Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалась коррекция котировок энергетического угля до 365 долл./т. после достижения исторического максимума 23 июня на уровне 425 долл./т. Давление на котировки также оказывает рост запасов и возобновление транспортировки газа по трубопроводу Турецкий поток.
Компания Газпром завершила плановые профилактические работы, проводимые в период с 21 по 28 июня на газопроводе Турецкий поток, по которому поставки газа кроме Турции осуществляются в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, новый президент Колумбии Густаво Петро, выступающий за переход на экологически чистые источники энергии, признал, что страна тем не менее увеличит поставки угля в Европу после его вступления в должность.
Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.8 млн. т. (+0.3 млн. тонн к 22.06.2022 г.), приблизившись к сентябрьскому рекорду 2019 г.
Цены на высококалорийный южноафриканский уголь упали ниже 330 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и снижения спроса со стороны Индии и Пакистана. Власти Пакистана поручили местным предприятиям увеличить импорт угля из Афганистана с целью замещения южноафриканского материала в связи с его высокой стоимостью.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR снизились до 185.5 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на рынке Китая обусловлено увеличением добычи внутри страны, ростом запасов на складах и давлением со стороны регулятора. Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) на прошедшей неделе потребовала от всех участников рынка в оперативном порядке привести цены долгосрочных контрактов в соответствие с установленными ограничениями. Запасы угля в порту Qinhuangdao составили 5.8 млн. т. (+0.5 млн. т. к 22.06.2022 г.).
Котировки австралийского материала закрепились на уровне выше 390 долл./т., благодаря росту спроса со стороны азиатских покупателей, включая Японию, сокращающую потребление российского угля. Кроме того, поддержку ценам оказывают меры австралийских властей по увеличению отгрузок на внутренний рынок с целью избежания энергетического кризиса.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 190.00 долл./т. FOB Kalimantan. Цены на индонезийский материал остаются под давлением на фоне низкого спроса со стороны китайских и индийских покупателей, что также обусловлено конкурентоспособными поставками из России.
Котировки австралийского металлургического угля продолжили падать ниже 305 долл./т., поскольку предложение по-прежнему значительно превышает спрос, что обусловлено снижением цен на сталь и сокращением производства металлургическими предприятиями.
Японская Nippon Steel и южнокорейская POSCO 24.06.2022 г. согласовали c австралийской Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на уровне 396 долл./т. FOB Australia на второй квартал 2022 г. Данная цена является рекордной для угля PCI и на 96 долл. превышает бенчмарк 1-го квартала 2022 г.
РЖД возвращает квоты на вывоз угля
РЖД с 1 июля вносит правки во временный порядок перевозок грузов по Восточному полигону, которые возвращают правила вывоза угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы к редакции 2021 года и дают этим поставкам приоритет относительно угля из других регионов.
Также с 1 июля возвращаются годовые квоты на вывоз угля в восточном направлении для Кузбасса (58 млн. т.), Хакасии (9 млн. т.), Бурятии (9.1 млн. т.) и Тувы (0.4 млн. т.). Внесение поправок негативно отразится на угольном экспорте компаний Эльгауголь и Колмар из Якутии, в связи с соответствующим сокращением провозных мощностей на БАМе.
Кроме того, восстанавливается действие методики Минэнерго по вывозу угля из Кузбасса в восточном направлении, согласно которой право вывезти свой уголь в рамках квоты получают компании, которые направили не меньший объем в западном направлении. Минэнерго сообщило, что в рамках методики, помимо поставок на экспорт в западном направлении, также будут учитываться поставки на внутренний рынок.
Принимая во внимание ввод эмбарго Европой на импорт угля из России с середины августа 2022 г., выполнение требования методики по отгрузке объемов на запад выглядит проблематичным. Тем не менее, текущий уровень мировых цен позволяет отгружать уголь в Азию из Северо-Западных терминалов крупнотоннажными судами, несмотря на более высокие затраты. При этом необходимо решить проблему с вывозом объемов из портов, так как в текущее время не все судовладельцы готовы работать с грузами российского происхождения.
Временный порядок перевозки грузов на Восточном полигоне начал действовать после того, как в марте правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, определяющих порядок проезда по БАМу и Транссибу и перенесла в наименее приоритетную категорию в очередности отправок поставки экспортного угля из Кузбасса, Хакассии, Бурятии и Тувы в пользу более маржинальных грузов. После начала специальной операции на Украине и последующих санкций в отношении РФ эти меры рассматривались как способ высвободить провозные способности Восточного полигона под грузы с более высокой добавленной стоимостью, чем уголь.
Изменение правил перевозок привело к проблемам для угольных компаний: объемы перевозок упали на фоне роста складских запасов в добывающих регионах, в связи с чем российские угольщики, а также региональные власти неоднократно выступали с обращениями вернуть прежние правила перевозки.
Индия начала платить за российский уголь в юанях
Компания UltraTech Cement, являющаяся крупнейшим производителем цемента в Индии начала оплачивать поставки российского угля китайскими юанями.
Фото: АО «Восточный порт»
UltraTech закупила у российского производителя угля около 200 тыс. т. угля, погруженного на судно в одном из дальневосточных портов. Стоимость груза составила свыше 172 млн. юаней
(25.6 млн. долл.). По данным участников рынка, другие индийские компании также заказывают российский уголь, рассчитывая на платежи в юанях.
Оплата индийскими компаниями в китайских юанях, в качестве способа обойти расчеты в долларах – редкая практика, применяемая в международных расчетах, которая, судя по всему, может стать еще одним финансовым инструментом в оплате российских экспортных грузов. Такой способ помогает защитить российских экспортеров от последствий западных санкций, и в то же время поддержать стремление КНР по усилению международной роли китайской валюты.
Индия продолжает наращивать импорт угля из России. Принимая во внимание санкционные ограничения, с которыми столкнулись российские поставщики угля, индийские потребители приобретают уголь со значительными скидками, что делает его более выгодным по сравнению с материалом, поступающим по традиционным каналам поставок в Индию из ЮАР, Индонезии и Австралии.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось снижение котировок энергетического угля ниже 320 долл./т. на фоне падения стоимости электроэнергии и цен на газ, прогноза увеличения генерации ВИЭ, а также снижения опасений по поводу дефицита предложения на угольном рынке в связи с ростом запасов на терминалах ARA до 2-летних максимумов. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.2 млн т. (+0.4 млн тонн к 01.06.2022 г.).
Правительство Германии приняло законопроект, позволяющий в случае дефицита газа активировать дополнительные электростанции, работающие на угле и мазуте, что дополнительно усилит безопасность энергоснабжения страны. Резерв таких электростанций в Германии будет создан к 31.03.2023 г.
Цены на южноафриканский материал упали ниже 310 долл./т. вслед за индексами европейского рынка на фоне диверсификации Индией закупок, включая увеличение объемов импорта из Индонезии и поставок российского угля, предлагающегося с дисконтом.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR укрепились до 189 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов. Участники рынка также опасаются, что увеличившиеся запасы на складах представлены в основном низкокалорийным углем, в связи с чем рост спроса приведет к их быстрому исчерпанию.
По данным National Energy Administration, Китай планирует ввести в эксплуатацию
57 ГВт новых мощностей угольной генерации в 2022 г. (+23% к 2021 г.). В рамках инициативы по обеспечению энергетической безопасности инвестиции КНР в ТЭС достигли 2.69 млрд долл. в январе-апреле, увеличившись на 55% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как в 2021 г. рост составил 18%, а в 2020 г. наблюдалось снижение на 27%.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высокого уровня цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, скорректировавшихся ниже 400 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому. Крупные игроки приобретают большие объемы высококалорийного угля, разбивая их на небольшие поставки и перепродавая менее крупным трейдерам.
Вслед за Европой австралийские власти намерены возобновить работу ранее закрытых 30% мощностей угольных электростанций, чтобы преодолеть энергетический кризис, признав, что их вывод из эксплуатации и отказ от инвестиций были преждевременными. Данная инициатива приведет к соответствующему снижению доли экспорта угля. При этом экспорт энергетического угля в апреле 2022 г. снизился до
15.1 млн т. или на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 195.00 долл./т. Котировки индонезийского материала находились под давлением на фоне сокращения спроса со стороны Китая, где наблюдается увеличение гидрогенерации, рост внутренней добычи и высокие запасы угля на складах. Одновременно с этим поддержку высококалорийному углю оказывает спрос со стороны Японии, Южной Кореи и Тайваня.
Индекс австралийского металлургического угля упал ниже 380.00 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей при цене австралийского угля выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
Япония запретит экспорт горнодобывающего оборудования в Россию
Япония в рамках нового пакета санкций с 17 июня запретит экспорт в Россию продукции, способствующей укреплению промышленной инфраструктуры, включая грузовые автомобили, самосвалы и бульдозеры.
Фото: Колмар
В список запрещенных к экспорту товаров и технологий попали более 300 наименований, среди которых конвейеры, погрузочные и разгрузочные машины, механические экскаваторы, бурильная техника, туннельные экскаваторы и другое оборудование.
Ранее российский Минпромторг заявлял, что большая часть оборудования для добычи угля уже выпускается в России. Наибольшим спросом пользуются электрические экскаваторы отечественного производства, а также буровые установки, конвейерное оборудование, проходческая техника, шахтные погрузочно-доставочные машины.
По сообщению заместителя министра промышленности и торговли Михаила Иванова, с 2015 г. объемы выпуска отечественной техники в этом сегменте увеличились в полтора раза, при этом по отдельным видам горно-шахтной техники еще сохраняется высокая импортная зависимость.
Власти Кузбасса прогнозируют падение добычи угля на 7% в 2022 г.
Власти Кузбасса, где добывается больше половины российского угля, прогнозируют сокращение годовых объемов добычи в регионе на более 7%, если тенденция по снижению объемов отгрузки в северо-западном направлении, связанная с отказом стран Европы от российского угля, сохранится.
Обычно северо-западное направление использовалось российскими экспортерами угля для доставки угля европейским потребителям, но с середины августа
2022 г. ЕС вводит эмбарго на поставки российского угля, и некоторые потребители угля в Европе уже начали искать замену российскому материалу. Например, Польша полностью отказалась от импорта российского угля.
Угольные предприятия Кузбасса в 2021 г. добыли 243.1 млн т. угля, что более чем на 10% превышает объемы угледобычи предыдущего года.
По информации Министерства угольной промышленности Кемеровской области, в январе-мае 2022 г. объемы добычи в регионе сократились на 5.2 млн т. (-5.3% в сравнении с аналогичными периодом прошлого года). При этом все предприятия отрасли продолжают работу и ведут поиск новых рынков сбыта.
Поставки угля с Сахалина в Индию вырастут в 2022 г.
Восточная Горнорудная Компания (ВГК) планирует увеличить объем отгрузок угля в Индию до 2–2.5 млн т. в 2022 г. через порт Шахтерск, расположенный на Сахалине.
Компания разрабатывает крупнейшее на Сахалине угольное месторождение и оперирует портом Шахтерск. В июне 2022 г. порт отгрузил первый кейпсайз со
165 тыс. т. угля, отправившийся в адрес индийских потребителей.
По предварительным оценкам, в 2022 г. экспортная перевалка угля в порту Шахтерск может составить 11.4 млн т. (+1.5 млн т. или +15% к 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 360 долл./т. на фоне резкого роста стоимости электроэнергии и цен на газ из-за сокращения поставок из России в результате технических ограничений Северного потока-1 и аварии на СПГ-терминале Freeport в США. Запасы угля на терминалах ARA достигли отметки в 7.5 млн т. (+0.34 млн т. к 08.06.2022 г.).
Росту цен на газ выше 1200 долл./1000 м3 способствовал пожар на американском СПГ-терминале, мощностью 21 млрд м3 в год. Freeport отгружает 68% своей продукции в адрес европейских потребителей, но из-за аварии не сможет возобновить полноценную работу до конца 2022 г. В результате инцидента суточные отгрузки США упали на 14%. Еще одним важным фактором роста цен на газ стало заявление Газпрома о вынужденной остановке еще одного газотурбинного двигателя на Северном потоке-1, в результате чего с 16 июня компания вынуждена сократить объемы до 40% мощности газопровода. Ситуация осложняется тем, что немецкий концерн Siemens не может вернуть турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций.
Южноафриканский материал подорожал вслед за европейским рынком выше 330 долл./т. Южноафриканская компания Thungela сообщила о снижении экспорта угля в первой половине 2022 г. до 6.1 млн т. (-1 млн т. или -14% к аналогичному периоду 2021 г.), что обусловлено ограниченной пропускной способностью железной дороги, ведущей к южноафриканскому порту Richards Bay. Коме того, ж/д оператор Transnet инициирует плановый ремонт железной дороги 12-21 июля, который, тем не менее, может быть отложен из-за техобслуживания на контейнерной линии в результате затопления.
В Китае цены спот 5500 NAR укрепились до 189.50 долл./т. FOB Qinhuangdao. Рост котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлен восстановлением промышленной активности вследствие постепенной отмены локдаунов.
Вице-премьер Госсовета КНР Хань Чжэн 15.06.2022 г. призвал к обеспечению надлежащего энергоснабжения в условиях растущего спроса на электроэнергию в летний период, что должно быть достигнуто за счет улучшения механизма стимулирования и сдерживания цен на уголь, а также фискальной и финансовой поддержки.
Спад торговой активности азиатских потребителей, занимающих выжидательную позицию из-за высоких цен, негативно отразился на котировках австралийского материала, упавших ниже 380 долл./т. Индийские потребители обращают все большее внимание на российский материал, который предлагается с дисконтом к австралийскому.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 193 долл./т. Участники рынка отмечают рост спроса со стороны китайских электростанций на более низкокалорийный импортный уголь, чем они обычно потребляют. Спрос, в частности, обусловлен попыткой китайских электростанций сдерживать расходы из-за давления со стороны властей и инициативой КНР по увеличению поставок в адрес прибрежных электростанций с целью избежать повторения блэкаутов в крупных городах, имевших место в прошлом году.
Индекс австралийского металлургического угля продолжает удерживаться на уровне 380 долл./т. Участники рынка отмечают отсутствие спроса со стороны конечных потребителей на австралийский металлургический уголь при цене выше 400 долл./т. на фоне продолжающегося снижения цен на сталь, в связи с чем металлургические предприятия на рынке АТР занимают выжидательную позицию.
РЖД открывает новый ж/д погранпереход между Россией и Китаем
РЖД планирует этим летом открыть новый железнодорожный переход через границу между Россией и Китаем. Строительство погранперехода Нижнеленинское-Тунцзян завершено и летом объект будет введен в эксплуатацию (см. карту ниже).
Также в РЖД сообщили, что погранпереход Махалино на российско-китайской границе с июля переходит на круглосуточный режим работы.
В начале мая глава РЖД Олег Белозеров заявлял, что количество пограничных переходов между двумя странами необходимо увеличить.
Кроме того, проект железной дороги Кызыл (Тува) — Курагино (Красноярский край) планируется переориентировать на грузоперевозки в Китай и Монголию. Ранее предполагалось обеспечить выход железной дороги из Тувы на Транссиб. В Туве до сих пор нет железнодорожного сообщения с остальной частью России. Дорога Элегест — Кызыл — Курагино длиной более 400 км должна была связать этот регион с Красноярским краем, а также обеспечить транспортировку продукции с Элегестского угольного месторождения с запасами 776 млн т коксующегося угля. Планировалось, что объем грузоперевозок по новой ветке составит 15 млн т. в год.
В январе-мае 2022 г. ж/д экспорт угля в Китай через погранпереходы составил 2.9 млн т. (-0.45 млн т. или -13.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
Индия может начать вести торговлю с Россией в рупиях
Индия предложила России вести торговлю в рупиях на фоне увеличения объемов российских поставок. Инициатива может быть утверждена в ближайшее время.
Руководство Индии планирует использовать сумму в рупиях, эквивалентную
2 млрд долл., хранящуюся в государственных российских банках ВТБ и Сбербанк. Возможно, что согласование проекта утвердят во время визита российских официальных лиц на этой неделе в столицу Индии.
Индия ранее уже использовала механизм с рупией и рублем. Однако от него пришлось отказаться из-за волатильности рубля. Учитывая крупные объемы торговли между странами депозиты на российских счетах могут увеличиться до 5 млрд долл. к концу 2022 г.
По предварительным оценкам российский экспорт угля в Индию может вырасти до 10-15 млн т. в 2022 г. с 7.5 млн т. в 2021 г.
Добыча угля на шахте Денисовская приостановлена на 90 суток
По требованию Ростехнадзора суд повторно приостановил добычу угля на шахте Денисовская, входящей в группу Колмар.
Ранее на шахте Денисовская в Якутии было выявлено 26 нарушений, в том числе и в области промышленной безопасности. Местный Ростехнадзор провел проверку и выяснил, что нарушения до сих пор не устранены. Местный суд приостановил ведение горных работ на горных выработках шахты сроком на 90 суток.
шахта Денисовская
фото: «Колмар»
В течение этого года на шахте Денисовская было зафиксировано несколько инцидентов. 11 июня 2022 г. произошло задымление шахты на глубине 320 метров. На момент происшествия в шахте находилось 55 человек. Все шахтеры выведены на поверхность, пострадавших нет.
В 2022 г. массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), привели к приостановке деятельности более 20 шахт и разрезов.
Добыча шахты Денисовская в январе-мае 2022 г. составила 1.8 млн т. (-0.7 млн т. или -28% к январю-маю 2022 г.).
Добыча Колмар в январе-мае 2022 г. увеличилась до 4.5 млн т. (+0.6 млн т. или -15.4%).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Краткий обзор мирового угольного рынка
На прошедшей неделе на европейском рынке наблюдался существенный рост котировок энергетического угля выше 420 долл./т. на фоне продолжающегося удорожания стоимости электроэнергии и газа из-за сокращения российских поставок в результате плановых и внеплановых остановок Северного потока-1. Еще одним драйвером роста цен на уголь стали планы европейских стран по активному увеличению использования угольной генерации, а также погодные условия в Центральной Европе, где температура воздуха 18–19 июня превысила 40°C.
Цены на уголь в Европе превысили исторический максимум, зафиксированный на уровне 417 долл./т. в начале марта 2022 г. Цены на газ выросли на 15% до 1385 долл./1000 м3 (+185 долл./1000 м3 к 15.06.2022 г.). Министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек признал, что ситуация с запасами газа в стране на зимний период остается критичной и призвал к экономии газа и расширению использования угля. В связи с этой ситуацией 08.07.2022 г. в Германии пройдет голосование по законопроекту, предусматривающему перезапуск резервных угольных электростанций совокупной мощностью 10 ГВт. При этом увеличение поставок Газпромом по Северному потоку-1 пока не ожидается, поскольку немецкий концерн Siemens по-прежнему не может вернуть Газпрому турбину после ремонта в Канаде из-за антироссийских санкций.
Высококалорийный южноафриканский материал подорожал выше 360 долл./т. вслед за европейским рынком.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR скорректировались вниз до 187.5 долл./т. FOB Qinhuangdao. Снижение котировок энергетического угля на внутреннем рынке Китая обусловлено ростом добычи внутри страны и введенными ценовыми ограничениями. Кроме того, негативное влияние на восстановление экономической и промышленной активности на прошедшей неделе оказало существенное ухудшение погодных условий, включая наводнения в центральных и южных регионах страны.
С начала года Китайские власти согласовали строительство новых 28 угольных электростанций мощностью 37 ГВт, тогда как за весь 2021 г. показатель составил 33 ГВт. Новые мощности, введение в эксплуатацию которых ожидается в 2024 г., по консервативным оценкам, будут потреблять не менее 74 млн т. угля в год. На текущий момент в КНР насчитывается около 1000 ГВт мощностей угольных электростанций.
Котировки австралийского материала значительно укрепились до 400 долл./т. на фоне растущего спроса на европейском рынке. Штат Новый Южный Уэльс, где в основном добывается энергетический уголь, рассматривает введение мер, которые позволят перенаправить часть экспортируемого угля на внутренний рынок с целью борьбы с энергетическим кризисом.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR торговался на уровне 193 долл./т. FOB Kalimantan, оставаясь под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских покупателей, что также обусловлено доступностью поставок из России. Индийские трейдеры также занимают выжидательную позицию в преддверии тендера Coal India на импорт 8.4 млн т. угля в страну.
Котировки австралийского металлургического угля продолжили снижаться до уровня 350 долл./т. ввиду низкой активности покупателей, вызванной падением цен на сталь и планируемым сокращением производства металлургическими предприятиями.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 4.8% в январе-мае 2022
В январе-мае 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 93.1 млн т. угля (-4.7 млн т. или -4.8% к январю-маю 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 27.1 млн т. (-1.6 млн т. или -5.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 66.0 млн т. (-3.1 млн т. или -4.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 60.8 млн т. (-0.2 млн т. или -0.3% к январю-маю 2021 г.), производство подземным способом составило 32.3 млн т. (-4.5 млн т. или -12.2%).
В январе-мае 2022 г. потребителям было поставлено 74.3 млн т. угля (-8.0 млн т. или -9.7%), в том числе на экспорт 49.3 млн т. (-8.2 млн т. или -14.3%), российским металлургическим компаниям 13.5 млн т. (-0.6 млн т. или -4.3%), местным угольным электростанциям 7.0 млн т. (+0.2 млн т. или +2.9%).
По состоянию на 1 июня 2022 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.0 млн т. (+4.1 млн т. или +27.5% к 1 июня 2021 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжается четвертый месяц подряд на фоне логистических проблем и международных санкций против России (см. график ниже).
Минэнерго ожидает снижения добычи и экспорта угля в 2022 году
По данным Минэнерго добыча угля в России по итогам 2022 г. может упасть до 365 млн т. (-73 млн т. или -17% к 2021 г.). При этом объемы российского экспорта угля могут снизиться до 156 млн т. (-67 млн т. или -30% к 2021 г.).
Минэнерго сообщило, что данные представляют наиболее негативный вариант прогноза, рассчитанный с учетом вступления в силу полного эмбарго на российский уголь.
В начале апреля ЕС в рамках очередного пакета санкций ввел запрет на ввоз угля из РФ с августа 2022 г.
Российские поставщики угля стремятся перенаправить экспортные поставки, предназначавшиеся для Атлантического рынка, в страны АТР, но ограниченные железнодорожные пропускные способности БАМа и Транссиба препятствуют значительному увеличению грузопотоков в адрес портов Дальнего Востока.
Российские поставщики ищут новые возможности и маршруты экспорта угля
Российские угольщики обратились к правительству с предложением организовать перевозки угля на экспорт водным путем, по реке Амур, что позволило бы снять часть грузопотока с узких мест БАМа и Транссиба.
Транспортировка по Амуру уже осуществляется баржами в адрес китайских потребителей, но пока в небольших объемах. Торговый потенциал этого маршрута мог бы значительно вырасти в случае развития угольного терминала в порту Николаевск-на-Амуре, где уголь можно было бы перегружаться с барж на крупнотоннажные балкеры. Данный проект позволил бы частично разгрузить Восточный полигон.
Компания А-Проперти, владеющая Эльгинским угольным месторождением, приняла решение строить собственную железнодорожную ветку от Эльги к побережью Охотского моря, где также будет построен угольный терминал мощностью 30 млн т. в год. Как сообщалось в апреле, уже построено 20 км дороги, также в этом году начнется строительство порта в поселке Чумикан. Оба объекта планируется ввести в эксплуатацию в первом квартале 2025 г. Газпромбанк выступает финансовым партнером проекта А-Проперти по строительству частной железной дороги, а также порта Эльга в Хабаровском крае. По оценке Газпромбанка, проект позволит вдвое сократить маршрут транспортировки угля из Якутии в Хабаровский край и разгрузить Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали за счет перенаправления объемов Эльгинского месторождения по альтернативному маршруту.
Угольные компании РФ, столкнувшиеся с западными санкциями, сформулировали предложения по господдержке отрасли. Основные предложения связаны с расширением БАМа и Транссиба, а также с увеличением пропускной способности сухопутных погранпереходов с КНР. Кроме того, экспортеры просят создать для транспортировки угля дополнительные мощности балкерного флота.
Из-за санкций многие контрагенты отказались от выполнения контрактов, нарушена логистика и прервано обслуживание оборудования, появились сложности фрахтования судов, заморожены зарубежные счета отдельных трейдеров. Изменение правил перевозки на Восточном полигоне, лишившее уголь какого-либо приоритета относительно других грузов при вывозе на восток, а также рост тарифов РЖД стали дополнительными негативными факторами, препятствующими экспорту российского угля на мировые рынки.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.