Власти Хабаровского края пытаются вывести регион в топ территорий ДФО по показателям взаимодействия с бизнесом.
В Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
Юлия Бородина
В Хабаровском крае сейчас реализуются 135 инвестпроектов, общий объем капиталовложений почти шесть трлн рублей. Ударным стал прошлый 2022-й год: запустились 26 инвестпроектов на 133 млрд рублей. Как отметила первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, динамика инвестиций в основной капитал составила 104,5% и это говорит о стабильности инвестиционной деятельности в крае.
По ее словам, работа инвестблока регионального правительства в 2022 году была серьезно реформирована, одной из флагманских инициатив определено создание нового инвестиционного цикла. В 2022 году регион вошел в пилотный проект по отработке нового национального инвестиционного стандарта.
«Самые важные два элемента, которые мы сегодня рассматриваем, – организация и полная перезагрузка агентства по привлечению инвестиций и развитию инноваций Хабаровского края и инвестиционного портала. Ключевая перестройка направлена на изменение всех подходов по развитию инвестиционной деятельности в крае. Результат этой работы не в рейтинговых позициях, а в тех показателях и цифрах, которые наглядно сегодня демонстрирует край, несмотря на санкции и мощное давление со стороны Запада. Сами элементы нового регионального инвестстандарта входят в оценку инвестклимата – и по итогам прошлого рейтинга инвестпривлекательности субъектов РФ по информационной поддержке инвесторов Хабаровский край находился в группе лидеров (группа А), по каналам прямой связи с руководством региона бизнеса и инвесторов – в группе Б, по работе по привлечению инвестиций оценка бизнеса было “удовлетворительно” – группа С», – рассказала Мария Авилова.
Президент России Владимир Путин в 2020 году поручил запустить в стране новый инвестиционный цикл, который обеспечит экономике рост выше среднемировых темпов. По его словам, необходим выход на ежегодные темпы прироста инвестиций в 5-7%. Он назвал высокий темп экономического роста базовым условием для повышения реальных доходов россиян, создания новых рабочих мест, позитивных демографических изменений, успешного социального развития.
Региональный инвестиционный стандарт — ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Механизм регионального инвестиционного стандарта разработало Министерство экономического развития. Новый стандарт сформирован на основе лучших практик, накопленных за время внедрения предыдущего. Его цель – поднять все регионы до одинаково высокого уровня в работе с инвесторами. Это инструмент по наращиванию инвестиционного потенциала.
Директор агентства по привлечению инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко отметил, что по итогам прошлого года в рамках нового инвестцикла три направления выполнены на 100%: реализация нового регионального инвестиционного стандарта, привлечение и сопровождение инвестпроектов, внедрение цифровых сервисов.
Дымченко отметил, что на сегодня у агентства 39 проектов находятся на сопровождении по принципу «одного окна», заявленные инвестиции превышают 400 млрд рублей. По инициативе агентства разработан регламент сопровождений инвестпроектов, создан институт инвеступолномоченных, а также модернизирована инвестиционная карта региона. Бизнес принимает активное участие в доработке и использовании сервиса.
Отдельное внимание глава регионального АПИРИ уделил работе с цифровыми сервисами.
«Мы в 2022 году реализовали сервис “решить проблему за 10 дней” – он позволил понимать проблематику инвесторов, типы их проблем, позволяет прозрачно, быстро и эффективно контролировать решение проблемы, а также получать обратную связь. Второй запущенный электронный сервис – “предложить проект”– ставит задачей оцифровать и сделать понятным, как проект может быть оценен органами власти и потенциальными партнерами. Есть проект “госпартнер” – эта инициатива агентства вошла в “топ-100 идей нового времени”, пилот завершен будет к сентябрю этого года. Ключевые задачи агентства на 2023 год: внедрение нового регионального инвестиционного стандарта на уровне муниципалитетов и ресурсоснабжающих организаций, повышение качества услуг по запуску инвестпроектов, дальнейшее развитие института инвестполномоченных, и модернизация инвестиционной карты, а также открытие департамента по контролю качества», – рассказал Андрей Дымченко.
Присутствовавшие на встрече инвесторы рассказали о своих проектах, помощь в развитии которых оказали региональные власти и АПИРИ.
Лариса Третьяк, гендиректор «ТТ-Капитал» (экопарк «Шале на воде»)
«Получили в аренду участок в охранной зоне заповедника в 2020 году, а из-за сложностей с получением разрешений начали осваивать только в 2022 году. АПИРИ очень помогло с разрешениями, без них ничего бы не вышло! В июне прошлого года уже начали работать. Расчистили, облагородили, электрифицировали, построили купольный отель на сваях. Загрузка 90% даже зимой. Мы находимся на сопровождении у Минтуризма, у агентства, получили грант. Сейчас предстоит решить сложный вопрос – доступ к участку идет через реку – половодье мешает пересечь реку, а река даже не на нашем участке и не можем ничего делать там».
АПИРИ и правительство Хабаровского края выразили желание помочь с этой проблемой. В ближайшее время планируется выездное совещание.
Денис Столыпин гендиректор «КЛС-строй» (транспорт и логистика)
«Развиваем новый перспективный инвестпроект в порту Ванино в Хабаровском крае. Логистика сейчас нарушена на многих направлениях. Из-за “разворота на Восток”, порты ДФО работают на пределе возможностей. Производительность портов планируем повышать за счет строительства тыловых терминалов на железной дороге. Вложения составят 1 млрд рублей. Проблема – вопрос по присоединению к сети РЖД».
Агентство оказывает консультации по проекту и помогает при взаимодействии с органами власти. Правительство региона готово тоже помогать в части согласований и консультаций.
Михаил Приходькин, заместитель гендиректора ООО «Финт ДВ» (футбольная академия «Искра»)
«Занимаемся организацией тренировочного процесса для детской футбольной школы на безвозмездной основе, проводим детские турниры, организуем тренировочный лагерь. У нас 487 воспитанников в Хабаровске и Комсомольске – 80% детей занимаются бесплатно. В 2020 году начали строить открытый манеж, в 2022 году завершили второй этап, параллельно идет строительство футбольного комплекса. Нужно расширять территорию, модернизировать и строить новые объекты, но есть проблема с газификацией, тепло- и электроснабжением, АПИРИ помогает, но решение отложено на 2024-2025 годы».
Сложности с ресурсоснабжающими организациями возникают в регионе и у других компаний. «Сахалин инжиниринг» строит комплекс по выпуску строительных изделий в селе Некрасовка, объем вложений – 1 млрд рублей. По словам представителя компании, возникли проблемы с подключением газа.
Все озвученные на встрече трудности инвесторов ИПИРИ Хабаровского края совместно с региональным правительством обещали проработать и оказать помощь. В агентстве напомнили, что можно обратиться через инвестпортал, где инвесторы получат информацию о существующих мерах поддержки, и получат реальную поддержку.
2022 год стал переломным для российской экономики. Если в 2014 году «поворот на Восток» основывался на постепенной диверсификации торгового и экономического сотрудничества России с ориентацией на восточноазиатские страны с целью постепенного сокращения зависимости от США и Европейского союза, то в 2022 году усложнение взаимоотношений с недружественными странами привело к усилению «заметности» недостаточного использования потенциала внешнеторгового транзита Дальнего Востока. В новых геополитических условиях государству и бизнесу пришлось опережающими темпами решать общую задачу по переориентации транспортно-логистических потоков. В результате, буквально в течение 3 - 4 месяцев участники внешней торговли и транспортно-логистические компании трансформировали привычные логистические цепочки с Атлантического вектора на Тихоокеанский.
Активное участие в этом процессе принимает Хабаровский край, как форпост России на Тихоокеанском побережье.
Экономика края в силу географического положения региона ориентирована на рынки стран Азии. Благодаря работе Правительства края по диверсификации внешнеторговых связей, регион не зависит от какой-либо одной страны-партнера. У Хабаровского края хорошая внешнеторговая диверсификация, ни одна зарубежная страна не имеет в общем объеме внешнеторгового оборота края долю выше 50%. Основными партнерами края во внешней торговле выступают страны Большой тройки Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. При этом доминирующую позицию занимает ближайший сосед региона – Китай. На его долю во внешнеторговом обороте края приходится около 40% (по итогам 2021 г. 38 %).
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
В 2022 году статистика подтверждает разворот национальной экономики на Восток. Увеличиваются экспортные поставки из Хабаровского края в Китай, Казахстан, Индию. Наращиваются объемы внешнеторгового взаимодействия с Республикой Беларусь.
В текущих условиях, отмечается наращивание оформления «гостевых» внешнеторговых сделок через порты и пункты пропуска Хабаровского края для западных регионов России.
С учетом особого, приграничного положения региона основным внешнеторговым партнером Хабаровского края в ближайшем будущем останется Китай. Так, внешнеторговый оборот Хабаровского края с Китайской Народной Республикой за 9 месяцев 2022 года вырос на 18,6% к уровню 9 месяцев 2021 г.
При этом сегодня задействован не весь имеющийся у края потенциал, в том числе по использованию инфраструктуры для обслуживания транзитных внешнеторговых потоков. В настоящее время на территории края реализуются масштабные проекты в сфере транспорта и логистики по развитию экспортной инфраструктуры.
Хабаровский край - мощный транспортно-логистический центр Дальнего Востока России. В крае представлены все виды транспорта. По территории края проходят БАМ и Транссиб, магистральный трубопровод "Восточная Сибирь – Тихий Океан", магистральный газопровод "Сахалин – Хабаровск – Владивосток". Функционируют 5 морских портов, крупнейший из которых порт Ванино.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Эти активы в условиях санкционного давления определили возрастание роли транспортно-логистического комплекса края в организации доставки грузов из России в Азию при перестраивании логистических маршрутов.
Современные тенденции по смещению торгово-экономических взаимосвязей на страны АТР потребовали ускоренного формирования новых инфраструктурных коридоров для экспорта и импорта.
Среди ключевых проектов, призванных обеспечить выполнение этой задачи, можно выделить модернизацию Восточного полигона Российских железных дорог.
Что такое БАМ? 30 % БАМа – это Хабаровский край. Оконечные порты БАМа – это Хабаровский край: Ванино и Советская Гавань.
Выполнение следующих этапов модернизации позволит увеличить провозную способность более чем в 2 раза. В 2023 году провозная пропускная способность в отношении морских портов Хабаровского края будет увеличена до 48,5 млн. тонн грузов.
Отдельно стоит отметить развитие инфраструктуры для осуществления контейнерных перевозок. С сентября 2021 года порт Ванино возобновил активный прием и обработку контейнерных грузов. За 10 месяцев 2022 года обработано 38,8 тыс. импортных и 31,1 тыс. экспортных сорокафутовых контейнеров. С учетом роста спроса на обработку этих грузов, порт решает задачу повышения эффективности работы. Внедрено специальное программное обеспечение для обработки контейнеров, приобретается специализированное оборудование (рич-стакеры, ролл-трейлеры). В результате ускорились приемосдаточные операции.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Уникальным проектом развития экспортной инфраструктуры для наращивания масштабов внешнеторговых операций российских экспортеров на восточном направлении является проект строительства частной Транстихоокеанской железной дороги. Строительство начато в 2022 году. Железнодорожная ветка протяженностью около 500 км пройдет от Эльгинского месторождения в Якутии до мыса Манорский на побережье Охотского моря в Хабаровском крае. Провозная способность железной дороги составит 30 млн. тонн в год. Строительство планируется завершить в течение двух лет. К этому времени также будет построен угольный порт Эльга, площадью 44,5 га, емкостью операционных складов 344 тыс. тонн, с перевалочной мощностью на первоначальном этапе в 2024 году до 14,0 млн. тонн в год с последующим увеличением в 2025 году до 30,0 млн. тонн в год. Порт ориентирован на экспорт в АТР.
изображение: пресс-служба правительства Хабаровского края
Проект позволит разгрузить БАМ, даст дополнительные мощности для взаимодействия с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Обязательным элементом «разворота на Восток» при формировании новых транспортно-логистических маршрутов является развитие пограничной инфраструктуры на российско-китайской государственной границе: увеличение количества действующих пунктов пропуска, их модернизация и дооснащение необходимым оборудованием.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе установлено 25 пунктов пропуска. При этом, из-за ковидных ограничений в начале 2022 года в штатном режиме работало только 7 из этих 25 (в Приморье 5 и Забайкалье 2).
С учетом «разворота» к декабрю 2022 г. штатно работают уже 16 погранпереходов (в Приморье 6, Забайкалье 3, Амурской области 3, Еврейской автономной области 2, Хабаровском крае – 2).
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
На основании личного обращения Губернатора Хабаровского края М.В. Дегтярева к Губернатору провинции Хэйлунцзян господину Ху Чаншену в 2022 году удалось возобновить работу двух пунктов пропуска между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян: речного пункта пропуска «Хабаровск» и смешанного пункта пропуска «Покровка». Последний, кстати, не функционировал в 2020 – 2021 годах из-за пандемии. В результате за период речной навигации в совокупности перевезено свыше 230 тысяч тонн грузов.
В 2021-2022 гг. «перезагружен» проект по созданию пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Уже достигнуты договоренности с Минтрансом России о том, что первым этапом развития острова станет строительство на нем грузопассажирского пункта пропуска.
Китайская сторона подтвердила заинтересованность в открытии грузо-пассажирского погранперехода. К 2030 году китайской стороной через пункт пропуска прогнозируется перемещение 1 380 тыс. т грузов и 1 200 тыс. пассажиров в обоих направлениях, что подтверждает оценку Правительства Хабаровского края по данным показателям (1 300 тыс. т грузов и 1 450 тыс. пассажиров).
Ожидается, что с запуском пункта пропуска на острове «Большой Уссурийский» до 30 % снизятся транспортно-логистические издержки экспортеров. Таким образом, будут оптимизированы транспортно-логистические затраты компаний и обеспечена загрузка Транссиба в обратном направлении.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Пункт пропуска на острове Большой Уссурийский будет интегрирован в развернутую транспортно-логистическую и туристическую инфраструктуру Хабаровского края, в том числе соединен с автодорогой «Обход г. Хабаровска». Такая привязка позволит обеспечить возможность доставки грузов от пункта пропуска до крупного транспортно-логистического кластера «Сухой порт» в ТОР «Хабаровск» в течение 20-30 мин.
На полях Восточного экономического форума заключено Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации, Правительством Хабаровского края, ОАО «Российские железные дороги» и ООО «ФинИнвест» о реализации проекта транспортно-логистического центра «Хабаровский» на территории Хабаровского края. Суммарный грузооборот составит не менее полумиллиона двадцатифутовых контейнеров в год.
В условиях санкционного давления на российскую экономику и переориентации грузопотоков с западного на восточное направление формирование мультимодального ТЛЦ, ориентированного на Китай, приобретает особую актуальность. Именно современные ТЛЦ станут базой для формирования новых логистических маршрутов и обеспечат бесперебойное снабжение предприятий сырьем, материалами и комплектующими, а население продовольственными и промышленными товарами.
В целом, развитие острова Большой Уссурийский является проектом-триггером трансграничного сотрудничества между Россией и Китаем на Востоке страны.
В ходе 4-го заседания Межправительственной Российско-Китайской Комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики территория острова Большой Уссурийский определена в качестве одной из 4-х пилотных зон для формирования международных ТОР, где для инвесторов будут представлены лучшие в России условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Перечисленные проекты позволят обеспечить выход России в Тихоокеанский регион и нарастить торговлю со странами АТР. Продолжение действия экономических санкций в отношении России, инициированных в 2022 году, в ближайшей перспективе приведет к дальнейшей трансформации национальной экономики и еще большей ориентации на Восток. В этом контексте Хабаровский край готов выполнять роль «транспортного ключа» России к Азиатско-Тихоокеанскому региону для полноценного включения России в интеграционные процессы, протекающие Азиатских странах, дальнейшего наращивания взаимной торговли и построения эффективных транспортно-логистических маршрутов.
Форум «Российская креативная неделя – Дальний Восток» начался с презентации потенциала Якутии. О достижениях региона рассказал его глава Айсен Николаев. Креативные индустрии за несколько лет стали значимой частью экономики республики. Вместе с тем растет и объем инвестиций в Якутию. О том, какие результаты достигнуты в этом направлении, в комментарии Ленскому клубу поделился эксперт Центра прикладных исследований и программ Арсений Беленький.
«Рынок креативных индустрий гигантский. К сожалению, до последнего времени на нем преобладали компании с иностранным участием. В Якутии, на мой взгляд, создана уникальная «экономика творчества», которая рождает продукт, крайне востребованный для населения всей страны. Возьмем в пример якутское кино. Я вижу, как каждый год фильмы местных режиссеров становятся кассовыми, собирают значительно больше, чем в них было вложено. Они стали не только окупаемыми, но и прибыльными. Не зря Минвостокразвития заявило о намерении использовать дальневосточную концессию для развития киноиндустрии республики. Это показательное отношение. Все это стало возможным благодаря вниманию со стороны региональных властей. В прошлом году они первыми в стране открыли креативный кластер [«Квартал труда»], распространив на него льготный режим Территории опережающего развития (ТОР). То есть преференции действуют не только у промышленных компаний.
Если говорить в целом о привлечении финансовых ресурсов, то за пять лет республика добилась выдающихся успехов. Когда Айсен Николаев возглавил регион, Якутия находилась на 52-м месте в рейтинге АСИ по инвестиционному климату. По итогам прошлого года она уверенно закрепилась на 13-й строчке. Стоит отметить, что республика по регуляторным правилам и законам в принципе на равных с субъектами Дальнего Востока. Поэтому ее движение вверх в этом рейтинге определяется в первую очередь грамотными оперативными действиями команды Айсена Николаева. Важно, что она умело используют те программы, которые предлагает федеральное правительство. И в сумме это дало такой результат.
Только с начала этого года в ТОР «Якутия» пришли пять новых резидентов. Это связано с эффективно работой руководства региона, отсутствием лишней бюрократии. Видно, что республика заинтересован в инвестициях, в том, чтобы они приходили без различных препон и волокиты – компании буквально за полгода могут оформить все документы, чтобы попасть во все стимулирующие программы. Это кажется легко, но, как мы видим, в большинстве регионов не так просто реализуемо.
Отдельно отметил бы обнародование в прошлом году инвестиционной декларации, где руководство республики обозначили все гарантии и обязательства перед бизнесом. Инвесторы бывают разные, многие приходят из совсем отдаленных территорий, в том числе столицы. Для них важно иметь достоверную, оперативную информацию об условиях, возможностях инвестирования. Крайне трудно в ручном режиме общаться с каждым инвестором, поэтому чем больше открытость, тем шире входные ворота.
Если смотреть на итоги 2022-го года, то был привлечен рекордный объем инвестиций – 616 млрд рублей. Почти на 30% больше, чем годом ранее, хотя это совпало с беспрецедентным санкционным давлением на экономику нашей страны. В большинстве своем, это накопленный эффект предыдущих лет работы главы республики и правительства региона. То есть превалирующая часть этих инвестиций не связана с введением санкций. Это проекты, которые долго разрабатывались. Масштабные и важные не только для республики, Дальнего Востока, но и всей страны. А вот уже в этом году, мы ожидаем, что пойдет еще больше инвестиций: они будут нарастать в связи с санкциями: бизнес, который ранее занимался вложением в иностранные активы, сейчас будет инвестировать внутри страны.
Все это подтолкнет рост рабочих мест. Только сейчас из запланированных 13 000 вакансий создано 9 300 – существенное количество, поскольку во многих регионах этот процесс идет намного медленнее. На мой взгляд, их открытие – краеугольный камень развития территорий. Квалификация этих специалистов выше, зарплата этих специалистов больше, чем в среднем по экономике. Это позволяет вкладываться в семью, своих детей, быт.
В стратегическом плане важна тенденция к переориентации многих экономических процессов на Восток. И тут Якутия является одним из ключевых регионов. Самые большие сегодня инвестиции, закономерно, я считаю, будут от КНР. У этой страны есть феноменальная по объему программа «Один пояс – один путь». В ее рамках предполагаются существенные инвестиции за пределы Китая. И тут Якутия потенциально выгодный партнер. Поэтому стоит ожидать существенных вливаний, прежде всего, в инфраструктуру, рост прямых иностранных инвестиций в республику. Может быть, даже в геометрической прогрессии».
Представители рыбной отрасли и приморские регионы направляют в Минсельхоз РФ отзывы и предложения по проекту правительственного постановления, который станет подзаконной базой для второго этапа механизма распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов. Один из дискуссионных вопросов связан с перечнем активов, которые должны ввести победители аукционов. Федеральные власти предлагают включить в список объектов инвестиций комплексные проекты, объединяющие береговую переработку рыбы и специализированный флот. Однако у некоторых отраслевых ассоциаций это предложение вызвало протест.
В рамках второго этапа программы инвестиционных квот на аукционах планируется распределить 20% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также остальные 50% квот на добычу краба. В Росрыболовстве ожидают, что флот должен пополниться 25-30 рыбопромысловыми судами, не считая примерно 30 краболовов, которые придут на смену устаревшей технике. Кроме того, в дополнение к 25 рыбоперерабатывающим заводам, возведенных в рамках первого этапа, будет построено еще 12.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев считает, что в плане переработки минтая и сельди нужно предусмотреть 5-7 крупных береговых объектов, каждый с объемом производства 60-80 тыс. т ежегодно. По его словам, новации, предшествовавшие первому этапу инвестквот, преследовали, в том числе, цель –обеспечить конкуренцию с китайской рыбопереработкой.
«Эффективно конкурировать [с КНР], могут именно крупные, большие рыбоперерабатывающие комплексы. Вместо этого был использован китайский опыт 1950-х годов – создание домны в каждом дворе», – говорит президент ВАРПЭ.
На втором этапе следует избежать ошибок прошлого, предусмотрев несколько крупных комплексов по переработке рыбы, которые в совокупности могут составить конкуренцию Китаю, добавил он. ВАРПЭ уже направила в Минсельхоз свои экономические расчеты, привязанные к регионам Дальнего Востока.
Рыбоперерабатывающий завод в ТОР «Надеждинская фото» (Приморский край), фото Иван Дякин, правительство Приморского края
В свою очередь профильное министерство при подготовке проекта правительственного постановления, которое будет регулировать второй этап, добавило два новых инвестиционных объекта. Это рыбоперерабатывающий комплекс, включающий в себя береговой завод и два среднетоннажных промысловых судна (т.н. объект инвестиций типа КМ), и транспортный рефрижератор для доставки рыбной продукции с участков промысла в порт – в пояснительной записке к документу приводится прогноз выбытия более трети таких судов к 2025 году, что актуализирует вопрос обновления данного вида флота.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев напомнил, что в рамках первого этапа инвестквот было построено семь крупных заводов по переработке минтая. «Эти комплексы представляли из себя только фабрику, без обеспечения сырьем. В новом проекте постановления предложен иной подход: завод в комплексе с двумя судами, которые будут поставлять сырье. Это очень важный подход», – считает глава АСРФ.
Инвестору виднее
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, наоборот, выразил сомнение относительно новых инвестиционных объектов. С включением в данный перечень транспортного рефрижератора возникает опасение, что это не стыкуется с положениями закона «О рыболовстве». Не ясно и как будет рассчитан объем инвестиционных квот под постройку судна, предназначенного для доставки улова.
«Транспортный рефрижератор сам по себе не способен ни добывать, ни перерабатывать. Здесь отсутствует важная увязка между инвестиционной квотой и объектами инвестиций. Транспортный рефрижератор может быть построен, квота на него будет получена, но как она будет осваиваться, неизвестно. Может быть, передаваться третьим лицам либо использовать рефрижератор по другому назначению…На наш взгляд это, конечно, ставит инвесторов в неравные положения», – сказал Алексей Буглак.
Замечания возникли и по объекту инвестиций типа КМ. «Вспомним первый этап. Береговые комплексы – это то, что сработало почти на 100%. Сработало, потому что они не были увязаны с судами. На наш взгляд эта увязка (завод и два среднетоннажных промысловых судна – прим. ред.), которая предлагается, будет тормозить реализацию этих проектов, создавая дополнительные риски», – считает руководитель Ассоциации добытчиков минтая.
Против нового объекта инвестиций выступает Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Там также напомнили о непростой ситуации со строительством рыболовных судов, которые были заказаны в рамках первого этапа инвестквот и срок сдачи которых по многим единицам флота не раз сдвигался.
«Завод построить – проблем нет. Построить судно, даже малотоннажное – это проблема. Зачем еще усложнять положение инвесторам», – подчеркнул президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
В Минсельхозе РФ заявили о готовности изучить замечания регионов и заверили, что по новым инвестиционным объектам не предполагается обязательного исполнения. «Если инвесторы посчитают, что это неэффективный вид инвестиций, они на него не пойдут. Если посчитают, что эффективный, почему мы должны ограничивать и не давать такую возможность», – рассуждает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства РФ Евгений Кац.
В то же время, предостерегает Алексей Буглак, есть риск, что проекты типа КМ отнимут инвестквоты у обычных перерабатывающих производств, которые могут быть успешно реализованы: под создание объектов КМ их доля предусмотрена выше, тогда как на береговые заводы она ограничена 10%. «По нашему мнению инвестор должен сам решить, как и на чем ему ловить, как эти уловы доставлять для переработки на берег, сколько судов ему нужно, одно или два, какого класса. Уверяю, эти суда построят и без господдержки, потому что завод сам по себе не сможет работать», – убежден он.
Чтобы от баллов не заштормило
Между тем у потенциальных заказчиков промыслового флота возникают вопросы с точки зрения импортозамещения. В свое время правительство России утвердило балльную оценку локализации в судостроении. Это определено постановлением №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Его действие распространяется, в том числе, на постройку малых рыбопромысловых судов, заказчики которых могут рассчитывать на госсубсидию, и краболовов по инвестквотам.
Каждая категория компонентов судна и технологических операций оценивается в определенное количество баллов пропорционально стоимости и сложности оборудования. Согласно требованиям по локализации, в настоящее время необходимо набрать 1750-2500 баллов в зависимости от типа корабля. Затем этот порог будет повышен. С 1 июля 2023 года балльная оценка для флота будет варьироваться от 2000 до 3200 баллов (для краболовов – 2900).
В отраслевых сообществах считают важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения машиностроителями выпуска необходимой продукции. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков высказал обеспокоенность, что после 1 июля строить краболовы окажется невозможно.
«Мы посмотрели еще раз, каким образом по постановлению №719 набираются баллы по судам и видим, что только по технологическими операциями можно набрать уже 1250 баллов. Кроме того, недостающие баллы легко набираются общесудовым оборудованием. В нашем понимании это требование является выполнимым, – заверила замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева. – При этом мы отмечаем, что во второй половине года будут вноситься изменения в 719-е постановление, и по согласованию с Минсельхозом и Ассоциациями мы готовы рассмотреть и отредактировать эти баллы в сторону уменьшения».
В свою очередь в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота предлагают скорректировать предложение Министерства промышленности и торговли об обязательном применении на новых судах двигателей, движителей и энергосистем отечественного производства. По словам Алексея Осинцева, на стадии проектной документации целесообразно обеспечить приоритет применения отечественного оборудования, но только в том случае, если оно имеется на рынке.
Больше неясностей с другой, можно сказать, революционной инициативой. В прошлом году Минсельхоз предложил направлять средства, привлеченные в рамках инвестквот на добычу водных биоресурсов, на развитие сельских территорий, которые находятся в составе прибрежных регионов. Предложение, в частности, поддержали на Камчатке. Как рассказала зампред краевого правительства Юлия Морозова, регион предлагает включить в список объектов инвестиций проекты социальной инфраструктуры на селе стоимостью не менее 1 млрд руб.
Идея стимулировать рыбаков вкладываться в «социалку» пока декларативна. И конкретных предложений, что это должны быть за объекты, в настоящий момент нет, уточнил Евгений Кац. Как ожидается, они будут озвучены Минвостокразвития.
«Пока у нас все объекты направлены на развитие рыбохозяйственного комплекса. Это логистические комплексы, которые в принципе будут интересны и сельским территориям, так как позволят наладить логистику по рыбной продукции и повлияют на развитие [прибрежных районов]», – прокомментировал представитель Минсельхоза.
«Я знаю, что многие инвесторы не против построить такие социальные объекты, непроизводственного характера. Тогда они должны быть на балансе у производственников, инвесторов, но они же будут непрофильные, они будут требовать тарификации, лицензирования, всего, чего угодно», - отметил Алексей Осинцев.
В комментарии Ленскому клубу член Комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика» и эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький рассказал, о социальном эффекте и роли, которую играют новые инвестпроекты в экономике республики.
За последние пять лет Якутия привлекла инвестиции на общую сумму 1,5 триллиона рублей. Это колоссальные средства, которые выводят республику в топ в стране по объему вложений на душу населения и позволяют создавать новые рабочие места. Благодаря этому растет конкуренция за кадры, что подтолкнет к повышению зарплат в республике. Второе – многие компании регистрируются на территории субъекта, например, в особой экономической зоне. Соответственно, налоговые поступления идут напрямую в бюджет Якутии. Эти деньги правительство республики направляет на социальные программы, в том числе здравоохранение, образование или прямые социальные выплаты. Таким образом заметно расширяются возможности региона по поддержке населения.
Значительный социальный эффект инвестиционная деятельность оказывает на отдаленные населенные пункты. Возьмем в качестве примера Сыллахское угольное месторождение на территории Нерюнгринского и Олемкинского районов. Реализация этого проекта подразумевает развитие электрических сетей территорий. Соответственно, это более надежная и дешевая энергия для жителей. Также планируется строительство железнодорожной ветки и станции, что существенно повысит доступность этих районов. Инвестор планирует привлечь новых медицинских и других работников. То есть качество медицины на территории должно улучшиться. На мой взгляд, такие проекты, когда на отдаленной местности обновляется инфраструктура или строится новая, – образцово-показательные. Инвестор понимает, что ему нужно заботиться о своих работниках и тех, кто будет жить поблизости, чтобы реализовать своей проект.
У Якутии сейчас очень хорошие перспективы привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы. Власти активно этим занимаются. В частности, сокращают время оформления заявки на регистрацию, снижая таким образом административные барьеры. Глава республики ставил задачу запустить единый портал по автоматизации услуг техприсоединения и сокращения всех бюрократических процедур. Кроме того, регион обладает выгодным географическим положением, будучи в рамках переориентации на Восток одной из ключевых территорий в России. Думаю, Якутия привлечет и иностранных инвесторов по мере вложений отечественного бизнеса. Другие компании увидят потенциал региона, когда начнется еще более активное развитие инфраструктуры, например дорожной и транспортной. Чем больше будет встречного движения, внимания и вложений со стороны российских предприятий и федеральных властей, тем больше появится проектов с зарубежным капиталом. И я уверен - они будут не единичными.
Накануне формированию рейтинга инвестиционной привлекательности власти Хабаровского края собирают обратную связь от предпринимательского сообщества. Именно от мнения представителей бизнеса зависит позиция региона в «экономическом хитпараде», итоги которого озвучивается традиционно на Санкт-Петербургском экономическом форуме, который пройдет в этом году с 14 по 17 июня.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. Хабаровский края стремится войти в ТОП-20 регионов-лидеров к 2026 году. По итогам рейтинга за 2021 год регион вошел в 16-ю группу из 34.
На заседании проектной группы правительства Хабаровского края по управлению инвестиционным климатом сфокусировались на том, как работают механизмы поддержки частных инвестиций и заемного финансирования. В работе приняли участие представители малого и среднего бизнеса края, институтов развития, финансовых организаций, региональных министерств и ведомств. В ходе заседания руководитель Дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова напомнила бизнес-сообществу, что Хабаровский край участвует в национальном рейтинге инвестклимата и попросила активно участвовать в опросе, отметив, что впервые заполнить опросные листы можно будет электронно.
Министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников выделил основные проблемы ведения инвестиционной деятельности регионе: «В рамках всероссийского опроса в регионе было опрошено 105 компаний. Выяснилось, что есть недостаток информации о помощи от государства. Присутствует бюрократия – при попытке получить кредитование зачастую предъявляют несуразные требования к обеспечению кредитов. Также предприниматели говорят о проблеме доступности финансирования».
При этом меры федеральной и региональной поддержки обеспечили в прошлом году приток объема инвестиций в основной капитал в крае в объеме 265 млрд рублей. По словам и.о. первого замминистра экономического развития Хабаровского края Валентины Филоненко, на сегодня региональный бизнес инвестировать готов. Бизнес видит, что система поддержки инвестиционной деятельности в крае продолжает развиваться.
В рамках режима новых инвестиционных проектов, введенного с 2022 года, работает возмещение затрат на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и инженерных изысканий; строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры; а также на техприсоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Механизм подходит для инвестпроектов от 50 млн рублей. Также реализуется механизм масштабных инвестпроектов, который позволяет получить землю без торгов на проекты от десяти млн рублей (кроме жилищного строительства).
«В крае действует льготный режим по налогам для региональных инвестиционных проектов. Основные требования: объем инвестиций от 50 млн рублей в создание и развитие промышленных производств. С 2022 года в рамках антикризисного плана внедрен новый механизм поддержки инвесторов, реализующих проекты в сфере импортозамещения – предоставление земельного участка в аренду без торгов для проектов в сфере АПК, авиа-, судо- и автомобилестроения. Сегодня зарегистрировано 119 резидентов в рамках режимов ТОР и СПВ. Отдельные меры предусмотрены для малого и среднего предпринимательства. По поручению губернатора Михаила Дегтярева в 2023 году впервые на трехлетний период принят региональный закон о снижении налоговых ставок по УСН с 6% до 3 % по объекту "доходы" и с 15% до 8 % по объекту "доходы минус расходы". По оценке Минэкономразвития края, закон затронет деятельность почти 3 600 МСП».
Также Валентина Филоненко отметила, что в Хабаровском крае стоит задача нарастить объем жилищного строительства до 1 млн кв. метров в год к 2025 году. Для достижения этого показателя разрабатываются еще две меры поддержки: предоставление земли без торгов для масштабных проектов жилищного строительства и инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль застройщикам, создавшим объекты инфраструктуры под комплексное развитие территорий.
Отдельно Филоненко остановилась на новом механизме – СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Механизм рассчитан на проекты от 200 млн рублей и призван стабилизировать условия их реализации на срок от шести до 20 лет.
«Главное предложение механизма – фиксация условий предпринимательской деятельности. Еще одно преимущество СЗПК, позволяющее быстрее выйти в плюс – это компенсация инфраструктурных затрат. В заключении соглашений заинтересованы не только инвесторы, но и регионы. Ведь проекты реализуют исключительно за частные средства. Что отличает этот режим – объем государственной поддержки осуществляется в пределах расчетных налогов. Мы рассчитываем распространить эту практику на большее количество проектов и ждем заявок от бизнеса», – добавила Валентина Филоненко.
Сопровождением процессов заключения СЗПК и мониторингом их исполнения занимается ВЭБ.РФ. Механизм СЗПК носит заявительный порядок – инвестор сам решает какой проект реализовывать. СЗПК предоставляет стабилизационную оговорку на срок соглашения – гарантию неизменности федерального и регионального инвестиционного законодательства, в том числе налоговых условий до десяти лет. Предусматривается возмещение затрат на инфраструктуру.
изображение: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Первым инвестором в Хабаровском крае, который решил воспользоваться механизмом СЗПК стала компания «Амур Минералс» («дочка» АО «Русская медная компания»), которая ведет строительство ГОКа на Малмыжском месторождении. Объем инвестиций – 315 млрд рублей. Компания подала заявку на применение системы защиты капиталовложений в декабре 2022 года, в феврале получили положительное заключение, подписание соглашения ожидается в апреле. Это позволит компенсировать до 50% затрат на объекты инфраструктуры – социальной, коммунальной, транспортной, энергетической.
Руководитель отдела по связям с инвесторами и анализу рынков управления стратегического планирования и развития АО «Русская медная компания» Саид Гасанов отметил, что такие крупные проекты не смогли бы быть реализованы без поддержки государства.
«Мы пересчитали финансово-экономическую модель и поняли, что, получив льготы ТОСЭР и СЗПК, можем повысить финансово-экономическую эффективность и значительно увеличить объемы переработки – с 35 до 104 млн тонн в год. Это позволит нам увеличить годовые суммы налоговых платежей с пяти до девяти млрд рублей. И если мы планировали 1000 рабочих мест, то с помощью мер господдержки смогли на сегодня нарастить их до трех тыс. и более. Эффект колоссальный. Мы как инвесторы видим мультипликативный эффект от мер господдержки. Кроме того, все оформляется дистанционно, все оперативно реагируют на запросы. Не было нерешаемых вопросов, нет проблем с взаимодействием с органами власти», – рассказал Гасанов.
Еще один участник заседания – директор ООО «Хабаровск-Базис» Максим Чехонадский (инвестпроект на 2,1 млрд рублей по строительству распределительно-логистического комплекса) – также отметил дружелюбность со стороны региональной власти.
«Стартануть с инвестпроектом несложно – есть КРДВ, АПИРИ, работающие под эгидой правительства края. От идеи до реализации проекта проделана большая работа, но правительство помогло значительно. Раньше все было очень забюрократизировано, а теперь проходит в нормальном, штатном режиме с разумными понятными сроками. Теперь нам легче строить планы, понимая сроки», – добавил он.
По словам министра экономического развития Хабаровского края Виктора Калашникова, несмотря на все преимущества механизма СЗПК, бизнес практически не делает заявок на получение этой меры поддержки.
«Почему нет заявок? Помимо функции, связанной с компенсацией затрат на обеспечивающую инфраструктуру (50% компенсируется) и сопутствующую (100% компенсируется), также есть опция компенсации затрат на привлечение капиталов. Режим СЗПК применим для проекта комплексного развития территорий».
Тем не менее, по данным регионального Минэкономики, с марта текущего года отмечается возрастающая активность бизнеса в привлечении льготного кредитования.
Наиболее востребованными в крае программами являются программа стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса (ПСК), программа субсидирования, реализуемая Минэкономразвития и Корпорацией МСП (программа «1764»), совместная программа «1764» + ПСК (инвестиционная льготная программа).
изображение: пресс-служба министерства экономического развития Хабаровского края
Также в регионе работают отраслевые программы: кредитования сельхозпроизводителей, кредитования предприятий промышленности Фондом развития промышленности, кредиты, предоставленные по поручительствам с «зонтичным» механизмом, промышленная ипотека под 5%, программа льготного кредитования закупок приоритетной импортной продукции, программы микрофинансовой поддержки, программы гарантийной поддержки.
По итогам 2022 года количество зарегистрированных субъектов МСП в регионе осталось примерно на уровне 2021 года – около 50 тыс. Доля кредитного портфеля МСП выросла до 25%.