Поделиться
Точка прорыва
Поделиться

Евгений Вирцер, строитель космодрома Восточный, генеральный директор инжиниринговой компании «ИНСИСТЕМС», рассказал о сути космического проекта на новом космодроме «Восточный»

28 апреля состоялся первый пуск ракеты на новом космодроме Восточный. Это знаменательное событие — мы гордимся, что приближали его. К сожалению, широкая публика мало знает о сути проекта, зато слышит много разговоров о проблемах строительства космодрома. Пуск ракеты — хороший повод расставить правильные акценты.

Достижение космической отрасли

Старт космодрома — важный этап технологического развития космической отрасли. В целом можно сказать, что она находится в хорошем состоянии. Отрасль закрытая, внешним воздействиям была не очень подвержена, и потому никакого провала в космонавтике нет. Чему свидетельство как раз Восточный, один из лучших, если не лучший по своим технологическим решениям космодром в мире.

Главная его инновация — компактность и объединение большинства служб под одной крышей, в едином закрытом помещении, в котором поддерживается необходимый температурный режим.

Ракету не надо собирать на одном объекте, потом везти по железной дороге на заправку, заправлять и везти опять же по железной дороге к месту стыковки с космическим аппаратом. Все объекты — внутри единого комплекса. Построена трансбордерная галерея, которая позволяет перемещать ракету и ее части между корпусами технического комплекса в любое время года и в любое время суток.

Восточный в 6,5 раз меньше Байконура и в 1,5 раза меньше, чем космодром в Плесецке — но это скорее достоинство, чем недостаток. Да, на нем пока один стартовый стол и один техкомплекс, тогда как на Байконуре, например, восемь стартовых столов и 15 техкомплексов для разных типов ракет.

На Восточном будет еще один стартовый стол и несколько техкомплексов для средних и тяжелых ракет, но главное, на чем делается акцент — на эффективности эксплуатации: больше стартов с использованием одного и того же оборудования.

Команда из Сочи

Восточный сравнивают с Сочи по символическому значению для престижа России — но, поскольку мы работали и в Сочи, и на Восточном, могу сказать, что это разные строительные задачи. Восточный более сложен с точки зрения использования высоких технологий.

Там гораздо труднее привлекать кадры — в Краснодарском крае такой проблемы не было. Достаточно сказать, что все население Амурской области — как население трех районов Москвы. Рабочие приезжали из разных регионов Дальнего Востока, а вот команду инженерно-технических работников наша компания везла с собой из Краснодарского края — ту, с которой мы работали на сочинских объектах.
Да и логистические условия на строительстве Восточного гораздо сложнее, не говоря уже об условиях природно-климатических.

До финиша дошли не все

Космодром — самая сложная инженерно-строительная задача, которую решали современные российские строители. Он дал мощнейший импульс развитию отрасли — как в части технологий, так и в части менеджмента. Хотя мы работали и работаем на всех крупных стройках в России, и для нас это была колоссальная школа.

Мы зашли на Восточный в июне 2014 года, первоначально делали только воздуховоды и кабели. В конце 2014 года начались проблемы с финансированием. Затем эти проблемы удалось разрешить, но целый ряд компаний вышел из проекта из-за этих сложностей. Несколько компаний вышли из проекта, не справившись с технологическими задачами.
До финиша дошли только самые профессиональные и эффективные.

Успех импортозамещения

Космодром в Амурской области чрезвычайно насыщен инженерными системами. Причем значительная часть из них была изготовлена в рамках импортозамещения. С резким ростом евро и доллара и введением санкций против России задачи строительства существенно усложнились.

Мы, инженерные специалисты, разложили ситуацию «на молекулы» и определились, что нужно во что бы то ни стало покупать из-за рубежа, а что мы можем сделать собственными силами, в рамках разумного импортозамещения. Оказалось, что немало.

Например, пришлось разрабатывать и собирать холодильный центр — для поддержания холода в залах сборки ракеты и космических аппаратов. На космодром должен был быть поставлен модульный немецкий холодильник — но поставлен не был. Пришлось самим конструировать холодильную систему и собирать ее из элементов как отечественных, так и импортных. Система прекрасно работает.

И это далеко не единичный подобный случай. Эти примеры будут тиражироваться на производственных мощностях, которые планируется построить рядом с космодромом.

Точка промышленного роста Дальнего Востока

Уже сейчас рождаются интересные проекты промышленной кооперации вокруг космодрома — то есть космодром станет основой целого экономического кластера.

Найдется в нем место даже для туристической составляющей. Там есть что посмотреть, помимо запусков: в Амурской области очень красивая природа.

Рядом с космодромом строится также город для работников космодрома на 40 тысяч жителей — Циолковский.
То есть Восточный — новый крупный проект для Дальнего Востока, при этом проект высокотехнологичный, связанный с производством, проект на перспективы, а не связанный с разовым событием, каким был проект подготовки к форуму АТЭС во Владивостоке.

Какие проблемы?

Критика ситуации на Восточном, до недавних пор практически заслонившая достижения, в большинстве случае не отражала реальную ситуацию.

Задержки строительства бывают и на других крупных объектах — в том числе коммерческих. Тем более Восточный уникален в организационном отношении: в проекте участвуют более 400 больших и маленьких компаний, причем большинство из них местные — из Амурской области и других регионов Дальнего Востока. Не все из них справлялись с уровнем задач.

Как во всех случаях госзаказа, расценки там довольно жесткие, а условия выполнения задач еще жестче. Та или иная компания не смогла закрыть объемы в срок — и не получила деньги. А если компания небольшая и не может погасить затраты на зарплату за счет других проектов, возникает задолженность.

Кроме того, на космодроме есть работы дорогие и дешевые. Если у компании получился месяц дешевых работ, это вызывает у нее финансовые трудности.

Так что ничего сверхъестественного по сравнению с другими объектами там не происходило. Коррупции на Восточном не было и нет.

Деньги — на втором плане

Самое главное, Восточный для всех участвовавших в проекте стал чем-то большим, чем просто коммерческая задача. Мы относились к этому проекту как к проекту национального значения, точке прорыва страны в целом.

Восточный — объект с душой, объект, который мы ждали давно, сплотивший всех, кто участвовал в нем. Такой проект, каким для предыдущих поколений было строительство БАМа или строительство Байконура.

Восточный — проект, который предлагает вызовы, благодаря которым становишься сильнее, который сплачивает во имя больших целей. Одна из точек позитивного изменения экономической парадигмы развития нашей страны.


Материал опубликован на сайте Деловой газеты «Взгляд» 04 мая 2016 года. Евгений Вирцер Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов