Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Спешите получить: EMS в Якутии показывает двукратный рост

В Якутии резко повысился спрос на экспресс-доставку отправлений Почты России

Руководитель управления федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия) Пётр Птицын рассказал в интервью EastRussia о причинах популярности отправлений EMS, как она связана с цифровизацией республики, на что приходится идти, чтобы отправление пришло вовремя.

Спешите получить: EMS в Якутии показывает двукратный рост
Фото: пресс-служба УФПС Республики Саха (Якутия)

- Пётр Владимирович, аббревиатура EMS— означает быструю экспресс-доставку. Но «быстро» понятие растяжимое — Что значит «быстро» в реалиях самого большого по площади субъекта России? Есть ли какие-то обязательства перед клиентами по срокам доставки отправлений EMS?

– EMS — это ускоренная доставка, и, как правило, это авиадоставка. Даже если есть автомобильное сообщение с тем населённым пунктом, где живёт адресат, приоритетным выбором для доставки EMS-отправления будет именно авиадоставка. EMS отправления мы обрабатываем в приоритетном порядке и доставляем во все населённые пункты Якутии. Иногда возникают сложности по метеоусловиям, накопления почты, но это единичные случаи, более 96% отправлений мы доставляем в контрольный срок — это высокий показатель для региона, где 40 % территории находится за северным полярным кругом и в труднодоступных районах.

Контрольные сроки зависят, конечно же, от расстояния — от недели по основным направлениям и до месяца, если речь идёт об удалённых арктических поселениях, в труднодоступных зонах. В стандартном договоре с корпоративными клиентами у нас есть важное условие: если нарушение сроков превысит те временные интервалы, которые мы указываем в нем, то нашему корпоративному клиенту мы выплатим полную стоимость тарифа.

- Вы упомянули «накопление почты», из-за чего могут случиться такие накопления?

- Главным образом из-за климатических и метеорологических условий. Сейчас на дворе середина ноября, и это в Якутии сезон распутицы — ледостав на реках, весной история повторяется во время ледохода. У нас в Республике, если в целом посмотреть, из 34 районов в 21 мы доставляем исключительно авиатранспортом.

В период межсезонья автосообщение резко ограничивается и объёмы всей почты, перевозимой самолётами, вертолётами так же резко увеличиваются и в этот период мы очень сильно зависим от авиакомпаний.  У них есть гарантированная норма перевозки почты— в нашем случае от 70 до 250 кг в зависимости от типа воздушного судна, и вместить весь поток отправлений в эту норму в межсезонье не получается. В таких случаях мы заказываем чартеры, но тут тоже есть нюансы по наличию свободного воздушного судна.  Кроме того, погодные условия оказывают сильное влияние — требования к безопасности полётов высоки, а непогода может длиться не один день. 

Именно по этим причинам сроки доставки почты в населённые пункты, которые не имеют регулярного наземного сообщения, могут корректироваться, но мы стараемся, чтобы это было как можно реже.

– Какие населённые пункты Республики Саха (Якутия) самые сложные, когда речь идёт именно про экспресс-доставку?

– Сложнее всего доставлять в арктические районы, безусловно. В этом году у нас очень сложное направление – это посёлок Черский – он находится на границе с Чукоткой. Там идет ремонт взлетно-посадочной полосы и доставка происходит следующим образом — самолёт с почтой летит до Среднеколымска (1 275 км от Якутска – прим. ред), там отправления мы перегружаем на вертолёт и уже оттуда — в Черский (расстояние межу Среднеколымским и Черским — 350 км — прим.ред). В таких условиях обеспечить экспресс-доставку непросто.

Можно, конечно ещё вспомнить случай в Кобяйском улусе, когда Афанасий Полятинский – начальник почтового отделения из посёлка Сангар – прошагал 350 км в майскую распутицу, чтобы доставить 97 кг корреспонденции. В итоге он получил высшую корпоративную награду «Человек года - 2020». Кстати в этом году почтовое отделение, которое он возглавляет, получило снегоболотоход «Сокол плюс» для работы на районных почтовых маршрутах. Не будем ещё забывать и про температурный режим — особенно зимой, все знают, какие у нас запредельные морозы бывают!

– Кто в Якутии чаще пользуется отправлениями EMS – бизнес, государственные структуры, частные лица? Что можно сказать про потоки экспресс-сообщений – они большей частью поступают извне республики, или это в основном пересылка внутри региона?

– Больше всего и чаще всего услугой EMS пользуются малый и средний бизнес  – порядка 60% от всего объёма. Это, конечно, вызвано развитием интернет-торговли, которое идёт рекордными темпами и связано с цифровизацией Республики, с расширением сети покрытия быстрого интернета, который приходит и в арктические посёлки. Даже товары первой необходимости порой заказывают жители удалённых населенных пунктов с доставкой EMS.

Другой большой сегмент — это почтовые отправления частных лиц. Основной поток отправлений в Якутию поступает из регионов России.

Мы видим двукратное увеличение EMS отправлений в Якутии за девять месяцев 2022 г., при том, что в целом по сравнению с этим же периодом прошлого года рост объёмов доставки EMS – отправлений в России составил 103%. 

– Есть ли какие-то тенденции в способах формирования отправлений EMS для бизнеса?

– Бизнес активно пользуется специальным тарифом для онлайн-торговли: по всей республике у нас действует одна цена на все направления. Кроме того, клиент платит только за вес сборных грузов без учета дополнительных коэффициентов за объём. Это даёт ощутимую экономию — снижает издержки клиентов на логистику в полтора, два раза.

Почта России пошла на такой клиентоориентированный шаг, отчасти снизив стоимость и сняв необходимость дополнительных расчётов.

–  Какие инновационные решения применяются или готовятся к применению для доставки EMS-отправлений в Якутии? Почта России анонсировала тесты дронов в соседней Чукотке – Вы следите за экспериментом? Когда почтовые дроны полетят над Якутией?

В экспериментальную сеть Почты России по беспилотной аэродоставке грузов входят четыре региона — Чукотский автономный округ, Камчатский край, Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ. В нашем регионе есть потребность и мы надеемся, что беспилотные маршруты в ближайшие годы появятся и в Якутии.

– Дроны не заменят малую авиацию? Разве не логично, что как раз из райцентра до поселения доставку осуществит грузовой дрон?

– Территория Якутии оставит место для всех – и для беспилотников, и для малой авиации, и для снегоболотоходов. 

–Есть ли какие-то способы сделать так, чтобы отправителю удалось сэкономить на услугах EMS?

Не каждый знает: у Почты России есть специальные предложения. Если оплатить отправку посылки банковской картой на сайте или в мобильном приложении Почты, то вам вернётся бонусами от 1 до 10% от стоимости доставки. Принцип простой: чем больше отправляешь, тем больше бонусов на вашем личном счёте. Этот кэшбек можно потратить на оплату других посылок. Стать участниками программы могут только физические лица.

И если подводить итог, мы видим, рост популярности экспресс-отправлений в Якутии.