Поделиться
Пульс угля — 9 сентября: угольная промышленность в моменте
Поделиться

Угольная промышленность: анализ и перспективы

автор/источник фото: valzan/Shutterstock

Краткий обзор мирового угольного рынка

На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г. 

Тематическое фото. источник: CAA

Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).

Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.

Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.

Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.

В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.

Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.). 

Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.

Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.

Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.

Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. 

Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.

Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.

Тематическое фото. источник: САА

Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.

Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.

Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.

С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.

Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.). 

En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения

Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.

Тематическое фото. автор/источник: Mr. Tempter/Shutterstock

На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.

Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.

Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком. 

Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.

Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.

Грузовые поезда. фото: РЖД

2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.

Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.

В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.

При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.

В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).

Coal center analytics (CCA) Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор ТЭК ДФО — весна 2024

В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.

Читать полностью
Поделиться
Шахтерам светит тяжелый год

В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 14 октября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 7 октября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 30 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 23 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 16 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 9 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 2 сентября: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 26 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Поделиться
Контейнерные зигзаги на восточных рубежах: почему стопорится трансграничная логистика

Проблемы с движением поездов в условиях инфраструктурных ограничений Восточного полигона привели к очередному логистическому кризису. На этот раз образовалась напряженная ситуация с доставкой контейнерных грузов из Китая. Причина не только в недостатке инфраструктуры, но и в усиливающемся дисбалансе между входящим и исходящим потоками: импорт контейнеров значительно превышает экспорт, что накладывает отпечаток на работу транспорта. Судя по всему, это далеко не последний вызов для логистов и грузовладельцев.

Читать полностью
Поделиться
Пульс угля — 19 августа: угольная промышленность в моменте

Читать полностью
Больше материалов