Поделиться
Территориям разворачивают развитие
Поделиться

Федеральная налоговая служба предъявила резидентам ТОР счет за полученные льготы

pixabay.com

Развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений государственной политики России. И создание территорий опережающего социально-экономического развития, и свободного порта Владивосток с государственной инфраструктурой и налоговыми преференциями являются важным шагом в этом направлении.

Федеральным законом от 29.12.2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» определены права и обязанности резидентов, как действующих предприятий, так и вновь созданных, получивших государственную поддержку инвестиционной деятельности и обязанных развивать экономику региона.

У действующих предприятий Дальнего Востока, получивших статус резидента ТОСЭР до 26 июня 2018 года, появился реальный стимул продолжить инвестиционное развитие на более выгодных условиях. В первую очередь – за счет применения льгот в части пониженных страховых взносов в отношении выплат всем физическим лицам, занятых на предприятии. Предприятия получили законную экономию, которую смогли пустить на развитие. Государство со своей стороны получило эффект от того, что новые инвестиционные проекты были инициированы на существующей базе предприятий – соответственно, не пришлось тратиться на создание новой инфраструктуры.

Однако с позицией федеральной налоговой службы по трактованию федерального закона от 03.08.2018 №300-ФЗ, принятого государственной думой РФ, одобренного Советом федерации РФ, подписанного президентом России Владимиром Путиным, деятельность резидентов ТОСЭР и СПВ для действующих предприятий, получивших статус до 26.06.2018 года, разделилась на «до» и «после».

В п. 4 статьи 3 вышеуказанного федерального закона четко указано, что действие пункта 10.1. статьи 427 НК РФ в части применения пониженных тарифов страховых взносов с выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, применяются в отношении резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных на территории ДФО и резидентов свободного порта Владивосток, и распространяются на правоотношения, возникшие с 26.06.2018.

АО «Корпорация по развитию Дальнего Востока», являющаяся уполномоченным лицом по заключению соглашений на осуществление деятельности резидентов в письме №001-6726 от 23.07.2019 года разъясняет, что под правоотношениями, возникшими с 26.06.2018 года, понимается подписание соглашения об осуществлении деятельности резидента и получение статуса резидента.

Однако федеральная налоговая служба в письме от 28 мая 2019 года №БС-4-11/10247, в рамках исполнения этого закона разъясняет, что с 03.08.2018 плательщики страховых взносов, получившие статус резидента ТОСЭР в ДФО или резидента СПВ как до, так и после 26.06.2018, применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Налоговые службы по месту нахождения налогоплательщиков-резидентов ТОСЭР и СПВ в Дальневосточном федеральном округе, получивших статус резидентов до 26.06.2018 года, выставили требования в июне 2019 года о внесении исправлений в расчет по страховым взносам с августа 2018 года, отменяющих преференции резидента ТОСЭР, ссылаясь не на законодательство, а на позицию федеральной налоговой службы.

А ведь юридическая сила нормативного правового акта – федерального закона от 03.08.2018 №300-ФЗ, которым установлено, что положения пункта 10.1. статьи 427 НК РФ применяются с 26.06.2018 — обладает большей юридической силой, по сравнению с позицией федеральной налоговой службы, изложенной в письме от 28 мая 2019 года №БС-4-11/10247 как до, так и после.

В случае принудительного взыскания по решению камеральных налоговых проверок налоговой службой неуплаченных на законном основании страховых взносов по решению резиденты ТОСЭР и СПВ вынуждены будут прекратить свою инвестиционную деятельность в лучшем случае, в худшем — объявить себя банкротами. Речь идет не о единичных случаях, а о системном шаге: доначисления уже сделаны десяткам предприятий в разных регионах.

Позиция федеральной налоговой службы противоречит п.2 ст. 5 Налогового кодекса РФ, в которой говорится, что акты законодательства о налогах и сборах, повышающих налоговые ставки либо ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Очевидно, что, получив счета за ранее полученные льготы, резиденты ТОСЭР и свободного порта Владивосток в этой ситуации оказались крайними.

С нашей точки зрения, теперь многим инвесторам Дальнего Востока предстоит доказывать свою правоту в суде. Потому что иначе льготная «ловушка» грозит поставить вопрос самого существования десятков бизнесов, которые в свое время буквально воспользовались теми преференциями, которые им дал федеральный закон.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов