нежели дальневосточному”. Обращает на себя внимание и тот факт, что среди регионов, названных оператором в качестве наиболее активных покупателей, нет ни провинции Хейлунцзян, ни провинции Цзилинь – традиционных торговых партнеров российского Дальнего Востока. “Похоже, что площадка на данном этапе более ориентирована в поставках товаров длительного срока хранения от производителей из европейской части России, – говорит эксперт. – Весьма интересно, начнут ли пользоваться площадкой дальневосточные поставщики, которые и так уже имеют какие-никакие каналы сбыта в КНР”.  

Справка ER

Функционирование электронной торговой платформы DAKAITAOWA.COM  обеспечивается такими компаниями, как ООО «Русский экспорт» (Москва, Россия) и First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) ltd (Шанхай, Китай). Первая выполняет роль экспортера, занимается поиском производителей и их сопровождением в России. Вторая – владелец платформы – является импортером и взаимодействует с контрагентами в Китае. Инвесторами FRC International Trading ltd и учредителями ООО «Русский экспорт» выступают Игорь Чайка (41%), Анна Барышева (24,5%), Артем Семенов (24,5%), Олег Дмитриенко (10%). Когда DAKAITAOWA.COM  только открывалась, то предложила покупателям КНР 100 товарных позиций от 30 российских производителей. Заказов, поступивших к ней в первый день работы, было около 60. В соответствии со стратегией развития, к концу 2016 года площадка будет содержать уже 500 товаров, а в 2019 году их количество может достигнуть 4000.
Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов