Поделиться
Пульс угля - 29 мая
Поделиться

Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia

pixabay.com



Краткий обзор мирового угольного рынка

За прошедшую неделю на европейском рынке наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 90 долл./т. Поддержку индексам оказала новость о приостановке работы колумбийской угледобывающей компании Cerrejon в связи с блокировкой ее железнодорожных путей. Цена природного газа на европейской торговой платформе TTF поднялась до 25.4 евро/МВтч (+2.4 евро/МВТч к 19.05.2021 г.). Стоимость квот на выбросы углекислого газа продолжает находиться на уровне исторических максимумов в 52.8 евро/т. (-3.6 евро/т. к 19.05.2021г.). Запасы угля на терминалах ARA составили 4.6 млн т. (+0.2 млн т. к 19.05.2021г.).

05.05.2021 г. железнодорожная линия компании Cerrejon была заблокирована бывшими работниками предприятия после вынужденных сокращений персонала на фоне негативных последствий кризиса Covid-19. Протестующие также ограничили поставки топлива на угольный разрез компании, вследствие чего Cerrejon была вынуждена остановить добычу.

Возросший спрос со стороны индийских генерирующих компаний в преддверии начала сезона муссонов (с июня по октябрь) укрепил индексы южноафриканского материала выше 110 долл./т. Запасы угля в порту Richards Bay сократились до 2.1 млн т. (-0.1 млн т. к 19.05.2021 г.).


На прошедшей неделе на внутреннем рынке Китая наблюдалось снижение угольных котировок. По состоянию на 26.05.2021 г. цены на уголь 5500 ккал/кг NAR внутреннего производства в порту Qinhuangdao упали ниже 133 долл./т. Из-за высокой цены китайские потребители ограничили закупки местного угля, что оказало давление на индексы.

В преддверии 100-летия коммунистической партии КНР и начала сезона дождей в Китае правительство ограничило добычу угля, чтобы избежать потенциальных аварий на шахтах. В прошлом месяце на северо-западе Китая в провинции Синьцзян в результате подземного наводнения на угольной шахте пострадало более 20 человек.

Новость о техническом обслуживании угольного терминала PWCS Carrington в порту Newcastle с 27 мая по 10 июля увеличила индексы австралийского материала выше 120 долл./т. на фоне роста спроса в странах АТР.

Высокий спрос со стороны Китая и Индии положительно отразился на ценах индонезийского материала 5900 GAR выше 92 долл./т. В апреле 2021 г. Индонезия поставила 9.9 млн т. энергетического угля в Индию (+3.5 млн т. к апрелю 2020).

Продолжающийся рост цен на сталь и постепенное увеличение стоимости металлургического кокса на рынках стран АТР способствуют росту спроса металлургических предприятий в Юго-Восточной Азии на коксующийся уголь австралийского происхождения и укрепляют индексы выше 150 долл./т.

Китайская ассоциация стали и черной металлургии 23 мая 2021 г. призвала местные сталелитейные компании не создавать искусственный дефицит, ведущий к повышению цен на сталь на внутреннем рыке. В апреле индекс цен на сталь в Китае вырос на 9% на фоне начавшегося сезона строительных работ и роста продаж автомобилей.

 

ФНБ профинансирует 3-ю очередь БАМа и Транссиба

21 мая 2021 г. на заседании правительства под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова было отобрано семь инфраструктурных проектов на сумму 4.9 трлн. руб. (66.7 млрд долл.) для софинансирования из Фонда национального благосостояния (ФНБ).


В случае одобрения премьер-министром России эти проекты получат из ФНБ 895 млрд руб. (12.1 млрд долл.). Одной из ключевых инфраструктурных инициатив, выбранных в ходе встречи, стал третий этап модернизации Байкал-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей (Транссиб). Данный проект предусматривает развитие якутского кластера для увеличения поставок угля из Якутии в восточные порты России. В 2020 г. угледобывающие компании, осуществляющие добычу в Якутии, экспортировали 45.7 млн т. угля.

Общие затраты на третий этап модернизации БАМа и Транссиба с учетом строительства электрифицированных путей могут составить 700 млрд руб. (9.5 млрд долл.). РЖД стремится привлечь 25% средств ФНБ, выделенных на якутский проект, по низкой процентной ставке. По заявлению генерального директора компании Олега Белозерова, проект планируется завершить к 2026-2027 гг.

Проект расширения железнодорожных мощностей Дальнего Востока России включает три этапа. Первый этап предусматривает увеличение пропускной способности для всех грузов до 144 млн т. к 2021 г. Реализация второго этапа позволит увеличить пропускную способность для всех грузов до 180 млн т. в год до 2024 г. Проект якутского кластера - это третий этап модернизации железных дорог БАМа и Транссиба, включающий строительство вторых путей от железнодорожной станции Тында до порта Ванино.

В Якутии - два крупных производителя угля: Колмар и Эльгауголь. Обе компании намерены наращивать объемы добычи, а также существующие портовые мощности. Пропускная способность нового угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ), построенного дочерней компанией Колмара Анны Цивилевой, составляет 12 млн т. в год. Объемы перевалки будут увеличиваться 24 млн т. к 2022 г.

A-Проперти Альберта Авдоляна также планирует к 2024 г. построить угольный терминал в порту Ванино мощностью 30 млн т. угля в год и обогатительную фабрику на Эльге мощностью 32 млн т. на первом этапе (конец 2021 г.) и 45 млн т. на втором этапе (2023 г.).

 

Южная угольная компания планирует запустить новую шахту в 2023 г.

В 2023 г. Южная угольная компания планирует ввести в эксплуатацию шахту Садкинскую-Восточную (Ростовская область, Россия). Добыча на шахте может составить 1 млн т. угля в год на первом этапе с потенциальным увеличением до 3 млн т. к 2026 г. Балансовые запасы угольного участка составляют 78 млн т. антрацита.


Фото: Arno van Rensburg on Unsplash

Также Южная угольная компания ведет работы по строительству шахты Садкинская-Северная с балансовыми запасами 223 млн т. антрацита.

Южная угольная компания была зарегистрирована в 2004 г. В состав компании входят Садкинская угольная шахта, обогатительные фабрики Садкинская и Гуковская и транспортная компания Южтранс. 100% Южной угольной компании принадлежит Валерию Ильенко.

В 2020 г. Южная угольная компания добыла 2.3 млн т. (-0.2 млн т. или -15% к 2019 г.).

  

Добыча угля в Кузбассе в январе-апреле выросла на 8%

В январе-апреле 2021 г. угледобывающие предприятия Кузбасса добыли 78 млн т. угля (+5.9 млн т. или +8% к январю-апрелю 2020 г.), по данным Министерство угольной промышленности Кузбасса. Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 23.0 млн т. (-2.8 млн т. или -11% к январю-апрелю 2020 г.), в то время как объемы добычи энергетического угля достигли 54.9 млн т. (+8.6 млн т. или +18% к январю-апрелю 2020 г.).

Открытым способом угольные компании добыли 47.8 млн т. (+3.8 млн т. или +8.6% к январю-апрелю 2020 г.), производство подземным способом увеличилось до 30 млн т. (+1.9 млн т. или +6.7% к январю-апрелю 2020 г.).


Фото: пресс-служба АО «Северный Кузбасс»

В апреле по железной дороге было отгружено 18.8 млн т. угля, в том числе 9.7 млн т. в западном направлении, 4.7 млн т. в восточном направлении и 4.3 млн т. по местному транспортному сообщению.

В апреле потребителям было поставлено 16.7 млн т. угля, в том числе на экспорт 11.8 млн т., российским металлургическим компаниям 2.9 млн т., местным угольным электростанциям 1.5 млн т.

По состоянию на 1 марта 2021 г. запасы угля в Кузбассе достигли 15 млн т. (-1.2 млн т. или -7% к 1 января 2021 г.).

В январе-апреле 2021 г. с железнодорожных станций Кузбасса было отгружено 72 млн т. (+3.3 млн т. или +4.8% к январю-апрелю 2020 г.).

03 марта 2021 г. Владимир Путин призвал увеличить экспорт кузбасского угля на восток до 68 млн т. в год к 2024 г. В 2021 г. угольные предприятия Кузбасса намерены увеличить добычу угля до 235 млн т. (+15 млн т. или +6% к 2020 г.).

 

Лавна установит низкие ставки перевалки угля

ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) планирует установить тариф на перевалку угля в порту Лавна на уровне 7.2 долл./т. Это значительно ниже стоимости перевалки угля в портах Северо-Запада (9 долл./т), в Тамани (13.8 долл./т) и в портах Дальнего Востока России (15 долл./т.).


Фото: пресс-служба правительства Мурманской области

По словам представителя ГТЛК, более низкие тарифы на перевалку угля могут привлечь дополнительные объемы от российских экспортеров, поскольку только две компании подтвердили готовность загрузить терминал — Центр развития портовых технологий, владеющий 30% в проекте, и совладелец Сибирского Делового Союза Михаил Федяев (25%). Центр развития портовых технологий планирует к 2024 г. переваливать в порту Лавна до 13 млн т., СДС – 5.6 млн т.

По мнению экспертов, низкая ставка перевалки невыгодна и убыточна для порта и вряд ли сможет привлечь сторонних поставщиков на фоне падающего спроса в Европе и наличия свободных портовых мощностей на Балтике и в Тамани.

В рамках проекта Лавна государство, как ожидается, построит железную дорогу Выходной—Лавна, при этом госконтракт на ее строительство стоимостью 45 млрд руб. (612 млн долл.) был расторгнут в конце 2020 г.

Строительство порта Лавна на западном берегу Кольского залива планировалось завершить в 2012 г. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась. Помимо Центра развития портовых технологий и СДС, 30% в проекте принадлежит БизнесГлобусу, 10% - РЖД и 5% - ГТЛК. В 2020 г. из-за падения цен на уголь ключевые экспортеры не подписали обязательных соглашений о загрузке мощностей угольного терминала Лавны.

По словам бывшего министра транспорта России и нынешнего генерального директора ГТЛК Евгения Дитриха, ГТЛК и ее партнеры рассматривают проект порта Лавна не только как угольный терминал, но и как порт, включающий контейнерные терминалы и многофункциональные перевалочные комплексы.

Российское правительство уже инвестировало в Лавну 32 млрд руб.

(426.5 млн долл.). Строительство порта может быть завершено в 2023 г. С 2023 г. объем перевалки угля в Лавне, согласно проекту, должен выйти на уровень 18 млн т./год.

Современное аналитическое агентство (CAA) Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов