Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Котировки на европейском рынке энергетического угля продолжили укрепляться, превысив 85 долл./т., на фоне увеличения цен на природный газ, электроэнергию и высокой стоимости квот на выбросы углекислого газа. Цена природного газа на европейской торговой платформе TTF выросла до 26.2 евро/МВтч (+1.4 евро/МВТч к 05.05.2021 г.). Стоимость квот на выбросы углекислого газа достигла 54 евро/т., что является самым высоким показателем с момента появления этого инструмента на бирже в 2005 г. Запасы угля на терминалах ARA составили 4.5 млн т. (+0.2 млн т. или +4% к 05.05.2021г.).
Индексы южноафриканского угля находились в диапазоне 102-105 долл. т., достигнув максимальных значений с октября 2018 г. 06.05.2021 г. южноафриканский оператор Transnet возобновил отправку угля по железнодорожной линии соединяющей угольные провинции ЮАР и порт Richards Bay, одновременно объявив о планируемом закрытии линии на техническое обслуживание с 13 по 23 июля 2021 г. Запасы материала в порту Richards Bay составили 3.0 млн т. (-0.1 млн т. к 05.05.2021 г.). Тем не менее, вводимые локдауны и ограничения в Индии на фоне новой волна пандемии Covid-19 в стране, могут привести к снижению индийского импорта и стать препятствием для дальнейшего роста котировок южноафриканского материала. Ряд портов в Индии объявил о форс-мажорных обстоятельствах, в то время как в отдельных штатах начали вводиться жесткие карантинные меры.
На внутреннем рынке Китая наблюдалось резкое увеличение цен до 140 долл./т. на местный материал 5500 NAR Qinhuangdao. Рост котировок связан с увеличением спроса на электроэнергию, а также с ограничениями по добыче угля в регионах из-за недавних аварий на шахтах и директив КНР, направленных на защиту экологии. Однако недавнее заявление китайского правительства, призывающее к сдерживанию и стабилизации цен на сырьевые товары негативно отразилось на цене фьючерсов, включая железную руду и коксующийся уголь, и может ограничить рост мировых угольных индексов в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Кроме того, некоторые участники рынка заняли выжидательную позицию, рассчитывая на коррекцию цен, находящихся на годовых максимумах.
Котировки высококалорийного австралийского угля приблизились к 100 долл./т. Поддержку индексам австралийского материала оказала высокая цена южноафриканского угля Richards Bay на фоне роста торговой активности корейских и тайваньских потребителей. Увеличившийся после завершения государственных праздников спрос китайских генерирующих предприятий на уголь из Индонезии укрепил котировки индонезийского материала 5900 GAR до свыше 90 долл./т.
Рост спроса со стороны металлургических комбинатов в АТР оказал поддержку индексам коксующегося угля из Австралии, приблизив их к отметке в 115 долл./т.
Разрез Богатырь может составить конкуренцию Сибантрациту
Угольный разрез Богатырь, лицензия на разработку которого выставлена на аукцион Федеральным агентством по недропользованию России (Роснедра), может составить конкуренцию крупнейшему в мире производителю антрацита – компании Сибантрацит.
Запасы разреза Богатырь, расположенного на Горловском угольном месторождении в Новосибирской области, оцениваются в 300 млн т. антрацита. В 2020 г. добыча антрацита в России составила 22.3 млн т. (-0.4 млн т. или -1.8% к 2019 г.), из которых на Сибантрацит пришлось 11.9 млн т. или 53%. По предварительным оценкам, разрез Богатырь может выйти на объемы добычи в 5-8 млн т. в 2025-2030 гг. Таким образом, доля разреза Богатырь может составить четвертую часть от 30 млн т. российской добычи антрацита в 2030 г. (без учета планируемой добычи антрацита Арктической Горной Компании, приобретенной у Аллтек Романом Троценко), при этом Богатырь станет вторым по величине производителем антрацита в России после Сибантрацита.
Аукцион назначен на 11 июня 2021 г. Стартовая цена аукциона – 1.5 млрд руб. Окончательная стоимость лицензии может превысить 132 млн долл., см. (CAA Russian Coal Weekly от 23 апреля 2020 г.). На разрез Богатырь претендует дочерняя компания госкорпорации Ростех - РТ-Богатырь, учрежденная 19 апреля 2021 г., и CoalStar Эдуарда Худайнатова, представленная на аукционе двумя компаниями - Разрез Богатырь (зарегистрирована в марте 2021 г.) и Антарес (создана в 2015 г.). Кроме того, в аукционе примет участие разрез Ташебинский, зарегистрированный в 2007 году в Хакасии и принадлежащий Игорю Марканову. Чистый убыток этой компании в 2020 г. составил 45 тыс. руб. при стоимости активов в 3 тыс. руб. Каждая из компаний внесла задаток в размере 1.5 млрд руб., равный 100% от стартовой цены аукциона, согласно условиям торгов.
Победитель аукциона должен гарантировать транспортировку не менее 10 млн т. угля в год по железнодорожной линии Бердск-Новоалтайск, примыкающей к Транссибирской магистрали. Также компания, ответственная за разработку разреза Богатырь, должна будет построить не менее пяти крупнотоннажных специализированных судов для экспорта угля. Победитель аукциона не должен являться офшорной компанией, обязан не иметь просроченной задолженности по уплате налогов, а его бенефициары должны быть российскими налоговыми резидентами.
Ростех - российская государственная корпорация, созданная для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции и контролирующая активы в различных промышленных отраслях. За прошедший год корпорация расширила свой портфель угольных проектов. В марте 2021 г.
А-Проперти передала Ростеху 5% в Эльгинском угольном комплексе. Госкорпорация также владеет 25% в Огоджинском угольном проекте с запасами 1.5 млрд т. угля и 25 % в угольном терминале порт Вера в Приморском крае.
CoalStar - угледобывающий холдинг, в состав которого входят Майрыхский угольный разрез и Бейское угольное месторождение. Промышленные запасы угля Бейского угольного месторождения составляют 1.36 млрд т. В 2020 г. компания добыла 4 млн т. угля. К 2030 г. CoalStar намерена увеличить добычу угля до
30 млн т. 14 апреля 2021 г. холдинг CoalStar объявил о своих планах по созданию железнодорожного оператора в 2022 г. (см. CAA Russian Coal Weekly от 16 апреля 2021 г.).
Добыча на шахте Анжерская-Южная приостановлена
07 мая 2021 г. добыча угля на шахте Анжерская-Южная (Кемеровская область), была приостановлена на 20 суток после обнаружения Ростехнадзором нарушений стандартов охраны труда и промышленной безопасности.
В ходе проверки Ростехнадзор выявил взрывоопасную концентрацию метана и невыполнение мероприятий по предупреждению внезапных выбросов угля и газа, что могло стать причиной аварийной ситуации и угрозы жизни работников предприятия.
В 2018 г. Угольная компания Анжерская-Южная выкупила обанкротившуюся шахту Анжерская-Южная за 600 млн руб. (7.8 млн долл.). В августе 2019 г. 100% акций компании были переданы в залог Сбербанку сроком на 10 лет. В ноябре 2020 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала Сбербанку России разрешение на приобретении прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности Угольной компании Анжерская-Южная (см. CAA Russian Coal Weekly от 20 ноября 2020 г.).
Шахта Анжерская-Южная является единственным добывающим активом Угольной компании Анжерская-Южная. В 2020 г. добыча Анжерской-Южной составила 0.61 млн т. (+1.2% к 2019 г.). В январе-апреле 2021 г. Анжерская-Южная увеличила производство материала до 0.32 млн т. (+62% к аналогичному периоду 2020 г.). Компания добывает коксующийся уголь марки ОС и планирует довести добычу до 1.4 млн т. в 2021 г.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе угольные индексы в Европе продолжили укрепляться свыше 74.5 долл./т. Снижение среднесуточных температур в ряде европейских стран способствовало увеличению объемов потребления угля. Рост цен природного газа на европейской торговой площадке TTF до максимальных значений за последние 3 месяца в 21.4 евро/МВтч (+2.3 евро/МВТч к 01.04.2021 г.) положительно отразился на котировках энергетического материала в ЕС. Дополнительным фактором, оказавшим поддержку ценам, стало уменьшение объемов ветряной генерации до 779 ГВтч (-224 ГВтч к 14.04.2021 г.), что увеличило спрос местных электростанций на уголь. Тем не менее, участники рынка опасаются, что текущие максимальные значения стоимости квот на выбросы углекислого газа будут снижать рентабельность угольных электростанций.
Нестабильность на индийском рынке, вызванная новой вспышкой коронавируса в стране, ослабила котировки экспортного материала из ЮАР ниже 91 долл./т. 16.04.2021 г. индийское правительство ввело 6-дневный карантин в ряде провинций. Тем не менее, несколько крупных отгрузок угля в адрес пакистанских цементных предприятий стабилизировали индексы высоко-калорийного угля южноафриканского происхождения на этой неделе. Запасы угля на терминалах Richards Bay составили 3.5 млн т. (+0.1 млн т. к 14.04.2021 г.).
Крупнейший южноафриканский банк Nedbank планирует прекратить финансирование новых угольных проектов с 2025 г. На текущий момент руководство банка сокращает долю угольных, нефтяных и газовых активов в портфеле из-за давления со стороны «зеленых» организаций, продвигающих интересы компаний в сфере альтернативных источников энергии в правительстве ЮАР.
Спрос со стороны энергетических компаний в АТР из-за снижения среднесуточных температур в регионе укрепил котировки угля австралийского происхождения выше 91 долл./т. Тем не менее, замедление торговой активности индийских покупателей в преддверие наступления сезона муссонов в среднесрочной перспективе может оказывать негативное влияние на цены.
Увеличение объемов потребления электричества в Китае способствует увеличению спроса местных генерирующих предприятий на низкокалорийный уголь из Индонезии, что способствует росту индексов свыше 87 долл./т По данным государственной электросетевой корпорации Китая, в январе-апреле 2021 г. объем потребления электричества в стране вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.
Низкие цены на сталь снижают интерес металлургических комбинатов в АТР к коксующемуся углю из Австралии, что оказывает давление на индексы на уровне 110 долл./т. Тем не менее, участники рынка рассчитывают на восстановление спроса на сталелитейную продукцию и рост индексов в среднесрочной перспективе.
Ростех, CoalStar и Сибантрацит примут участие в аукционе на разработку разреза Богатырь
Федеральное агентство по недропользованию России (Роснедра) выставило на аукцион лицензию на разработку угольного разреза Богатырь, располагающегося на Горловском угольном месторождении в Новосибирской области. Запасы разреза составляют 300 млн т. антрацита. Стартовая цена аукциона – 1.5 млрд руб. (19.6 млн долл.). Окончательная стоимость лицензии может превысить 20 млрд руб. (132 млн долл.).
19 апреля 2021 г. дочерняя компания госкорпорации Ростех - Русинвестпроект учредила компанию РТ-Богатырь для участия в аукционе. Помимо Ростеха в проекте заинтересованы CoalStar, принадлежащая Эдуарду Худайнатову, и группа Сибантрацит, принадлежащая наследникам Дмитрия Босова. Учитывая тот факт, что к участию не допускаются предприятия с бенефициарами, зарегистрированными в офшорах, А-Проперти Альберта Авдоляна не может претендовать на актив. Однако в феврале 2021 г. А-Проперти подписала соглашение с группой Аллтек об основных условиях приобретения группы Сибантрацит за 1 млрд долл. Сибантрацит - мировой лидер по производству и экспорту высококачественного антрацита, общий объем производства которого в 2020 г. составил 17.3 млн т. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). Компания уже добывает антрацит на угольных разрезах Колыванский, Горловский и Восточный, расположенных на Горловском угольном месторождении.
Победитель аукциона должен гарантировать транспортировку не менее 10 млн т. угля в год по железнодорожной линии Бердск-Новоалтайск, примыкающей к Транссибирской магистрали. Также компания, ответственная за разработку разреза Богатырь, должна будет построить не менее пяти крупнотоннажных специализированных судов для экспорта угля.
Ростех - российская государственная корпорация, созданная для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции и контролирующая активы в различных промышленных отраслях. За прошедший год корпорация расширила свой портфель угольных проектов. В марте 2021 г. А-Проперти передала Ростеху 5% в Эльгинском угольном комплексе. Госкорпорация также владеет 25% в Огоджинском угольном проекте с запасами 1.5 млрд т. угля и 25 % в угольном терминале порт Вера в Приморском крае.
CoalStar - угледобывающий холдинг, в состав которого входят Майрыхский угольный разрез и Бейское угольное месторождение. Промышленные запасы угля Бейского угольного месторождения составляют 1.36 млрд т. В 2020 г. компания добыла 4 млн т. угля. К 2030 г. CoalStar намерена увеличить добычу угля до 30 млн т. 14 апреля 2021 г. холдинг CoalStar объявил о своих планах по созданию железнодорожного оператора в 2022 г.
Кабмин предложил ограничить применение ship-or-pay в экспорте угля
15 апреля 2021 г. на заседании Правительства РФ первый вице-премьер России Андрей Белоусов предложил ограничить применение механизма ship-or-pay при транспортировке угля и использовать его только для дополнительных объемов материала, экспортируемого из Кузбасса.
2 марта 2021 г. президент России Владимир Путин призвал увеличить экспорт угля из Кузбасса на Восток до 68 млн т. к 2024 г. В этом случае новый механизм будет охватывать только максимум 15 млн т. угля в год. Более того, первые 5 млн т. дополнительных объемов не должны подпадать под новое правило, так как они уже предусмотрены программой развития угольной промышленности. Предложение мотивировано необходимостью проведения эксперимента до полномасштабного введения метода.
Ship-or-pay - положение в договорах, в соответствии с которым добывающие компании получают приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре при условии предоплаты за весь заявленный в договоре с РЖД объем перевозок.
Однако, по мнению экспертов, предоплата по договорам ship-or-pay будет отражаться в финансовой отчетности как долгосрочное обязательство, что увеличит долговую нагрузку угледобывающих предприятий.
ОАО РЖД приостановило строительство ж/д линии Кызыл-Курагино
20 апреля 2021 г. ОАО РЖД по требованию заказчика приостановила действие контракта на строительство железнодорожной линии Элегест-Кызыл-Курагино до Элегестского угольного месторождения. В 2019 г. компания РЖД подписала соглашение о строительстве ж/д линии с Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК), принадлежащей российскому бизнесмену Руслану Байсарову. Однако российское правительство приняло решение приостановить концессию на срок до пяти лет без взимания штрафов и пени.
РЖД планировала потратить на проектирование железнодорожной линии 5 млрд руб. (6.6 млн долл.).
Ожидалось, что протяженность новой линии Элегест-Кызыл-Курагино составит 410 километров. Она должна была стать первой железной дорогой в Туве, соединяющей регион с Транссибирской магистралью. Предполагалось, что объем грузоперевозок по этой линии достигнет 15 млн т. грузов в год. Общий объем инвестиций в проект оценивался примерно в 126.6 млрд руб. (1.6 млрд долл.), срок строительства – 4.5 года.
ТЭПК - российская промышленная компания. В 2013 г. ТЭПК объявила о планах начать разработку Элегестского угольного месторождения с запасами 840 млн т. коксующегося угля и 15 млн т. энергетического угля. Кроме того, компания планировала построить новый угольный терминал в порту Ванино, в районе мыса Бурный. Однако в настоящее время ТЭПК решила отложить реализацию своих планов.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС превысили
75 долл./т. Увеличение индексов обусловлено повышением цен природного газа на европейской торговой платформе TTF до 21.8 евро/МВтч (+2.6 евро/МВТч к 14.04.2021 г.) на новостях о сокращении объемов экспорта газа компанией Газпром. 27.04.2021 г. Газпром отказался наращивать поставки газа в Европу в мае 2021 г. Кроме того, снижение объемов ветряной генерации в ряде европейских стран до 808 ГВтч (-98 ГВтч к 21.04.2021 г.) оказало дополнительную поддержку угольным индексам. Тем не менее, высокая стоимость квот на выбросы углекислого газа (44.4 евро/т.) может сдерживать дальнейшее укрепление угольных цен.
Приостановка поставок угля по железнодорожной линии, соединяющей угольные провинции ЮАР и порт Richards Bay, укрепила индексы южноафриканского материала в диапазоне 94-95 долл./т.
По сообщениям представителей южноафриканского железнодорожного оператора Transnet, 27.04.2021 г. сошедший с рельсов поезд заблокировал движение. Ограниченные экспортные поставки угля из ЮАР стабилизировали индексы материала несмотря на ослабление спроса на индийском рынке, вызванного новой вспышкой коронавируса в стране. Запасы угля на терминалах Richards Bay составили 3.2 млн т. (-0.3 млн т. к 21.04.2021 г.).
Снижение котировок энергетического угля из Австралии ниже 90 долл./т. обусловлено слабым спросом генерирующих компаний из АТР. Некоторые участники рынка рассчитывают закупить индонезийский уголь со скидкой у индийских трейдеров на фоне ухудшающейся эпидемиологической ситуации в стране.
25.04.2021 г. представители Государст-венного комитета по развитию и реформам КНР (NDRC) заявили, что комитет намерен активизировать сотрудничество с центральными таможенными органами КНР с целью возможного ослабления импортных квот на ввоз угля. Данная мера призвана предотвратить дефицит предложения материала на китайском рынке в летний период, когда наблюдается сезонный рост спроса на электроэнергию.
Продолжающиеся дожди в южных провинциях Индонезии ограничивают поставки экспортного угля, что на фоне устойчивого спроса со стороны китайских потребителей оказывает поддержку котировкам материала индонезийского происхождения выше 85 долл./т.
Рост объемов поставок коксующегося угля из Канады и США на рынки АТР сократил спрос на австралийский материал, снизив котировки металлургического угля из Австралии ниже 110 долл./т.
Конкуренция экспортеров за долю на рынке коксующегося угля Китая усиливается
Объемы импорта коксующегося угля Китаем постепенно восстанавливаются несмотря на запрет, введенный китайским правительством в 2020 г., на поставки австралийского угля в КНР и негативные последствия кризиса Covid-19.
По данным таможенной службы, в марте 2021 г. Китай импортировал 4.2 млн т. коксующегося угля (-13% к марту 2020 г. и +52% к февралю 2021 г.). Рост ежемесячных поставок в 2021 г. был связан с увеличением экспортных объемов поставщиками из Монголии, США и Канады. В марте 2021 г. поставки угля из Монголии выросли до 2.2 млн т. (44-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из Соединенных Штатов - до 0.7 млн т. (5-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из Канады - до 1.3 млн т. (2-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Российские компании экспортировали всего 0.6 млн т. (+59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
После прекращения поставок угля из Австралии Монголия стала основным экспортером коксующегося угля на китайский рынок. В 1 квартале 2021 г. объем монгольского экспорта металлургического угля в Китай вырос до 6.1 млн т. (+123% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в то время как российские поставки составили 1.4 млн т. (+8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Российские угледобывающие компании Колмар и Эльгауголь, расположенные в Якутии, планируют увеличить добычу и экспорт коксующегося материала в Китай, используя географическое преимущество близости к КНР по сравнению с другими российскими экспортерами. Однако несмотря на амбициозные планы российских экспортеров угля по увеличению поставок на восток экспорт материала ограничен недостатком пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Наследники Дмитрия Босова получили доли в Группе Аллтек
27 апреля 2021 г., по решению суда, доля Дмитрия Босова, основателя Группы Аллтек, умершего в мае 2020 г, составляющая 86.57% акций компании была распределена среди его 8 наследников, включая Катерину Босов. Каждый из них получил по 10.82%.
29 марта 2021 г. по решению суда Катерина Босов, вдова Дмитрия Босова, должна была передать 43.3% акций Группы Аллтек в наследственную массу. Суд удовлетворил иск наследников Дмитрия Босова, которые оспорили юридические основания передачи доли Катерине Босов (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 ноября 2020 г.).
Также решением суда был снят запрет на сделки с активами Группы, в том числе на передачу угольной компании Сибантрацит в собственность компании А-Проперти Альберта Авдоляна. Ранее А-Проперти подписала соглашение с Группой Аллтек об основных условиях приобретения Сибантрацита за 1 млрд долл. По условиям сделки, Сибантрацит сохраняет свою независимость как компания. Соглашение предполагает подписание долгосрочных контрактов с топ-менеджерами Сибантрацита, а также их участие в уставном капитале компании. Сибантрацит - самый прибыльный угольный актив в бизнесе Дмитрия Босова.
Сибантрацит является мировым лидером по производству и экспорту высококачественного антрацита с общим объемом производства 17.3 млн т. в 2020 г. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). В январе 2021 г. Госкорпорация Ростех и структуры, связанные с А-Проперти, также получили полный контроль над портом Вера и Огоджинским угольным месторождением - двумя предприятиями, ранее принадлежавшими наследникам Дмитрия Босова и Катерине Босов (см. CAA Russian Coal Weekly от 29 января 2021 г.).
Терминалы Большого порта Санкт-Петербург могут быть перенесены в Лавну
19 апреля 2021 г. бывший министр транспорта России и нынешний генеральный директор ГТЛК (Государственная Транспортная Лизинговая Компания) Евгений Дитрих заявил, что часть терминалов Большого порта Санкт-Петербург может быть перенесена в порт Лавна, строящийся в Мурманской области. В марте 2021 г. предлагалось перенести портовые мощности Большого порта Санкт-Петербург в порт Усть-Луга, чтобы использовать освободившиеся площади под строительство 4.8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и социальной инфраструктуры. Стоимость проекта редевелопмента оценивается в 440 млрд руб.
Большой порт Санкт-Петербург - один из крупнейших портов Северо-Запада России с грузооборотом около 60 млн т. в 2020 г. Основная часть объемов перевалки грузов приходится на контейнеры, нефтепродукты и минеральные удобрения.
Усть-Луга - второй по величине порт России. В 2020 г. терминалы порта перевалили 103 млн т. различных грузов, включая нефть и нефтепродукты, уголь,удобрения и контейнеры.
Строительство порта Лавна на западном берегу Кольского залива планировалось завершить в 2012 г. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась.
БизнесГлобус и Центр развития портовых технологий владеют по 30% в проекте, еще 25% принадлежат Сибирскому Деловому Союзу (СДС), 10% - РЖД и 5% - ГТЛК. Однако в конце 2020 г. из-за падения цен на уголь ключевые грузоотправители не стали подписывать обязывающие соглашения о загрузке мощностей угольного терминала в Лавне.
По словам Дитриха, ГТЛК и его партнеры рассматривают проект порта Лавна не только как угольный терминал, но и как порт, включающий контейнерные терминалы и универсальные многофункциональные перевалочные комплексы.
Правительство России уже инвестировало в Лавну 32 млрд руб. Строительство порта планируется завершить в 2023 г.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе превысили отметку в 71 долл./т. Рост индексов связан с положительной динамикой цен нефти марки Brent до 66.29 долл./баррель (+4.29 долл./баррель к 07.04.2021 г.) после публикации данных по запасам сырья в США, а также неожиданным снижением температур в ряде европейских стран, повлекшим за собой увеличение потребления угля местными электростанциями. Уменьшение объемов ветряной генерации до 1017 ГВтч (-809 ГВтч к 07.04.2021 г.) оказало дополнительную поддержку индексам угля. Тем не менее высокая цена квот на выбросы CO2 в 43.73 евро/т. сдерживает дальнейший рост угольных цен.
Высокая цена экспортного угля из ЮАР и доступность материала на внутреннем рынке Индии снизили интерес индийских компаний к южноафриканскому материалу, ослабив индексы ниже 91 долл./т. Запасы угля на складах индийской государственной компании CIL составляют 100 млн т. (+23 млн т. к 01.03.2021 г.).
Замедление торговой активности индийских предприятий на фоне приближающегося сезона муссонов в стране, а также доступность материала на внутреннем рынке Индии оказали негативное влияние на спрос со стороны индийских угольных компаний и снизили индексы австралийского угля ниже 92 долл./т.
В марте 2021 г. экспорт угля из Австралии составил 27.2 млн т. (-4.3 млн т. или -14% к марту 2020 г. и -2.4 млн т. или -8% к февралю 2021 г.). Основными причинами спада экспортных объемов стали наводнения в Новом Южном Уэльсе (Австралия), затопившие некоторые угольные шахты в конце марта.
Спрос китайских генерирующих предприятий на низкокалорийный уголь из Индонезии укрепил котировки индонезийского материала выше 78 долл./т.
Индонезийское правительство увеличило квоту на добычу угля в стране до
625 млн т. на 2021 г. (+75 млн т. к изначальной квоте на 2021 г.). В 2020 г. совокупный объем производства угля в стране достиг 563 млн т., экспорт составил 407 млн т.
Слабая торговая активность металлургических комбинатов в странах АТР на фоне снижения цен на сталь ослабила индексы коксующегося материала из Австралии ниже 110.5 долл./т.
Долговая нагрузка А-Проперти достигла 2 млрд долл.
В 2020 г. задолженность компании А-Проперти Альберта Авдоляна выросла с 13.5 млрд руб. (178.4 млн долл.) до 152.2 млрд руб. (2.1 млрд долл.). Рост задолженности компании произошел в результате приобретения активов на сумму 142 млрд руб. (1.8 млрд долл.).
В апреле 2020 г. А-Проперти приобрела 51% акций Эльги у компании Мечел, принадлежащей Игорю Зюзину, за 89 млрд руб. (1.17 млрд долл.). Эльга - одно из крупнейших месторождений коксующегося угля в мире с общими запасами 2.2 млрд т. (по классификации JORC). В декабре 2020 г. А-Проперти выкупила оставшиеся 49% в Эльге у Газпромбанка, консолидировав проект. Сумма сделки составила 45 млрд руб. (615.9 млн долл.). В 2020 г. добыча на Эльгинском месторождении достигла 6.73 млн т. (+2.41 млн т. или +56% к 2019 г.). В феврале 2021 г. А-Проперти подписала соглашение с Аллтек об основных условиях приобретения Группы Сибантрацит, принадлежащей наследникам Дмитрия Босова, за 1 млрд долл. (см. CAA Russian Coal Weekly от 12 февраля 2021 г.). Сибантрацит - мировой лидер по производству и экспорту высококачественного антрацита, общий объем производства которого в 2020 г. составил 17.3 млн т. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.).
Основным партнером А-Проперти является российский государственный холдинг Ростех. Обе компании контролируют угольный терминал Порт Вера на Дальнем Востоке России и Огоджинское угольное месторождение. В марте 2021 г. Ростех подписал соглашение с А-Проперти об основных условиях передачи госкорпорации 5% в Эльгинском угольном проекте.
Учитывая амбициозные планы А-Проперти по наращиванию объемов добычи на Эльге до 45 млн т. и на Огоджинском угольном месторождении до 10 млн т. к 2023 г., компании потребуются дополнительные средства на развитие активов. В марте 2021 г. Эльгауголь, компания, занимающаяся разработкой Эльги, заложила Газпромбанку уголь на сумму 2.06 млрд руб. (26.4 млн долл.). Предполагается, что залог обеспечит выполнение обязательств угледобывающего предприятия по кредитному договору, заключенному между компанией Эльгауголь и банком 01 декабря 2020 г.
ВЭБ.РФ снижает долги Сибуглемета
ВЭБ.РФ, российская государственная корпорация развития, фактически списала значительную часть долга своего угледобывающего актива Сибуглемет, конвертировав долг из долларов в рубли и установив новую процентную ставку в размере 6.5% годовых. В результате долг угледобывающего предприятия сократился с 3.5 млрд долл. до 2.3 млрд долл. Однако, учитывая потенциальные доходы компании, Сибуглемет может оказаться не в состоянии обслуживать свои обязательства в долгосрочной перспективе.
По оценкам Сибуглемета, в период с 2021 по 2040 гг. выручка компании снизится с 10.6 млрд руб. (139.6 млн долл.) до 9.4 млрд руб. (123.7 млн долл.) в связи с сокращением объемов производства.
Сибуглемет - один из крупнейших российских производителей коксующегося угля. В состав Сибуглемета входят разрезы Междуречье и Южный, шахты Антоновская и Большевик, а также Междуреченская и Антоновская обогатительные фабрики. В настоящее время холдинг принадлежит Российской государственной корпорации развития ВЭБ.РФ. До ноября 2020 г. компания находилась в управлении холдинга Евраз, принадлежащего Роману Абрамовичу. В декабре 2019 г. Евраз планировал купить Сибуглемет. Однако, по словам представителей Евраза, сделка не состоялась из-за падения цен на уголь. Большая часть активов Сибуглемета напрямую принадлежит ВЭБ.РФ. Оставшаяся часть активов находится в залоге. В 2020 г. добыча угля компании составила 10.1 млн т. угля (-2.3 млн т. или -18% к 2019 г.).
Импорт угля Украины вырос на 18% в 1 квартале 2021 г.
В 1 квартале 2021 г. импорт угля Украиной увеличился до 5.2 млн т. (+0.8 млн т. или +18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). 3.1 млн т. или 60% импортного угля поставила Россия, 1.2 млн т. или 23% составили поставки угля из США, 0.6 млн т. или 12% импортных объемов Украины пришлось на поставки из Казахстана, оставшиеся 0.3 млн т. или 5% поставили другие страны.
Низкие температуры в начале 2021 г. на Украине подстегнули спрос на импортный материал на фоне повышенного потребления на местных угольных электростанциях. Однако отопительный сезон на Украине завершился раньше положенного срока из-за теплой погоды, что привело к небольшому восстановлению запасов угля. 16 декабря 2020 г. Украина продлила 65%-ю пошлину на импорт угля из России до конца 2021 г. Импортный антрацит и коксующийся уголь не облагаются пошлиной, так как на Украине наблюдается дефицит данных видов материала.
CoalStar создаст собственного ж/д оператора
14 апреля 2021 г. в ходе Красноярского экономического форума холдинг CoalStar, принадлежащий Эдуарду Худайнатову, объявил о планах создания железнодорожного оператора в 2022 г. Компания намерена вложить в этот проект около 51 млрд руб. (665 млн долл.). По словам представителей CoalStar, новый железнодорожный оператор необходим для обеспечения экспорта угля с Бейского угольного месторождения в Хакасии. В 2020 г. компания добыла 4 млн т. К 2030 г. CoalStar намерена увеличить добычу угля до 30 млн т. в год.
CoalStar - угольный холдинг, в состав которого входят Майрыхский угольный разрез и Бейское угольное месторождение. Промышленные запасы угля Бейского угольного месторождения составляют 1.36 млрд т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдался преимущественно негативный тренд, в результате которого котировки опустились ниже 135 долл./т. Среди факторов давления на цены: неопределенность в глобальном финансовом секторе, падение цен на газ и электроэнергию, а также прогнозы стабильной ветрогенерации и температур выше средних сезонных значений. Кратковременный отскок цен вверх почти на 10 долл./т. во вторник 21 марта участники рынка связали с ослаблением страхов относительно банковского кризиса в США, а также тендерной активностью в Турции и Марокко.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились на 8% до 7.2 млн т.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже уровня в 130 долл./т. По мнению участников рынка, роста цен на южноафриканский материал в краткосрочной перспективе не ожидается. Сокращение предложения высококалорийного угля компенсируется низким спросом со стороны европейских потребителей, накопивших достаточное количество запасов. Индийские производители губчатого железа ожидают дальнейшего ослабления котировок на среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг до 95-100 долл./т. FOB Richards Bay с текущего уровня в 110-115 долл./т. Заключение новых сделок откладывается, так как ранее забронированные поставки позволяют закрыть потребности до мая.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., снизившись до 161 долл./т. на фоне невысокого спроса и достаточного предложения. Многие производители опускают цены вслед за увеличением объемов добычи, которое последовало после окончания Национального конгресса и отмены ограничений.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119 долл./т. (-1.5 долл./т. к 15.03.2023 г.). Активность на рынке индонезийского угля уменьшается. С одной стороны, это связано с начинающимся месяцем празднования Рамадана (22 марта – 21 апреля), с другой стороны, китайские потребители снижают объемы закупок или даже отменяют тендеры, ссылаясь на высокие цены. Спрос со стороны Индии остается стабильным.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 175 долл./т. на фоне готовящихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по бенчмарку на следующий финансовый год, начинающийся 1 апреля. По данным участников рынка, начальное предложение Glencore будет находиться на уровне 250 долл./т. FOB, японские потребители будут отталкиваться от текущих спотовых котировок около 180 долл./т. FOB.
Продолжившееся падение котировок австралийского металлургического угля ниже 340 долл./т. некоторые участники рынка связывали с избытком предложения. Китайские потребители заняли выжидательную позицию на фоне снижения цен и роста добычи на внутреннем рынке.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.4% в январе-феврале 2023 года
В январе-феврале 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% к январю-февралю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 11.3 млн т. (+0.7 млн т. или +6.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 23.9 млн т. (-3.5 млн т. или -12.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (-2.3 млн т. или -9.2%), производство подземным способом составило 12.4 млн т. (-0.5 млн т. или -3.9%).
В январе-феврале 2023 г. потребителям было поставлено 30.1 млн т. угля
(-0.1 млн т. или -0.3% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 20.1 млн т. (+0.6 млн т. или +3.1%), российским металлургическим компаниям 4.9 млн т. (-0.3 млн т. или -5.8%), местным угольным электростанциям 3.1 млн т. (без изменений к двум месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 марта 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.7 млн т. (+3.5 млн т. или +20.3% к 1 марта 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).