В Бурятии и Забайкалье подвели итоги первых трех лет в составе ДФО
Три года назад Бурятия и Забайальский край вошли в состав Дальнего Востока. Одновременно с этим на регионы распространились «дальневосточные» льготы для жителей и преференциальные режимы для бизнеса. Их эффективность стала темой отдельной сессии итогового в 2021-м году форума «ProДФО».
Итоги трехлетней «резиденции» в ДФО подвели не только министр экономики Бурятии Екатерина Кочетова и глава Минкульта Забайкалья Ирина Левкович - слово в прямом эфире дали и жителям новых дальневосточных территорий. Опрошенные на улицах Улан-Удэ отмечали, что за последние три года появилось много выплат, увеличилась поддержка семей, начала действовать программа «Дальневосточная ипотека». «А еще дешевые авиабилеты – раньше такого не было!» - отмечали респонденты.
Однако жители замечали, что молодежь не планирует оставаться в регионе. Многим хотелось бы больше поддержки для молодых специалистов, повышенных стипендий для студентов и выпускников.
По словам Екатерины Кочетовой, власти понимают, что для жителей нужно создавать условия. Чтобы их фокус внимания сместился не на поиски лучшей жизни.
- Мы должны создавать ценности, комфортную среду. Чтобы у жителей была возможность для дополнительного образования детей, какие-то места для собственного досуга. У нас уже есть небольшая положительная динамика – численность населения выросла на 1 300 человек за три года, а миграционный отток снизился вдвое, - начала Кочетова. – Но вообще, жители часто не различают – это из-за вступления в Дальний Восток произошло или нет. Те же выплаты – они на уровне страны установлены. А вот сады мы строим, школы – это дальневосточные вливания.
В Бурятии, кстати, финансовые поступления из федерального бюджета после получения дальневосточного статуса выросли в четыре раза – до 66 млрд рублей. Ровно столько республика получила за предыдущие 10 лет.
- На эти средства мы смогли в 2,5 раза сократить очередь в детсады, еще остается, правда, около четырех тыс. детей в очереди. Но уже к концу года готовятся к сдаче еще пять детсадов. Также вдвое сократилось число школ с обучением в несколько смен, а скоро откроется еще 15 школ. Есть и достижения в сфере допобразования – сейчас этим охвачено уже 78% детей, - доложила министр экономики. – Также работа идет в сфере здравоохранения – на развитие в этом секторе направили более шести млрд рублей. Такого финансирования республика не получала. Сейчас уже появились более 50 новых объектов, в том числе хирургический комплекс, перинатальный центр, онкодиспансер.
Рассказала Екатерина Кочетова и об инвестициях в регионе. Больше всего резидентов дальневосточных ТОР, по ее словам, привлекают сниженные страховые взносы. Льготы по налогам, безусловно, тоже. Но именно страховые взносы для предпринимателей наиболее затратны. Со вступлением в ДФО в Бурятии только за первый год инвестиции увеличились на 143% к 2018 году, а сейчас, уже третий год подряд, в экономику ежегодно вливается около 72 млрд рублей инвестиций, 70% из которых – внебюджетные источники.
Так, один из ключевых проектов в особых экономических условиях – «Байкальская гавань». В рамках проекта будет организован туркомплекс на песчаном побережье Байкала. Первый отель появится здесь уже в 2024 году, а к 2030 году – сразу три крупных гостиницы.
- Поэтому, может, жители не всегда видят положительную динамику, но у нас все заметно, статистика не обманет, - заключила Кочетова. – Так что сейчас у нас очень хороший задел, а наша задача – сохранит это и приумножить.
В Забайкалье также провели опрос среди жителей на улицах Читы. Настроения здесь оказались менее оптимистичные. «Цены выросли, глобально – ничего не поменялось, личных изменений нет», - отвечали некоторые. Но другие опрошенные также отметили дешевые субсидированные билеты, развитие и обновление городов, туристической сферы.
Подводить итоги соседи из Забайкальского края решили по линии министерства культуры. Глава ведомства Ирина Левкович расказала, что в регионе многие настроены на отъезд в более комфортные города.
- Но мы можем создавать инструменты, которые помогут удержать здесь людей, - уверена Ирина Левкович. – Только по линии культуры мы обновили инфраструктуру тех учреждений, где 50 лет ничего не делалось, все держалось на краске и известке. Мы получили за три года 1,3 млрд рублей на культуру – никогда такого не было в Забайкалье. В этом году мы отремонтировали музей! Также и инвестиции, развитие туризма – мы очень тонко работаем. Например, перспективный сейчас терпроект Даши Намдакова «Парк Тужи» когда-то тоже начинался с идеи развивать культуру. А теперь сюда приходят инвесторы.
По ее словам, всего за три года удалось отремонтировать 80 клубов и детских школ искусств, библиотеки стали современнее и удобнее.
- Мы же можем показать детям, что у нас в библиотеках тоже интересно, современно, а не только в интернете. Помимо того, что мы купили 282 тыс. экземпляров новых книг, мы подключили библиотеки к интернету, получили доступ к национальной электронной библиотеке, редким книгам. Так что наши студенты могут учиться не хуже, чем в столице, - рассказала Ирина левкович.
Помимо этого уделили внимание и селам. Где-то построены новые залы, где-то удалось наладить возможность смотреть спектакли лучших московских театров в онлайне. Это все, по словам Левкович, тоже важно – оно как бы сокращает расстояние и разрыв с остальной, Центральной Россией.
- Да, конечно, есть проблемы, - подытожила министр культуры. – Для студентов нет общежитий. Мы открыли отделение современной электронной музыки, звукорежиссуры. Но над созданием кампусов нам нужно поработать – для этого вступаем в проект «Арт-резиденции» по Дальнему Востоку. Но мы уже видим, что люди сами чаще стали участвовать в жизни региона. Это ведь тоже показатель – первый конкурс культурных инициатив мы с трудом, помню, раскачивали. Во второй – уже больше участников было, а сейчас еще больше. Видно, что люди хотят здесь жить и что-то делать. И на такие показатели эффективности я тоже предлагаю ориентироваться. Именно за ними наши перспективы.
Екатерина Васюкова
В Москве прошла рабочая встреча президента России и врио губернатора Забайкальского края Александра Осипова. Во время нее глава региона рассказал о ходе работы в рамках ликвидации последствий пожаров и планах социально-экономического развития региона.
«Я хотел бы доложить вам, как у нас развивается сейчас ситуация. Первое, о чем хотел бы доложить — это о ходе ликвидации последствий крупномасштабных пожаров, которые у нас произошли 19 и 21 апреля. Тогда пострадало почти 900 человек. Всем на сегодняшний день осуществлены социальные выплаты. Почти 120 семей потеряли жилье. На сегодняшний день 85 из них жильем обеспечены, 33 сейчас в стадии строительства, приобретения жилья. Восстанавливаем мосты, водозаборы, библиотеки. Хотя непросто это дается, в целом везде находимся в сроках, которые определили вы своим указом», — рассказал Александр Осипов.
Борьба с последствиями
Глава Забайкалья отметил, что сейчас ключевой задачей является восстановление пострадавшего от стихии сельского хозяйства.
«У нас сгорело 120 чабанских животноводческих стоянок. На сегодняшний день организована работа по их восстановлению. Мы как государство несем обязанность выплатить весь ущерб пострадавшим, но мы не оставляем людей и знаем вашу бескомпромиссность во всем, что касается интересов людей. Поэтому мы и сами так же к этому относимся, стараемся помочь. И с подрядчиками — смотрим, чтобы подрядчики выполняли свои обязательства, и эти деньги никуда не ушли, и чтобы до холодов были восстановлены все пострадавшие стоянки», — отметил Александр Осипов.
Ранее руководитель ситуационного центра Забайкальского края Евгений Корнев рассказал, что для пострадавших приобретается 118 квартир и строится пять домов.
«Схема предоставления жилья была согласована главой региона Александром Осиповым. Из общего списка семей около 30% сделали выбор в пользу районов, остальные предпочли переехать в город. На каждое жилье проводится экспертиза качества, рыночной стоимости помещения. Первая часть жилья будет предоставлена до 5 сентября, остальное будет передано до 15 сентября», — доложил Евгений Корнев.
Более 80% семей, пострадавших при пожарах, зарегистрировали право собственности на новые квартиры и дома. Среди них семья Цыренжаповых из села Усть-Ималка Ононского района. Во время пожара сгорели все их документы. Также свое жилье получила семья Шестаковых из села Унда Балейского района. Они уже обустроились в новом доме в селе Смоленка Читинского района.
Ключевой момент: ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в Забайкальском крае ведется планомерно и в максимально короткие сроки. Восстановить все объекты инфраструктуры, жилье, чабанские стоянки необходимо до 15 октября. Александр Осипов поблагодарил и отметил министров, которые помогали в восстановлении.
«Патрушева, и Якушева, и Зиничева, и Мединского, даже всех можно назвать — за очень оперативную, качественную поддержку».
Помочь с тарифами
Также во время встречи с главой государства Александр Осипов доложил о работе по социально-экономическому развитию региона.
«Вы сами знаете, в каком состоянии Забайкальский край, социально-экономическое положение. Мы разработали по прямому указанию Дмитрия Анатольевича, под руководством Антона Германовича Силуанова, с участием Минвостокразвития и федеральных министерств, план экономического и социального развития. Он предполагает привлечение 1,3 трлн рублей инвестиций, позволяет удвоить нам практически ВРП, позволяет создать 60 тыс. новых рабочих мест. На сегодняшний день он находится в стадии согласования, позволит принципиально изменить экономику и занятость. Первые 15 проектов, мы уже начали их реализацию, они погружаются сейчас в территорию опережающего развития, которую мы создали по решению Дмитрия Анатольевича 1 августа. Территорию опережающего развития создали, первые 15 проектов там — проекты предельно конкретные, понятны участники. Поэтому сейчас уже непосредственно реализуем», — объяснил глава региона.
Также он отметил, что на Удоканском месторождении идет нарезка карьера, подготовка извлекающей фабрики, строится необходимая инфраструктура.
«Мы параллельно договорились о том, что будем поддерживать социальной инфраструктурой, делать специальные профессиональные, образовательные учреждения, по всем видам социального обеспечения помогать», — ответил Александр Осипов на вопрос президента о развитии Удокана.
По словам главы Забайкалья, есть два важных ограничения касательно реализации этого плана. Первое из них — это тарифы.
«Я уже к вам обращался, и вы тогда принимали положительное решение. В принципе, сейчас эта работа ведется», — отметил он.
Президент отметил, что есть большая разница с тарифами в соседних регионах. Сейчас подготовлено два решения. По одному из них есть вариант принятия решения, может быть, даже с начала года.
«Что еще позволяет сделать план, который мы разработали. Вы знаете о том, что у нас регион очень дотационный. Реализация этого плана, получение результатов позволяет изменить степень дотационности бюджета. Уже к 2024 году мы можем на треть снизить степень дотационности, к 2026 году — вполовину, и в последующем стать бездотационным регионом. Поэтому могут принципиально измениться наши и социальные возможности, и бюджетные возможности в случае реализации этого плана», — отметил Александр Осипов.
Крупные проекты
По словам врио губернатора, регион активно вошел в национальные проекты. При этом наметилась положительная тенденция — впервые за несколько лет идет положительный рост промышленного производства, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению, снизилась на 1%безработица в крае.
«Конечно, большей частью это эффект от ожиданий, надежд и от веры бизнеса в то, что мы делаем. Это еще не те эффекты, которые мы могли бы получить в результате реализации плана, потому что там, естественно, надо год, два, три. Но это уже показывает, что поддерживается то, что мы сегодня делаем», — доложил президенту глава Забайкалья.
Активно регион вошел в национальные проекты: реализуется более 120 крупных объектов, строительство и ремонты, планируется поставить 300 детских площадок, почти 250 спортивных площадок. Также в Забайкалье построят 16 школ, 60 детских садов и ясельных пристроек, объекты физической культуры и спорта.
Купить квартиру на Дальнем Востоке людям помогают особые программы, разработанные Минвостокразвития. Наряду с «дальневосточной ипотекой», которая позволяет взять кредит на жилье под максимально низкий процент, в ДФО запускают проект комплексных застроек — он обеспечит рынок жилья новыми предложениями и положительно скажется на доступности недвижимости.
Программу «Дальневосточный квартал» анонсировали и запустили только в текущем году, но уже пять регионов ДФО начали воплощать проекты на своих территориях. На Камчатке пока только планируют территорию, в Забайкалье утвержден проект планировки и межевания земли под квартал, Якутия готовится к старту строительства, а на Сахалине и в Магаданской области оно уже началось. Еще в четырех субъектах сейчас ведут предпроектный анализ, и до конца года там тоже запустят программу. Так в крупных городах Дальнего Востока появятся микрорайоны комплексной застройки с комфортной планировкой: минимальный порог объема для девелоперских компаний — 50 тысяч квадратных метров. А суммарно застройщикам нужно возвести 2,1 млн «квадратов» по всему федеральному округу.
Большую часть этого объема собирается построить одно из крупнейших предприятий России — группа компаний «ПИК». Девелопер намерен возвести на Дальнем Востоке около 1,5 млн жилья — соглашение о работе в рамках программы «Дальневосточный квартал» компания подписала с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и КРДВ. У федерального застройщика большие планы: в проекты жилищного строительства ДФО «ПИК» планирует привлечь около 100 млрд рублей в течение восьми лет. Кроме того предприятие, как и другие участники проекта «Дальневосточный квартал», получит особые условия работы — статус резидента ТОР или свободного порта Владивосток и сопутствующие налоговые льготы.
Помощь в работе федеральным застройщикам окажут и региональные власти. В рамках «Дальневосточного квартала» субъекты возьмут на себя обеспечение стройплощадок инфраструктурой. Такую работу уже ведут в Сахалинской области: там для этого используют механизм облигаций под 3%, а также выделят деньги на строительство социальных объектов в будущих микрорайонах. Речь идет о школах, детских садах и спортивных сооружениях. Это позволит не только ускорить возведение жилья, но и снизит цены на него.
«Власти области или города берут на себя обеспечение инженерной инфраструктурой таких крупных строительных площадок. Соответственно, эти деньги уже не ложатся в стоимость одного квадратного метра. В среднем это 10-15% от стоимости жилья», — рассказал министр строительства Сахалинской области Алексей Колеватых.
Еще одним существенным подспорьем для крупных девелоперов станут преимущества в выделении новых земельных участков. Соответствующее постановление уже готовят к принятию в кабмине РФ. По его условиям застройщик, который уже построил определенный объем жилья годом ранее, получит первоочередное право на участок. Таким образом, федеральные компании заинтересованы в том, чтобы строить на Дальнем Востоке как можно больше жилья. На это намекает и сложившаяся ситуация на рынке недвижимости.
«Примерно с середины прошлого года выстреливший спрос опустошил вторичный рынок. Он был простимулирован и дешевой ипотекой — не только «дальневосточной», и тем, что провалились краевые программы по строительству и обеспечению отдельных категорий граждан жильем. Цены на вторичном рынке взлетели так, что сейчас почти сравнялись с ценами на новостройки. И чтобы остудить перегретый необеспеченным спросом рынок сегодня надо строить. Надо строить много, надо строить быстро, и поэтому я бы назвал ситуацию позитивным ожиданием новых возможностей», — оценил обстановку экс-министр строительства Хабаровского края, советник директора ООО «Фонд жилищного строительства» Константин Пепеляев.
Развитие программы «Дальневосточный квартал» идет рука об руку с проектом «Дальневосточная ипотека», который запустили в 2019 году. Кредитование на особых условиях помогает жителям ДФО, в первую очередь молодым семьям, решить квартирный вопрос — банки, участвующие в инициативе, предлагают займы с беспрецедентной ставкой в 2% годовых, а при некоторых условиях она может быть еще ниже.
Льготная ипотека стала крайне востребованным продуктом у дальневосточников: к началу июля 2021 года банки выдали 21 843 кредита на 81,4 млрд рублей. Свыше 82 процентов ипотечных займов оформили жители Приморского и Хабаровского краев, Якутии, Бурятии и Амурской области. Кроме того, по 1 400 кредитов в рамках «Дальневосточной ипотеки» взяли жители Забайкальского края и Сахалинской области.
Рост популярности льготных жилищных займов эксперты связывают с динамичными изменениями самой программы: ее подстраивают под актуальные запросы граждан. Так, дальневосточники стали чаще обращаться за ипотекой на строительство индивидуального жилья — в начале июля банки выдали 1,5 тысячи кредитов на эти цели, на сумму 6,2 млрд рублей. Только за июнь спрос вырос на 21,3%.
«Ряд существенных уточнений упростил молодым семьям и получателям земельного участка в рамках программы «Дальневосточный гектар» получение кредита по программе «Дальневосточная ипотека» для строительства жилого дома на своей земле. Эта мера дала реальный эффект и продолжает работать на увеличение количества новых заявок. Второй фактор — сезонный. Лето — благоприятное время для строительства. Особенно в регионах вечной мерзлоты, как Республика Якутия. Не случайно здесь наиболее значительный рост количества новых кредитов на постройку собственного дома», — отметил замдиректора департамента реализации проекта «Дальневосточная ипотека» социального блока КРДВ Сергей Потанин.
Семья Анисимовых из Якутска оформила «дальневосточную ипотеку» для постройки дома на участке в черте города. Будущее жилье будет двухэтажным, а ежемесячный платеж по кредиту для супругов — чуть больше 20 тысяч рублей.
«Дальневосточную ипотеку» получили в ноябре 2020 года в одном из партнёрских банков программы — «Алмазэргиэнбанке». Сумма кредита составила чуть больше 4 млн рублей сроком на 20 лет. Ежемесячно выплачиваем 20 200 рублей. Сумма для нас подъемная. Сейчас живем в однокомнатной квартире, но уже скоро переедем в собственный двухэтажный дом в черте города, всего в 15 минутах езды от центра Якутска. Нам с мужем немного за 30. И скоро у нас будет двухэтажный дом! Это мечта, которая сбывается прямо сейчас!» — поделилась жительница Якутска Роза Анисимова.
Кроме того, «дальневосточную ипотеку» стали чаще брать в Магаданской области и Чукотском АО: для этих двух регионов также ввели особые условия займа. Теперь оформить кредит местные жители могут на вторичное жилье в городах — благодаря нововведению к концу июля квартиры приобрели свыше 600 семей.
«В регионах отсутствуют предложения на первичном рынке жилья, также не было планов жилищного строительства в краткосрочной перспективе. Минвостокразвития России совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики подготовили и согласовали соответствующие изменения в программу. Корректировка условий «дальневосточной ипотеки» дала существенный рост. Если на сентябрь 2020 года в Магаданской области было оформлено всего 13 кредитов по программе, то на сегодняшний день их уже 656. На сегодняшний день в Магадане и Чукотке почти 800 молодых семей и участников программы «дальневосточный гектар» смогли улучшить свои жилищные условия. На наш взгляд, «Дальневосточная ипотека» работает на закрепление молодых семей в регионе», — уточнил Сергей Потанин.
Большая, но малолюдная территория, точечно расположенная промышленность, и главное богатство – уникальная природа… Что уже есть, и что еще можно и нужно сделать для улучшения качества жизни жителей Бурятии рассказал в интервью EastRussia глава Республики Бурятия Алексей Цыденов.
Про COVID-19 и локдаун
— Алексей Самбуевич, какая у вас сейчас ситуация с распространением коронавирусной инфекции? Еще недавно она была одной из самых тяжелых в стране, и вы даже вводили локдаун.
— Ситуация сложная, хотя сейчас стало получше. Перед локдауном, в пике заболевания, у нас было занято 3200 коек — значительно больше, чем во вторую волну. После двух недель режима всеобщей самоизоляции снизилась потребность в госпитализации пациентов с коронавирусом. В первую же неделю после снятия локдауна в стационарах получали лечение на 742 пациента меньше по сравнению с предыдущей неделей. А нагрузка на амбулаторное звено уменьшилась на 23%. Уже с 12 июля в течение недели мы сократили 755 коек для лечения пациентов с ковид. То есть локдаун дал свой позитивный эффект. При этом в пик мы госпитализировали только тяжелых, а сейчас уже и более легких госпитализируем, чтобы предотвратить тяжелое течение болезни.
У нас был очень высокий темп прироста, «скорые» были перегружены — по 1,5 тысячи вызовов в сутки, возникали ситуации, когда вызов на «скорую» уходил на следующие сутки. С введением локдауна ситуация выправилась. И я бы хотел нашим всем медицинским работникам сказать огромное спасибо, что они выстояли. И поблагодарить всех жителей за то, что с пониманием отнеслись к локдауну и дисциплинированно соблюдали меры ограничения, выдержали эти две недели, которые позволили в итоге ситуацию переломить.
— На недавнем совещании правительственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока вы предложили перераспределить средства 2021 года в рамках единой субсидии на оснащение медицинским оборудованием 11 медицинских учреждений. Это связано с высокой заболеваемостью?
— Безусловно, это связано с борьбой с коронавирусом. В основном это были кислородные концентраторы – 100 единиц, инвазивные и неинвазивные аппараты ИВЛ – 77 единиц, и мониторы – в основную закупку вошло именно все, что связано с COVID-19, для создания дополнительного коечного фонда для больных. Я хотел бы, пользуясь случаем, поблагодарить Юрия Петровича Трутнева за поддержку и, безусловно, Президента, за то, что у нас есть такие возможности для ДФО — дополнительная программа по субсидиям по развитию регионов, которая дала нам возможность быстро развернуть дополнительные коечные места, оборудовав их всем необходимым.
— Насколько высока смертность от коронавируса в регионе?
— Смертность по 2020 году у нас ниже среднероссийского уровня, но для нас, все равно - высокая. Сейчас мы примерно в середине списка регионов идем.
— Сейчас локдаун как таковой закончился?
— Да. Безусловно, часть ограничений осталась: общепит работает до 23 ч, кинотеатры и театры открыты с загрузкой не более 50% от пропускной способности для вакцинированных. Фудкорты в торговых центрах пока закрыты, но работают кафе и рестораны внутри торговых центров со своими зонами рассадки и с требованием обслуживания официантами. Аттракционы также работают наполовину своей пропускной способности. Массовые мероприятия ограничены — но эти ограничения уже не глобальные.
Про качество жизни, жилье и безработицу
— В недавнем отчете в Хурале вы озвучили такие данные: индекс объема промышленного производства республики составил 107,4% — это первое место в ДФО и 8-е место по России. Показатель доступности мест в детских садах был доведен практически до 96%, а финансирование отрасли образования в части дошкольного сектора за прошлый год увеличилось на 2 млрд, достигнув 21,2 млрд рублей. Существенная поддержка была оказана малому бизнесу. И все равно — по рейтингу качества жизни (его регулярно делает «РИА Новости» и скоро будет такой же делать АСИ) регион пока в последней пятерке. Почему так складывается? Что можно сделать в этой ситуации? И какой вы видите ситуацию, скажем, в ближайшие год-два?
— По промышленности мы в прошлом году выросли, а в этом году растем темпами даже выше прошлого года. Что же касается рейтингов по качеству жизни — надо понять, по каким критериям и кто оценивает. Рейтинги АСИ более показательны, мы бы на них ориентировались. К остальным рейтингам я достаточно аккуратно отношусь. Это не значит, что у нас все хорошо с качеством жизни — безусловно, есть проблемы. Но я много ездил и езжу по России, знаю, где кто как живет, и я бы не сказал, что мы хуже всех.
У нас есть в городе Улан-Удэ одна ключевая проблема – это чистота воздуха в зимний период. Она серьезная и быстрого решения не имеет. Разными способами пытаемся, но здесь развилка вот в чем: можно сделать все быстро, качественно, но дорого, и людям за это придется заплатить; либо, чтобы не нагружать людей дополнительной платой за ЖКХ, придется выбирать непростые решения, чтобы добиться чистоты воздуха.
Плюс у нас большой частный сектор в городе, если брать агломерацию Улан-Удэ, то у нас порядка 67 тыс. частных деревянных домов. Таких городов в России больше нет. Люди съехались из районов республики, и вся пригородная территория застроилась частными домами.
— Какой процент у вас ветхого и аварийного жилья? Вы уже избавляетесь от него?
— Безусловно, в рамках федеральной программы. Мы сейчас уже реализуем программу 2022 года по переселению из ветхого и аварийного жилья. Действует она не только по городу – в целом по республике, по северным районам.
— Хватает ли вам средств на реализацию программы по переселению из ветхого и аварийного жилья?
— Мы производим переселение, в том числе, за счет покупки на вторичном рынке. Из-за того, что были большие закупки жилья под расселение из ветхого и аварийного, и еще для детей-сирот, мы, по сути, выбрали весь вторичный рынок. Свободные предложения на нем остались только единичные и дорогие. И сейчас мы уже строим новое жилье под переселение из ветхого и аварийного, и под расселение детей-сирот тоже.
— Вы выполняете программу расселения детей-сирот?
— Нет, многие регионы не выполняет. Деньги, которые нам дают, мы тратим на покупку жилья, но не закрываем потребность полностью. У нас в очереди 7 тыс. человек всего, и 4 тыс. человек, у которых право получения жилья уже наступило. А покупаем мы порядка 250 в год. Вот и считайте. Состав нуждающихся в этой очереди — вопрос, на самом деле более глубокий, поскольку у нас 80% детей-сирот – это социальные сироты, то есть при живых родителях.
— Вы сейчас сказали про строительство нового жилья. Это строительство чьими силами идет — у вас свои строители или иногородние компании приходят?
— У нас свои строители, но сейчас проблема кадров в строительстве есть – тотальный дефицит строителей вообще. На рынке труда тяжелая ситуация: у нас 7 тыс. человек стоят на учете как безработные, из них порядка 4,5 тыс. получают пособия, а свободных вакансий при этом – 14 тысяч.
— То есть рынку труда требуются люди с одной специальностью и квалификацией, а безработные имеют другие, так получается?
— Да. Если посмотреть наше местное телевидение, все эти бегущие строки или рекламные вставки, половина – это «ищем» и «требуются» специалисты. Причем это хорошие позиции с хорошими зарплатами.
— Эти безработные могут переучиться, чтобы занять хотя бы часть этих мест, на которые люди требуются?
— Я был на нескольких ярмарках вакансий, общался с людьми. Вот, есть вакансия 30 тыс. рублей — может, не самая высокая зарплата, но нормальная. Рассматривает вакансию мужчина с образованием, видно, что толковый… Я говорю: «Почему вы не хотите идти?» — «А мне из другого района города ехать не хочется». Вот и все.
— Значит, человеку есть на что жить.
— Да. То есть тут такая безработица, которая многими вещами обусловлена: кому-то в другой район неудобно ездить, кому-то детей не с кем оставить.
— А если посмотреть на зарплаты? Когда вы только присоединились к ДФО, у вас зарплаты были пониже, чем в Хабаровском крае или в Приморье. В прошлом интервью вы говорили, что средняя зарплата 28 тыс. рублей. А сейчас она какая?
— У нас средний доход сейчас – порядка 35 тыс. руб., а заработная плата – 42 тыс. руб. Зарплата – это у наемных работников. А доход – это в том числе ИП.
— Дальневосточная ипотека под 2% повысила спрос на жилье?
— В прошлом году в республике было выдано 9 тыс. ипотечных кредитов – абсолютный рекорд. У нас на сегодня 2 тысячи необеспеченных жильем решений банков о выдаче ипотеки - то есть, человеку уже одобрена ипотека, ему готовы деньги выдавать, но ему нечего купить на рынке.
— А вы не собираетесь привлекать московские строительные компании?
— Мы с компанией «Пик» — это крупнейший российский девелопер – подписали соглашение, и они уже полгода тут работают, изучают рынок. У нас растет жилищное строительство очень активно. Почему мы московскую компанию привлекли — наших ресурсов точно не хватит: требуется расселение большое – на сумму порядка 2 млрд рублей, снос старого жилья, новые коммуникации. Центральный район города у нас самый убогий: центр города исторический, а в домах все удобства на улице. Там 185 тыс. квадратных метров потенциальной застройки.
Про новые проекты в промышленности, ТОРы и полезные ископаемые
— Вы говорили, что производство растет, предприятия работают: вот есть Улан-Удэнский авиационный завод, ЦКК (целлюлозно-картонный комбинат) и другие... Но все равно получается, что качественного рывка нет. Есть ли какие-то сейчас на старте новые проекты, может быть, связанные с ТОР, которые должны вывести республику на качественно новый уровень?
— Чтобы выйти на качественно новый уровень, одного-двух проектов мало — это должны быть изменения и в больших проектах, и в малом и среднем бизнесе, и в сельском хозяйстве.
Что касается флагманских проектов — у нас сейчас реализуется крупнейший инвестиционный проект в республике – это Озерный ГОК, цинковое производство. Там планировалось порядка 77 млрд инвестиций, сейчас этот рубеж уже выходит за 90 млрд. Недавно там был залит первый куб бетона в строительство обогатительной фабрики.
— А чье детище, кто инвестор у Озерного ГОК?
— Там мажоритарный инвестор – Владислав Свиблов, у него много активов разных в других регионах России. Запускаться они должны через два года. Там создается больше 2 тыс. рабочих мест только непосредственно на предприятии – а еще вокруг него много всего возникает.
— Какие еще есть действующие проекты?
— Добыча флюорита на Эгитинском месторождении. В этом году полностью вышли на промышленное производство, там, около 600 новых рабочих мест создали. Лицензию купила местная компания «Друза».
— Где используются флюориты?
— Плавиковый шпат, он же флюорит, используется в металлургическом производстве. На том же месторождении ведется добыча кварца. Кварц – 99,99% чистоты — идет в электронику и в алюминиевое производство.
Полезных ископаемых достаточно! У нас одно из крупнейших в мире месторождений фосфоритов Ошурковское - там нужен инвестор, сейчас мы работаем над этим. Есть инвестор, который давно взял лицензию, но не исполняет лицензионные условия по освоению месторождения, активности никакой, поэтому я думаю, там будут изменения.
И большое Калюмное месторождение на севере Республики, это сырье для алюминиевой промышленности и производства калийных удобрений. Лицензия продана, доразведка произведена, инвестор – питерская компания «Байкал Недра Гео» — уже зашел и ведет обустройство месторождения
— Что касается ТОР – приходят ли туда новые компании?
— Предприятия, которые в первый ТОР у нас были включены, попали под ковидные ограничения. Они были ориентированы в своей работе на Китай, поэтому по объективным причинам затормозили свое развитие. Но, у нас сейчас новые компании в ТОР приходят и включаются в работу.
— Инфраструктуру успевают строить, которая ТОРу положена?
— Пока больше пользуются преференциальным налоговым режимом ТОР. Инфраструктура нужна была как раз под Озерный ГОК, и вот там без режима ТОРа, но за счет дальневосточных инструментов поддержки было выделено 7 млрд рублей на внешнюю инфраструктуру. Этот проект около 10 лет стоял в замороженном состоянии. А как только дальневосточный механизм поддержки включился, подтвердили 7 млрд из бюджета — инвестор зашел, и пошло развитие.
— В какой части вас касается проект «Восточный полигон» — модернизация БАМа, Транссиба?
— Нас это непосредственно касается, потому что у нас по территории и БАМ, и Транссиб проходят. Вот буквально на днях сдали новый Байкальский тоннель: он начинается в Иркутской области, а заканчивается в Бурятии. У нас большой участок реконструкции пути Бурятского участка БАМ.
Про туризм
— Что касается туризма — насколько сильно он пострадал от пандемии? Как вы помогали малому бизнесу в туристической отрасли?
— У нас в прошлом году падение турпотока составило больше 30%. Но август прошлого года уже был на уровне августа 2019-го — то есть основное падение пришлось на первое полугодие. И, безусловно, мы в прошлом году помогали отрасли: туркомпаниям компенсировали арендную плату за помещения, объектам туристического размещения компенсировали плату ЖКХ — свет, тепло — за время простоя.
— Сколько потратили на поддержку малого бизнеса?
— Именно в туризме — порядка 39 млн на компенсацию света, тепла за время простоя. Они еще получили президентскую поддержку, т.к. попадают в перечень наиболее пострадавших. Субсидии на зарплату, списание кредитов — президентская поддержка была существенная. В общем-то, у нас туротрасль не так сильно пострадала, не ликвидированы предприятия – и сейчас идет в плюс. Большой интерес у крупных инвесторов к строительству отелей. У нас есть в этом большая потребность, т.к. есть нехватка мест размещения. На это лето даже чартерную программу ограничили — пришлось отказываться от чартеров, потому что мы больше принять не могли.
— А инвесторы приходят какие – иностранные или наши?
— Наши инвесторы. Это в первую очередь компания «Cosmos Hotel Group» — им принадлежит отель «Космос» в Москве и еще 21 отель по миру. Они будут строить пятизвездочный, четырехзведочный отель. Сейчас у нас есть всего один небольшой пятизвездочный отель в Улан-Удэ и один в Северобайкальске.
В планах компании строительство природно-оздоровительного комплекса категории 4 и 5 звезд в особой экономической зоне «Байкальская гавань» на участке «Горячинск». Комплекс будет строиться в несколько этапов до 2024 года. Первая очередь предполагает строительство гостиницы категории 5 звезд на 150 номеров, четырехзвоздочной гостиницы на 200 номеров, 20 отдельно стоящих коттеджей, 50 сервисных вилл, 25 глэмпингов и одного дома повышенной комфортности с лаундж зоной.
Вторая очередь включает освоение земельных участков и увеличение номерного фонда с чуть более 200 до 395 единиц. Общая стоимость проекта составляет 11 млрд. рублей
Первоначальные инвестиции в проект с 2021 по 2024 годы будут направлены на строительство первой очереди в Горячинске и составят 8,4 млрд. рублей. Начиная с 2025 по 2026 годы начнется финансирование второго этапа с одновременным строительством с инвестициями в размере 2,5 млрд. рублей.
Туризм для нас также является отраслью, формирующей занятость – турист в одну точку поехал, в другую поехал на экскурсию, в третью на экскурсию, пошел в местную закусочную, какие-то сувениры купить и т.д. Туризм будет только расти. Поэтому мы и в логистику вкладываемся, в аэропорты, дороги. Создали министерство по развитию туризма в правительстве, потому что мы понимаем, что это растущая отрасль, и этот рост долгосрочный.
Про сельское хозяйство, пушнину и лес
— В сельском хозяйстве у вас есть интересные ключевые проекты?
— Есть большой проект по тепличному комплексу — более 10 га под крышей теплиц. Он, к сожалению, не так быстро развивается, как хотелось бы, — два года назад должен был запуститься, но пока только готовится к этому.
По сельскому хозяйству – конкретно по фермерам — у нас 800 млн рублей в год субсидий, а всех налогов суммарно – меньше 100 млн. Предприятия пищевой промышленности, мясоперерабатывающий комбинат и прочие я здесь не учитываю — там, понятно, налогов больше.
— А пушнина, ваш знаменитый на весь мир, баргузинский соболь — мы знаем, что это в дореволюционной России была экспортная статья доходов. А сейчас как с ней дела обстоят?
— Да. Пушнину добывают, идет она через Санкт-Петербургскую пушную биржу, но мы каких-то больших доходов от этого не видим, если честно. Я против того, чтобы был прирост добычи пушнины. Если искусственно выращиваем, то там я за, а чтобы повысить добычу в дикой природе — я против, и я не рассматриваю это как целевую задачу.
— А лесная отрасль каким образом развивается и на каком сырье? У вас есть целлюлозно-картонный комбинат — там используется свой лес или привозной?
— Лес свой. На привозном не работают — экономика тогда не складывается. Лес должен быть и физически, и экономически доступен. Поэтому они работают в основном на балансах, на горельнике, то есть товарный лес-то и не нужен ЦКК.
У нас сейчас немножко упал объем добычи леса по сравнению с предыдущими годами. Закончился тот лес, который добывался в центральной экологической зоне, там после пожаров 2015 года были огромные площади сгоревшего леса, которые вырубались. Мы там больше не рубим, а по другим участкам есть определенные проблемы с выделением, поэтому сейчас объем заготовки леса снизился.
Лес у нас, в том числе, и на экспорт идет. И если Иркутск заготавливает 30 млн кубов, то мы 2,7 млн, в 10 раз меньше. У нас другое отношение к лесу.
— Полный запрет экспорта круглого леса, который вступает в следующем году, на вас никак не подействует?
— Нет, там ограничение экспорта именно круглого леса, а у нас круглый лес практически и не экспортировался. У нас шел пиловочник — в смысле, пиломатериалы – доска, брусок. А повышение экспортной пошлины на доску и брусок, у которых влажность выше 22% — это, скажем так, низкообработанная древесина, — не является сдерживающим фактором для экспорта, потому что в этом году цена на лес выросла и так уже почти в два раза.
— То есть, сейчас идет экспорт только готового изделия?
— Да. У нас и до всех этих повышений пошлины шли доска и брус на 90%. Круглый лес из Бурятии шел в объеме меньше 10%. Поэтому увеличить на 10% объем переработки — это несложно. А от повышения пошлины на низкообработанную древесину (там критерий – это влажность), с учетом роста цены, который произошел в Китае и у нас на внутреннем рынке, лесопереработчики ничего не теряют.
Про работу главой республики
— Каковы ваши личные ощущения от работы на этой должности? Вы ведь когда-то из Москвы, с поста замминистра транспорта РФ, переехали в республику и возглавили ее. Работа в федеральном правительстве, ответственность за какую-то часть работы Минтранса РФ — и ответственность за республику, т.е. работа 24/7 – чем отличаются друг от друга? И что хочется достичь в результате, какие вы для себя ставите задачи, какой Вы хотите видите Республику, когда уйдете с поста?
— Различия кардинальные. В министерстве или в бизнесе ты работаешь с конкретными показателями – тоннами, метрами, километрами, — а здесь ты работаешь с мироощущением людей и для улучшения качества их жизни. Это совсем другое. Человек про власть вспоминает не на работе. Если человек на работу пришел, у него там взаимоотношения с начальником, с клиентами, с кем угодно, он работает. А вспоминает про власть, когда вышел с работы и домой идет: какая дорога, есть общественный транспорт или нет; когда забирает ребенка из детского сада или школы: далеко до школы или нет, хорошая школа или плохая; зашел в магазин – высокая или низкая цена на продукты; пришел домой: есть у него что-то в холодильнике или нет, какой счет у него пришел на тепло, на свет, чисто во дворе или нет. Условия жизни человека от власти зависят. И мы с этим работаем и стараемся их улучшить.
— То есть если конкретный человек своего ребенка не может устроить в детский сад — то для него без разницы, сколько новых детских садов введено?
— Совершенно верно. Вот у нас построили 20 детских садов. Кто в новый детский сад попал — ему хорошо, кто не попал – ему плохо, хоть сто их построй. С дорогами то же самое. Мы 300 км дорог в год ремонтируем, но если у конкретного человека дорога, по которой он каждый день ездит, не отремонтировалась, то все остальные 300 км для него виртуальными становятся, человек этих улучшений не ощущает.
У нас очень значительно увеличился и объем строительства, и объем ремонта, мы кардинально приросли. Но и ожидания людей повысились.
Надо отдать должное Правительству Российской Федерации, Президенту за то, что у нас много всего делается и в рамках программ общефедеральных, и в рамках адресных решений именно по Бурятии.
— Вам лично удается добиться этих адресных решений для Республики?
— Да, конечно. Все главы регионов, в хорошем смысле этого слова, лоббируют интересы своих регионов.
— Вхождение Бурятии в ДФО как-то помогает развитию вашей территории?
— Это очень много дает и для социальной сферы, и для бизнеса — много разных преференциальных режимов по бизнесу, дополнительные возможности по бюджетному финансированию, дальневосточная президентская субсидия, в рамках которой мы и школы ремонтируем и строим, и объекты культуры… Но при этом Бурятия четвертая снизу по бюджетной обеспеченности в стране, ниже нас Еврейская область, Забайкалье. У нас много денег идет (и спасибо опять же правительству) на адресные вещи – школы, детские сады, дома культуры, спортивные объекты, дороги. У нас проблема найти трудовые ресурсы строителей, чтобы это все вовремя построить. И, не только новые стройки, а текущие нужды – зарплаты, содержание сетей, ремонт деревенских домов культуры – у нас существенно недофинансированы. У нас коэффициент бюджетной обеспеченности уже после дотаций Минфина - 0,67. В среднем по России – 0,93, а у нас 0,67.
Вхождение Бурятии в состав ДФО позволило региону получать дополнительные меры, которые направлены на поддержку рождаемости, это единовременные и ежемесячные выплаты, льготная ипотека для молодых семей. У нас различными мерами социальной поддержки охватывается 70% вновь рождаемых детей.
Выплаты в связи рождением первого и второго ребенка получают 10,8 тыс. семей. Ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей, а это с 2021 года почти 13 тыс. рублей, оформили более 10 тыс. семей. За 2020 год и первое полугодие 2021 года порядка 3 тыс. семей Бурятии реализовали региональный «дальневосточный» маткапитал. Чаще всего семьи используют эти средства на улучшение жилищных условий.
Отмечу, что по уровню рождаемости в 2019 году Бурятия занимала второе место среди 12 субъектов Дальневосточного федерального округа, после Сахалинской области.
— А чтобы ситуацию улучшить, что нужно? Чтобы налогов больше собиралось, чтобы предприятий больше работало?
— Налогами мы это не догоним. Просто для понимания: у нас бюджет по расходам 93 млрд, а доходы – 37 млрд. Территория большая, плотность населения низкая, промышленность есть, но она точечная, себестоимость жизни высокая из-за климатических условий.. Сельское хозяйство — я говорил: там на 800 млн субсидий 100 млн налогов, то есть сельское хозяйство — это не источник налогов и доходов.
Мы, конечно, стремимся к повышению собственной доходной базы, и она существенно выросла за последние годы, но полностью свои затраты собственными доходами мы не закроем. Бо̀льшая часть – это федеральный бюджет.
— И, главная цель, Ваша какая? Как можно больше видеть удовлетворенных жизнью людей?
— Да, это, в принципе, единственная цель. А удовлетворенность жизнью из многого состоит: из наличия работы как таковой, из зарплаты, надежности этой работы, уверенности в завтрашнем дне, достаточности дохода, закрытия каких-то первоочередных потребностей – жилье, еда, одежда, отдых, образование детей. И, если, у человека это не получается, тогда он вспоминает о государстве и о власти. А если у человека все нормально, то власти он может и не замечать. В этом особенность работы на этом ответственном посту.
- Вот мы беседуем сейчас, а на часах вторая половина дня воскресенья. Выходные, значит, не всегда бывают днями отдыха, а Вы где силы и энергию берете?
- Наверное, в семье…
Спасибо и желаю воплотиться в жизнь всем вашим планам и достичь желаемой цели!
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».