Поделиться
Пульс угля - 18 сентября
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошлой неделе котировки энергетического угля в Европе оставались на уровне выше 170 долл./т. Поддержку угольным ценам в ЕС оказывают газовые индексы, обновляющие исторические максимумы на фоне низкого уровня запасов в европейских хранилищах. Из-за более привлекательной цены на газ в Азии поставщики СПГ увеличивают поставки в данный регион, формируя тем самым дефицит предложения на газовом рынке Европы. Стоимость октябрьских фьючерсов на европейской торговой платформе TTF достигла 834 долл./1 тыс. м3 (+144 долл./1 тыс. м3 к 08.09.2021 г.) или 71.20 евро/МВТ∙ч (+14.85 евро/МВТ∙ч к 08.09.2021 г.) на фоне снизившихся объемов ветряной генерации в ЕС. Запасы угля на терминалах ARA составили 4.6 млн. т. (-0.2 млн. т. к 08.09.2021 г.). По мнению экспертов, текущие газовые котировки являются завышенными из-за спекуляций, вызванных неопределенностью по срокам ввода Северного потока–2.


Котировки южноафриканского материала продолжили укрепляться выше 157 долл./т. на фоне проблем с поставками материала по ж/д линии, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР с портом Richards Bay. Запасы материала на терминалах Richards Bay выросли до 3.2 млн. т. (+0.1 млн. т. к 08.09.2021 г.).

В Китае цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao превысили 190 долл./т. Рост угольных котировок на китайском внутреннем рынке продолжился в связи с ограниченным предложением материала. 10.09.2021 г. комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) провела встречу с крупнейшими производителями угля и энергетическими компаниями по вопросам увеличения предложения и стабилизации цен в ближайшие месяцы.

Правительство Китая ограничило ж/д сообщение и добычу угля в провинции Шэньси в связи с проведением Национальных игр (15-27.09.2021 г.).

Индекс высококалорийного австралийского угля вырос выше 180 долл./т. Высокая торговая активность азиатских потребителей, которые пополняют запасы в преддверии зимнего сезона, положительно отразилась на индексах австралийского материала.

Котировки индонезийского материала

5900 ккал/кг GAR продолжили расти выше 135 долл./т. на фоне чрезвычайного положения, введенного в стране с 04.09.2021 г. по 17.09.2021 г. в связи с сильными дождями и наводнениями, которые также стали причиной форс-мажоров, объявленных рядом местных горнодобывающих компаний.

Ограниченное предложение коксующегося угля ключевыми угледобывающими странами, а также высокие цены на внутреннем рынке КНР вынуждают китайские сталелитейные предприятия покупать австралийский материал у азиатских трейдеров, что положительно отражается на котировках австралийского материала, укрепившегося выше 350 долл./т.

 

Сибантрацит, Стройсервис, Telf AG и EP Resources AG обеспечат перевалку угля в порту Лавна

Грузоотправители подтвердили готовность обеспечить грузовую базу порта Лавна, согласно сообщению пресс-службы правительства РФ по итогам совещании под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова.


Согласно ранее заключенному контракту на условиях take-or-pay, АО Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ) подтвердил свою готовность предоставить грузовую базу в объеме 18 млн. т. с 2024 г. по ставке перевалки 7.5 долл./т. за счет перевалки объемов угля компаний Сибантрацит, Стройсервис, Telf AG и EP Resources AG, заключивших с ЦРПИ договоры поставки.

В пресс-службе правительства РФ отметили, что рабочее движение по участку железнодорожной линии Выходной-Лавна, а также порт Лавна должны быть запущены в декабре 2023 г.

Cтроительство морского порта Лавна стартовало 16.09.2021 г., согласно сообщению пресс-службы правительства Мурманской области.

ЦРПИ (также владеет 24.79% ООО Морской порт Суходол в Приморском крае) принадлежит 60% Лавны. СДС-Уголь Михаила Федяева, АО РЖД-Инфраструктурные проекты и ГТЛК (концессионер проекта) владеют долями в 25%, 10% и 5% соответственно.

 

Правительство не поддерживает проект частной железной дороги А-Проперти

Правительство не поддержало проект, предложенный компанией А-Проперти Альберта Авдоляна, по строительству новой железной дороги необщего пользования Эльга-Чумикан, автономной от Байкало-Амурской магистрали (БАМ), для экспорта 30 млн. т. угля компании из Эльги. В качестве альтернативы правительство предложило расширить БАМ за 332.6 млрд. руб. (4.6 млрд. долл.) за счет инвестиционной программы РЖД (РЖД) и Фонда национального благосостояния (ФНБ), что позволит экспортировать уголь не только из Эльги, но также с Денисовского, Чулмаканского, Нерюнг-ринского и Сугодинско-Огоджинского месторождений. Сроки строительства запланированы на 2023–2027 гг., с вводом в эксплуатацию с 2028 г.


Ранее Эльгауголь, дочерняя компания А-Проперти и госкорпорации Ростех, предложила построить новую частную железнодорожную линию между Эльгинским месторождением коксующегося угля и Охотским морем за 97 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) при условии, что компания получит приоритетный доступ к БАМу на транспортировку 30 млн. т. угля в год. Железнодорожная линия протяженностью около 500 км предусматривает пропускную способность 30 млн. т. в год. Предполагаемый срок реализации проекта - 5 лет.

Инициатива А-Проперти вызвала недовольство среди угледобывающих регионов, так как приоритетная транспортировка угля из Эльги нарушила бы принципы недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре. Учитывая ограниченные мощности БАМа, поставки Эльгауголь могли привести к сокращению на 20 млн. т. годового экспорта угля из Бурятии и Хакасии, где успешная работа угольных предприятий имеет важное значение для социальной стабильности и доходов местных бюджетов. Кроме того, строительство железнодорожной линии может быть отложено или вообще не завершено, в то время как компания будет извлекать выгоду из приоритетного доступа к БАМу.

Тем не менее, А-Проперти не намерена отказываться от проекта железнодорожной ветки Эльга-Чумикан, планируя построить ее самостоятельно для транспортировки объемов угля, превышающих текущую пропускную способность РЖД.

 

Строительство порта Индига перенесено на конец 2024 г.

Корпорация AEON, принадлежащая Роману Троценко, отложила начало строительства глубоководного порта Индига на вторую половину 2024 г. Ранее строительство порта на мысе Румяничный в Ненецком автономном округе планировалось начать в 2023 г. Стоимость проекта оценивается в 300 млрд. руб. (4.11 млрд. долл.). Ожидается, что порт Индига сможет переваливать около 80 млн. т. различных грузов, включая уголь, древесину и удобрения для потребителей в Северо-Восточной Азии.

По заявлению владельца корпорации AEON Романа Троценко, проект в настоящее время находится на этапе разработки, проектная документация должна пройти экспертизу. В то же время строительство дорогостоящей железной дороги до порта все еще находится под вопросом.

AEON - международный инвестиционный фонд с широким портфелем транспортных проектов, включая аэропорты и речные порты. В августе 2021 г. компания Северная звезда, принадлежащая корпорации AEON, начала строительство морского порта Енисей, расположенного на Таймыре. Новый угольный терминал мощностью 7 млн. т. является частью проекта разработки Сырадасайского угольного месторождения (см. CAA Russian Coal Weekly от 03 сентября 2021 г.).

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов