Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 360 долл./т. на фоне резкого роста стоимости электроэнергии и цен на газ из-за сокращения поставок из России в результате технических ограничений Северного потока-1 и аварии на СПГ-терминале Freeport в США. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.5 млн т. (+0.34 млн т. к 08.06.2022 г.).
Росту цен на газ выше 1200 долл./1000 м3 способствовал пожар на американском СПГ-терминале, мощностью 21 млрд м3 в год. Freeport отгружает 68% своей продукции в адрес европейских потребителей, но из-за аварии не сможет возобновить полноценную работу до конца 2022 г. В результате инцидента суточные отгрузки США упали на 14%. Еще одним важным фактором роста цен на газ стало заявление Газпрома о вынужденной остановке еще одного газотурбинного двигателя на Северном потоке-1, в результате чего с 16 июня компания вынуждена сократить объемы до 40% мощности газопровода. Ситуация осложняется тем, что немецкий концерн Siemens не может вернуть турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций.
Южноафриканский материал подорожал вслед за европейским рынком выше 330 долл./т. Южноафриканская компания Thungela сообщила о снижении экспорта угля в первой половине 2022 г. до 6.1 млн т. (-1 млн т. или -14% к аналогичному периоду 2021 г.), что обусловлено ограниченной пропускной способностью железной дороги, ведущей к южноафриканскому порту Richards Bay. Коме того, ж/д оператор Transnet инициирует плановый ремонт железной дороги 12-21 июля, который, тем не менее, может быть отложен из-за техобслуживания на контейнерной линии в результате затопления.
В Китае цены спот 5500 NAR укрепились до 189.50 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов.
Вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн 15.06.2022 г. призвал к обеспечению надлежащего энергоснабжения в условиях растущего спроса на электроэнергию в летний период, что должно быть достигнуто за счет улучшения механизма стимулирования и сдерживания цен на уголь, а также фискальной и финансовой поддержки.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высоких цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, упавших ниже 380 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 193 долл./т. Участники рынка отмечают рост спроса со стороны китайских электростанций на более низкокалорийный импортный уголь, чем они обычно потребляют. Спрос, в частности, обусловлен попыткой китайских электростанций сдерживать расходы из-за давления со стороны властей и инициативой КНР по увеличению поставок в адрес прибрежных электростанций с целью избежать повторения блэкаутов в крупных городах, имевших место в прошлом году.
Индекс австралийского металлургического угля продолжает удерживаться на уровне 380 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей на австралийский металлургический уголь при цене выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
РЖД открывает новый ж/д погранпереход между Россией и Китаем
РЖД планирует этим летом открыть новый железнодорожный переход через границу между Россией и Китаем. Строительство погранперехода Нижнеленинское-Тунцзян завершено и летом объект будет введен в эксплуатацию (см. карту ниже).
Также в РЖД сообщили, что погранпереход Махалино на российско-китайской границе с июля переходит на круглосуточный режим работы.
В начале мая глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что количество пограничных переходов между двумя странами необходимо увеличить.
Кроме того, проект железной дороги Кызыл (Тува) — Курагино (Красноярский край) планируется переориентировать на грузоперевозки в Китай и Монголию. Ранее предполагалось обеспечить выход железной дороги из Тувы на Транссиб. В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна была связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского угольного месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что объем грузоперевозок по новой ветке составит 15 млн т. в год.
В январе-мае 2022 г. ж/д экспорт угля в Китай через погранпереходы составил 2.9 млн т. (-0.45 млн т. или -13.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
Индия может начать вести торговлю с Россией в рупиях
Индия предложила России вести торговлю в рупиях на фоне увеличения объемов российских поставок. Инициатива может быть утверждена в ближайшее время.
Руководство Индии планирует использовать сумму в рупиях, эквивалентную
2 млрд долл., хранящуюся в государственных российских банках ВТБ и Сбербанк. Возможно, что согласование проекта утвердят во время визита российских официальных лиц на этой неделе в столицу Индии.
Индия ранее уже использовала механизм с рупией и рублем. Однако от него пришлось отказаться из-за волатильности рубля. Учитывая крупные объемы торговли между странами депозиты на российских счетах могут увеличиться до 5 млрд долл. к концу 2022 г.
По предварительным оценкам российский экспорт угля в Индию может вырасти до 10-15 млн т. в 2022 г. с 7.5 млн т. в 2021 г.
Добыча угля на шахте Денисовская приостановлена на 90 суток
По требованию Ростехнадзора суд повторно приостановил добычу угля на шахте Денисовская, входящей в группу Колмар.
Ранее на шахте Денисовская в Якутии было выявлено 26 нарушений, в том числе и в области промышленной безопасности. Местный Ростехнадзор провел проверку и выяснил, что нарушения до сих пор не устранены. Местный суд приостановил ведение горных работ на горных выработках шахты сроком на 90 суток.
шахта Денисовская
фото: «Колмар»
В течение этого года на шахте Денисовская было зафиксировано несколько инцидентов. 11 июня 2022 г. произошло задымление шахты на глубине 320 метров. На момент происшествия в шахте находилось 55 человек. Все шахтеры выведены на поверхность, пострадавших нет.
В 2022 г. массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности более 20 шахт и разрезов.
Добыча шахты Денисовская в январе-мае 2022 г. составила 1.8 млн т. (-0.7 млн т. или -28% к январю-маю 2022 г.).
Добыча Колмар в январе-мае 2022 г. увеличилась до 4.5 млн т. (+0.6 млн т. или -15.4%).
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На европейском рынке наблюдался рост котировок энергетического угля, составивших к концу недели 330 долл./т., сопровождавшийся высокой волатильностью индексов на фоне спекулятивных торгов на бумажном рынке, неопределенности с поставками российского газа из-за отказа ряда европейских стран платить за топливо в рублях и ввода частичного эмбарго на российскую нефть. При этом запасы угля на терминалах ARA увеличиваются 5 недель подряд, превысив отметку в 6.7 млн т. (самый высокий показатель с сентября 2020 г.), что может привести к коррекции цен в краткосрочной перспективе.
Цены на южноафриканский материал следовали за индексами европейского рынка, закрывшись на уровне 325 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны ЕС в преддверии полного запрета на импорт российского угля с 10 августа 2022 г. Официальный представитель южноафриканской компании Transnet сообщил, что железнодорожную линию, соединяющую угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay Coal Terminal (RBCT), по-прежнему планируется закрыть с 12 по 21 июля 2022 г. на плановое техническое обслуживание. Запасы угля в порту Richards Bay увеличились выше 3 млн т. (+1 млн т. к маю 2022 г.), что, тем не менее, значительно ниже исторических запасов на уровне 5 млн т., необходимых для обеспечения бесперебойной работы терминала на время ремонтных работ на железной сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR снизились до 186 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлено ростом запасов угля на электростанциях и снижением потребления электроэнергии в ряде провинций КНР в связи с введенными локдаунами из-за недавней вспышки Covid-19. В текущее время основные угледобывающие провинции на востоке Китая снимают ограничения на поставки угля. Китай планирует расширить пакеты мер стимулирования экономики для достижения экономического роста во втором квартале. В связи с прогнозируемым дефицитом энергоснабжения в летний период правительство страны предложило ускоренную выдачу лицензий для новых угольных проектов, отвечающих стандартам безопасности.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала ниже 415 долл./т. Европейский спрос на австралийский энергетический уголь также снизился после того, как запасы на терминалах ARA достигли пятилетних максимумов.
Ключевой угольный регион Австралии Hunter Valley продолжает испытывать трудности из-за неблагоприятных погодных условий, сокращая объемы добычи угля и графики погрузки. Штормовая погода нарушила погрузку в портах Newcastle и Kembla, оба порта были закрыты с 31 мая.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR снизился до 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала упали на фоне сокращения спроса со стороны Китая. Начало сезона муссонов в некоторых районах Индии также привело к снижению закупок индонезийского угля индийскими потребителями.
Из-за падения цен на сталь ряд крупных металлургических компаний на рынке АТР занял выжидательную позицию, рассчитывая на коррекцию котировок, что привело к снижению цен на австралийский металлургический уголь ниже 420 долл./т.
РЖД повысило ж/д тарифы на 11%
28 мая 2022 г. российское правительства опубликовало распоряжение, устанавливающее дополнительную индексацию грузовых железнодорожных тарифов на 11% с 1 июня 2022 г. Повышение не затронет импорт потребительских товаров и внутренних перевозок продовольствия и стройматериалов.
Кроме того, согласно приказу ФАС от 26 мая с 1 июня до 31 августа 2022 г. отменяются понижающие коэффициенты на перевозку угля, включая 0.4 за дальность и 0.895 для перевозок энергетического угля на экспорт.
Среди грузоотправителей, больше всего пострадают угольщики, в первую очередь Кузбасса, так как остальные регионы находятся ближе к портам.
По сообщению ФАС данные меры призваны помочь реализации инвестпрограммы ОАО РЖД в запланированном объеме, поскольку общий объем финансирования, недополученного РЖД вследствие общего снижения погрузки и грузооборота, а также удорожания кредитных ресурсов и инфляционного давления, превышает 620 млрд руб. (10 млрд долл.).
Участники рынка видят в принимаемых мерах выгоду исключительно для РЖД и рост тарифов никак не способствует улучшению ситуации с грузоперевозками. При этом выгода будет краткосрочной, в связи с тем, что дополнительная нагрузка на грузоотправителей приведет к снижению объемов погрузки. В результате производство и инвестиционные планы компаний неизбежно сократятся, что негативно отразится на промышленности, в первую очередь на угольной и металлургической отраслях. В итоге у РЖД снова возникнет проблема выпадающих доходов из-за снижения отгрузки. Данный подход не создает для РЖД стимулов ускоренно решать остро стоящие перед грузоотправителями вопросы переориентации грузопотоков на восток и юг, а также расшивки узких мест на сети железных дорог.
По мнению грузоотправителей, РЖД имеет смысл направить полученные средства на улучшение ключевых показателей эффективности, таких как скорость доставки и грузооборот, чего пока не наблюдается, невзирая на усилия и субсидии государства. Если бы РЖД выполнило инвестпрограмму по Восточному полигону с расширением, как заложено в комплексный план модернизации инфраструктуры, со 144 до 158 млн т. в 2022 г., то места хватило бы всем, и даже на дополнительные грузы.
В целом рост железнодорожных тарифов на фоне высокой стоимости фрахта и западных санкций усиливает давление на российских поставщиков, особенно на производителей энергетического угля.
Расширением БАМа и Транссиба могут заняться частные компании
Проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей хотят реализовать Газпромбанк и группа Бамтоннельстрой-Мост. Компании планируют обеспечить расширение Восточного полигона железной дороги на основе механизма концессии. В рамках проекта ‘Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог’ планируется построить тоннели, ж/д и инфраструктурные сооружения и достигнуть к 2035 г. провозной способности на этом направлении в 260–280 млн т., что крайне важно для портовых мощностей Приморского и Хабаровского краев, испытывающих проблемы с загрузкой.
Фото: Павел Богачев СК МОСТ
Концессионеры готовы вложить в расширение восточных коридоров
1.5 трлн. руб. (24.2 млрд долл.). Модернизация Восточного полигона позволит устранить дефицит пропускной способности и расшить узкие места БАМа и Транссиба.
По мнению Газпромбанка, ‘актуальность проекта обусловлена переориентацией российского экспорта и необходимостью формирования нового центра мирового развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов’.
Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — один из крупнейших инфраструктурных проектов в РФ. Первый этап проекта предусматривал увеличение пропускной способности для всех грузов до 144 млн т. к 2021 г. Реализация второго этапа развития магистралей позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т. в год, его планировалось завершить в 2024 г.
Концессионный механизм является инструментом государственно-частного партнерства. Механизм взаимодействия между концедентом, концессионером и обществом предусматривает, что концессионер принимает обязательства по строительству, реконструкции и дальнейшей эксплуатации объекта концессии, остающегося в собственности концедента, при этом соблюдая интересы общества.
Бамтоннельстрой-Мост — крупнейшее в России строительное предприятие с полувековой историей, на счету которого объекты, построенные на 15 из 17 железных дорог России, все десять тоннелей БАМа, в том числе самый длинный в России и самый сложный по проходке в мире Северомуйский тоннель.
Газпромбанк – один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, входящий в тройку крупнейших российских банков по всем основным показателям.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось снижение котировок энергетического угля ниже 320 долл./т. на фоне падения стоимости электроэнергии и цен на газ, прогноза увеличения генерации ВИЭ, а также снижения опасений по поводу дефицита предложения на угольном рынке в связи с ростом запасов на терминалах ARA до 2-летних максимумов. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.2 млн т. (+0.4 млн тонн к 01.06.2022 г.).
Правительство Германии приняло законопроект, позволяющий в случае дефицита газа активировать дополнительные электростанции, работающие на угле и мазуте, что дополнительно усилит безопасность энергоснабжения страны. Резерв таких электростанций в Германии будет создан к 31.03.2023 г.
Цены на южноафриканский материал упали ниже 310 долл./т. вслед за индексами европейского рынка на фоне диверсификации Индией закупок, включая увеличение объемов импорта из Индонезии и поставок российского угля, предлагающегося с дисконтом.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR укрепились до 189 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов. Участники рынка также опасаются, что увеличившиеся запасы на складах представлены в основном низкокалорийным углем, в связи с чем рост спроса приведет к их быстрому исчерпанию.
По данным National Energy Administration, Китай планирует ввести в эксплуатацию
57 ГВт новых мощностей угольной генерации в 2022 г. (+23% к 2021 г.). В рамках инициативы по обеспечению энергетической безопасности инвестиции КНР в ТЭС достигли 2.69 млрд долл. в январе-апреле, увеличившись на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в 2021 г. рост составил 18%, а в 2020 г. наблюдалось снижение на 27%.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, скорректировавшихся ниже 400 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому. Крупные игроки приобретают большие объемы высококалорийного угля, разбивая их на небольшие поставки и перепродавая менее крупным трейдерам.
Вслед за Европой австралийские власти намерены возобновить работу ранее закрытых 30% мощностей угольных электростанций, чтобы преодолеть энергетический кризис, признав, что их вывод из эксплуатации и отказ от инвестиций были преждевременными. Данная инициатива приведет к соответствующему снижению доли экспорта угля. При этом экспорт энергетического угля в апреле 2022 г. снизился до
15.1 млн т. или на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала находились под давлением на фоне сокращения спроса со стороны Китая, где наблюдается увеличение гидрогенерации, рост внутренней добычи и высокие запасы угля на складах. Одновременно с этим поддержку высококалорийному углю оказывает спрос со стороны Японии, Южной Кореи и Тайваня.
Индекс австралийского металлургического угля упал ниже 380.00 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей при цене австралийского угля выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
Япония запретит экспорт горнодобывающего оборудования в Россию
Япония в рамках нового пакета санкций с 17 июня запретит экспорт в Россию продукции, способствующей укреплению промышленной инфраструктуры, включая грузовые автомобили, самосвалы и бульдозеры.
Фото: Колмар
В список запрещенных к экспорту товаров и технологий попали более 300 наименований, среди которых конвейеры, погрузочные и разгрузочные машины, механические экскаваторы, бурильная техника, туннельные экскаваторы и другое оборудование.
Ранее российский Минпромторг заявлял, что большая часть оборудования для добычи угля уже выпускается в России. Наибольшим спросом пользуются электрические экскаваторы отечественного производства, а также буровые установки, конвейерное оборудование, проходческая техника, шахтные погрузочно-доставочные машины.
По сообщению заместителя министра промышленности и торговли Михаила Иванова, с 2015 г. объемы выпуска отечественной техники в этом сегменте увеличились в полтора раза, при этом по отдельным видам горно-шахтной техники еще сохраняется высокая импортная зависимость.
Власти Кузбасса прогнозируют падение добычи угля на 7% в 2022 г.
Власти Кузбасса, где добывается больше половины российского угля, прогнозируют сокращение годовых объемов добычи в регионе на более 7%, если тенденция по снижению объемов отгрузки в северо-западном направлении, связанная с отказом стран Европы от российского угля, сохранится.
Обычно северо-западное направление использовалось российскими экспортерами угля для доставки угля европейским потребителям, но с середины августа
2022 г. ЕС вводит эмбарго на поставки российского угля, и некоторые потребители угля в Европе уже начали искать замену российскому материалу. Например, Польша полностью отказалась от импорта российского угля.
Угольные предприятия Кузбасса в 2021 г. добыли 243.1 млн т. угля, что более чем на 10% превышает объемы угледобычи предыдущего года.
По информации Министерства угольной промышленности Кемеровской области, в январе-мае 2022 г. объемы добычи в регионе сократились на 5.2 млн т. (-5.3% в сравнении с аналогичными периодом прошлого года). При этом все предприятия отрасли продолжают работу и ведут поиск новых рынков сбыта.
Поставки угля с Сахалина в Индию вырастут в 2022 г.
Восточная Горнорудная Компания (ВГК) планирует увеличить объем отгрузок угля в Индию до 2–2.5 млн т. в 2022 г. через порт Шахтерск, расположенный на Сахалине.
Компания разрабатывает крупнейшее на Сахалине угольное месторождение и оперирует портом Шахтерск. В июне 2022 г. порт отгрузил первый кейпсайз со
165 тыс. т. угля, отправившийся в адрес индийских потребителей.
По предварительным оценкам, в 2022 г. экспортная перевалка угля в порту Шахтерск может составить 11.4 млн т. (+1.5 млн т. или +15% к 2021 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском рынке резко упали до 95 долл./т. Давление на индексы оказали такие факторы, как значительное сокращение угольной генерации в Германии, увеличение доли генерации ВИЭ и падение цен на газ.
Цены на газ на хабе TTF опустились до 307 долл./1000 м3 (-73 долл./1000 м3 к 05.07.2023 г.), поскольку опасения по поводу предложения газа сошли на нет после восстановления поставок из Норвегии. Вместе с тем газовые хранилища уже заполнены на 80%.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 95 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе, при этом плановое техническое обслуживание ж/д сети не оказало котировкам поддержку.
Запасы на южноафриканском терминале RBCT составили 3.6 млн т., что значительно меньше 5 млн т., которые считаются нормой в преддверии 10-дневного обслуживания ж/д ветки North Corridor, соединяющей разрезы региона Mpumalanga с терминалом RBCT. Ветка North Corridor будет закрыта на техобслуживание с 11 до 20 июля, в связи с этим ожидается, что в июле экспорт через RBCT упадет до 3.5 млн т. (-0.6 млн т. к июню 2023 г.), а в августе восстановится до 5 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 118 долл./т., что обусловлено ростом потребления, а также приближением летних пиковых нагрузок, несмотря на высокие складские запасы. Большинство угольных компаний не ожидает существенного падения котировок в ближайшее время, несмотря на небольшую корректировку цен в сторону понижения в регионах Inner Mongolia, Shanxi и Shaanxi.
Потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросло до 871 тыс. (+55 тыс. т. к 05.07.2023 г.), а их запасы за неделю сократились на 0.3 млн т. до 14 млн т. Запасы в 9 крупнейших портах Китая составили 26.1 млн т. (+0.1 млн т. к 05.07.2023 г.).
Китайская государственная энергокомпания China Southern Power Grid сообщила о том, что нагрузка на сеть в 5 провинциях (Guangdong, Guangxi, Yunnan, Guizhou и Hainan) достигла исторического максимума в 226 ГВт, что на 3 ГВт выше прошлогоднего рекорда в связи с ростом спроса на кондиционирование в результате жаркой погоды. Также прогнозируется, что этим летом показатель достигнет 245 ГВт, что говорит о росте потребления на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 90 долл./т. Поддержку ценам на высоко- и низкокалорийный уголь оказал возросший спрос со стороны Китая и Индии, а также сокращение предложения некоторыми индонезийскими производителями.
Компания Bayan Resources заявила, что по итогам 2023 г. ее добыча составит 45-48 млн т., что на 5-8 млн т., или 13-20%, превышает уровень 2022 г. и обусловлено спросом в странах АТР. В случае реализации прогноза Bayan Resources станет самой быстрорастущей компанией за последние 10 лет.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 130 долл./т. При этом среднекалорийный уголь укрепился благодаря ограниченному предложению, а также улучшению спроса со стороны Китая и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 230 долл./т. Тем не менее, предложение на спотовом рынке растет на фоне сокращения спроса со стороны производителей стали в связи с окончанием периода пополнения запасов. Кроме того, ожидается дальнейшее увеличение предложения, включая недавний запуск в эксплуатацию новой шахты Maxwell в штате Новый Южный Уэльс (мощностью до 3.5 млн т. в рамках первой очереди), которая уже приступила к отгрузкам металлургического угля в адрес порта Newcastle.
Японская металлургическая компания Nippon Steel и австралийский поставщик угля Foxleigh согласовали цену на 3 квартал 2023 г. на LV PCI на уровне 185 долл./т. FOB (-47 долл./т. ко 2 кварталу 2023 г.).
РЖД рассчитывают на финансирование третьего этапа модернизации Восточного полигона
РЖД рассчитывает привлечь около 300 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование третьего этапа развития БАМа и Транссиба.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Средства, полученные из ФНБ, планируется направить на реализацию первой стадии, которая предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В 2022 г. объем железнодорожных перевозок в восточном направлении составил 169 млн т. На долю угля пришлось 66% всего объема. В настоящее время РЖД реализует второй этап развития Восточного полигона, благодаря которому пропускная способность БАМа и Транссиба вырастет до 180 млн т. к 2024 г.
РЖД разрабатывает план мероприятий с целью расширения пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна до 150 млн т. к 2030 г. При этом действующий график предполагает увеличение до 131 млн т. к 2025 г.
В результате разворота российского экспорта основная нагрузка пришлась на Восточный полигон, но южное направление также стало очень востребованным.
Однако, учитывая планы развития портовой инфраструктуры, этого может оказаться недостаточно, поскольку на сегодняшний день, требуется около 180 млн т. и более 200-220 млн т. пропускной способности будет необходимо к 2030 г.
Нагрузка на железные дороги на южном направлении увеличивается на фоне роста спроса со стороны грузоотправителей, среди которых основной объем приходится на угольщиков (39.6 млн т. или 42% в 2022 г.). Совокупные отгрузки в адрес портов Азово-Черноморского бассейна в
1 полугодии 2023 г. составили 46.5 млн т. (-1.3% к 1 январю-июню 2022 г.).
Дополнительным ограничивающим фактором, помимо пропускной способности инфраструктуры на подходах к портам юга, стало увеличение пассажирских перевозок в направлении южных курортов после закрытия местных аэропортов в результате начала военной спецоперации на Украине. В июне на юг было перевезено 3.5 млн туристов (+14% к июню 2022 г.).