Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля скорректировались до уровня 135 долл./т., несмотря на краткосрочное падение температуры ниже сезонной нормы. Устойчивая ветрогенерация, стабильно высокие запасы на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа продолжают оказывать давление на угольные индексы.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 442 долл./1000 м3 (-37.00 долл./1000 м3 к 19.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища, которые уже заполнены почти на 60%. На прошедшей неделе страны ЕС запустили платформу по совместным закупкам газа под названием AggregateEU. Новый механизм нацелен на подготовку к зиме и экономию средств, а также исключение России из цепочки поставок. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.8 млн т. (+0.12 млн т. или +2% т. к 19.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 снова опустились ниже 130 долл./т., в то время как цены на материал 5500 поднялись выше 105 долл./т. Разнонаправленное движение южно-африканских котировок обусловлено низкой активностью со стороны европейских потребителей, а также увеличением спроса со стороны Индии и Южной Кореи.
На фоне сокращения покупательского интереса в ЕС южноафриканские экспортеры стремятся нарастить поставки высококалорийного материала в адрес Южной Кореи и Японии. По итогам
1 квартала 2023 г. отгрузки в адрес Южной Кореи составили 2.1 млн т. (+1.2 млн т. к 1 кв. 2022 г.) и в Японию – 0.6 млн т. (+0.3 млн т. к 1 кв. 2022 г.). При этом на традиционный для ЮАР пакистанский рынок поставки упали до 0.3 млн т. (-1.4 млн т. к 1 кв. 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 147 долл./т. на фоне увеличения добычи и нестабильного спроса в преддверии выходных в связи с празднованием Дня труда.
С целью обеспечения энергетической безопасности КНР продолжает наращивать производство угля. На текущий момент китайские мощности по добыче энергетического угля составляют около
3.3 млрд т. в год. (+0.6 млрд т. к 2022 г.), в 2023 г. ожидается увеличение на 0.2 млрд т. до 3.5 млрд т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 119 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 19.04.2023 г.), укрепившись в связи с окончанием Рамадана и увеличением интереса со стороны китайских и индийских потребителей, наращивающих запасы в преддверии сезона дождей. Многие государственные электростанции в КНР (в провинции Fujian и Guangdong) сосредоточились на импортном материале с целью улучшения финансовых показателей в 2023 г. после получения рекордных убытков по итогам прошлого года.
Дополнительную поддержку котировкам оказало сокращение предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей в Калимантане и Суматре, которые привели к замедлению добычи и транспортировки материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подросли до 186 долл./т. в связи с увеличением спроса со стороны азиатских потребителей, стремящихся пополнить запасы в преддверии летнего сезона.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля подешевели до 230 долл./т., продолжив падение на фоне роста предложения со стороны горнодобывающих компаний и неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Еще одним негативным фактором стало ожидаемое ограничение производства в КНР, которое коснется не только заводов в северной, но и в южной части страны. При этом некоторые сталелитейные предприятия на севере Китая на прошедшей неделе уже приступили к сокращению выпуска стали.
Экспорт российского угля в Китай в марте достиг рекордного уровня в 8.9 млн т
Экспорт российского угля в Китай в марте 2023 г. достиг нового рекордного уровня в 8.9 млн т. (+2.7 млн т. или +43.5% к февралю 2023 г. и +5.8 млн т. или +187% к марту 2022 г.). Таким образом поставки из России в марте 2023 г. увеличились почти в 3 раза по сравнению с 3.1 млн т. в марте 2022 г. Предыдущий месячный рекорд был установлен в августе 2022 г. и составил 8.5 млн т.
В марте 2023 г. Китай импортировал рекордный тоннаж из России и Монголии, при этом Австралии также удалось значительно нарастить отгрузки, после отмены неофициального запрета Китаем на ввоз австралийского угля в страну.
Общий импорт угля Китаем в марте 2023 г. составил 41.2 млн т., что меньше рекордного уровня в 43.6 млн т. в январе 2020 года.
В марте 2023 г. крупнейшими поставщиками угля в Китай стали: Индонезия (22 млн т.), Россия (8.9 млн т.), Монголия (5.8 млн т.) и Австралия (2.2 млн т.).
В 1 квартале 2023 г. общий объем экспорта российского угля в Китай подскочил до 22.2 млн т. (+12.7 млн т. или +133.7% к 1 кварталу 2022 г.)
Распадская приостановила добычу на 3 месяца после пожара
19 апреля 2023 г. на шахте Распадская в Кузбассе, где под землей находились 275 человек, возник пожар. Все горняки были выведены на поверхность.
В отношении управляющей компании был составлен протокол об административном правонарушении. Суд приостановил деятельность по выемке угля на три месяца в связи с тем, что выявленные нарушения представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью работников.
Шахта Распадская находится под управлением ПАО Распадская (входит в холдинг Евраз). В 2010 г. в результате взрыва в шахте погиб 91 человек и 99 пострадали.
Добыча ПАО Распадская за период с января по март 2023 г. составила 4.98 млн т. (+0.21 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2022 г.). По итогам 2022 г. объем добычи ПАО Распадская упал до 21.0 млн т. (-2.27 млн т. или -10% к 2021 г.).
Более 140 горняков эвакуировали из кузбасской шахты Юбилейная
На шахте Юбилейная в Кузбассе пришлось эвакуироваться более 140 горнякам. Причиной эвакуации стала загазованность горных выработок. В результате инцидента люди были выведены на поверхность, а работы – приостановлены.
Прокуратура региона проводит проверку. В конце октября 2022 г. на шахте уже происходило задымление из-за неисправности электроподстанции и по решению суда горные работы приостанавливались на 30 суток.
Новое ограничение может привести к снижению производства, при этом добыча за период с января по март 2023 г. уже упала до 45 тыс. т. (-163 тыс. т. или -78% к аналогичному периоду 2022 г.).
По итогам 2022 г. объем добычи сократился до 0.92 млн т. (-1.23 млн т. или -53% к 2021 г.).
Шахта Юбилейная входит в состав холдинга ТопПром.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось восстановление котировок выше 145 долл./т. после снижения неделей ранее. Укрепление цен обусловлено падением температуры в Европе, сокращением ветрогенерации, а также ослаблением опасений относительно банковского кризиса в США.
Температуры почти во всех странах ЕС в первой половине недели оказались ниже климатической нормы. Газовые котировки на хабе TTF поднялись до 480 долл./1000 м3 (+35 долл./1000 м3 к 22.03.2023 г.). Европейские страны резко увеличили отбор газа из подземных хранилищ и 28 марта этот показатель достиг рекордных дневных значений за последние пять лет.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 133 долл./т. вслед за европейским энергетическим рынком. Дополнительную поддержку оказал устойчивый спрос со стороны Индии. Некоторые участники рынка ожидают уменьшения объемов предложения южноафриканского высококалорийного угля в связи с логистическими сложностями экспорта из ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao просели на 3 долл./т., составив 158 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжилось снижение цен, обусловленное невысоким спросом и увеличением объема добычи и предложения. Дополнительное давление на котировки оказывает рост гидрогенерации и инициатива властей в отношении нулевой импортной пошлины на уголь.
Угольные компании в провинции Shaanxi наращивают производство за счет перезапуска ряда шахт, которые раньше были законсервированы в связи с рисками обрушения или нарушения экологических норм. В регионе Shenmu компания Shenmu Energy получила распоряжение увеличить добычу и поставки на 10 млн т. с 5 законсервированных ранее шахт. При этом годовая добыча может увеличиться на 30-40 млн т., если все 17 подобных объектов будут запущены. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн т. (+0.4 млн т.), запасы на складах 9 крупнейших северных портов в КНР – до 26.9 млн т. (+0.3 млн т.).
При этом с целью обеспечения энергетической безопасности Китайские власти продлили нулевую импортную пошлину на уголь до конца 2023 г. (импортная пошлина на уголь была отменена с середины 2022 г. до 31 марта 2023 г.) и теперь она коснется остальных стран-экспортеров. Ожидается, что данная инициатива может сделать российский материал более привлекательным для китайских потребителей по сравнению с австралийским углем.
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 119.3 долл./т. (+0.3 долл./т. к 22.03.2023 г.) из-за невысокой активности на рынке индонезийского материала, связанной с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля).
Объемы экспорта индонезийского угля подскочили до 113 млн т. за первые 2 месяца 2023 г. (+20 млн т. или +21% к январю-февралю 2022 г.), что обусловлено высокими ценами, улучшением ситуации с оборудованием и трудовыми ресурсами, а также эмбарго на экспорт в январе 2022 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 поднялся выше 175 долл./т. на фоне продолжающихся переговоров между Glencore и японской энергетической компанией Tohoku Electric по поставкам высококалорийного угля 6322 ккал/кг GAR на следующий финансовый год. По некоторым ожиданиям, стороны могут достигнуть договоренности к 1 апреля и бенчмарк составит около 200 долл./т. FOB.
Котировки австралийского металлургического угля упали до 310.00 долл./т., что связано с ростом предложения и выжидательной позицией большинства потребителей по причине отсутствия улучшений конъюнктуры на рынке стали и снижением цен на спотовом рынке австралийскими трейдерами.
Австралийская компания, ведущая добычу в Hunter Valley, согласовала с японскими металлургическими компаниями бенчмарк на уголь semi-soft на 1 квартал 2023 г. на уровне 267.95 долл./т. FOB или 85% от цены prime hard coking coal (315.22 долл./т. FOB). Таким образом, новая цена на semi-soft превысила бенчмарк предыдущего квартала на 16.5% (230 долл./т. FOB).
Минэнерго РФ прогнозирует сохранение добычи угля в 2023 году на уровне 2022 года
Несмотря на снижение добычи угля в начале 2023 г., Минэнерго прогнозирует сохранение в 2023 г. производства на уровне 2022 г., сообщил министр энергетики Николай Шульгинов в ходе заседания коллегии министерства.
По данным Росстата, в январе 2023 г. добыча угля в России снизилась до 34.9 млн т. (-1.8% к январю 2022 г. и -19.3% к декабрю 2022 г.
В 2022 г. добыча угля в России составила 443.6 млн т. (+1.3 млн т. или +0.3% к 2021 г.). Российский экспорт угля по итогам 2022 г. снизился до 209.7 млн т. (-15.3 млн т. или -6.8% к 2021 г.), поставки на внутренний рынок выросли до 172.42 млн т. (+12.2% к 2021 г.).
Китай продлил нулевую пошлину на импорт угля до конца 2023 года
Китай объявил о продлении действующей нулевой пошлины на импорт угля до конца 2023 г., что должно благоприятно отразиться на российских поставках в страну.
Продление нулевых импортных пошлин было объявлено на исполнительном заседании Госсовета 24 марта 2023 г. вместе с рядом решений о пролонгации или усовершенствовании действующих временных льготных налоговых политик с целью снижения нагрузки на различные отрасли промышленности.
В апреле 2022 г. Китай отменил пошлины на импорт угля всех видов и любого происхождения на период с 1 мая 2022 г. по 31 марта 2023 г. в рамках мер по обеспечению безопасности энергоснабжения в стране.
Ранее импортный налог на энергетический уголь взимался в размере 6%, а на металлургический материал, бурый уголь и антрацит составлял 3%, при этом поставки из Индонезии, Филиппин и Австралии были освобождены от уплаты по торговым соглашениям. Фактически, тарифы применялись к монгольскому, российскому, канадскому и американскому углю, в то время как небольшие объемы угля из Южной Африки и Колумбии, которые удавалось продавать в Китай, также облагались импортным налогом.
В конце 2022 г. правительство КНР утверждало, что Китай возобновит импортные тарифы с 1 апреля 2023 г. в целях сдерживание импорта из-за ослабления внутреннего спроса. Таким образом текущее продление нулевой импортной пошлины свидетельствует об изменившемся отношении к импорту в целом.
Китайские политики заявили, что в ближайшие месяцы КНР будет импортировать как можно больше угля и готов предоставить широкие возможности для импорта энергетического материала, готовясь к экономическому росту и пытаясь предотвратить проблемы, связанные с ожидаемым падением гидрогенерации из-за вероятной засухи этим летом.
Впервые уголь будет экспортирован из Кузбасса в Китай по Енисею и СМП
В навигацию 2023 г. планируется впервые организовать экспериментальную отправку партии угля в 30 тыс. т. из Кузбасса по реке Енисей и Северному морскому пути (СМП). Перевалка будет осуществляться в Красноярске и Лесосибирске. Далее груз проследует в порт Усть-Порт Енисейского залива, где будет перегружен на морские суда и отправлен в Китай.
В феврале 2023 г. Минтранс России предложил использовать инфраструктуру портов Красноярск и Лесосибирск для пилотных отправок угля по внутренним рекам. Этот вариант был разработан для решения логистических проблем Восточного полигона, а также как возможность увеличить грузопоток по Северному морскому пути.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах.
В январе-феврале 2023 г. угольные компании Кузбасса добыли 35.2 млн т. угля (-2.8 млн т. или -7.4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).алогичным периодом прошлого года).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось снижение котировок ниже 140 долл./т. В начале недели произошел резкий скачок цен на фоне неожиданного решения ОПЕК+ о сокращении добычи, однако после этого индексы откатились назад. Давление на котировки оказали растущие запасы на складах ARA, прогноз роста температуры, низкие цены на газ, а также приближающиеся длинные пасхальные выходные в Европе.
Газовые котировки на хабе TTF составили 510 долл./1000 м3 (+30 долл./1000 м3 к 29.03.2023 г.). В ЕС завершился отопительный сезон с рекордными остатками запасов топлива в подземных хранилищах газа на уровне 60.4 млрд м3, что более чем в 2 раза выше, чем в 2022 г. Уровень заполненности хранилищ составил 55.6%. Такие показатели обусловлены теплой зимой, снижением спроса со стороны промышленных производств, стабильными поставки СПГ и высоким уровнем ветрогенерации.
Запасы угля на складах ARA, находились на уровне 6.9 млн т. (+0.1 млн т. к 29.03.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 130 долл./т. в связи со снижением спроса в Европе. Поддержку среднекалорийному углю 5500 на уровне 115 долл./т. оказали устойчивые закупки со стороны Индии, где потребители пополняют запасы на май-июнь.
Экспорт южноафриканского материала через RBCT в 1 квартале 2023 г. сократился до 11 млн т. (-2.7 млн т. или -19% к январю-марту 2022 г.), поскольку на участке North Corridor сохраняется ряд проблем (от нехватки локомотивной тяги до кражи кабелей и забастовок).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили снижаться до 157 долл./т. (-1 долл./т. к уровню прошлой недели) на фоне невысокого спроса со стороны производителей энергии и промышленных предприятий. Дополнительное давление оказывает сокращение спроса на отопление в северных регионах и снижение цен со стороны некоторых угольных компаний. Также негативным фактором для котировок является увеличение совокупных запасов на складах 9 крупнейших северных портов в КНР, которые выросли до 27.6 млн т. (+0.7 млн т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 120 долл./т. (+0.7 долл./т. к 29.03.2023 г., цена низкокалорийного материала 4200 снизилась до 71.5 долл./т. (-1.5 долл./т. к 29.03.2023 г.). Котировки двигались разнонаправленно на фоне невысокой активности на рынке индонезийского материала в связи с празднованием Рамадана (22 марта–21 апреля). Поддержку ценам на высококалорийный материал оказал спрос со стороны КНР, где недавно индонезийские поставщики выиграли тендер на поставку угля 6000 NAR в адрес электростанции в провинции Guangxi.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подскочили до 199 долл./т. при этом котировки среднекалорийного материала продолжают снижаться.
Отраслевое министерство Австралии пересмотрело прогноз стоимости угля в сторону понижения и ожидает, что средняя спотовая цена на материал 6000 должна составить 212 долл./т. в 2023 г. и 169 долл./т. FOB в 2024 г. Основным риском для котировок австралийские чиновники считают рецессию в мировой экономике, сопровождающуюся падением промышленного производства и спроса на электроэнергию.
Индексы австралийского металлургического угля продолжили падать, снизившись до уровня 290 долл./т. на фоне роста предложения и снижения цен на сталь в Китае. Большинство потребителей заняли выжидательную позицию в ожидании продолжения нисходящего тренда.
Южнокорейская POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской компанией Foxleigh бенчмарк Low Vol PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 269.5 долл./т. FOB (+23.5 долл./т. или +9.55% к 4 кварталу 2022 г.).
Листвяжная возобновляет работу спустя 1.5 года после трагедии
Шахта Листвяжная в Кузбассе возобновила горные работы спустя почти 1.5 года после аварии. Предприятие приступило к подготовке введения в эксплуатацию новой лавы.
фото: «СДС-Уголь»
В марте 2023 г. было проведено комплексное обследование шахты с участием всех отраслевых ведомств, министерств и администрации, в результате которого участники комиссии отметили соответствие горных выработок и рабочих мест шахты требованиям промышленной безопасности и охраны труда. Комиссия также подтвердила готовность предприятия к подготовительным работам по проведению горных выработок, локализации аварии и ликвидации ее последствий.
В прошлом году Листвяжная также получила положительные заключения экспертизы промышленной безопасности и согласовала план развития горных работ на 2023 г.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет. В результате аварии на шахте погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
АО РЖД начало строительство железной дороги к порту Лавна
В Мурманской области начались работы по строительству железной дороги к порту Лавна. Запуск движения по новому участку запланирован на декабрь 2023 г.
фото: ТГ-канал «Телеграмма РЖД
Общая протяженность железной дороги от станции Выходной до станции Лавна составит почти 50 км. Провозная способность подходов к Мурманску в 2024 г. увеличится до 45 млн т./год, включая 18 млн т./год к угольному терминалу Лавна.
В феврале 2023 г. строительство порта Лавны было завершено почти на 60%, в связи с чем ввод в эксплуатацию угольного терминала ожидается в установленные сроки – 29 декабря 2023 г.
10 февраля Государственная комиссия по развитию Арктики признала проект угольного терминала приоритетным для финансирования. Реализация строительства ж/д инфраструктуры осуществляется за счет государственных средств.
Порт Лавна является одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути и является составной частью проекта Комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ), который реализуется в соответствии с государственной программой РФ. Основной целью МТУ является создание круглогодично действующего глубоковод-ного морского хаба по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор Север — Юг.
В текущее время, в совладельцах порта числятся ЦРПИ (60%), СДС-Уголь (25%), РЖД-Инфраструктурные проекты (10%) и ГТЛК (5%).
Пять угольных шахт в Кузбассе приостановили добычу
За прошедшую неделю Ростехнадзор составил 15 протоколов о нарушении требований к безопасности (включая превышение допустимой концентрации метана и пылевзрывоопасное состояние горных выработок), в соответствии с которыми на 5 шахтах в Кузбассе добыча угля была приостановлена и на 4 шахтах введены ограничения.
Таким образом, временно приостановила производство шахта Южная компании Черниговец, шахта Березовская компании Северный Кузбасс, шахта им. 7 Ноября-Новая компании СУЭК-Кузбасс, шахта Костромовская компании ММК-Уголь, шахта имени Кирова компании СУЭК-Кузбасс.
Кроме того, работа и эксплуатация оборудования была ограничена на неопределенный срок на шахтоучастке Октябрьский угольной компании Сила Сибири, шахте им. С.Д. Тихова, шахте Сибирская и шахте Чертинская-Коксовая компании ММК-Уголь.
Также регулятор выявил многочисленные нарушения требований промышленной безопасности на разрезе Кузнецкий Южный. Юридическое лицо и 8 должностных лиц предприятия привлечены к административной ответственности.
Начиная с ноября 2021 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе в 2022 - начале 2023 гг.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском угольном рынке поднялись выше 140 долл./т. Тем не менее, давление на индексы продолжают оказывать высокие показатели объемов ветрогенерации и запасов на складах ARA, а также продолжающееся снижение цен на рынке газа.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 479 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.04.2023 г.). Хранилища в ЕС заполнены более, чем на 55%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 6.7 млн т. (-2% к 12.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 подросли выше 130 долл./т. отскочив от своих 16-месячных минимумов, при этом среднекалорийный уголь подешевел на фоне падения спроса со стороны Индии и Пакистана, которые практически полностью прекратили закупать уголь из ЮАР.
Южноафриканская компания Canyon Coal, подразделение частной инвестиционной компании Menar Group, сообщила о планах инвестировать 60 млн долл. в разработку проектов Gugulethu Colliery и Thuso. Добыча угля 5500 ккал/кг NAR на разрезе Gugulethu мощностью 1.2 млн т. в год начнется во 2 половине 2023 г. и экспорт материала будет осуществляться через Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 149 долл./т. на фоне увеличения добычи и невысокого спроса.
В марте в Китае было добыто 417 млн т. Производство угля по итогам 1 квартала достигло 1.2 млрд т (+5.5% к 1 кварталу 2022 г.), что обусловлено стремлением властей добиться достаточного объема запасов в преддверии летнего периода.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR потеряли 3 долл./т., снизившись до 118 долл./т. Котировки скорректировались вниз после укрепления неделей ранее на фоне невысокого спроса со стороны покупателей и низкой активности на рынке Индонезии в преддверии окончания Рамадана (21 апреля).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 185 долл./т. в связи с сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Австралийская Glencore и японская Tohoku Electric Power достигли соглашения в отношении бенчмарка на следующий финансовый год (с 1 апреля 2023 г.) на уровне 199.95 долл./т. FOB Newcastle 6322 ккал/кг GAR, в результате чего на спотовом рынке покупатели отказались совершать сделки по цене выше 200 долл./т.
Компания Origin Energy приняла решение закрыть угольную электростанцию Eraring мощностью 2.8 ГВт к 2025 г. Электростанция расположена в Новом Южном Уэльсе и ежегодно потребляет около 6.0 млн т. угля. Ее закрытие приведет к увеличению предложения на экспортном рынке.
Котировки австралийского металлургического угля ушли ниже 230 долл./т. в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке стали, падением котировок в КНР, а также заявления нескольких сталелитейных предприятий о планируемом сокращении производства в связи с низким спросом в марте.
Дополнительной негативной новостью стало решение индийской Coal India шестикратно увеличить производство обогащенного металлургического угля с 2.2 млн т. до 13.5 млн т. к 2030 г., что приведет к существенному сокращению спроса на импортный материал.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 5.3% в январе-марте 2023 года
В январе-марте 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 54.0 млн т. угля (-3.0 млн т. или -5.3% к январю-марту 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 17.0 млн т. (+0.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 37.0 млн т. (-3.6 млн т. или -8.9%).
Открытым способом угольные компании добыли 35.4 млн т. (-1.5 млн т. или -4.1%), производство подземным способом составило 18.6 млн т. (-1.5 млн т. или -7.5%).
В январе-марте 2023 г. потребителям было поставлено 46.1 млн т. угля (+0.5 млн т. или +1.1% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 31.3 млн т. (+1.6 млн т. или +5.4%), российским металлургическим компаниям 7.8 млн т. (-0.5 млн т. или -6.0%), местным угольным электростанциям 4.3 млн т. (без изменений к трем месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 апреля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.7 млн т. (+1.8 млн т. или +10.1% к 1 марта 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Порт Шахтерск возобновляет перевалку угля на экспорт
После завершения зимнего периода в конце марта 2023 года морской порт Шахтерск возобновил перевалку угля. С начала апреля два первых в этом году балкера, общим объемом 144.7 тыс. т. угля, были отправлены в порты Китая.
фото: Восточная горнорудная компания
В 2022 г. перевалка угля в порту Шахтерск составила 11.1 млн т. (+0.3 млн т. или +2.8%). В 2023 году через морской терминал Шахтерск планируется отгрузить более 13.5 млн т. угля в порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
Порт Шахтерск, расположенной в Сахалинской области, принадлежит Восточной Горнорудной Компании (ВГК), осуществляющей добычу угля на Солнцевском угольном разрезе. ВГК является крупнейшим российским экспортером бурого угля.
Добыча угля ВГК в 2022 г. выросла до 11.3 млн т. (+0.95 млн т. или +9.2% к 2021 г.). В 1 квартале 2023 г. компания увеличила производство до 2.3 млн т. (+0.5 млн т. или +27.8% к 1 кварталу
2022 г.).
Берингпромуголь под угрозой из-за австралийских санкций
Австралийская компания Tigers Realm Coal Limited (TIG) рассматривает варианты противодействия решению властей Австралии о том, что ее российский угольный бизнес подпадает под санкции в связи со спецоперацией РФ на Украине.
месторождение Алькатваам, фото: Берингпромуголь
17 апреля TIG сообщила о том, что австралийский закон о санкциях может привести к запрету деятельности ее дочерней компании ООО «Берингпромуголь», которая осуществляет добычу энергетического и металлургического угля на Чукотке на месторождении Фандюшкинское поле и перевалку в порту Беринговский в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
TIG выступила против данного заключения и власти рекомендовали ей обратиться в МИД Австралии, чтобы получить разрешение продолжать работу или подать в суд.
При этом TIG, являющаяся публичной компанией, акции которой торгуются на австралийской бирже ASX, отчиталась о росте финансовых результатов российского бизнеса в 2022 г., несмотря на санкционные ограничения. По итогам 2022 г. выручка Берингпромуголь составила почти
124.5 млн долл. США (+55 млн долл. к 2021 г.), а чистая прибыль увеличились до 35.5 млн долл. США (+10 млн долл. к 2021 г.).
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн т. (+0.47 млн т. или +45% к 2021 г.). В 2024 г. планируется нарастить производство до 2 млн т. угля. Для увеличения мощностей перевалки до
2 млн т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский.
В 2023 г. компания также планирует начать добычу на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Сахалинские шельфовые проекты сталкиваются со сложностями в работе. При этом не полностью разрешены противоречия, касающиеся долей ушедших из проектов компаний, а также импортного оборудования.
Срок реализации доли (30%), ранее принадлежавшей американской компании Exxon Mobil, в новом операторе проекта «Сахалин-1»[1] в апреле указом президента был продлен до октября текущего года. Напомним, что предыдущим указом от 7 октября 2022 г. срок реализации был установлен на четыре месяца, которые уже истекли.
Новым оператором проекта вместо остановившего работы Exxon Neftegas Ltd стало российское ООО «Сахалин-1» (зарегистрировано в Южно-Сахалинске). Его учредителем является АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», которому в проекте принадлежит 11,5%, еще 8,5% – у АО «РН-Астра» (обе компании входят в НК «Роснефть»). В проекте остались японская SODECO (30%) и индийская ONGC (20%). В Exxon Mobil в свою очередь указывали, что решение о создании нового оператора проекта противоречит СРП, отмечая также наличие планов о намерении постепенного выхода из проекта, выгодного всем сторонам. В американской компании настаивают, что создание ООО «Сахалин-1» в одностороннем порядке прервало данный процесс.
Также вокруг проекта продолжаются судебные разбирательства. В феврале Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил касающийся задолженности по налогам и пеням иск Генпрокуратуры[2] к бывшему оператору проекта «Сахалин-1» – американской компании Exxon Neftegas Limited (ENL), прежде владевшей 30% в проекте[3]. В пользу бюджета РФ было постановлено взыскать 6 млрд рублей, остальную часть – в пользу регионального бюджета.
В соответствии с соглашением между правительством РФ, Сахалинской областью и ENL от 2017 г., компания ENL приобрела право получать финансовую выгоду в виде зачета суммы налога на прибыль, причитающейся государству. Ее размер составил 223 млн долларов США. Однако в 2021 г. Минфин уведомил ENL о решении предоставить финансовую выгоду в меньшем размере – не более 37,17 млн долларов ежегодно. Тем не менее Exxon Mobil в марте 2022 г. предоставил налоговую декларацию, где налог на прибыль был сокращен на изначально оговоренные 223 млн долларов (а не 37,17 млн долларов). Генпрокуратура полагала, что компания допустила нарушения порядка исчисления налога на прибыль, из-за чего ущерб был нанесен федеральному бюджету и бюджету региона.
Суд пришел к выводу, что действия ENL в апреле 2022 г. по остановке работ на проекте «Сахалин-1» не имели технически и экономически обоснованных мотивов, поскольку не были вызваны непреодолимыми обстоятельствами природного или техногенного происхождения (не зависящими от воли сторон договора), что, в свою очередь, исключает применение положений о форс-мажоре. Согласно постановлению суда, в результате действий ENL была остановлена поставка в Хабаровский край[4] попутно добываемого природного газа, что создавало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а прогнозируемые доходы всех участников консорциума инвесторов в 2022 г. снизились более чем в два раза в сравнении с 2021 г.[5]
Спор с ENL о новом порядке исчисления налога на прибыль был расценен судом как уклонение компанией от уплаты налога, в связи с чем была оценена сумма причиненных РФ и Сахалинской области убытков – в 15 млрд 479 млн 095 тыс. 200 рублей (по состоянию на 30 января 2023 г.), при этом более 9 млрд рублей из них приходится на регион. Тем не менее суд не уточнил, каким именно образом будет взыскан весь оцененный ущерб. Представители истца отнесли данный вопрос к ведению Федеральной службы судебных приставов.
Стоит отметить, что ответчик полагал более уместным передачу дела на рассмотрение арбитража или в другую страну. Однако обжалования решений и оплата всех административных штрафов были расценены южно-сахалинским судом как свидетельство признания компанией применения национального законодательства и юрисдикции РФ к правоотношениям, возникающим при реализации Соглашения о разделе продукции 1995 г. (было заключено между правительствами РФ, Сахалинской области и ENL). Исходя из этого суд решил, что спор должен быть решен в суде общей юрисдикции по правилам национального законодательства РФ. Исковые претензии к ENL могут быть учтены при продаже доли компании, на которую претендует «Роснефть», рассчитывающая получить ее с наименьшими возможными затратами.
На долю в другом сахалинском шельфовом проекте – «Сахалин-2» претендует НОВАТЭК. В апреле компания подала заявку на участие в отборе покупателя доли в 27,5% в операторе проекта «Сахалин-2»[6] – ООО «Сахалинская энергия». Ранее эта доля принадлежала британско-нидерландской Shell. В «Сахалинской энергии» основная доля принадлежит ООО «Газпром Сахалин холдинг» (50,1%). Другие иностранные акционеры проекта – японские Mitsui и Mitsubishi, получили в операторе доли в 12,5% и 10% соответственно (что соразмерно их прежним долям в Sakhalin Energy).
Компания Shell намеревалась обратиться в суд штата Нью-Йорк с иском о компенсации стоимости ее доли в «Сахалине-2». Компания оценила потери от списания владения долей в 1,614 млрд долларов. НОВАТЭК решил выплатить Shell всю причитающуюся сумму за долю в размере 94,8 млрд рублей и перечислить их на зарубежный счет компании.
При этом, согласно указу президента от 30 июня 2022 г.[7], британско-нидерландская компания могла получить деньги только на счет типа «С» в российской юрисдикции, где они останутся заблокированными. Тем не менее НОВАТЭК получил согласие президента на выплату Shell всей суммы средств за свою долю.
Отметим, что выручка ООО «Сахалинская энергия» в 2022 г. выросла в 1,7 раза в годовом сопоставлении – до 9,608 млрд долларов. Всего в отчетный период отгрузка составила около 11,5 млн тонн СПГ (в 2021 г. – 10,41 млн тонн), а также около 3,7 млн тонн нефти (4,16 млн тонн в 2021 г.). Из общего объема экспорта СПГ на долю Японии пришлось 60,6% всех отгрузок, Южной Кореи – 16,8%, Китая – 17,9%, Тайваня – 4,5%, Индонезии – 1,2%. В КНР было поставлено 64,3% от общего объема отгрузок нефти, в Южную Корею – 26,8%, в Японию – 8,9%. Чистая прибыль «Сахалинской энергии» составила 4 млрд долларов США, что в два раза больше аналогичного показателя 2021 г.
При этом у Shell сохранился offtake-контракт[8] на получение до 1 млн тонн СПГ с проекта в год с 2028 г. Контракт фактически не выполняется с августа 2022 г., он не был перезаключен с новым оператором. «Сахалин-2» продает на спотовом рынке объемы СПГ, поставлявшиеся по долгосрочному контракту Shell, а прибыль распределяется между всеми участниками. Переход доли НОВАТЭКу несет также юридические риски, из-за намерения Shell продолжать отстаивать свои права, связанные с долей и контрактом.
Следует отметить, что «Сахалинская энергия» в настоящее время опасается срыва отгрузок после решения нидерландской компании Svitzer (дочерняя структура датского контейнерного оператора Maersk[9]) приостановить договор фрахта буксиров (приостановлен 17 апреля), со ссылкой на форс-мажорные обстоятельства. Пока оператору через суд удалось добиться ареста четырех ледокольных буксиров, задействованных в буксировке танкеров в порту Пригородное – «Свицер Анива», «Свицер Сахалин», «Свицер Буссе» и «Свицер Корсаков» (владелец – Svitzer Sakhalin B.V.). Иск «Сахалинской энергии» был подан к ООО «Свицер Сахалин Терминал Тоуэдж» (российская структура Svitzer). В конце апреля Арбитражный суд Сахалинской области вынес решение об аресте буксиров.
В суде «Сахалинская энергия» указывала на отсутствие правомерных оснований для приостановления договора фрахта, ссылаясь на положение договора о том, что осуществление арендных платежей лишает права ссылаться на форс-мажорные обстоятельства. Суд пришел к выводу, что приостановка договора фрахта несет угрозу производственной деятельности и убытки. В качестве обеспечительной меры имущество было передано на хранение ООО «СИП Менеджмент» (СП «Сахалин-Шельф-Сервис» и «УК Проект Групп»[10]) с правом пользования буксирами, как того желала «Сахалинская энергия». Тем не менее оператору требовалось до 18 мая подать иск об оспаривании отказа исполнять договор. Пока о подаче исковых заявлений не сообщалось. Отказ от подачи иска грозит тем, что обеспечительные меры будут отменены, а буксиры потребуется вернуть. В случае если истец выиграет суд, он сможет пользоваться буксирами до истечения срока контракта.
На этом фоне в середине текущего года на Сахалине планируется начать проектирование завода по переработке газового конденсата мощностью 4,5 млн тонн топлива в год. Завершен первый этап технико-экономического обоснования проекта. В минувшем году было подписано соглашение между сахалинским правительством и ПАО «Газпром» о разработке обоснования инвестиций по строительству завода. Системы приема, хранения и регазификации должны быть размещены на Курильских островах (на Итурупе и Кунашире – в 2023 г., на Парамушире и Шикотане – в 2025 г.).
Ожидается, что проект позволит обеспечить возможность производства авиационного керосина для авиакомпании «Аврора» (дочернее предприятие «Аэрофлота») и снизит стоимость затрат на топливо. Кроме того, на заводе планируется производить автомобильное топливо для региона. «Сахалин-2» является источником сырья для проекта. Стоит напомнить, что этот проект должен также стать источником сырья для планируемого малотоннажного завода СПГ для газификации Курильских островов[11].
Тем временем рост добычи нефти наблюдается в Якутии. По итогам первого квартала года было добыто 5,1 млн тонн, что на 11% превысило результат за аналогичный период прошлого года. В целом по итогам текущего года в республике планируется добыть 18,9 млн тонн нефти, что на 5% больше, чем в 2022 г. Нарастить добычу планируется за счет увеличения мощностей на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе (проект ПАО «Газпром»). Чаяндинское месторождение при этом является ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири».
Тем временем ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) А.Авдоляна в апреле учредило дочернюю компанию для проведения геологоразведочных работ – ООО «Майгеопром». Компания займется геологоразведочными, геофизическими и геохимическими работами в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. ЯТЭК к 2025 г. планирует нарастить суммарные геологические запасы газа до 1 трлн куб. м. К концу 2022 г. запасы достигли 643 млрд куб. м.
Между тем группа Alltech[12] в апреле отказались от небольшого сахалинского проекта. Речь идет о сухопутном Призаливном участке (площадь 167 кв. км, Ногликский район), лицензия на который принадлежала компании «Пасифик Ойл Ресорсес»[13], с января текущего года начавшей процесс ликвидации. В Alltech отказ от участка мотивируют экономической нецелесообразностью. Призаливный участок находился на стадии геологоразведки, ресурсы нефти и газа по нему оценивались в порядка 9 млн тонн и 1 млрд куб. м соответственно. Запасы нефти в результате разведки планировалось увеличить до 21 млн тонн. В случае перехода Призаливного участка в нераспределенный фонд Роснедра могут начать работу по подготовке к проведению нового аукциона.
Компании «Пасифик Ойл Ресорсес» лицензия принадлежала с 2008 г., она действовала до апреля 2033 г. Еще в прошлом году компания не планировала ликвидацию и готовилась к бурению скважины №6 «Междуреченская». В то же время в 2020 г. разведка не финансировалась в связи с негативным влиянием пандемии. Убыток компании за 2021 г. составил 7,6 млн рублей. Напомним, что основной актив группы Alltech – угольная компания «Сибантрацит», - был продан А.Авдоляну в 2021 г.
В Хабаровском крае компания «Дальгазресурс»[14] в апреле приступила к разработке некрупного Адниканского месторождения газа (Верхнебуреинский район, единственный участок с запасами газа в регионе). Предприятие начало работы по расконсервации[15] скважины на Буреинском участке. После проведения работ предполагается осуществить комплекс геофизических исследований скважины. Запасы газа по одной скважине составляют 2,5 млрд куб. м. В перспективе на месторождении планируется обустроить десять скважин. Точную оценку запасов месторождения «Дальгазресурс» рассчитывает получить летом текущего года.
Ранее, в 2019 г., сообщалось о планах создать на базе Адниканского месторождения СПГ-завод мощностью 48 тыс. тонн СПГ в год. В качестве инвестора рассматривалась сингапурская компания Poh Group. Однако каких-либо дальнейших действий в данном направлении предпринято не было. По состоянию на конец 2019 г. запасы природного газа месторождения составляли всего 0,437 млрд куб. м (категория С1) и 1,553 млрд куб. м (категория С2).
В правительстве продолжается обсуждение газификации Бурятии и Забайкалья. В марте председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2». В «Газпроме» оценивают потребность двух регионов в газе в 3,5 млрд куб. м в год. Газовая труба может быть проложена от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Газопровод «Сила Сибири – 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы рассматриваются месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Тем не менее переговоры по данному объекту все еще ведутся, не заключены контракты, а сроки строительства не определены. В «Газпроме» сообщали о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. При этом для китайской стороны приоритетным пока что являлся вопрос поставок по «Силе Сибири – 3» (дальневосточный маршрут) – газопроводу с Сахалина, - предполагающих меньший объем поставок и не требующих значительных инвестиций в трубопроводную инфраструктуру.
В Минэнерго при этом обещали совместно с «Газпромом» скорректировать Восточную газовую программу[16] для ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока оценивали в 18% при общероссийском показателе – более 70%.
Следует отметить, что для поставок газа по дальневосточному маршруту правительство в мае одобрило и постановило ратифицировать межправительственное соглашение с КНР. Соглашение регулирует возведение и эксплуатацию газопровода через реку Уссури вблизи городов Дальнереченск (Приморский край) и Хулинь. РФ и КНР подписали соглашение в конце января текущего года. Единственным поставщиком газа выступит «Газпром», на территории КНР обслуживать ветку должна Китайская национальная трубопроводная корпорация. Объем поставок российского трубопроводного газа в Китай может таким способом увеличиться на 10 млрд куб. м в год (поставки по «Силе Сибири» после выхода на проектную мощность должны составить 38 млрд куб. м в год)[17], достигнув таким образом 48 млрд куб. м в год.
Рост угледобычи ожидается в Якутии за счет коксующихся углей. Главгосэкспертиза в мае одобрила проект второй очереди добывающего комплекса Эльгинского месторождения ООО «Эльгауголь» (ООО УК «ЭЛСИ» А.Авдоляна, С.Адоньева и А.Исаева). Ожидается, что строительство новых объектов позволит увеличить добычу на месторождении до 45 млн тонн угля в год.
Проект предполагает разработку северо-западного участка Эльгинского месторождения. Отработку второй очереди участка открытых горных работ на месторождении планируется осуществлять одновременно двумя карьерными выемками – западной и северной. Напомним, что запасы месторождения оцениваются в 2,2 млрд тонн. Объем добычи на Эльге в 2022 г. превысил 20 млн тонн, что на 26,5% больше, чем в 2021 г.
Кроме того, в прошлом году «Эльгауголь» приобрел за 1,5 млрд рублей 67% компании ООО «Ундыткан», владеющей лицензиями на геологическое изучение Ундытканской и Приграничной угленосных площадей около Эльгинского месторождения. Прогнозные ресурсы Ундытканской площади составляют 1,31 млрд тонн угля (по категории P1), Приграничной площади – 1,176 млрд тонн (по категории P1).
В условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении и высокой конкуренции угольные компании планируют развитие собственной транспортной инфраструктуры. ООО «Огоджинская угольная компания» (ООО «УК «ЭЛСИ») в апреле приступило к строительству в Амурской области железной дороги необщего пользования «Огоджа» протяженностью 140 км от Огоджинского угольного месторождения (Селемджинский район) до станции Февральск. В компании рассчитывают, что железнодорожная ветка позволит снизить себестоимость транспортировки угля. Ее пропускная способность должна составить порядка 7 млн тонн угля в год. На Огодже к 2023 г. недропользователь намерен добывать 10 млн тонн угля в год, так что ему придется еще расширять построенную железную дорогу. До конца текущего года предполагается проложить 72 км новой железнодорожной ветки, на что будет направлено 3 млрд рублей.
Строительство ведет компания ООО «ТехВЭБ»[18], также задействованная в другом и более крупном проекте «ЭЛСИ» – строительстве Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии протяженностью 626 км (стоимость – 97,1 млрд рублей). Суммарные запасы Огоджинского месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. В текущем году на месторождении планируется добыть 1,2 млн тонн угля. Поставка угля Эльги пока осуществляется через Амурскую область[19], где продукция поступает на общую сеть «РЖД».
На Чукотке растет добыча каменного угля компании «Берингпромуголь». За четыре месяца текущего года добыча угля в регионе выросла на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, составив 491,1 тыс. тонн. ООО «Берингпромуголь» (дочернее предприятие австралийской Tigers Realm Coal Limited[20]) за отчетный период получило 452,2 тыс. тонн на Фандюшкинском месторождении, увеличив результат 15% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Со своей стороны ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском месторождении увеличило производство в четыре раза, выпустив 38,9 тыс. тонн бурого угля.
В конце марта Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на строительство объектов и отработку Восточного блока на месторождении Звонкое в Чукотском АО (Анадырский район). Проектируемая площадка расположена в 26 км к юго-западу от поселка Беринговский (в 20 км от бухты Угольная Берингова моря) и вблизи от уже действующего Фандюшкинского месторождения.
Месторождение разделено на два эксплуатационных блока – Западный и Восточный, разграниченных ручьем Звонкий. Вскрытие каждого блока предполагается осуществлять самостоятельными выработками. В июле 2022 г. Главгосэкспертиза одобрила строительство карьера на Западном блоке Звонкого. На карьере Восточного блока месторождения предусмотрено поэтапное наращивание добычи – от 650 тыс. тонн угля к 2025 г. до 1,5 млн тонн к 2031 г. В 2023 г. планируется проведение горно-капитальных работ. Запустить карьер на Западном блоке предполагается в текущем году – его мощность должна составить до 650 тыс. тонн угля в год. Балансовые запасы Звонкого (по категориям С1+С2) составляют 12 313 тыс. тонн угля.
Угольщики Иркутской области тем временем намерены получить гарантии по вывозу угля на экспорт в восточном направлении. Речь идет о компании «Востсибуголь» (подконтрольна ПАО «Иркутскэнерго», входящему в En+ Group). Восточно-Сибирская территориальная профсоюзная организация Росуглепрофа еще в марте просила власти региона добиваться установления персональной экспортной квоты для компании на уровне 250 тыс. тонн угля в месяц, направив обращение губернатору И.Кобзеву и начальнику Восточно-Сибирской железной дороги В.Владимирову.
И.Кобзев в свою очередь в апреле поднял вопрос в Минэнерго и обратился к президенту РФ В.Путину, заявив, что меры должны быть приняты в целях сохранения в Иркутской области угледобывающей отрасли, поскольку на сегодняшний день «Востсибуголь» является единственным крупным угледобывающим предприятием региона, располагая градообразующими активами в моногородах (Черемхово, Тулун)[21]. Губернатор попросил президента пересмотреть ограничения на отгрузку угля в восточном направлении и установить объем отгрузки иркутского угля не менее 3,5 млн тонн в год.
В «РЖД» в связи с загруженностью Восточного полигона в марте просили иркутских угольщиков рассмотреть возможность альтернативных направлений сбыта – через порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, тогда как в профсоюзе настаивали, что такая ситуация ставит под угрозу стабильность работы недропользователя. Хотя большая часть (82%) продукции «Востсибугля» поступает на внутренний рынок (ее закупает ООО «Байкальская энергетическая компания», осуществляющее управление и обслуживание 11 ТЭЦ и котельными в Иркутской области), в компании утверждают, что именно экспортные поставки являются источником прибыли, поскольку поставки на внутренний рынок региона нерентабельны.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское на северо-восточном шельфе Сахалина.
[2] Генпрокуратура добивалась взыскания с ENL 15 млрд 86 млн 970 тыс. 921 рублей, в такую сумму были оценены убытки, причиненные недоплатой налога на прибыль. В ходе разбирательства исковые требования были увеличены почти на 400 млн рублей. Тем не менее вопрос их выплаты остается открытым.
[3] Генпрокуратура с сентября 2022 г. пыталась взыскать с ENL задолженность в размере 15 млрд рублей., к январю 2023 г. ее размер увеличился до 15,5 млрд рублей с учетом пеней. В сентябре в обеспечение иска Генпрокуратуры приставы арестовали нефть на 15 млрд руб. в хабаровском порту Де-Кастри.
[4] СРП предполагало поставку в Хабаровский край до 3 млрд куб. м газа ежегодно (в 2005-25 гг.).
[5] Японская Sodeco в 2021 г. получила доход в 51 млрд рублей, а в 2022 г. – половину этой суммы. Индийская ONGC в 2021 г. получила от проекта 34 млрд рублей, в 2022 г. – 16,9 млрд рублей. Доходы самой ENL в 2021 г. составили 51 млрд рублей, а в 2022 г. – 25,4 млрд рублей. Доход от «Сахалина-1» у «Роснефти» в 2021 г. составил 34 млрд рублей, в 2022 г. – 16,9 млрд рублей.
[6] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на сахалинском шельфе и завод СПГ в Корсаковском городском округе.
[7] №416, «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
[8] Соглашение о продаже/покупке еще не произведенного товара, когда производитель планирует произвести или добыть определенное количество товара или сырья.
[9] Maersk принял решение об уходе с российского рынка в марте 2022 г.
[10] 25% и 75% соответственно. Владельцы «УК Проект Групп» – Н.Покаси, А.Покаси (по 35%), Е.Рябова. Компания «Сахалин-Шельф-Сервис» подконтрольна экс-главе «Роснефти» С.Богданчикову (52,6%), еще 25,8% у японской Marubeni, 21,6% – у американской International Development Services.
[11] Завод будет действовать в Южно-Сахалинском городском округе (село Дальнее), для перевозки и перевалки танк-контейнеров с СПГ планируется задействовать инфраструктуру морского порта Корсаков, а также морских терминалов Курильск, Северо-Курильск, Малокурильск и Южно-Курильск.
[12] Акционеры – родственники покойного предпринимателя Д.Босова (64,26%), ранее являвшегося основным акционером, а также его бывшие деловые партнеры – Д.Ага, И.Макаров, О.Шемшук и Р.Филинов.
[13] Принадлежит кипрской Elranio Holdings Ltd.
[14] Зарегистрирован в хабаровском поселке Чегдомын, учредители – саратовские предприниматели и компании С.Сомхиева, А.Кузнецов, Е.Смирнова и Ф.Тупоносов, ООО «Криосар», ООО «Теплозащита» (владелец – директор «Дальгазресурса» О.Баранов).
[15] Месторождение открыто в 1991 г., была пробурена поисковая скважина. Однако дальнейшие работы не велись.
[16] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[17] В 2022 г. объем поставок по «Силе Сибири» составил 15,5 млрд куб. м.
[18] г. Новосибирск, владелец – А.Будников, компания, основанная в 2019 г., специализируется на проведении открытых горных работ и строительстве железнодорожной инфраструктуры, выступает партнером в проектах «ЭЛСИ».
[19] Поставки осуществляются по так называемому малому БАМу – южный участок Амуро-Якутской магистрали от Транссиба в Приамурье до якутских Беркакита и Нерюнгри.
[20] Владеет через кипрскую Rosmiro Investments Limited.
[21] В марте 2023 г. квота для Иркутской области на вывоз угля на экспорт в восточном направлении была установлена в размере 58,5 тыс. тонн (на месяц), что более чем в два раза меньше отгруженного в прошлом году объема (2,8 млн тонн). Из них на долю «Востсибугля» одобрили 4,7 тыс. тонн твердого топлива (8%), но затем было дополнительно согласовано еще 27,9 тыс. тонн (всего 32,6 тыс. тонн). На 2022 г. в регионе не существовало заранее установленной квоты – объем вывоза угля согласовывался с «РЖД» ежемесячно.