Поделиться
Пульс угля - 14 августа
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

АО «Сибирский Антрацит»



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе продолжили расти выше 150 долл./т. Увеличению цен способствовали высокие газовые индексы на фоне дефицита поставок трубопроводного топлива в ЕС. Газовые котировки на европейской торговой площадке TTF обновили исторические максимумы, составив 569 долл. за тысячу кубометров, что в 3.6 раза превышает среднюю стоимость фьючерсных контрактов годовой давности. Кроме того, дополнительную поддержку угольным котировкам оказало уменьшение объемов ветряной генерации в европейских странах до 364 ГВтч (-19 ГВтч к 04.08.2021 г.).


Котировки южноафриканского материала находятся на уровне многолетних максимумов, превысив 135 долл./т. Рост цен связан с ограниченным предложением угля на рынке и неполным восстановлением поставок материала по ж/д линии, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay. Экспорт южноафриканского материала в июле был ограничен из-за логистических проблем, связанных с гражданскими протестами в ЮАР и ремонтными работами на ж/д линии, проводимыми оператором Transnet. Эксперты оценивают потери южноафриканского экспорта за первое полугодие 2021 г. в 9 млн т.

Цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao опустились ниже 162 долл./т. Спад торговой активности китайских покупателей из-за высокой цены материала на внутреннем рынке негативно отражается на индексах угля из КНР.

Котировки энергетического угля из Австралии превысили 170 долл./т. на фоне недельного запрета на добычу на ряде угольных шахт, вызванного новой вспышкой COVID-19. По мнению экспертов, запрет будет продлен из-за дальнейшего распространения вируса.

Импорт энергетического угля Южной Кореей вырос в июле 2021 г. до исторического максимума в 11.6 млн т. (+25% к июлю 2020 г.) на фоне роста общего спроса на электроэнергию из-за жаркой погоды и перебоев в работе атомных электростанций. Свыше 54% южнокорейского импорта угля пришлись на Австралию, увеличившую поставки материала в июле до 6.3 млн т. угля (+163% к июлю 2020 г.).

Котировки индонезийского материала превысили 125 долл./т. на фоне правительственных ограничений на угольный экспорт. 04.08.2021 г. правительство Индонезии приняло постановление о мерах в отношении угольных компаний, которые не выполняют свои обязательства по поставкам угля на внутренний рынок. В результате 34 индонезийским компаниям был запрещен экспорт угля.

Недельный запрет на добычу на ряде угольных шахт в Австралии из-за вспышки COVID-19 положительно отразился на индексах австралийского коксующегося материала, превысивших 220 долл./т.


РЖД может построить новую железнодорожную линию в Китай

09 августа 2021 г. компания РЖД предложила построить новую железнодорожную линию, соединяющую Кузбасс и Китай через Алтайский край. По словам заместителя генерального директора РЖД Алексея Шило, проект предусматривает три возможных маршрута прокладки ж/д линии:

•             от станции Бийск на Западно-Сибирской железной дороге (часть Транссибирской магистрали) до станции Авэйтань в Китае протяженностью 1006 км;

•             от станции Таштагол на Западно-Сибирской железной дороге до города Авэйтань протяженностью 1081 км;

•             от станции Абаза в Хакасии до города Авэйтань протяженностью 1276 км.


По предварительным оценкам, новая железнодорожная линия с ориентировочной пропускной способностью 30 млн т. грузов может снизить нагрузку на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и позволить производителям угля из Кузбасса, Новосибирской области и Хакасии осуществлять отправки угля непосредственно в Китай в обход портов на Дальнем Востоке России.

Тем не менее, амбициозный проект представляется нереалистичным, учитывая горный ландшафт Алтайского края, где будет проходить строительство железнодорожной линии, и экологические ограничения, в условиях которых необходимо осуществлять строительные работы. Также, по мнению экспертов, на данный момент идея РЖД кажется экономически нецелесообразной и требует привлечения частных инвесторов с предоставлением их участия в строительстве и последующего управления объектом. Данный проект не предусмотрен стратегией РЖД до 2025 г.

В прошлом идея строительства железной дороги в Китай через горный Алтай рассматривалась в контексте многих российских инфраструктурных проектов, но она так и не была реализована из-за технической сложности и необходимости пересекать плато Укок - природный заповедник, который невозможно обойти.

Компания En+Group пересмотрела проект развития угольных месторождений

11 августа 2021 г. Тувинская горнорудная компания (ТГРК), принадлежащая En+Group, объявила о проведенной переоценке запасов ее Каа-Хемского угольного месторождения в Туве (Россия), и о решении пересмотреть планы разработки этого угольного бассейна.


Ранее En+Group отложила разработку Каа-Хемского и Чаданского угольных месторождений в Туве и скорректировала производственные планы проекта. Новый проект включает в себя cтроительство шахт на лицензионных участках Каа-Хемский 1, 2, 3. По оптимистичному сценарию, компания планирует добывать 6.7 млн т. угля в год, по пессимистичному сценарию - 0.7 млн т., в сравнении с 10 млн т., ранее обозначенными в стратегии развития угольной промышленности России до 2035 г.

Согласно обновленной проектной документации, общий объем инвестиций в проект оценивается в 52.8 млрд руб. (718.3 млн долл.) против ранее заявленных 44 млрд руб. (598.5 млн долл.). Ожидается, что проект будет реализован до 2034 г. (ранее планировался до 2023 г.). По состоянию на июнь 2020 г., TГРК провела геологоразведочные работы на участках Каа-Хемский 1, 2, 3 Каа-Хемского угольного бассейна.

Тем не менее TГРК может столкнуться с логистическими проблемами, учитывая, что Тува и Каа-Хемское угольное месторождение не соединены с железнодорожной сетью РЖД. 20 апреля 2021 г. РЖД приостановили контракт на строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино - первой железной дороги в регионе Тува, которая должна была связать ее с Транссибирской магистралью. Предполагалось, что объем грузовых перевозок по линии достигнет 15 млн т. грузов в год. Общий объем инвестиций в проект оценивался примерно в 126.6 млрд руб. (1.6 млрд долл.) при сроке строительства в 4.5 года. В 2019 г. РЖД подписали соглашение с Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК), принадлежащей российскому бизнесмену Руслану Байсарову, о реализации проекта строительства ж/д линии. Однако правительство России приняло решение приостановить действие концессии на срок до пяти лет без взимания штрафов и пеней.

В 2020 г. добыча ТГРК достигла 0.54 млн т. (-0.03 млн т. к 2019 г.). Владельцем ТГРК является компания Vukelich Limited, бенефициары которой связаны с En+Group. En+Group - группа компаний, контролирующая активы Олега Дерипаски. En+Group владеет крупнейшим в мире производителем алюминия РУСАЛ, крупнейшей частной российской энергетической компанией ЕвроСибЭнерго, крупными месторождениями угля и логистическим бизнесом. Основные активы En+Group расположены в Восточной Сибири.

 

Ростехнадзор приостановил работу разреза компании Стройсервис

23 июля 2021 г. по решению суда были приостановлены горные работы на участке Бунгурский-7 Березовского угольного разреза сроком на 90 суток.

В конце июля 2021 г. Ростехнадзор в ходе проверки производственных объектов на разрезе Березовский выявил ряд нарушений в сфере промышленной безопасности.

Разрез Березовский входит в группу Стройсервис Дмитрия Николаева. В 2020 г. объем добычи угля на разрезе составил 5.16 млн т. (-0.25 млн т. к 2019 г.).

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов