Для борьбы с безработицей и оттоком населения на Дальнем Востоке предполагается расширять программы, связанные с повышением доступности жилья, в том числе арендного.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
110,4 |
Сибирский федеральный округ |
110,7 |
Иркутская область |
112,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
109,9 |
Забайкальский край |
111,2 |
Республика Бурятия |
110,8 |
Еврейская авт. область |
110,6 |
Камчатский край |
110,6 |
Приморский край |
110,0 |
Сахалинская область |
109,9 |
Амурская область |
109,5 |
Хабаровский край |
109,3 |
Республика Саха (Якутия) |
109,2 |
Магаданская область |
108,6 |
Чукотский авт. округ |
102,6 |
При этом в июле во всех регионах ДФО и также в Иркутской области был зафиксирован рост среднемесячной заработной платы работников организаций (к июлю 2021 г., Таблица 2). Более чем на 20% выросла среднемесячная зарплата в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской области. Выше среднего по стране наблюдаются показатели роста зарплаты в Еврейской АО (рост на 16,2%) и в Якутии (на 12,9%). Наиболее низкие темпы роста отмечаются в Камчатском крае (+2,5%), Магаданской области (+5,8%) и Хабаровском крае (+7,9%). При этом Чукотский АО стал регионом с наиболее высокой средней зарплатой в ДФО и стране в целом – она составила 139 тыс. рублей, что, тем не менее, в значительной степени нивелируется высоким уровнем цен в северном регионе.
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2022 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
111,4 |
|
Сибирский федеральный округ |
116,7 |
|
Иркутская область |
120,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
110,9 |
|
Республика Бурятия |
123,5 |
|
Забайкальский край |
120,3 |
|
Еврейская авт. область |
116,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
112,9 |
|
Чукотский авт. округ |
111,5 |
|
Приморский край |
109,2 |
|
Амурская область |
108,7 |
|
Сахалинская область |
107,9 |
|
Хабаровский край |
107,9 |
|
Магаданская область |
105,8 |
|
Камчатский край |
102,5 |
|
Высокий уровень безработицы (Таблица 3) остается серьезной проблемой Забайкальского края и Бурятии – 8,6% и 7,2% к численности рабочей силы в июне-августе 2022 г. (средний по РФ – 3,9%). В целом для ДФО характерен более высокий, чем в среднем по стране, уровень безработицы. В Якутии, Магаданской, Сахалинской, Амурской областях он превышает 4%. Наиболее низкие показатели безработицы характерны для Чукотского АО (1,6%) и Камчатского края (2,8%), которые отличаются в целом невысокой численностью рабочей силы.
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2022 года.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,9 |
74 808,7 |
Сибирский федеральный округ |
4,2 |
8 303,3 |
Иркутская область |
5,2 |
1 147,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
4,9 |
4 176,0 |
Забайкальский край |
8,6 |
518,0 |
Республика Бурятия |
7,2 |
436,3 |
Республика Саха (Якутия) |
6,1 |
501,2 |
Магаданская область |
4,8 |
83,0 |
Сахалинская область |
4,4 |
275,0 |
Амурская область |
4,2 |
403,0 |
Еврейская авт. область |
4,0 |
78,2 |
Приморский край |
3,7 |
966,2 |
Хабаровский край |
3,7 |
710,8 |
Камчатский край |
2,8 |
179,0 |
Чукотский авт. округ |
1,6 |
30,0 |
В большинстве восточных регионов фиксируется сокращение населения, как за счет естественной убыли (Таблица 4), так и миграционного оттока (Таблица 5). Данная тенденция не преодолена ни в регионах севера, ни в субъектах юга Дальнего Востока. Исключением является Якутия, где в 2021 г. отмечался миграционный и естественный прирост.
Таблица 4. Показатели естественного движения населения, январь-август 2022 г., кол-во человек
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естеств. убыль/прирост |
Иркутская область[1] |
19 673 |
33 285 |
-13 612 |
Приморский край |
10 870 |
19 295 |
-8 425 |
Хабаровский край |
8 153 |
12 426 |
-4 273 |
Забайкальский край[2] |
11 997 |
16 525 |
-4 528 |
Республика Бурятия[3] |
11 999 |
13 497 |
-1 498 |
Республика Саха (Якутия)[4] |
12 177 |
10 540 |
1 637 |
Амурская область |
4 636 |
7 693 |
-3 057 |
Сахалинская область |
3 393 |
4 459 |
-1 066 |
Еврейская АО |
974 |
1 609 |
-635 |
Камчатский край |
2 021 |
2 542 |
-482 |
Магаданская область |
772 |
1 129 |
-357 |
Чукотский авт. округ |
334 |
330 |
4 |
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2022 г., кол-во человек
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционное снижение/прирост |
Иркутская область[5] |
49 305 |
51 483 |
-2 178 |
Хабаровский край |
27 537 |
30 460 |
-2 923 |
Забайкальский край[6] |
24 225 |
29 715 |
-5 490 |
Республика Бурятия[7] |
19 979 |
20 288 |
-309 |
Республика Саха (Якутия)[8] |
56 166 |
47 659 |
8 507 |
Амурская область[9] |
14 990 |
17 644 |
-2 654 |
Сахалинская область[10] |
11 410 |
15 079 |
-3 669 |
Еврейская АО |
2 218 |
2 647 |
-429 |
Камчатский край[11] |
9 007 |
8 107 |
900 |
Магаданская область |
3 534 |
4 178 |
-644 |
Чукотский авт. округ |
3 053 |
3 177 |
-124 |
Для решения проблемы улучшения жилищных условий и привлечения в регион специалистов предлагается расширять рынок арендного жилья на Дальнем Востоке. В дальневосточных регионах предполагается ввести программу государственной поддержки строительства арендного жилья, с учетом того, что в настоящее время предложение такого жилья ограничено.
Минвостокразвития подготовило проект постановления, предлагающий выделить корпорации «ДОМ.РФ» 50 млрд рублей из ФНБ в виде займа на 20 лет (под 0,1% годовых), на которые должна быть приобретена недвижимость для последующей сдачи в аренду дальневосточным регионам и в субаренду молодым специалистам востребованных специальностей и студентам. В целом планируется приобрести 10 тыс. таких квартир. Поскольку субаренду планируется сделать льготной, недополученные доходы предполагается компенсировать с помощью субсидий за счет средств как федерального, так и регионального бюджетов.
фото: фотобанк Moscow-Live
В настоящее время рынок арендных квартир в регионах в основном ориентирован на работников бюджетной сферы. Так, в Приморском крае в сентябре в селе Хороль в рамках региональной программы арендного жилья было сдано 50 одно- и двухкомнатных квартир с отделкой для работников бюджетной сферы (здравоохранение, образование, культура, спорт, сотрудники силовых структур и муниципальных предприятий) в четырехэтажном доме общей площадью 2,5 тыс. кв. м. Арендное жилье в регионе возводится во Владивостоке, Большом Камне, Находке, Уссурийске, Дальнегорске, Лучегорске, селах Яковлевка, Чугуевка, Камень-Рыболов. По прошествии полугода квартиросъемщики получают возможность выкупить жилье на условиях «Дальневосточной ипотеки».
Проблемой остается расселение аварийного жилья в регионах. В Сахалинской области по итогам текущего года предполагается расселить свыше 9,6 тыс. кв. м аварийного и ветхого жилья в Южно-Сахалинске. В целом, новое жилье планируется предоставить 500 жителям региона. В области к октябрю была сформирована новая программа расселения аварийного жилья, в которую включены дома, признанные аварийными с 1 января 2017 г. до 1 января 2022 г., – в целом 720 тыс. кв. м жилья. При этом Сахалинской области будут предоставлены из федерального центра дополнительные средства в размере 8,7 млрд рублей на возмещение расходов областного бюджета на расселение аварийных домов нового этапа соответствующей федеральной программы.
фото: администрация Южно-Сахалинска
Дополнительные средства на расселение из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., до конца текущего года получат еще шесть регионов ДФО. Соответствующее распоряжение было подписано главой правительства М.Мишустиным в октябре. Так, для Якутии на данные цели предусмотрено более 8 млрд рублей, для Хабаровского края - порядка 635 млн рублей, для Приморского края – около 556 млн рублей, для Еврейской АО - 499 млн рублей, для Амурской области – свыше 415 млн рублей. Наименьший объем предназначен для Чукотского АО – 35 млн рублей.
Тем временем в Петропавловске-Камчатском к 2030 г. планируется построить порядка 300 тыс. кв. м жилья для расселения граждан из сейсмоопасных домов (с дефицитом сейсмостойкости свыше двух с половиной баллов). После данного в октябре президентского поручения о рассмотрении вопросов формирования программы расселения жилых домов, чья сейсмостойкость не отвечает установленным требованиям, губернатор Камчатского края В.Солодов заявлял о проводимой совместно с Минстроем РФ работе по увеличению объема предоставляемых из федерального бюджета средств на переселение из сейсмоопасного жилья в регионах с максимальными рисками возникновения землетрясений и о проработке системы ликвидации такого жилья.
Не до конца разрешенным остается вопрос обманутых участников долевого строительства в дальневосточных регионах. В целом в ДФО числится 46 объектов незавершенного строительства – 16 таких домов в Хабаровском крае (заселения ожидают 1,6 тыс. человек), 12 домов в Бурятии (784 человека), шесть домов в Приморском крае (593 человека), шесть – в Якутии (483 человека), три – в Забайкальском крае (17 человек) и два – в Амурской области (58 человек). В Хабаровске осенью было завершено строительство одного из проблемных домов (85 договоров долевого участия), а в Амурской области под контролем прокуратуры продолжается строительство в жилом комплексе «Современник» в Благовещенском районе (село Чигири), в котором дольщики должны получить жилье в текущем году и в 2023 г.
В регионах ДФО продолжается подсчет ущерба, нанесенного стихийными бедствиями в текущем году. Так, в Амурской области, где в результате паводка было полностью утрачено 22 жилых дома, пострадавшим выделено 35 млн рублей из регионального бюджета, но в целом на восстановление жилья, пострадавшего от паводка, требуется порядка 127,8 млн рублей.
На территории Верхоянского района Якутии в октябре было завершено восстановление социальных объектов, при этом продолжается ремонт жилых домов. Финансовая поддержка была направлена 3,8 тыс. пострадавшим жителям района, общая сумма выплат превысила 34 млн рублей. Предварительный ущерб от паводка был оценен в правительстве Якутии в сумму порядка 300 млн рублей.
При этом в отдельных регионах отставание по графикам работ по возведению социальных объектов и состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры привлекают внимание прокуратуры. В частности, в Иркутской области министру строительства и дорожного хозяйства региона А.Галкину было вынесено представление прокуратуры в связи с отставанием от графика при возведении ряда детских садов (всего четырех объектов), а также школы. Кроме того, объявлено предостережение начальнику управления капитального строительства Иркутска А.Зыбайло. Два строящихся детских сада на 220 мест в 6-м микрорайоне Ленинского округа Иркутска и на 120 мест по улице Зои Космодемьянской в Тайшете к началу октября имели существенное отставание от графика строительно-монтажных работ, что было выявлено в ходе инспекции заместителя Генпрокурора РФ Д.Демешина.
Между тем в Чукотском АО Д.Демешин отметил высокий уровень износа оборудования и магистральных сетей, что становится причиной роста аварий и технологических сбоев. Наиболее высокий удельный вес ветхих коммуникаций отмечается в Провиденском (50%) и Билибинском районах (45%). В округе не была принята программа комплексной модернизации объектов ЖКХ, не используется институт передачи коммунальных объектов в концессию, а из 69 объектов на условиях концессии используется только десятая часть.
От жителей региона в прокуратуру поступали жалобы на низкую температуру в многоквартирных домах Анадыря, села Лаврентия, а также на качество питьевой воды в городе Билибино и на нерасселенный аварийный жилой фонд в Провиденском районе. В регионе в ходе прокурорской проверки был выявлен низкий уровень использования денежных средств по национальному проекту «Жилье и городская среда» (только 25,4%), а программа переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда была реализована только на 38% - из 16 домов фактически расселены шесть. При этом программа переселения не охватывает 178 аварийных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 г.
[1] Данные за 2021 г.
[2] Данные за 2021 г.
[3] Данные за 2021 г.
[4] Данные за 2021 г.
[5] Данные за 2021 г.
[6] Данные за 2021 г.
[7] Данные за 2021 г.
[8] Данные за 2021 г.
[9] Январь-август 2022 г.
[10] Январь-август 2022 г.
[11] Январь-август 2022 г.
Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина ШамсутдиноваК концу сентября текущего года туристический поток в дальневосточные регионы достиг порядка 3,5 млн человек, что почти соответствует допандемийному уровню (в 2019 г. ДФО посетили 3,7 млн туристов). Тем не менее в регионах сохраняется дефицит современных средств размещения, в первую очередь это касается популярных туристических направлений. Новые проекты в данной сфере создаются в рамках преференциальных режимов.
Новые гостинично-термальные комплексы планирует построить в Сахалинской области и в Камчатском крае компания «Антерра» (бренд «Грин Флоу»). Так ООО «Грин Флоу Камчатка» (дочерняя компания «Антерры») намерена реализовать проект по возведению такого комплекса на 154 номера. Отель в Сахалинской области (остров Итуруп) будет рассчитан на 120 номеров. В реализацию каждого из проектов предполагается инвестировать 2 млрд рублей. Запуск объекта на Камчатке намечен на 2026 г., на Курилах – на 2027 г. Также в Камчатском крае запланировано строительство туристического комплекса «Голубая лагуна» в селе Усть-Большерецк (административный центр Усть-Большерецкого района). Комплекс будет включать порядка 180 мест для размещения.
озеро Байкал
Фото: Raimond Klavins
На побережье Байкала в Бурятии компания «Космос Отель Байкал» (учредитель – «Космос Отель Групп», входит в «АФК Система») рассчитывает создать природно-оздоровительный курортный комплекс класса 5 звезд в рамках ОЭЗ «Байкальская Гавань» - Cosmos Collection Baikal Resort. Он должен занять 382 га на участке «Бухта Безымянная». Комплекс будет рассчитан на 360 номеров – в первую очередь планируется ввести гостиницу на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, а на втором этапе – геотермальный спа-комплекс, конгресс-центр, лаундж-зоны. Третья очередь включает строительство глэмпингов, коттеджей и четырех банных комплексов. Объем инвестиций оценивается в 11 млрд рублей, в октябре инвестор подписал соглашение о сотрудничестве с КРДВ.
Создание новых гостиниц также запланировано в аэропортах. Группа компаний «Бурдугуз» (En+) инвестирует в строительство отелей класса 4 звезды в аэропортах Владивостока (в рамках СПВ) и Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Их предполагается ввести в эксплуатацию в 2026 г. Для реализации инвестиционных проектов были созданы две компании – «Легенда Аэро Сахалин» и «Легенда Аэро Владивосток». Отели будут включать конференц-залы, рестораны, банные комплексы и бассейны.
Значительное количество новых туристических проектов на Дальнем Востоке связаны с туризмом на природных территориях, в том числе экстремальным. Тем не менее произошедшая в Камчатском крае в сентябре трагедия с гибелью девяти туристов при восхождении на вулкан Ключевская сопка активизировала обсуждение дальнейшего ужесточения контроля в сфере туризма на природных территориях.
Камчатка
Фото: Alex Glebov
Так, губернатор Камчатского края В.Солодов предложил ввести обязательную квалификацию туристов, выходящих на экстремальные маршруты. Такая мера предполагает введение требования для туристов проходить маршрутно-квалификационную комиссию непосредственно перед выходом группы на сложный маршрут, после чего разрешение на каждого участника группы и уведомление о выходе будет направляться в МЧС.
В настоящее время в приказе министерства спорта РФ прописана обязанность получения таких разрешений, тем не менее, отсутствует практический механизм проверки соблюдения данных требований при выходе группы на маршрут. Также МЧС, куда группа направляет уведомление о походе, не уполномочено допускать или не допускать группы на маршрут. Следует отметить, что еще одно происшествие произошло в сентябре в Магаданской области – один турист погиб во время сплава на реке Ола (бедствие потерпела группа из 12 человек, чья лодка перевернулась, однако 11 туристам удалось спастись).
Представители туроператоров допускали возможность введения перечня из 10-15 гор, доступ для восхождения на которые туристам-новичкам будет ограничен. Идея нашла поддержку вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева, который в сентябре поручил правительству провести анализ происшествия на Камчатке и системы обеспечения безопасности участников туристических походов в целом. Стоит отметить, что при организациях спортивного туризма на добровольных началах действуют маршрутно-квалификационные комиссии. Для ужесточения контроля было предложено закрепить штатного специалиста комиссии при МЧС.
Помимо того, В.Солодов предложил усилить контроль над посещением природных парков и передать все камчатские парки на федеральный уровень. На текущий момент в Камчатском крае действует 113 особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая ряд природных парков – Быстринский, Ключевской, Налычевский, Южно-Камчатский и «Голубые озера», и природные заказники – «Берег Чубука», «Бобровый», «Жупановский лиман», «Ичинский», «Налычевская тундра», «Налычевский мыс», «Река Коль».
Федеральное значение имеют шесть ООПТ Камчатки – Командорский природный биосферный заповедник, Корякский природный заповедник и Кроноцкий природный биосферный заповедник, Южно-Камчатский природный заказник, а также два округа санитарной охраны – курорт «Паратунка» и Малкинское месторождение минеральных вод.
В первую очередь власти Камчатского края рассчитывают передать в федеральное ведение природные парки регионального значения, входящие в сеть «Вулканы Камчатки» (объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО), - «Быстринский», «Южно-Камчатский», «Налычево» и «Ключевской». В октябре данная инициатива была поддержана главой Минприроды А.Козловым.
Целесообразность такой меры в камчатском правительстве объясняют возможностью привлечь федеральное финансирование для охраны и обеспечения безопасности на туристических маршрутах, а также создания необходимой инфраструктуры. В.Солодов указал на то, что в регионе отсутствуют достаточные средства для обеспечения безопасности на фоне роста туристической нагрузки в природных парках.
Напомним, что на территории природных парков Камчатки расположены наиболее известные вулканы полуострова – Ключевская сопка, Авачинский, Мутновский, Горелый и Толбачик, на сегодняшний день проложено 27 туристических маршрутов.
При этом в районе вулканов Мутновский, Вилючинский и Горелый планируется создать туристический парк «Три вулкана» (основные инвесторы – В.Потанин и С.Бачин). В 2022-24 гг. Камчатский край получит 5,5 млрд рублей на строительство автодороги протяженностью 32,6 км, соединяющей поселок Термальный (Елизовский район) и будущий туристический кластер «Три вулкана» (в районе вулканов Вилючинский, Мутновский и Горелый). Начало работ запланировано на текущий год.
Тем не менее возникли трудности с определением подрядчика для строительства дороги - на первый конкурс не было подано ни одной заявки, а во втором конкурсе в сентябре приняла участие только одна компания, которая была признана не соответствующей требованиям законодательства. В целом стоимость строительства трассы оценивается в 8,3 млрд рублей. Строительные работы планируется завершить в 2025 г. Из федерального бюджета на содержание дороги с 2026 г. по 2031 г. должно быть выделено более 450 млн рублей.
Тем не менее высказывались опасения по поводу того, что создание на природной территории крупного туристического объекта может нанести экологический ущерб. В частности, в прошлом году резонансным стало исключение из территории природного парка «Южно-Камчатский» 15 тыс. га земель , на которых планируется разместить инфраструктуру в рамках проекта «Три вулкана».
Тем временем в Якутии предполагается реализовать второй этап по созданию туристическо-рекреационного кластера «Ленские столбы» в одноименном национальном парке. Соглашение республиканского правительства и компании ООО «Аарыма турс» было подписано в ходе ВЭФ в сентябре. Первый этап, завершенный в прошлом году, включал реконструкцию основного гостевого дома (рассчитан на пять номеров), было начато возведение контейнерного отеля и глэмпинга. Второй этап проекта включает создание банного комплекса и проведение благоустройства территории. При этом компания-инвестор рассчитывает получить статус резидента ТОР «Якутия».
Ленские столбы
фото: парк «Ленские столбы»
Между тем вблизи Эльгинского месторождения угля («Эльгауголь») в Якутии (Нерюнгринский район) планируется создать новый национальный парк – «Большое Токко». Данная территория пока является природным заказником. Национальный парк предполагается зарегистрировать до декабря 2024 г. На его создание из федерального бюджета до 2028 г. может быть направлено 482,7 млн рублей (в рамках национального проекта «Экология»). В составе парка планируется выделить рекреационные зоны, которые должны способствовать осуществлению более эффективного контроля туризма на природных территориях.
Общая площадь нового национального парка должна составить 288,5 тыс. га. На природной территории расположено озеро Большое Токко, на котором предлагается организовать спортивную рыбалку, а также рассматривается возможность организации сплавов по реке Мулам.
В свою очередь в арктическом Анабарском районе Якутии предполагается создать кластер, направленный на развитие экстремального туризма. Объем инвестиций в него оценивается в сумму порядка 150 млн рублей. На территории района расположен ресурсный резерват «Терпяй-Тумус», где обитают редкие виды животных – дикие северные олени, овцебыки, белые медведи. Также туристам планируется предлагать осуществление сплавов по реке Анабар, посещение Анабарского плато, острова Большой Бегичев с питомником овцебыков и острова Пакса, экскурсии по побережью моря Лаптевых.
Новым проектом на Камчатке стал открытый в сентябре мотопарк «Камчатка» (компания «Мото парк Камчатка») на территории 15,5 га (протяженность трассы – 1,6 км) в пригороде Петропавловска-Камчатского, который в перспективе планируется развивать как крупный спортивный парк для проведения соревнований и занятий различными видами спорта. Инвестиции в проект составили более чем 353 млн рублей. Парк помимо трассы включает кемпинг, маршруты для пеших прогулок, трибуны, рассчитанные на 5 тыс. зрителей.
Для привлечения туристического потока в пользующиеся популярностью у туристов места требуется развитие транспортной инфраструктуры. Так, было увеличено количество авиарейсов на остров Ольхон в Иркутской области. Авиакомпания «СиЛА» по заказу авиакомпании «Аврора» до конца текущего года будет совершать ежедневные рейсы на байкальский остров из Улан-Удэ (ранее рейсы выполнялись два раза в неделю). При этом в настоящее время не выполняются рейсы на Ольхон из Иркутска (в 2020-21 гг. по данному маршруту летала «СиЛА»).
В Хабаровском крае в сентябре было открыто движение по реконструированной автомобильной трассе в окрестностях села Воронежское-1 (Хабаровский район), ведущей к туристическому комплексу «Воронеж». Стоимость работ составила порядка 188 млн рублей (свыше 144 млн рублей было выделено из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»). В Иркутской области в октябре после капитального ремонта был введен в эксплуатацию участок автодороги «Кутулик – Бахтай – Хадахан» (Аларский и Нукутский районы), ведущей к месту отдыха на Братском водохранилище (база отдыха «Золотые пески»). Стоимость ремонта составила 438 млн рублей.
Следует отметить, что для реализации туристических проектов помимо режимов ТОР и СПВ также задействуется программа «Дальневосточный гектар». Так, с туризмом связаны порядка 10% проектов, реализуемых на гектарах, – они включают экологические маршруты, турбазы и этнографические центры. В частности, в селе Булус Намского района Якутии весной текущего года была открыта турбаза «Туйгун кемп», где предлагаются сплавы по рекам Лена, Амга и Буотама. На территории также планируется построить гостевой дом. В Амурской области на территории 20 гектаров вблизи села Голубое (Свободненский район) в 2019-22 гг. была создана туристическая агломерация, включающая смотровую площадку, зону отдыха и два гостевых дома.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
В сентябре правительство РФ утвердило требования к потенциальному покупателю доли в новом операторе проекта «Сахалин-2» - ООО «Сахалинская энергия». Так, потенциальный участник должен на момент заявки реализовывать проект по производству СПГ с ежегодным объемом свыше 4 млн тонн и суммарным накопленным объемом не менее 40 млн тонн со дня запуска, иметь опыт эксплуатации завода СПГ мощностью более 4 млн тонн в год, действующие договоры фрахтования газовозов общим объемом более 4 млн куб. м и сроком действия от десяти лет, опыт международной торговли СПГ в объеме не менее 40 млн тонн и действующие долгосрочные контракты со сроком свыше пяти лет. Всем данным критериям в РФ соответствует только одна компания - «НОВАТЭК» Л.Михельсона и Г.Тимченко. «Газпром» не располагает требуемым количеством зафрахтованных танкеров.
В «НОВАТЭКе» сообщали о намерении изучить возможность приобретения доли британско-нидерландской Shell (27,5%)[1] после проведения аудита. Тем не менее в проекте «НОВАТЭК» будет миноритарием, что не предполагает существенного влияния. Кроме того, у «Газпрома» и «НОВАТЭКа» отсутствует опыт успешного партнерства.
Под вопросом находится потенциальная возможность «НОВАТЭКа» получить доступ к самостоятельной продаже газа проекта в качестве трейдера. На сегодняшний день 85% СПГ в рамках проекта продается по долгосрочным контрактам, а остальная доля реализуется на спотовом рынке (не распределяется в портфели акционеров). В текущих условиях такая ситуация более выгодна, чем заключение нового долгосрочного контракта по более низкой цене. При этом, как сказано выше, власти хотят организовать поставку части СПГ с проекта «Сахалин-2» для газификации Камчатки.
Ряд японских компаний тем временем уже перезаключили соглашения о поставках с новым оператором «Сахалина-2» - это Toho Gas, Tokyo Gas, JERA, Tohoku Electric Power. Так, Toho Gas, в соответствии с условиями контракта, будет закупать 500 тыс. тонн СПГ в год до 2033 г. Tohoku Electric Power будет закупать 420 тыс. тонн СПГ в год.
По итогам прошлого года на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн тонн СПГ (что соответствует 12,7 млрд куб. м) СПГ. Директор ООО «Сахалинская энергия» А.Охоткин в конце сентября сообщал, что газ проекта продолжают закупать Индия, Пакистан, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, КНР, однако он признал существование проблемы с продажей спотовых партий продукции (где стоит проблема фрахта судов для перевозки). По итогам восьми месяцев текущего года добыча газа в рамках проекта выросла почти на 20% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. (до 12 млрд. куб. м). По итогам года ожидается добыча 18,5 млрд куб. м (и реализация порядка 11,4 млн тонн СПГ). Следует также отметить, что транспортировка морским транспортом сырой нефти с «Сахалина-2» была выведена из-под санкций ЕС[2] до 5 июня 2023 г.[3]
Со своей стороны в целях покрытия дефицита бюджета правительство РФ на три года (2023-25 гг.) планирует повысить ставку налога на прибыль - до 32% (15% - в федеральный бюджет, 17% - в региональные бюджеты) для производителей СПГ. С помощью данной меры предполагается ежегодно дополнительно получать порядка 200 млрд рублей.
Налоговый режим «Сахалина-2», который также может затронуть данное решение, регулируется соглашением о разделе продукции (СРП)[4]. Поскольку увеличение налога на прибыль подразумевает ухудшение налоговых режимов, решение потребует согласования с иностранными партнерами – японскими Mitsui и Mitsubishi. В настоящее время для СРП действует стандартная ставка в 20%, прибыль определяется как разность между доходом и расходами на добычу.
Для «Сахалина-2» был ранее установлен особый порядок распределения налога на прибыль – 75% направляется в федеральный бюджет, 25% получает регион, благодаря чему формальное применение новой нормы не изменит доходы федерального бюджета[5], увеличив доходы регионального бюджета (на 40-50 млрд рублей в год).
Наиболее серьезные проблемы возникли у проекта «Сахалин-1». После выхода американской ExxonMobil, которой принадлежал оператор проекта Exxon Neftegas Limited, на нем была практически остановлена добыча нефти и газа, что формально объясняется заполненностью хранилищ[6] (ExxonMobil приступил к поэтапной остановке добычи с апреля). Так, за семь месяцев 2022 г. объемы добычи упали в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. К июлю добыча в рамках проекта сократилась в 22 раза - с 220 тыс. до 10 тыс. баррелей в сутки. По итогам текущего года добыча должна составить только 4,2 млн тонн нефти вместо изначально запланированных 8,9 млн тонн.
Постановлением правительства новым оператором «Сахалина-1» была назначена компания ООО «Сахалин-1», в которой 11,5% получило АО «РН-Сахалинморнефтегаз-Шельф», 8,5% - АО «РН-Астра» (структуры «Роснефти»). 80% остаются на балансе нового ООО до передачи иностранным участникам.
Иностранные участники «Сахалина-1» в течение месяца должны подтвердить согласие принять в собственность пропорциональную долю в новом операторе. Долями в проекте, помимо ExxonMobil (30%), владели японская Sodeco (30%) и индийская ONGC (20%). Новый оператор проекта и его участники должны сохранить специальный налоговый режим, таможенное, таможенно-тарифное регулирование и исключительное право на экспорт газа.
Сложившаяся ситуация влечет дальнейшие судебные разбирательства, связанные в том числе с тем, что оператор и основной владелец «Сахалина-1» были изначально подконтрольны ExxonMobil, в отличие от ситуации с «Сахалином-2», который был фактически подконтролен «Газпрому».
Так, ExxonMobil в августе сообщал о ведении работы по передаче прав компании по СРП-проекту неназванной третьей стороне. Интерес к доле проявляла индийская ONGC. При этом в ExxonMobil намеревались обратиться в суд в случае отсутствия возможности покинуть проект, а в «Роснефти», в свою очередь, заявляли о необходимости возобновления добычи в полном объеме. В ExxonMobil указывали на логистические и финансовые ограничения, связанные с санкциями, - проблемы с обслуживанием шельфовых платформ на фоне ограничений на поставки импортного оборудования, сложности со страхованием танкеров, нанимаемых для доставки продукции покупателям.
Кроме того, в конце сентября Генпрокуратура РФ и Минфин Сахалинской области подали в Южно-Сахалинский городской суд иск к Exxon Neftegas Limited (предварительное судебное заседание было назначено на 14 октября), подробности которого не раскрываются[7]. Управление ФССП по Сахалинской области по решению Южно-Сахалинского горсуда наложило арест на активы Exxon Neftegas Limited (исполнительный лист об аресте был выдан 27 сентября, организация-взыскатель – Генпрокуратура РФ).
Другие участники проекта пока не заявляли о своих дальнейших планах, но в Японии отмечают важность «Сахалина-1» для диверсификации каналов импорта нефти, в то же признавая, что на текущий момент объемы импорта нефти с проекта являются нулевыми. В ONGC более не обсуждали вопрос о приобретении контроля в проекте. Для возобновления работы «Сахалина-1» потребуется поиск решения технологических проблем добычи на шельфе, что осложнено в условиях санкционных ограничений и утраты компетенций.
Что касается проекта «Сахалин-3», то ПАО «Газпром» планирует запустить добычу углеводородов в начале 2025 г. (на месторождении Южно-Киринское). На лицензионном участке предполагается извлекать 5 млрд куб. м газа в год. Проектная мощность месторождения составляет 21 млрд куб. м газа ежегодно. Также «Газпром» ведет работы по запуску входящего в проект Аяшского нефтяного месторождения, где с 2030 г. планируется извлекать 3 млн тонн нефти в год (с дальнейшим увеличением добычи до 10 млн тонн в год).
Проект «Сахалин-3» включает Киринский, Аяшский и Восточно-Одоптинский участки. В пределах Киринского участка расположены Киринское, Южно-Киринское, Южно-Лунское и Мынгинское месторождения. Газ «Сахалина-3» рассматривается в качестве основной ресурсной базы для газотранспортной системы «Сахалин - Хабаровск - Владивосток». Запасы Южно-Киринского месторождения (по категории С1+С2) учтены в количестве 814,5 млрд куб. м газа, 130 млн тонн газового конденсата (извлекаемые) и 3,8 млн тонн нефти (извлекаемые).
В ряде регионов сохраняются планы по созданию производств сжиженного природного газа, в том числе в целях обеспечения газификации. На полях сентябрьского ВЭФ «Газпром» и правительство Сахалинской области подписали соглашение о строительстве в регионе малотоннажного завода по производству СПГ мощностью до 64 тыс. тонн в год. В то время как само предприятие предполагается построить на Сахалине, системы приема, хранения и регазификации планируется разместить на Курильских островах, поскольку завод будут использовать для газификации Курил.
Запуск первой очереди малотоннажного завода и строительство систем автономной газификации на островах Итуруп и Кунашир намечены на конец 2023 г. На Парамушире и Шикотане такие системы должны быть построены к 2025 г. В качестве источника топлива для проекта рассматривается газ с проекта «Сахалин-3», добычу в рамках которого планируется начать в 2025 г. Инфраструктура морского порта Корсаков, а также курильских морских терминалов Курильск, Северо-Курильск, Малокурильск и Южно-Курильск будет задействована для перевозки танк-контейнеров с СПГ.
Также «Газпром» не оставляет намерения подготовить обоснование инвестиций в строительство на Сахалине (в районе Поронайского морского порта, восточное побережье острова) нефтеперерабатывающего завода мощностью 4,5 млн тонн в год. Ранее (весной текущего года) срок подготовки такого обоснования был ограничен мартом 2023 г.
В Приморском крае завод по производству СПГ мощностью 150 млн куб. м (порядка 130 тыс. тонн СПГ) в год планируется построить в рамках ТОР «Находка» в 2023-25 гг. Соответствующее соглашение было подписано на ВЭФ между инвестором – «Дальневосточной инвестиционной компанией» (входит в ГК «Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация»[8]) и КРДВ. Объем капитальных вложений в проект оценивается в 7,5 млрд рублей.
Сохраняются планы по проекту Якутского СПГ «Якутской топливно-энергетической компании» (входит в «А-Проперти» А.Авдоляна). По итогам 2021 г. ЯТЭК вложила в геологоразведочные работы по проекту порядка 3,8 млрд рублей. Напомним, что проект предполагает строительство завода СПГ мощностью 18 млн тонн на территории Хабаровского края (ресурсная база – якутские месторождения Средневилюйское, Мастахское, Толонское, Тымтайдахское). Объем инвестиций, предусмотренных на текущий год, в компании не озвучивался.
Кроме того, в Якутии создание СПГ-завода, а также нефтеналивного терминала рассматривается в селе Павловск (Мегино-Кангаласский район). Проект может быть включен в ТОР «Якутия». Соглашение о сотрудничестве в рамках проекта в сентябре было подписано КРДВ, ООО «РоссОйл», ГК «Старвей», ООО «Газпром СПГ Технологии» и Агентством по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Якутии.
На Дальнем Востоке отмечается рост угледобычи. В сентябре компанией «АнтрацитИнвестПроект» был запущен в эксплуатацию угольный разрез «Сыллахский» на одноименном месторождении в Якутии (Нерюнгринский район). Мощность разреза составляет 6,5 млн тонн угля в год (к 2025 г.), первая очередь предполагает добычу 1 млн тонн. Объем инвестиций в проект оценивается в 21 млрд рублей (к настоящему времени освоено 4 млрд рублей). Балансовые запасы месторождения составляют 140,877 млн тонн (категории В+С1+С2).
Продолжается рост добычи каменного угля на Чукотке. В январе-августе ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal) произвело 962,3 тыс. тонн каменного угля, на 71% превысив результат за аналогичный период 2021 г. В настоящее время недропользователь реализует проект по увеличению объемов производства угля на месторождении Фандюшкинское поле Беринговского каменноугольного бассейна (до 2 млн тонн в год), модернизирует угольный порт Беринговский, через который продукция поставляется на экспорт. Также планируется увеличивать добычу за счет освоения месторождения Звонкое.
Увеличение угольного экспорта требует создания новой инфраструктуры в ДФО. Так, на ВЭФ КРДВ, АО «Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ) и «Корпорация Сюань Юань» заключили соглашение о строительстве конвейерной системы через реку Амур для перевалки угля между РФ и КНР. Строительные работы планируется начать в 2023 г., а объем инвестиций оценивается в 20 млрд рублей. Максимальный объем перевалки ожидается на уровне 15 млн тонн угля в год. Тем не менее пока не определена площадка для строительства, а также ресурсная база.
На 2023 г. намечен ввод в эксплуатацию угольного морского порта Суходол в Приморском крае (Шкотовский район), мощность перевалки которого должна составить около 2 млн тонн угля (в 2023 г.), в 2024 г. достичь порядка 6 млн тонн, а в 2025 г. - превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год. Инвесторами проекта выступают акционеры кемеровского холдинга СДС В.Гридин и М.Федяев (25,1%), «РЖД-Инвестиционные проекты» (25%) и «Центр развития портовой инфраструктуры» (24,79%). В настоящее время 100% ООО «Морской порт «Суходол» находится в залоге у ВЭБ.РФ и ВТБ.
Объем инвестиций в данный проект в 2021 г. оценивался в 180 млрд рублей. Инвестор заявлял о намерении создать к 2030 г., помимо угольного, терминалы для перевалки зерновых, минеральных удобрений и контейнерных грузов. Объем инвестиций только в угольный терминал оценивается в 62 млрд рублей.
На рынке АТР добываемый в ДФО уголь будет конкурировать с углем из других регионов страны в результате вступления в силу 10 августа европейского эмбарго на российский уголь. В связи с ним на другие рынки предстоит перенаправить 63 млн тонн из 172 млн тонн всего российского угольного экспорта. При этом следует отметить, что ряд азиатских стран сокращает импорт российского угля – это Япония, Тайвань, Южная Корея, которые прежде рассматривались в качестве перспективных рынков с точки зрения увеличения угольного экспорта[9].
Так, по итогам семи месяцев 2021 г. на 33,3% сократил закупки Тайвань (было приобретено 4,4 млн тонн угля). Тайваньская энергетическая компания Taipower не планирует заключать новых контрактов. На 25% за январь-июль сократился экспорт угля в Японию (до 8,4 млн тонн), ранее об отказе от закупок объявила корпорация Kyushu Electric Power, на которую приходилось 7% российского угольного экспорта, а власти страны сообщили о планах постепенного снижения импорта российского угля[10]. Южная Корея по итогам семи месяцев снизила закупки угля в РФ на 3%, до 12,8 млн тонн, намереваясь увеличивать поставки австралийского угля[11], но не сообщая о полном отказе от поставок из РФ. В январе-июле текущего года росли поставки российского угля в Индию – их объем достиг 6,7 млн тонн (рост в 2,5 раза), но вместе с тем снижались поставки коксующихся углей для металлургии (в связи с тем, что индийские сталелитейные заводы входят в международные холдинги, для них возникает риск потенциальных санкций). В результате основную часть экспорта в Индию составляет энергетический уголь.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После отказа Shell от дальнейшего участия доля компании в течение четырех месяцев должна быть передана новому акционеру, прошедшему отбор.
[2] Восьмой пакет санкций ЕС (вступил в силу 6 октября) запрещает перевозку в третьи страны российской сырой нефти с 5 декабря 2022 г.
[3] Транспортировка морским транспортом в Японию, техническая помощь, брокерские услуги, финансирование или финансовая помощь, связанные с такой транспортировкой, сырой нефти, смешанной с конденсатом, происходящей с проекта «Сахалин-2».
[4] Иностранными акционерами в настоящее время являются японские Mitsui и Mitsubishi.
[5] В проекте федерального бюджета на 2022-2024 гг. поступления от «Сахалина-2» в 2023 г. запланированы на уровне 20,1 млрд рублей.
[6] В августе сообщалось, что резервуары портового терминала Де-Кастри в Хабаровском крае заполнены на 95%, нефть из них не отгружается.
[7] Третьими лицами по делу заявлены сахалинское правительство и управление ФНС.
[8] Санкт-Петербург, учредители – ООО «Азиатско-Тихоокеанская танкерная компания» (учредители – О.Семикина и Ю.Туран) и ООО «Школа будущего» (учредитель – С.Неверов).
[9] Стратегия развития угольной отрасли РФ предполагала увеличение поставок в Восточную Азию с 84 млн тонн в 2018 г. до 123 млн тонн к 2035 г., с наибольшим приростом поставок в том числе в Японию и Южную Корею – крупных потребителей российского энергетического и коксующегося угля.
[10] На долю РФ приходилось 11% от общего объема импорта угля в Японии (в 2021 г.)
[11] В первом квартале текущего года российский уголь составлял 62% в структуре южнокорейского импорта угля, а на Австралию приходилось 38%.
Россия обладает серьезным потенциалом развития гидроэнергетики, но высокие затраты в строительство ГЭС и длительный срок окупаемости таких объектов делают крайне неопределенным будущее этого вида генерации. Возможно ли найти эффективную экономическую модель для осуществления подобных проектов, обсуждали участники международного форума «Российская энергетическая неделя», который проходил в Москве с 12 по 14 октября.
Справка:
На территории РФ сосредоточено не менее 20% мировых запасов пресных вод. Ежегодный объем стока рек страны оценивается в 4,3 тыс. куб. км, а их гидроэнергетический потенциал – свыше 800 млрд кВт/ч в год, из которого освоено пока порядка 22%, тогда как в ряде развитых стран этот показатель доходит до 80% и выше.
Энергия продвинутых
Сегодня доля гидрогенерации в общем энергобалансе мощности России составляет 20%, прежде всего, благодаря тому значительному заделу, который был сделан в советское время. В последующем развитие гидроэнергетики замедлилось, крупных станций сейчас не строится, а в сегменте ВИЭ приоритет отдается ветровым и солнечным технологиям выработки энергии, констатирует директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей ВШЭ Илья Долматов.
О недостаточном внимании к возможностям гидроэнергетики говорят в регионах. По словам главы Якутии Айсена Николаева, гидроэнергетические ресурсы республики оцениваются в 260 млрд кВт/ч в год (это 60% потенциала всего Дальнего Востока), но из них освоено лишь 1,5%.
Самокритичны в федеральных ведомствах. «Мы хотели бы видеть большие объемы гидроэнергетики и объемы, как минимум, сопоставимые в процентном отношении с экономически развитыми странами, с которыми можно нас сопоставлять, но воз и ныне там», - сетует замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак.
В России есть две крупные компании, которые занимаются гидрогенерацией - «РусГидро» и «ЕвроСибЭнерго» (входит в En+ Group) - но у них, продолжает чиновник, нет активных и конкретных шагов, чтобы в ближайшее время закипело строительство ГЭС. «Компетенции есть, и строим мы объекты генерации достаточно неплохо. В Министерство энергетики регулярно приходят компании, говорят, что они просто так не готовы вкладываться в развитие гидрогенерации, государство должно помочь. Мы понимаем, что помощь государства ограничена, и чтобы добиться этой помощи нужно предпринимать активные действия», - сказал Евгений Грабчак.
У гидроэнергетических компании нет мощного лобби, как у представителей других генераций, утверждает генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин. «Если государство разбирается, не надо принимать решения только в отношении тех, кого большинство. Да, тепловиков большинство, но мультипликативный эффект от строительства новых ГЭС в разы превышает все возможные гипотетические краткосрочные эффекты от тепловой генерации», - убежден гендиректор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хадриков.
Когда стоит плотина
Нельзя сказать, что гидроэнергетики не строят планы на будущее. Например, «РусГидро» прорабатывает возможность начала возведения в Амурской области Нижне-Зейской (400 МВт) и Селемджинской (100 МВт) ГЭС. Они необходимы для защиты территорий от паводков совместно с Зейской гидроэлектростанцией и покрытия перспективных нагрузок ОЭС Востока. «Мы видим, как Приамурье топит практически каждый год. Как с этим справляться? Ничего кроме каскада водохранилищ, которые способны срезать пики наводнений, человечеством не придумано», - рассуждает Виктор Хмарин.
Есть планы и по более крупным объектам в свете растущих потребностей экономики ДФО, включая перспективы электрификации Байкало-Амурской магистрали. Это Мокская ГЭС на реке Витим в Бурятии (мощностью 1200 МВт) и Канкунская ГЭС в Якутии (1000 МВт).
Однако сроки реализации этих проектов неизвестны. «Если экономически рассчитать на 15 лет, гидростанция любой угольной станции проиграет. Но если мы рассчитываем на будущие поколения, то есть на весь срок полезного использования объекта, тогда ГЭС с каждым десятилетием становится ближе к вечному двигателю, потому что она не требует никакого топлива, плотина может жить более 100 лет. Дальше станция амортизируется, становится естественным ландшафтным объектом, – говорит глава «РусГидро». – Тогда как любая ТЭС 30 лет прогорела, оставила за собой угольные кратеры и испорченную экологию вокруг».
В самом деле, из-за высокого CAPEX`а строительство ГЭС проблематично, подтверждает председатель правления АО «Системный оператор единой энергетической системы» (СО ЕЭС) Федор Опадчий. Куда проще заменить на ГРЭС турбину, которая проработает еще 15 лет – это будет самый дешевый киловатт с учетом капвложений. «За счет относительно недорогого топлива и из-за высокой стоимости привлечения финансирования часто модернизация старой тепловой электростанции в сегодняшних экономических расчетах по конечной цене электроэнергии оказывается дешевле, чем строительство новой станции», - пояснил Федор Опадчий.
Еще один фактор, сказывающийся на развитии гидроэнергетики, – длительность сроков возведения ГЭС, превышающих обычно десять лет. Длительный временной период не позволяет гидростанциям включаться в действующие сейчас в оптовом рынке мощности механизмы ликвидации перспективных локальных дефицитов мощности, констатирует эксперт.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, необходима оптимальная экономическая модель. Решая вопрос привлекаемого капитала, нужно научиться считать комплексный эффект от ввода ГЭС. Отдача от гидрогенерации не исчерпывается лишь выработкой электроэнергии, подчеркивает глава СО ЕЭС. Следует принимать во внимание противопаводковый эффект, возможность улучшения транспортных схем, так как плотины часто используются вместо мостовых сооружений, отсутствие прямых выбросов СО2, что можно монетизировать при реализации низкоуглеродной стратегии, а также рассчитывать на привлечение льготного «зеленого» кредитования.
ГЭС важны и как источник высокоманевренной мощности в обеспечении надежного функционирования энергосистемы. Эта роль, отмечают в АО «СО ЕЭС», приобретает все большее значение в связи с тенденцией на увеличение в энергосистеме доли атомных, солнечных и ветровых электростанций.
Немало воды утечет
Большая генерация – это социальная отрасль, объясняет Виктор Хмарин. «Она строится в рамках ДПМ (договор о предоставлении мощности – прим. ред.) либо каких-то конкурсов. Если страна считает, что необходимо строить большие гидростанции, наверное, нужно определяться с механизмом. Здесь компания может выступить проектировщиком, застройщиком, квалифицированным эксплуатантом. Но как инвестор – у нас баланс не бездонный. И проблем социальных, прежде всего связанных с энергетикой Дальнего Востока, которые компания на себе тянет, гораздо больше. Мы не способны сами на своем балансе это вытягивать», - заявил гендиректор «РусГидро».
Как проинформировал Федор Опадчий, сценарий развития электроэнергетики России до 2050 года предусматривает сохранение текущей доли выработки ГЭС на сегодняшнем уровне. Правда, с учетом среднегодового прироста электропотребления до 1% (1438 млрд кВт/ч в 2050 году) требуется увеличить выработку по ГЭС относительно текущего уровня, что невозможно без запуска новых станций. До 2050 года для обеспечения целевых показателей потребуется ввод в работу около 22 ГВт генерирующих мощностей на ГЭС и ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций).
К настоящему времени рабочей группой под эгидой Минэнерго подготовлен перечень приоритетных проектов размещения таких объектов. В него включены восемь ГЭС суммарной установленной мощностью 4725 МВт и шесть ГАЭС на 6540 МВт. Однако механизмы относительно доступного финансирования новых проектов еще предстоит выработать.
«Что-то нужно делать со стоимостью капитала, поскольку его привлечение на рыночных условиях с учетом рыночной стоимости денег не укладывается в тот 100-летний цикл, в который гидростанция проработает в пользу будущих поколений», - заключил Федор Опадчий.По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.