Для борьбы с безработицей и оттоком населения на Дальнем Востоке предполагается расширять программы, связанные с повышением доступности жилья, в том числе арендного.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
110,4 |
Сибирский федеральный округ |
110,7 |
Иркутская область |
112,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,9 |
Забайкальский край |
111,2 |
Республика Бурятия |
110,8 |
Еврейская авт. область |
110,6 |
Камчатский край |
110,6 |
Приморский край |
110,0 |
Сахалинская область |
109,9 |
Амурская область |
109,5 |
Хабаровский край |
109,3 |
Республика Саха (Якутия) |
109,2 |
Магаданская область |
108,6 |
Чукотский авт. округ |
102,6 |
При этом в июле во всех регионах ДФО и также в Иркутской области был зафиксирован рост среднемесячной заработной платы работников организаций (к июлю 2021 г., Таблица 2). Более чем на 20% выросла среднемесячная зарплата в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской области. Выше среднего по стране наблюдаются показатели роста зарплаты в Еврейской АО (рост на 16,2%) и в Якутии (на 12,9%). Наиболее низкие темпы роста отмечаются в Камчатском крае (+2,5%), Магаданской области (+5,8%) и Хабаровском крае (+7,9%). При этом Чукотский АО стал регионом с наиболее высокой средней зарплатой в ДФО и стране в целом – она составила 139 тыс. рублей, что, тем не менее, в значительной степени нивелируется высоким уровнем цен в северном регионе.
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
111,4 |
|
Сибирский федеральный округ |
116,7 |
|
Иркутская область |
120,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
110,9 |
|
Республика Бурятия |
123,5 |
|
Забайкальский край |
120,3 |
|
Еврейская авт. область |
116,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,9 |
|
Чукотский авт. округ |
111,5 |
|
Приморский край |
109,2 |
|
Амурская область |
108,7 |
|
Сахалинская область |
107,9 |
|
Хабаровский край |
107,9 |
|
Магаданская область |
105,8 |
|
Камчатский край |
102,5 |
|
Высокий уровень безработицы (Таблица 3) остается серьезной проблемой Забайкальского края и Бурятии – 8,6% и 7,2% к численности рабочей силы в июне-августе 2022 г. (средний по РФ – 3,9%). В целом для ДФО характерен более высокий, чем в среднем по стране, уровень безработицы. В Якутии, Магаданской, Сахалинской, Амурской областях он превышает 4%. Наиболее низкие показатели безработицы характерны для Чукотского АО (1,6%) и Камчатского края (2,8%), которые отличаются в целом невысокой численностью рабочей силы.
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,9 |
74 808,7 |
Сибирский федеральный округ |
4,2 |
8 303,3 |
Иркутская область |
5,2 |
1 147,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,9 |
4 176,0 |
Забайкальский край |
8,6 |
518,0 |
Республика Бурятия |
7,2 |
436,3 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
501,2 |
Магаданская область |
4,8 |
83,0 |
Сахалинская область |
4,4 |
275,0 |
Амурская область |
4,2 |
403,0 |
Еврейская авт. область |
4,0 |
78,2 |
Приморский край |
3,7 |
966,2 |
Хабаровский край |
3,7 |
710,8 |
Камчатский край |
2,8 |
179,0 |
Чукотский авт. округ |
1,6 |
30,0 |
В большинстве восточных регионов фиксируется сокращение населения, как за счет естественной убыли (Таблица 4), так и миграционного оттока (Таблица 5). Данная тенденция не преодолена ни в регионах севера, ни в субъектах юга Дальнего Востока. Исключением является Якутия, где в 2021 г. отмечался миграционный и естественный прирост.
Таблица 4. Показатели естественного движения населения, январь-август 2022 г., кол-во человек
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естеств. убыль/прирост |
Иркутская область[1] |
19 673 |
33 285 |
-13 612 |
Приморский край |
10 870 |
19 295 |
-8 425 |
Хабаровский край |
8 153 |
12 426 |
-4 273 |
Забайкальский край[2] |
11 997 |
16 525 |
-4 528 |
Республика Бурятия[3] |
11 999 |
13 497 |
-1 498 |
Республика Саха (Якутия)[4] |
12 177 |
10 540 |
1 637 |
Амурская область |
4 636 |
7 693 |
-3 057 |
Сахалинская область |
3 393 |
4 459 |
-1 066 |
Еврейская АО |
974 |
1 609 |
-635 |
Камчатский край |
2 021 |
2 542 |
-482 |
Магаданская область |
772 |
1 129 |
-357 |
Чукотский авт. округ |
334 |
330 |
4 |
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2022 г., кол-во человек
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционное снижение/прирост |
Иркутская область[5] |
49 305 |
51 483 |
-2 178 |
Хабаровский край |
27 537 |
30 460 |
-2 923 |
Забайкальский край[6] |
24 225 |
29 715 |
-5 490 |
Республика Бурятия[7] |
19 979 |
20 288 |
-309 |
Республика Саха (Якутия)[8] |
56 166 |
47 659 |
8 507 |
Амурская область[9] |
14 990 |
17 644 |
-2 654 |
Сахалинская область[10] |
11 410 |
15 079 |
-3 669 |
Еврейская АО |
2 218 |
2 647 |
-429 |
Камчатский край[11] |
9 007 |
8 107 |
900 |
Магаданская область |
3 534 |
4 178 |
-644 |
Чукотский авт. округ |
3 053 |
3 177 |
-124 |
Для решения проблемы улучшения жилищных условий и привлечения в регион специалистов предлагается расширять рынок арендного жилья на Дальнем Востоке. В дальневосточных регионах предполагается ввести программу государственной поддержки строительства арендного жилья, с учетом того, что в настоящее время предложение такого жилья ограничено.
Минвостокразвития подготовило проект постановления, предлагающий выделить корпорации «ДОМ.РФ» 50 млрд рублей из ФНБ в виде займа на 20 лет (под 0,1% годовых), на которые должна быть приобретена недвижимость для последующей сдачи в аренду дальневосточным регионам и в субаренду молодым специалистам востребованных специальностей и студентам. В целом планируется приобрести 10 тыс. таких квартир. Поскольку субаренду планируется сделать льготной, недополученные доходы предполагается компенсировать с помощью субсидий за счет средств как федерального, так и регионального бюджетов.
фото: фотобанк Moscow-Live
В настоящее время рынок арендных квартир в регионах в основном ориентирован на работников бюджетной сферы. Так, в Приморском крае в сентябре в селе Хороль в рамках региональной программы арендного жилья было сдано 50 одно- и двухкомнатных квартир с отделкой для работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт, сотрудники силовых структур и муниципальных предприятий) в четырехэтажном доме общей площадью 2,5 тыс. кв. м. Арендное жилье в регионе возводится во Владивостоке, Большом Камне, Находке, Уссурийске, Дальнегорске, Лучегорске, селах Яковлевка, Чугуевка, Камень-Рыболов. По прошествии полугода квартиросъемщики получают возможность выкупить жилье на условиях «Дальневосточной ипотеки».
Проблемой остается расселение аварийного жилья в регионах. В Сахалинской области по итогам текущего года предполагается расселить свыше 9,6 тыс. кв. м аварийного и ветхого жилья в Южно-Сахалинске. В целом, новое жилье планируется предоставить 500 жителям региона. В области к октябрю была сформирована новая программа расселения аварийного жилья, в которую включены дома, признанные аварийными с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., – в целом 720 тыс. кв. м жилья. При этом Сахалинской области будут предоставлены из федерального центра дополнительные средства в размере 8,7 млрд рублей на возмещение расходов областного бюджета на расселение аварийных домов нового этапа соответствующей федеральной программы.
фото: администрация Южно-Сахалинска
Дополнительные средства на расселение из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., до конца текущего года получат еще шесть регионов ДФО. Соответствующее распоряжение было подписано главой правительства М.Мишустиным в октябре. Так, для Якутии на данные цели предусмотрено более 8 млрд рублей, для Хабаровского края - порядка 635 млн рублей, для Приморского края – около 556 млн рублей, для Еврейской АО - 499 млн рублей, для Амурской области – свыше 415 млн рублей. Наименьший объем предназначен для Чукотского АО – 35 млн рублей.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском к 2030 г. планируется построить порядка 300 тыс. кв. м жилья для расселения граждан из сейсмоопасных домов (с дефицитом сейсмостойкости свыше двух с половиной баллов). После данного в октябре президентского поручения о рассмотрении вопросов формирования программы расселения жилых домов, чья сейсмостойкость не отвечает установленным требованиям, губернатор Камчатского края В.Солодов заявлял о проводимой совместно с Минстроем РФ работе по увеличению объема предоставляемых из федерального бюджета средств на переселение из сейсмоопасного жилья в регионах с максимальными рисками возникновения землетрясений и о проработке системы ликвидации такого жилья.
Не до конца разрешенным остается вопрос обманутых участников долевого строительства в дальневосточных регионах. В целом в ДФО числится 46 объектов незавершенного строительства – 16 таких домов в Хабаровском крае (заселения ожидают 1,6 тыс. человек), 12 домов в Бурятии (784 человека), шесть домов в Приморском крае (593 человека), шесть – в Якутии (483 человека), три – в Забайкальском крае (17 человек) и два – в Амурской области (58 человек). В Хабаровске осенью было завершено строительство одного из проблемных домов (85 договоров долевого участия), а в Амурской области под контролем прокуратуры продолжается строительство в жилом комплексе «Современник» в Благовещенском районе (село Чигири), в котором дольщики должны получить жилье в текущем году и в 2023 г.
В регионах ДФО продолжается подсчет ущерба, нанесенного стихийными бедствиями в текущем году. Так, в Амурской области, где в результате паводка было полностью утрачено 22 жилых дома, пострадавшим выделено 35 млн рублей из регионального бюджета, но в целом на восстановление жилья, пострадавшего от паводка, требуется порядка 127,8 млн рублей.
На территории Верхоянского района Якутии в октябре было завершено восстановление социальных объектов, при этом продолжается ремонт жилых домов. Финансовая поддержка была направлена 3,8 тыс. пострадавшим жителям района, общая сумма выплат превысила 34 млн рублей. Предварительный ущерб от паводка был оценен в правительстве Якутии в сумму порядка 300 млн рублей.
При этом в отдельных регионах отставание по графикам работ по возведению социальных объектов и состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры привлекают внимание прокуратуры. В частности, в Иркутской области министру строительства и дорожного хозяйства региона А.Галкину было вынесено представление прокуратуры в связи с отставанием от графика при возведении ряда детских садов (всего четырех объектов), а также школы. Кроме того, объявлено предостережение начальнику управления капитального строительства Иркутска А.Зыбайло. Два строящихся детских сада на 220 мест в 6-м микрорайоне Ленинского округа Иркутска и на 120 мест по улице Зои Космодемьянской в Тайшете к началу октября имели существенное отставание от графика строительно-монтажных работ, что было выявлено в ходе инспекции заместителя Генпрокурора РФ Д.Демешина.
Между тем в Чукотском АО Д.Демешин отметил высокий уровень износа оборудования и магистральных сетей, что становится причиной роста аварий и технологических сбоев. Наиболее высокий удельный вес ветхих коммуникаций отмечается в Провиденском (50%) и Билибинском районах (45%). В округе не была принята программа комплексной модернизации объектов ЖКХ, не используется институт передачи коммунальных объектов в концессию, а из 69 объектов на условиях концессии используется только десятая часть.
От жителей региона в прокуратуру поступали жалобы на низкую температуру в многоквартирных домах Анадыря, села Лаврентия, а также на качество питьевой воды в городе Билибино и на нерасселенный аварийный жилой фонд в Провиденском районе. В регионе в ходе прокурорской проверки был выявлен низкий уровень использования денежных средств по национальному проекту «Жилье и городская среда» (только 25,4%), а программа переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда была реализована только на 38% - из 16 домов фактически расселены шесть. При этом программа переселения не охватывает 178 аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 г.
[1] Данные за 2021 г.
[2] Данные за 2021 г.
[3] Данные за 2021 г.
[4] Данные за 2021 г.
[5] Данные за 2021 г.
[6] Данные за 2021 г.
[7] Данные за 2021 г.
[8] Данные за 2021 г.
[9] Январь-август 2022 г.
[10] Январь-август 2022 г.
[11] Январь-август 2022 г.
Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина ШамсутдиноваК концу сентября текущего года туристический поток в дальневосточные регионы достиг порядка 3,5 млн человек, что почти соответствует допандемийному уровню (в 2019 г. ДФО посетили 3,7 млн туристов). Тем не менее в регионах сохраняется дефицит современных средств размещения, в первую очередь это касается популярных туристических направлений. Новые проекты в данной сфере создаются в рамках преференциальных режимов.
Новые гостинично-термальные комплексы планирует построить в Сахалинской области и в Камчатском крае компания «Антерра» (бренд «Грин Флоу»). Так ООО «Грин Флоу Камчатка» (дочерняя компания «Антерры») намерена реализовать проект по возведению такого комплекса на 154 номера. Отель в Сахалинской области (остров Итуруп) будет рассчитан на 120 номеров. В реализацию каждого из проектов предполагается инвестировать 2 млрд рублей. Запуск объекта на Камчатке намечен на 2026 г., на Курилах – на 2027 г. Также в Камчатском крае запланировано строительство туристического комплекса «Голубая лагуна» в селе Усть-Большерецк (административный центр Усть-Большерецкого района). Комплекс будет включать порядка 180 мест для размещения.
озеро Байкал
Фото: Raimond Klavins
На побережье Байкала в Бурятии компания «Космос Отель Байкал» (учредитель – «Космос Отель Групп», входит в «АФК Система») рассчитывает создать природно-оздоровительный курортный комплекс класса 5 звезд в рамках ОЭЗ «Байкальская Гавань» - Cosmos Collection Baikal Resort. Он должен занять 382 га на участке «Бухта Безымянная». Комплекс будет рассчитан на 360 номеров – в первую очередь планируется ввести гостиницу на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, а на втором этапе – геотермальный спа-комплекс, конгресс-центр, лаундж-зоны. Третья очередь включает строительство глэмпингов, коттеджей и четырех банных комплексов. Объем инвестиций оценивается в 11 млрд рублей, в октябре инвестор подписал соглашение о сотрудничестве с КРДВ.
Создание новых гостиниц также запланировано в аэропортах. Группа компаний «Бурдугуз» (En+) инвестирует в строительство отелей класса 4 звезды в аэропортах Владивостока (в рамках СПВ) и Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Их предполагается ввести в эксплуатацию в 2026 г. Для реализации инвестиционных проектов были созданы две компании – «Легенда Аэро Сахалин» и «Легенда Аэро Владивосток». Отели будут включать конференц-залы, рестораны, банные комплексы и бассейны.
Значительное количество новых туристических проектов на Дальнем Востоке связаны с туризмом на природных территориях, в том числе экстремальным. Тем не менее произошедшая в Камчатском крае в сентябре трагедия с гибелью девяти туристов при восхождении на вулкан Ключевская сопка активизировала обсуждение дальнейшего ужесточения контроля в сфере туризма на природных территориях.
Камчатка
Фото: Alex Glebov
Так, губернатор Камчатского края В.Солодов предложил ввести обязательную квалификацию туристов, выходящих на экстремальные маршруты. Такая мера предполагает введение требования для туристов проходить маршрутно-квалификационную комиссию непосредственно перед выходом группы на сложный маршрут, после чего разрешение на каждого участника группы и уведомление о выходе будет направляться в МЧС.
В настоящее время в приказе министерства спорта РФ прописана обязанность получения таких разрешений, тем не менее, отсутствует практический механизм проверки соблюдения данных требований при выходе группы на маршрут. Также МЧС, куда группа направляет уведомление о походе, не уполномочено допускать или не допускать группы на маршрут. Следует отметить, что еще одно происшествие произошло в сентябре в Магаданской области – один турист погиб во время сплава на реке Ола (бедствие потерпела группа из 12 человек, чья лодка перевернулась, однако 11 туристам удалось спастись).
Представители туроператоров допускали возможность введения перечня из 10-15 гор, доступ для восхождения на которые туристам-новичкам будет ограничен. Идея нашла поддержку вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева, который в сентябре поручил правительству провести анализ происшествия на Камчатке и системы обеспечения безопасности участников туристических походов в целом. Стоит отметить, что при организациях спортивного туризма на добровольных началах действуют маршрутно-квалификационные комиссии. Для ужесточения контроля было предложено закрепить штатного специалиста комиссии при МЧС.
Помимо того, В.Солодов предложил усилить контроль над посещением природных парков и передать все камчатские парки на федеральный уровень. На текущий момент в Камчатском крае действует 113 особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая ряд природных парков – Быстринский, Ключевской, Налычевский, Южно-Камчатский и «Голубые озера», и природные заказники – «Берег Чубука», «Бобровый», «Жупановский лиман», «Ичинский», «Налычевская тундра», «Налычевский мыс», «Река Коль».
Федеральное значение имеют шесть ООПТ Камчатки – Командорский природный биосферный заповедник, Корякский природный заповедник и Кроноцкий природный биосферный заповедник, Южно-Камчатский природный заказник, а также два округа санитарной охраны – курорт «Паратунка» и Малкинское месторождение минеральных вод.
В первую очередь власти Камчатского края рассчитывают передать в федеральное ведение природные парки регионального значения, входящие в сеть «Вулканы Камчатки» (объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО), - «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Налычево» и «Ключевской». В октябре данная инициатива была поддержана главой Минприроды А.Козловым.
Целесообразность такой меры в камчатском правительстве объясняют возможностью привлечь федеральное финансирование для охраны и обеспечения безопасности на туристических маршрутах, а также создания необходимой инфраструктуры. В.Солодов указал на то, что в регионе отсутствуют достаточные средства для обеспечения безопасности на фоне роста туристической нагрузки в природных парках.
Напомним, что на территории природных парков Камчатки расположены наиболее известные вулканы полуострова – Ключевская сопка, Авачинский, Мутновский, Горелый и Толбачик, на сегодняшний день проложено 27 туристических маршрутов.
При этом в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый планируется создать туристический парк «Три вулкана» (основные инвесторы – В.Потанин и С.Бачин). В 2022-24 гг. Камчатский край получит 5,5 млрд рублей на строительство автодороги протяженностью 32,6 км, соединяющей поселок Термальный (Елизовский район) и будущий туристический кластер «Три вулкана» (в районе вулканов Вилючинский, Мутновский и Горелый). Начало работ запланировано на текущий год.
Тем не менее возникли трудности с определением подрядчика для строительства дороги - на первый конкурс не было подано ни одной заявки, а во втором конкурсе в сентябре приняла участие только одна компания, которая была признана не соответствующей требованиям законодательства. В целом стоимость строительства трассы оценивается в 8,3 млрд рублей. Строительные работы планируется завершить в 2025 г. Из федерального бюджета на содержание дороги с 2026 г. по 2031 г. должно быть выделено более 450 млн рублей.
Тем не менее высказывались опасения по поводу того, что создание на природной территории крупного туристического объекта может нанести экологический ущерб. В частности, в прошлом году резонансным стало исключение из территории природного парка «Южно-Камчатский» 15 тыс. га земель , на которых планируется разместить инфраструктуру в рамках проекта «Три вулкана».
Тем временем в Якутии предполагается реализовать второй этап по созданию туристическо-рекреационного кластера «Ленские столбы» в одноименном национальном парке. Соглашение республиканского правительства и компании ООО «Аарыма турс» было подписано в ходе ВЭФ в сентябре. Первый этап, завершенный в прошлом году, включал реконструкцию основного гостевого дома (рассчитан на пять номеров), было начато возведение контейнерного отеля и глэмпинга. Второй этап проекта включает создание банного комплекса и проведение благоустройства территории. При этом компания-инвестор рассчитывает получить статус резидента ТОР «Якутия».
Ленские столбы
фото: парк «Ленские столбы»
Между тем вблизи Эльгинского месторождения угля («Эльгауголь») в Якутии (Нерюнгринский район) планируется создать новый национальный парк – «Большое Токко». Данная территория пока является природным заказником. Национальный парк предполагается зарегистрировать до декабря 2024 г. На его создание из федерального бюджета до 2028 г. может быть направлено 482,7 млн рублей (в рамках национального проекта «Экология»). В составе парка планируется выделить рекреационные зоны, которые должны способствовать осуществлению более эффективного контроля туризма на природных территориях.
Общая площадь нового национального парка должна составить 288,5 тыс. га. На природной территории расположено озеро Большое Токко, на котором предлагается организовать спортивную рыбалку, а также рассматривается возможность организации сплавов по реке Мулам.
В свою очередь в арктическом Анабарском районе Якутии предполагается создать кластер, направленный на развитие экстремального туризма. Объем инвестиций в него оценивается в сумму порядка 150 млн рублей. На территории района расположен ресурсный резерват «Терпяй-Тумус», где обитают редкие виды животных – дикие северные олени, овцебыки, белые медведи. Также туристам планируется предлагать осуществление сплавов по реке Анабар, посещение Анабарского плато, острова Большой Бегичев с питомником овцебыков и острова Пакса, экскурсии по побережью моря Лаптевых.
Новым проектом на Камчатке стал открытый в сентябре мотопарк «Камчатка» (компания «Мото парк Камчатка») на территории 15,5 га (протяженность трассы – 1,6 км) в пригороде Петропавловска-Камчатского, который в перспективе планируется развивать как крупный спортивный парк для проведения соревнований и занятий различными видами спорта. Инвестиции в проект составили более чем 353 млн рублей. Парк помимо трассы включает кемпинг, маршруты для пеших прогулок, трибуны, рассчитанные на 5 тыс. зрителей.
Для привлечения туристического потока в пользующиеся популярностью у туристов места требуется развитие транспортной инфраструктуры. Так, было увеличено количество авиарейсов на остров Ольхон в Иркутской области. Авиакомпания «СиЛА» по заказу авиакомпании «Аврора» до конца текущего года будет совершать ежедневные рейсы на байкальский остров из Улан-Удэ (ранее рейсы выполнялись два раза в неделю). При этом в настоящее время не выполняются рейсы на Ольхон из Иркутска (в 2020-21 гг. по данному маршруту летала «СиЛА»).
В Хабаровском крае в сентябре было открыто движение по реконструированной автомобильной трассе в окрестностях села Воронежское-1 (Хабаровский район), ведущей к туристическому комплексу «Воронеж». Стоимость работ составила порядка 188 млн рублей (свыше 144 млн рублей было выделено из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»). В Иркутской области в октябре после капитального ремонта был введен в эксплуатацию участок автодороги «Кутулик – Бахтай – Хадахан» (Аларский и Нукутский районы), ведущей к месту отдыха на Братском водохранилище (база отдыха «Золотые пески»). Стоимость ремонта составила 438 млн рублей.
Следует отметить, что для реализации туристических проектов помимо режимов ТОР и СПВ также задействуется программа «Дальневосточный гектар». Так, с туризмом связаны порядка 10% проектов, реализуемых на гектарах, – они включают экологические маршруты, турбазы и этнографические центры. В частности, в селе Булус Намского района Якутии весной текущего года была открыта турбаза «Туйгун кемп», где предлагаются сплавы по рекам Лена, Амга и Буотама. На территории также планируется построить гостевой дом. В Амурской области на территории 20 гектаров вблизи села Голубое (Свободненский район) в 2019-22 гг. была создана туристическая агломерация, включающая смотровую площадку, зону отдыха и два гостевых дома.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
В сентябре правительство РФ утвердило требования к потенциальному покупателю доли в новом операторе проекта «Сахалин-2» - ООО «Сахалинская энергия». Так, потенциальный участник должен на момент заявки реализовывать проект по производству СПГ с ежегодным объемом свыше 4 млн тонн и суммарным накопленным объемом не менее 40 млн тонн со дня запуска, иметь опыт эксплуатации завода СПГ мощностью более 4 млн тонн в год, действующие договоры фрахтования газовозов общим объемом более 4 млн куб. м и сроком действия от десяти лет, опыт международной торговли СПГ в объеме не менее 40 млн тонн и действующие долгосрочные контракты со сроком свыше пяти лет. Всем данным критериям в РФ соответствует только одна компания - «НОВАТЭК» Л.Михельсона и Г.Тимченко. «Газпром» не располагает требуемым количеством зафрахтованных танкеров.
В «НОВАТЭКе» сообщали о намерении изучить возможность приобретения доли британско-нидерландской Shell (27,5%)[1] после проведения аудита. Тем не менее в проекте «НОВАТЭК» будет миноритарием, что не предполагает существенного влияния. Кроме того, у «Газпрома» и «НОВАТЭКа» отсутствует опыт успешного партнерства.
Под вопросом находится потенциальная возможность «НОВАТЭКа» получить доступ к самостоятельной продаже газа проекта в качестве трейдера. На сегодняшний день 85% СПГ в рамках проекта продается по долгосрочным контрактам, а остальная доля реализуется на спотовом рынке (не распределяется в портфели акционеров). В текущих условиях такая ситуация более выгодна, чем заключение нового долгосрочного контракта по более низкой цене. При этом, как сказано выше, власти хотят организовать поставку части СПГ с проекта «Сахалин-2» для газификации Камчатки.
Ряд японских компаний тем временем уже перезаключили соглашения о поставках с новым оператором «Сахалина-2» - это Toho Gas, Tokyo Gas, JERA, Tohoku Electric Power. Так, Toho Gas, в соответствии с условиями контракта, будет закупать 500 тыс. тонн СПГ в год до 2033 г. Tohoku Electric Power будет закупать 420 тыс. тонн СПГ в год.
По итогам прошлого года на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн тонн СПГ (что соответствует 12,7 млрд куб. м) СПГ. Директор ООО «Сахалинская энергия» А.Охоткин в конце сентября сообщал, что газ проекта продолжают закупать Индия, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, КНР, однако он признал существование проблемы с продажей спотовых партий продукции (где стоит проблема фрахта судов для перевозки). По итогам восьми месяцев текущего года добыча газа в рамках проекта выросла почти на 20% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. (до 12 млрд. куб. м). По итогам года ожидается добыча 18,5 млрд куб. м (и реализация порядка 11,4 млн тонн СПГ). Следует также отметить, что транспортировка морским транспортом сырой нефти с «Сахалина-2» была выведена из-под санкций ЕС[2] до 5 июня 2023 г.[3]
Со своей стороны в целях покрытия дефицита бюджета правительство РФ на три года (2023-25 гг.) планирует повысить ставку налога на прибыль - до 32% (15% - в федеральный бюджет, 17% - в региональные бюджеты) для производителей СПГ. С помощью данной меры предполагается ежегодно дополнительно получать порядка 200 млрд рублей.
Налоговый режим «Сахалина-2», который также может затронуть данное решение, регулируется соглашением о разделе продукции (СРП)[4]. Поскольку увеличение налога на прибыль подразумевает ухудшение налоговых режимов, решение потребует согласования с иностранными партнерами – японскими Mitsui и Mitsubishi. В настоящее время для СРП действует стандартная ставка в 20%, прибыль определяется как разность между доходом и расходами на добычу.
Для «Сахалина-2» был ранее установлен особый порядок распределения налога на прибыль – 75% направляется в федеральный бюджет, 25% получает регион, благодаря чему формальное применение новой нормы не изменит доходы федерального бюджета[5], увеличив доходы регионального бюджета (на 40-50 млрд рублей в год).
Наиболее серьезные проблемы возникли у проекта «Сахалин-1». После выхода американской ExxonMobil, которой принадлежал оператор проекта Exxon Neftegas Limited, на нем была практически остановлена добыча нефти и газа, что формально объясняется заполненностью хранилищ[6] (ExxonMobil приступил к поэтапной остановке добычи с апреля). Так, за семь месяцев 2022 г. объемы добычи упали в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. К июлю добыча в рамках проекта сократилась в 22 раза - с 220 тыс. до 10 тыс. баррелей в сутки. По итогам текущего года добыча должна составить только 4,2 млн тонн нефти вместо изначально запланированных 8,9 млн тонн.
Постановлением правительства новым оператором «Сахалина-1» была назначена компания ООО «Сахалин-1», в которой 11,5% получило АО «РН-Сахалинморнефтегаз-Шельф», 8,5% - АО «РН-Астра» (структуры «Роснефти»). 80% остаются на балансе нового ООО до передачи иностранным участникам.
Иностранные участники «Сахалина-1» в течение месяца должны подтвердить согласие принять в собственность пропорциональную долю в новом операторе. Долями в проекте, помимо ExxonMobil (30%), владели японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%). Новый оператор проекта и его участники должны сохранить специальный налоговый режим, таможенное, таможенно-тарифное регулирование и исключительное право на экспорт газа.
Сложившаяся ситуация влечет дальнейшие судебные разбирательства, связанные в том числе с тем, что оператор и основной владелец «Сахалина-1» были изначально подконтрольны ExxonMobil, в отличие от ситуации с «Сахалином-2», который был фактически подконтролен «Газпрому».
Так, ExxonMobil в августе сообщал о ведении работы по передаче прав компании по СРП-проекту неназванной третьей стороне. Интерес к доле проявляла индийская ONGC. При этом в ExxonMobil намеревались обратиться в суд в случае отсутствия возможности покинуть проект, а в «Роснефти», в свою очередь, заявляли о необходимости возобновления добычи в полном объеме. В ExxonMobil указывали на логистические и финансовые ограничения, связанные с санкциями, - проблемы с обслуживанием шельфовых платформ на фоне ограничений на поставки импортного оборудования, сложности со страхованием танкеров, нанимаемых для доставки продукции покупателям.
Кроме того, в конце сентября Генпрокуратура РФ и Минфин Сахалинской области подали в Южно-Сахалинский городской суд иск к Exxon Neftegas Limited (предварительное судебное заседание было назначено на 14 октября), подробности которого не раскрываются[7]. Управление ФССП по Сахалинской области по решению Южно-Сахалинского горсуда наложило арест на активы Exxon Neftegas Limited (исполнительный лист об аресте был выдан 27 сентября, организация-взыскатель – Генпрокуратура РФ).
Другие участники проекта пока не заявляли о своих дальнейших планах, но в Японии отмечают важность «Сахалина-1» для диверсификации каналов импорта нефти, в то же признавая, что на текущий момент объемы импорта нефти с проекта являются нулевыми. В ONGC более не обсуждали вопрос о приобретении контроля в проекте. Для возобновления работы «Сахалина-1» потребуется поиск решения технологических проблем добычи на шельфе, что осложнено в условиях санкционных ограничений и утраты компетенций.
Что касается проекта «Сахалин-3», то ПАО «Газпром» планирует запустить добычу углеводородов в начале 2025 г. (на месторождении Южно-Киринское). На лицензионном участке предполагается извлекать 5 млрд куб. м газа в год. Проектная мощность месторождения составляет 21 млрд куб. м газа ежегодно. Также «Газпром» ведет работы по запуску входящего в проект Аяшского нефтяного месторождения, где с 2030 г. планируется извлекать 3 млн тонн нефти в год (с дальнейшим увеличением добычи до 10 млн тонн в год).
Проект «Сахалин-3» включает Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский участки. В пределах Киринского участка расположены Киринское, Южно-Киринское, Южно-Лунское и Мынгинское месторождения. Газ «Сахалина-3» рассматривается в качестве основной ресурсной базы для газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Запасы Южно-Киринского месторождения (по категории С1+С2) учтены в количестве 814,5 млрд куб. м газа, 130 млн тонн газового конденсата (извлекаемые) и 3,8 млн тонн нефти (извлекаемые).
В ряде регионов сохраняются планы по созданию производств сжиженного природного газа, в том числе в целях обеспечения газификации. На полях сентябрьского ВЭФ «Газпром» и правительство Сахалинской области подписали соглашение о строительстве в регионе малотоннажного завода по производству СПГ мощностью до 64 тыс. тонн в год. В то время как само предприятие предполагается построить на Сахалине, системы приема, хранения и регазификации планируется разместить на Курильских островах, поскольку завод будут использовать для газификации Курил.
Запуск первой очереди малотоннажного завода и строительство систем автономной газификации на островах Итуруп и Кунашир намечены на конец 2023 г. На Парамушире и Шикотане такие системы должны быть построены к 2025 г. В качестве источника топлива для проекта рассматривается газ с проекта «Сахалин-3», добычу в рамках которого планируется начать в 2025 г. Инфраструктура морского порта Корсаков, а также курильских морских терминалов Курильск, Северо-Курильск, Малокурильск и Южно-Курильск будет задействована для перевозки танк-контейнеров с СПГ.
Также «Газпром» не оставляет намерения подготовить обоснование инвестиций в строительство на Сахалине (в районе Поронайского морского порта, восточное побережье острова) нефтеперерабатывающего завода мощностью 4,5 млн тонн в год. Ранее (весной текущего года) срок подготовки такого обоснования был ограничен мартом 2023 г.
В Приморском крае завод по производству СПГ мощностью 150 млн куб. м (порядка 130 тыс. тонн СПГ) в год планируется построить в рамках ТОР «Находка» в 2023-25 гг. Соответствующее соглашение было подписано на ВЭФ между инвестором – «Дальневосточной инвестиционной компанией» (входит в ГК «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация»[8]) и КРДВ. Объем капитальных вложений в проект оценивается в 7,5 млрд рублей.
Сохраняются планы по проекту Якутского СПГ «Якутской топливно-энергетической компании» (входит в «А-Проперти» А.Авдоляна). По итогам 2021 г. ЯТЭК вложила в геологоразведочные работы по проекту порядка 3,8 млрд рублей. Напомним, что проект предполагает строительство завода СПГ мощностью 18 млн тонн на территории Хабаровского края (ресурсная база – якутские месторождения Средневилюйское, Мастахское, Толонское, Тымтайдахское). Объем инвестиций, предусмотренных на текущий год, в компании не озвучивался.
Кроме того, в Якутии создание СПГ-завода, а также нефтеналивного терминала рассматривается в селе Павловск (Мегино-Кангаласский район). Проект может быть включен в ТОР «Якутия». Соглашение о сотрудничестве в рамках проекта в сентябре было подписано КРДВ, ООО «РоссОйл», ГК «Старвей», ООО «Газпром СПГ Технологии» и Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии.
На Дальнем Востоке отмечается рост угледобычи. В сентябре компанией «АнтрацитИнвестПроект» был запущен в эксплуатацию угольный разрез «Сыллахский» на одноименном месторождении в Якутии (Нерюнгринский район). Мощность разреза составляет 6,5 млн тонн угля в год (к 2025 г.), первая очередь предполагает добычу 1 млн тонн. Объем инвестиций в проект оценивается в 21 млрд рублей (к настоящему времени освоено 4 млрд рублей). Балансовые запасы месторождения составляют 140,877 млн тонн (категории В+С1+С2).
Продолжается рост добычи каменного угля на Чукотке. В январе-августе ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal) произвело 962,3 тыс. тонн каменного угля, на 71% превысив результат за аналогичный период 2021 г. В настоящее время недропользователь реализует проект по увеличению объемов производства угля на месторождении Фандюшкинское поле Беринговского каменноугольного бассейна (до 2 млн тонн в год), модернизирует угольный порт Беринговский, через который продукция поставляется на экспорт. Также планируется увеличивать добычу за счет освоения месторождения Звонкое.
Увеличение угольного экспорта требует создания новой инфраструктуры в ДФО. Так, на ВЭФ КРДВ, АО «Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ) и «Корпорация Сюань Юань» заключили соглашение о строительстве конвейерной системы через реку Амур для перевалки угля между РФ и КНР. Строительные работы планируется начать в 2023 г., а объем инвестиций оценивается в 20 млрд рублей. Максимальный объем перевалки ожидается на уровне 15 млн тонн угля в год. Тем не менее пока не определена площадка для строительства, а также ресурсная база.
На 2023 г. намечен ввод в эксплуатацию угольного морского порта Суходол в Приморском крае (Шкотовский район), мощность перевалки которого должна составить около 2 млн тонн угля (в 2023 г.), в 2024 г. достичь порядка 6 млн тонн, а в 2025 г. - превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год. Инвесторами проекта выступают акционеры кемеровского холдинга СДС В.Гридин и М.Федяев (25,1%), «РЖД-Инвестиционные проекты» (25%) и «Центр развития портовой инфраструктуры» (24,79%). В настоящее время 100% ООО «Морской порт «Суходол» находится в залоге у ВЭБ.РФ и ВТБ.
Объем инвестиций в данный проект в 2021 г. оценивался в 180 млрд рублей. Инвестор заявлял о намерении создать к 2030 г., помимо угольного, терминалы для перевалки зерновых, минеральных удобрений и контейнерных грузов. Объем инвестиций только в угольный терминал оценивается в 62 млрд рублей.
На рынке АТР добываемый в ДФО уголь будет конкурировать с углем из других регионов страны в результате вступления в силу 10 августа европейского эмбарго на российский уголь. В связи с ним на другие рынки предстоит перенаправить 63 млн тонн из 172 млн тонн всего российского угольного экспорта. При этом следует отметить, что ряд азиатских стран сокращает импорт российского угля – это Япония, Тайвань, Южная Корея, которые прежде рассматривались в качестве перспективных рынков с точки зрения увеличения угольного экспорта[9].
Так, по итогам семи месяцев 2021 г. на 33,3% сократил закупки Тайвань (было приобретено 4,4 млн тонн угля). Тайваньская энергетическая компания Taipower не планирует заключать новых контрактов. На 25% за январь-июль сократился экспорт угля в Японию (до 8,4 млн тонн), ранее об отказе от закупок объявила корпорация Kyushu Electric Power, на которую приходилось 7% российского угольного экспорта, а власти страны сообщили о планах постепенного снижения импорта российского угля[10]. Южная Корея по итогам семи месяцев снизила закупки угля в РФ на 3%, до 12,8 млн тонн, намереваясь увеличивать поставки австралийского угля[11], но не сообщая о полном отказе от поставок из РФ. В январе-июле текущего года росли поставки российского угля в Индию – их объем достиг 6,7 млн тонн (рост в 2,5 раза), но вместе с тем снижались поставки коксующихся углей для металлургии (в связи с тем, что индийские сталелитейные заводы входят в международные холдинги, для них возникает риск потенциальных санкций). В результате основную часть экспорта в Индию составляет энергетический уголь.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После отказа Shell от дальнейшего участия доля компании в течение четырех месяцев должна быть передана новому акционеру, прошедшему отбор.
[2] Восьмой пакет санкций ЕС (вступил в силу 6 октября) запрещает перевозку в третьи страны российской сырой нефти с 5 декабря 2022 г.
[3] Транспортировка морским транспортом в Японию, техническая помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовая помощь, связанные с такой транспортировкой, сырой нефти, смешанной с конденсатом, происходящей с проекта «Сахалин-2».
[4] Иностранными акционерами в настоящее время являются японские Mitsui и Mitsubishi.
[5] В проекте федерального бюджета на 2022-2024 гг. поступления от «Сахалина-2» в 2023 г. запланированы на уровне 20,1 млрд рублей.
[6] В августе сообщалось, что резервуары портового терминала Де-Кастри в Хабаровском крае заполнены на 95%, нефть из них не отгружается.
[7] Третьими лицами по делу заявлены сахалинское правительство и управление ФНС.
[8] Санкт-Петербург, учредители – ООО «Азиатско-Тихоокеанская танкерная компания» (учредители – О.Семикина и Ю.Туран) и ООО «Школа будущего» (учредитель – С.Неверов).
[9] Стратегия развития угольной отрасли РФ предполагала увеличение поставок в Восточную Азию с 84 млн тонн в 2018 г. до 123 млн тонн к 2035 г., с наибольшим приростом поставок в том числе в Японию и Южную Корею – крупных потребителей российского энергетического и коксующегося угля.
[10] На долю РФ приходилось 11% от общего объема импорта угля в Японии (в 2021 г.)
[11] В первом квартале текущего года российский уголь составлял 62% в структуре южнокорейского импорта угля, а на Австралию приходилось 38%.
Россия обладает серьезным потенциалом развития гидроэнергетики, но высокие затраты в строительство ГЭС и длительный срок окупаемости таких объектов делают крайне неопределенным будущее этого вида генерации. Возможно ли найти эффективную экономическую модель для осуществления подобных проектов, обсуждали участники международного форума «Российская энергетическая неделя», который проходил в Москве с 12 по 14 октября.
Справка:
На территории РФ сосредоточено не менее 20% мировых запасов пресных вод. Ежегодный объем стока рек страны оценивается в 4,3 тыс. куб. км, а их гидроэнергетический потенциал – свыше 800 млрд кВт/ч в год, из которого освоено пока порядка 22%, тогда как в ряде развитых стран этот показатель доходит до 80% и выше.
Энергия продвинутых
Сегодня доля гидрогенерации в общем энергобалансе мощности России составляет 20%, прежде всего, благодаря тому значительному заделу, который был сделан в советское время. В последующем развитие гидроэнергетики замедлилось, крупных станций сейчас не строится, а в сегменте ВИЭ приоритет отдается ветровым и солнечным технологиям выработки энергии, констатирует директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Илья Долматов.
О недостаточном внимании к возможностям гидроэнергетики говорят в регионах. По словам главы Якутии Айсена Николаева, гидроэнергетические ресурсы республики оцениваются в 260 млрд кВт/ч в год (это 60% потенциала всего Дальнего Востока), но из них освоено лишь 1,5%.
Самокритичны в федеральных ведомствах. «Мы хотели бы видеть большие объемы гидроэнергетики и объемы, как минимум, сопоставимые в процентном отношении с экономически развитыми странами, с которыми можно нас сопоставлять, но воз и ныне там», - сетует замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.
В России есть две крупные компании, которые занимаются гидрогенерацией - «РусГидро» и «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group) - но у них, продолжает чиновник, нет активных и конкретных шагов, чтобы в ближайшее время закипело строительство ГЭС. «Компетенции есть, и строим мы объекты генерации достаточно неплохо. В Министерство энергетики регулярно приходят компании, говорят, что они просто так не готовы вкладываться в развитие гидрогенерации, государство должно помочь. Мы понимаем, что помощь государства ограничена, и чтобы добиться этой помощи нужно предпринимать активные действия», - сказал Евгений Грабчак.
У гидроэнергетических компании нет мощного лобби, как у представителей других генераций, утверждает генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин. «Если государство разбирается, не надо принимать решения только в отношении тех, кого большинство. Да, тепловиков большинство, но мультипликативный эффект от строительства новых ГЭС в разы превышает все возможные гипотетические краткосрочные эффекты от тепловой генерации», - убежден гендиректор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хадриков.
Когда стоит плотина
Нельзя сказать, что гидроэнергетики не строят планы на будущее. Например, «РусГидро» прорабатывает возможность начала возведения в Амурской области Нижне-Зейской (400 МВт) и Селемджинской (100 МВт) ГЭС. Они необходимы для защиты территорий от паводков совместно с Зейской гидроэлектростанцией и покрытия перспективных нагрузок ОЭС Востока. «Мы видим, как Приамурье топит практически каждый год. Как с этим справляться? Ничего кроме каскада водохранилищ, которые способны срезать пики наводнений, человечеством не придумано», - рассуждает Виктор Хмарин.
Есть планы и по более крупным объектам в свете растущих потребностей экономики ДФО, включая перспективы электрификации Байкало-Амурской магистрали. Это Мокская ГЭС на реке Витим в Бурятии (мощностью 1200 МВт) и Канкунская ГЭС в Якутии (1000 МВт).
Однако сроки реализации этих проектов неизвестны. «Если экономически рассчитать на 15 лет, гидростанция любой угольной станции проиграет. Но если мы рассчитываем на будущие поколения, то есть на весь срок полезного использования объекта, тогда ГЭС с каждым десятилетием становится ближе к вечному двигателю, потому что она не требует никакого топлива, плотина может жить более 100 лет. Дальше станция амортизируется, становится естественным ландшафтным объектом, – говорит глава «РусГидро». – Тогда как любая ТЭС 30 лет прогорела, оставила за собой угольные кратеры и испорченную экологию вокруг».
В самом деле, из-за высокого CAPEX`а строительство ГЭС проблематично, подтверждает председатель правления АО «Системный оператор единой энергетической системы» (СО ЕЭС) Федор Опадчий. Куда проще заменить на ГРЭС турбину, которая проработает еще 15 лет – это будет самый дешевый киловатт с учетом капвложений. «За счет относительно недорогого топлива и из-за высокой стоимости привлечения финансирования часто модернизация старой тепловой электростанции в сегодняшних экономических расчетах по конечной цене электроэнергии оказывается дешевле, чем строительство новой станции», - пояснил Федор Опадчий.
Еще один фактор, сказывающийся на развитии гидроэнергетики, – длительность сроков возведения ГЭС, превышающих обычно десять лет. Длительный временной период не позволяет гидростанциям включаться в действующие сейчас в оптовом рынке мощности механизмы ликвидации перспективных локальных дефицитов мощности, констатирует эксперт.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходима оптимальная экономическая модель. Решая вопрос привлекаемого капитала, нужно научиться считать комплексный эффект от ввода ГЭС. Отдача от гидрогенерации не исчерпывается лишь выработкой электроэнергии, подчеркивает глава СО ЕЭС. Следует принимать во внимание противопаводковый эффект, возможность улучшения транспортных схем, так как плотины часто используются вместо мостовых сооружений, отсутствие прямых выбросов СО2, что можно монетизировать при реализации низкоуглеродной стратегии, а также рассчитывать на привлечение льготного «зеленого» кредитования.
ГЭС важны и как источник высокоманевренной мощности в обеспечении надежного функционирования энергосистемы. Эта роль, отмечают в АО «СО ЕЭС», приобретает все большее значение в связи с тенденцией на увеличение в энергосистеме доли атомных, солнечных и ветровых электростанций.
Немало воды утечет
Большая генерация – это социальная отрасль, объясняет Виктор Хмарин. «Она строится в рамках ДПМ (договор о предоставлении мощности – прим. ред.) либо каких-то конкурсов. Если страна считает, что необходимо строить большие гидростанции, наверное, нужно определяться с механизмом. Здесь компания может выступить проектировщиком, застройщиком, квалифицированным эксплуатантом. Но как инвестор – у нас баланс не бездонный. И проблем социальных, прежде всего связанных с энергетикой Дальнего Востока, которые компания на себе тянет, гораздо больше. Мы не способны сами на своем балансе это вытягивать», - заявил гендиректор «РусГидро».
Как проинформировал Федор Опадчий, сценарий развития электроэнергетики России до 2050 года предусматривает сохранение текущей доли выработки ГЭС на сегодняшнем уровне. Правда, с учетом среднегодового прироста электропотребления до 1% (1438 млрд кВт/ч в 2050 году) требуется увеличить выработку по ГЭС относительно текущего уровня, что невозможно без запуска новых станций. До 2050 года для обеспечения целевых показателей потребуется ввод в работу около 22 ГВт генерирующих мощностей на ГЭС и ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций).
К настоящему времени рабочей группой под эгидой Минэнерго подготовлен перечень приоритетных проектов размещения таких объектов. В него включены восемь ГЭС суммарной установленной мощностью 4725 МВт и шесть ГАЭС на 6540 МВт. Однако механизмы относительно доступного финансирования новых проектов еще предстоит выработать.
«Что-то нужно делать со стоимостью капитала, поскольку его привлечение на рыночных условиях с учетом рыночной стоимости денег не укладывается в тот 100-летний цикл, в который гидростанция проработает в пользу будущих поколений», - заключил Федор Опадчий.Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».