Поделиться
Суд идёт – порт работает
Поделиться

Невзирая на судебные разбирательства, рыбный порт Владивостока наращивает производственные и экономические показатели

В 2021 году ОАО «Владморрыбпорт» вышел в лидеры перевалки рыбопродукции в Российской Федерации и впервые достиг грузооборота 4 805 млн тонн. Параллельно продолжались судебные разбирательства с ФГУП «Нацрыбресурс» - проиграв «битву за причалы» в Арбитражном суде Московского округа, госпредприятие подало кассационную жалобу в Верховный суд Российской Федерации. Одновременно тянется череда тяжб между акционерами порта.

ВМРП

Лидер перевалки

По итогам 2021 года ОАО «Владморрыбпорт» стал лидером перевалки рыбопродукции в Российской Федерации. В прошлом году на его территории обработано 507 тысяч тонн рыбных грузов, из них 180 тысяч тонн в контейнерах. Грузооборот ВМРП впервые достиг отметки 4 805 млн тонн, а количество судозаходов составило 845 единиц, сообщает пресс-служба компании.

Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья («Владморрыбпорт» входит в АРПП) Георгий Мартынов объясняет рост показателей в том числе изменившейся логистикой в рыбной отрасли: «Сложности в логистике появились, когда из-за пандемии начали закрываться китайские порты. В прошлом году Циндао и Далянь перестали принимать рыбопродукцию из России навалом. В этих условиях «Владморрыбпорт» сумел перестроить свою логистику так, чтобы рыбу доставляли во Владивосток. Здесь её грузили в контейнеры, проводили антиковидную обработку, а затем отправляли контейнерные партии в Китай. Таким образом «Владморрыбпорт» внес неоценимый вклад в сохранение грузопотоков, что положительно отразилось на работе всей отрасли».

По словам собеседника, сегодня ВМРП является одним из самых динамично развивающихся рыбных портов России в части инфраструктуры.

В 2021 году продолжилось масштабное обновление производственных мощностей морской гавани. На предприятии закуплена новая современная техника для увеличения скорости погрузо-разгрузочных работ, полным ходом идет строительство новых объектов и открытых площадок для хранения сухих и рефрижераторных контейнеров.

Одним из важных пунктов модернизации является реконструкция холодильно-складской инфраструктуры. В мае резидент свободного порта Владивосток, входящий в группу компаний ВМРП, ввел в эксплуатацию новый холодильник емкостью 7140 тонн единовременного хранения рыбопродукции и площадью 4,4 тысячи кв. метров. Стратегической целью проекта по строительству перевалочной и складской инфраструктуры является обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Объект примет на себя дополнительный поток рыбы со всего дальневосточного бассейна, что позволит оптимизировать обработку рыбного флота, особенно в период путины.

Жалоба в Верховный суд

Именно вокруг строительства холодильно-складской инфраструктуры развернулись судебные тяжбы между ОАО «Владморрыбпорт» и ФГУП «Нацрыбресурс».

Ранее госпредприятие обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском к открытому акционерному обществу «Владивостокский морской рыбный порт» о расторжении договора аренды причалов №№ 44-54, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, д. 25. Истец заявил, что дочерняя структура порта ООО «Владивостокский рыбный терминал» не выполнила инвестиционные соглашения по модернизации и строительству холодильных мощностей.

Решением от 12 августа 2021 года суд исковые требования удовлетворил. Оставил в силе вердикт и Девятый арбитражный апелляционный суд.

Ситуацию переломила кассационная жалоба ответчика в Арбитражный суд Московского округа, который согласился с его доводами. 24 января 2022 года «Владморрыбпорт» выиграл дело. «Кассационная коллегия признает ошибочными выводы судов о том, что спорный договор аренды от 14.08.2017 № Д-30/207 является смешанным и содержащим в себе какие-либо инвестиционные обязательства арендатора в интересах арендодателя», - следует из судебного решения.

Однако ФГУП «Нацрыбресурс» это не остановило. Истец обратился с кассационной жалобой уже в Верховный суд Российской Федерации.

«Владморрыбпорт», в свою очередь, предпринял шаги, чтобы обеспечить непрерывную эксплуатацию причалов до решения высшего судебного органа. 18 августа Девятый арбитражный апелляционный суд рассмотрит исковое заявление ОАО ВМРП «о понуждении к заключению соглашения об организации и обеспечении непрерывности технологического процесса оказания услуг в морском порту. Компания просит «запретить ФГУП «Нацрыбресурс» и ФГБУ «Администрации морских портов Приморского края и Восточной Арктики – Службе капитана морского порта Владивосток» совершать действия, ограничивающие швартовку судов к причалам №№ 44-54, расположенным по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Березования, 25 общей протяженностью 2019,35 п.м».

Холодильник построен

Борьба за причалы Дальнего Востока между ФГУП «Нацрыбресурс» и портовыми терминалами региона продолжается с 2008 года – с тех пор, когда гидротехнические сооружения закрепили за госпредприятием на праве хозяйственного ведения.

После этого ФГУП «Нацрыбресурс» отказалось продлять договоры аренды, ранее заключенные с Росимуществом, а в 2014 году подписало агентский договор с ЗАО «Глобойл Терминал». По условиям соглашения малоизвестная компания получала право заключать договоры на оказание портовых услуг без участия существующих портовых и рыбных терминалов на всей территории Дальнего Востока. Причём такие полномочия ей передали по итогам аукциона, в котором ВМРП не участвовал. Как сообщало руководство порта, конкурс проводился без его ведома.

Эта ситуация получила широкую огласку и разрешалась при участии президента Российской Федерации.

«Это можно считать попыткой рейдерского захвата. Я присутствовал на заседании межведомственной рабочей группы в администрации президента, по итогам которого Владимир Путин лично дал указание расторгнуть все договоры с «Глобойл Терминал». И только после этого было принято решение о передаче причалов Дальнего Востока в аренду соответствующим субъектам хозяйствования. Тогда мы думали, что все вопросы закрыты», - комментирует Георгий Мартынов.

В 2017 году ВМРП и «Нацрыбресурс» пришли к консенсусу и подписали договор аренды на 49 лет, согласно которому порт обязуется модернизировать специализированную инфраструктуру для перевалки и хранения рыбопродукции. Однако «Нацрыбресурс» посчитало возможным расторгнуть его на том основании, что арендатор якобы не выполнил свои инвестиционные обязательства, а именно не построил холодильные мощности в порту. При этом холодильный комплекс сдан буквально месяц назад.

Более того, в сложных для отрасли условиях ВМРП ввёл в оборот достаточно большой объём контейнерного парка. В 2021 году на его территории построен терминал по обработке рефрижераторных контейнеров на причале № 47. Общая площадь открытого склада составляет более 8 тысяч квадратных метров с вместимостью до 1500 ТEU и возможностью их отгрузки на автомобильный и железнодорожный транспорт. Во многом благодаря модернизации предприятие переработало 24% от общего грузооборота рыбных грузов портов ДВ региона за 2021 год.

«Это неоценимый вклад в поддержку отрасли, учитывая проблемы с китайскими портами. На мой взгляд, вмешиваясь в производственный процесс, «Нацрыбресурс» только тормозит его, подрывая экономику рыбной промышленности в сложные времена. Судебные тяжбы влияют на планы инвесторов и вредят имиджу добросовестных участников рынка – в данном случае рыбного порта. Поэтому мы категорически против таких подходов к ведению бизнеса», - обозначил Георгий Мартынов.

Принять улов

Отраслевое сообщество, считает ФГУП «Нацрыбресурсы» искусственно созданной организацией, которая мешает развитию отрасли. Особенно в свете текущих задач по обеспечению продовольственной безопасности.

«Рыбаки успешно отработали минтаевую путину. Стартовала лососевая путина, которая прогнозируется на уровне 340 тысяч тонн. Это та рыба, которая пойдёт на внутренний рынок как раз через порты Приморского края, и рыбный порт Владивостока хорошо подготовился, чтобы принять улов», - отмечает Георгий Мартынов.

Что касается позиции ФГУП «Нацресурсы», источники, представляющие предприятие, заявляют о попытках лоббизма со стороны коммерческих структур, когда частные интересы прикрываются государственными.

Позиция госпредприятия остаётся прежней. Она обозначена в решениях первой и апелляционной судебных инстанций, вынесенных в пользу истца: «Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что заключенный сторонами договор от 14.08.2017 № Д-30/207 является смешанным и содержит в себе элементы как договора аренды, так и непоименованного в Гражданском кодексе Российской Федерации договора инвестирования, заключенного в соответствии с принципом свободы договора. При этом неисполнение арендатором инвестиционных обязательств, указанных в пункте 4.1 договора, является основанием, предусмотренным пунктом 8.3 договора, для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя».

Когда согласья нет

Как будто одного только противостояния с «Нацрыбресурсом» было мало, акционеры ВМРП устроили судебные разбирательства и промеж собой. 3 августа Арбитражный суд Приморского края рассмотрит заявление одного из акционеров к генеральному директору ВМРП о взыскании убытков на сумму 18,3 млн рублей.

Нет согласия у акционеров и по ряду основных вопросов. Их очередное собрание акционеров ВМРП состоялось 23 июня. Совет утвердил годовой отчёт общества за 2021 год и рассмотрел вопросы «о выплате дивидендов». Выработать единую позицию последнему вопросу акционеры не смогли. Последние шесть лет дивиденды не начислялись, почти вся прибыль шла в специальный фонд. Такой же подход ожидался и сейчас, но пять из девяти членов совета директоров выступили против отказа от выплаты дивидендов. В итоге решение об их перечислении в накопительный фонд оказалось заблокированным.

До известной степени противоречия могут конструктивно влиять на процесс, утверждает первый закон диалектики. Тому доказательством - лидерство ВМРП по перевалке и грузообороту. И только от единства и борьбы акционеров зависит, насколько продолжительным может быть такое состояние и как близко точка бифуркации.   

 

Справка:
ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» представляет собой универсальный перегрузочный комплекс с круглогодичной навигацией, расположенный на берегу незамерзающей бухты Золотой Рог. Портовая инфраструктура ОАО «Владморрыбпорт» объединяет 11 причалов протяженностью более двух км, оснащенных необходимым крановым оборудованием и складскими объектами. Все причалы и склады порта имеют подъездные железнодорожные пути общей протяжённостью более 10 километров и автодороги протяженностью более четырёх километров. Предприятие оказывает полный комплекс услуг для клиентов, отправляющих контейнерные грузы из портов, расположенных на территории иностранных государств и следующих далее железнодорожным транспортом на станцию назначения в Российской Федерации. На причалах обрабатываются экспортно-импортные грузы, а также каботажные грузы. ОАО «Владморрыбпорт» занимает первое место в Российской Федерации по грузообороту рыбопродукции, а рыболовецкий флот получает в порту полный комплекс услуг. Регулярно причалы порта используются под стоянку рыбных судов, следующих в районы промысла.

Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Всех повестей причальнее на свете!

С участием Росатома сегодня прорабатывается проект развития транзитных перевозок по Северному морскому пути. Потенциальный объем контейнерных перевозок на данном направлении оценивается государством на уровне 1,8 млн TEU к 2030 году. В целях обслуживания трафика рассматривается вопрос о создании для Севморпути транспортно-логистических узлов. На Дальнем Востоке за перспективные объемы перевозки могут побороться порты Корсаков и Петропавловск-Камчатский.

Читать полностью
Поделиться
Контейнерная распутица

Прекращение работы западных морских сервисов с российскими портами серьезно ударило по логистике российского экспорта в контейнерах. И если Дальний Восток находится в более выигрышной по сравнению с западными бассейнами РФ позиции, это, к сожалению, не дает ему реализовать в полной мере свой потенциал. В причинах ситуации разбирались участники конференции по развитию контейнерных перевозок промышленных грузов, которая проходила в Москве 24–25 мая.

Читать полностью
Поделиться
Моряк Эдик ловит такси уже 10 лет

Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…

Читать полностью
Поделиться
Куда рулит автоимпорт

Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.

Читать полностью
Поделиться
Прокладывая новые экспортные маршруты

IV форум «Экспортный потенциал Приморья» состоялся во Владивостоке 1 ноября. Действующие и потенциальные экспортёры, представители власти и контрольно-надзорных органов обсудили развитие «нового экспорта» и проблемы перестройки товаропроводящих цепочек.

Читать полностью
Поделиться
Модульное гостеприимство

Читать полностью
Поделиться
Суд идёт – порт работает

В 2021 году ОАО «Владморрыбпорт» вышел в лидеры перевалки рыбопродукции в Российской Федерации и впервые достиг грузооборота 4 805 млн тонн. Параллельно продолжались судебные разбирательства с ФГУП «Нацрыбресурс» - проиграв «битву за причалы» в Арбитражном суде Московского округа, госпредприятие подало кассационную жалобу в Верховный суд Российской Федерации. Одновременно тянется череда тяжб между акционерами порта.

Читать полностью
Поделиться
Сделано в Приморье: крабовые палочки

Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
Тренды, бренды и туристы

В 2021 году Приморский край посетили 2,8 млн человек, что почти в 4 раза больше, чем в 2020-м. 99% гостей – российские туристы. Как считают власти, это не предел, и, воспользовавшись ситуацией, нужно наращивать турпоток. Как это сделать с учетом сложившихся в индустрии трендов, обсуждали на Тихоокеанском туристском форуме.

Читать полностью
Поделиться
Море мидий

Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.

Читать полностью
Поделиться
Минтайные берега

Вот уже второй год подряд апрельская рыбалка на минтая в Приморье – это аттракцион. В эти дни никто не уходит с моря без улова. И речь не о трофейных килограммах. Рыбы так много, что ловят её вёдрами и ваннами. Эксперты называют нынешний ход минтая самым обильным за последние 30 лет.

Читать полностью
Больше материалов