Ситуация на мировых угольных рынках, ценовые тренды и ожидания отрасли
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели продемонстрировали рост выше 125 долл./т. Поддержку ценам оказали такие факторы, как увеличение потребления, похолодание, подорожание газа и электроэнергии. Кроме того, маржинальность угольной генерации резко увеличилась до 54.35 евро/МВтч, тогда как неделей ранее она была отрицательной (-9.98 евро/МВтч). По требованию оператора RTE во Франции была вновь запущена угольная электростанция Emile Huchet мощностью 600 МВт, которая была остановлена в 2022 г. Предполагается, что данная электростанция будет использоваться в дни пиковой нагрузки.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 478.21 долл./1000 м3 (+28.04 долл./1000 м3 к 06.11.2024 г.). Темпы отбора превысили темпы поставок, что приводит к сокращению запасов в хранилищах ЕС. Опасения участников рынка также вызывает операция России по освобождению Курской области, где находится газоизмерительная станция Суджа.
Запасы угля на терминалах ARA остались без изменений на уровне 3.9 млн т. Учитывая текущие темпы потребления, данных запасов, предположительно, хватает почти на 3 месяца. Однако на складах находятся большие объемы высокосернистого материала из США, который необходимо смешивать с углем из других стран.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепились до 110-111 долл./т. Граница для поставок в Мозамбик и экспорта через порт Мапуто была открыта 09.11.2024 г. и власти сосредоточены на разрешении ситуации с образовавшейся 20-километровой пробкой. Однако представители порта предупредили, что беспорядки могут возобновиться в ближайшие дни, в результате чего поставки угля из ЮАР через Мапуто окажутся под угрозой, особенно те, которые осуществляются по автодороге. Портовому оператору Grindrod на прошлой неделе пришлось объявлять форм-мажор по всем отгрузкам.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 118 долл./т. Давление на котировки оказала теплая погода, а также прогноз, что температура будет превышать сезонную норму на 1-2 С°. Некоторые участники рынка уже не ожидают, что пополнение запасов перед зимой окажет ценам существенную поддержку. Кроме того, отмечается высокое предложение, значительно превышающее спрос. Перевозки по ж/д линии Daqin в октябре увеличились на 3% до 1.1 млн т./день, несмотря на техническое обслуживание. Некоторые поставщики понизили цены, однако это не особо помогло заинтересовать покупателей в связи с высокими запасами.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 15 млн т. (+0.2 млн т. к 06.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 1 долл./т. до 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась практически без изменений на уровне 52 долл./т. Невысокая активность на спотовом рынке связана со сдержанным спросом, обусловленным увеличением запасов на складах в КНР. Давление на котировки также оказывает укрепление доллара США.
Предложение сдерживается дождями, которые начались во многих добывающих регионах, при этом некоторые поставщики переориентируются на внутренних потребителей или намеренно ограничивают добычу с целью избежать перенасыщения рынка и давления на цены.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 142 долл./т. из-за сокращения спроса в странах АТР и увеличения конкуренции со стороны Колумбии, где завершилась блокада ж/д путей Cerrejon, соединяющих месторождение с экспортным терминалом Puerto Bolivar.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 206 долл./т. на фоне невысокого предложения и одобрения мер поддержки экономики Китая.
Власти КНР одобрили пакет мер на сумму 10 трлн. юаней (1.4 трлн. долл.) по поддержке ослабленной экономики страны, утвердив повышение потолка долга местных органов власти. Инициатива также направлена на стабилизацию экономики на фоне грядущей напряженности с США при Дональде Трампе, который обещал резко повысить торговые пошлины. Однако дополнительные меры по прямой стимуляции внутреннего спроса не были объявлены, что потенциально разочаровало участников рынка. При этом сентябрьские правительственные меры поддержки по денежно-кредитному стимулированию, которые включали снижение процентных ставок и поддержку фондовых рынков и рынков недвижимости, начали оказывать позитивное влияние на экономику.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией Тихоокеанской железной дороги, прибыло первое балкерное судно. Также компания Эльга запустила первый грузовой состав из 20 полувагонов с углем по частной железной дороге протяженностью 531 км. Однако, по сообщениям участников рынка, во время движения произошел сход локомотива и 4 вагонов.
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. В зимнюю навигацию 2024‒2025 гг. планирует ледокольное сопровождение с помощью двух ледоколов. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-октября 2024 г. добыча Эльги увеличилась до 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Сибантрацит планирует в 2025 г. начать строительство углепогрузочной ж/д станции в Кузбассе с целью развития добывающих активов (Разрез Верхнетешский, Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский). На первом этапе мощность станции составит 2 млн т. угля в год с возможностью дальнейшего увеличения.
Станция будет оборудована куполом и системой фильтрации воздуха, а ж/д пути будут закрыты пыле-шумозащитными экранами, чтобы предотвратить распространение угольной пыли.
Разрезы Кузнецкий Южный и Малиновский (пока не ведет добычу) вошли в состав группы в 2023 г. Общие запасы новых активов оцениваются в 490 млн т. металлургического угля.
В январе-октябре 2024 г. добыча Сибантрацита, попавшего под санкции США в мае текущего года, сократилась до 4.8 млн т. (-2.4 млн т. или -42.9% к январю-октябрю 2023 г.).
Coal center analytics (CCA)
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
В рамках шельфовых проектов наблюдается восстановление добычи газа, также «Сахалин-2» все еще избегает некоторых санкционных рисков. При этом основным приобретателем СПГ проекта становится КНР. Новые крупные СПГ-проекты, тем не менее, пока находятся под вопросом, в частности планы производства в Якутии. Рост угледобычи отмечается в Якутии и на Сахалине, где недропользователи в том числе намерены инвестировать в транспортную инфраструктуру. При этом пока цены на уголь на мировом рынке являются низкими, с учетом этого введенная для отрасли надбавка к НДПИ может в ближайшее время не оказывать существенного фискального давления.
Газодобыча
В сфере добычи углеводородов сахалинские шельфовые проекты продолжают действовать, при этом пока санкционные ограничения для одного из них остаются частично ослабленными. В июне Евросоюз освободил от соблюдения потолка цен на нефть шельфовый нефтегазовый проект «Сахалин-2» (оператор – ООО «Сахалинская энергия») еще на один год – до 28 июня 2025 г. Решение связано с интересами Японии - обеспечением потребностей энергетической безопасности этой страны.
Напомним, что японским компаниям Mitsui и Mitsubishi в сахалинском проекте принадлежит 12,5% и 10% соответственно. Механизм ценового потолка предусматривает, что проекты, имеющие важное значение для энергетической безопасности третьих стран, могут быть освобождены от соблюдения ограничений. Евросоюз также предоставил проекту «Сахалин-2» право на экспорт и передачу товаров, необходимых для ремонта приборов и аппаратуры, которые предназначены для измерения или контроля переменных характеристик жидкостей и газов.
Тем временем период постоянной добычи газа в рамках проекта «Сахалин-2» был продлен с 2028 г. до 2033 г. Центральная комиссия Роснедр в конце прошлого года поддержала соответствующий вариант разработки Лунского нефтегазоконденсатного месторождения, которое является основным источником сырья для производства сжиженного природного газа в рамках «Сахалина-2» . На втором месторождении проекта «Сахалин-2», Пильтун-Астохском, добывается преимущественно нефть. На Лунском месторождении на сегодняшний день добыто более половины его запасов природного газа. Мощность СПГ-производства составляет порядка 10 млн тонн СПГ в год (такой объем был выпущен в 2023 г., в 2022 г. производство составило 11,5 млн тонн).
За пять месяцев текущего года производство газа в рамках проекта «Сахалин-2» выросло на 3,6% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,3 млрд куб. м. При этом добыча в мае сохранилась на уровне мая прошлого года, 1,4 млрд куб. м. На шельфовом проекте «Сахалин-1» добыча газа в январе-мае текущего года увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,2 млрд куб. м. Однако в мае добыча в рамках проекта была ниже, чем в мае 2023 г. на 3%, составив 813 млн куб. м. Информация об объеме добычи нефти не раскрывалась.
Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост поставок СПГ проекта «Сахалин-2» в Китай – в апреле текущего года они составили рекордные 440 тыс. тонн (рост на 3,4% относительно марта 2024 г. и на 39% относительно апреля прошлого года). В апреле Китай опередил по объемам поставок сахалинского СПГ традиционного основного импортера – Японию. В апреле поставки сахалинского СПГ японским потребителям снизились на 44% по сравнению с мартом 2024 г. и на 17% по сравнению с апрелем 2023 г., составив 319 тыс. тонн. Что касается поставок СПГ в Республику Корея, то в апреле они сохранились на уровне апреля прошлого года (127 тыс. тонн).
Тем временем предполагается начать геологоразведку на новых, но небольших нефтегазовых участках в Якутии. АК «АЛРОСА» и АО «Сахатранснефтегаз» в рамках совместного предприятия планируют осваивать перспективные нефтегазовые участки в республике – Улугурский и Эргеджейский.
Улугурский лицензионный участок (площадь 4 205 кв. км) находится на территории Ленского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти составляют 7,3 млн тонн, газа – 217,3 млрд куб. м. Эргеджейский лицензионный участок имеет площадь 3 181 кв. км и находится на территории Олёкминского и Сунтарского районов. Его прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 15 млн тонн, газа – в 78,3 млрд куб. м. К 2026 г. предполагается завершить поисковые работы и постановку запасов на государственный баланс. Инвестиционное решение по освоению месторождений должно быть принято после определения технологической схемы разработки месторождений и проработки оптимальных рынков сбыта сырья.
В то же время планируемый ранее в Якутии запуск крупнотоннажного производства СПГ мощностью 18 млн тонн в год (компания «Глобалтэк» ) в настоящее время не входит в число приоритетов. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в марте текущего года заявил, что проект, вероятно, будет реализован в среднесрочной перспективе. В прошлом году ЯТЭК сообщала о продолжающихся поисках стратегического партнера для проекта.
Уголь
В угольной отрасли вызвавшим противоречия решением последнего времени стало повышение НДПИ. Правительство в рамках поправок ко второму и третьему чтению внесло корректировки, повысив минимальную цену отсечения, при превышении которой взимается надбавка к НДПИ. Законопроект об изменениях налоговой системы в июле был принят Госдумой в третьем чтении.
Для энергетического угля цена отсечения установлена на уровне 120 долларов за тонну в портах Дальнего Востока (в предыдущем варианте цена отсечения составляла 100 долларов). Предполагается к ставке НДПИ применять коэффициент КЭНРГ, учитывающий среднюю за налоговый период мировую цену на уголь (по индексу FOB Восточный NAR 5500) и средний курс доллара к рублю.
Для коксующегося угля предусмотрена цена отсечения в размере 167 долларов за тонну (прежний вариант – 140 долларов за тонну) и привязка НДПИ к цене в дальневосточных портах (ранее использовался индекс GX TSI FOB Australia Premium Coking Coal). Что касается антрацита и угольной смеси (PCI), то цена отсечения составит 135 долларов на тонну. При этом в формуле расчета НДПИ для данных видов угля будут учитываться цены в портах как Дальневосточного, так и Северо-Западного и Южного федеральных округов. Основным положительным изменением в принятом законопроекте для угольщиков стало именно повышение цены отсечения.
В настоящее время мировые цены на уголь остаются низкими, в связи с чем реальное повышение НДПИ в соответствии с новыми правилами в отрасли в ближайшие годы (до 2026 г.) маловероятно. В июне на наиболее популярном и востребованном восточном направлении стоимость энергетического угля составляла 90 долларов за тонну. В третьем и четвертом кварталах года в связи с подготовкой к отопительному сезону ожидается увеличение цен до 95-96 долларов за тонну.
Добыча угля на Дальнем Востоке тем временем растет в Якутии. По итогам первого полугодия 2024 г. объем производства твердого топлива в республике вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 19 млн тонн. План добычи на текущий год составляет 40 млн тонн угля. Напомним, что «Эльга», «Колмар» и «Якутуголь» являются основными угледобывающими компаниями Якутии, они ведут деятельность в Нерюнгринском районе.
При этом АО «Якутуголь» (ПАО «Мечел») в июле был заподозрен ФАС в злоупотреблении доминирующим положением на рынке и отказе заключать контракт на поставку угля на Нерюнгринскую ГРЭС (эксплуатант станции – АО «ДГК»). В «Дальневосточной генерирующей компании» сообщили, что оборудование станции было спроектировано для работы на угле Нерюнгринского месторождения, а приобретение угля других марок для поддержания работы ГРЭС может привести к снижению сроков эксплуатации оборудования электростанции. ФАС выдала предупреждение компании «Якутуголь», согласно которому недропользователь обязан рассмотреть заявки «ДГК» в течение месяца и поставить уголь при экономической и технической возможности. Компанию также обязали разработать и утвердить в ФАС торговую политику.
Со своей стороны в «Мечеле» сочли претензии ДГК необоснованными. В компании сообщили, что в 2024 г. по итогам закупочных процедур на Нерюнгринскую ГРЭС будет поставлено 736 тыс. тонн угля, в том числе 180 тыс. тонн было поставлено в первом квартале года, 400 тыс. тонн предстоит отгрузить по итогам второго и третьего кварталов и еще 156 тыс. тонн запланировано на четвертый квартал года.
«Колмар» в текущем году рассчитывает добыть 13,5 млн тонн угля – 5,4 млн тонн на ГОКе «Денисовский» и 8,1 млн на ГОКе «Инаглинский». В 2023 г. «Колмар» произвел 11,5 млн твердого топлива.
Тем временем угледобыча снижается в Чукотском АО. Объем добычи каменного угля в регионе по итогам января-мая 2024 г. составил 561 тыс. тонн, сократившись на 6% относительно аналогичного периода 2023 г. Добычу ведет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd, которая намерена продать актив, но пока не завершила процесс) в пределах Беринговского бассейна (месторождение Фандюшкинское поле в пределах участка Северный Амаам, Анадырский район).
В свою очередь ОАО «Шахта Угольная» за пять месяцев извлекло 18 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении, сократив в три раза объем добычи по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. Уголь поставляется потребителям в округе – на Эгвекинотскую ГРЭС и объекты «Чукоткоммунхоза». В настоящее время в компании отмечают сокращение спроса со стороны потребителей.
На Сахалине между тем фиксируется рост экспорта угля. В апреле-мае текущего года (1 апреля – период начала навигации) объем угольных поставок вырос на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн тонн. В 2023 г. с Сахалина на экспорт было поставлено 14,4 млн тонн твердого топлива, что на 23% больше, чем в 2022 г. Напомним, что «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает в регионе строительство наиболее крупного в РФ магистрального угольного конвейера протяженностью 23 км, соединяющего Солнцевский угольный разрез и порт Шахтёрск. В июне было принято правительственное решение о выделении субсидии в размере 614,64 млн рублей на строительство конвейера. В 2023 г. объем добычи ВГК на Солнцевском разрезе составил 14,2 млн тонн, в 2024 г. планируется достичь объема добычи в 15,2 млн тонн.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Угольные котировки на европейском рынке на прошлой неделе двигались в диапазоне 119-122 долл./т. Поддержку индексам оказали высокие цены на природный газ, а также прогнозы существенного похолодания в ноябре. Угольная и газовая генерация в Европе увеличилась на фоне сокращения возобновляемой генерации и более холодной погоды, что привело к росту стоимости электроэнергии. Цены на электроэнергию в Германии подскочили с 84.97 евро/МВтч до 113.15 евро/МВтч. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала с 62% до 53%, тогда как доля генерации на ископаемом топливе выросла с 38% до 47%.
Газовые котировки на хабе TTF незначительно скорректировались вниз до 459.66 долл./1000 м3 (-1.00 долл./1000 м3 к 23.10.2024 г.). Частичное давление на котировки газа оказало предупреждение Goldman Sachs о возможном падении цен, если ЕС продолжит наращивать поставки газа из России. Запасы угля на терминалах ARA выросли до 4.10 млн т. (+0.28 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался на уровне прошлой недели около 110 долл./т. Деловая активность снижается в преддверии праздников в Индии (31 октября отмечается Фестиваль Огней). При этом индийские производители губчатого железа заняли выжидательную позицию и через неделю планируют вернуться к покупкам материала на январь. Кроме того, 24 октября, циклон Дана обрушился на восточное побережье страны и повлиял на работу некоторых портов, включая Dhamra, Paradip и Haldia.
Запасы на складах терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достигли максимума с 2021 г. и составили 3.96 млн т. (+0.3 млн т. к 23.10.2024 г.). При этом экспортные отгрузки упали за неделю на 30% до 0.83 млн т. против среднего недельного значения в 2024 г. в объеме 0.95 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 120 долл./т., практически не изменившись к уровню прошлой неделе. Поддержку котировкам оказывает остановка добычи некоторыми небольшими компаниями в связи с исчерпанием месячной квоты. Потребление угля на электростанциях в восьми прибрежных провинциях увеличилось с 1.87 млн т./день до 1.93 млн т./день.
При этом спрос остается ограниченным, и некоторые участники рынка ожидают падения цен FOB. До 5 ноября прогнозируется температура выше сезонной нормы на 1-3°С, а завершившееся техническое обслуживание ж/д линии Daqin приведет к увеличению складских запасов в портах в результате роста ж/д отгрузок до 1.20 млн т./день.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились до 14.72 млн т. (-0.15 млн т.), запасы угля в 9 крупнейших портах составили 25.63 млн т. (+0.58 млн т. к 23.10.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 93.6 долл./т. (-0.20 долл./т. к 23.10.2024 г.), низкокалорийный материал 4200 GAR осталась на уровне 52.3 долл./т. (без изменений к 23.10.2024 г.).
Котировки индонезийского угля находились под небольшим давлением из-за отсутствия значительного покупательского интереса на спотовом рынке, что связано с большими запасами угля у покупателей. Однако некоторые экспортеры не планируют увеличения предложения до конца года, поскольку не заинтересованы в дальнейшем падении цен.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 145 долл./т. на фоне технического обслуживания терминалов в преддверии сезона циклонов (ноябрь-апрель). На терминале Abbot Point Coal Terminal (APCT) проводится обслуживание судопрогрузочной (СПМ) машины с 23 октября по 10 ноября, на терминале PWCS – техобслуживание СПМ с 31 октября по 2 ноября и на Hay Point Coal Terminal – обслуживание причалов с 24 октября по 7 ноября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Поддержку котировкам оказывает активность китайских производителей стали, нарастивших производство в связи с улучшением ситуации с маржинальностью, которая еще в сентябре была отрицательной.
Компания Glencore заявила об увеличении производства металлургического угля на 113% до 11.1 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. по сравнению с 5.2 млн т. за аналогичный период прошлого года, что обусловлено приобретением доли в канадской компании Elk Valley Resources у Teck Resources в размере 77% за 6.93 млрд долл. 11 июля 2024 г. Согласно прогнозам компании, по итогам 2024 г. добыча составит 19-21 млн т.
Из-за системных проблем с перевозками по сети РЖД падение экспорта российского угля усиливается. В январе-сентябре 2024 г. на экспорт было отгружено на 15.0 млн т. или на 9.3% меньше, чем в январе-сентябре 2023 г. Прогнозируется, что в 2025 г. негативный тренд продолжится.
В октябре 2024 зафиксировано максимальное снижение отгрузки на терминалы Северо-Запада и Юга. В отдельные сутки на Усть-Лужский ж/д узел отгрузка угля практически не производилась РЖД.
Прогноз отгрузки угля на Тамань в октябре 2024 г. составляет 0.8 млн т. (снижение на 1.2 млн т. или на 60% к уровню 2023 г.). Прогноз отгрузки угля в Усть-Лугу в октябре 2024 г. 2.1 млн т. (снижение на 0.7 млн т. или на 25% к уровню 2023 г.).
Срыв текущей отгрузки в адрес порта Тамань не связан с переговорами грузоотправителей с терминалом. Угольные компании договорились с терминалом по условиям перевалки еще в июне 2024 г. Текущие заявки по перевозке угля в адрес порта Тамань свидетельствуют о стабильном спросе на перевалку в Тамани.
Из-за недозавоза склады угля в портах погрузки близки к нулю, увеличивается простой судов на рейде в ожидании груза. В этой ситуации экспортеры вынуждены переносить обязательства по поставке перед покупателями на будущие периоды, что чревато риском потери ключевых оставшихся рынков для российских поставщиков угля, например рынка Турции, на котором российский уголь с 2022 г. смог успешно заместить основного поставщика - Колумбию.
С учетом срыва отгрузки по РЖД и невозможности экспортерами выполнить своевременно внешнеторговые обязательства по поставкам угля, сегодня наблюдаем обратный тренд - замещение российского угля колумбийским: в январе-августе 2024 г. доля российских поставщиков на турецком рынке снизилась с 71% в 2023 г. до 61% в январе-августе 2024 г.
Таким образом, российские экспортеры не смогут воспользоваться ростом цен на западном направлении в 4-м квартале(+27 долл./т. к минимальному уровню индекса API2 в 2024 г.: 118.3 долл./т. текущий уровень к 91.3 долл./т. в середине февраля 2024 г.), что приведет к еще большим убыткам отрасли в 2024 г.
Помимо этого, потеря доля на рынке Турции повлечет за собой увеличение убытков в последующие периоды. Из-за санкций и закрытия рынка Европы для российского угля, следующий «ближайший» рынок сбыта для отечественных экспортеров - Индия, куда фрахт на 20 долл./т. выше, чем до Турции из Усть-Луги.
В октябре зафиксировано рекордное количество брошенных груженых поездов с углем на сети РЖД, которая практически парализована. Некоторые груженные составы простаивают более месяца в ожидании движения.
Продолжается тренд по нехватке локомотивных бригад (неофициальная причина - простой локомотивов из-за недостаточного количества локомотивных бригад в связи с низкими зарплатами в РЖД).
В первую очередь снижается экспорт угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области: суммарно на 15 млн т. по итогам января-сентября 2024 г. (к январю-сентябрю 2023 г.). Незначительная положительная динамика наблюдается только по Якутии и Дальнему Востоку.
Отгрузки на экспорт из Кузбасса в сравнении с 2021 г. упали на 27 млн т. или на 16%.
Из 130 российских угледобывающих предприятий 64 убыточны (данные на август 2024 г.).
Убытки российских угольных компаний по итогам января-августа 2024 г. подскочили в 2.7 раза до 116.9 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 112.0 млрд рублей (-71.2% к январю-августу 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 4.9 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний увеличилась до 52% против 39% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости. По итогам года убыток отрасли прогнозируется на уровне 34.0 млрд руб. Последний раз совокупный аналогичный показатель наблюдался только в 2020 г., когда он составил 37.6 млрд руб.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Кроме того, продолжает действовать пошлина на коксующийся уголь.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-сентября 2024 г. упала до 147.0 млн т. (-13.0 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 148.1 млн т. (-15.7 млн т. или -9.6% к январю-сентябрю 2023 г.).
На европейском рынке угля наблюдался рост котировок выше 107-109 долл./т., укрепившихся на фоне возвращения высоких температур с начала недели. Тем не менее, заявления поставщиков из США о готовности нарастить поставки в Европу в случае стабилизации цен на уровне выше 110 долл./т. могут стать фактором, ограничивающим повышательное движение индексов.
Маржинальность генерации на ископаемом топливе в Германии увеличилась благодаря росту цен на электроэнергию с 64.88 евро/МВтч до 92.85 евро/МВтч и сокращению доли возобновляемой генерации с 77% до 63%, что обусловлено жарой и увеличением спроса на кондиционирование. Доля генерации на ископаемом топливе увеличилась с 23% до 37%.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 417.58 долл./1000 м3 (+12.77 долл./1000 м3 к 02.07.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 61%. По состоянию на 09.07.2025 г. запасы на складах ARA немного увеличились до 2.94 млн т. (+0.07 млн т. к 02.07.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 96 долл./т. Поддержку ценам оказал сход вагонов, произошедший 30 июня, и низкие запасы на складах терминала RBCT перед техобслуживанием ж/д путей.
Запасы на терминале RBCT уменьшились до 3.39 млн т. (-0.20 млн т. за неделю). Данная ситуация вызывает опасения у участников рынка, поскольку в преддверии техобслуживания нормой считается уровень складов в 5 млн т. В июле экспорт через RBCT ожидается на уровне 3.70 млн т. (-0.59 млн т. или -14% к июню 2025 г.), что обусловлено техобслуживанием с 15 по 26 июля и сходом вагонов с рельс.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao немного укрепились, превысив 86 долл./т. на фоне роста потребления и сокращения запасов в портах. Кроме того, рост добычи угля замедлился на разрезах в таких регионах как Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi в результате неблагоприятных погодных условий, а спрос со стороны генерирующих компаний увеличился в связи с высокими температурами и более высоким потреблением электроэнергии.
Компания Shenhua вновь повысила закупочные цены для сторонних поставщиков.
Запасы в 9 крупнейших портах упали до 27.37 млн т. (-0.23 млн т. к 02.07.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.27 млн т. (-0.06 млн т.), потребление – 898 тыс. т./день (+53 тыс. т./день к 02.07.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 71 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR поднялась выше 40 долл./т. Индексы индонезийского угля двигались разнонаправлено. Участники рынка отмечают, что предложение превышает спрос, при этом наиболее высокая активность наблюдается в сегменте низкокалорийного материала, которые вновь стал привлекательным для китайских потребителей.
Власти Индонезии рассматривают введение экспортных пошлин на уголь в 2026 г. с целью увеличения доходов в бюджет. Данная инициатива подверглась критике со стороны добывающих компаний из-за слабой конъюнктуры на угольном рынке.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжает находиться ниже уровня 110 долл./т., в то время как цены на материал 5500 незначительно выросли выше 65 долл./т.
Из-за штормов в порту Newcastle отгрузка угля замедлилась, поскольку местные власти ввели ограничительные меры на навигацию, что привело к простоям и демереджу.
Австралийские генерирующие компании платят более высокую цену за местный высокозольный уголь из-за увеличения спроса в связи с холодной зимой в стране и готовы платить около 81 долл./т. FOB Newcastle за материал 5500 ккал NAR.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 178 долл./т. после значительного роста неделей ранее, что обусловлено увеличением предложения со стороны Австралии. Некоторые китайские потребители рассматривают перепродажу австралийского материала с целью покупки местного угля аналогичного качества по более привлекательным ценам.
В условиях затяжного финансового давления на фоне снижения экспортной выручки и ограниченного доступа к заемному капиталу российский угольный рынок приближается к этапу укрупнения. В ближайшие 1–2 года может пройти этап консолидации. Основной сценарий — вытеснение слабо капитализированных участников и перераспределение долей в пользу устойчивых экспортноориентированных компаний.
За январь-апрель 2025 г. убыток угольной отрасли уже составил более 112 млрд руб., что эквивалентно показателю за весь 2024 г. на уровне 112.6 млрд руб.
Потеря европейского рынка, снижение мировых цен на уголь и санкции особенно остро сказались на мелких и средних производителях энергетического угля.
Поставки были переориентированы на Китай, Индию и Турцию, где российские компании конкурируют с поставщиками из Индонезии, Австралии и ЮАР, выигрывающими за счет логистики. Санкционный режим увеличивает издержки и позволяет покупателям добиваться скидок, снижая конкурентоспособность российского угля.
Потребление угля в России остается стабильным, но ограниченным (около 15% в структуре генерации). Цены внутреннего рынка значительно ниже экспортных, что делает экспорт ключевым источником рентабельности.
Особенно уязвимы малые и средние предприятия, чья устойчивость дополнительно ограничена высокой долговой нагрузкой. Одна из ключевых проблем угольной промышленности является высокая закредитованность. В текущее время объем выданных кредитов составляет 1.2 трлн руб. и к концу 2025 г. может вырасти до 1.4-1.5 трлн руб.
При текущем уровне ключевой процентной ставки проведение сделок по слиянию и поглощению с использованием заемного финансирования затруднено. Основной механизм перераспределения активов — непрофильные банкротства и передача залогов финансово устойчивым структурам. Малые активы могут быть выкуплены крупными компаниями за символические суммы либо на условиях погашения долгов. В результате возможен передел рынка, укрупнение и, в перспективе, частичная монополизация отрасли.
Сценарий консолидации отрасли на фоне вытеснения малых и убыточных игроков оценивается как вероятный. В числе потенциальных бенефициаров – крупные российский производители и экспортеры угля. В перспективе может сложиться структура рынка с преобладанием нескольких крупных вертикально интегрированных компаний.
Ростехнадзор приостановил на 30 суток работу шахты Денисовская в Якутии. На предприятии, принадлежащем компании Колмар, выявлен ряд нарушений промышленной безопасности, включая требования к креплениям горных выработок и требования взрывобезопасности.
В отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении.
Шахта Денисовская была запущена в 2009 г. Добыча на шахте по итогам 1 полугодия 2025 г. сократилась до 2.1 млн т. (-0.5 млн т. или -19% к 1 полугодию 2024 г.). Совокупная добыча компании Колмар за этот же период упала до 5.5 млн т. (-1.8 млн т. или -25% к 1 полугодию 2024 г.).
На европейском рынке угля продолжился рост котировок выше 109 долл./т. Поддержку ценам оказали температуры выше нормы и значительное сокращение запасов на складах ARA. Кроме того, энергетическая компания EDF предупредила, что высокая температура и падение уровня воды в реке Рона (Франция) приведут к снижению атомной генерации. Тем не менее, на закрытии торгов в пятницу (4 июля) индексы утратили свои позиции и вернулись к значениям прошлой недели на уровне 104–105 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 404.81 долл./1000 м3 (-18.92 долл./1000 м3 к 25.06.2025 г.) на фоне стабильных поставок из Норвегии и рекордных закупок СПГ за весь период наблюдений за июнь. В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 60%. По состоянию на 02.07.2025 г. запасы на складах ARA достигли 3-летнего минимума и составили 2.87 млн т. (-0.30 млн т. к 25.06.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 в течение недели двигался вверх вслед за европейским рынком, превысив отметку в 99 долл./т. Но также опустился на уровень прошлой недели в 94-95 долл./т. Поддержку ценам оказывал сход вагонов, произошедший 30 июня, в результате которого обе ветки, ведущие к угольному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), оказались закрыты. В связи с инцидентом поставщики могут не успеть пополнить складские запасы в порту до начала техобслуживание ж/д сети, которое пройдет с 15 по 26 июля.
Запасы на терминале RBCT также находятся на низком уровне и составляют 3.6 млн т. Данная ситуация вызывает опасения у участников рынка, поскольку в преддверии техобслуживания нормой считается 5 млн т.
Ставки на автоперевозки угля в июне подросли, что стало результатом ухода 300-400 единиц техники из-за неблагоприятной конъюнктуры на угольном рынке. Транспортировка от месторождения Witbank до RBCT подорожала с 26.53 долл./т. до 27.92-30.72 долл./т. Ожидается, что транспортные тарифы продолжат увеличиваться на фоне укрепления угольных котировок.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao немного укрепились, составив 86 долл./т. на фоне сокращения запасов в портах. Компания Shenhua повысила закупочные цены, и поставщики сохраняют оптимизм. Однако при текущих ценах угольные компании по-прежнему терпят убытки в размере 2.8-4.2 долл./т. Поставщики ожидают, что генерирующие компании будут вновь активно пополнять запасы в преддверии пика потребления, который приходится на конец июля.
Запасы в 9 крупнейших портах упали до 27.60 млн т. (-0.97 млн т. к 25.06.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.33 млн т. (+0.43 млн т.), потребление увеличилось до 845 тыс... т./день (+41 тыс... т./день к 25.06.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 71.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR незначительно укрепилась до 39.5 долл./т.
Индонезийские котировки двигались разнонаправлено, несмотря на ограниченный спрос со стороны Индии и неблагоприятные погодные условия. Ввиду низкого спроса власти Индонезии понизили на первую половину июля индекс цен HBA на средне- и низкокалорийный уголь, повысив при этом индекс на высококалорийный материал.
Некоторые поставщики объявили форс-мажор по отгрузкам из-за обрушившегося 29 июня моста в районе Lahat на Суматре. В результате инцидента перевозки угля автотранспортом по мосту Muara Lawai были приостановлены. Данная ситуация может привести к задержкам в отгрузках в адрес таких стран, как Китай, Вьетнам, Таиланд и Южная Корея.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже 110 долл./т. после роста неделей ранее. Австралийские власти обнародовали прогноз, согласно которому ожидают падения объемов экспорта и доходов от экспорта энергетического угля. Власти пересмотрели прогноз по экспорту в сторону понижения на финансовый 2025 г. до 207 млн т. (-7 млн т.), а также до 204 млн т. на 2026 г. (-3 млн т.) и до 200 млн т. на 2027 г. (-2 млн т.). При этом бенчмарк на поставки высококалорийного угля в Японию прогнозируется на уровне 119 долл./т. FOB Newcastle в 2026 г. и 120 долл./т. FOB в 2027 г. Средняя цена на уголь 6322 ккал/кг GAR прогнозируется на уровне 107 долл./т. FOB в 2025 г. и 109-111 долл./т. в 2026-2027 гг.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос почти на 10 долл./т. до 182 долл./т., что обусловлено ограниченным предложением на спотовом рынке со стороны Австралии. Также поддержку котировкам оказал рост внутренних цен на коксующийся уголь в Китае в связи с сокращением добычи и запасов на складах.
Власти Австралии также понизили прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2025 г. до 147 млн т. (-8 млн т.), в 2026 г. до 160 млн т. (-3 млн т.) и в 2027 г. до 169 млн т. (-4 млн т.). Снижение прогноза на 2025 г. обусловлено неблагоприятными погодными условиями, которые негативно отразились на добыче в штате Квинсленд и отгрузках в портах. Спрос со стороны иностранных покупателей до конца 2025 г. ожидается на значительном уровне благодаря росту производственной активности в Индии, включая строительный и автомобильный сектора.
Согласно показателям финансового состояния предприятий угольной отрасли России, сальдированный убыток российских угольных компаний в 2025 г. может составить 300-400 млрд руб., если ситуация с курсом рубля и процентными ставками не изменится. С учетом внесения изменений по некоторым компаниям, некорректно подавшим статистику по прибыли/убыткам, цифра может превысить 400 млрд руб.
Кризис в российской угольной отрасли набирает обороты. За январь-апрель 2025 г. убыток уже составил более 112 млрд руб., что эквивалентно показателю за весь 2024 г. на уровне 112.6 млрд руб.
Одна из ключевых проблем угольной промышленности является высокая закредитованность. В текущее время объем выданных кредитов составляет 1.2 трлн руб. и к концу 2025 г. может вырасти до 1.4-1.5 трлн руб.
Кроме того, из-за оптимизации расходов компаний и ограничения доступного финансирования, инвестиции в отрасль продолжают падать. Угольные предприятия вынуждены сокращать свои инвестиционные планы не только в части развития, но и в поддержание текущего уровня добычи и проекты по промышленной безопасности.
Количество убыточных предприятий за январь-апрель 2025 г. составило 81 из 123, или 66%. 18 угольных предприятий уже приостановили добычу.
Компания Мечел прогнозирует, что по итогам 2025 г. ее отгрузки угля упадут на 25% по сравнению с 2024 г., что обусловлено кризисом на угольном рынке. Кроме того, из-за серьезных финансовых трудностей на фоне увеличения долга до 200 млрд руб. рассматривается возможность продажи активов, включая Кузбассэнергосбыт, Южно-Кузбасский ГРЭС, Южно-Уральский никелевый комбинат и Москокс. Также компания сменила генерального директора.
Южный Кузбасс, входящий в Мечел, сократил объем добычи марок угля, которые нерентабельны на сегодняшний день. В компании Якутуголь падение объемов производства ожидается на уровне 10-15%.
На показателях также негативно отразился пожар на угольном складе обогатительной фабрики. В текущее время добыча полностью приостановлена на шахте Ольжерасская-Новая в Кузбассе.
В 2024 г. чистый убыток Мечела составил 37 млрд против прибыли в 2023 г. в размере 22.3 млрд рублей.
Добыча компании по итогам 1 полугодия 2025 г. упала до 3.7 млн т. (-1.4 млн т. к 1 полугодию 2024 г.).
Шахта Спиридоновская в Кузбассе прекратила добычу угля в июне из-за отсутствия финансирования. Задолженность по заработной плате, которая не выплачивается с мая, перед 900 сотрудниками достигла 90 млн руб. В связи с этим 760 работников получили уведомление о сокращении. Кроме того, власти региона считают целесообразным законсервировать шахту.
Шахта Спиридоновская, созданная на мощностях ранее обанкротившегося шахтоуправления Карагайлинское, приступила к добыче коксующегося угля в 2023 г. Однако в 2023 г. предприятие получило убыток в размере 0.4 млрд руб., который по итогам 2024 г. увеличился в 4.5 раза до 1.8 млрд руб.
С начала 2025 г. доля убыточных угледобывающих компаний в России увеличилась до 63%.
В январе-июне 2025 г. Спиридоновская добыла 242 тыс... т. (-120 тыс... т. или -50% к январю-маю 2024 г.). Совокупная добыча на шахте в 2024 г. составила 560 тыс... т.
Производство угля в Кузбассе, где ведется добыча высококачественного угля, по итогам января-июня 2025 г. составила 96.9 млн т. (-6.1 млн т. или -5.9% к январю-июню 2024 г.).
На Дальнем Востоке наблюдается рост добычи каменного угля в регионах, где также развиваются логистические проекты, направленные на вывоз угля в экспортном направлении. При этом в сфере добычи углеводородного сырья, в отсутствие видимого роста показателей добычи, планируется расширение сырьевой базы в Якутии. Кроме того, в макрорегионе планируется реализовать ряд проектов в сфере производства СПГ, в том числе при участии китайского капитала.
Часть дальневосточных регионов демонстрирует позитивную динамику в угледобыче – рост наблюдается в Якутии и Амурской области, на Чукотке. В Якутии за пять месяцев текущего года было произведено 22 млн тонн угля, что на 15% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Основной объем обеспечили компании «Эльгауголь» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева), «Колмар» и «Якутуголь» («Мечел»), хотя об итогах добычи на каждом из предприятий не сообщалось.
Напомним, что для Эльгинского проекта был построен аэропорт «Эльга» (открыт в апреле 2024 г.), рассчитанный для перелетов из других регионов работников предприятия. Весной 2025 г. аэропорт расширил географию полетов – запущены рейсы в Новосибирск, Красноярск, Читу, Новокузнецк. В первом квартале текущего года пассажиропоток аэропорта составил порядка 20 тыс. человек. В июне было запланировано открытие перелетов в Благовещенск.
Также компания «Эльга» в апреле текущего года приступила к строительству второго пути на Тихоокеанской железной дороге (ТЖД), соединяющей Эльгинское месторождение с портом Эльга на мысе Манорский в Хабаровском крае, – ведется отсыпка земляного полотна и укрепление откосов насыпи на участке протяженностью 531 км. Благодаря созданию второго пути предполагается увеличить пропускную способность магистрали с 30 млн до 50 млн тонн угля в год. Общая длина дороги с учетом разъездов составляет 626 км.
Объем добычи угля в Амурской области за январь-май 2025 г. достиг 1,93 млн тонн, увеличившись на 27% относительно января-мая прошлого года. Добычу ведут АО «Амурский уголь» и ООО «Огоджинская угольная компания» («Эльга» А.Авдоляна и А.Исаева). По итогам пяти месяцев года «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) и Северо-Восточном разрезе (Райчихинск) отчитался о росте добычи бурого угля на 30%, а в «Огоджинской угольной компании» сообщили о росте производственных показателей на 22,5%.
Следует отметить, что в июне «Огоджинская угольная компания» завершила строительство первой очереди железной дороги «Огоджа – Февральск» в Амурской области, ее протяженность составила 72 км. После завершения строительства длина железнодорожных путей от Огоджинского месторождения до станции Февральск на Байкало-Амурской магистрали должна составить 140 км (в рамках второго этапа предстоит проложить еще 68 км). Начало эксплуатации дороги намечено на сентябрь 2025 г.
Ожидается, что после запуска железной дороги ежегодный объем перевозок с Огоджинского месторождения составит 7 млн тонн угля, но это только начало проекта. На месторождении к 2028 г. планируется запустить обогатительный комплекс, состоящий из семи фабрик общей производительностью 32 млн тонн угля в год. В апреле прошлого года началось строительство первой обогатительной фабрики производительностью 2 млн тонн угля в год. На текущий год намечен ее ввод в эксплуатацию.
Между тем в Чукотском АО с начала года наблюдалось снижение добычи на основном угольном проекте региона, ориентированном на экспорт. Так, компания «Берингпромуголь» в январе-апреле 2025 г. добыла 473 тыс. тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле, сократив показатель на 15,7% относительно аналогичного периода 2024 г. Однако по итогам января-мая объем добычи «Берингпромуголь» достиг 624,5 тыс. тонн, увеличившись на 11,3% относительно аналогичного периода годом ранее. Тем самым можно говорить о новом росте добычи с мая.
При этом на Чукотке возобновился и рост добычи бурого угля – по итогам января-мая было добыто 23,6 тыс. тонн силами ОАО «Шахта «Угольная» на Анадырском месторождении, что на 31% больше, чем за аналогичный период 2024 г. Объем добычи бурого угля в регионе формируется исходя из контрактов на поставку угля местным заказчикам (АО «Чукоткоммунхоз», АО «Чукотэнерго»).
В Сахалинской области ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) завершает строительство магистрального конвейера в Углегорском районе, соединяющего Солнцевский угольный разрез с морским портом Шахтёрск (западное побережье Сахалина, Углегорский городской округ). Завершение работ намечено на третий квартал 2025 г. Данный угольный конвейер должен стать наиболее крупным в стране – его протяженность составит 23 км.
При этом ранее ввод объекта неоднократно переносился. Завершить строительство и начать эксплуатацию конвейера ВГК рассчитывала в 2023 г., затем сроки были перенесены на 2024 г. Летом 2023 г. в компании объяснили изменение сроков завершения строительства объекта проблемами при поставках необходимого оборудования. Монтаж конвейера начался еще в декабре 2020 г.
Стоимость реализации проекта в 2019 г. оценивалась в более чем 7 млрд рублей, однако в дальнейшем сумма увеличилась до более чем 22 млрд рублей. ВГК рассчитывает, что благодаря конвейеру будут увеличены объемы транспортировки угля в порт Шахтёрск с 9,1 млн тонн (по итогам 2019 г.) до 20 млн тонн в год. На сегодняшний день уголь в порт поставляется автотранспортом. В 2024 г. ВГК планировала довести добычу угля на Сахалине до 15,2 млн тонн, однако об итогах производства и отгрузки в порту не сообщалось. Результат добычи в 2023 г. составил 13,2 млн тонн угля, увеличившись на 16,8% относительно 2022 г., тогда же через порт Шахтёрск ВГК было отгружено более 13,1 млн тонн твердого топлива.
В сфере добычи углеводородных ресурсов в Сахалинской отрасли сохраняется отрицательная динамика по шельфовым проектам, что отражается на динамике добычи полезных ископаемых в регионе (в январе-апреле 2025 г. индекс сократился до 95,7%). В Якутии зафиксированный по итогам января-апреля текущего года небольшой рост в добывающей промышленности (+5,3% относительно аналогичного периода прошлого года) обеспечен прежде всего угледобычей, где наблюдался рост на 10,4%, добычей металлических руд (рост на 10%). Таким образом можно предположить, что в республике также продолжалось снижение добычи углеводородов.
Тем не менее в Якутии планируется осуществлять разведку газовых месторождений. Компании «АЛРОСА» и «Сахатранснефтегаз» намерены вести геологоразведку Улугурского и Эргеджейского месторождений – через совместное предприятие «Улугурнефтегаз». На каждом из участков месторождений уже проведены полевые сейсморазведочные работы на 300 погонных километрах. К августу текущего года планируется подготовить отчеты, по которым будет приниматься решение о начале поисково-оценочного бурения. Полный цикл геологоразведки и постановку запасов на госбаланс предполагается осуществить до конца 2027 г.
Реализация проекта началась осенью 2024 г. Общая площадь Улугурского лицензионного участка (Ленский и Сунтарский районы) составляет 4,2 тыс. кв. км, его прогнозируемые ресурсы оцениваются в 7,3 млн тонн нефти и 217,3 млрд куб. м газа. Эргеджейский лицензионный участок (Олёкминский и Сунтарский районы) расположен на территории в 3,1 тыс. кв. км. Его прогнозируемые запасы составляют 15 млн тонн нефти и 78,3 млрд куб. м газа.
Между тем «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) по результатам 2024 г. увеличила ресурсную базу – объем совокупных ресурсов природного газа по итогам прошлого года вырос до 1 370 млрд куб. м (против 1 340 млрд куб. м в 2023 г.). Годовой объем добычи компании в 2024 г., тем не менее, сократился и составил 1,83 млрд куб. м против 1,96 млрд куб. м газа в 2023 г.
Тем временем нефтегазовый проект «Сахалин-2» (Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа) в мае, согласно решению совета ЕС, был в очередной раз освобожден от соблюдения потолка цен на нефть (60 долларов за баррель) – до 28 июня 2026 г. Частичное смягчение санкционных ограничений для проекта связано с организацией поставок нефти в Японию.
Напомним, что японские компании Mitsui и Mitsubishi, наряду с ПАО «Газпром», являются совладельцами оператора проекта ООО «Сахалинская энергия». В Японии проект «Сахалин-2» рассматривается как значимый для обеспечения энергетической безопасности страны. Проект был впервые освобожден от ограничений по соблюдению потолка цен в декабре 2022 г., в дальнейшем действие исключений регулярно продлевалось. Производство СПГ в рамках «Сахалин-2» в 2024 г. составило 10,2 млн тонн, сократившись на 2% относительно 2023 г. Следует также отметить, что по итогам первого квартала 2025 г. было зафиксировано снижение экспорта российского СПГ в Китай (значительная часть которого поступает с проекта «Сахалин-2») – на 18,8% относительно аналогичного периода 2024 г., до 1,328 млн тонн[1].
При этом в ДФО планируется реализовать ряд небольших проектов по производству СПГ, ориентированных в том числе на экспорт. Правительство Хабаровского края и ООО «Дальневосточная корпорация Синьсин – Хабаровский СПГ» (структура китайской «Корпорации энергетической промышленности Чжуню Синьсин») в мае подписали соглашение о строительстве в регионе завода СПГ мощностью 80 тыс. тонн в год. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 3,2 млрд рублей. В настоящее время инвестор ведет поиск площадки на территории Хабаровского района. В качестве сырья для завода планируется использовать газ трубопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Предполагается, что продукция завода будет экспортироваться в Китай (47 тыс. тонн), а также поступать на внутренний рынок РФ (33 тыс. тонн). Стоит отметить, что ранее (в сентябре 2021 г.) инвестор уже сообщал о планах по созданию такого производства в Хабаровске. Тогда сроки реализации проекта были намечены на 2025 г. Тем не менее новые сроки определены заново в рамках 2028-29 гг.
В Приморском крае, в городе Спасске-Дальнем планируется запустить малотоннажное производство СПГ, который в том числе будет поставляться через экспортный терминал на границе с КНР. Инвестором проекта выступит компания «Аврора СПГ»[2]. Объем вложений оценивается в 3,3 млрд рублей. Предполагается, что комплекс будет состоять из двух производственных линий, его мощность по сжижению природного газа составит 32 тыс. тонн в год.
Планы «Авроры СПГ» также включают создание заправочной инфраструктуры на трассе «Уссури» - компания строит в регионе КриоАЗС (сеть станций для заправки транспортных средств, использующих СПГ). В 2024 г. «Аврора СПГ» запустила комплекс «Аврора СПГ Владивосток» в рамках ТОР «Приморье» мощностью 20 тыс. тонн продукции в год.
Кроме того, компания «ПСК Трансгаз» (группа «Трансгаз» ПАО «Газпром») в рамках СПВ в Приморье намерена запустить производство автономных систем газо- и теплоснабжения на сжиженном углеводородном газе (СУГ). Производство мощностью 210 установок в год (включая шесть модульных котельных) предполагается разместить в селе Вольно-Надеждинское (Надеждинский район). Следует отметить, что группа «Трансгаз» уже располагает в Приморье комплексом по приемке, хранению и переработке СУГ (в рамках СПВ).
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По итогам 2024 г. Россия увеличивала объем поставок СПГ в Китай на 3,29%, до 8,3 млн тонн.
[2] Принадлежит бывшему топ-менеджеру «Газпрома» А.Дмитриеву.