Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе в Европе наблюдалось падение цен на энергетический уголь ниже 175 долл./т. Давление на котировки продолжает оказывать сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды, а также высокий уровень запасов на терминалах ARA, стабильная ветрогенерация и низкие цены на газ.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 720.00 долл./1000 м3 (-80.00 долл./1000 м3 или -10% с начала 2023 г.). Темп расхода газа из хранилищ стран ЕС остается на низком уровне, что также обусловлено сокращением спроса. В текущее время хранилища заполнены на 83%, тогда как в аналогичный период прошлого года показатель составлял 50%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 7.4 млн. т. (-0.1 млн. т. или -2% к 04.01.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 167 долл./т. в связи с ограниченным спросом со стороны Европы и Индии. По итогам 2022 г. отгрузки угля через терминал RBCT уменьшились до 50.2 млн. т. (-8.6 млн. т. или -15% к 2021 г.), что является самым низким показателем за несколько десятков лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 9 долл./т. до 179 долл./т. в связи с пополнением запасов в преддверии резкого похолодания и новогодних праздников по лунному календарю. Прогнозируется, что 12-15 января температура упадет на 8-12 градусов в большинстве провинций, а в некоторых регионах – на 20 градусов. При этом 18 января ожидается дальнейшее падение температур до более низких уровней.
На прошедшей неделе китайские власти частично сняли запрет на импорт австралийского энергетического и коксующегося угля, введенный в октябре 2020 г. Разрешения на импорт получили три государственные энергетические компании (China Datang Corp., China Huaneng Group Co., China Energy Investment Corp) и одна сталелитейная. Южная провинция Гуандун также сообщила о получении от правительства разрешения на таможенное оформление австралийского угля.
Кроме того, в начале 2023 г. власти КНР пересмотрели в сторону повышения импортную пошлину на энергетический уголь, которая с апреля текущего года составит 6%.
В декабре 2022 г. в КНР было начато строительство 7 крупных угольных электростанций общей мощностью 11.64 ГВт и согласовано 4 новых проекта мощностью 6.64 ГВт. Инвестиции в строительство угольных электростанций увеличились на 38% по сравнению с
2021 г. Согласно прогнозом, совокупная мощностью угольной генерации в Китае увеличится с прошлогодних 1100 ГВт до 1330 ГВт к 2025 г. и 1400 ГВт – к 2030 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи со уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, однако цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 395 долл./т. после резкого скачка на предыдущей неделе, вызванного новостью об ослаблении торговых ограничений между КНР и Австралией.
Индексы австралийского металлургического угля следовали аналогичному сценарию, снизившись до уровня 300 долл./т. На текущий момент разрешение на импорт австралийского металлургического угля получила китайская государственная сталелитейная компания China Baowu Steel Group. Одновременно с этим Китай поднял пошлину на импорт коксующегося угля с 0% до 3% (данное изменение вступит в силу в апреле 2023 г.).
Экспорт российского энергетического угля в Индию вырос в 3.5 раза в 2022 году
По предварительным данным, в 2022 г. российские поставки энергетического угля в Индию увеличились в 3.5 раза до 8.4 млн. т. (+6.0 млн. т. или +250% к 2021 г.).
В связи с международными санкциями и эмбарго на экспорт российского угля в Европу, введенным ЕС в августе 2022 г., российские поставщики переориентировали грузовые потоки на азиатские рынки, включая Китай, Индию, Турцию, а также увеличили отгрузки в страны Северной Африки и Бразилию. Российским угольным компаниям пришлось предоставлять значительные дисконты к мировым индексам, которые осенью 2022 г. доходили до 60-70%.
Тем не менее, благодаря более привлекательной цене по сравнению со стоимостью угля из Австралии и Южной Африки, российским поставщикам удалось существенно нарастить объемы экспорта и увеличить долю на рынках Индии и Китая.
Несмотря на планы Индии по дальнейшему увеличению собственной добычи угля, которая в 2022 г. оценочно составила 862 млн. т. (+92 млн. т. или +12% к 2021 г.), спрос на импорт угля будет сохраняться, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В январе 2023 г. правительство Индии обязало энергетические компании импортировать до 6% угля от своих потребностей в период с апреля по сентябрь 2023 года во избежание нехватки или отключения электроэнергии в летний период.
Доля угля в энергобалансе Индии составляет свыше 70%. По состоянию на 2022 г. суммарная мощность строящихся угольных ТЭС в Индии составляла 31.3 ГВт, в то время как мощность проектов угольных электростанций оценивается в дополнительные 25.7 ГВт.
Китай резко увеличил импорт российского угля в 2022 г.
По предварительным оценкам, в 2022 г. Китай стал крупнейшим покупателем российского угля, импортировав 69.5 млн. т. (+16.5 млн. т. или +31% к 2021 г.).
Данная динамика, в частности, была обусловлена привлекательной ценой по сравнению с другими странами экспортерами. Поддержку экспорту в КНР также оказало китайское эмбарго на австралийский уголь.
Однако в начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения в отношении австралийского материала, что уже оказывает дополнительное давление на котировки угля. В конце 2022 г. дисконт для угля с отгрузкой в восточном направлении по отношению к австралийскому бенчмарку составлял 60% против 16.5% в начале 2022 г. Кроме того, с апреля 2023 г. в КНР будет введен 6%-ная пошлина на импорт энергетического угля и 3%-ная пошлина на металлургический уголь.
Тем не менее, правительство Китая по-прежнему заинтересовано в сохранении российских поставок, несмотря на изменение позиции в отношении импорта угля из Австралии.
Совокупный экспорт угля из России по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, упал до 194 млн. т. (-29 млн. т. или -13% к 2021 г.). Наибольшее снижение поставок пришлось на февраль в связи со сложностями с транспортировкой и август в результате введения эмбарго со стороны ЕС.
Строительство акватории угольного терминала на Таймыре получило государственное финансирование
В конце декабря прошлого года правительство РФ приняло решение выделить в 2023 г. 3.2 млрд. рублей на строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на Таймыре, где расположено Сырадасайское месторождение. Угольный терминал находится в 87 км от порта Диксон.
фото: Северная звезда
Общая стоимость строительства оценивается в 3.3 млрд. рублей. Государственным заказчиком объекта является Росатом.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон. Первая партия угля была отгружена в середине 2022 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд. т. угля. Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
Ожидается, что инвестиции в реализацию проекта составят более 45 млрд. рублей до 2025 года. Общий объем инвестиций превысит 100 млрд. рублей.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля продолжилось падение котировок ниже 290 долл./т. на фоне достаточных запасов на складах потребителей, снижения цен на газ и новых инструкций Еврокомиссии (ЕК), направленных на ослабление санкций в отношении поставок российского угля с целью обеспечения мировой энергетической безопасности.
19 сентября ЕК опубликовала разъяснение правил перевозки угля с важной оговоркой о том, что европейским компаниям разрешено перевозить российский материал в третьи страны, включая транзитную перевозку по территории ЕС, а также оказывать услуги по страхованию. Данная мера, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить цены и предотвратить развитие мирового энергетического кризиса.
Цены высококалорийного южно-африканского угля 6000 упали вслед за европейским рынком ниже 270 долл./т. Также давление на котировки оказало улучшение погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала Richards Bay. Ожидается, что в сентябре отгрузки составят 4.5 млн т. против 4.2 млн т. в августе.
Канадская горнодобывающая компания African Energy Metals планирует создать совместное предприятие с Black Hole Aurum для приобретения угольных активов в Танзании ввиду повышенного спроса со стороны Европы. Компании уже подписании меморандум о взаимопонимании в отношении одного из проектов.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 12 долл./т. до 221 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения добычи внутри страны и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны. В результате несчастного случая с летальным исходом 16 сентября была приостановлена работа шахты Tashan мощностью 25 млн т./год, одна из крупнейших в провинции Shanxi.
Власти сообщили, что осеннее техническое обслуживание на ж/д линии Daqin будет проведено с 28 сентября по 22 октября – на 10 дней раньше планируемого срока, что также способствует ухудшению предложения на спотовом рынке и укреплению цен. В указанный период техобслуживание приведет к сокращению суточной пропускной способности линии на 0.15-0.20 млн т. или на 11-15%, с текущих 1.30 млн т.
Рост индонезийского индекса 5900 GAR до 189 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с проливными дождями в Калимантане, а также увеличением спроса со стороны Китая и европейских стран.
Цены на австралийский уголь 6000 удерживается на уровне 430-435 долл./т. из-за ливней, ограничивающих отгрузки в порту Newcastle. Также поддержку ценам оказывает спрос со стороны Европы и Индии.
Котировки австралийского металлургического материала остаются ниже 260 долл./т. в связи с продолжающимся ухудшением конъюнктуры мирового рынка стали на фоне роста себестоимости из-за дорожающей электроэнергии, обусловленной санкциями ЕС против России. Кроме того, австралийские власти в августе и сентябре смягчили подход к согласованию новых проектов в области добычи металлургического угля.
Евросоюз ослабит санкции на российский уголь
Еврокомиссия выпустило новое руководство по санкциям к российскому углю, касающимся импорта, финансирования, транспортировки и страхования поставок.
Согласно обновленным инструкциям Евросоюз разрешает европейским компаниям передачу угля российского происхождения в третьи страны, а также финансирование или финансовую помощь, связанную с такой передачей, включая страхование и перестрахование поставок, осуществляемую операторами ЕС или через территорию ЕС (в том числе транзитом).
По заявлению пресс-секретаря Еврокомиссии Дэниела Ферри, ЕС разрешил операции с российским углем для третьих стран во избежание негативного влияния антироссийских санкций на энергетическую безопасность третьих стран мира, особенно наименее развитых. При этом полный запрет на импорт российского угля в ЕС остается в силе в соответствии с эмбарго введенным в августе 2022 г.
Кроме того, новые разъяснения ЕС по ослаблению санкций в отношении российских поставок угля, подвергшаяся критике со стороны Польши и прибалтийских стран, призвана охладить мировые цены, бьющие исторические рекорды и демонстрирующие рост более чем в два с половиной раза в течение 2022 г., а также снизить дефицит энергоресурсов на мировом рынке.
После ввода эмбарго ЕС столкнулся с проблемами в транспортной отрасли, так как европейские судовладельцы, замеченные в перевозках российского угля, ссылались на недостаточно четкое трактование санкций, а также на риски потери рынка морских перевозок в пользу транспортных компаний из Азии.
Средняя цена энергетического угля на европейских терминалах ARA в сентябре 2022 г. составила порядка 350 долл./т. (+180 долл./т. или +106% к сентябрю 2021 г.), в то время как средняя стоимость высококалорийного австралийского материала в порту Newcastle находилась на уровне 450 долл./т. (+270 долл./т. или +150% к сентябрю 2021 г.).
Российский уголь торгуется со значительным дисконтом к мировым индексам, его конечная цена с доставкой в порты Азии не превышает 200 долл./т.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 9.0% в январе-августе 2022
В январе-августе 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 143.9 млн т. угля (-14.2 млн т. или -9.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 42.7 млн т. (-3.2 млн т. или -7.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 101.2 млн т. (-11.0 млн т. или -9.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 94.6 млн т. (-8.4 млн т. или -8.2% к январю-августу 2021 г.), производство подземным способом составило 49.3 млн т. (-5.8 млн т. или -10.5%).
В январе-августе 2022 г. потребителям было поставлено 118.0 млн т. угля (-13.8 млн т. или -10.5%), в том числе на экспорт 78.9 млн т. (-13.9 млн т. или -15.0%), российским металлургическим компаниям 21.2 млн т. (-1.9 млн т. или -8.2%), местным угольным электростанциям 11.2 млн т. (+0.8 млн т. или +7.7%).
По состоянию на 1 сентября 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 18.4 млн т. (+3.3 млн т. или +21.9% к 1 сентября 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается седьмой месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось укрепление котировок выше 305 долл./т. на фоне новостей о повреждениях на 3-х нитках трубопроводов Северный поток-1 и Северный поток-2 в результате предполагаемых диверсий. Дополнительный импульс ценам на уголь и газ придали заявления Газпрома о возможных российских санкциях против украинского Нафтогаза, которые могут привести к остановке прокачки газа в Европу через Украину.
Компания Uniper заявила, что угольная электростанция Ratcliffe-on-Soar в Великобритании мощностью 500 МВт, эксплуатация которой должна была завершиться на прошедшей неделе, продолжит работать до 31.03.2023 г. Компания Steag объявила о планах вывести из резерва угольные электростанции Weiher (655 МВт) и Bexbach (726 МВт) для обеспечения достаточной генерации на зимний период. Электростанции планируется запустить к 1 ноября с последующей эксплуатацией до 30.04.2023 г. RWE и Leag также подтвердили перезапуск и продление работы своих энергоблоков. Таким образом, RWE и Leag перезапустят 1.9 ГВт мощностей на буром угле, а Steag введет в эксплуатацию и продлит работу 2.49 ГВт мощностей на каменном угле.
Цены высококалорийного южно-африканского угля находились на уровне 270 долл./т. на фоне улучшения погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. В сентябре ж/д погрузка составила 1.5 млн т./неделю против 1.0-1.1 млн т./неделю в 1 половине 2022 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли за неделю на 4 долл./т. до 214 долл./т. На китайском рынке продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения внутри страны в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin и активным потреблением угля, вызванным жаркой погодой в ряде регионов страны.
Комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) заявила 28 сентября о том, что внутренние цены на китайский уголь и электроэнергию остаются в приемлемом диапазоне и на стабильном уровне, несмотря на то, что с начала сентября они подскочили почти на 30%. Данная риторика говорит о низкой вероятности того, что в ближайшее время правительство будет вмешиваться в спотовый рынок.
Рост котировок индонезийского угля 5900 GAR до 195.00 долл./т. был обусловлен сокращением предложения в связи с продолжающимися проливными дождями в Калимантане, а также устойчивым спросом со стороны Китая, Индии и европейских стран.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 420 долл./т. на фоне сокращения количества судов в очереди и увеличения отгрузок на 26% до 7.57 млн т., в результате чего недельный объем поставок превысил средний показатель за последние 52 недели (7.07 млн т.).
Индексы австралийского металлурги-ческого материала укрепились выше 270 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP.
Согласно данным Главного таможенного управления Китая, в августе 2022 г. российские экспортеры нарастили поставки угля китайским потребителям до 8.5 млн т. (+3.1 млн т. или +57% к августу 2021 г.; +1.1 млн т. или +15% к июлю 2022 г.). Показатель августа 2022 г. является новым историческим месячным максимумом за пять лет с момента начала сбора статистики в 2017 г.
В связи с международными санкциями, распространяющимися на российский угольный экспорт, а также вводом эмбарго на поставки всех видов российского угля в Европу с августа 2022 г., российские поставщики пытаются нарастить объемы отгрузок в Азию, включая Китай, Индию и другие страны.
Несмотря на рост добычи угля и высокие складские запасы, в Китае продолжается рост котировок в связи с опасением уменьшения предложения на внутреннем рынке в результате начала технического обслуживания ж/д линии Daqin на фоне активного роста угольной генерации, вызванного жаркой погодой в центральных и юго-восточных регионах страны. Китай стремится нарастить импорт угля, чтобы создать запасы и гарантировать, что провинциям не придется вводить ограничения на электроснабжение, которые происходили в прошлом году, негативно влияя на промышленный сектор экономики и рынок услуг.
Российские поставщики вынуждены предоставлять значительные дисконты, что дает возможность китайским потребителям покупать уголь в два раза ниже мировых индексов. Таким образом, китайские металлургические, цементные и генерирующие компании получают конкурентные преимущества по сравнению, например, с Японией, которая присоединилась к запрету на российский материал.
Всего за 8 месяцев 2022 г. общий экспорт российского угля в КНР составил 41.3 млн т. (+1.6 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2021 г.).
Министерство энергетики РФ оценило объем инвестиций, необходимых для поддержки угольной промышленности до 2030 г., в целях предотвращения негативного сценария развития, связанного с резким падением добычи.
Перенаправление экспорта угля в страны АТР и стимулирование внутреннего спроса потребует инвестиций в отрасль в размере 1.2 триллиона рублей (20 миллиардов долларов) до 2030 г., из которых около 200 миллиардов рублей (3.3 миллиарда долларов) должны быть получены из федерального бюджета.
Инвестиционный план предусматривает строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры, включая Восточный полигон (Байкало-Амурская магистраль и Транссибирская магистраль), увеличение угольной генерации на внутреннем рынке, что может обеспечить дополнительное потребление 1 млн т. угля к 2030 году, а также импортозамещение оборудования.
Негативный сценарий предполагает, что добыча угля в России к 2030 г. может сократиться на 55 млн т. или на 12.5% по сравнению с 2021 г., а экспорт - на 64 млн т. или на 30%. Более мягкий целевой сценарий с высоким уровнем инвестиций исходит из снижения добычи всего на 13 млн т. или на 3%, а экспорта - на 4 млн т. или на 1.8% к 2030 г. По оценкам Министерства энергетики, это поможет переориентировать 36 млн т. выпавших экспортных объемов к 2030 г., сохранить 25 000 рабочих мест и 10 моногородов с более чем 700 000 жителей.
Согласно презентации министерства, «Россия рискует потерять основные рынки сбыта, общий объем поставок угля на которые в 2021 г. составил около 64 млн т. в год или 30% экспорта, также под угрозой находятся еще 55 млн т. годового экспорта в Японию, Южную Корею и Тайвань». Российские поставки в Европу будут заменены отгрузками из Колумбии, Южной Африки, США, а также индонезийским и австралийским материалом.
Перераспределению объемов с европейского рынка в Азию, Африку и на Ближний Восток препятствуют логистические проблемы, а также сложности с фрахтованием судов и страхованием грузов. Кроме того, потеря премиальных рынков стала крайне болезненной для угольной отрасли. В текущих условиях уголь, экспортируемый Россией в Китай, Индию, Турцию и другие азиатские страны, продается со скидкой 50-70% от мировых индексов.
Разворот экспорта угля на Восток был предопределен даже без эмбарго, введенного ЕС, поскольку европейские страны планировали и уже начали осуществлять постепенный выход из угольной генерации, в то время как Азия в среднесрочной перспективе будет наращивать потребление угля.
Министерство экономического развития прогнозирует сокращение добычи угля в 2022-2023 гг.
Министерство экономического развития РФ представило прогноз, согласно которому в ближайшие два года угольная отрасль будет сокращаться.
В 2022 г. ожидается падение добычи на 4.2%, а в 2023 г. – на 9.5%. Хотя недавний прогноз Минэнерго оказался более пессимистичным и предполагал падение добычи в 2022 г. на 17%, до 365.1 млн т.
Пересмотр предыдущего прогноза в сторону снижения обусловлен такими негативными факторами, как эмбарго на уголь и санкции со стороны ЕС, ограниченная пропускная способность Восточного полигона, а также высокие издержки компаний при экспорте в страны АТР через западные и южные порты.
Рентабельность угольных компаний уже находится под ударом. Несмотря на это, Министерство финансов планирует увеличить налоговую нагрузку на отрасль за счет повышения НДПИ и ввода экспортных пошлин. Кроме того, РЖД намерено в 2023 г. поднять железнодорожные тарифы на 9.8%.
Согласно прогнозу, к 2025 г. добыча угля в России может упасть на 4.1%, или до 421 млн т. к уровню 2021 г. Тем не менее, ожидается, что ситуация изменится в лучшую сторону в 2024 и 2025 гг., когда добыча вырастет на 5.5% и 4.8% соответственно.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля наблюдалось снижение котировок ниже 300 долл./т. на фоне заявлений Еврокомиссии о том, что регулятору удастся сдержать цены на электроэнергию за счет мер, принятых в отношении газового рынка. Стоимость газа на бирже TTF скорректировалась до 1800 долл./1000 м3 (-200 долл./1000 м3 или -10% к 28.09.2022 г.), а стоимость электроэнергии упала до 82.90 евро/МВтч (-229.03 евро/МВтч или -73% к 28.09.2022 г.). Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 7.75 млн т. (-0.13 млн т. или -2% к 28.09.2022 г.).
Европейская комиссия заявила об обсуждении лимита цен на газ, используемого в генерации электроэнергии. Кроме того, Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало отчет, в котором прогнозируется сокращение спроса на природный газ в Европе по итогам 2022 г. более чем на 50 млрд м3 – рекордное падение за последние 50 лет. По итогам года, как ожидается, потребности промышленного сектора снизятся на 20%, а в энергетическом секторе – на 3%.
Цены высококалорийного южноафриканского угля 6000 упали ниже 255 долл./т. в связи с улучшением погрузки материала на ж/д линии Transnet в адрес терминала RBCT. Давление на котировки также оказывает снижение спроса со стороны Индии и Пакистана, увеличивающих потребление более конкурентоспособного российского и мозамбикского угля.
В Китае отмечается праздник Дня образования КНР («Золотая неделя»), в связи с чем торговая активность сошла на нет и котировки продемонстрировали небольшое снижение в преддверии закрытия биржи с 1 по 7 октября. Цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались на 1 долл./т. до 213 долл./т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 191 долл./т. FOB Kalimantan, что было обусловлено низкой торговой активностью китайских покупателей из-за выходных дней в КНР. Индийские потребители также воздерживались от заключения сделок в связи с религиозным праздником Дашахра.
Цены на австралийский уголь 6000 опустились ниже 405 долл./т. на фоне уменьшения спроса со стороны Индии и Европы.
Котировки австралийского металлургического материала укрепились до 275 долл./т. на ожиданиях ухудшения предложение в преддверии сезона дождей в Австралии и возможной забастовки на австралийских угледобывающих предприятиях BHP. Поддержку котировкам также оказывает улучшение спроса на спотовом рынке.
Австралийская компания Foxleigh и две крупные азиатские металлургические компании (Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO) согласовали цену на низколетучий уголь PCI на 3 квартал 2022 г. на уровне 243 долл./т. FOB, что представляет собой снижение на 38% от рекордных 396 долл./т. FOB, зафиксированных в предыдущем квартале. Переговоры в отношении стоимости угля semi-soft на 3 квартал по-прежнему продолжаются (бенчмарк на 2 квартал был согласован на рекордном уровне в 368 долл./т. FOB).
Правительство планирует ввести экспортную пошлину на уголь и увеличить НДПИ
Министерство Финансов РФ сообщило о планах введения экспортной пошлины на уголь с 2023 г. в случае, если цены на мировых рынках превысят установленный базовый показатели цен в 170 долл./т. на коксующийся уголь и 150 долл./т. на энергетический материал. Кроме того, также предусматривается временное повышение НДПИ на уголь в течение первого квартала следующего года. Дополнительная фискальная нагрузка на угольную отрасль направлена на увеличение доходов госбюджета.
Ставки экспортной пошлины и НДПИ пока не были объявлены. Минфин также не разъяснил, какие именно цены будут учитываться при установлении экспортных пошлин: мировые индексы или экспортная цена российского угля со скидкой.
В течение 2022 г. мировые цены на уголь обновляли исторические максимумы: котировки австралийского угля превышали 460 долл./т., в то время как европейские индексы торговались на уровне выше 440 долл./т. При этом из-за введенных международных санкций и эмбарго на поставки российского угля в ЕС, поставщики из России вынуждены продавать уголь по цене в 2-3 раза дешевле рыночной стоимости. По состоянию на 06 октября 2022 г. австралийский индекс энергетического угля FOB Newcastle составил порядка 400 долл./т., европейские цены на условиях CIF ARA - около 300 долл./т. При этом стоимость высококалорийного угля в российских портах оценивается в 105-110 долл./т. FOB порты Балтики и Черного моря и в 170-180 долл./т. FOB Восточный. Помимо дисконтов, российским поставщикам приходится переориентировать грузовые потоки, которые раньше следовали на премиальные рынки Европы из портов Северо-Запада и Юга, в Китай, Индию и другие страны Азии, что в разы увеличивает дальность маршрутов и соответственно фрахтовую составляющую. Кроме того, санкции и рост спроса в целом привел к скачку стоимости морских перевозок в 3-4 раза. РЖД летом 2022 г. подняло тарифы на 11%, а также отменило понижающие коэффициенты на энергетический уголь и дальность транспортировки, что в конечном счете увеличило стоимость ж/д перевозок угля примерно на 50-60% в зависимости от направления.
Угольные компании и власти добывающих регионов неоднократно выступали за возвращение понижающих коэффициентов и предоставление скидок в направлении Северо-Западных терминалов для сохранения рентабельности отрасли. Однако с 2023 г. РЖД вновь предлагает индексацию тарифа на 9,8%.
В случае если базовый показатель предложат рассчитываться по ценам на российский уголь в дальневосточных, северо-западных и южных портах России, это будет намного меньшая налогооблагаемая база в сравнении с вероятностью привязки к мировым индексам (без учета скидок на российский уголь), что значительно ухудшит и без того балансирующие на грани убыточности продажи российских угольщиков.
При развитии этого сценария рост налоговой нагрузки на угольную отрасль может сделать нерентабельными существенную часть экспортных поставок, что приведет к сокращению добычи, увольнению сотрудников угольных компаний, закрытию отдельных предприятий, а также потере грузовой базы АО РЖД.
С месторождения на Таймыре отгрузили первую партию угля
Первая партия угля, добытая на Сырадасайском месторождении на Таймыре, была успешно погружена на сухогруз. Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд т. угля. Главгосэкспертиза также разрешила строительство обогатительного комбината Таймырская общей мощностью 5 млн т. в год. Кроме того, Северная звезда планирует строительство угольного терминала, расположенного в 87 км от порта Диксон на Таймыре.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдался преимущественно негативный тренд, в результате которого котировки опустились ниже 135 долл./т. Среди факторов давления на цены: неопределенность в глобальном финансовом секторе, падение цен на газ и электроэнергию, а также прогнозы стабильной ветрогенерации и температур выше средних сезонных значений. Кратковременный отскок цен вверх почти на 10 долл./т. во вторник 21 марта участники рынка связали с ослаблением страхов относительно банковского кризиса в США, а также тендерной активностью в Турции и Марокко.
Запасы угля на терминалах ARA увеличились на 8% до 7.2 млн т.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже уровня в 130 долл./т. По мнению участников рынка, роста цен на южноафриканский материал в краткосрочной перспективе не ожидается. Сокращение предложения высококалорийного угля компенсируется низким спросом со стороны европейских потребителей, накопивших достаточное количество запасов. Индийские производители губчатого железа ожидают дальнейшего ослабления котировок на среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг до 95-100 долл./т. FOB Richards Bay с текущего уровня в 110-115 долл./т. Заключение новых сделок откладывается, так как ранее забронированные поставки позволяют закрыть потребности до мая.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 3 долл./т., снизившись до 161 долл./т. на фоне невысокого спроса и достаточного предложения. Многие производители опускают цены вслед за увеличением объемов добычи, которое последовало после окончания Национального конгресса и отмены ограничений.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119 долл./т. (-1.5 долл./т. к 15.03.2023 г.). Активность на рынке индонезийского угля уменьшается. С одной стороны, это связано с начинающимся месяцем празднования Рамадана (22 марта – 21 апреля), с другой стороны, китайские потребители снижают объемы закупок или даже отменяют тендеры, ссылаясь на высокие цены. Спрос со стороны Индии остается стабильным.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялись выше 175 долл./т. на фоне готовящихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по бенчмарку на следующий финансовый год, начинающийся 1 апреля. По данным участников рынка, начальное предложение Glencore будет находиться на уровне 250 долл./т. FOB, японские потребители будут отталкиваться от текущих спотовых котировок около 180 долл./т. FOB.
Продолжившееся падение котировок австралийского металлургического угля ниже 340 долл./т. некоторые участники рынка связывали с избытком предложения. Китайские потребители заняли выжидательную позицию на фоне снижения цен и роста добычи на внутреннем рынке.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.4% в январе-феврале 2023 года
В январе-феврале 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% к январю-февралю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 11.3 млн т. (+0.7 млн т. или +6.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 23.9 млн т. (-3.5 млн т. или -12.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 22.8 млн т. (-2.3 млн т. или -9.2%), производство подземным способом составило 12.4 млн т. (-0.5 млн т. или -3.9%).
В январе-феврале 2023 г. потребителям было поставлено 30.1 млн т. угля
(-0.1 млн т. или -0.3% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 20.1 млн т. (+0.6 млн т. или +3.1%), российским металлургическим компаниям 4.9 млн т. (-0.3 млн т. или -5.8%), местным угольным электростанциям 3.1 млн т. (без изменений к двум месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 марта 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.7 млн т. (+3.5 млн т. или +20.3% к 1 марта 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).