Поделиться
Самураи задают тренд
Поделиться

-

Виталий Цветков, куратор проекта «Самураи: 47 ронинов»:

- Если говорить о тенденциях последних лет, то музеи становятся популярным местом. Возможно, потому, что на смену работникам советской закалки приходит новый менеджмент, который понимает, что музей должен быть интересным. Выражение «музей для того, чтобы хранить» (где подразумевается, что он в первую очередь «не для людей») уходит в прошлое. Да, конечно, музей обязан хранить, продолжать, оберегать и РАЗВИВАТЬ. Именно о развитии музея долгое время речи не шло вообще, он оставался законсервированным. Сейчас на музейном рынке в крупных городах появилась серьезная конкуренция. И во многом благодаря частным проектам. Появились проекты, которые не зависят от министерства, почти не зависят от общественного мнения, их организуют люди, которые горят какими-то идеями и могут позволить себе их реализовать. Частные выставки заставили сдвинуться с места и государственные музеи. Однако в обычном музее вам до сих пор пренебрежительно скажут: «Ну что такое частная выставка? Это ни о чем!». Со стороны частной выставки также существуют упреки, что традиционный музей что-то мертвое, неживое. Так, подстегивая друг друга, мы вместе стремимся к одной цели.

Задача музея, на мой взгляд, пропаганда высоких идей. Важно показать не просто картину, кусок камня, доспехи, но и идеологию, которая стоит за этим набором вещей. На выставке «Самураи: 47 ронинов» можно увидеть мечи, гравюры, живопись. С помощью этих предметов мы пытаемся рассказать о ценностях культуры самурайства - преданности и самопожертвовании. Самураи – военно-феодальное сословие, куда входило большое количество богатых людей - аристократов. Они задавались идеями, как доказать преданность своему сюзерену. Пожертвовать, по сути, они могли только жизнью. Только ценой жизни можно подтвердить подлинные ценности. И самураи говорили, что смысл жизни заключается в самопожертвовании. Но здесь можно впасть в заблуждение. Пожертвовать жизнью не означает умереть вдруг, попав под машину или совершив самурайское сикоку. Кодекс чести самурая бусидо гласил, что жертвовать жизнью нужно из часа в час, изо дня в день, из года в год - в каждом шаге своей жизни. Кроме того, служение может быть служением, только если оно бескорыстно. А это крайне сложно. Эту идею можно переложить и на монашество, и на рыцарство, и на казачество, и на служение императору при дворе, и на политику и даже, по большому счету, на любого менеджера. Недавно у нас на выставке в музее был диспут: мы привели сравнение, что самураи формировались подобно казакам. У многих данное сопоставление вызвало возмущение. Но если человек как единица живет идеалом служения и жертвует жизнью, чем он отличается от японца, русского, француза?!

Рассказывая о выставке «Самураи: 47 ронинов», я хочу подчеркнуть некоторые современные принципы работы музея. Если мы будем говорить об истории казачества в Москве, то эта выставка будет не такой популярной, как далекие самураи. Людей в данный момент привлекает экзотика и, не побоюсь этого слова, «попса». Потому что это модно. Получается, музеи должны изучать не только культуру, но и тренды в обществе: мы должны делать выставки не для 5% людей, которые чем-то интересуются, а для всех.

Когда мы организовывали «Самураев», то не делали социальных границ, а постарались создать многогранный проект, который бы привлек внимание всех возрастных групп. Такой подход себя оправдал: к нам приходят и школьники, которые иногда задают очень сложные вопросы, и представители тусовки, которые заглянули «для галочки», и сотрудники университетов, которые что-то для себя записывают. Этот проект каждому может дать что-то полезное.

В заключении я хотел бы остановиться на некоторых чертах, которые очень важны для современного музея. Как консерватор, могу однозначно сказать, что музей обязан иметь коллекцию подлинных экспонатов - никакие 3D- технологии и визуализация не заменят живых вещей, живущих много лет. Подлинные вещи должны находиться в музее хотя бы в каком-то, пусть даже очень небольшом количестве. Экспонаты для «Самураев» привезены из Японии. Это частные коллекции. Некоторые коллекции привезены недавно, некоторые - собирались в течение долгих десятилетий. Другая составляющая - научная часть, чтобы сотрудники музея могли доступным языком рассказать посетителям о выставке. Для этого проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Собрали оригами, послушали лекцию, посмотрели, как облачиться в доспех, – вы уже восприняли выставку по-другому. Этот интерактив очень важен. Равно как и мультимедийные проекты, например панорамы, когда внутри музея можно создать новый мир. 

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов