Поделиться
Транссиб для Японии
Поделиться

Пропускная способность Транссибирской железнодорожной магистрали является закытыми сведениями и не разглашается. Руководство РЖД говорит лишь об объеме перевозок, который составляет 120 млн тонн

-

Среди японских производителей пока мало тех, кто пользуется Транссибом. Однако предприятиям, занимающимся перевозкой продукции легкой весовой категории с высокой стоимостью товаров и экспресс-доставки внутри России или в центральную Азию, стоит задуматься о возможностях использования магистрали.

Транссибирская магистраль – электрифицированная двухколейная железная дорога, связывающая между собой западную и восточную части Евразийского континента. Общее расстояние между Москвой и Владивостоком составляет 9298 км. По сравнению с путями для японских скоростных поездов Синкансен ширина рельсов Транссиба несколько больше и составляет 1520 мм. Транссиб способствует всестороннему развитию российской экономики и является ключевой транспортной артерией для перевозки пассажиров и товаров по стране и за ее пределы. По этой железной дороге сырье доставляется от места добычи к месту переработки, сельскохозяйственная продукция транспортируется из городов в порты и наоборот, производится поставка промышленных товаров во все регионы, люди путешествуют по разным направлениям.

Из-за нехватки транспортных мощностей и недостаточной развитости железнодорожной магистрали БАМ, которую называют «вторым Транссибом», магистраль является единственной артерией, соединяющей Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Поскольку Транссибирская магистраль помогает в перевозке не только людей и товаров внутри страны, но и связывает различные дальневосточные порты, такие как Восточный и Находка, с портами, располагающимися на западе страны (Санкт-Петербург), она играет большую роль в осуществлении экспортно–импортной деятельности и транзитных перевозок между странами Азиатско–Тихоокеанского региона и Запада. Что касается перевозимых по магистрали товаров, то об этом можно судить только по общим отчетам РЖД: непосредственно данных по Транссибирской магистрали нет. По данным на 2013 год, было перевезено 25% угля и 20% нефти. Далее следуют строительные материалы (14%) и железняк (9%).

Преимущество по количеству дней транспортировки

Более 90% товарообмена между Азией, Россией и Европой происходит посредством морского пути, проходящего через Суэцкий канал. Нельзя сказать, что магистраль гораздо более удобный способ транспортировки грузов: по сравнению с морскими грузоперевозками стоимость транспортировки по железной дороге выше и наблюдается слабое взаимодействие между основными «игроками», связанными с портами, железными дорогами и взиманием таможенных пошлин. Например, когда нужно перевезти 20-футовый контейнер из Японии в Европу, вместо суммы в 3500 – 4000 долларов, в которую обойдется морская перевозка, транспортировка по Транссибу стоит 6500 – 7000 долларов. Помимо того, что использование Транссибирской магистрали обходится почти в 2 раза дороже, продукция японских производителей иногда… пропадает по пути, что подрывает доверие к российским железнодорожным службам и является первостепенной причиной выбора грузоперевозчиками морских путей.

Тем не менее, если осуществлять перевозки при помощи Транссиба, можно сократить время в пути по сравнению с морской доставкой в примерно в 2 раза – до 16-18 дней. Хотя стоимость транспортировки тоже возрастает в два раза, очевидное преимущество состоит в том, что можно избежать прохождения маршрута вблизи областей военных конфликтов на Ближнем Востоке и убытков от пиратов в Малаккском проливе. Транссиб позволяет осуществлять перевозки и в соседние страны. Активно продвигается программа «Транссиб за 7 дней»: путь от Дальнего Востока России до Москвы длиной в 10000 км преодолевается за неделю. Что же касается частых изменений цен на перевозки, которые ставят под сомнение использование Транссиба для грузоперевозок, российская сторона имеет гибкую позицию, в том числе относительно введения фиксированной системы тарифов.

Конкурентоспособность Транссибирской магистрали

По сравнению с сообщением между странами АТР и Европой/Европой и Россией, на путях сообщения между Азией со стороны Тихого океана и российскими территориями, Азией со стороны Тихого океана и центральной Азией, Транссиб конкурентоспособнее морских путей. Регион продаж японских компаний в России простирается от Москвы и Санкт- Петербурга на западе до Екатеринбурга и Иркутска на востоке. Предприятия, которые изначально располагались в окрестностях Москвы и Санкт- Петербурга и были основными областями продаж, из-за расширения спроса «идут» на Урал и в Сибирь.

Когда груз доставляется из Японии в Россию, чем лучше воспользоваться: морскими путями сообщения или Транссибирской магистралью? Если рассматривать этот вопрос только с точки зрения материальных затрат, если местом назначения является город в европейской части России, например Москва или Санкт-Петербург, то транспортировка морем выгоднее. А если это Сибирь или Дальний Восток, то магистраль более конкурентоспособна. Считается, что Уральские горы являются своеобразным водоразделом в тарифах Транссиба и морских путей.

Достоинства использования магистрали для доставки товаров легкой весовой категории и товаров экспресс-доставки

Чтобы занять долю на высококонкурентном российском автомобильном рынке, несмотря на достаточно высокую стоимость перевозки, большим преимуществом для японских автопроизводителей будет сокращение времени в пути. Российское правительство разработало систему по предоставлению скидок для производителей, которые пользуются магистралью, что имело положительный эффект: поток машин, перевозимых по магистрали, составил более 50000 штук. Сейчас, когда система скидок уже не действует, многие японские производители продолжают по-прежнему использовать Транссиб. Благодаря японским производителям, автомобили являются самой многочисленной категорией товаров, транспортируемых при помощи этой железной дороги. Кроме того, по магистрали перевозят товары химической промышленности и автомобильные запчасти. Есть и такие производители, которые пользуются Транссибом для перевозки товаров легкой весовой категории с высокой стоимости и товаров экспресс-доставки.

С другой стороны, среди товаров, доставляемых из России в Азию, а иными словами с Запада на Восток, появляются новые тенденции. Среди них можно выделить уголь, объемы перевозки которого стремительно растут. Объем угля, отгруженного из российских дальневосточных портов, учитывая повышение мирового спроса, в 2013 году составил 55 млн тонн, что в 2,4 раза больше, чем в 2008 году. В общем объеме 12 млн тонн было отгружено в Японию. Российское правительство приняло стратегию, направленную на то, чтобы к 2030 году объемы отгружаемого с Дальнего Востока угля удвоились. В Японии также уделяют большое внимание углю как альтернативе атомной энергии и полагают, что значимость российского угля увеличится.

Россия нацелена на увеличение пропускной способности железных дорог

Спрос на логистические услуги по Транссибу и БАМу растет. В особенности спросом пользуются грузоперевозки с использованием российских дальневосточных портов. Объемы грузоперевозок в дальневосточных портах за последние 5 лет выросли на 80%. Но в этом заслуга не только железных дорог. Россия переориентирует свой курс в сторону АТР и пытается укрепить отношения посредством расширения экспорта. Вместе с политическими мерами президента Путина логистическая сеть на Дальнем Востоке России вырастет в ближайшие несколько лет.

Благодаря возрастающей необходимости в грузоперевозках при помощи железных дорог по дальневосточному направлению, пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали будет увеличиваться. Что касается магистрали, то для увеличения пропускной способности идут работы по повышению эффективности ее работы.

Хотя БАМ, которая проходит полностью по внутренней территории страны (в отличие от Транссиба), местами тоже представляет собой двухколейную электрифицированную железную дорогу, на большей части маршрута это неэлектрифицированная одноколейка, что означает ограничения по транспортировке. Поскольку активно ведется разведка сырьевых месторождений вдоль железнодорожных путей, в частности Эльгинское угольное месторождение, в этом году с момента 40-летия открытия дороги серьезно занялись улучшением пропускной способности путем электрификации и создания второй колеи для БАМа. К 2017 году также планируется инвестировать в улучшение пропускной способности БАМа и Транссиба.

Ожидания относительно более интенсивного использования Транссиба

Не нужно думать, что магистраль и морские пути сообщения конкурируют между собой. Если говорить про время доставки, то преимущество у магистрали, если о цене – то выигрывают морские перевозки. Например, если цена перевозок по Транссибу снизится, и товары, которые изначально транспортировались морем, будут перевозить по железной дороге, это не значит, что магистраль сможет полностью осуществлять перевозки. Скорее, Транссиб и морской способ можно назвать не конкурентами, а взаимодополняющими элементами.

Если говорить о товарообмене между Европой и Азией, то Транссибирская магистраль практически не задействована: по сравнению с долей морских перевозок доля магистрали совсем не значительна. Однако если удобство железнодорожных перевозок повысится, существует вероятность того, что произойдет переход на использование Транссиба. В условиях глобальной конкуренции и развития глобального рынка товарообмена на Транссиб возлагаются большие надежды. На первый план выходит достоинство магистрали, заключающееся в сокращении времени грузоперевозки почти в 2 раза, а потому важно прилагать усилия, чтобы сделать это направление привлекательным для грузоперевозчиков.

Текст: Саито Дайсуке, старший научный сотрудник Института экономических исследований Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО). Перевод: Ксения Деревянченко Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов