Александр Тертычный, генеральный директор ООО «Антерра», основатель сети отелей Green Flow, создаваемых по хилинг-концепции (от англ. healing – исцеление), – о проектах на Дальнем Востоке
– Александр, вы уже полностью развернулись на Байкале? На какой стадии находится ваш проект Green Flow в «Байкальской гавани» и что дальше?
– Сейчас мы на нулевом цикле строительства, включающем в себя комплекс работ от переработки грунта до проведения подземных коммуникаций и инженерных сетей. Мы шли к этому последние два года, очень много усилий команды потратили для того, чтобы спланировать курорт в полном соответствии с концепцией. Чтобы стало понятнее: хилинг-концепция позволяет объединить полноценный отдых с оздоровлением, поскольку, помимо проживания, гостям предлагаются различные программы и процедуры, направленные на улучшение физического и эмоционального здоровья. Наш отель Green Flow на курорте «Роза Хутор» входит в международную ассоциацию Healing Hotels of the World, насчитывающую более 100 объектов в 37 странах на 5 континентах. Мы уверены, что Green Flow Baikal также войдет в ассоциацию. Для хилинг-отеля принципиальное значение имеет расположение, являющееся неотъемлемой частью атмосферы. В этом плане Байкал – настоящее место силы с невероятной энергетикой, позволяющее совместить отдых с посещением уникальных природных локаций, с нахождением в балансе – природном и физическом.
Сердцем хилинг-курорта Green Flow на Байкале, помимо отеля и парковой зоны в 7 га, станет оздоровительно-термальный комплекс площадью 4,5 тыс. кв. м. Зона бальнеологии, бассейны площадью 700 квадратов, из которых 350 – открытые уличные, различные бани, сауны, медицинский центр, залы для групповых занятий, йоги – все, что направлено на исцеление и расслабление человека. Это масштабный проект, рассчитанный не только на постояльцев отеля, но и на гостей, которые находятся на курорте, – они могут прийти в течение дня и получить весь комплекс услуг. За счет такой уникальной концепции мы делаем отдых круглогодичным. Человек может приехать в любое время года, и ему будет чем заняться – не только отдыхать и релаксировать, но и заниматься собственным здоровьем.
Термальный комплекс на Байкале является основой масштабирования других проектов, которые мы планируем реализовать в Якутии, на Сахалине и в первую очередь на Камчатке. Комплекс в Камчатском крае будет сопоставим с байкальским проектом: он похож по размерам, по номерному фонду, это – и отель, и апартаменты, и отдельно стоящие коттеджи, и термальный комплекс на общей площади около 30 га. Мы тесно общаемся с краевым правительством, знаем, что идет работа над инфраструктурой: электричество появится к концу 2023 года, а весной 2024-го мы планируем начать строительство. В октябре этого года открываем первый комплекс Green Flow Lakhta Park в Санкт-Петербурге.
С Якутией все несколько сложнее, но и интереснее. Я влюбился в место, которое мы присмотрели, – Ленские столбы – сразу же, как только побывал там, и понял: Ленские столбы – объект ЮНЕСКО и какой у него потенциал. Это то самое место силы! Там, увы, есть сложности с инфраструктурой и логистикой, необходимо протянуть электричество, обустроить дорогу, работа уже ведется. Мы тесно общаемся с республиканскими властями, по внутренним ощущениям приступить к строительству мы сможем не раньше 2024–2025 года.
На Сахалине у нас тоже много планов. В мае мне довелось побывать на Курилах – на Кунашире и на Итурупе. Итуруп очень воодушевил и поразил – здесь можно за 4–5 дней увидеть все то, на что на Камчатке из-за расстояний придется потратить две недели. А здесь все достаточно близко и по-своему красиво. Но нужно смотреть на цифры с точки зрения бизнеса и окупаемости, потому что стоимость реализации проекта будет в разы дороже, чем на материке. На самом Сахалине сейчас ведем переговоры об одном участке на «Горном воздухе», буквально в 200 м от подъемника. Рассматриваем вариант строительства отеля на 120–150 номеров и термального комплекса площадью 3,5 тыс. кв. м. Он будет рассчитан как на гостей курорта, которые будут приезжать кататься на лыжах в сезон, так и на жителей Южно-Сахалинска, которые смогут посещать его в течение года.
– Приходя в регион, вы даете, по сути, импульс к развитию инфраструктуры. Как в регионах решается этот вопрос?
– Для примера можно взять наш байкальский проект – здесь реализована зона «Байкальская гавань». За счет федеральных средств создана отличная инфраструктура, есть газовая котельная, очистные сооружения, проведено электричество, интернет. Когда мы принимали решение по площадке, она на 100 % была готова. Это огромный плюс, потому что для реализации современного хилинг-курорта площадью 30 тыс. кв. м нужна серьезная инфраструктура, которая требует существенного финансирования. То, что государство начало это развивать, – несомненный плюс. Только при этом подходе возможна качественная реализация и окупаемость туристических проектов.
Важно сказать, что мы рассматриваем себя не только как отель. Наша задача – быть таким проектом, который приходит в регион, увеличивает туристическую привлекательность, повышает уровень сервиса, предоставляет рабочие места. За счет этого будет увеличиваться поток гостей, будут приезжать более требовательные туристы, осознанно и бережно относящиеся к природе. Мы также планируем поднимать уровень экскурсионного обслуживания. Сейчас сотрудничаем с несколькими компаниями и стараемся задавать стандарты качества в этом направлении.
В чем сейчас проблема с жизнью на Дальнем Востоке? Я общался с людьми, спрашивал, почему люди отсюда уезжают? Отличная природа, климат. «Понимаете, нам сходить некуда, у нас нет парков, нет мест отдыха», – говорили мне. В этом плане показателен Южно-Сахалинск. Первый раз я попал туда в 2017 году, потом приехал в 2022-м: город изменился, появилась инфраструктура, объекты, где люди могут время провести.
– Как вы считаете, за счет чего? Благодаря ТОР, поддержке государством инвесторов? То есть льготы, которые даются, инфраструктура, которая возводится, – это помогает развитию регионов или что-то другое простимулировало?
– Первое, как мне кажется, – это изменение государственной политики и понимание, что наша страна – это единый организм. Для развития России надо смотреть и на развитие регионов. Это в первую очередь заслуга нашего президента и команды, которая этим занимается.
– Что же конкретно изменилось в государственной политике? Что вы чувствуете как инвестор?
– Государство стало вкладывать деньги в инфраструктуру. За два года, которые я не был в Петропавловске-Камчатском, появились новые дороги. Прилетаешь на Итуруп – там тоже сдвиги в этом плане. Вроде, кажется – такой маленький шаг, но он очень существенный, это – первое впечатление. Когда приезжают гости или инвесторы – ты понимаешь, что логистика первична. Если ты можешь передвигаться – есть жизнь, есть развитие. Кроме того, государство строит инфраструктуру именно в ТОР, т. е. это – комплексное развитие. Появляется возможность реализовывать проекты, потому что инфраструктура построена. На своем опыте могу сказать, что польза от взаимодействия, которое есть в Республике Бурятия, на Камчатке или на Сахалине, – огромная. Все, что касается подготовки документов и сопровождения, – это все делается на высшем профессиональном уровне.
Если говорить о гостиничной инфраструктуре, то важное значение имеет 141-е постановление – льготное субсидирование. Инфраструктурные проекты, связанные с развитием туризма, в мире всегда реализовывались с процентной ставкой 2–4%, наше государство тоже понимает, что без этого никуда, это та основа, благодаря чему туристические проекты будут жить и мы их будем развивать.
Преференции в ТОР, связанные со снижением налога на прибыль, с отсутствием налога на имущество, с пониженной ставкой на социальный налог, – это все существенно влияет и дает возможность таким проектам зарождаться. Это качественная совместная работа бизнеса и государства.
– Можете дать совет потенциальным инвесторам из других регионов, как открыть туристический бизнес на Дальнем Востоке? Какие первые шаги нужно сделать?
– Самый главный совет – это прилететь на Дальний Восток больше чем на два дня. У нас сложился такой миф, что ДФО – это обязательно территория сырого климата. Что если пришел циклон и выпало два метра снега, то дальневосточники так в нем и живут круглый год. На самом деле здесь прекрасный климат, комфортные природные условия. И задача Минвостокразвития, КРДВ разрушить эти стереотипы, засевшие в умах наших граждан.
Что касается именно туристического бизнеса, важно понимать, что основное – это сезонность. Но мы не побоялись зайти на Байкал с проектом с круглогодичной загрузкой. Тем, кто приходит в это направление, надо смотреть шире и искать ту изюминку, которая поможет создать синергию новых объектов и комплексного развития территории, чтобы сообща инвесторы могли создать социнфраструктуру для местных жителей.
– У вас внушительный объем перелетов (Камчатка, Сахалин, Курилы и не только), деловых встреч, переговоров и т. д. Где вы берете энергию?
– Я просто люблю то, чем занимаюсь. Развитие проектов придает мне еще больше сил. Конечно, отсутствие вредных привычек, нормальное питание, сон, холодный душ позволяют быть в тонусе. Также 2–3 раза в год я хожу в горы. Альпинизм – это трудно, но он позволяет держать себя не только в физической, но и в психологической форме. И обязательно путешествия, в которых зачастую приходят новые идеи для воплощения в жизнь.
Опубликовано в журнале Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики от сентября 2022 года– Расскажите, пожалуйста, о проекте освоения Удоканского месторождения, на каком этапе он сейчас находится?
– Скорее всего, это стандартный эпитет, его с регулярностью слышишь в отношении самых разных месторождений и проектов в горно-металлургической отрасли. И тем не менее самое подходящее для удоканского проекта определение – уникальный. Как по геологической структуре, так и по истории открытия и изучения, особенностям самой территории – прежде всего, суровым горным и климатическим условиям.
На Удокане три типа руд: окисленные, сульфидные и смешанные – и они сплавлены воедино. Ни добывать их по-отдельности, ни разделять для переработки невозможно. Ни одна из общепринятых технологий не позволяла эффективно перерабатывать такую руду. Нам пришлось разработать технологическую схему обогащения и гидрометаллургического передела, провести серию полупромышленных испытаний.
И с географической точки зрения месторождение находится в уникальном положении: с одной стороны, оторвано от большой земли, с другой – связано железнодорожной артерией с быстрорастущими рынками. Более того, маршрут БАМа в 80-е годы проложен через север Забайкалья именно для того, чтобы сделать освоение Удокана возможным.
– Существующей инфраструктуры сегодня достаточно?
– Нет, к сожалению, нам пришлось одновременно со строительством горно-металлургического комбината заниматься созданием инфраструктуры, чтобы увеличить пропускную способность железной дороги, строить автомобильную. А также обеспечивать проект энергетической инфраструктурой, решать проблему нехватки авиасообщения.
Сегодня самым узким местом для нас является, как ни странно, железнодорожный транспорт. В дополнение к резидентам восточных территорий Дальний Восток становится транзитной зоной для многих компаний из Центральной России, Сибири, Поволжья и Урала.
При этом даже сегодня – в период строительства комбината – мы зачастую сталкиваемся со значительными проблемами по оперативной доставке грузов на ж/д станцию Новая Чара.
Поэтому проект ОАО «РЖД» по расширению БАМа и Транссиба приобретает особое значение, также как увеличение пропускной способности таможенных пунктов с Китаем. И здесь хотел бы поблагодарить команду Юрия Петровича Трутнева – Минвостокразвития и КРДВ, они сегодня предпринимают шаги, чтобы эту проблему решить. Кроме того, эффективно работают сами механизмы государственно-частного партнерства – территории опережающего развития, программа «Дальневосточная концессия». Это позволило нам, в частности, приступить к ТЭО проекта второй очереди.
Что касается сроков реализации, то мы изначально ставили цель запуститься в 2023 году. Сейчас выходим на завершающую стадию строительства. Общестроительные и горно-капитальные работы уже практически завершены. Снаружи корпуса уже приобрели свой финальный вид, а внутри полным ходом идет монтаж, причем в основном вспомогательного оборудования.
На сегодня инвестиции компании в строительство первой очереди ГМК в рамках ТОР составили более 100 млрд рублей.
– Какая мощность производства планируется? Насколько продукция востребована на сегодня?
– Мощность переработки будет достигать до 15 млн т руды в год. Мы будем получать ежегодно 70 тыс. т медных катодов и порядка 135 тыс. т сульфидного концентрата с высоким содержанием меди.
Медные катоды крайне востребованы на рынке, они необходимы для развития высокотехнологических секторов, строительства и транспорта, медицины и телекоммуникаций. Это ключевой элемент для создания полупроводников. Подавляющее большинство экспертов отмечают, что в средне- и дальнесрочной перспективе спрос на медь будет только увеличиваться.
В целом медь – это металл, участвующий в формировании низкоуглеродной экономики, которая уже сегодня идет на смену индустриального промышленного уклада. Таким образом, «красный» металл оказывается частью «зеленой» повестки и «зеленого» будущего.
Именно поэтому для Алишера Усманова, как визионера со стратегическим взглядом на мир, инвестиции в Удокан – это вклад в металлургию будущего, в экономику новой эры, основанной на высоких и экологичных технологиях.
– Расскажите, как именно «Удоканская медь» и государство реализуют «Дальневосточную концессию» в рамках строительства поселка Новая Чара? Каким будет этот поселок?
– Еще до старта производства, то есть на инвестиционной стадии, мы подписали соглашение с Минвостокразвития, правительством края и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики о создании объектов социальной инфраструктуры в пгт Новая Чара. Объем необходимых инвестиций в рамках «Дальневосточной концессии» оценивается в 7,6 млрд рублей. Планируется строительство культурно-досугового и физкультурно-оздоровительного комплексов, благоустройство территории поселка, модернизация центральной районной больницы, инженерной и коммунальной инфраструктуры.
Здесь стоит добавить очень важную позицию – мы создаем новое производство. А это значит, что оно не наследует экологических проблем советского периода, напротив – мы используем самые современные технологии, максимально эффективные с точки зрения защиты окружающей среды.
Мы строим гидрометаллургический комбинат, что исключает плавку меди и, соответственно, загрязнение атмосферного воздуха. Еще до завершения строительства разработана климатическая программа с оценкой объема выбросов парниковых газов от всех источников, включая косвенные. И уже сегодня мы формулируем цель максимального снижения углеродного следа, рассматриваем варианты снижения удельных выбросов СО2 в диапазоне до 75 % к 2035 году.
В ближайшее время сделаем первый шаг для декарбонизации закупаемой электроэнергии через заключение прямых двухсторонних договоров с низкоуглеродной и возобновляемой генерацией.
– Какие экономические, социальные и инфраструктурные проекты будут реализованы в Забайкальском крае после запуска вашего проекта? Какая роль государства и местных властей в этом вопросе?
– Срок освоения месторождения превышает 40 лет. После запуска производства мы планируем увеличивать объем участия в социальной жизни территории. При этом на сегодня с момента получения лицензии акционеры уже инвестировали в социальную сферу региона более 2 млрд рублей.
Мы построили в Чаре в 2021 году инфекционный модуль с самым современным медицинским оборудованием, аналогов которого нет в Забайкалье, оснастили оборудованием и ЦРБ. В 2022 году закупили для онкологического центра в Чите аппарат для лазерной терапии.
Чтобы увеличить пропускную способность аэропорта в селе Чара, разработали проект его реконструкции. В настоящее время правительство Забайкальского края уже реализует проект модернизации инфраструктуры аэропорта Чары. В планах – строительство нового аэровокзального комплекса и удлинение взлетно-посадочной полосы аэропорта.
– Сколько рабочих мест будет создано и какие условия для работы сформированы? Насколько сложно сейчас в Забайкалье стоит ситуация с кадрами и какие специалисты особенно востребованы?
– В целом работа комбината в рамках первой очереди обеспечит создание около 3 тыс. рабочих мест. И это без учета смежных отраслей.
На текущей стадии особенно востребованы сотрудники для технологического комплекса: технологи по обогащению, специалисты по гидрометаллургии, инженеры-механики, в том числе геомеханики, планировщики, энергетики, электромеханики, эксперты в области АСУТП.
К сожалению, число вакансий обгоняет предложение кандидатов. И дефицитнее всегда именно квалифицированные кадры. Причина общая для многих компаний металлургии: нежелание выпускников начинать карьеру с рабочих специальностей, постепенно набирая опыт и выстраивая карьеру.
Поэтому мы боремся за каждого кандидата – команда играет решающее значение в работе всей компании.
– Какие особенности строительства комбината в сложных погодных условиях Дальнего Востока?
– Труднодоступность и сложные географические и климатические условия, нехватка технологий изначально были главной причиной старта освоения спустя 60 лет после открытия месторождения.
Низкие температуры (до –60 зимой, среднегодовая –4), вечная мерзлота, высокогорье, сейсмичность. Все это требует запаса прочности, делает строительство более долгим и ресурсоемким.
Поэтому все риски, все сложности у нас были проработаны еще на стадии проектирования: во всех технологических решениях учтены особенности месторождения. Более того, в техническом задании на выбор оборудования были учтены и низкие температуры, и аномальная высота над уровнем моря. Весь проект был разработан с учетом климата, горного ландшафта.
Дальний Восток в условиях пандемии хотят сделать одним из главных туристических мест в России. Одно из направлений — экотуризм, однако оно в ДФО, не особо развито. О проблемах этого направления и особенностях развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) рассказал член общественного совета при Минвостокразвития, управляющий директор EastRussia Леонид Агафонов.
– Многие эксперты считают, что основной проблемой, препятствующей эффективному функционированию сети ООПТ, является недостаточность финансирования мероприятий по защите и развитию системы ООПТ. Так ли это?
– Да, это так, и в первую очередь эта проблема касается ООПТ регионального значения, особенно в тех субъектах Российской Федерации, которые являются дотационными. У нас десятки таких ООПТ регионального значения, в которых турпоток суммарно исчисляется миллионами человек в год. Но отсутствие финансовой возможности порой не позволяет региональным ООПТ даже посчитать этот поток, уже не говорим о том, чтобы системно улучшать инфраструктуру и бороться с нарушителями. По сути, вся охрана во многих случаях сводится к ограничению видов использования земельных участков, запрету строительства. При этом отсутствует контроль за антропогенными нагрузками, да что там туристы, есть конкретные случаи, когда прямо внутри ООПТ базируются браконьеры.
– Частный бизнес не хочет вкладываться в развитие ООПТ. Как думаете, в чем причина и чем можно привлечь частных инвесторов?
– Это не совсем так. Частный бизнес, прежде всего, считает риски, сопоставляет необходимые инвестиции с планируемым заработком. Частный бизнес рискует своими деньгами и репутацией. И когда мы смотрим на условную полянку и фантазируем, как она могла бы быть востребована среди туристов, именно частный бизнес подсчитает справедливую стоимость строительства и эксплуатации, сезонность и простои, риски и издержки, переложит это все на единицу туристического продукта и сможет понять для сам для себя: стоит или не стоит. Поэтому я прекрасно понимаю частных инвесторов, которые скептически относятся к работе в удаленных и инфраструктурно слабых ООПТ: при всей магии и привлекательности места, нельзя строить бизнес-модель исключительно на иностранных богачах, время от времени залетающих вертолетами. Но если ООПТ доступна, в ней уже имеется стабильный туристический поток, финансовая модель «летает» – бизнес готов работать, таких примеров у нас в стране множество.
Конечно же, государство может повлиять на финансовую модель, предложив некие меры поддержки, компенсировав какую-то часть расходов. Но реальная поддержка состоит не в том, чтобы разделить бремя затрат с инвестором, а в том, чтобы за счет инфраструктурных решений сделать территорию более доступной и посещаемой.
– Какую пользу для местных жителей играет экотуризм?
– В регионах, где туризм слабо развит (а таких, согласитесь, у нас большинство), именно местные жители являются основными выгодоприобретателями от новых проектов в этой сфере. Согласитесь, развитие туризма отражается в разных сферах жизни, меняет облик городов и территорий. Для местных жителей туристические объекты – это новый вид досуга. И на нашем Дальнем Востоке, и в Арктической зоне именно местный рынок во многом позволяет стартовать новым проектам в области туризма. Здесь мы говорим в первую очередь о перемещениях граждан внутри региона, а также о турах выходного дня.
По мере развития туризма, если территория становится интересной для посетителей из других регионов России и из-за рубежа, эта отрасль может показать хорошую экономическую динамику. На этом этапе это новые рабочие места и прекрасная возможность для запуска своего собственного бизнеса. Благо, порог для входа на рынок достаточно низкий.
– Каким образом можно повысить уровень экологической сознательности общества?
– Увы, это долгий процесс. Во многом, как мне видится, уровень экологической сознательности зависит от качества жизни наших граждан. Только системно повышая качество жизни, занимаясь благоустройством городов и территорий, наглядно изменяя пространство вокруг наших граждан, повышая их комфорт и благосостояние, мы можем добиться понимания для тех идей, которые составляют в комплексе ту самую экологическую сознательность.
– Насколько остро стоит проблема управления земельными ресурсами ООПТ? Какие шаги нужно предпринять для ее решения?
– Системной проблемы не вижу. С точки зрения экологического туризма у нас есть невероятное количество перспективных для развития земельных участков, не находящихся под охраной законодательства. Особенно на Дальнем Востоке. С другой стороны, вопрос с использованием земли регулярно возникает, когда инициатива касается земель лесного фонда или земель обороны, последнее особенно актуально для регионов Дальнего Востока и Арктики. И здесь действительно требуется системный подход.
Одно из интересных решений – это программа «Дальневосточный гектар». Если вы не знали, программа позволяет гражданам РФ брать участки в лесном фонде и использовать их для постройки индивидуальных домов, под рекреацию и другие цели. Первые три года реализации программы уже показали, что это рабочий механизм, открывающий для многих желающих возможность реализации проектов в области экологического туризма.
– Каким образом всероссийский конкурс на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма в России, на ваш взгляд, поможет решить существующие проблемы отрасли?
– Агентство стратегических инициатив предложило прекрасную методологию, которая позволяет принципиально скорректировать подходы к развитию экологического туризма в регионах России. Именно принцип того, что с учетом понятной идеологии, на уровне конкретной карты, конкретных земельных участков и привязанных к ним инициатив, должны между собой договориться одновременно три ветви региональной власти (экономика, туризм и экология), муниципалитет, ООПТ и бизнес – такой подход в нынешних условиях является новаторским и прорывным. Уверен, что реальных победителей в конкурсе будет не десять, а гораздо больше. Каждый регион, который разберется в предлагаемой методике и вынесет для себя полезные принципы, сможет получить ощутимый эффект даже не войдя в федеральный топ.
– Как соблюсти баланс между консервацией и развитием?
– Чтобы соблюсти баланс между консервацией и развитием, должно быть управляемое развитие. Важно дистанцироваться от полярных мнений: «открыть все» или «не пущать никого». Чем более структурирована инициатива, тем четче можно прогнозировать последствия каждого отдельного шага. Управляемое развитие во многом касается и работы с общественным мнением. В этой области много стереотипов, вызванных, прежде всего, малым представлением о том, каким может быть современный экологический туризм, построенный на принципах устойчивого развития.
О том, как Сахалинская область столкнулась с дефицитом туристической инфраструктуры, о развитии экологического туризма и победе в престижном всероссийском конкурсе, а также о перспективах инвестирования в сферу рекреации на Сахалине и Курилах EastRussia рассказал заместитель председателя правительства Сахалинской области Антон Зайцев.
– Антон Владимирович, Сахалинская область стала одним из победителей престижного конкурса по развитию экологического туризма, который проходил в течение 2020 года под кураторством Агентства стратегических инициатив. Что изменится в регионе?
– Мы благодарны АСИ за проведенный конкурс. Коллеги поделились очень глубокими наработками в сфере того, как устроен экологический туризм в мире. А также предложили новую методологию формирования туристско-рекреационных кластеров. В очень сжатые сроки, которые были отведены в рамках конкурса на подготовку заявок, мы сформировали две инициативы – «Лагуна Буссе» на территории Корсаковского городского округа и «Южные Курилы» на территории островов Кунашир и Шикотан. По сути, впервые в этих проектах были взаимоувязаны инициативы по развитию инфраструктуры, маркетинговая проработка туристических продуктов и новые инвестиционные проекты для бизнеса. На выходе мы смогли получить, с одной стороны, четкие задания для самих себя – каким инфраструктурным решениям надо отдавать приоритет. С другой стороны, собраны свыше 40 новых инвестиционных проектов, каждый их них имеет привязку к земле, экономическую проработку, по отдельным есть даже понимание по технологиям строительства и предварительные архитектурные решения.
– А кто целевая аудитория этих проектов?
– Мы смогли ответить на этот вопрос, целевая аудитория не одна, их двенадцать, и каждая требует к себе определенного внимания, отражения своих потребностей в инфраструктуре. Самая многочисленная аудитория сейчас – это местные жители. В текущем году, особенно на фоне коронавирусных ограничений, у нас очень четко оформился запрос со стороны жителей на нормальные рекреационные сервисы, на комфортный отдых дома. Тот бизнес, который смог быстро оценить этот спрос и перестроить свою политику, не просто не потерял, а оказался в выигрыше.
Основная идея проектов, что «Лагуна Буссе», что «Южные Курилы», состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых у людей сократится время на дорогу и появятся новые увлекательные возможности для отдыха. За счет точечных мероприятий по строительству дорог, благоустройству объектов показа и создания новых объектов размещения мы даем возможность людям более комфортно распоряжаться своим отдыхом: им становится доступным большая вариативность в выборе конкретных маршрутов и сервисов, они могут останавливаться в местах размещения на разный вкус и кошелек, расширяются возможности для самостоятельных туристов.
Экологический отдых не может и не будет массовым. Вовлекая новые территории для развития, мы разводим потоки и снижаем нагрузку на отдельные зоны и объекты показа.
– Сейчас одна из проблем туризма на Сахалине — недоступность достопримечательностей из-за плохих дорог. Как планируется решать этот вопрос?
– Развитие дорожной инфраструктуры – важное направление деятельности Правительства Сахалинской области. Качественные дороги и транспорт – это вопрос не только в сфере туризма – это показатели уровня жизни региона.
В последние годы проделана большая работа по приведению дорожной сети в нормативное состояние. Выполняется плановый ремонт существующих дорог, увеличивается доля дорог с твердым покрытием, ведется строительство новых направлений. Смело могу сказать, что сегодня существующие дороги на территории Сахалинской области имеют надлежащий уровень качества и поддерживаются в хорошем состоянии.
Вместе с тем, проблема транспортной доступности ряда туристических объектов действительно присутствует. В первую очередь это связано с тем, что подъездные пути к ряду удаленных объектов не являются дорогами, не числятся на балансе муниципалитетов и не обслуживаются. Это старые лесные проезды, которые не имеют своего юридического статуса.
С этим надо работать. В рамках развития кластера «Лагуна Буссе» мы предусматриваем строительство автомобильной дороги V категории, которая объединит в кольцевой маршрут ключевые точки притяжения юго-западной части острова Сахалин. Длина новой дороги составит около 60 километров.
Второй момент – развитие морского транспорта. Как вы знаете, в ближайшее время мы ждем завершение строительства двух грузопассажирских теплоходов, которые встанут на маршрут Сахалин – Курилы. Кроме того, мы планируем обеспечить развитие прибрежных круизов, которые позволят туристам добираться до ключевых достопримечательностей по воде. Такой подход позволит не только быстро решить проблему транспортной доступности, но и обеспечит туристам дополнительные впечатления: фантастические виды береговой линии, водопады, лежбища тюленей и, конечно же, косатки.
– Еще одна важная составляющая для туристов — место, где можно заночевать, отдохнуть. Будут ли появляться в Сахалинской области новые места размещения?
– Гостиничный фонд Южно-Сахалинска составляет порядка 2,5 тыс. номеров. Это очень хороший показатель. Однако в пиковые моменты, например, на предстоящие новогодние праздники, свободных мест в гостиницах не остается. Стоит отметить, что новые объекты размещения появляются в городе регулярно, но мы пока что все равно догоняем спрос.
В будущем мы планируем создать новый формат отдыха на Сахалине. Сегодня подавляющее большинство гостиниц сосредоточено в Южно-Сахалинске, и туристы вынуждены ежедневно возвращаться в город после совершения радиальных выездов.
Предполагается, что на территории туристско-рекреационного кластера «Лагуна Буссе» появится сразу несколько разных форматов гостиниц и мест размещения. У нас выделены инвестиционные лоты и под большой гостиничный комплекс, и под распределенный отель с отдельными коттеджами, и под глэмпинги.
На днях, в рамках «Дня открытых дверей Сахалинской области» для инвесторов мы представили инвестиционному сообществу проработанные и посчитанные инвестиционные проекты с привязкой к конкретными земельным участкам. Это комплексные резорт-отели на Кунашире в районе Горячего пляжа и на Сахалине на берегу Большого Вавайского озера. Кроме того, это распределенные отели на берегу озера Изменчивое и в районе с.Муравьево, с непосредственным выходом к оз. Буссе. Для малого и среднего бизнеса предложены гостиничные комплексы на базе некапитальных строений в границах особо охраняемых природных территорий – в природном парке «Лагуна Буссе» и в заказники «Малые Курилы» на о.Шикотан.
– «Роза-Хутор» планирует создать на Итурупе всесезонный горный курорт. Этот проект обсуждается уже год. На какой стадии сейчас находится проект, не слишком ли он масштабен для Курил?
– Это действительно очень масштабный проект, подразумевающий комплексное развитие территории острова Итуруп. Такие проекты не делаются быстро, поскольку речь идет о детальных расчетах обеспечивающей инфраструктуры, о проработке технических параметров планируемых объектов, о плотной работе с инвесторами, которые в итоге войдут в консорциум по реализации проекта. Что касается глобальности, мы видим много примеров в России и за рубежом, когда локальная территория становится точкой притяжения для туристов со всего мира. Сегодня на Курильских островах нет современных комплексов с развитой инфраструктурой и широким выбором сервисов. Я уверен, что когда такой объект появится, он не будет испытывать недостатка туристов.
– Сейчас основная точка притяжения на Сахалине — «Горный воздух». Как сейчас идет его обновление, создание новых трасс? Готов ли комплекс к приему туристов?
– Спортивно-туристический комплекс «Горный Воздух» – лучший горнолыжный курорт на Дальнем Востоке России. Выгодное расположение, созданная в последние годы инфраструктура и доступные дополнительные сервисы для туристов делают посещение курорта комфортным и привлекательным. На наших склонах работает система искусственного оснежения, все больше трасс оснащается освещением для вечернего и ночного катания.
В течение сезона многие туристы возвращаются к нам по 2-3 раза – в этом, кстати, высокую роль играет транспортная доступность. Мы субсидируем региональные авиаперевозки и видим результат: большинство туристов к нам прилетает из Сибири и с Дальнего Востока.
Горнолыжный сезон на Сахалине начнется в 20-х числах декабря и продлится до середины апреля. Сейчас «Горный Воздух» готовится к приему первых посетителей, это ответственный момент, нам важно, чтобы и жители Сахалина, и наши гости испытывали только хорошие эмоции и наслаждались катанием.
– Недавно Ассоциация туроператоров заявила, что новогодние турпакеты на Дальний Восток подешевели, а основным направлением станет Сахалин. Готов ли регион принять туристов со всей страны в условиях пандемии?
– Сахалинская область готова принимать туристов в любое время года. Если говорить о зиме, наша зимняя программа включает множество активностей, связанных с активным, культурно-познавательным, гастрономическим и рекреационным туризмом.
Традиционно зимой основной точкой притяжения становится «Горный Воздух». Вместе с тем, туристам доступны и другие активности. Мы очень рекомендуем гостям региона отправиться в путешествие на снегоходах, попробовать себя в подледной рыбалке или даже в ловле краба. Еще больше эмоций доставит путешествие на Курильские острова, на Кунашир или на Итуруп. Уверяю вас, что нет ничего лучше, чем купание в термальных источниках зимой под открытым небом.
В этом году для посещения Сахалинской области необходимо получить цифровой пропуск. Самый простой путь – оформить путевку на Сахалин у одного из местных туроператоров. В этом случае перед вами не возникнет никаких препятствий.
– Как пандемия сказалась на туротрасли региона? Как прошел летний сезон, и ожидаются ли ограничения в зимний?
– Безусловно, пандемия сыграла свою роль, и многие запланированные мероприятия не состоялись или были переформатированы. Но есть и другая сторона: произошло переформатирование туристических потоков, и мы увидели в Сахалинской области новые целевые аудитории, которые раньше не посещали наш регион.
Любой кризис – это время возможностей, и мы прекрасно понимаем, что работа, которая ведется сегодня по планированию территорий, по поиску инвесторов для строительства обеспечивающей и туристической инфраструктуры – это те меры, которые через 3, 5, 10 лет сделают Сахалинскую область одним из туристических центров всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
– Александр, вы уже полностью развернулись на Байкале? На какой стадии находится ваш проект Green Flow в «Байкальской гавани» и что дальше?
– Сейчас мы на нулевом цикле строительства, включающем в себя комплекс работ от переработки грунта до проведения подземных коммуникаций и инженерных сетей. Мы шли к этому последние два года, очень много усилий команды потратили для того, чтобы спланировать курорт в полном соответствии с концепцией. Чтобы стало понятнее: хилинг-концепция позволяет объединить полноценный отдых с оздоровлением, поскольку, помимо проживания, гостям предлагаются различные программы и процедуры, направленные на улучшение физического и эмоционального здоровья. Наш отель Green Flow на курорте «Роза Хутор» входит в международную ассоциацию Healing Hotels of the World, насчитывающую более 100 объектов в 37 странах на 5 континентах. Мы уверены, что Green Flow Baikal также войдет в ассоциацию. Для хилинг-отеля принципиальное значение имеет расположение, являющееся неотъемлемой частью атмосферы. В этом плане Байкал – настоящее место силы с невероятной энергетикой, позволяющее совместить отдых с посещением уникальных природных локаций, с нахождением в балансе – природном и физическом.
Сердцем хилинг-курорта Green Flow на Байкале, помимо отеля и парковой зоны в 7 га, станет оздоровительно-термальный комплекс площадью 4,5 тыс. кв. м. Зона бальнеологии, бассейны площадью 700 квадратов, из которых 350 – открытые уличные, различные бани, сауны, медицинский центр, залы для групповых занятий, йоги – все, что направлено на исцеление и расслабление человека. Это масштабный проект, рассчитанный не только на постояльцев отеля, но и на гостей, которые находятся на курорте, – они могут прийти в течение дня и получить весь комплекс услуг. За счет такой уникальной концепции мы делаем отдых круглогодичным. Человек может приехать в любое время года, и ему будет чем заняться – не только отдыхать и релаксировать, но и заниматься собственным здоровьем.
Термальный комплекс на Байкале является основой масштабирования других проектов, которые мы планируем реализовать в Якутии, на Сахалине и в первую очередь на Камчатке. Комплекс в Камчатском крае будет сопоставим с байкальским проектом: он похож по размерам, по номерному фонду, это – и отель, и апартаменты, и отдельно стоящие коттеджи, и термальный комплекс на общей площади около 30 га. Мы тесно общаемся с краевым правительством, знаем, что идет работа над инфраструктурой: электричество появится к концу 2023 года, а весной 2024-го мы планируем начать строительство. В октябре этого года открываем первый комплекс Green Flow Lakhta Park в Санкт-Петербурге.
С Якутией все несколько сложнее, но и интереснее. Я влюбился в место, которое мы присмотрели, – Ленские столбы – сразу же, как только побывал там, и понял: Ленские столбы – объект ЮНЕСКО и какой у него потенциал. Это то самое место силы! Там, увы, есть сложности с инфраструктурой и логистикой, необходимо протянуть электричество, обустроить дорогу, работа уже ведется. Мы тесно общаемся с республиканскими властями, по внутренним ощущениям приступить к строительству мы сможем не раньше 2024–2025 года.
На Сахалине у нас тоже много планов. В мае мне довелось побывать на Курилах – на Кунашире и на Итурупе. Итуруп очень воодушевил и поразил – здесь можно за 4–5 дней увидеть все то, на что на Камчатке из-за расстояний придется потратить две недели. А здесь все достаточно близко и по-своему красиво. Но нужно смотреть на цифры с точки зрения бизнеса и окупаемости, потому что стоимость реализации проекта будет в разы дороже, чем на материке. На самом Сахалине сейчас ведем переговоры об одном участке на «Горном воздухе», буквально в 200 м от подъемника. Рассматриваем вариант строительства отеля на 120–150 номеров и термального комплекса площадью 3,5 тыс. кв. м. Он будет рассчитан как на гостей курорта, которые будут приезжать кататься на лыжах в сезон, так и на жителей Южно-Сахалинска, которые смогут посещать его в течение года.
– Приходя в регион, вы даете, по сути, импульс к развитию инфраструктуры. Как в регионах решается этот вопрос?
– Для примера можно взять наш байкальский проект – здесь реализована зона «Байкальская гавань». За счет федеральных средств создана отличная инфраструктура, есть газовая котельная, очистные сооружения, проведено электричество, интернет. Когда мы принимали решение по площадке, она на 100 % была готова. Это огромный плюс, потому что для реализации современного хилинг-курорта площадью 30 тыс. кв. м нужна серьезная инфраструктура, которая требует существенного финансирования. То, что государство начало это развивать, – несомненный плюс. Только при этом подходе возможна качественная реализация и окупаемость туристических проектов.
Важно сказать, что мы рассматриваем себя не только как отель. Наша задача – быть таким проектом, который приходит в регион, увеличивает туристическую привлекательность, повышает уровень сервиса, предоставляет рабочие места. За счет этого будет увеличиваться поток гостей, будут приезжать более требовательные туристы, осознанно и бережно относящиеся к природе. Мы также планируем поднимать уровень экскурсионного обслуживания. Сейчас сотрудничаем с несколькими компаниями и стараемся задавать стандарты качества в этом направлении.
В чем сейчас проблема с жизнью на Дальнем Востоке? Я общался с людьми, спрашивал, почему люди отсюда уезжают? Отличная природа, климат. «Понимаете, нам сходить некуда, у нас нет парков, нет мест отдыха», – говорили мне. В этом плане показателен Южно-Сахалинск. Первый раз я попал туда в 2017 году, потом приехал в 2022-м: город изменился, появилась инфраструктура, объекты, где люди могут время провести.
– Как вы считаете, за счет чего? Благодаря ТОР, поддержке государством инвесторов? То есть льготы, которые даются, инфраструктура, которая возводится, – это помогает развитию регионов или что-то другое простимулировало?
– Первое, как мне кажется, – это изменение государственной политики и понимание, что наша страна – это единый организм. Для развития России надо смотреть и на развитие регионов. Это в первую очередь заслуга нашего президента и команды, которая этим занимается.
– Что же конкретно изменилось в государственной политике? Что вы чувствуете как инвестор?
– Государство стало вкладывать деньги в инфраструктуру. За два года, которые я не был в Петропавловске-Камчатском, появились новые дороги. Прилетаешь на Итуруп – там тоже сдвиги в этом плане. Вроде, кажется – такой маленький шаг, но он очень существенный, это – первое впечатление. Когда приезжают гости или инвесторы – ты понимаешь, что логистика первична. Если ты можешь передвигаться – есть жизнь, есть развитие. Кроме того, государство строит инфраструктуру именно в ТОР, т. е. это – комплексное развитие. Появляется возможность реализовывать проекты, потому что инфраструктура построена. На своем опыте могу сказать, что польза от взаимодействия, которое есть в Республике Бурятия, на Камчатке или на Сахалине, – огромная. Все, что касается подготовки документов и сопровождения, – это все делается на высшем профессиональном уровне.
Если говорить о гостиничной инфраструктуре, то важное значение имеет 141-е постановление – льготное субсидирование. Инфраструктурные проекты, связанные с развитием туризма, в мире всегда реализовывались с процентной ставкой 2–4%, наше государство тоже понимает, что без этого никуда, это та основа, благодаря чему туристические проекты будут жить и мы их будем развивать.
Преференции в ТОР, связанные со снижением налога на прибыль, с отсутствием налога на имущество, с пониженной ставкой на социальный налог, – это все существенно влияет и дает возможность таким проектам зарождаться. Это качественная совместная работа бизнеса и государства.
– Можете дать совет потенциальным инвесторам из других регионов, как открыть туристический бизнес на Дальнем Востоке? Какие первые шаги нужно сделать?
– Самый главный совет – это прилететь на Дальний Восток больше чем на два дня. У нас сложился такой миф, что ДФО – это обязательно территория сырого климата. Что если пришел циклон и выпало два метра снега, то дальневосточники так в нем и живут круглый год. На самом деле здесь прекрасный климат, комфортные природные условия. И задача Минвостокразвития, КРДВ разрушить эти стереотипы, засевшие в умах наших граждан.
Что касается именно туристического бизнеса, важно понимать, что основное – это сезонность. Но мы не побоялись зайти на Байкал с проектом с круглогодичной загрузкой. Тем, кто приходит в это направление, надо смотреть шире и искать ту изюминку, которая поможет создать синергию новых объектов и комплексного развития территории, чтобы сообща инвесторы могли создать социнфраструктуру для местных жителей.
– У вас внушительный объем перелетов (Камчатка, Сахалин, Курилы и не только), деловых встреч, переговоров и т. д. Где вы берете энергию?
– Я просто люблю то, чем занимаюсь. Развитие проектов придает мне еще больше сил. Конечно, отсутствие вредных привычек, нормальное питание, сон, холодный душ позволяют быть в тонусе. Также 2–3 раза в год я хожу в горы. Альпинизм – это трудно, но он позволяет держать себя не только в физической, но и в психологической форме. И обязательно путешествия, в которых зачастую приходят новые идеи для воплощения в жизнь.
– Александр, вы уже полностью развернулись на Байкале? На какой стадии находится ваш проект Green Flow в «Байкальской гавани» и что дальше?
– Сейчас мы на нулевом цикле строительства, включающем в себя комплекс работ от переработки грунта до проведения подземных коммуникаций и инженерных сетей. Мы шли к этому последние два года, очень много усилий команды потратили для того, чтобы спланировать курорт в полном соответствии с концепцией. Чтобы стало понятнее: хилинг-концепция позволяет объединить полноценный отдых с оздоровлением, поскольку, помимо проживания, гостям предлагаются различные программы и процедуры, направленные на улучшение физического и эмоционального здоровья. Наш отель Green Flow на курорте «Роза Хутор» входит в международную ассоциацию Healing Hotels of the World, насчитывающую более 100 объектов в 37 странах на 5 континентах. Мы уверены, что Green Flow Baikal также войдет в ассоциацию. Для хилинг-отеля принципиальное значение имеет расположение, являющееся неотъемлемой частью атмосферы. В этом плане Байкал – настоящее место силы с невероятной энергетикой, позволяющее совместить отдых с посещением уникальных природных локаций, с нахождением в балансе – природном и физическом.
Сердцем хилинг-курорта Green Flow на Байкале, помимо отеля и парковой зоны в 7 га, станет оздоровительно-термальный комплекс площадью 4,5 тыс. кв. м. Зона бальнеологии, бассейны площадью 700 квадратов, из которых 350 – открытые уличные, различные бани, сауны, медицинский центр, залы для групповых занятий, йоги – все, что направлено на исцеление и расслабление человека. Это масштабный проект, рассчитанный не только на постояльцев отеля, но и на гостей, которые находятся на курорте, – они могут прийти в течение дня и получить весь комплекс услуг. За счет такой уникальной концепции мы делаем отдых круглогодичным. Человек может приехать в любое время года, и ему будет чем заняться – не только отдыхать и релаксировать, но и заниматься собственным здоровьем.
Термальный комплекс на Байкале является основой масштабирования других проектов, которые мы планируем реализовать в Якутии, на Сахалине и в первую очередь на Камчатке. Комплекс в Камчатском крае будет сопоставим с байкальским проектом: он похож по размерам, по номерному фонду, это – и отель, и апартаменты, и отдельно стоящие коттеджи, и термальный комплекс на общей площади около 30 га. Мы тесно общаемся с краевым правительством, знаем, что идет работа над инфраструктурой: электричество появится к концу 2023 года, а весной 2024-го мы планируем начать строительство. В октябре этого года открываем первый комплекс Green Flow Lakhta Park в Санкт-Петербурге.
С Якутией все несколько сложнее, но и интереснее. Я влюбился в место, которое мы присмотрели, – Ленские столбы – сразу же, как только побывал там, и понял: Ленские столбы – объект ЮНЕСКО и какой у него потенциал. Это то самое место силы! Там, увы, есть сложности с инфраструктурой и логистикой, необходимо протянуть электричество, обустроить дорогу, работа уже ведется. Мы тесно общаемся с республиканскими властями, по внутренним ощущениям приступить к строительству мы сможем не раньше 2024–2025 года.
На Сахалине у нас тоже много планов. В мае мне довелось побывать на Курилах – на Кунашире и на Итурупе. Итуруп очень воодушевил и поразил – здесь можно за 4–5 дней увидеть все то, на что на Камчатке из-за расстояний придется потратить две недели. А здесь все достаточно близко и по-своему красиво. Но нужно смотреть на цифры с точки зрения бизнеса и окупаемости, потому что стоимость реализации проекта будет в разы дороже, чем на материке. На самом Сахалине сейчас ведем переговоры об одном участке на «Горном воздухе», буквально в 200 м от подъемника. Рассматриваем вариант строительства отеля на 120–150 номеров и термального комплекса площадью 3,5 тыс. кв. м. Он будет рассчитан как на гостей курорта, которые будут приезжать кататься на лыжах в сезон, так и на жителей Южно-Сахалинска, которые смогут посещать его в течение года.
– Приходя в регион, вы даете, по сути, импульс к развитию инфраструктуры. Как в регионах решается этот вопрос?
– Для примера можно взять наш байкальский проект – здесь реализована зона «Байкальская гавань». За счет федеральных средств создана отличная инфраструктура, есть газовая котельная, очистные сооружения, проведено электричество, интернет. Когда мы принимали решение по площадке, она на 100 % была готова. Это огромный плюс, потому что для реализации современного хилинг-курорта площадью 30 тыс. кв. м нужна серьезная инфраструктура, которая требует существенного финансирования. То, что государство начало это развивать, – несомненный плюс. Только при этом подходе возможна качественная реализация и окупаемость туристических проектов.
Важно сказать, что мы рассматриваем себя не только как отель. Наша задача – быть таким проектом, который приходит в регион, увеличивает туристическую привлекательность, повышает уровень сервиса, предоставляет рабочие места. За счет этого будет увеличиваться поток гостей, будут приезжать более требовательные туристы, осознанно и бережно относящиеся к природе. Мы также планируем поднимать уровень экскурсионного обслуживания. Сейчас сотрудничаем с несколькими компаниями и стараемся задавать стандарты качества в этом направлении.
В чем сейчас проблема с жизнью на Дальнем Востоке? Я общался с людьми, спрашивал, почему люди отсюда уезжают? Отличная природа, климат. «Понимаете, нам сходить некуда, у нас нет парков, нет мест отдыха», – говорили мне. В этом плане показателен Южно-Сахалинск. Первый раз я попал туда в 2017 году, потом приехал в 2022-м: город изменился, появилась инфраструктура, объекты, где люди могут время провести.
– Как вы считаете, за счет чего? Благодаря ТОР, поддержке государством инвесторов? То есть льготы, которые даются, инфраструктура, которая возводится, – это помогает развитию регионов или что-то другое простимулировало?
– Первое, как мне кажется, – это изменение государственной политики и понимание, что наша страна – это единый организм. Для развития России надо смотреть и на развитие регионов. Это в первую очередь заслуга нашего президента и команды, которая этим занимается.
– Что же конкретно изменилось в государственной политике? Что вы чувствуете как инвестор?
– Государство стало вкладывать деньги в инфраструктуру. За два года, которые я не был в Петропавловске-Камчатском, появились новые дороги. Прилетаешь на Итуруп – там тоже сдвиги в этом плане. Вроде, кажется – такой маленький шаг, но он очень существенный, это – первое впечатление. Когда приезжают гости или инвесторы – ты понимаешь, что логистика первична. Если ты можешь передвигаться – есть жизнь, есть развитие. Кроме того, государство строит инфраструктуру именно в ТОР, т. е. это – комплексное развитие. Появляется возможность реализовывать проекты, потому что инфраструктура построена. На своем опыте могу сказать, что польза от взаимодействия, которое есть в Республике Бурятия, на Камчатке или на Сахалине, – огромная. Все, что касается подготовки документов и сопровождения, – это все делается на высшем профессиональном уровне.
Если говорить о гостиничной инфраструктуре, то важное значение имеет 141-е постановление – льготное субсидирование. Инфраструктурные проекты, связанные с развитием туризма, в мире всегда реализовывались с процентной ставкой 2–4%, наше государство тоже понимает, что без этого никуда, это та основа, благодаря чему туристические проекты будут жить и мы их будем развивать.
Преференции в ТОР, связанные со снижением налога на прибыль, с отсутствием налога на имущество, с пониженной ставкой на социальный налог, – это все существенно влияет и дает возможность таким проектам зарождаться. Это качественная совместная работа бизнеса и государства.
– Можете дать совет потенциальным инвесторам из других регионов, как открыть туристический бизнес на Дальнем Востоке? Какие первые шаги нужно сделать?
– Самый главный совет – это прилететь на Дальний Восток больше чем на два дня. У нас сложился такой миф, что ДФО – это обязательно территория сырого климата. Что если пришел циклон и выпало два метра снега, то дальневосточники так в нем и живут круглый год. На самом деле здесь прекрасный климат, комфортные природные условия. И задача Минвостокразвития, КРДВ разрушить эти стереотипы, засевшие в умах наших граждан.
Что касается именно туристического бизнеса, важно понимать, что основное – это сезонность. Но мы не побоялись зайти на Байкал с проектом с круглогодичной загрузкой. Тем, кто приходит в это направление, надо смотреть шире и искать ту изюминку, которая поможет создать синергию новых объектов и комплексного развития территории, чтобы сообща инвесторы могли создать социнфраструктуру для местных жителей.
– У вас внушительный объем перелетов (Камчатка, Сахалин, Курилы и не только), деловых встреч, переговоров и т. д. Где вы берете энергию?
– Я просто люблю то, чем занимаюсь. Развитие проектов придает мне еще больше сил. Конечно, отсутствие вредных привычек, нормальное питание, сон, холодный душ позволяют быть в тонусе. Также 2–3 раза в год я хожу в горы. Альпинизм – это трудно, но он позволяет держать себя не только в физической, но и в психологической форме. И обязательно путешествия, в которых зачастую приходят новые идеи для воплощения в жизнь.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.