Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе в Европе цены закрепились в диапазоне 122-124 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост энергетических рынков на фоне эскалации на Ближнем Востоке и атаки Украины на Курскую область, где расположена газоизмерительная станция Суджа, через которую до сих пор транзитом российский газ поступает в Европу. Кроме того, в Германии отмечается резкий рост угольной генерации, укрепление цен на электроэнергию и падение объемов ветрогенерации до годового минимума.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили еще на 10% до 436.27 долл./1000 м3 (+37.69 долл./1000 м3 к 31.07.2024 г.), достигнув максимума с декабря 2023 г. на фоне конфликтов, а также технического обслуживания газовой инфраструктуры. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 5.33 млн т. (+0.24 млн т. или +5% к 31.07.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 держался на уровне 115-116 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу со стороны Индии. Также на сети Transnet проходило 10-дневное техобслуживание, которое завершилось на день позже в связи с воровством кабеля. Запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) сократились с 3.6 млн т. до 3.3 млн т.
Transnet понизил прогноз по ж/д погрузке угля на 10% до 54 млн т. на финансовый год, оканчивающийся 31 марта, что связано с воровством кабеля и сходом вагонов с рельс. При этом экспорт через терминал RBCT, как ожидается, составит 33.6 млн т. в январе-августе 2024 г. (+3% к январю-августу 2023 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно скорректировались вниз до 119.5 долл./т. на ожиданиях ухудшения спроса. Многие поставщики угля прогнозируют снижение рынка в середине августа, когда потребление в большинстве регионов может сократиться в результате ослабления жары. Генерирующие компании ожидают еще большей коррекции в ближайшие недели ввиду падения спроса на спотовом рынке. Некоторые игроки занимают выжидательную позицию, надеясь на восстановление котировок, учитывая, что темпы спотовых поставок в порты замедлились, поскольку цены FOB оказались на 7-17 долл./т. ниже цен FCA и логистических затрат.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.14 млн т. до 13.83 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.23 млн т. (+0.21 млн т. к 31.07.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался практически без изменений, составив 90.7 долл./т. Негативные настроения частично нивелируется ограниченным предложением из-за неблагоприятных погодных условий. Однако некоторые участники рынка ожидают скорого улучшения ситуации с предложением, особенно в Восточном Калимантане. Отдельные индонезийские производители рассчитывают, что Китай будет наращивать импорт в конце сентября в связи с необходимостью пополнения запасов в преддверии зимы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся выше 146 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны стран АТР и сокращения предложения колумбийского материала в связи с продолжающимися ливнями в стране.
Кроме того, рост цен поддерживает падающий экспорт российского угля ввиду инфраструктурных ограничений и высокой себестоимости.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 215 долл./т., что обусловлено увеличением предложения, достаточными запасами на складах потребителей и невысоким спросом. Китайские производители ускорили темпы сокращения производства стали и чугуна из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке (суточный объем выпуска уменьшился на 7-8% к 20.07.2024 г.), при этом не менее 10 заводов запланировали на август проведение техобслуживания доменных печей. С учетом сохраняющихся негативных фундаментальных факторов участники рынка ожидают дальнейшего снижения котировок металлургического угля.
Glencore отказалась выделять в отдельную компанию угольный бизнес после приобретения 77% доли канадского производителя металлургического угля Elk Valley Resources. Решение, которое поддержали 95% акционеров Glencore, было принято в связи с необходимостью сохранения активов, генерирующих денежный поток, для финансирования растущего бизнеса в сфере производства металлов, включая медь.
Возобновление поставок российского угля в Азию по Севморпути
После трехлетнего перерыва экспортеры возобновили поставки российского угля по Севморпути (СМП) в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) из балтийских портов.
В июле из Усть-Луги в китайский порт Caofeidian отправилось судно Адмирал Шмидт класса Babycape дедвейтом 106 тыс. т. – первая партия угля по данному маршруту с 2021 г.
Поставки из России по СМП становятся актуальнее на фоне возросших рисков в Красном море из-за атак йеменских хуситов, в результате которых в июне судно Transworld Navigator было повреждено, а сухогруз Tutor, перевозивший российский уголь, затонул.
Дополнительными факторами в пользу СМП выступают высокие ставки перевалки в Тамани и загруженность российской ж/д инфраструктуры.
Стоимость фрахта из Усть-Луги по СМП до КНР оценивается в 43–45 долл./т. При этом срок доставки составляет 35 дней против 45-47 дней через Суэцкий канал. Таким образом, СМП оказывается дешевле на
5-6 долл./т., короче и безопаснее Суэцкого канала, поэтому поставки могут продолжиться (См. Таблицу 1).
Таблица 1 Расстояние и длительность пути от Усть-Луги до Китая (Бохайский залив)
Маршрут |
Расстояние, (тыс. км) |
Количество дней |
СМП |
18.7 |
35-36 |
Суэцкий канал |
26.2 |
45-47 |
Мыс Доброй Надежды |
34.8 |
55-60 |
Несмотря на ограниченный период навигации без ледокольной проводки
(с июля по октябрь), плюсами СМП по сравнению с Суэцким каналом также является отсутствие платы за проход судна и отсутствие очереди. Маршрут вокруг мыса Доброй Надежды оказывается наиболее длительным и дорогостоящим (на 6-7 долл/т. дороже СМП).
В 2023 году по СМП было перевезено 36.2 млн т. грузов, в 2024 г. объем ожидается на уровне 40 млн т., из которых основную долю займут нефть и газ. Прогнозируется увеличение объемов перевозки угля по СМП к 2030-м годам, в том числе, за счет освоения месторождений на севере России.
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на европейском спотовом рынке наблюдалось падение цен ниже 104 долл./т. на фоне снижения газовых котировок и увеличения запасов. Спрос на августовские поставки отсутствовал. Спрэд цен спроса и предложения на сентябрьские суда составлял 102-104 долл./т.
Запасы угля на терминалах ARA поднялись выше 5 млн т. и составили 5.16 млн т. (+0.20 млн т. к 26.06.2024 г.). Газовые котировки на хабе TTF (контракты «на день вперед») по итогам недели показали отрицательную динамику и составили 370 долл./1000 м3 (-23 долл./1000 м3 за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 105-106 долл./т. Давление на котировки южноафриканского материала оказывал ограниченный спрос со стороны индийских производителей горячебрикетированного железа.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1.85 долл. /т. до 118.37-119.78 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается снижение цен на уголь в регионах добычи и в портах по причине накопления высокого уровня запасов материала на складах и слабого спроса со стороны промышленности. Участники рынка ожидают, что спрос будет оставаться слабым еще пару недель (до окончания сезона дождей в восточной и южной частях Китая), после чего пик летнего потребления переломит ситуацию с избытком предложения, и можно будет надеяться на умеренное укрепление цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 15.25 млн т. (+0.22 млн т. за неделю), запасы в 9 крупнейших портах составили 26.68 млн т. (-0.50 млн т. к 26.06.2024 г.).
Спрос на индонезийский материал со стороны Китая и Индии остается ограниченным. Индекс высококалорийного индонезийского материала 5900 GAR снизился до 92.30 долл./т. (-0.85 долл./т. к 26.06.2024 г.).
Участники рынка ожидают увеличения импорта энергетического угля во Вьетнам по итогам года до 39 млн т. (29 млн т. в 2023 г.). За первое полугодие страна импортировала 19.5 млн т., что на 22.6% больше, чем в аналогичном периоде 2023 г.
Растущая экономика Вьетнама (куда многие китайские компании переносят производство) способствовала росту спроса на электроэнергию. Правительство страны ожидает, что до 2030 г. спрос на электроэнергию будет ежегодно увеличиваться на 10-12%. Это будет происходить на фоне истощения местных месторождений нефти и газа. Кроме того, собственные запасы угля во Вьетнаме состоят преимущественно из высококалорийного материала, тогда как новые электростанции спроектированы на потребление среднекалорийного, который приходится импортировать.
Дополнительным фактором роста спроса на уголь является снижение объемов импорта электроэнергии из соседнего Лаоса. Лаос до недавнего времени являлся главным экспортером электроэнергии, полученной от гидрогенерации, в соседние страны.
Однако рост майнинга криптовалют, на который сейчас приходится более трети спроса на электроэнергию в Лаосе, привел к значительному падению экспортных объемов.
Индексы высококалорийного австралийского угля продолжили движение в боковом тренде (131–134 долл./т.). Росту цен препятствует слабый спрос со стороны азиатских стран (так, импорт энергетического угля Японией за первые 5 месяцев 2024 г. снизился на 5% и составил 48.5 млн т.), сравнительно низкие цены на СПГ и достаточный объем предложения материала.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил выше 255.00 долл./т. Компания Anglo American была вынуждена остановить работы на шахте Grosvenor в результате возгорания метана 29 июня.
Шахта мощностью 5 млн т. металлургического угля в год располагается в австралийском штате Квинсленд. По данным компании, восстановление работы может занять несколько месяцев. По итогам первого полугодия добыча на шахте составила 2.3 млн т., во втором полугодии планировалось добыть 1.2 млн т. в связи с переносом лавы.
Остановка Grosvenor привела к резкому развороту цен на металлургический уголь. Воспользовавшись неопределенностью с поставками, трейдеры стали повышать цену на августовские отгрузки премиального австралийского материала.
Позже Anglo American заверила клиентов, что все обязательства по поставкам на третий квартал будут выполнены, и в краткосрочной перспективе инцидент не окажет влияния на объем предложения материала на рынке.
Австралийский производитель Foxleigh, южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel договорились об отсроченном бенчмарке на уголь PCI (lagged PCI settlement) на второй квартал 2024 г. Он, как и установленная в апреле форвардная цена, составил 181 долл./т.
На рынке угля PCI поддержку ценам продолжает оказывать ограниченное предложение материала со стороны Австралии и России.
Повышение налога на добычу угля скорректировано
Российское правительство скорректировало предложенные ранее параметры повышения налогов на добычу угля с 2025 г. Надбавка к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь по-прежнему устанавливается в размере 10% от превышения пороговых значений в портах Дальнего Востока, при этом цена отсечения была повышена до 120 долл./т. против 100 долл./т. в прежнем варианте, для коксующегося угля – до 167 долл./т. против 140 долл./т. Цена отсечения антрацита будет привязана к ценам PCI в портах Дальнего Востока и составит 135 долл./т. Кроме того, предлагается также учитывать цены в северо-западных и южных портах.
Данной инициативой правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, однако увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль может негативно отразиться на добыче и инвестициях.
При этом власти не уточняют источника котировок, которые будут учитываться при расчете. На фоне падения цен на международном рынке, роста себестоимости и транспортных расходов экспортеры уже сталкиваются с отрицательной рентабельностью по большинству направлений. За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 1 полугодия 2024 г. упала до 102.5 млн т. (-6.2 млн т. или -5.7% к январю-июню 2023 г.). Совокупные экспортные ж/д отгрузки в 1 полугодии текущего года сократились до 94.9 млн т. (-10.9 млн т. или -10.3% к январю-июню 2023 г.).
Поставки российского угля в Китай через погранпереходы по итогам 1 полугодия 2024 г. составили 9.1 млн т. (+3.1 млн т. или +50% к январю-июню 2023 г.), что обусловлено увеличением отгрузок по Дальневосточной железной дороге, в том числе из Якутии, и продолжающейся переориентацией экспорта в восточном направлении.
Основные экспортные поставки через погранпереходы пришлись на п/п Забайкальск, составив 41%, увеличившись до 3.7 млн т. (+1.0 млн т. к январю-июню 2023 г.).
Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) продала свои подразделения в сфере энергетики и логистики, а именно ООО Сибирская генерирующая компания (СГК) и акционерное общество Национальная транспортная компания (НТК).
НТК выполняет ключевые функции по логистике и транспортировке угля от месторождений до точек отгрузки или потребителей. СГК включает 9 электростанций и 17 ТЭЦ в нескольких регионах России. Продажа подразделений была осуществлена российским структурам.
В середине июня компанией СУЭК были проданы портовые терминалы компании в портах Мурманск, Восточный, Ванино и Туапсе.
Железные дороги Якутии предложили восстановить работу погранперехода Джалинда—Мохэ (Амурская область-Провинция Хэйлунцзян), который позволит угольщикам региона сократить затраты на доставку на 25–30% и обеспечить экспортные поставки в Китай без выхода на перегруженный Восточный полигон.
Предполагается, что пропускная способность участка составит 5 млн т., а одним из основных перспективных грузов станет уголь Колмара, Якутугля и других производителей. При этом п/п сократит путь следования якутских грузов на 2 тыс. км, а время доставки — в 2.5 раза.
П/п Джалинда—Мохэ в настоящее время не действует, поскольку участок Сковородино (станция Транссиба)—Рейново (станция в Джалинде) протяженностью 68 км законсервирован и почти полностью разобран.
В связи с этим необходима достройка инфраструктуры для присоединения к основной сети РЖД. На первом этапе реализации проекта в 2024-2025 гг. предполагается открытие автомобильно-водного пограничного пункта пропуска с устройством понтонного моста через реку Амур. В будущем ожидается строительство железнодорожного моста.
Потенциал экспортных поставок угля из Якутии в 2024 году оценивается в объеме 34 млн т., а добыча ожидается на уровне 40 млн т.
На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г.
Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.
Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.
Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.).
Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения
Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.
На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.
Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.
Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком.
Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.
Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.
2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.
Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.
В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.
При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
На прошедшей неделе цены в Европе укрепились выше 122 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост на газовом рынке в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке и неопределенность с транзитом российского газа в ЕС через Украину.
Несмотря на высокие запасы в хранилищах ЕС, газовые котировки на хабе TTF подросли до 439.13 долл./1000 м3 (+11.58 долл./1000 м3 к 21.08.2024 г.), что связано с техническим обслуживанием норвежской инфраструктуры и угрозой прекращения транзита российского газа. Кроме того, предполагается, что доступного количества газа может оказаться недостаточно, например, в случае резкого похолодания. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.7 млн т. (-0.1 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 112-114 долл./т. на фоне роста цен в Европе и сокращения складских запасов в Индии, где проливные дожди негативно отразились на ж/д погрузках индийского угля.
Участники рынка отмечают улучшение провозной способности ж/д в ЮАР благодаря постепенному решению проблем с локомотивами, нуждающимся в ремонте и обслуживании. Оператор Transnet в сотрудничестве с компаниями и комитетом NLCC (National Logistics Crisis Committee) закупает необходимые запасные части у сторонних производителей напрямую, поскольку кризис в отношениях с китайской CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) по-прежнему не преодолен. Кроме того, правительство может предоставить доступ к ж/д инфраструктуре частным операторам в течение 6 месяцев.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 0.5 долл./т. до 118.5 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку ценам оказало сокращение предложения на спотовом рынке и увеличение потребления на 2.2% на крупнейших ТЭС по сравнению с прошедшей неделей. Дополнительным благоприятным фактором является увеличение температуры до 35С° градусов в центральном и южном регионах и ожидание роста до 35-42С° градусов. Некоторые трейдеры воздерживаются от продаж в ожидании дальнейшего укрепления цен материала 5500 NAR до 119.5 долл./т. Очередь из судов в основных портах увеличилась за неделю с 79 до 101, что может говорить об улучшении спроса. Кроме того, Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CTDA) заявила, что в июле Китай потребил 420 млн т. угля (+3.1% к июлю 2023 г.), нарастив объем впервые с февраля-июня 2024 г.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 24.24 млн т. (+0.15 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 92.2 долл./т. (-0.30 долл./т. к 21.08.2024 г.) ввиду невысокого спроса в Китае и Индии, где наблюдаются высокие запасы.
Тем не менее, крупные компании надеются на пересмотр квот по добыче в сторону увеличения. Однако некоторые поставщики низкокалорийного угля в Суматре дожидаются разрешения властей на пересмотр целевых показателей в сторону снижения, поскольку сталкиваются с трудностями выполнения планов из-за сокращения маржи в результате падения рыночных котировок и высокой себестоимости добычи.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 147 долл./т. из-за ограниченного спроса в странах-импортерах. Кроме того, экспортные отгрузки из терминалов Австралии за прошедшую неделю увеличились на 11% с 6.9 млн т. до 7.7 млн т.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 200 долл./т. Падение цен на австралийский металлургический материал премиального качества продолжилось, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Индийские металлургические предприятия отмечают, что будут готовы вернуться к покупкам после восстановления цен на свою продукцию.
США продолжают усиливать санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в августе 2024 г. добавлены:
• структуры Евраза, включая Южкузбассуголь, а также компанию Распадская, чьи акции торгуются на Московской бирже. С 2022 г. Евраз находится под санкциями Великобритании;
• Мечел-Майнинг и аффилированные с ним угольные компании Южный Кузбасс и Якутуголь. Другие структуры Мечела уже находятся под санкциями США с февраля 2024 г.;
• группа компаний СДС-Уголь и аффилированные с ней структуры;
• группа Стройсервис и аффилированные с ней структуры;
Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел (за исключением Мечел-Майнинг), Сибантрацит, Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский.
Блокирующие санкции также включают связанные с компаниями добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Усиление санкций приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г. Новые ограничения охватывают 10% российского угольного экспорта, а с учетом ранее введенных санкций под ними теперь находится около 50% экспортного объема. Из-за опасений попасть под вторичные санкции, а также из-за сложностей с платежами российские поставщики уменьшат поставки угля в страны АТР, в особенности в Южную Корею и Тайвань.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
В 2023 г. экспорт российского угля снизился до 212.2 млн т. (-2.5 млн т. или -1.2% к 2022 г.). В январе-июле 2024 г. объемы экспортных поставок упали до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9% к январю-июлю 2023 г.).
Остановка 9 шахт в Кузбассе усилит дефицит российского угля
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 9 шахтах Кузбасса, где были зафиксированы различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана и эксплуатацию оборудования с нарушением требований промышленной безопасности.
Нарушения были выявлены на следующих шахтах: им. А.Д. Рубана и им. С.М. Кирова (СУЭК), Распадская (Распадская), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), Южная (СДС), Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Юбилейная (ТопПром), Ленина (Южный Кузбасс).
Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить деятельность на 3 месяца, что с учетом их мощностей за этот период может привести к сокращению добычи на 4-6 млн т. угля (2.4% годового объема добычи в Кузбассе). Ввиду ограниченных провозных способностей ж/д инфраструктуры, особенно в восточном направлении, данные объемы будут потеряны для экспортного рынка, что усугубит дефицит российского материала на международном рынке.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в
2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
Экспортные пошлины на российский уголь отложили до декабря 2024 года
Правительство РФ продлило отмену экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября по 1 декабря 2024 г. с целью поддержки российских угольных компаний и объемов экспорта. При этом по коксующемуся углю, цены на который продолжают снижаться, решения пока не принято.
Однако на фоне растущих логистических издержек, ограниченных провозных мощностей, и падения котировок на международных рынках данная мера представляется недостаточной, поскольку угольные компании продолжают отчитываться об убытках. Дополнительным негативным фактором остается ужесточение санкций.
При этом правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, заложив с января 2025 г. надбавку к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь в размере 10% от превышения пороговых значений. Увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль окажет дополнительное давление и негативно отразится на инвестициях, добыче и экспорте, которые сокращаются с начала года.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
На прошедшей неделе в Европе цены скорректировались вниз до уровня 120 долл./т. после роста неделей ранее. Нервозность на рынке временно снизилась, поскольку ожидаемая эскалация конфликта на Ближнем Востоке не происходит и транзит российского газа в ЕС через Украину продолжается, несмотря на военные действия вблизи газовой инфраструктуры в Курской области.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 427.55 долл./1000 м3 (-14.71 долл./1000 м3 к 14.08.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.8 млн т. (-0.3 млн т. к 14.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 115 долл./т. вслед за снижением цен в Европе, а также по причине увеличения предложения и ожидаемого восстановления объемов перевалки на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
Представитель добывающей компании Exxaro Resources отметил, что новый минимум котировок Richards Bay 6000 NAR будет в районе 100 долл./т. FOB, что обусловлено ростом себестоимости добычи (на 20% за 1 полугодие 2024 г.) и удорожанием логистики. Таким образом, падение котировок ниже этого уровня будет приносить Exxaro Resources убытки. По оценке Exxaro, в этом году ее экспорт увеличится и составит 5.7-6.3 млн т. против 5.11 млн т. в 2023 г. При этом в
1 полугодии 2024 г. компания уже нарастила поставки на 22% до 3.3 млн т. благодаря использованию альтернативных терминалов (в Maputo и Richards Bay) в дополнение к RBCT. Около 70% придется на материал калорийностью 5850 NAR и выше, поскольку компания стремиться к сокращению доли низкокачественного угля.
Компания Afrimat заявила, что может быть вынуждена замедлить темпы добычи антрацита, поскольку склады на шахте Nkomati оказались заполнены ввиду слабого спроса в Европе. Afrimat приступила к экспорту в 2024 г. через порт Maputo в Мозамбике, поскольку это оказалось выгоднее, чем через порт Durban.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 1 долл./т. до 118 долл./т. из-за ухудшения спроса в связи с ослаблением жары. Давление на рынок также оказало понижение цен со стороны Shenhua и других производителей. Некоторые участники рынка ожидают, что уголь продолжит дешеветь, несмотря на сокращение складских запасов в портах.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились на 0.36 млн т. до 13.57 млн т., запасы угля в 9 крупнейших портах составили 24.09 млн т. (-0.72 млн т. к 14.08.2024 г.). Сокращение запасов обусловлено уменьшением завоза ввиду ограниченного спроса. В сентябре многие ТЭС будут проходить плановое техобслуживание, что также негативно отразится на спросе.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 92.5 долл./т. на спросе со стороны стран АТР, включая Вьетнам. Китай также увеличил импорт индонезийского угля в июле до 19.24 млн т. (+16% к июню 2024 г.).
Кроме того, после обрушения моста Karang Agung на реке Lalan, которое произошло 12 августа в результате столкновения с баржей, водные пути до сих заблокированы, что идет вразрез с ожиданиями участников рынка, поскольку прогнозировалось, что маршруты будут расчищены до 21 августа. Таким образом, ожидается дефицит предложения со стороны некоторых компаний, ведущих добычу в районе Musi Banyuasin.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 незначительное скорректировался вниз, продолжая удерживаться вблизи уровня 150 долл./т., поддерживаемый сохраняющимся спросом со стороны стран АТР на фоне падающего предложения со стороны России, которая по-прежнему сталкивается с инфраструктурными ограничениями.
Индекс австралийского металлургического угля HCC находились ниже 205 долл./т. Темпы падения цен на австралийский металлургический материал премиального качества замедлились, однако нисходящий тренд продолжился на фоне неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Негативные настроения также подтверждаются стремлением некоторых конечных потребителей отложить поставки по долгосрочным контрактам.
По некоторым оценкам, около 0.7 млн т. австралийского угля HCC с отгрузкой в августе и сентябре остается не проданным (без учета партий, не проданных и не отгруженных ранее). Кроме того, некоторые производители стали останавливают доменные печи с целью сокращения убытков.
Японские компании Nippon Steel и JFE Steel Corporation согласовали покупку 20% и 10% долей стоимостью 1.08 млрд долл. у компании Whitehaven Coal в разрезе Blackwater, где ведется добыча металлургического угля и который является одним из крупнейших в штате Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе упала на 5.8% в январе-июле 2024 года
В январе-июле 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 118.3 млн т. (-7.3 млн т. или -5.8% к январю-июлю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В июле 2024 г. добыча упала до 15.4 млн т. (-1.5 млн т. или -8.9% к июлю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 7 месяцев 2024 г. составила 37.7 млн т. (-1.4 млн т. или -3.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 80.6 млн т. (-5.9 млн т. или -6.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 78.7 млн т. (-5.6 млн т. или -6.6% к январю-июлю 2023 г.), производство подземным способом составило 39.6 млн т. (-1.7 млн т. или -4.1% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 августа 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 20.1 млн т. (-0.5 млн т. или -2.4% к 1 августа 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).