Поделиться
Смертельный промысел
Поделиться

Александр Савельев о катастрофе с сейнером «Восток» и катастрофах на крабовом промысле

-
Дремота наверняка слетела с оперативного дежурного в уютном столичном кабинете Росрыболовства, когда он 24 января в 23:56 по московскому времени услышал своего коллегу из Морского спасательно-координационного центра. Тот сообщил о срабатывании аварийного радиобуя рыболовного морозильного сейнера «Восток» в ледяных и бушующих водах Японского моря. Люди здесь работают опытные, сами бороздили моря и океаны, поэтому недоброе предчувствие холодной струёй ударило в сердце.

На Дальнем Востоке в это время рождался новый день и уже вовсю кипели поисково-спасательные работы, а Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело по факту пропажи судна.

Шансов выжить у экипажа практически никаких не было.

Сейнер «Восток» - это обычный краболов, палубы которого уставлены крабовыми ловушками. 10 порядков по 150 ловушек в каждом. Собственно из-за них экипаж и не мог обкалывать лёд, который стремительно нарастал в ночной морозной стихии при четырёхметровой волне и вскоре превратил судно в айсберг. Угрожающее зрелище заметили с соседних судов.

Вскоре эфир пронзил SOS!

Вскоре опытные специалисты, занятые поиском сейнера, рассудили примерно так. На судне есть аварийный радиопередатчик, с помощью которого можно подать сигнал бедствия даже при полной остановке всех энергетических установок. Нет никакого резона в шторм, рискуя жизнью, пробираться на корму и возиться с буем, если есть гораздо более простой способ подачи SOS. Если буй сработал, значит, он оказался в воде. Если при этом судно не выходит на связь, значит, всё плохо, увы.

Под килем «Востока» в момент трагедии было 3000 метров.

Запаса на жизнь в ледяной воде, даже в гидрокостюме, - минут десять. Не больше. Десятки людей, занятых поиском пропавшего сейнера на воде и в воздухе, включая космический мониторинг, это понимают гораздо лучше тех, кто несколько дней читают о спасательной операции в топ-новостях.

С горечью можно сказать, что трагедия с сейнером "Восток" унесла жизни двадцати человек. Погибли двадцать молодых и крепких мужиков. Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих!

О подобных трагедиях с Дальнего Востока за последние десять лет сообщалось 8 раз. Восемь! То есть практически ежегодно. 25 декабря 2008 года – 12 человек на сейнере Ji Won No.1.  19 марта 2009 года – 2 человека на шхуне Kisuka. 17 августа 2010 года – 7 человек на плашкоуте колхоза «Октябрь». 7 января 2011 года – 14 человек на шхуне Partner. 11 февраля 2011 года – 23 человека на "Аметисте" Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии. 24 декабря 2011 года – 3 человека на шхуне Ginga. 1 апреля 2015 года – 132 человека на траулере "Дальний Восток". 7 февраля 2016 года – 16 человек на сейнере Adex. Как сводки с фронта.

Мы привыкли к словосочетанию “криминальный крабовый бизнес”. Теперь, к сожалению, приходится привыкать к тому, что он и смертельно опасный.

Из-за чего гибнут мужики? Из-за денег. Из-за алчности и халатности крабовладельцев. Из-за беспечности. На Дальнем Востоке с горечью шутят: сначала мы едим краба, потом краб ест нас.

Краболовы гибнут. Суда арестовывают…

Буквально накануне трагедии с "Востоком", 18 января шхуну Oyster под флагом далёкой африканской Республики Того задержали российские пограничники. Выяснилось, что ржавая развалина принадлежит российской компании «Дабл». Под названием «Миё Мару 21» оно вышло из Корсакова в Японию. Затем экипаж отключил ТСК, сменил название и тип судна. Поддельные регистровые судовые документы шхуны Oyster были оформлены на ликвидированную в 2012 году иностранную компанию, зарегистрированную на Сейшельских островах. То есть «Миё Мару 21» и Oyster – одно и то же судно, на котором добывали и перевозили исключительно крабов. По данным пограничников, Oyster неоднократно заходил в японский порт Вакканай с живым волосатым крабом на борту, а на момент задержания представилось «Алтаем».

И что? Невельский городской суд Сахалинской области признал ООО «Дабл» виновным в нарушении правил, регламентирующих рыболовство, и оштрафовал компанию на 100 тысяч рублей, а шхуну «Миё Мару 21», она же Oyster, она же «Алтай», конфисковал в пользу государства.

Ну, во-первых, за утилизацию подобного хлама вообще-то принято платить, но теперь государство будет ещё и тратиться на хранение этого «добра». Даже административный штраф в 100 тысяч рублей не покроет расходов. Во-вторых, каким вообще надо быть «Даблом», чтобы отчаяться ловить и таскать краба в Японию на таких шхунах?! В-третьих, с Японией, равно как со всеми сопредельными на Дальнем Востоке государствами, у нас подписаны соглашения по предотвращению ННН-промысла – незаконного, несообщаемого и нерегулируемого. У нас что, межправительственные государственные договоры не работают? Или крабов в нашей исключительной экономической зоне теперь могут добывать африканские гости?

Два дня спустя, 20 января при схожих обстоятельствах была задержана рыболовецкая шхуна OST-3 под флагом такой же далёкой африканской Республики Танзания, в отношении которой сейчас на Сахалине ведется разбирательство.

Даже не принимая во внимание сейчас то, насколько все эти «Даблы» обкрадывают государство, продавая за рубеж ворованных крабов, и не уплачивая ни налогов, ни сборов, можно с ужасом вообразить, на каких посудинах рассекают рисковые парни под африканскими и Бог весть какими ещё флагами суровые воды дальневосточных морей. Владимир Путин назвал такое рыболовство на заседании Госсовета десять лет назад биотерроризмом. Мы когда-нибудь с ним покончим? Неужели одна из самых могущественных спецслужб в мире, – ФСБ России, осуществляющая государственный контроль за рыболовством и краболовством в море, бессильна перед «Даблами»? Неужели Росрыболовство не в состоянии контролировать исполнение межгосударственных соглашений и российского законодательства о рыболовстве?

В погранслужбе ФСБ России рассказывают, как суда, занимающиеся незаконным промыслом, отключают все системы слежения и становятся невидимыми для морских служб. Тогда возникает ещё вопрос, а если эти суда движутся с куда более зловещими, не приведи Господь, намерениями, чем крабовое воровство? Тогда становится страшно не только за безопасность отчаянных экипажей краболовов, а и за безопасность вообще.

И всё же крабовый бизнес не столько смертельно опасен, сколько просто опасен.

На днях СМИ сообщили об экипаже сейнера «Сантана» сахалинской компании «Альбакор-Прим», которая хронически не платит зарплату. История настолько привычна, что недоумение вызывают лишь мотивы моряков, согласившихся работать на судовладельца, репутация которого хорошо известна от Владивостока до Калининграда и даже до Амстердама.

Летом прошлого года областной суд Калининграда осудил «Альбакор-Прим» и постановил взыскать с него долги по зарплате членов экипажа судна «Павел Копытин». Годом ранее моряки южно-сахалинского «Альбакор-Прима» под дублирующим названием ООО «Парус» объявили забастовку в порту Амстердама в связи с хронической невыплатой заработной платы на судне «Николай Касаткин». Деньги мужикам не платили по полгода, а контракты были составлены так, что каждому полагалось по 6 тысяч рублей в месяц.

Нормально? Вот так вот заледенедь до смерти за 6 тысяч рублей! А то и вообще без них.

Вот кто в накладе не остаётся, так это судовладельцы, занимающиеся организацией промысла краба и извлекающие из нехитрой деятельности сверхдоходы. Сверхдоходы в прямом смысле. Рентабельность иной раз превышает 1000 процентов. Биткоины отдыхают!

А вы думаете, 6 тысяч рублей подталкивают парней со всей России не глядя подписывать подобные трудовые договора, а то и без них вовсе, и без оформления, и без страховки, и без минимальных гарантий безопасности отправляться в ледяные шторма на крабовый промысел?

Остаётся только догадываться, что прикрывает глаза портовым властям выпускать суда в рейс, не оформленными вообще никак. Или выписывать пропуска в порт. Или оформлять судовую роль без трудового контракта. Если вообще легко всё это так нахлобучить банальным биотеррористам, то страшно подумать, как этим бардаком могут воспользоваться просто террористы.

Ладно бы это были отдельные случаи, как говорится, "если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет". Так «чёрные» схемы оплаты труда моряков сплошь и рядом. На том же Сахалине некий судовладелец «ВИП-Строй холдинга» Иван Пивнев стал фигурантом аж 20 (двадцати!) уголовных дел. И что вы думаете? Даже после обращения обманутых моряков к президенту России Владимиру Путину не все получили зарплату. А получившим дали не всё обещанное. И не в долларах, как оговаривали. Экипажи «Ст.Винда», «Порт Мей» до сих пор названивают следователю в Южно-Сахалинск и надеятся получить заработанное, кстати, оговоренное сразу в двух контрактах – в копеечно-рублёвом и основном, долларовом с иностранной компанией «Рене Шипинг», кои судовладелец предусмотрительно уничтожил.

Вот как это ни цинично прозвучит, но при таком раскладе крабовладельцы и в смертельных трагедиях остаются в выигрыше: ни зарплаты платить не надо, ни тратиться на утилизацию ржавого хлама. А флагов в Африке полно…

Как-то в корейском порту Тонхе и в самом северном японском городе Вакканае, разглядывая идеально-новые причалы и блестящие билдинги, я с грустью слушал перевод с корейского и японского о том, как за последние четверть века на русском крабе и русской рыбе выросли все эти замечательные сооружения. Теперь бы я добавил: и на крови наших мужиков.
Александр Савельев Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов