Поделиться
Сахалинскому углю ищут глубину
Поделиться

ВГК воспользуется льготным режимом свободного порта для строительства угольного конвейера

"Восточная горнорудная компания" (ВГК) учредила «дочку» для строительства глубоководного порта на Сахалине - ООО "ВГК Транспортные системы". На прошлой неделе "Корпорация развития Дальнего Востока" подписала соглашение с инвестором о наделении предприятия статусом резидента Свободного порта Владивосток в Углегорском районе. EastRussia разбиралось в деталях проекта.

ВГК
Учрежденная компания "ВГК транспортные системы" займется созданием глубоководного порта в Углегорском районе и конвейера протяженностью 28 км, по которому будет доставляться уголь с Солнцевского разреза. Перегрузочный комплекс расположится примерно в 0,5-1 км от действующего терминала в Шахтерске (оператором выступает "Угольный морской порт Шахтерск"). Требуемый объем инвестиций в весь проект – 25-30 млрд руб. Заявленный инвестором объем вложений в перегрузочный комплекс с конвейером, который будет строить "дочка" ВГК - 5,2 млрд руб.

Новый порт будет иметь выносную галерею приблизительно на 1,2 км до глубин, позволяющих осуществлять загрузку крупнотоннажных судов с причала. Он сможет обслуживать флот класса Panamax (дедвейтом 65-80 тыс. т) и Capesize (более 150 тыс. т). По планам ВГК, Panamax будет загружаться в течение суток, тогда как сегодня сухогрузы меньшего водоизмещения в Шахтерске грузятся до шести дней. Тем самым дополнительная гавань позволит увеличить объемы отгрузки топлива. 

От первоначального варианта – модернизировать действующие морские ворота с выносом причальной стенки в море – было решено отказаться, так как эти работы могли бы привести к приостановке работы терминала и, соответственно, к добыче на Солнцевском месторождении. Но главное, что новый порт позволит уйти от рейдовой перевалки угля - именно таким способом идет перегрузка в действующем порту Шахтерск. А за счет 28-киломерового конвейера высвободится большой парк самосвалов, доставляющих топливо с разреза на перегрузочный комплекс.

Восточная горнорудная компания является лидером по производству угольной продукции на Сахалине (в 2017 году все предприятия отрасли региона добыли 7,6 млн т угля). Для сравнения, в 2013 году через «Угольный морской порт Шахтерск» было отгружено 1,2 млн т, а в 2017-м - 4,6 млн т. Уголь из Шахтерска экспортируется в Республику Корея, Японию, Китай и другие страны АТР.

Несколько лет назад ВГК, как и другие крупные угольные компании Сахалина, стала выходить на внешние рынки в связи с газификацией местной энергетики, в первую очередь главного потребителя угля на острове Южно-Сахалинской ТЭЦ. Для этого нужен был собственный порт. В 2013 году ВГК заключила соглашения с правительством Сахалинской области об увеличении добычи на Солнцевском разрезе и техническому перевооружению углепогрузочного комплекса в Шахтерске.

Рост объемов был обеспечен за счет инвестиций, как непосредственно в добывающие мощности, так и в специализированный терминал. Так, в 2017 году для работы на рейде в порту поступили шесть самоходных судов дедвейтом по 650 т каждое. Также для осуществления рейдовой перевалки стивидорная компания были приобретены два сухогруза водоизмещением по 4,3 тыс. т. Помимо флота шло обновление причального комплекса с крановой техникой, установлена новая навигационная система, которая позволила осуществлять погрузку в темное время суток. Все это позволило увеличить перевалку в полтора раза к уровню 2016 года. В 2018-м в Шахтерске планируется почти вдвое нарастить грузооборот - до 7,5-8 млн т.

С появление нового порта суммарные возможности по отгрузке угля возрастут до 20 млн т ежегодно. Таким образом, портовый узел в Шахтерске станет крупнейшим на Сахалине по грузовой работе. В настоящее время самый мощный островной порт – в поселке Пригородное. Он работает в рамках шельфового проекта "Сахалин-2". В прошлом году он переработал 17,4 млн т грузов.

"Нельзя забывать, что режим СПВ позволяет легко получить налоговые льготы лишь новым компаниям. Это значит, что достигнутый уровень налоговых отчислений с наших проектов сокращаться не будет. На новые инвестиционные проекты мы получим льготы, став резидентом СПВ, но действующие предприятия (Солнцевский угольный разрез, угольный морской порт Шахтерск) как платили, так и будут платить налоги в полной мере", - ранее пояснял председатель совета директоров "Восточной горнорудной компании" Олег Мисевра.

Хотя порт ВГК в первую очередь будет ориентирован на перевалку угольной продукции с Солнцевского месторождения, его возможности позволят работать и с привозным углем, отмечают в компании. "У азиатского рынка нескончаемая потребность, весь вопрос в цене. А Россия ограничена дальневосточными портами, их мощностью. Тот же Кузбасс может добывать значительно больше", - считает Олег Мисевра. 

В настоящее время разрабатывается ТЭО строительства железной дороги Селихин – Ныш с мостовым либо тоннельным переходом, который свяжет материк и Сахалин. Для обоснования целесообразности этого проекта необходима загрузка перспективной линии, в качестве варианта рассматривается обеспечение транзита в рамках экспорта российских грузов. "Например, кузбасский уголь сможет через мост по железной дороге переправляться на Сахалин. Уже с острова уголь можно отгружать во все направления, в том числе страны Азиатско-Тихоокеанского региона", - рассуждает Олег Мисевра. 

Это мнение разделяет бывший министр путей сообщения РФ, ныне советник гендиректора РЖД Геннадий Фадеев. По его словам, сегодня у России имеется большая потребность в глубоководных морских причалах на Дальнем Востоке, и они как раз могут появиться на Сахалине.
Игорь Михайлов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов