Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sergey Kolesnikov: problems are being solved in the Far East for a long time

Co-owner and managing partner of TECHNONICOL corporation Sergey Kolesnikov - about infrastructure problems faced by business in the Far East

For the company that connects its future with the Far East, exports to Asia and around the world, the logic of business dictates the obvious - production should be located in the Far Eastern Federal District. The authorities promise such enterprises a maximum of preferences, TORs, FPV ... but in TORs it becomes cramped, crossing the land border to China turns into a quest, and infrastructure problems have not been solved for years. Reality through the eyes of a practitioner.

Sergey Kolesnikov: problems are being solved in the Far East for a long time
Photo: press center of the production company TECHNONICOL

- Sergey Anatolyevich, an upsurge in construction is expected in the Far East, both industrial and residential. Do you see prospects for yourself in these conditions?

- Yes, of course, state construction is driving the demand for building materials, and we see several drivers: this is housing construction within the framework of the National Housing Construction program, the second is the construction of large corporate facilities, from gas processing plants to projects that are made by smaller investors, and the third is a convenient location of Vladivostok, Primorsky Krai for export to the Asia-Pacific region. The port zone and even the land border with China is located in the Primorsky Territory, as well as the supply of construction materials by the Northern Sea route to the Arctic zone, where a huge construction of both state infrastructure and facilities erected by large companies - Rosneft, NOVATEK, is also planned. Gazprom, and there are only two delivery options: either through Krasnoyarsk along the Lena River, or, in fact, by the Northern Sea Route, this, in my opinion, will be more advantageous in the future. Well, and the local construction market. I must say that both the Khabarovsk Territory and the Primorye Territory are actively being built, and for this, it is naturally wiser to produce materials directly on site, and we will build new production shops, new facilities.

- You spoke about plans to invest - 60 billion rubles. Where will it be spent?

- Yes, we want to invest 60 billion over 5 years, the company will invest, of course, throughout the entire territory of its presence - from Vladivostok to London. It is clear that we are allocating a slightly smaller amount to Vladivostok, we are thinking of investing about 4 billion in these years for Far Eastern projects. This, in particular, is the reconstruction of the Khabarovsk plant for the production of mineral insulation - we have an old line there, a plant in Primorye, as well as a training center. This is the first thing we want to do, perhaps later we will develop other areas, we will also build other plants.

- At our last meeting, you said that you will think about supplying part of what is produced in the Far East to China, somehow fitting into the Chinese market, although it is very difficult. Have you come up with something new during this time? Or is it a pandemic year, and not yet up to such plans?

- The share of exports remains at the same level - about 7%. Not that China disappointed us greatly, rather not, but we just saw that besides China, there are other interesting destinations / markets: Australia, New Zealand, Japan, Korea, Vietnam.

- Is it profitable taking into account the logistics costs?

- Yes, now we deliver to Australia from Vyborg, because it is more profitable than shipping from Khabarovsk. In the future, I hope, we will be able to reduce the logistics shoulder through supplies from Primorye.

- Incredible.

- I must say that 4,2 million people live in New Zealand - and you should not be surprised - not all of the building materials industry is represented there. They have historically bought a lot either in Europe or China or the United States. And for Australians, deliveries of 5-6 weeks are common.

Of course, for China, when they need “yesterday” and you have to ship a huge amount of materials in a day, the problem of border crossings is fundamentally important. Unfortunately, in 5 years we have heard more promises ... Even Rosgranitsa said about this that the money was allocated in 2019 - at most in 2020 they will solve this problem, but now they are referring to the pandemic. If anything kills our faith, these are promises that are not fulfilled. They promise and don't. Now there is actually a 50-70% lag from the plans that were announced.

Over the past six years, nothing has changed at the border. There are problems with bringing the infrastructure directly to the ASEZ - gas, electricity, highways and so on.

- And which specific TORs concerns, which ones are you talking about now?

- "Nadezhdinskaya", for example, and other TOPs. We actually studied the situation in all the ASEZs of the Primorsky Territory.

- Did you want to come in? For what purpose was it examined?

- We wanted to buy land in the TOP "Nadezhdinskaya" in order to build a complex there. Yes, there is gas there, but this gas has already been assigned to existing residents. And in order to enter, you need a new resource, but there is none. Therefore, I can say that yes, the one that was the resource, it has already been chosen by the residents. But if we want residents to come, then we need ...

- Representatives of the authorities always say: "You just come, invest, and we will do everything, we have everything ... here we will do everything ... from the point of view of infrastructure."

- We were told the same: "You build, and then we will kind of compensate." We built a railway to the enterprise in 2014 and still cannot use it, not because there is no road, but because we cannot go through the bureaucracy, we cannot legalize it. Because of this, we have to transport by cars instead of the railway. Seven years have passed. Either the KRDV administration will be replaced, or the Town Planning Code. In general, seven years have passed, we do not use the road. 

Let's say we did a project in Poland. Everything that the Polish authorities promised, they did, and they did it on time. We built the plant, they made communications, and I must say that they did not let us down.

I state only one thing, that in Poland and even in the central part of Russia, infrastructure problems are being solved. In the Moscow region we have a project, in Ryazan there is a project, in Poland there is a project, in other places ... And there are also problems there, but they are being solved. Well, in Poland it was not at all. And in the Far East you will not solve them in a year, that is the problem.

- Are there any problems with labor resources? Or what you have named are the most key ones, but would you decide with labor?

- Human resources is less problematic due to the fact that the company has the ability to mobilize human resources. We connect the most experienced specialists from other regions - Siberia, the Urals, Central Russia or to new production facilities. It is clear that line personnel - 80% of employees are recruited locally, but the main specialists, those who have been with us for several years, we invite from other cities. They will share knowledge and teach newly recruited personnel to work with technological equipment.

- How do you generally consider the problem of staff payment? They say that investors will come to the Far East, and life there will be better, because these investors will pay salaries much higher than in the central part of Russia. But is it not profitable for you? If you hire staff, then you pay more than, say, the European part of Russia, and how much, if so?

- We, of course, pay salaries on the market. At the moment, salaries in Khabarovsk are indeed 20% higher.

- But not twice?

- Not. In any case, this excess is not as costly for the company as the cost of logistics for the delivery of goods from here. This is not so significant, especially since the TOR regime compensates for the social tax rate. It provides other benefits, so the total preferential taxation regime in the Far East gives more preferences than the cost of a higher salary, not to mention the fact that you significantly save on delivery time and logistics. Therefore, if we want to work in the Far East, we must have enterprises in the Far East, if we want to export to China and Asia, we must have preferences in the Far East. This is an axiom.

- But you will look at how the situation will develop, and then will you make decisions?

- We will be in full contact with the governors, with representatives of the KRDV, we will go to Trutnev and either say "thank you", or we will look for territory. Until we find a territory for construction, we will make efforts to this, and if we find it, then we will build it. When we build it, we will say “thank you” that we did it together, since this is not only a task for our company, it is a common task for us, including the authorities of the Far East and other investors, so that we jointly build a new production facility. Well, as they say, one is not a warrior in the field. We ourselves cannot cope with this problem without the help of the authorities.

- You personally, as a private investor, invest in Yakutia as well - in silver mining, as an investor are you satisfied?

- Yes. As an investor in a mining company. But, I do not see there great opportunities for the development of industry, as well as in Kamchatka. There are no industrial resources, there is no sales market, there is no transport infrastructure, there is no cheap logistics. Therefore, when someone starts dreaming about building a large-scale mass industry in Kamchatka and Yakutia, I honestly do not agree with this ... I see two regions in the Far East for the development of industry with export potential - this is Primorye and Khabarovsk region. They make it possible to export to the Asia-Pacific region and supply products to the north along the Northern Sea Route.

- And the Arctic does not appeal to you for investment, are these Arctic regions?

- It is easier to make in Primorye and deliver to different regions than to do there.

- Deliver through the Northern Sea Route, what to do there, in the north?

- Sure. It is easier to make in Primorye and deliver a product there than to try to organize production there. Because we will face the same set of problems there, but all this will be terribly expensive, because there is no electricity or gas, and even more so there are no people, living conditions are very bad.

- And if the problems with Rosgranitsa are magically resolved, including, and somehow all this will be solved on the sly, you will expand production in Primorye in order to somehow expand exports and plan deliveries to China and other countries ?

- Undoubtedly, the fewer bottlenecks, the more capital will be attracted. I am sure that other investors will also react to this: Koreans, Chinese and Japanese. The problem is that we are very practical people, that is, we can keep silent, we hear promises, but we react when we understand that the projects are realizable and the given promises are being fulfilled and….

- There is movement.

- Yes. We cannot build factories in the fields without gas and electricity. It is nonsense to ask an investor about it. You can, of course, build in the field, but again - how can you carry building materials there if there is no road? Without solving these issues, the problem will not move, and words cannot solve it, this requires concrete actions. And I have been going to VEF for the sixth year, and for the sixth year I have heard the same speeches. Unfortunately, the infrastructure situation has been slow to resolve.

- The final question. In the last interview, we talked a lot about respect for businessmen, for people who create jobs, pay taxes, for young people to go into business, you somehow even spoke about this with pain somewhere. And during this time, perhaps three years, we have not seen each other, is the situation changing for the better or not?

- In general, the situation is changing. They really began to treat us better, the administrative pressure is falling, from my point of view, this is positive. The only thing that I noticed is that young people do not seek to work in industries; when choosing an employer from a particular field, they prefer trade and IT. They have an outdated view of the industry. In their understanding, work at a factory is constant noise and dirt, low wages. But this is no longer the case - modern production means cleanliness, maximum automation and safety.

We, probably, as a society or as industrialists, have lost the battle for minds. For some reason, the media, ours, not ours, our partners have hammered into the heads of our youth that Russian industry is dead, that we are poor, that we can do nothing. You have to do something about this. We must tell young people that the Russian industry exists, it is very modern and in many industries, in particular in the field of building materials, in many things we are ahead of our neighbors! That it is fashionable to work in industry, that the average salary in companies is over 60 thousand rubles, and specialists receive over 100 thousand, this is a paid job, technological, interesting, specialists of different qualifications are required: programmers, chemists-technologists, electronic engineers. This is a promising, interesting industry that requires more and more personnel, the industry will develop, and it is worthy of the attention of our young people. These are clean, safe workplaces, these are very interesting technologically new workshops, and these are very young teams, the average age in our company is 35 years.

The image of the industry needs to be changed, and I really want you as the media and your colleagues in the shop to talk about this so that the authorities will pick up on it. It's not a shame to work in factories. This is prestigious. We are the elite of the economy, we are part of the elite, and we need to talk about this, and do not be shy about the words “elite”.

September 23: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сергей Колесников: на Дальнем Востоке проблемы решаются долго

Совладелец и управляющий партнер корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ Сергей Колесников – про инфраструктурные проблемы, с которыми сталкивается бизнес на Дальнем Востоке

Той компании, что связывает свое будущее с Дальним Востоком, экспортом в Азию и по всему миру, логика бизнеса диктует очевидное - производство надо размещать в ДФО. Власти обещают таким предприятиям максимум преференций, ТОРы, СПВ… но в ТОРах становится тесно, пересечение наземной границы в Китай превращается в квест, а инфраструктурные проблемы не решаются годами. Реальность глазами практика.

Сергей Колесников: на Дальнем Востоке проблемы решаются долго
Фото: пресс-центр производственной компании ТЕХНОНИКОЛЬ

- Сергей Анатольевич, на Дальнем Востоке ожидается подъем строительства – как промышленного, так и жилищного. Вы видите для себя перспективы в этих условиях?

- Да, безусловно, государственное строительство тянет за собой спрос на строительные материалы, и мы видим несколько драйверов: это жилищное строительство в рамках программы «Национальное жилищное строительство», второе – это строительство крупных корпоративных объектов, начиная от газоперерабатывающих заводов, заканчивая проектами, которые делают более мелкие инвесторы, и третье - это удобная локация Владивостока, Приморского края для экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Портовая зона и даже граница сухопутная с Китаем находится в Приморском крае, а также поставка Северным морским путем строительных материалов в арктическую зону, где тоже намечается огромное строительство как государственной инфраструктуры, так и объектов, возводимых крупными компаниями – «Роснефть», «НОВАТЭК», «Газпром», и есть только два варианта доставки: либо через Красноярск по реке Лена, либо, собственно, Северным морским путем, это, на мой взгляд, будет в будущем более выигрышно. Ну, и местный рынок строительства. Надо сказать, что и Хабаровский край, и Приморье активно строятся, и для этого, естественно, разумнее производить материалы непосредственно на месте, и мы будем строить новые производственные цеха, новые мощности.

- Вы говорили о планах вложить – 60 млрд рублей. Расскажите, куда это будет потрачено?

- Да, мы хотим 60 млрд инвестировать в течение 5 лет, компания будет инвестировать, конечно же, на всей территории присутствия – от Владивостока, до Лондона. Понятно, что во Владивосток мы выделяем несколько меньшую сумму, мы думаем инвестировать в эти годы около 4 млрд на дальневосточные проекты. Это, в частности реконструкция хабаровского завода по производству минеральной изоляции – у нас там старая линия, в Приморье завод, а также учебный центр. Это первое, что мы хотим сделать, возможно, потом и другие направления будем развивать, другие заводы тоже будем строить.

- В прошлую нашу встречу Вы говорили о том, что будете думать о том, чтобы на Дальнем Востоке то, что производится, поставлять частично в Китай, как-то вписываться в китайский рынок, хоть это очень тяжело. За это время что-то новое придумалось? Или это пандемийный год, и пока не до таких планов?

- Доля экспорта сохраняется на том же уровне – около 7%. Не то что нас Китай сильно разочаровал, скорее, нет, но мы просто увидели, что, кроме Китая, существуют другие интересные направления/рынки: Австралия, Новая Зеландия, Япония, Корея, Вьетнам.

- А это выгодно с учетом расходов на логистику?

- Да, сейчас мы поставляем в Австралию из Выборга,потому что это более выгодно, чем везти из Хабаровска. В дальнейшем, надеюсь, мы сможем сократить логистическое плечо за счет поставок из Приморья.

- Невероятно.

- Надо сказать, что в Новой Зеландии живет 4,2 млн населения – и вы не удивляйтесь – далеко не вся промышленность строительных материалов там представлена. Они исторически покупают много либо в Европе, либо в Китае, либо в США. А для австралийцев поставки в 5-6 недель – это обычная вещь.

Конечно, для Китая, когда им нужно «вчера», и ты должен отгрузить огромный объем материалов за сутки, проблема пограничных переходов принципиально важная. К сожалению, за 5 лет слышим очередные обещания… Даже «Росграница» об этом говорила, что деньги выделили и в 2019-м – максимум в 2020-м они эту проблему решат, но сейчас ссылаются на пандемию. Если что и убивает в нас веру – это обещания, которые не исполняются. Обещают и не делают. Сейчас есть отставание фактически на 50-70% от планов, которые были озвучены.

За последние шесть лет на границе ничего не изменилось. Есть проблемы с подведением инфраструктуры непосредственно к ТОРам - газа, электричества, автомобильных дорог и так далее.

- А это каких именно ТОРов касается, вы сейчас про какие именно говорите?

- «Надеждинская», например, и другие ТОРы. Мы фактически изучили обстановку во всех ТОРах Приморского края.

- А вы хотели зайти? С какой целью обследовали?

- Мы хотели купить землю в ТОРе «Надеждинская» для того, чтобы там построить комплекс. Да, там есть газ, но этот газ уже расписан на существующих резидентов. А для того чтобы войти, нужен новый ресурс, а его нет. Поэтому могу сказать, что да, тот, что был ресурс, он уже выбран резидентами. Но если мы хотим, чтобы резиденты приходили, то нужно…

- Представители власти всегда же говорят: «Вы только придите, инвестируйте, а мы все сделаем, у нас все… вот мы все сделаем…с точки зрения инфраструктуры».

- Нам то же самое говорили: «Вы постройте, а мы потом как бы компенсируем». Мы построили железную дорогу в 2014-м году к предприятию и до сих пор не можем ей пользоваться не потому, что дороги нет, а потому что, мы не можем пройти бюрократию, мы не можем ее легализовать. Из-за этого нам приходится вместо железной дороги возить машинами. Семь лет прошло. То администрация КРДВ сменится, то Градостроительный кодекс. В общем, семь лет прошло, мы дорогой не пользуемся. 

Допустим, мы делали проект в Польше. Все, что польские власти обещали, они сделали, и сделали вовремя. Мы завод строили, они коммуникации делали, и надо сказать, что они нас не подвели.

Я констатирую лишь одно, что в Польше и даже в центральной части России инфраструктурные проблемы решаются. В Московской области у нас есть проект, в Рязани есть проект, в Польше есть проект, в других местах есть… И проблемы там тоже свои есть, но они решаются. Ну, в Польше вообще не было. А на Дальнем Востоке за год вы их не решите, вот в чем проблема.

- А с трудовыми ресурсами есть проблемы? Или вот то, что вы назвали, это самые ключевые, а с трудовыми вы бы решили?

- Трудовые ресурсы это менее проблематично в силу того, что компания имеет возможность мобилизовать кадровые ресурсы. К новым производствам мы подключаем наиболее опытных специалистов из других регионов – Сибири, Урала, Центральной России или. Понятно, что линейный персонал - 80% работников набираем на месте, но главных специалистов, тех, кто с нами не первый год, мы приглашаем из других городов. Они будут делиться знаниями и учить вновь набранный персонал работе на технологичном оборудовании.

- Как вы вообще рассматриваете проблему оплаты персонала? Говорят, что на Дальний Восток придут инвесторы, и жизнь там будет лучше, потому что эти инвесторы будут платить зарплаты гораздо выше, чем в центральной части России. Но Вам же ведь невыгодно? Если вы нанимаете персонал, то вы платите дороже, чем, допустим, европейская часть России, и насколько, если да?

- Мы, разумеется, платим зарплаты по рынку. На сегодняшний момент зарплаты в Хабаровске действительно на 20% выше.

- Но не в два раза?

- Нет. В любом случае это превышение не так затратно для компании, нежели расходы на логистику поставки товара отсюда. Это не так существенно, тем более что режим ТОРов компенсирует ставку соцналога. Он дает другие льготы, поэтому суммарно льготный режим налогообложения на Дальнем Востоке дает больше преференций, чем затраты на бОльшую зарплату, не говоря о том, что вы существенно экономите на времени поставки и на логистике. Поэтому если мы хотим работать на Дальнем Востоке, надо иметь предприятия на Дальнем Востоке, если мы хотим экспортировать в Китай и в Азию, надо иметь преференции на Дальнем Востоке. Это аксиома.

- Но Вы будете смотреть на то, как будет развиваться ситуация, и потом уже будете принимать решения?

- Мы будем в полном контакте с губернаторами, с представителями КРДВ, мы будем ходить к Трутневу и либо говорить «спасибо», либо будем искать территорию. До тех пор, пока не найдем территорию для строительства, мы будем прилагать к этому усилия, а найдем – значит, построим. Когда построим, скажем «спасибо», что мы справились вместе, поскольку это задача не только нашей компании, это общая наша задача, в том числе властей Дальнего Востока и других инвесторов, чтобы мы совместными усилиями построили новое производство. Ну и, как говорится, один в поле не воин. Сами мы с этой проблемой без помощи властей не справимся.

- Вы лично, как частный инвестор, инвестируете ведь и в Якутии – в добычу серебра, как инвестор вы довольны?

- Да. Как инвестор в компанию, занимающуюся добычей. Но, я не вижу там больших возможностей для развития промышленности, равно как и на Камчатке. Там нет промышленных ресурсов, там нет рынка сбыта, там нет транспортной инфраструктуры, там нет дешевой логистики. Поэтому, когда кто-то начинает мечтать о том, что бы построить крупную массовую промышленность на Камчатке и в Якутии, я, честно говоря, не согласен с этим… Я вижу два региона на Дальнем Востоке для развития промышленности с экспортным потенциалом – это Приморье и Хабаровский край. Они дают возможность экспортировать в Азиатско-Тихоокеанский регион и поставлять по Северному морскому пути продукцию на север.

- А Арктика вас не прельщает вас для инвестиций, вот эти арктические регионы?

- Легче делать в Приморье и поставлять в различные регионы, чем делать там.

- Доставить через Севморпуть, чем делать там, на северах?

- Конечно. Легче сделать в Приморье и поставить туда продукт, чем пытаться организовать производство там. Потому что мы столкнемся там с таким же набором проблем, но все это будет стоить жутко дорого, потому что там нет ни электричества, ни газа и тем более нет людей, условия проживания очень плохие.

- А если волшебным образом разрешатся проблемы и с «Росграницей», в том числе, и как-то все это будет решаться потихоньку, будете расширять в Приморье производство, с тем, чтобы как-то расширять экспорт и планировать поставки в Китай и другие страны?

- Бесспорно, чем меньше узких мест, тем больше будет привлекаться капитал. Я уверен, что на это будут реагировать и другие инвесторы: и корейцы, и китайцы, и японцы. Проблема в следующем, что мы люди очень практичные, то есть мы можем промолчать, обещания услышать, но реагируем мы тогда, когда мы понимаем, что проекты реализуемы и данные обещания выполняются и….

- Есть движение.

- Да. Мы не можем строить заводы в полях, без газа и электричества. Это нонсенс просить инвестора об этом. В поле можно, конечно, построить, но опять же – как туда стройматериалы везти, если нет дороги? Без решения этих вопросов проблема не сдвинется, и словами она не решается, для этого нужны конкретные действия. А я уже шестой год езжу на ВЭФ, и шестой год я слышу одни и те же речи. К сожалению, ситуация в области инфраструктуры решается медленно.

– Завершающий вопрос. Мы в прошлом интервью много говорили по поводу уважения к бизнесменам, к людям, которые создают рабочие места, платят налоги, к тому, чтобы молодежь шла в бизнес, вы об этом как-то даже с болью где-то говорили. И вот за это время, года три, наверное, мы не виделись, меняется как-то вообще ситуация в лучшую сторону или нет?

- В целом ситуация меняется. К нам стали действительно относиться лучше, административное давление падает, с моей точки зрения, это позитивно. Единственное, что я заметил, молодежь не стремится работать на производствах, при выборе работодателя из той или иной сферы отдает предпочтение торговле и IT. У них устаревшее представление о промышленности. В их понимании работа на заводе это постоянные шум и грязь, низкие зарплаты. Но это уже давно не так – современные производства это чистота, максимальная автоматизация и безопасность.

Мы, наверное, как общество или как промышленники проиграли борьбу за умы. Почему-то средства массовой информации, наши, не наши, наших партнеров вбили в голову нашей молодежи, что российская промышленность мертвая, что мы убогие, что мы ничего не можем. С этим надо что-то делать. Надо говорить молодежи, что российская промышленность существует, она очень современная и во многих отраслях, в частности в области строительных материалов, во многих вещах мы опережаем наших соседей! Что работать в промышленности модно, что средняя зарплата в компаниях свыше 60 тыс. рублей, а специалисты получают свыше 100 тыс., это оплачиваемая работа, технологичная, интересная, требуются специалисты разных квалификаций: программисты, химики-технологи, инженеры-электронщики. Это перспективная, интересная отрасль, которая требует все больше и больше кадров, отрасль будет развиваться, и она достойна внимания наших молодых людей. Это чистые, безопасные рабочие места, это очень интересные технологически новые цеха, и это очень молодые коллективы, средний возраст в нашей компании у сотрудников 35 лет.

Образ промышленности надо менять, и я очень хочу, что вы как СМИ и ваши коллеги по цеху об этом говорили, чтобы власть это подхватывала. Работать на заводах не стыдно. Это престижно. Мы элита экономики, мы часть элиты, и надо об этом говорить, и слова «элита» не стесняться.

31 июля: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика