Поделиться
Стоп машина: продавцы авто в ДФО страдают из-за коронавируса
Поделиться

Из-за ограничений и самоизоляции в сфере авторитейла на Дальнем Востоке сложилась предкризисная ситуация

Крупнейший обвал продаж, вызванный распространением короновируса, затронул автомобильный рынок по всему миру, в стороне не остался и Дальний Восток. При этом авторитейлеры могут столкнуться с новыми проблемами, поскольку с 1 июля правительство ужесточает ввоз автомобилей из Японии.

pixabay.com

ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ

По подсчетам консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, на фоне ситуации с коронавирусом и снижения цен на нефть продажи легковых автомобилей в России в 2020 году могут упасть на 30% — до 1,14 млн машин. Прогноз основан на негативном сценарии, согласно которому стабилизация и восстановление нефтяных цен ожидается к третьему кварталу 2020 года. В исследовании заложено снятие большей части ограничений на передвижение и деятельность предприятий — в конце весны либо начале лета. По мнению аналитиков, в России будут активно развиваться онлайн-продажи автомобилей. Эксперты PwC также отмечают, что падение российского авторынка составит 3,5% — до 1,57 млн машин. 

«В связи с тем, что в ближайшие несколько месяцев ожидается жесткий спад по зарплатам и реальным доходам среди населения. Трудно сказать, как продажи автомобилей будут восстанавливаться, ведь они не относятся к предметам первой необходимости. В потреблении среди населения уже произошли определенные сдвиги. Так, порядка 35% опрошенных россиян уже экономят на продуктах питания, что уж тут говорить про автомобили. Так, по моим подсчетам, спрос на авторитейл восстановится в самый последний момент. Возможно, это произойдет к середине четвертого квартала 2020 года», — рассказывает экономист Никита Масленников.

Впрочем, специалист отметил, что авторитейлер проводит ряд «антикризисных» мер, в числе последних — фиксация цен на самые востребованные автомобили в преддверии очередного подорожания в июне; запуск подбора автомобиля в наличии и внесения предоплаты онлайн, без личного посещения дилерского центра.

По мнению Никиты Масленникова то, что государство будет поддерживать авторитейл, в первую очередь поможет не закрыться предприятиям, торгующим машинами, и сохранить занятость. При этом экономист подчеркивает, что выживут не все. В ближайшие полгода спрос будет значительно ниже, даже в период восстановления экономики.

«Вообще, автобизнес признан отраслью, которая серьезно пострадала от коронавируса, не просто так, — объясняет руководитель отдела продаж ООО «Автомир Приморье», официального дилера Mitsubishi в Приморском крае Сергей Нисневич. — По сравнению с апрелем 2019 года, у нас снижение по продажам на 50%. С введением нерабочих дней в марте и самоизоляцией – продажи автомобилей рухнули».

По словам представителя автодилера, те, кто планировал приобретать автомобили, уже реализовали свои планы в конце первого квартала. Именно этим объясняется ажиотажный спрос на автомобили в марте.


УХОД В ОНЛАЙН

По мнению ведущего специалиста по развитию Тойота Центра Владивосток (ООО «Саммит Моторс») Дмитрия Сауэра, сейчас на автомобильном рынке ощущается некоторое затишье, а в сфере авторитейла наблюдается типичная предкризисная ситуация.

«На рынке затишье. Это означает, что те, у кого есть средства, покупают автомобили именно сейчас, опасаясь дальнейшего повышения цен в связи с ростом валют», — отметил Дмитрий Сауэр.

При этом он отмечает, что появился довольно хороший трафик посещаемости сайта компании-автодилера. Теперь предприятие планирует организовать интернет-продажи автомобилей.

«В принципе продажи сейчас относительно неплохие. Особенно это касается Владивостока. В Хабаровске, где у нас также имеется автосалон, сбыт в 1,5 раза ниже. Такая ситуация у нас как по Toyota, так и по Lexus», — добавил Сауэр.

В группе компаний «Восток» специализирующейся на работе с такими брендами как ГАЗ, УАЗ, Hundai и Лада, рассказали, что ощущают себя вполне неплохо и, в общем продажи у них продолжаются, несмотря на кризис.

«Мы сейчас внедряем дистанционные продажи. Хотя могу отметить, что в апреле у нас были хорошие показатели по реализации. Что касается цен, то мы пока не планируем их поднимать. Несмотря на скачки валют, у нас прайс не менялся. Также у нас покупают автомобили, используя госсубсидии согласно различным программам поддержки населения», — отметили в компании.

Сотрудник дилерской компании также добавил, что сейчас трудно предсказать упадут продажи или нет. По его словам, вероятность кризиса в авторитейле равна 50%.

Дмитрий Сауэр отмечает, что по прогнозам отдела продаж «Саммит Моторс», рынок авторитейла начнет восстанавливаться примерно с июня. При этом докризисного состояния он достигнет в сентябре 2020 года.

«В данном вопросе я согласен с прогнозами главы Российских Автомобильных Дилеров Олегом Мосеевым, падение продаж новых автомобилей по итогу 2020 года составит минимум 30% по отношению к 2019», — заключил Сергей Нисневич.

 

КРИЗИС ЗЕЛЕНКИ

По данным Дальневосточного таможенного управления, в 2019 году временный порядок, который разрешает жителям Дальнего Востока ввозить автомобили без установки системы «ЭРА-ГЛОНАС», позволил увеличить объем импорта ввозимых иномарок на 28%. 62% из этого объема автомобилей ввезли физические лица. С введением коронавирусных ограничений, ситуацию участники рынка оценивают по-разному.

Менеджер по продажам Japan Dome, компании специализирующийся на продаже автомобилей с японских аукционов, Игорь Васильев рассказал, что спрос на машины остался на прежнем уровне. Однако изначально все рассчитывали на изменения цен из-за валютных колебаний.

«Японский авторынок корректируется под Россию, которая является одним из основных покупателей местного автопрома. В принципе, стран, которые покупают машины в Японии не так много. А что касается цен, то после резкого взлета американского доллара этой весной стоимость машин и правда пошли вверх. Вскоре цены начали корректироваться, японцы пошли на уступки россиянам», — рассказал специалист.

Уроженец Якутска Виктор Романов с 1996 года торгует машинами на авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке. Предприниматель отмечает, что на Россию приходится около 10% вторичного рынка японского автопрома, а то, что цены на машины не выросли — это «сказки, для заманивания клиентов».

«Вряд ли японцы станут подстраиваться под нас. По крайней мере, я этого лично не вижу, ведь цены подросли», — добавил Романов.

По его словам, спрос на машины остался тот же, потому что людям всегда будут нужны автомобили: их нужно менять, и люди будут делать это, пока у них есть возможность.

«Что же касается нас, частников, то с каждым годом становится все тяжелее. Торговать на "Зеленке" теперь не так выгодно, как это было лет десять назад», — заявил предприниматель.       

Он отметил, что в последнее время заметно подросли пошлины на старые машины. Меры государства на его взгляд больше всего вредят его бизнесу.

«В ноябре пошлина составляли, на машину с приблизительной стоимостью в один млн рублей около 180 тыс., в марте пошлины выросли до 220 тыс. рублей, ведь они рассчитываются в евро. Как нам себя кормить? Об этом президент не говорит. Хотя сколько этих кризисов мы пережили уже не сосчитать», — заключил предприниматель.

При этом продавцы праворульных автомобилей вскоре могут столкнуться с новыми проблемами: с 1 июля вступит в силу новый ГОСТ технического регламента Таможенного союза, принятый Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). По новым требованиям, импорт и регистрация машин с правым рулем на территории России существенно усложнятся.

В стране вступит запрет на ввоз праворульного транспорта категории М2 и М3, к которым относятся пассажирские автобусы, самосвалы, строительная спецтехника и погрузчики. С июля также заметно усложнится процедура ввоза и прохождения таможни для автомобилей с правым рулем. Пошлина на ввоз составит от 1,5 евро/куб. см до 5,7 евро/куб. см в зависимости от возраста и объема двигателя.

Однако, по мнению экономиста Никиты Масленникова, подобные «антикризисные» меры не сломят автомобильный бизнес на Дальнем Востоке.

«Среди антикризисных мер, которые у нас существуют, одна из самых популярных — это запрет ввоза праворульных автомобилей. Однако спрос на них всегда будет, и это дает возможность заработать определенным группам населения на Дальнем Востоке. Тот, кто захочет, все равно купит такой автомобиль. В каждый кризис это происходит с разным родом неуспеха», — отметил Никита Масленников.

По словам представителей автодилеров, их компании занимаются исключительно продажами автомобилей с левым рулем, поскольку подчиняются законам РФ.

«Что касается ограничений по ввозу автомобилей с правым рулем, то эта ситуация началась не вчера, все тянется уже примерно десять лет. Рынок привезенных из Японии автомобилей сжался и работает практически без изменений. Продавцы правого руля четко знают свой сегмент. Они заняли свою нишу, и клиент их поддерживает, покупая такие машины, веря в их необыкновенное качество. На "Зеленом углу" даже есть такое выражение "императорское качество" — так там обозначают машины с правым рулем. Леворульные считают ненастоящим японским автопромом, хоть ни выпущены на одном и том же заводе», — добавил Дмитрий Сауэр.

По словам другого представителя дилеров Сергея Нисневича, на рынке Приморья уже несколько лет видна тенденция перехода от «праворулек» к дилерским автомобилям, а изменения, которые введут после 1 июля – в очередной раз усилят происходящие процессы.

«Но я не думаю, что кардинальные изменения не произойдут в одночасье. Автомобили, ввезенные до введения ограничений, будут продаваться и, соответственно, попадать в статистику еще длительное время», — отметил Сергей Нисневич.

Сами продавцы праворульных автомобилей крайне недовольны новыми правилами ввоза машин из Японии. Они считают, что без таких авто оставлять дальневосточников нельзя — они не только качественные, но и доступные.

«За те деньги, что просят за леворульные новые машины можно купить несколько премиальных японок с минимальным пробегом. И люди еще долго будут покупать машины привезенные из Японии. Эти автомобили доступны по цене и долго не ломаются. А люди у нас не так много зарабатывают, чтобы позволить себе бюджетный хэтчбэк», — заявил предприниматель.

Екатерина Свинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов