Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Пульс угля - 2 октября

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Пульс угля - 2 октября
Фото: pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

Высокая стоимость газа в ЕС и опасения кризиса энергоснабжения укрепили котировки до новых 13-летних максимумов выше 215 долл./т. Цены на газ превысили 1000 долл./1 тыс. м3, стоимость октябрьских газовых фьючерсов на европейской торговой платформе TTF составила более 82.40 евро/МВТ∙ч (+12.50 евро/МВТ∙ч к 22.09.2021 г.). Уровень запасов газа в Европе на 15% ниже среднего показателя за последние пять лет.


Высокая торговая активность потребителей из Индии и Пакистана положительно отразилась на индексах южноафриканского материала, достигших уровня в 200 долл./т. По мнению экспертов, индексы южноафриканского материала будут расти до конца 2021 г., что обусловлено проблемами с ж/д линией, соединяющей угледобывающие провинции ЮАР и порт Richards Bay.

Цена предложения на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao, находилась в диапазоне 245-255 долл./т. Из-за дефицита угля Китай оказался на грани энергетического кризиса, что привело к массовым отключениям электроэнергии в некоторых провинциях и принудительному снижению энергопотребления в стране. Нехватка угля заставила две крупнейшие энергосистемы Китая, State Grid и China Southern Power Grid, сделать приоритетным снабжение бытовых потребителей в ущерб промышленным предприятиям.

29.09.2021 г. комиссия по развитию и реформам Китая (NDRC) заявила, что поставки угля будут гарантированы за счет дальнейшего увеличения внутреннего производства, импорта и использования запасов в ближайшие месяцы.

Китайский регулятор электроэнергетики, рекомендовал угольным электростанциям наращивать запасы в течение октября, чтобы исключить возможность отключений электроэнергии в зимний период.

Ограниченное предложение угля на мировом рынке и высокий спрос со стороны азиатских генерирующих предприятий на энергетический уголь оказали поддержку ценам австралийского угля выше 200 долл./т.

Высокий спрос со стороны Китая, стремящегося предотвратить энергетический кризис и пополнить запасы перед началом отопительного сезона, привел к росту котировок индонезийского материала 5900 ккал/кг GAR, составивших около 150 долл./т.

Снижение промышленной активности в КНР и сокращение производства стали китайскими металлургическими предприятиями, закупающими австралийский материал у азиатских трейдеров, оказали давление на котировки австралийского коксующегося материала, упавшие ниже 390 долл./т.

 

Экспорт российского угля в Китай увеличился на 43% в январе-августе 2021 г. на фоне энергетического кризиса в КНР

В январе-августе 2021 г., по предварительным данным, общий экспорт российского угля в Китай вырос до 37.0 млн т. (+11.1 млн т. или +43% к январю-августу 2020 г.), включая морские отгрузки и поставки через ж/д погранпереходы.

 

При этом экспорт материала через погранпереходы с КНР за 8 месяцев 2021 г. сократился до 4.94 млн т. (-0.54 млн т. или -10% к аналогичному периоду 2020 г.). Перевозки угля через пункт пропуска Камышовая-Хуньчунь выросли до 1.97 млн т. (+0.38 млн т. или +24% к январю-августу 2021 г.), через Забайкальск–Маньчжурия снизились до 1.87 млн т. (-0.69 млн т. или -27%) и через Гродеково-Суйфэньхэ составили 1.1 млн т. (-0.23 млн т. или -17%).


Российские поставщики периодически обращались с жалобами на проблемы с прохождением груза через погранпереходы с Китаем. ОАО РЖД периодически вводило ж/д конвенции на железнодорожные перевозки угля из-за загруженности маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов на фоне карантинных мер со стороны китайской таможней, приводящих к замедлению обработки грузов и сокращению поставок российского материала.

Общий импорт угля КНР за январь-август 2021 г. уменьшился до 198 млн т. (-22.4 млн т. или -10% к январю-августу 2020 г.). Несмотря на снижение импорта Китаем, российским поставщикам угля удалось нарастить долю в общем объеме поставок материала в страну в январе-августе 2021 г. до 19% с 12% за аналогичный период прошлого года.

Основной причиной снижения импорта угля Китаем является запрет на поставки из Австралии из-за политической напряженности между странами. В 2021 г. Китай столкнулся с нехваткой материала, в том числе из-за снижения добычи китайскими угольными компаниями, вызванной ограничительными карантинными мерами и проверками безопасности на шахтах на фоне увеличившегося спроса, что начиная с сентября 2021 г. привело к энергетическому кризису в стране. Дефицит угля испытывают северо-восточные провинции КНР, вынужденные для экономии электроэнергии отключают светофоры, эскалаторы и вышки 3G. Во многих провинциях власти предлагают предприятиям сократить потребление электроэнергии, что уже нанесло существенный ущерб промышленности, ограничения также распространяются и на местных жителей. По оценкам Goldman Sachs, от нехватки электричества пострадали 44% китайских предприятий. Угольные котировки на внутреннем рынке КНР выросли более чем в два раза, превысив 200 долл./т., в сравнении с ценой на уровне 90 долл./т. в сентябре 2020 г.

В 4 квартале 2021 г. Китай будет стремиться нарастить импорт угля, включая поставки из России. Тем не менее, несмотря на устойчивый рост экспорта российского материала и увеличения спроса в Китае и других странах АТР, экспортный потенциал России ограничен пропускной способностью Восточного полигона.

 

В январе-августе 2021 г. импорт угля Украиной вырос на 12%

В январе-августе 2021 г. объем украинского угольного импорта увеличился до 13.1 млн т. (+1.4 млн т. или +12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).


9.5 млн т. или 72% всех импортных поставок материала пришлось на российских экспортеров, 2.3 млн т. или 18% составили отправки угля из Казахстана и 1.3 млн т. или 10% поставили США.



15 июня 2021 г. Министерство энергетики Украины призвало местные угольные электростанции увеличить объемы импорта угля, чтобы нарастить запасы материала до 3.0 млн т. угля в преддверии начала отопительного сезона. В настоящее время запасы угля на Украине остаются на критически низком уровне в 1.0 млн т. (+0.10 млн т. к 01.09.2021 г.), что на 2 млн т ниже показателей, запланированных Минэнерго. В результате аномальной жары на Украине этим летом местные генерирующие компании увеличили объемы сжигания угля, что привело к сокращению складских резервов материала в стране.

16 декабря 2020 г. Украина продлила 65%-ю пошлину на импорт угля из России до конца 2021 г. Импортный антрацит и коксующийся уголь не облагаются пошлиной, так как на Украине наблюдается дефицит данных видов материала.

В 2020 г. Украина импортировала 17 млн т. (-20% к 2019 г.).

 

Минтранс пересматривает условия ship-or-pay для угольных компаний

Условия введения контрактов ship-or-pay (вези или плати) на перевозку по железной дороге обсуждалась 27 сентября 2021 г. в Минтрансе. Участники согласовали новую редакцию поправок, которая должна отвечать интересам всех сторон. Во встрече приняли участие представители Минэнерго, РЖД, угольных и металлургических компаний.


Новая редакция законопроекта имеет ряд принципиальных отличий от предыдущей версии. В частности, она исключает предоставление приоритетного доступа к железнодорожной инфраструктуре поставщикам, заключившим с РЖД договоры ship-or-pay.

15 апреля 2021 г. первый вице-премьер России Андрей Белоусов предложил ограничить применение механизма ship-or-pay и использовать его только для дополнительных объемов угля, экспортируемого из Кузбасса.

В 2022–2025 гг. контракты ship-or-pay могут заключать только компании, экспортирующие уголь из Кузбасса в восточном направлении. В 2022 г. по таким контрактам можно будет отгрузить 3 млн т. угля из 58 млн т., предусмотренных соглашением РЖД с правительством Кемеровской области, в 2023 г. - 5 млн т. из 63 млн т., в 2024 г. - 10 млн т. из 68 млн т. Впоследствии договоры могут заключаться на объем перевозок, равный увеличению пропускных и провозных способностей инфраструктуры на конкретных маршрутах по сравнению с показателями на начало 2025 г. С 2025 г. маршруты и виды грузов не ограничиваются.

Идея внедрения принципа ship-or-pay на сети железных дорог обсуждается уже несколько лет. 3 марта 2021 г. Владимир Путин призвал увеличить экспорт кузбасского угля на восток до 68 млн т. в год к 2024 г. в сравнении с экспортными поставками в 2020 г. на уровне 53 млн т.

В это же время Совет потребителей РЖД подверг критике предложенные весной этого года условия ship-or-pay. Среди претензий - неясность критериев отбора компаний для заключения контрактов, отсутствие симметричной ответственности РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, условия и сроки договоров, а также другие вопросы. В Минэнерго отмечали, что предложенная форма контракта перекладывает риски РЖД на других участников грузоперевозок. ФАС была против, считая, что действующие регламенты позволяют достичь целей по увеличению экспорта из ыКузбасса на 30% без внедрения договоров ship-or-pay.

30 ноября: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика