Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
В течение прошедшей недели наблюдалось разнонаправленное движение европейских котировок энергетического угля, укрепившихся выше 135 долл./т. В первой половине недели поддержку индексам оказывали новости о проблемах с ядерным реактором Penly во Франции, забастовки профсоюзов, которые привели к задержке барж на Рейне, а также данные о снижении экспорта угля из Колумбии. После этого падение котировок газа и нефти на фоне нестабильности банковского сектора в США и Европе, а также прогнозы по росту ветрогенерации в Германии начали оказывать давление на угольные цены.
Запасы угля на терминалах ARA с прошедшей недели существенно не изменились и составили 6.7 млн. т.
Динамика индексов южноафриканского угля 6000 повторяла движение европейских цен. В итоге котировкам удалось закрепиться на уровне выше 130 долл./т. Индийские производители губчатого железа ведут переговоры по поставкам южноафриканского материала 5500 и 4800 NAR в марте-апреле. Тем не менее заключение сделок сдерживается из-за разницы в ценах спроса и предложения, составляющей порядка 5 долл./т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подорожали на 3 долл./т. до 164 долл./т. При этом ряд потребителей высказывает мнение, что рост добычи в связи с отменой ограничений после завершения Национального конгресса в совокупности с сезонным снижением спроса может привести к избытку предложения, несмотря на увеличение спроса со стороны неэнергетического сектора. Поддержку котировкам может оказать рост спроса со стороны цементной промышленности (на которую приходится около 6-7% потребления энергетического угля), а также предстоящие технические работы на ж/д линии Daqin, запланированные на период с 6 апреля по 5 мая.
После снятия запрета на импорт австралийского угля все большее количество китайских потребителей подписывают контракты с австралийскими компаниями на поставку материала
5500 NAR в марте-июне. Трейдинговые компании заявляют, что, начиная с февраля 2023 г. китайские потребители забронировали поставки энергетического материала в объеме 4 млн. т. Эксперты говорят о по крайней мере 10 млн. т., которые могут быть поставлены до конца 2023 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 121 долл./т. (-4 долл./т.
к 08.03.2023 г.). Тем не менее, цены могут начать укрепляться, так как китайские и индийские потребители начали пополнять запасы накануне мусульманского празднования Рамадана (22 марта–21 апреля), в течение которого экспорт из Индонезии замедлится. Индийские клиенты в основном фокусируются на среднекалорийном материале, который будет использован для блендирования.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 170 долл./т. В текущее время китайские потребители проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500. Сделки на апрельские отгрузки проходят на уровне
120-125 долл./т. FOB, при этом фрахтовые ставки на суда Capesize по маршруту Newcastle–Zhoushan за неделю выросли до 13-15 долл./т. В результате австралийский материал с поставкой в Китай оценивается на уровне 133-140 долл./т. CFR, что примерно на 30 долл./т. дешевле цен FOB Qinhuangdao.
Индексы австралийского металлургического угля упали ниже 350 долл./т. из-за опасений участников рынка о снижении спроса на фоне ухудшения мировой макроэкономической ситуации.
Добыча угля в Якутии может вырасти до 80 млн т к 2030 году
Министерство промышленности сообщила о планах увеличения добычи угля в Якутии до 80 млн. т. к 2030 г. В 2022 г. объем добываемого угля в регионе вырос до 38.6 млн. т. (+7.6 млн. т. или +25% к 2021 г.).
разрез Восточный
фото: Эльгауголь
Ключевыми добывающими компаниями в Якутии, на долю которых приходится около 97% являются: Эльгауголь (52%), Колмар (32%) и Якутуголь (13%).
В 2022 г. добыча на предприятиях указанных компаний составила:
Согласно планам Эльгауголь и Колмар, к 2025 г. компании планируют нарастить объемы продукции до 45 млн. т. и до 20 млн. т. соответственно. Кроме того, с 2022 г. реализуется проект угольного разреза мощностью 6.5 млн. т. в год компании Антрацитинвестпроект на Сыллахском угольном месторождении. По своей перспективности Сыллахское месторождение считается 2-м в Южной Якутии после Эльгинского. С 2023 г. ожидается наращивание добычи компании Долгучан до более 1 млн. т в год.
Масштабные инвестиции в добывающие мощности Якутии и их дальнейшее развитие при текущих темпах роста позволят региону выйти на объем добычи в 80 млн. т. к 2030 г., по мнению Министерства.
Помимо увеличения производства, в регионе отмечается рост обогатительных мощностей. Кроме того, активно ведется строительство железнодорожной ветки от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до поселка Чумикан на побережье Охотского моря, где также строится морской порт Эльга мощностью 30 млн. т. в год.
В 2022 г. финансирование геологоразведки в Якутии увеличилось в 2 раза до 50 млрд. руб. За счет собственных средств недропользователей были изучены и подготовлены к промышленному освоению 149 участков. В 2023-2025 гг. геологоразведочные работы планируется провести за счет федерального бюджета на 12 площадях с оценкой запасов углеводородов и твердых полезных ископаемых.
Согласно Министерству промышленности, в 2023 году в Якутии планируется добыть 45 млн. т. угля (+17% к показателям 2022 г).
Берингпромуголь планирует нарастить добычу угля до 2 млн т в 2024 году
Угольная компания Берингпромуголь планирует нарастить добычу до 2 млн. т. угля в 2024 г. Добыча осуществляется на месторождении Фандюшкинское поле. Уголь экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Алькатваамское месторождение на Чукотке
фото: Бернингпромуголь
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн. т. (+0.47 млн. т. или +45% к 2021 г.). Перевалка угля через порт Беринговский достигла исторического рекорда в 1.1 млн. т. (+0.2 млн. т. или +18% к 2021 г.).
Также в 2022 г. компания завершила строительство обогатительной фабрики с передовой технологией замкнутого цикла мощностью 800 тыс. т. в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на август 2023 г.
Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн. т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский, после которой терминал сможет ежегодно принимать до 85 судов.
Порт Беринговский расположен в бухте Угольная в северной части Берингова моря на юго-западном берегу Анадырского залива и является рейдовым портом. Рейд доступен для захода судов с любой осадкой. Погрузка морских судов происходит на внешнем рейде портовыми перегрузочными средствами.
В 2023 г. Берингпромуголь также планирует начать добывать уголь на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.
ООО Берингпромуголь является дочерней компанией австралийской Tigers Realm Coal Limited, TIG, которая продолжает владеть российскими активами на Чукотке.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Развитие угледобычи
Угледобыча на Дальнем Востоке продолжает расти в Якутии – в рамках проектов, ориентированных на экспорт. В ТОР «Южная Якутия» в январе был включен проект ООО «АнтрацитИнвестПроект»[1] по разработке Сыллахского угольного месторождения (Нерюнгринский район). Мощность первой очереди разреза на Сыллахском месторождении должна составить 1 млн тонн угля. К 2025 г. на участке предполагается добывать 6,5 млн тонн твердого топлива в год. На объекте также планируется построить обогатительную фабрику производительностью 5 млн тонн угля в год. Разрабатывать месторождение должны до 2046 г. Общий предполагаемый объем капитальных вложений оценивается в 15,74 млрд рублей. Балансовые запасы Сыллахского месторождения составляют 140,877 млн тонн.
В целом в Якутии по итогам 2022 г. добыча угля выросла на 26,4%, достигнув 39,2 млн тонн. Рост обеспечили Эльгинский угольный комплекс (ООО «Эльгауголь», входит в группу «ЭЛСИ» А.Авдоляна), предприятия ООО «Колмар», «Якутуголь» («Мечел»). На крупном Эльгинском месторождении было получено 20 млн тонн, что на 26,5% превысило результат 2021 г. (когда было добыто 14,7 млн тонн), а на предприятиях «Колмара» – 14 млн тонн. «Якутуголь» в 2022 г. обеспечил свыше 4 млн тонн угля, что на 12,6% больше, чем в 2021 г. Экспорт якутского угля по итогам прошлого года вырос на 23% – до 26 млн тонн.
Следует отметить, что угольный проект по освоению Эльги решил покинуть С.Адоньев[2] (сооснователь мобильного оператора Yota, деловой партнер А.Авдоляна), после того как он был включен в санкционный список Минфина США. При этом пока не сообщалось о новом перераспределении долей. Прежде С.Адоньеву принадлежало 31,57% в «А-Проперти Развитие», А.Авдоляну – 36,67%, а А.Исаеву (гендиректор «Эльгауголь») – 31,66%.
Тем временем в Забайкалье в число резидентов ТОР была включена компания «Разрезуголь» с проектом освоения Зашуланского месторождения каменного угля в Красночикойском районе. «Разрезуголь» является совместным российско-китайским предприятием ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской угольной корпорации China Energy) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Проектом предусмотрена ежегодная добыча 5 млн тонн угля открытым способом. Выход предприятия на проектную мощность намечен на 2024-27 гг. Общий объем инвестиций оценивается в 30 млрд рублей. В настоящее время ведется подготовка проектной документации для начала строительства угольного предприятия, автомобильной дороги и приемоотправочного парка с углепогрузочным терминалом железнодорожной станции «Зашулан-Угольная» с примыканием к путям общего пользования станции Гыршелун ОАО «РЖД» для дальнейшей погрузки и отправки угольной продукции на экспорт. Запасы Зашуланского месторождения оцениваются в 663 млн тонн угля.
Еще одним экспортно-ориентированным проектом, где увеличилась добыча, является чукотский проект «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). В январе текущего года на месторождении Фандюшкинское поле было добыто 107,23 тыс. тонн угля, что на 5% больше, чем в январе 2022 г. В 2022 г. недропользователь обеспечил свыше 1,5 млн тонн угля, увеличив результат по сравнению с 2021 г. на 44%.
Ситуация в сфере добычи углеводородов
В основном дальневосточном нефтегазовом регионе – Сахалинской области, по итогам прошлого года добыча нефти существенно сократилась, на 44% по отношению к 2021 г., до порядка 9 млн тонн., на что в значительной степени повлияла остановка весной добычи на проекте «Сахалин-1». Добыча газа в регионе также сократилась – на 18%, до 26,2 млрд куб. м. Рост добычи углеводородов в минувшем году был зафиксирован в Якутии – так, за девять месяцев 2022 г. добыча нефти в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Добыча природного газа в регионе в 2022 г. выросла на 25%, составив 17,3 млрд куб. м.
Перспективы газового экспорта в ДФО в основном связаны с трубопроводным газом. В январе была завершена работа над межправительственным соглашением РФ и КНР о поставках газа по «дальневосточному маршруту» (МГП «Сила Сибири-3»). Оно регулирует строительство и эксплуатацию газопровода через реку Уссури в Приморском крае, вблизи городов Дальнереченск и Хулинь (КНР). В Хулине расположена конечная точка маршрута. Соглашение было подписано в феврале.
Компанией-поставщиком газа станет «Газпром». Со стороны КНР газопровод должна использовать и обслуживать «Китайская национальная трубопроводная корпорация» (КНТК), она также будет заниматься строительством газопровода. Контракт по поставкам газа по данному маршруту был подписан в феврале 2022 г. Им предусмотрены поставки в 10 млрд куб. м в год. Ресурсной базой МГП «Сила Сибири-3» являются месторождения на сахалинском шельфе (Киринское и Южно-Киринское) в рамках проекта «Сахалин-3».
Маршрут предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до государственной границы с КНР. Изначально проект являлся более предпочтительным для китайской стороны, чем «Сила Сибири-2», в силу более короткого плеча доставки, меньшей стоимости строительства и более низкой стоимости топлива. При этом масштабы поставок сахалинского газа существенно меньше, чем поставки по первой «Силе Сибири» и по предполагаемой второй. В 2022 г. в КНР по «Силе Сибири» было поставлено 15,5 млрд куб. м газа, что на 49% больше, чем в 2021 г.
Следует отметить, что на Южно-Киринском месторождении «Сахалина-3» «Газпром» рассчитывает начать добычу в 2025 г. Проектная мощность запущенного в 2013 г. Киринского месторождения составляет только 5,5 млрд куб. м в год (в 2021 г. уровень добычи составил лишь 1,2 млрд куб. м), тогда как на Южно-Киринском ожидается добыча 21 млрд куб. м в год. Ввод Южно-Киринского месторождения затруднен санкциями США (месторождение находится под ними с 2015 г.), поскольку для него требуются подводные добычные комплексы (ПДК)[3]. На Киринское месторождение ранее были поставлены импортные ПДК.
В Якутии были открыты новые месторождения газа. ПАО «ЯТЭК» при бурении и испытании объектов поисковой скважины на Тымтайдахском лицензионном участке в Вилюйском районе Якутии в январе открыло новое месторождение, получившее название им. Эвальдта Туги. Согласно классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов, данное месторождение относится к крупным.
Извлекаемые запасы газа на месторождении оцениваются в 34,475 млрд куб. м. Результаты государственной экспертизы по запасам продуктивных пластов месторождения утверждены Роснедрами. В компании пока не сообщают о дальнейших планах по новому месторождению. Следует отметить, что на сегодняшний день актуальные совокупные геологические запасы газа ЯТЭК составляют 662 млрд куб. м. Также новое газоконденсатное месторождение открыла компания «Туймааданефтегаз» при бурении на Мухтинском лицензионном участке в Олекминском районе. Оно получило название Мухтинское. Его извлекаемые запасы оцениваются в 34,8 млрд куб. м.
«НОВАТЭК» между тем создает в ДФО инфраструктуру для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Компания «Арктическая перевалка» (ПАО «НОВАТЭК»), реализующая проект по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Камчатском крае, получила статус резидента ТОР «Камчатка». В текущем году планируется запустить морской терминал в бухте Бечевинская (Елизовский район) мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. На 2026 г. намечен выход терминала на проектную мощность. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму порядка 100 млрд рублей. Доставлять СПГ с арктических предприятий «НОВАТЭКа» на Ямале (проект «Арктик СПГ-2») до камчатского терминала будут танкеры-газовозы высокого ледового класса, а в дальнейшем СПГ предполагается поставлять потребителям в АТР.
Терминал будет располагать плавучим хранилищем газа (ПХГ) объемом 360 тыс. куб. м и двумя рейдовыми якорными стоянками. Комплекс должен ежегодно обслуживать 657 судов-газовозов максимальной вместимостью 172,6 тыс. куб. м каждый. К настоящему времени завершается строительство ПХГ, подходного канала протяженностью более 6 км и причала для портового флота. Напомним, что аналогичный проект «Арктическая перевалка» реализует в Мурманской области (ТОР «Столица Арктики»). Его мощность должна составить 20 млн тонн СПГ в год. Стоимость строительства оценивается в более чем 70 млрд рублей, а срок реализации также определен на 2023-26 гг.
Что касается новых нефтяных проектов и изучения перспективных участков, то «Роснефть» планирует в 2023-27 гг. провести комплексное изучение Северо-Сахалинского участка недр федерального значения. Лицензия на право ведения работ на участке в акватории Сахалинского залива Охотского моря, к западу от полуострова Шмидта (северная оконечность острова Сахалин) была получена в апреле 2021 г. Компания рассчитывает провести сейсморазведку 3D в объеме до 1,2 тыс. кв. км со специализированных геофизических судов.
Северо-Сахалинский участок недр представляет собой южную часть Западно-Шмидтовского блока проекта «Сахалин-4». Ранее проект не развивался (прежде «Роснефть» намеревалась развивать его в партнерстве с британской BP, но стороны отказались от планов еще в 2009 г.). Северо-Сахалинский участок недр станет первым в рамках «Сахалина-4», где будет проведено комплексное изучение. Прогнозные ресурсы углеводородов в пределах участка по состоянию на 1 января 2009 г. составляют 38 млн тонн нефти (по категории Д1)[4], 395,8 млрд куб. м газа по категории Д1[5].
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Принадлежит ХК «Эволюция» и АО «ОГК Менеджмент». ХК «Эволюция» была создана концерном «Россиум» и инвестиционной компанией «Регион», в настоящее время 100% компании принадлежит ее генеральному директору А.Инкину (бывший сотрудник «Региона»).
[2] В октябре 2022 г. С.Адоньев стал владельцем 31,67% компании «А-Проперти Развитие», контролирующей «Сибантрацит» (входит в объединенную «УК Эльга-Сибантрацит» (ЭЛСИ)).
[3] Производства американских компаний FMC Technologies, Cameron, GE Subsea, норвежской Aker.
[4] 3,2 млн тонн по категории Д2.
[5] 33,5 млрд куб. м по категории Д2.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Рост угольных котировок в Европе на прошлой неделе до 66-67 долл./т. обусловлен похолоданием в ряде стран ЕС, повышением газовых котировок на европейской торговой площадке TTF и снижением европейских квот на выбросы CO2. Низкие температуры в некоторых странах Европы способствуют более интенсивному потреблению угля местными угольными электростанциями. Запасы угля на терминалах ARA упали до 3.90 млн т. (-0.1 млн. т. или -4% к 24.02.2021 г.). Укрепление газовых котировок в ЕС из-за оживления спроса европейских компаний на природный газ до 16.4 евро/МВтч (+0.5 евро/МВтч к 23.02.2021 г.), а также снижение цены европейских квот на выбросы CO2 до 37.4 евро/т. (-1.7 евро/т. к 24.02.2021 г.) способствуют росту цены угля на европейском рынке.
03.03.2021 г. представители стран-членов ЕС официально одобрили создание фонда поддержки мер по отказу от угля в энергетике и наращиванию доли альтернативных источников энергии в энергобалансе (EU Just Transition Fund). Объем средств фонда достигает 17.5 млрд евро. Данные средства должны быть направлены на поддержку стран и регионов ЕС, в энергобалансе которых превалируют ископаемые виды топлива. Предполагается, что закрытие угольных электростанций и строительство солнечных батарей, гидро- и ветряных электростанций будут финансироваться из средств фонда.
Поддержку ценам южноафриканского материала выше 88 долл./т. оказали ограниченные поставки угля в порт Richards Bay и рост торговой активности азиатских угольных трейдеров после завершения праздников. Перебои в поставках угля железнодорожным оператором Transnet связаны с нехваткой локомотивов, а также сокращением штата рабочих. Запасы материала на терминалах Richards Bay сократились до 3.4 млн т. (-0.1 млн т. к 24.02.2021 г.).
Южноафриканская горнодобывающая компания Anglo American планирует продать часть своих угольных активов уже в 2021 г. Изначально руководство компании заявляло о стратегии по сокращению шахт энергетического угля в портфеле до 2023 г. В 2020 г. экспортные поставки угля компанией Anglo American достигли 16.6 млн т. (-1.5 млн т. к 2019 г.), 12.4 млн т. материала было продано на внутренний рынок (-2.6 млн т. к 2019 г.).
Котировки австралийского энергетического угля выросли до уровня 2-х летнего максимума из-за роста торговой активности азиатских трейдеров после завершения китайских новогодних праздников.
По прогнозам Китайской Национальной угольной ассоциации добыча угля в Китае достигнет 4.1 млрд т. к 2025 г. (+0.2 млрд т. или +5% к 2020 г.). До 2025 г. спрос на уголь в стране вырастет до 4.2 млрд т. (+0.3 млрд т. или +6.0% к 2020 г.). Из-за реализации политики сокращения неэффективных угольных мощностей количество угольных шахт в Китае сократится до 4000 к 2025 г. (-700 шахт к 2020 г.).
Спрос азиатских предприятий на австралийский уголь вытесняет закупки импортного материала из Индонезии и снижает котировки угля индонезийского происхождения.
Выжидательная позиция азиатских металлургических компаний на фоне новостей о возможном ослаблении импортных ограничений на ввоз австралийского коксующегося угля в КНР, а также снижение цен металлургического материала на внутреннем рынке КНР оказали негативное влияние на цены коксующегося угля из Австралии.
Владимир Путин поручил увеличить экспорт угля на восток
02 марта 2021 г. на совещании по развитию угольной промышленности президент России Владимир Путин раскритиковал глобальные инициативы в области зеленой энергетики, сославшись на ситуацию в Техасе в качестве иллюстрации негативных последствий зависимости энергетической инфраструктуры от возобновляемых источников энергии. Согласно заявлению президента, для разморозки ветряных турбин в Техасе во время морозов в феврале 2021 г. использовались ископаемые виды топлива. Непредвиденные заморозки в южном американском штате вывели из строя половину ветряных электростанций.
Кроме того, Владимир Путин призвал к увеличению поставок кузбасского угля на восток к 2024 г. Несмотря на негативную конъюнктуру на мировом рынке угля и ограниченные железнодорожные мощности БАМа и Транссиба, кузбасские горнодобывающие компании должны нарастить поставки материала на Дальний Восток до 68 млн т. в год. Данный показатель представляет собой среднюю величину между оценками, предусмотренными стратегией развития угольной промышленности России до 2035 г. Пессимистичный сценарий предполагает, что поставки из Кузбасса на восток вырастут до 58 млн т. Оптимистичный сценарий предусматривает увеличение до 77 млн. т. Тем не менее в ноябре 2020 г. правительство России приняло решение сохранить экспортную квоту Кузбасса на 2021 г. без изменений на уровне 53 млн т.
Также Владимир Путин высказался за финансирование Фондом национального благосостояния (ФНБ) расширения железнодорожных мощностей БАМа для увеличения экспорта угля из Якутии.
12 февраля 2021 г. первый вице-премьер Якутии Кирилл Бычков предложил РЖД заключить соглашения с местными угольщиками о гарантированных объемах вывозимого угля для транспортировки в порты Дальнего Востока. По заявлению Бычкова, в 2021 г. предприятия Якутии планируют увеличить добычу до 39 млн т., а к 2024 г. - до 80 млн т. В регионе есть два крупных производителя угля – Колмар и Эльгауголь. Обе компании намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Мощность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться 24 млн т. к 2022 г. A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.).
Что касается стратегии наращивания пропускной способности Дальнего Востока России, то целевой показатель в 180 млн т. к 2024 г. остается прежним.
Стратегическое партнерство Сибантрацит и Baosteel Resources
Группа Сибантрацит и компания Baosteel Resources, принадлежащая китайской корпорации Baowu Steel Group, подписали соглашение о стратегическом партнерстве.
Согласно условиям документа, Сибантрацит будет наращивать поставки пылеугольного топлива (PCI) и высококачественного антрацита для китайской компании. Наибольший объем поставок придется на уголь PCI Siban – новую марку металлургического угля, добываемого Сибантрацитом с 2020 г.
Baosteel Resources является дочерней компанией China Baowu Steel Group Corporation, крупнейшего сталелитейного холдинга в мире. В 2020 г. производство стали превысило 100 млн т. Baosteel Resources отвечает за закупку угля для предприятий холдинга.
Сибантрацит - мировой лидер по производству и экспорту высококачественного антрацита. Добыча компании в 2020 г. составила 17.3 млн т. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). 12 февраля 2021 г. компания А-Проперти, принадлежащая Альберту Авдоляну, подписала соглашение с управляющей компанией Аллтек об основных условиях приобретения Сибантрацита, принадлежащего наследникам Дмитрия Босова. Стоимость сделки оценивается в 1 млрд долл. По условиям соглашения, Сибантрацит сохраняет свою независимость как самостоятельная компания.
Александр Исаев передал 25% компании Востокуголь-Диксон наследникам Босова
Александр Исаев, экс-гендиректор Востокугля (входит в группу Аллтек) и бывший бизнес-партнер Дмитрия Босова, передал 25% компании Востокуголь-Диксон кипрскому холдингу Isova Investments Limited, предположительно контролируемому наследниками Дмитрия Босова.
75% Востокуголь-Диксон по-прежнему принадлежит Ardimio Trading, компании, также действующей в интересах наследников Дмитрия Босова. Компания Востокуголь-Диксон (прежнее название Арктической горнодобывающей компании) была создана компанией ВостокУголь в 2014 г. для добычи материала на угольных месторождениях Таймыра.
В июле 2020 г. Александр Исаев и Вадим Бугаев подали иск о взыскании 600.5 млн руб. с компании Востокуголь-Диксон. Указанная сумма требований соответствует штрафу, который ранее был взыскан Росприроднадзором с компании Востокуголь-Диксон за незаконную добычу угля на Малолемберовском месторождении (Таймыр).
18 июня 2020 г. наследники Босова предложили продать 75% компании Востокуголь-Диксон Роману Троценко, владельцу AEON (см. CAA Russian Coal Weekly от 19 июня 2020 г.). Троценко планировал обменять долю в угольном проекте на свою долю в проекте Печора СПГ, который предполагает строительство завода по производству СПГ на газовых месторождениях севера России. Однако из-за споров между Александром Исаевым и наследниками Босова сделка так и не была закрыта.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля выросли выше
140 долл./т. после продолжительного падения. Укрепление котировок обусловлено увеличением угольной генерации и сокращением производства электроэнергии из возобновляемых источников, а также стабилизацией цен на газ.
Доля генерации на каменном угле в Германии на прошедшей неделе увеличилась до 20% против 15% неделей ранее. Доля ВИЭ в энергобалансе страны упала до 26% с 40% неделей ранее, при этом в аналогичный период 2022 г. показатель достигал 67%.
Газовые контракты на хабе TTF стабилизировались на уровне 600 долл./1000 м3 (без изменений к 08.02.2023 г.). При этом американский СПГ-терминал Freeport на прошедшей неделе возобновил поставки в адрес Европы после аварии в июне 2022 г.
Совокупные запасы на складах ARA составили 7 млн т. (+0.1 млн т. или +2% к 08.02.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились до около 135 долл./т. на фоне роста европейских индексов, сокращения предложения со стороны небольших поставщиков и перекрытия нескольких ж/д линий из-за повреждения инфраструктуры в результате ливней.
Ж/д оператор Transnet 10 февраля перекрыл движение по ветке North-East Corridor из-за повреждений инфраструктуры, вызванных проливными дождями. Трансграничные перевозки в мозамбикские порты Мапуту и Матола также были приостановлены.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 18.00 долл./т. до 146 долл./т. в связи с сохраняющимся увеличением запасов угля в портах и на складах потребителей.
Дополнительным негативным фактором стало снижение цен со стороны угольной компании Shenhua на средне- и низкокалорийный уголь на 17 долл./т на следующую неделю (с 15 по 21 февраля). Таким образом, стоимость материала 5500 с учетом доставки в порт составила около FOB 137 долл./т. FOB, что будет оказывать давление на других поставщиков.
Экспорт австралийского угля в Китай оказался под угрозой, поскольку, некоторые поставки столкнулись с затянутым процессом таможенного оформления. В отдельных случаях австралийский материал пришлось перенаправлять в другие страны Юго-Восточной Азии, что добавило пессимизма участникам рынка в оценке дальнейших ослаблений ограничений в отношении импорта из Австралии.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 3 долл./т. до 134 долл./т. по причине отсутствия активности со стороны покупателей, ожидающих продолжение нисходящего тренда, а также слабого спроса и высокой добычи в КНР.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 190 долл./т. Основной причиной стал низкий спрос в Европе, в связи с чем уголь из США, Колумбии и ЮАР активно перенаправлялся в страны АТР, составляя конкуренцию поставкам из Австралии.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили выше 380 долл./т. на фоне опасений недостаточного предложения. Поддержку котировкам также оказывает рост спроса на сталь, в связи с которым компания ArcelorMittal возобновила производство на нескольких доменных печах, остановленных в прошлом году.
Транспортный маршрут до порта Gladstone 11 февраля восстановил движение после ремонта. По данной ветке, перекрытой после столкновения поездов в конце прошлого месяца, осуществляются поставки более половины угля PCI из штата Квинсленд.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 7.9% в январе 2023
В январе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 17.5 млн т. угля (-1.5 млн т. или -7.9% к январю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 5.6 млн т. (+0.3 млн т. или +5.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 11.9 млн т. (-1.8 млн т. или -13.1%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.0 млн т. (-1.6 млн т. или -12.7% к январю 2022 г.), производство подземным способом составило 6.5 млн т. (+0.1 млн т. или +1.6%).
В январе 2023 г. потребителям было поставлено 15.6 млн т. угля, в том числе на экспорт 10.3 млн т. (-0.5 млн т. или -4.6%), российским металлургическим компаниям 2.5 млн т. (-0.3 млн т. или -10.7%), местным угольным электростанциям 1.7 млн т. (-0.03 млн т. или -1.7%).
По состоянию на 1 февраля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.1 млн т. (+5.1 млн т. или +31.9% к 1 февраля 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе продолжился в 2023 г. на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
На российской бирже прошли торги энергетическим углем
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже прошли торги энергетическим углем в рамках инициативы властей, направленной на сокращение количества посредников и улучшение прозрачности для потребителей. Также ожидается, что торги позволят сформировать на внутреннем рынке ценовые индикаторы и предотвратить завышение цен на угольную продукцию для генерирующих компаний.
Первые 2 сделки с каменным углём марки Д общим объёмом 140 тонн прошли 10 февраля, при этом цена составила 1800 руб./т. FCA Кузбасс. В текущее время предусмотрены торги энергетическим углем марок Д и ДГ, однако в будущем список может быть расширен.
В ноябре 2022 г. ФАС и Минэнерго согласовали инициативу по обязательной продаже на бирже не менее 10% угля марок Д и ДГ для компаний, которые имеют доминирующее положение на рынке. При этом в прошлом году Министерство Финансов РФ в мае 2022 г. предлагало обязать компании при значительном изменении условий на некоторых товарных рынках продавать до 25% объемов сырья (включая уголь, нефть, кокс и газ) на бирже для обеспечения недискриминационного доступа к товарам и справедливого ценообразования на сырьевом рынке.
Впервые проект биржевых торгов энергетическим углем был запущен правительством в конце 2019 г.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе котировки энергетического угля упали ниже
135 долл./т. Снижение цен обусловлено потеплением, высокими запасами на складах, а также продолжающимся падением цен на газ и электроэнергию. Кроме того, на фоне роста стоимости квот на выбросы CO2 до рекордных 100 евро/т., в начале марта себестоимость производства электроэнергии из газа оказалась на
2 евро/МВтч ниже, чем из угля.
В связи со стабильными поставками нисходящий тренд на рынке газа продолжился и котировки на хабе TTF подешевели до 455 долл./1000 м3 (-76 долл./1000 м3 или -14.3% к 01.03.2023 г.). В настоящее время газовые хранилища Европы заполнены на 57% и проблем до завершения отопительного сезона не ожидается.
Запасы угля на складах ARA остаются на высоком уровне и превышают 7 млн т. (практически без изменений по сравнению с прошлой неделей).
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. вслед за европейскими индексами, а также в связи с общим негативным трендом после сообщения о снижении целевых показателей по росту ВВП КНР и сокращением импорта со стороны Европы, Индии и Пакистана.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 10 долл. до 161 долл./т. На китайском рынке котировки упали в результате заявлений властей о целевом показателе роста ВВП страны на уровне 5% вместо ранее заявленных 6%, что является скорее негативным сигналом для угольного рынка в связи с ожидаемым сокращением потребления и спроса. Дополнительное давление оказало увеличение запасов в портах и потепление на севере Китая до рекордных для марта значений, а также снижение спроса на импортную продукцию. По данным China Electricity Council, потребление энергетического угля сократилось за неделю на 31%.
Власти КНР обозначили свое намерение прекратить инициативы, направленные на увеличение добычи угля, которые привели к скачку производства до 12 млн т. в день. В ходе заседания 5 марта было заявлено о стремлении стабилизировать сектор, однако точных цифр не называлось. Некоторые источники сообщают, что добыча может быть понижена до отметки ниже 12 млн т. в день и количество разрешений на запуск новых добывающих мощностей снизится. Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 5.5 млн т. (+0.2 млн т. к 01.03.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 9 долл./т. до 125 долл./т. на фоне сокращения спроса со стороны КНР и европейских потребителей.
Власти Индонезии внесли изменение в формулу бенчмарка HBA, который используется для налоговых целей и служит референсом для внутренних цен. Теперь данный бенчмарк не будет ориентироваться на индексы и будет рассчитываться, как средний показатель фактических сделок по продаже индонезийского угля за 2 прошедших месяца.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 опустились ниже 180 долл./т. в связи с сокращением спроса на энергетический уголь со стороны стран АТР.
Индексы австралийского металлургического угля поднялись до 365 долл./т. благодаря увеличению спроса со стороны КНР.
Таможенные органы двух крупных портов Китая (Caofeidian и Jingtang) сообщили о том, что помимо государственной металлургической компании Baowu Steel импорт угля разрешен и другим участникам рынка. Разрешение получили еще два крупных производителя стали, и один из австралийских поставщиков заявил об увеличении запросов со стороны других китайских металлургических предприятий.
Российские власти могут субсидировать закупку около 85 балкеров
Порядка 85 судов могут быть приобретены в рамках государственных субсидий на закупку флота для внешнеторговых операций. Из указанного количества судов основную часть составят балкеры (60 единиц), а также крупнотоннажные суда типа Capesize (12 единиц).
Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд руб., из которых правительство субсидирует порядка 70 млрд руб., в том числе порядка
24 млрд руб. в ближайшие два года. Программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций будет действовать до 2034 г.
Российское правительство разрабатывало программу закупки судов с 2022 г. В отличие от других программ, стимулирующих строительство судов на российских верфях, эти субсидии должны распространяться на закупку продукции зарубежных верфей и флота на вторичном рынке. Власти планируют субсидирование ставки по кредитам для банков, которые будут финансировать закупку и фрахт судов для обслуживания российских экспортно-импортных потоков.
В текущее время морской экспорт российских портов обслуживается, главным образом, судами, не контролируемыми российскими компаниями, на которые в 2022 г. пришлось около 70% экспортно-импортного грузооборота.
Российским угольным компаниям, владеющим портовыми мощностями, крайне необходимо выстраивание полной логистической цепочки, принимая во внимания новые сверхпротяженные маршруты из Северо-Западных портов в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Развитие собственного флота особенно актуально на фоне ухода многих международных судоходных компаний и позволит обеспечить стабильные перевозки на ключевых экспортно-импортных направлениях.
В результате проверок Ростехнадзора в Кузбассе приостановлены работы на 10 участках шахт
В результате проверок на шахтах Кузбасса с 22 февраля по 1 марта 2023 г. Росстехнадзор приостановил работы на 10 участках угольных шахт ряда добывающих компаний в связи с нарушениями охраны труда и промышленной безопасности.
шахта Первомайская
фото - Угольная компания Северный Кузбасс
На 90 суток приостановлено производство горных работ на участке шахты Первомайская (АО Угольная Компания Северный Кузбасс). На 30 суток остановлены работы на предприятии ООО Шахта Осинниковская.
Кроме того, наложены временные запреты на проведение горных работ на участках следующих угольных шахт: Шахта им. С. М. Кирова (СУЭК-Кузбасс), Шахта им.
7 Ноября-Новая (СУЭК-Кузбасс), Шахта им. В. Д. Ялевского (СУЭК-Кузбасс), Шахта Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Шахта Костромовская (ММК-Уголь) и на других шахтах Кузбасса.
В 2022 г. после взрыва на шахте Листвяжная Ростехнадзор инициировал массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, которые привели к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе.
В январе-декабре 2022 г. добыча угля в России составила 442.1 млн т. (+1.1 млн т. или +0.3% к аналогичному периоду 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
Сахалинские шельфовые проекты сталкиваются со сложностями в работе. При этом не полностью разрешены противоречия, касающиеся долей ушедших из проектов компаний, а также импортного оборудования.
Срок реализации доли (30%), ранее принадлежавшей американской компании Exxon Mobil, в новом операторе проекта «Сахалин-1»[1] в апреле указом президента был продлен до октября текущего года. Напомним, что предыдущим указом от 7 октября 2022 г. срок реализации был установлен на четыре месяца, которые уже истекли.
Новым оператором проекта вместо остановившего работы Exxon Neftegas Ltd стало российское ООО «Сахалин-1» (зарегистрировано в Южно-Сахалинске). Его учредителем является АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф», которому в проекте принадлежит 11,5%, еще 8,5% – у АО «РН-Астра» (обе компании входят в НК «Роснефть»). В проекте остались японская SODECO (30%) и индийская ONGC (20%). В Exxon Mobil в свою очередь указывали, что решение о создании нового оператора проекта противоречит СРП, отмечая также наличие планов о намерении постепенного выхода из проекта, выгодного всем сторонам. В американской компании настаивают, что создание ООО «Сахалин-1» в одностороннем порядке прервало данный процесс.
Также вокруг проекта продолжаются судебные разбирательства. В феврале Южно-Сахалинский городской суд удовлетворил касающийся задолженности по налогам и пеням иск Генпрокуратуры[2] к бывшему оператору проекта «Сахалин-1» – американской компании Exxon Neftegas Limited (ENL), прежде владевшей 30% в проекте[3]. В пользу бюджета РФ было постановлено взыскать 6 млрд рублей, остальную часть – в пользу регионального бюджета.
В соответствии с соглашением между правительством РФ, Сахалинской областью и ENL от 2017 г., компания ENL приобрела право получать финансовую выгоду в виде зачета суммы налога на прибыль, причитающейся государству. Ее размер составил 223 млн долларов США. Однако в 2021 г. Минфин уведомил ENL о решении предоставить финансовую выгоду в меньшем размере – не более 37,17 млн долларов ежегодно. Тем не менее Exxon Mobil в марте 2022 г. предоставил налоговую декларацию, где налог на прибыль был сокращен на изначально оговоренные 223 млн долларов (а не 37,17 млн долларов). Генпрокуратура полагала, что компания допустила нарушения порядка исчисления налога на прибыль, из-за чего ущерб был нанесен федеральному бюджету и бюджету региона.
Суд пришел к выводу, что действия ENL в апреле 2022 г. по остановке работ на проекте «Сахалин-1» не имели технически и экономически обоснованных мотивов, поскольку не были вызваны непреодолимыми обстоятельствами природного или техногенного происхождения (не зависящими от воли сторон договора), что, в свою очередь, исключает применение положений о форс-мажоре. Согласно постановлению суда, в результате действий ENL была остановлена поставка в Хабаровский край[4] попутно добываемого природного газа, что создавало угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а прогнозируемые доходы всех участников консорциума инвесторов в 2022 г. снизились более чем в два раза в сравнении с 2021 г.[5]
Спор с ENL о новом порядке исчисления налога на прибыль был расценен судом как уклонение компанией от уплаты налога, в связи с чем была оценена сумма причиненных РФ и Сахалинской области убытков – в 15 млрд 479 млн 095 тыс. 200 рублей (по состоянию на 30 января 2023 г.), при этом более 9 млрд рублей из них приходится на регион. Тем не менее суд не уточнил, каким именно образом будет взыскан весь оцененный ущерб. Представители истца отнесли данный вопрос к ведению Федеральной службы судебных приставов.
Стоит отметить, что ответчик полагал более уместным передачу дела на рассмотрение арбитража или в другую страну. Однако обжалования решений и оплата всех административных штрафов были расценены южно-сахалинским судом как свидетельство признания компанией применения национального законодательства и юрисдикции РФ к правоотношениям, возникающим при реализации Соглашения о разделе продукции 1995 г. (было заключено между правительствами РФ, Сахалинской области и ENL). Исходя из этого суд решил, что спор должен быть решен в суде общей юрисдикции по правилам национального законодательства РФ. Исковые претензии к ENL могут быть учтены при продаже доли компании, на которую претендует «Роснефть», рассчитывающая получить ее с наименьшими возможными затратами.
На долю в другом сахалинском шельфовом проекте – «Сахалин-2» претендует НОВАТЭК. В апреле компания подала заявку на участие в отборе покупателя доли в 27,5% в операторе проекта «Сахалин-2»[6] – ООО «Сахалинская энергия». Ранее эта доля принадлежала британско-нидерландской Shell. В «Сахалинской энергии» основная доля принадлежит ООО «Газпром Сахалин холдинг» (50,1%). Другие иностранные акционеры проекта – японские Mitsui и Mitsubishi, получили в операторе доли в 12,5% и 10% соответственно (что соразмерно их прежним долям в Sakhalin Energy).
Компания Shell намеревалась обратиться в суд штата Нью-Йорк с иском о компенсации стоимости ее доли в «Сахалине-2». Компания оценила потери от списания владения долей в 1,614 млрд долларов. НОВАТЭК решил выплатить Shell всю причитающуюся сумму за долю в размере 94,8 млрд рублей и перечислить их на зарубежный счет компании.
При этом, согласно указу президента от 30 июня 2022 г.[7], британско-нидерландская компания могла получить деньги только на счет типа «С» в российской юрисдикции, где они останутся заблокированными. Тем не менее НОВАТЭК получил согласие президента на выплату Shell всей суммы средств за свою долю.
Отметим, что выручка ООО «Сахалинская энергия» в 2022 г. выросла в 1,7 раза в годовом сопоставлении – до 9,608 млрд долларов. Всего в отчетный период отгрузка составила около 11,5 млн тонн СПГ (в 2021 г. – 10,41 млн тонн), а также около 3,7 млн тонн нефти (4,16 млн тонн в 2021 г.). Из общего объема экспорта СПГ на долю Японии пришлось 60,6% всех отгрузок, Южной Кореи – 16,8%, Китая – 17,9%, Тайваня – 4,5%, Индонезии – 1,2%. В КНР было поставлено 64,3% от общего объема отгрузок нефти, в Южную Корею – 26,8%, в Японию – 8,9%. Чистая прибыль «Сахалинской энергии» составила 4 млрд долларов США, что в два раза больше аналогичного показателя 2021 г.
При этом у Shell сохранился offtake-контракт[8] на получение до 1 млн тонн СПГ с проекта в год с 2028 г. Контракт фактически не выполняется с августа 2022 г., он не был перезаключен с новым оператором. «Сахалин-2» продает на спотовом рынке объемы СПГ, поставлявшиеся по долгосрочному контракту Shell, а прибыль распределяется между всеми участниками. Переход доли НОВАТЭКу несет также юридические риски, из-за намерения Shell продолжать отстаивать свои права, связанные с долей и контрактом.
Следует отметить, что «Сахалинская энергия» в настоящее время опасается срыва отгрузок после решения нидерландской компании Svitzer (дочерняя структура датского контейнерного оператора Maersk[9]) приостановить договор фрахта буксиров (приостановлен 17 апреля), со ссылкой на форс-мажорные обстоятельства. Пока оператору через суд удалось добиться ареста четырех ледокольных буксиров, задействованных в буксировке танкеров в порту Пригородное – «Свицер Анива», «Свицер Сахалин», «Свицер Буссе» и «Свицер Корсаков» (владелец – Svitzer Sakhalin B.V.). Иск «Сахалинской энергии» был подан к ООО «Свицер Сахалин Терминал Тоуэдж» (российская структура Svitzer). В конце апреля Арбитражный суд Сахалинской области вынес решение об аресте буксиров.
В суде «Сахалинская энергия» указывала на отсутствие правомерных оснований для приостановления договора фрахта, ссылаясь на положение договора о том, что осуществление арендных платежей лишает права ссылаться на форс-мажорные обстоятельства. Суд пришел к выводу, что приостановка договора фрахта несет угрозу производственной деятельности и убытки. В качестве обеспечительной меры имущество было передано на хранение ООО «СИП Менеджмент» (СП «Сахалин-Шельф-Сервис» и «УК Проект Групп»[10]) с правом пользования буксирами, как того желала «Сахалинская энергия». Тем не менее оператору требовалось до 18 мая подать иск об оспаривании отказа исполнять договор. Пока о подаче исковых заявлений не сообщалось. Отказ от подачи иска грозит тем, что обеспечительные меры будут отменены, а буксиры потребуется вернуть. В случае если истец выиграет суд, он сможет пользоваться буксирами до истечения срока контракта.
На этом фоне в середине текущего года на Сахалине планируется начать проектирование завода по переработке газового конденсата мощностью 4,5 млн тонн топлива в год. Завершен первый этап технико-экономического обоснования проекта. В минувшем году было подписано соглашение между сахалинским правительством и ПАО «Газпром» о разработке обоснования инвестиций по строительству завода. Системы приема, хранения и регазификации должны быть размещены на Курильских островах (на Итурупе и Кунашире – в 2023 г., на Парамушире и Шикотане – в 2025 г.).
Ожидается, что проект позволит обеспечить возможность производства авиационного керосина для авиакомпании «Аврора» (дочернее предприятие «Аэрофлота») и снизит стоимость затрат на топливо. Кроме того, на заводе планируется производить автомобильное топливо для региона. «Сахалин-2» является источником сырья для проекта. Стоит напомнить, что этот проект должен также стать источником сырья для планируемого малотоннажного завода СПГ для газификации Курильских островов[11].
Тем временем рост добычи нефти наблюдается в Якутии. По итогам первого квартала года было добыто 5,1 млн тонн, что на 11% превысило результат за аналогичный период прошлого года. В целом по итогам текущего года в республике планируется добыть 18,9 млн тонн нефти, что на 5% больше, чем в 2022 г. Нарастить добычу планируется за счет увеличения мощностей на Чаяндинском нефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе (проект ПАО «Газпром»). Чаяндинское месторождение при этом является ресурсной базой для газопровода «Сила Сибири».
Тем временем ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) А.Авдоляна в апреле учредило дочернюю компанию для проведения геологоразведочных работ – ООО «Майгеопром». Компания займется геологоразведочными, геофизическими и геохимическими работами в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы. ЯТЭК к 2025 г. планирует нарастить суммарные геологические запасы газа до 1 трлн куб. м. К концу 2022 г. запасы достигли 643 млрд куб. м.
Между тем группа Alltech[12] в апреле отказались от небольшого сахалинского проекта. Речь идет о сухопутном Призаливном участке (площадь 167 кв. км, Ногликский район), лицензия на который принадлежала компании «Пасифик Ойл Ресорсес»[13], с января текущего года начавшей процесс ликвидации. В Alltech отказ от участка мотивируют экономической нецелесообразностью. Призаливный участок находился на стадии геологоразведки, ресурсы нефти и газа по нему оценивались в порядка 9 млн тонн и 1 млрд куб. м соответственно. Запасы нефти в результате разведки планировалось увеличить до 21 млн тонн. В случае перехода Призаливного участка в нераспределенный фонд Роснедра могут начать работу по подготовке к проведению нового аукциона.
Компании «Пасифик Ойл Ресорсес» лицензия принадлежала с 2008 г., она действовала до апреля 2033 г. Еще в прошлом году компания не планировала ликвидацию и готовилась к бурению скважины №6 «Междуреченская». В то же время в 2020 г. разведка не финансировалась в связи с негативным влиянием пандемии. Убыток компании за 2021 г. составил 7,6 млн рублей. Напомним, что основной актив группы Alltech – угольная компания «Сибантрацит», - был продан А.Авдоляну в 2021 г.
В Хабаровском крае компания «Дальгазресурс»[14] в апреле приступила к разработке некрупного Адниканского месторождения газа (Верхнебуреинский район, единственный участок с запасами газа в регионе). Предприятие начало работы по расконсервации[15] скважины на Буреинском участке. После проведения работ предполагается осуществить комплекс геофизических исследований скважины. Запасы газа по одной скважине составляют 2,5 млрд куб. м. В перспективе на месторождении планируется обустроить десять скважин. Точную оценку запасов месторождения «Дальгазресурс» рассчитывает получить летом текущего года.
Ранее, в 2019 г., сообщалось о планах создать на базе Адниканского месторождения СПГ-завод мощностью 48 тыс. тонн СПГ в год. В качестве инвестора рассматривалась сингапурская компания Poh Group. Однако каких-либо дальнейших действий в данном направлении предпринято не было. По состоянию на конец 2019 г. запасы природного газа месторождения составляли всего 0,437 млрд куб. м (категория С1) и 1,553 млрд куб. м (категория С2).
В правительстве продолжается обсуждение газификации Бурятии и Забайкалья. В марте председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2». В «Газпроме» оценивают потребность двух регионов в газе в 3,5 млрд куб. м в год. Газовая труба может быть проложена от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Газопровод «Сила Сибири – 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы рассматриваются месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Тем не менее переговоры по данному объекту все еще ведутся, не заключены контракты, а сроки строительства не определены. В «Газпроме» сообщали о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. При этом для китайской стороны приоритетным пока что являлся вопрос поставок по «Силе Сибири – 3» (дальневосточный маршрут) – газопроводу с Сахалина, - предполагающих меньший объем поставок и не требующих значительных инвестиций в трубопроводную инфраструктуру.
В Минэнерго при этом обещали совместно с «Газпромом» скорректировать Восточную газовую программу[16] для ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока оценивали в 18% при общероссийском показателе – более 70%.
Следует отметить, что для поставок газа по дальневосточному маршруту правительство в мае одобрило и постановило ратифицировать межправительственное соглашение с КНР. Соглашение регулирует возведение и эксплуатацию газопровода через реку Уссури вблизи городов Дальнереченск (Приморский край) и Хулинь. РФ и КНР подписали соглашение в конце января текущего года. Единственным поставщиком газа выступит «Газпром», на территории КНР обслуживать ветку должна Китайская национальная трубопроводная корпорация. Объем поставок российского трубопроводного газа в Китай может таким способом увеличиться на 10 млрд куб. м в год (поставки по «Силе Сибири» после выхода на проектную мощность должны составить 38 млрд куб. м в год)[17], достигнув таким образом 48 млрд куб. м в год.
Рост угледобычи ожидается в Якутии за счет коксующихся углей. Главгосэкспертиза в мае одобрила проект второй очереди добывающего комплекса Эльгинского месторождения ООО «Эльгауголь» (ООО УК «ЭЛСИ» А.Авдоляна, С.Адоньева и А.Исаева). Ожидается, что строительство новых объектов позволит увеличить добычу на месторождении до 45 млн тонн угля в год.
Проект предполагает разработку северо-западного участка Эльгинского месторождения. Отработку второй очереди участка открытых горных работ на месторождении планируется осуществлять одновременно двумя карьерными выемками – западной и северной. Напомним, что запасы месторождения оцениваются в 2,2 млрд тонн. Объем добычи на Эльге в 2022 г. превысил 20 млн тонн, что на 26,5% больше, чем в 2021 г.
Кроме того, в прошлом году «Эльгауголь» приобрел за 1,5 млрд рублей 67% компании ООО «Ундыткан», владеющей лицензиями на геологическое изучение Ундытканской и Приграничной угленосных площадей около Эльгинского месторождения. Прогнозные ресурсы Ундытканской площади составляют 1,31 млрд тонн угля (по категории P1), Приграничной площади – 1,176 млрд тонн (по категории P1).
В условиях ограниченной пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении и высокой конкуренции угольные компании планируют развитие собственной транспортной инфраструктуры. ООО «Огоджинская угольная компания» (ООО «УК «ЭЛСИ») в апреле приступило к строительству в Амурской области железной дороги необщего пользования «Огоджа» протяженностью 140 км от Огоджинского угольного месторождения (Селемджинский район) до станции Февральск. В компании рассчитывают, что железнодорожная ветка позволит снизить себестоимость транспортировки угля. Ее пропускная способность должна составить порядка 7 млн тонн угля в год. На Огодже к 2023 г. недропользователь намерен добывать 10 млн тонн угля в год, так что ему придется еще расширять построенную железную дорогу. До конца текущего года предполагается проложить 72 км новой железнодорожной ветки, на что будет направлено 3 млрд рублей.
Строительство ведет компания ООО «ТехВЭБ»[18], также задействованная в другом и более крупном проекте «ЭЛСИ» – строительстве Тихоокеанской железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии протяженностью 626 км (стоимость – 97,1 млрд рублей). Суммарные запасы Огоджинского месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. В текущем году на месторождении планируется добыть 1,2 млн тонн угля. Поставка угля Эльги пока осуществляется через Амурскую область[19], где продукция поступает на общую сеть «РЖД».
На Чукотке растет добыча каменного угля компании «Берингпромуголь». За четыре месяца текущего года добыча угля в регионе выросла на 12% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, составив 491,1 тыс. тонн. ООО «Берингпромуголь» (дочернее предприятие австралийской Tigers Realm Coal Limited[20]) за отчетный период получило 452,2 тыс. тонн на Фандюшкинском месторождении, увеличив результат 15% по отношению к аналогичному периоду 2022 г. Со своей стороны ОАО «Шахта Угольная» на Анадырском месторождении увеличило производство в четыре раза, выпустив 38,9 тыс. тонн бурого угля.
В конце марта Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на строительство объектов и отработку Восточного блока на месторождении Звонкое в Чукотском АО (Анадырский район). Проектируемая площадка расположена в 26 км к юго-западу от поселка Беринговский (в 20 км от бухты Угольная Берингова моря) и вблизи от уже действующего Фандюшкинского месторождения.
Месторождение разделено на два эксплуатационных блока – Западный и Восточный, разграниченных ручьем Звонкий. Вскрытие каждого блока предполагается осуществлять самостоятельными выработками. В июле 2022 г. Главгосэкспертиза одобрила строительство карьера на Западном блоке Звонкого. На карьере Восточного блока месторождения предусмотрено поэтапное наращивание добычи – от 650 тыс. тонн угля к 2025 г. до 1,5 млн тонн к 2031 г. В 2023 г. планируется проведение горно-капитальных работ. Запустить карьер на Западном блоке предполагается в текущем году – его мощность должна составить до 650 тыс. тонн угля в год. Балансовые запасы Звонкого (по категориям С1+С2) составляют 12 313 тыс. тонн угля.
Угольщики Иркутской области тем временем намерены получить гарантии по вывозу угля на экспорт в восточном направлении. Речь идет о компании «Востсибуголь» (подконтрольна ПАО «Иркутскэнерго», входящему в En+ Group). Восточно-Сибирская территориальная профсоюзная организация Росуглепрофа еще в марте просила власти региона добиваться установления персональной экспортной квоты для компании на уровне 250 тыс. тонн угля в месяц, направив обращение губернатору И.Кобзеву и начальнику Восточно-Сибирской железной дороги В.Владимирову.
И.Кобзев в свою очередь в апреле поднял вопрос в Минэнерго и обратился к президенту РФ В.Путину, заявив, что меры должны быть приняты в целях сохранения в Иркутской области угледобывающей отрасли, поскольку на сегодняшний день «Востсибуголь» является единственным крупным угледобывающим предприятием региона, располагая градообразующими активами в моногородах (Черемхово, Тулун)[21]. Губернатор попросил президента пересмотреть ограничения на отгрузку угля в восточном направлении и установить объем отгрузки иркутского угля не менее 3,5 млн тонн в год.
В «РЖД» в связи с загруженностью Восточного полигона в марте просили иркутских угольщиков рассмотреть возможность альтернативных направлений сбыта – через порты Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, тогда как в профсоюзе настаивали, что такая ситуация ставит под угрозу стабильность работы недропользователя. Хотя большая часть (82%) продукции «Востсибугля» поступает на внутренний рынок (ее закупает ООО «Байкальская энергетическая компания», осуществляющее управление и обслуживание 11 ТЭЦ и котельными в Иркутской области), в компании утверждают, что именно экспортные поставки являются источником прибыли, поскольку поставки на внутренний рынок региона нерентабельны.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги, Лебединское на северо-восточном шельфе Сахалина.
[2] Генпрокуратура добивалась взыскания с ENL 15 млрд 86 млн 970 тыс. 921 рублей, в такую сумму были оценены убытки, причиненные недоплатой налога на прибыль. В ходе разбирательства исковые требования были увеличены почти на 400 млн рублей. Тем не менее вопрос их выплаты остается открытым.
[3] Генпрокуратура с сентября 2022 г. пыталась взыскать с ENL задолженность в размере 15 млрд рублей., к январю 2023 г. ее размер увеличился до 15,5 млрд рублей с учетом пеней. В сентябре в обеспечение иска Генпрокуратуры приставы арестовали нефть на 15 млрд руб. в хабаровском порту Де-Кастри.
[4] СРП предполагало поставку в Хабаровский край до 3 млрд куб. м газа ежегодно (в 2005-25 гг.).
[5] Японская Sodeco в 2021 г. получила доход в 51 млрд рублей, а в 2022 г. – половину этой суммы. Индийская ONGC в 2021 г. получила от проекта 34 млрд рублей, в 2022 г. – 16,9 млрд рублей. Доходы самой ENL в 2021 г. составили 51 млрд рублей, а в 2022 г. – 25,4 млрд рублей. Доход от «Сахалина-1» у «Роснефти» в 2021 г. составил 34 млрд рублей, в 2022 г. – 16,9 млрд рублей.
[6] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на сахалинском шельфе и завод СПГ в Корсаковском городском округе.
[7] №416, «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
[8] Соглашение о продаже/покупке еще не произведенного товара, когда производитель планирует произвести или добыть определенное количество товара или сырья.
[9] Maersk принял решение об уходе с российского рынка в марте 2022 г.
[10] 25% и 75% соответственно. Владельцы «УК Проект Групп» – Н.Покаси, А.Покаси (по 35%), Е.Рябова. Компания «Сахалин-Шельф-Сервис» подконтрольна экс-главе «Роснефти» С.Богданчикову (52,6%), еще 25,8% у японской Marubeni, 21,6% – у американской International Development Services.
[11] Завод будет действовать в Южно-Сахалинском городском округе (село Дальнее), для перевозки и перевалки танк-контейнеров с СПГ планируется задействовать инфраструктуру морского порта Корсаков, а также морских терминалов Курильск, Северо-Курильск, Малокурильск и Южно-Курильск.
[12] Акционеры – родственники покойного предпринимателя Д.Босова (64,26%), ранее являвшегося основным акционером, а также его бывшие деловые партнеры – Д.Ага, И.Макаров, О.Шемшук и Р.Филинов.
[13] Принадлежит кипрской Elranio Holdings Ltd.
[14] Зарегистрирован в хабаровском поселке Чегдомын, учредители – саратовские предприниматели и компании С.Сомхиева, А.Кузнецов, Е.Смирнова и Ф.Тупоносов, ООО «Криосар», ООО «Теплозащита» (владелец – директор «Дальгазресурса» О.Баранов).
[15] Месторождение открыто в 1991 г., была пробурена поисковая скважина. Однако дальнейшие работы не велись.
[16] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[17] В 2022 г. объем поставок по «Силе Сибири» составил 15,5 млрд куб. м.
[18] г. Новосибирск, владелец – А.Будников, компания, основанная в 2019 г., специализируется на проведении открытых горных работ и строительстве железнодорожной инфраструктуры, выступает партнером в проектах «ЭЛСИ».
[19] Поставки осуществляются по так называемому малому БАМу – южный участок Амуро-Якутской магистрали от Транссиба в Приамурье до якутских Беркакита и Нерюнгри.
[20] Владеет через кипрскую Rosmiro Investments Limited.
[21] В марте 2023 г. квота для Иркутской области на вывоз угля на экспорт в восточном направлении была установлена в размере 58,5 тыс. тонн (на месяц), что более чем в два раза меньше отгруженного в прошлом году объема (2,8 млн тонн). Из них на долю «Востсибугля» одобрили 4,7 тыс. тонн твердого топлива (8%), но затем было дополнительно согласовано еще 27,9 тыс. тонн (всего 32,6 тыс. тонн). На 2022 г. в регионе не существовало заранее установленной квоты – объем вывоза угля согласовывался с «РЖД» ежемесячно.