Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Соболиный путь»-3: из Хабаровска в Москву на отечественном микроавтобусе

Дорожные очерки корреспондента EastRussia из автомобильного путешествия по маршруту Хабаровск-Москва. Отрезок Красноярск - Омск

«Соболиный путь»-3: из Хабаровска в Москву на отечественном микроавтобусе
Фото: Алексей Елаш

Дальше Красноярска я не был, поэтому усиленно крутил головой влево-вправо, но… все на трассе «Сибирь» оказалось до боли уже знакомым, только географические названия другие. А еще «фур» стало больше.

Тут, пожалуй, про «дальнобоев» расскажу подробнее. Для себя выделил три основных «дальнобойных» региона: Татарстан (16, 116), Новосибирск (54, 154) и Нижний Новгород (52, 152). Видимо, специализация регионов. До Иркутска еще попадались приморские (25, 125), но потом и они растворились.

Почти всегда фуры идут 80-90 км/час. Правда, если начинают обгонять, то становится если не страшно, то уж точно не по себе. Ровно в 18 по местному времени 80% «фур» встают на ночлег. Тут, кстати, можно сразу определить, где хорошее кафе, а где – нет. Много «фур» — значит, можно смело идти ужинать, без всяких отзывов в Google понятно (на западе часто попадались кафе, где за отзыв в интернете вас готовы угостить кофе). Вот только, сдается мне, романтики во всем этом совсем нет: сидишь весь день за «баранкой», наблюдая, в принципе, повторяющейся пейзаж – в города-то ведь «дальнобои», как мы, не заезжают!

Между Красноярском и Новосибирском появляется хоть и ложное, но ощущение выбора: «федералка» раздваивается – можно поехать северным путем через Томскую область, а можно южнее – через Кемерово. Мы выбрали наименее расхожий путь и погребли в «регион 70»: «фур» стало заметно меньше, а машина с 27-м регионом явно привлекала к себе внимание, иначе как объяснить, что за все девять тысяч километров нас остановили два раза именно в Томской области, причем, с разницей в 50 км?

 

Хорошо быть томичом – томичу все нипочем!

В Томск мы на самом деле завернули осознанно: много слышали про деревянное зодчество и памятники архитектуры. Хотя на въезде со стороны Красноярска нас встретил недострой абсолютно современный – классический жилой комплекс со сданной одной очередью и пустыми коробками двух следующих очередей, где люди уже вряд ли получат свои квартиры.


Историческая доминанта Томска

А вот центр у Томска хорош! Справа и слева – шедевры дореволюционной постройки, в которых теперь расположились всевозможные вузы. Как я понял, в 500-тысячном Томске (меньше, чем Хабаровск или Владивосток) около 15 (!) вузов. Здесь-то мы и поймали некий «сюр»: старинные дома, пышущие историей, и толпы студентов и студенток, излучающие энергию.


Вузов в Томске немало

Вообще, Томск оставил двоякое впечатление: центральный проспект Ленина - хорошо сохранившаяся (или отреставрированная) история в дереве и камне, но чуть свернешь в сторону и все - разруха и тоска. И, кстати, почему-то везде темно, даже в центре фонари освещают лишь сами себя. Такое ощущение, что томичи попросту не знают, как поступить со всем этим наследством деревянного зодчества? Сделать, как в Иркутске «квартал 130» денег не хватит, ибо «деревяшек» действительно очень много. Продавать как туристический продукт? Не совсем понятно кому: город посреди Сибири и тайги, пары миллиардов китайцев под боком нет.


Какие-то исторические здания используются, какие-то ждут реконструкции

Иностранцы, кстати, в Томске есть, и много. Это студенты тех самых 15 вузов, среди них и индусы, и африканцы. Наверное, весьма необычно смотрятся темнокожие жители теплых стран на заснеженной улице в Сибири.

А еще представьте, что в этих самых «деревяшках» с печным отоплением живут люди и они топят печи! Поэтому в самом центре Томска всегда пахнет костром.


Центр города

Переночевав в «Собольке» на берегу Томи, мы двинули в столицу Сибири. Ближе к Новосибирску стали попадаться настоящие автооазисы – не просто придорожные кафе, а целые комплексы, где есть полноценный супермаркет, гостиница, прачечная, столовая, баня, автомаркет, СТО. Здесь на стоянке собирается по несколько десятков фур. На Дальнем Востоке, несмотря на ускоренное его развитие, такого и в помине нет.   

Про сам Новосибирск многие мне говорили, что «смотреть особо нечего», но я настоял и в самый час пик мы потащились через город. Спросите меня теперь «что из себя представляет столица Сибири?» и я отвечу «мост и железнодорожный переезд».

Если до Новосибирска еще нам довольно часто попадались перегоны «праворулек» и автовозы, явно идущие из портов Приморья, то сразу после Н-ска как отрезало: привычные глазу «японки» заменили их «леворукие» собратья, да добавилось великое множество «Лад» - и чем дальше на запад, тем больше и больше. Еще Новосибирская область запомнилась тем, что там повсеместно стоят камеры "на скорость", запрятанные в железные ящики. То есть определить по стоящей на обочине или в кустах машине, что впереди "смотрящее око", увы, не получится. 

 

По следам Колчака

Часть дороги «Иртыш» Новосибирск – Омск, пожалуй, самая четкая их всех! Прямая, все повороты просматриваются – катись, не хочу! К тому же в Омске нас ждал мой товарищ по путешествиям в Монголию и на Северно-Ледовитый океан, местный автогонщик и просто отвязный парень Саня Чертков. Одним словом, ехали мы легко и в предвкушении.

По приезду в третий «миллионник» на пути мы первым делом получили слова благодарности за хорошую погоду, что привезли. Оказывается, летом в Омске постоянно шли дожди, было холодно, а тут +27! Забегая вперед, скажу, что действительно, с погодой нам повезло – моросило только в первый день - по Амурской области, да в последний – от Нижнего до Москвы. Правда, и хорошую погоду мы увозили с собой – через пару дней после нашего отъезда из Челябинска, к примеру, пошел снег, хотя там мы ходили в шортах и «сланцах».

Саня, учтя наши пожелания относительно бани, недолго думая, поселил нас прямо на Иртыше – плавучая гостиница с абсолютно дальневосточно-китайским названием «Джонка» и по соседству – самоходная двухэтажная баня с кодовым названием «Бухлоход», которую Саня со своими товарищами построили, чтобы кататься и катать по Иртышу.


Гостиница на плаву "Джонка"

Кстати, про реки. На поверку оказалось, что все сибирские реки, которые так на слуху – Енисей, Обь, Иртыш - по факту довольно-таки небольшие, ни в какое сравнение с Амуром не идут. Хотя местные в один голос говорят, что реки сильно обмелели.


Шашлык из шампиньонов с видом на протоку Иртыша


Сутки в Омске пролетели незаметно: баня, ныряние прямо из парилки в холоднючий Иртыш, воспоминания о прошедших поездках, прогулки по центральной части Омска. 


Историческая часть Омска

Тут стоит отметить, что набор исторических фактов у сибирских городов примерно одинаков: тракт, каторга, железная дорога. Меняются только персоналии - кто сидел. В Омске, к примеру, это Достоевский.


Памятник Достоевскому

Пользуясь близостью к границе, мы даже попытались скорректировать маршрут в сторону Казахстана, но не получилось – машина оформлена не на того, кто за рулем. На следующий день мы поняли, что мыслили в верном направлении…

Продолжение следует.

Часть 1.
Часть 2.