Поделиться
«Роснефть» наращивает сотрудничество со странами АТР и развивает свои Восточные проекты
Поделиться

С начала сентября российская госкорпорация "Роснефть" заключила знаковые для отечественной нефтегазовой промышленности соглашения с азиатскими партнерами.

Основные события в российской нефтяной отрасли в сентябре, в первую очередь, связаны с минувшим Восточным экономическим форумом во Владивостоке, который, кстати, закончился накануне Дня работника нефтяной, газовой и топливной промышленности. Главная российская нефтяная компания и основной ньюсмейкер в отечественном ТЭК — «Роснефть» — заключила в столице Приморья несколько важных соглашений. Компания подписала с индийской ONGC договор о продаже 15% в АО «Ванкорнефть», кроме того, подписан меморандум с «Китайской национальной химической корпорацией» (ChemChina).

ONGC получит 2 места в совете директоров «Ванкорнефти», отмечается, что «Роснефть» сохранит полный контроль над инфраструктурой Ванкорского блока. Аналитики обращают внимание, что индийская компания допущена в один из самых перспективных нефтяных проектов России — месторождение в Красноярском крае. Наша страна, по словам экспертов, ранее не выходила на подобный уровень международной кооперации.

Наблюдатели констатируют, что «Роснефть» за счет продажи миноритарных пакетов получает необходимую ликвидность. Но при этом госкорпорация сильно не поступается собственными возможностями по контролю за операционным управлением своими активами.

Что касается ChemChina, то она получит пакет в Восточной нефтехимической компании, входящей в «Роснефть». Размер доли и цена — будут определены позже. Пока партнеры подписали меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества по этому проекту. Напомним, ВНХК — это строительство крупного нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке, объем инвестиций недавно был оценен в 660 млрд руб. Планируется, что часть финансирования возьмут на себя китайские партнеры.

«Роснефть» помимо заключения знаковых для себя соглашений отметилась еще несколькими важными заявлениями. В первую очередь они касаются цен на нефть и общего состояния мировой базы сырья.

Волатильность на нефтяном рынке обычно нивелирует качество прогнозов — и по поводу цен и по поводу добычи. Часто низкую стоимость объясняют ростом предложения углеводородов. Но вот на что обратил внимание на форуме FT Commodities в Сингапуре глава «Роснефти» Игорь Сечин:

«Состояние ресурсной базы углеводородов постоянно ухудшается. Прирост мировых запасов „традиционной“ нефти и газа в 2014 году стал самым низким за последние 20 лет, причем негативная тенденция снижения приростов продолжается уже 4 года. Более 30% новых ресурсов относится к трудноизвлекаемым. Возможностями значимого наращивания добычи нефти и газа в настоящее время обладает весьма ограниченный набор стран. Если в ближайшей и среднесрочной перспективе это, в основном страны Персидского залива, некоторые страны Африки и, возможно, США, то, в долгосрочной перспективе основные надежды по обеспечению мирового спроса в углеводородах связаны с Россией, Венесуэлой, Ираном».

По словам главы нефтяного гиганта, с высокой вероятностью можно ожидать, что на протяжении текущего инвестиционного цикла цены на нефть могут вернуться к уровням, обеспечивающим приемлемый для инвесторов возврат вложений. Сечин заявил, что пока низкие цены не привели к серьезному снижению добычи. Однако транснациональные корпорации все больше сокращают инвестиции. Например, в прошлом году нефтяные холдинги порезали программы на $140 млрд, а в этом году вложения могут снизиться в полтора раза больше.

Что же касается России, то она в обозримом будущем может нарастить добычу нефти до 700 миллионов тонн в год, считает руководитель «Роснефти». Вероятно, не последнюю роль здесь как раз сыграют азиатские рынки. В частности, в компании прогнозируют, что рост потребления нефти в Китае составит в среднем 2% в год. Часть экспертов согласны, что в скором времени энергоносители действительно могут подорожать.

Руководство страны всерьез взялось за развитие регионов Дальнего Востока. А западные санкции подтолкнули Россию к упрочению связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом целый ряд стратегических проектов реализуется уже на протяжении нескольких лет и приносят конкретные результаты. В этом отношении показателен пример работы на Дальнем Востоке крупнейшего налогоплательщика России — ОАО «НК «Роснефть». Для компании это регион стратегических интересов, здесь она реализует масштабные и долгосрочные проекты.

В развитие проектов на Дальнем Востоке и Восточной Сибири «Роснефть» в 2013 году инвестировала порядка 160 млрд рублей, при этом платежи в бюджет всех уровней составили около 300 млрд рублей. Объем инвестиций «Роснефти» в предприятия и инфраструктуру на территории Дальневосточного федерального округа увеличился в 2011–2013 году с 19 млрд рублей до 37 млрд рублей, то есть практически в два раза.

«Роснефть» представлена в регионе полным производственным циклом: компания осуществляет добычу нефти и газа, переработку, перевалку и реализацию нефти и нефтепродуктов. Значение ее деятельности для экономики дальневосточных регионов переоценить сложно: это один из «китов», на которых ДФО держится даже в самые сложные времена. По словам советника президента «Роснефти» в ранге вице-президента, академика РАН, бывшего полпреда президента в ДФО и губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, компания, даже несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, сохранила на Дальнем Востоке все свои инвестиционные проекты. В частности, речь идет о создании нового судостроительного комплекса на базе завода «Звезда», о проекте строительства Восточной нефтехимической компании (ВНХК), модернизации Комсомольского НПЗ и строительстве Дальневосточного завода по сжижению газа, развитии проекта «Сахалин-1» и других.

Серьезность этих намерений обусловлена не только бизнес-планами крупнейшей из публичных нефтегазовых компаний мира, но и логикой развития всей экономики России. «Прорыв на Восток», политика импортозамещения, создание на российском Дальнем Востоке конкурентоспособных предприятий, способных выйти со своей продукцией и услугами на рынки АТР, — такие цели и задачи были поставлены руководством страны и содержатся в поручениях президента Владимира Путина и документах, принятых на правительственном уровне. Вполне логично, что «Роснефти» в этих программах, рассчитанных на среднесрочную и более отдаленную перспективу, отводится особое место. Это компания с почти 70-процентным участием государства, ее политика всегда соответствует линии, определенной в качестве стратегического приоритета для страны в целом. Тем более что «Роснефть» исторически работает на Дальнем Востоке.

Цифры и планы

«Роснефть» — флагман нефтегазовой отрасли. Это снова не просто слова, а цифры, с которыми не поспоришь. Результаты 2014 года говорят сами за себя: добыча нефти и жидких углеводородов составила 205 млн тонн, удельные операционные затраты сократились при этом до 3,9 долларов на б.н.э., свободный денежный поток достиг 16 млрд долларов, чистый долг был снижен на 23,7 %. Если в 2013 году компания уплатила налогов на сумму 2 трлн 720 млрд рублей, в 2014 году — уже более 3 трлн. По сути каждый четвертый рубль в федеральном бюджете — это вклад в казну от «Роснефти».

В 2014 году добыча газа «Роснефтью» составила 56,7 млрд куб. м, что почти вполовину (на 49 %) больше по сравнению с 2013 годом. Значительный рост обеспечен эффективной интеграцией новых газовых активов, включая консолидацию ОАО «Сибнефтегаз», а также реализацией программы экономически эффективного использования попутного нефтяного газа. Планируемый в среднесрочной перспективе объем добычи газа законтрактован, и это позволяет компании расширять свое присутствие на российском рынке газа. С октября 2014 года, когда были запущены биржевые торги природным газом на площадке Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, «Роснефть» принимает активное участие в каждой торговой сессии.

Чтобы все богатства взять из-под земли

«Роснефть» является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: компания выполняет работы на 51 участке континентального шельфа Российской Федерации. Их ресурсная база составляет 46,1 млрд тонн нефтяного эквивалента.

Одно из направлений, которому в «Роснефти» неизменно уделяют особое внимание, — геологоразведка. На сегодня, согласно оценке независимого аудитора Degolyer&MacNaughton, доказанные запасы углеводородов по классификации SEC составили 34 млрдб.н.э. (4,6 млрд т.н.э.), возмещение добычи приростом доказанных запасов — 154%. Прирост в 1 млрд б.н.э. был обеспечен за счет эффективного вовлечения запасов (включая трудноизвлекаемые) в разработку посредством эксплуатационного бурения. Современные методы разработки месторождений и геологоразведки на базовом фонде скважин добавили компании дополнительные ресурсы — 1,8 млрдб.н.э.

Что же касается сахалинской нефти, то недавно был отпразднован юбилей — 125-летие первых геологоразведочных работ на острове. История промышленной добычи углеводородов на Сахалине берет начало с 1928 года. Именно тогда было образовано государственное объединение нефтяной и газовой промышленности в форме треста общесоюзного значения «Сахалиннефть», ныне «Сахалинморнефтегаз» — дочернего общества ОАО «НК «Роснефть».

За более чем восемь десятков лет «Сахалинморнефтегаз» прошел путь от небольшого треста до передового предприятия, использующего инновационные методы добычи. Так, впервые в отрасли на сахалинских промыслах в промышленном масштабе были внедрены тепловые методы воздействия на пласт, которые позволили увеличить объем добычи высоковязких нефтей, развитие получил газлифтный способ добычи нефти, в том числе компрессорный. А успешный опыт «Сахалинморнефтегаза» по бурению наклонно-направленных скважин под дном моря был впоследствии использован при разработке сахалинских шельфовых проектов. На сегодня «Сахалинморнефтегаз» осуществляет добычу в размере 1,6 млн тонн нефтяного эквивалента в год, выполняет функции оператора по более чем 30 лицензиям на разработку нефтегазовых месторождений Сахалина.

Чернее золота

За 2014 год российские и зарубежные нефтеперерабатывающие предприятия «Роснефти» переработали 99,83 млн т «черного золота», что на 10,8% больше показателя 2013 года. В значительной степени рост переработки обеспечен на российских НПЗ — это стало возможным благодаря программе модернизации заводов и развития производственных мощностей, в рамках которых проходило строительство сложных производственных установок на НПЗ РФ, а также интеграции нефтеперерабатывающих активов.

Эту работу ведут не только в центральных регионах страны, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. Так, в декабре 2014 года ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «АК «Транснефть» подписали соглашение в рамках совместного проекта строительства нефтепровода-отвода от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО) до Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Это позволит обеспечить транспортировку на завод до 8 млн тонн нефти в год. Сейчас большая часть нефти на КПНЗ идет по железной дороге. Новый трубопровод позволит не только обеспечить поставку больших объемов сырья, но и сделает этот процесс намного более безопасным и стабильным. Финансирование проектирования и строительства нефтепровода-отвода планируется осуществлять за счет средств долгосрочного тарифа.

Комсомольский НПЗ — дочернее предприятие, с которым в «Роснефти» связывают большие надежды на будущее. Это крупнейший переработчик нефти в Дальневосточном Федеральном округе, на предприятии трудится около 2 тысяч человек. КНПЗ производит 22 вида продукции, включая бензин и дизельное топливо, отвечающие требованиям стандарта «Евро-5». Если в 2013 г. объем переработки нефти составил 7,1 млн тонн, то в 2014 году на заводе переработано 7,6 млн тонн, причем особенно важен и качественный показатель: Комсомольский НПЗ полностью перешел на выпуск бензинов и дизтоплива по стандарту «Евро-5». Реализация проекта строительства комплекса гидрокрекинга-гидроочистки мощностью 3,65 млн тонн в год позволит увеличить глубину переработки до 92,4 %. В настоящее время на НПЗ ведется монтаж металлоконструкций и оборудования установок гидрокрекинга-гидроочистки, производства серы, водорода, строительство объектов общезаводского хозяйства.

Когда программа модернизации окончательно будет завершена, завод сможет выпускать существенно больше нефтрепродуктов — в первую очередь моторных топлив, потребление которых в дальневосточных регионах будет расти.

Этой же цели — насыщению дальневосточного рынка качественными нефтепродуктами, служат планы компании по строительству мощного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса — «Восточной нефтехимической компании» в районе Находки. Его появление в регионе будет способствовать созданию нефтехимического кластера смежных производств с большим количеством новых рабочих мест.
Немаловажное значение имеет четко организованная система сбыта нефтепродуктов. В этом отношении для Дальнего Востока крайне важно последовательное осуществление таких проектов «Роснефти», как развитие заправочного терминала для воздушных судов «Кневичи» во Владивостоке, дальнейшее развитие и модернизация ООО «РН-Находканефтепродукт» — крупного морского терминала, осуществляющего перевалку нефтепродуктов для отправки в дальневосточные регионы страны и на экспорт. В ДФО успешно работает ООО «РН-Востокнефтепродукт» — дочернее общество «Роснефти», которое обеспечивает нефтепродуктами в общей сложности семь регионов Дальнего Востока и Сибири (как оптовые поставки моторных топлив, так и розничные продажи через разветвленную сеть АЗС «Роснефть»).

Глава Сахалинской области Олег Кожемяко заявил, что «Роснефть» может построить в Охинском районе нефтеперерабатывающий завод в непосредственной близости от месторождений. Пока детали проекта прорабатываются. По прогнозу, на первом этапе завод будет перерабатывать 150-200 тысяч тонн нефти в год.

Если «Звезду» зажигают...

В Приморье при участии «Роснефти» создается судостроительный кластер на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (ДЦСС). Ядром его станет новый судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень. Соответствующее поручение в ходе рабочего совещания в июне 2015 г. дал президент РФ Владимир Путин. Особо отмечалось, что реализация этого проекта позволит дать импульс к развитию целого ряда смежных отраслей и инфраструктуры — так называемый «мультипликативный эффект». В консорциуме участвует, кроме «Роснефти», также ОАО «Газпромбанк» в лице совместного предприятия ЗАО «Современные Технологии Судостроения» (ЗАО «СТС»). Интерес к проекту проявила также известная голландская компания DamenShipyardsGroup.
Судостроительный комплекс «Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн металла в год. Проект рассчитан на три этапа реализации. Первая пусковая очередь СК «Звезда» должна обеспечить строительство среднетоннажных судов и морской техники. Вторая очередь предусматривает введение в эксплуатацию сухого дока и производственных цехов полного цикла для производства крупнотоннажных судов и морской техники. Ввод в строй третьей очереди — это строительство сухого дока с производственными цехами для строительства офшорной морской техники.

На первом этапе в ОАО «ДЦСС» планируется создать инжиниринговый центр численностью до 300 человек, который займется разработкой конструкторской документации и технологической подготовкой производства. В дальнейшем силами российских конструкторов и проектировщиков на предприятии будут проектировать суда и морскую технику полного цикла, в том числе и арктического класса. В настоящее время уже проведена первичная организационная работа, составлен якорный заказ.

Для дальневосточников особенно важно то, что новое производство создаст дополнительные рабочие места (по расчетам — около 10 тысяч) и принесет в региональную казну значительные налоговые поступления. Как заверил глава Минвостокразвития Александр Галушка, государственные структуры возьмут на себя роль «защитников инвестора» и одновременно поставят своей целью максимально облегчить процесс привлечения квалифицированных кадров на новое производство, создания инфраструктуры.

«Беркут» помогает «Соколу»

Одно из наиболее перспективных направлений деятельность «Роснефти» на Дальнем Востоке — участие в реализации проекта «Сахалин-1». Это первый масштабный шельфовый проект, осуществляемый в Российской Федерации на условиях Соглашения о разделе продукции, заключенного в 1996 году. В проекте участвуют компании «Роснефть» (20 %), ExxonMobil (30 %), SODECO (30 %) и ONGCVideshLtd (20 %). Всего в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 64 млн тонн нефти, а к 2018 году ее добыча вырастет на 33% по отношению к текущим показателям проекта.

В январе этого года начата добыча нефти на месторождении Аркутун-Даги — именно оно позволит вывести добычу по проекту «Сахалин-1» к 2018 году более чем на 10 млн нефти в год. Все работы на новой площадке, кстати, были выполнены точно в срок и при соблюдении всех норм промышленной и экологической безопасности. Промышленная нефть марки Sokol поступает с нефтедобывающей платформы под названием «Беркут» — самой мощной в мире, позволяющей обеспечить бурение скважин с отходом от вертикали не менее чем на 7 км. При выходе на плановую мощность объем добычи достигнет 4,5 млн тонн в год.

Нефть марки Sokol имеет превосходное качество. У нее очень низкое содержание серы 0,27% и плотность 0,835 — 0,837 кг на кубометр (36,7 градусов API). Благодаря этому она стоит дороже маркерного для Юго-Восточной Азии сорта Dubai, а также сорта Oman. Основными покупателями сахалинской нефти являются близлежащие Япония и Южная Корея, но многие партии идут и в иные страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Таиланд и т.д.

Разработка месторождения, расположенного на северо-восточном шельфе острова Сахалин на Дальнем Востоке России, повысит общий суточный объем добычи по проекту «Сахалин-1» до более чем 27 тысяч тонн. Добыча на двух месторождениях — Чайво и Одопту — началсь в 2005 и 2010 годах соответственно. Запасы нефти и конденсата на Чайво — свыше 15 млн тонн; газа — около 13 млрд кубометров. Северное Чайво в перспективе обеспечит годовую добычу на полке порядка 1,5 млн тонн нефти. Газ станет начальной ресурсной базой для перспективного Дальневосточного завода СПГ. Для транспортировки углеводородов используется специальный танкерный флот с дедвейтом каждого судна 100 тыс. тонн, а также ледоколы сопровождения. Танкеры имеют усиленный ледовый класс и двойной корпус для безопасной транспортировки грузов даже в условиях тяжелой ледовой обстановки.

Для установки верхнего основания платформы «Беркут» была проведена уникальная транспортная операция по его доставке на плановую точку на расстояние более 2600 км. В ходе изготовления, доставки и монтажа фундаментального верхнего строения удалось побить сразу несколько отраслевых мировых рекордов, в том числе, монтаж в открытом море методом надвига. Вес верхнего строения 42 тысячи тонн, общий вес вместе с основанием более 200 тысяч тонн. Это самое крупное сооружение подобного рода в мире. При этом, абсолютно отвечающее строгим критериям безопасности. Ей не страшны ни землетрясения в 9 баллов, ни льды, ни цунами, ни прочие катаклизмы и форс-мажорные обстоятельства.

«Беркут» ввел в эксплуатацию президент РФ Владимир Путин в ходе видеомоста (на самой платформе в этот момент находились первые лица компаний-участников консорциума). Президент России подчеркнул: «Освоение Сахалина — природных ресурсов и морского шельфа — имеет для нас большое, можно сказать — общегосударственное значение. И благодаря таким проектам, как платформа „Беркут“, мы можем задействовать богатейшие, но малодоступные месторождения, создавать новые производства, новые рабочие места, в целом укреплять социально-экономическое развитие важнейшего для нашей страны региона — Дальнего Востока».

Продолжением развития проекта «Сахалин-1» является совместный план НК «Роснефть» и ExxonMobil по строительству завода СПГ на Сахалине, мощностью 5 млн тонн СПГ в год с возможностью последущего увеличения. Ресурсной базой проекта «Дальневосточный СПГ» станут месторождения на шельфе Охотского моря, разрабатываемые «Роснефтью» самостоятельно и совместно с партнерами по проекту «Сахалин-1».

«Роснефть» в мае этого года добыла первый миллион тонн нефти на Северной оконечности месторождения Чайво. Данное событие произошло всего через восемь месяцев после завершения бурения на данном месторождении с береговой площадки первой скважины в сентябре 2014 года. В настоящее время добыча нефти на месторождении ведется из двух уникальных скважин с большим отходом от вертикали с длиной по стволу 10825 и 9923 метра. К 2017 году добыча здесь должна возрасти до 2 млн тонн нефти в год.

Чистой воды Арктика

Впрочем, Дальний Восток — это не только Тихоокеанское побережье, но и Арктика. Вопросы ее развития сейчас также стоят крайне остро и обсуждаются в самых «высоких кабинетах». У компании 26 лицензий на участки шельфа в Дальневосточном федеральном округе — в Охотском море, море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях.

Главное, что требуется — конкретные программы, последовательность действий. В том, что касается Арктики, «Роснефть» проявляет не только способность строить бизнес-планы на научной основе, но и умение брать на себя настоящую, имеющую реальный смысл социальную ответственность. Работы на шельфовых участках «Роснефть» выполняет с превышением и перевыполнением лицензионных обязательств.

Российский Национальный комитет содействия Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ) под председательством академика, члена президиума РАН, председателя Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ Николая Лаверова поддержал инициативу ОАО «НК «Роснефть» и Русского географического общества по разработке междисциплинарной научной программы изучения Арктики. Эта программа позволит сформулировать принципы особого режима хозяйственной деятельности в регионе, в том числе четкие экологические правила освоения шельфа.

Один из ярких примеров подобного сотрудничества «Роснефти» с элитой отечественной науки — научно-исследовательские экспедиции. В августе в плаванье ушла экспедиция «Кара-лето-2015». Она стала уже восьмой, организованной «Роснефтью». Участие в ней приняли специалисты «Арктического научного центра» и ФГБУ «Арктического и антарктического научно-исследовательского института». С борта научно-исследовательского судна «Виктор Буйницкий», оснащенного необходимым палубным и лабораторным оборудованием ученые собирают данные по гидрометеорологическим и ледовым условиям в летний период в акватории северных морей. Маршрут — от Карского до Восточно-Сибирского моря. Полученные данные необходимы для оценки воздействия параметров окружающей среды при освоении лицензионных участков Компании.

В ходе аналогичной экспедиции предыдущего года специалисты различных институтов продолжали исследования наименее изученных участков в акваториях северных морей: Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. В ходе экспедиции «Кара-лето-2014» компания «Роснефть», установив современную автоматическую станцию на острове Уединения, полностью восстановила систему метеонаблюдений в Карском море. Еще две такие же метеостанции были вновь установлены на острове Преображения в море Лаптевых и на острове Жохова в Восточно-Сибирском море, что позволит обеспечить регион полноценным комплексом метеомониторинга. Цель исследований — в локализации зон перспективных для обнаружения углеводородов. Собранные материалы позволят принять экономически целесообразные и экологически безопасные решения по проведению разведочного бурения и разработке комплекса добычи и транспорта углеводородов.

Направлений работы у «Роснефти» на Дальнем Востоке множество. Можно по-разному оценивать перспективы каждого проекта, но в одном мнении сходятся все эксперты: компания имеет сейчас на Дальнем Востоке наиболее четко структурированную и продуманную стратегию на многие десятилетия вперед. Именно в таких бизнес-планах — залог того, что Дальний Восток действительно станет для России «точкой роста» и «точкой отсчета» множества новых побед.
Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов