Поделиться
Шедевр Возрождения на дальневосточной земле
Поделиться

Картина Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» впервые представлена в России в рамках культурной программы ВЭФ-2019 при поддержке Сбербанка и посольства Италии

«Мадонна делла Лоджиа» – одна из ранних работ Сандро Боттичелли – выдающегося итальянского художника эпохи Возрождения. Стоя перед арками лоджии Мадонна крепко прижимает к себе Младенца, касающегося ее щеки. Художник следует здесь византийскому иконографическому стилю, известному как «Богоматерь Гликофилуса», что в переводе с греческого значит «сладко любящая» или «сладкое лобзание». И не случайно: это самый эмоциональный и интимный тип изображения Богородицы из всех существующих. В русской иконописи самым ярким примером такого рода является знаменитая «Владимирская Богоматерь».

(c) Gabinetto fotografico delle Gallerie degli Uffizi

Искусство без границ

Картине из собрания флорентийских Галерей Уффици предстоит волнительное путешествие по России.

«Мы с гордостью представляем наш новый проект в сфере культуры. Сбербанк стал надежным партнером не только ведущих российских музеев, но и завоевал авторитет как участник крупных международных инициатив по развитию искусства. Особая честь для нас впервые привести на российскую землю полотно "Мадонна делла Лоджиа" и сопровождать его в уникальном путешествии по стране», — рассказала старший вице-президент Сбербанка Татьяна Завьялова.

3-5 сентября премьерная выставка картины «Мадонна делла Лоджиа» проходит в отделении Сбербанка на площадке ВЭФ.

По словам посла Италии в Москве Паскуале Терраччиано, выставка «Мадонны делла Лоджиа» по случаю первого участия Италии в Восточном экономическом форуме – редкая возможность показать великолепное произведение итальянского Возрождения в Дальневосточном регионе.

Жители и гости Приморья смогут увидеть полотно с 8 сентября по 6 ноября в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке. Затем показ картины состоится в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума. «Мадонна делла Лоджиа» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже с 17 ноября в зале Леонардо да Винчи на время отсутствия «Мадонны Литта». В год Леонардо Эрмитаж предоставил итальянским музеям право показать на временных выставках оба шедевра Леонардо – «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта».

Благодаря инициативе генерального партнера проекта Сбербанк – прикоснуться к шедевру Боттичелли смогут незрячие и слабовидящие люди: вместе с оригинальным полотном будет выставлена тактильная копия картины и предоставлен специальный аудиогид.

Боттичелли и расцвет меценатства

Картина «Мадонна делла Лоджиа» — одно из самых значимых ранних полотен Сандро Боттичелли, в которых ощутимо влияние его учителя Фра Филиппо Липпи. Примерно в 1465 году Липпи написал «Мадонну под вуалью», где Мария предстает юной, модно одетой флорентийкой, которая, молитвенно сложив руки, поклоняется Младенцу, толстощекому, как и веселые ангелы, подносящие Иисуса к матери. Связь Боттичелли с учителем не столько формальная, сколько духовная. Его в первую очередь занимает любовное единение двух фигур: ребенок обнимает мать, чьи руки ласково держат его.

Уже в этой картине заметно то, что отличает Сандро от учителя и в дальнейшем станет определяющим для его искусства. Во-первых, настроение: у Фра Филиппо Мадонна вне эмоций, у Сандро она, со слегка склоненной головой и опущенным взглядом, мечтательна и задумчива. Во-вторых, более гибкие контуры, большая плоскостность в трактовке тела Марии – с самого начала творческого пути Боттичелли был склонен к особой декоративности, что в данном случае можно заметить в передаче складок и нимбов. Гористый пейзаж, введенный как фон в картину Фра Филиппо, сменяется у Боттичелли ритмичными арками галереи. Гармония ритма — еще одно отличительное качество искусства мастера. У него, как у представителя флорентийской школы, цвет не играет определяющей роли, уступая первенство рисунку. Художник использует традиционное сочетание синего и красного в одежде, решая ее локальными пятнами.

Картина, по всей видимости, изначально заключенная в интерьерную раму-табернакль, могла относиться к так называемым «домашним образам». Но о заказчике именно этого произведения ничего не известно. В Галереи Уффици картина попала в 1784 годы из Торговой палаты, а с 1803 по 1905 год она хранилась в Нотариальном архиве Флоренции.

В дуэте с искусством

Выставка картины «Мадонна делла Лоджиа» в России — не первый культурный проект Сбербанка. На протяжении многих лет компания становится партнером в проведении крупнейших выставок, театральных и арт-фестивалей, значимых музыкальных событий. Банк помогал провести масштабные выставки в Эрмитаже и Пушкинском музее, совместно с Третьяковской галерей участвует в реставрации картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581». Также банк является партнером театрального фестиваля и премии «Золотая Маска», Московского фестиваля циркового искусства и Роскино.

Притронуться к произведениям искусства, почувствовать их в прямом и переносном смысле теперь может каждый — для этого Сбербанк развивает технологические проекты, которые помогают людям с инвалидностью приобщиться к культуре. Так, для слабовидящих некоторые спектакли и кинофильмы сопровождают тифлокомментированием (лаконичным описанием предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему без дополнительных пояснений), также Сбербанк проводил выставку тактильных картин из собрания Пушкинского музея. Экспозиция «Видеть невидимое» прошла в 15 городах России — на выставке незрячие посетители могли в прямом смысле прикоснуться к искусству, потрогав объемное полотно.

Всем поклонникам искусства Сбербанк к своему 175-летию предоставил возможность увидеть уникальные художественные коллекции или познакомиться с новыми творениями — банк подарил бесплатный вход в художественные музеи по всей России в рамках проекта «Искусство сохранять».

Марина Устимова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов