Поделиться
Хабаровские экспортеры приходят в ТОР
Поделиться

Что дает режим ТОРа или свободного порта экспортерам?

Приоритетное развитие регионов Дальнего Востока России обеспечивается созданием целого ряда инструментов, открывающих дорогу предпринимателям и инвесторам. Налоговые льготы, упрощение таможенных процедур, внимание со стороны государства… Разработанные режимы территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ), как оказалось, стали очень востребованными среди экспортеров.

-
Что дает режим ТОРа или свободного порта экспортерам? По факту каких-то специальных мер, которые бы эксклюзивно и адресно касались именно экспорта производимой продукции, данные экономические режимы не предоставляют. Есть некоторое количество частных мер, которые, безусловно, оптимизируют процессы внешнеэкономической деятельности. К таким относится возможность создания свободной таможенной зоны (СТЗ) на предприятии резидента, что позволяет беспошлинно завозить оборудование и товары для переработки, а затем – экспортировать продукцию. Значимыми для экспортно-импортных операций стали также нормы свободного порта Владивосток, обязавшие погранпереходы Приморского края перейти на кругло­суточный режим работы. Однако в общем и целом данные экономические режимы направлены на оптимизацию инвестирования и ведения бизнеса на Дальнем Востоке, в то время как экспорт – это скорее объективный мотиватор для инвесторов приходить на Дальний Восток.

По мнению министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, сформированная система механизмов и институтов развития направлена «на расширение свободы экономической и предпринимательской деятельности, повышение доходности и снижение рисков инвестирования в макрорегиона».

И ТОРы, и свободный порт Владивосток позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда. Резиденты на срок до 10 лет выплачивают страховые взносы в размере 7,6 % вместо 30 %, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал.

По словам замминистра Минвостокразвития Александра Крутикова, «привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами. Первый – налоговые льготы. Второй – наличие инфраструктуры. Третьей составляющей является особая система управления такими территориями. В основе этой системы лежит простой принцип: инвестор всегда прав».

Что интересно, претендовать на подобную поддержку, получив статус резидента свободного порта или ТОРа, могут компании от мала до велика. Минимальный «порог» инвестиций составляет 500 тыс. руб. для ТОРов и 5 млн руб. для свободного порта. При этом заявляться на льготный режим можно как новым компаниям, начинающим бизнес с нуля, так и существующим предприятиям, инвестирующим в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес действительно начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10–15 человек.

Хабаровский край – регион с наиболее развитым среди субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) промышленным производством. Казалось бы, это должно автоматически делать главной статьей экспорта высокотехнологичную продукцию. Впрочем, данные статистики показывают, что основная часть экспорта Хабаровского края по-прежнему связана с его природными богатствами: это продукция лесо- и рыбопереработки, топливо и драгметаллы. Качество экспорта из региона из года в год тем не менее растет: если в 2013 году на сырье приходилось 45 %, то в 2016-м – всего 35 %.

По данным таможенной статистики, за последние четыре года Хабаровский край ежеквартально экспортирует продукции на 250–400 млн долл. Исключением стал последний квартал прошлого года, когда объем экспорта вырос до рекордных 670 млн. Но и этот скачок не позволил региону перевалить за рубеж 1 % от объемов общероссийского экспорта.

По итогам 2013 года экспорт Хабаровского края составлял 1,51 млрд долл. – 0,3 % от общего объема в 525,98 млрд  долл. для всей России. По итогам 2014-го – 1,44 млрд, те же 0,3 % от 497,36 млрд долл. В 2015 году, когда российский экспорт ожидаемо «просел», край смог улучшить свои показатели до 0,33 % – 1,15 млрд из 343,54 млрд долл. По результатам прошлого года экспорт из России составил 285,49 млрд долл. Доля Хабаровского края в общем объеме – 1,55 млрд, или 0,54 %.

Одновременно с ростом стоимостных объемов экспорта улучшалась его структура. В 2013 году 44,5 % экспорта из Хабаровского края приходилось на сырьевые товары, 19 % – на  несырьевой энергетический экспорт, 36,5 % – на несырьевой экспорт, не связанный с энергетикой. Доли первого и второго постепенно уменьшались. В результате к концу 2016 году регион пришел с 60 % несырьевого неэнергетического экспорта (930 млн долл.), 5,2 % несырьевого энергетического экспорта (80 млн) и 34,8 % сырьевого экспорта (540 млн).

В Хабаровском крае еще с советских времен работают крупные предприятия, производящие продукцию машиностроения: военные и гражданские самолеты и суда, металлургическую продукцию, оборудование, в том числе электронное и оптическое. По данным на конец 2016 года, доля промышленного комплекса края в общем объеме отгруженной продукции – более 29 %, наибольший удельный вес занимают машиностроительный и металлургический комплексы (85 % и 12 % соответственно).

Именно поэтому основной поставщик экспортной промышленной продукции – оборонно-промышленный комплекс Хабаровского края (60 % отгружаемой по региону продукции промышленности приходится именно на него). Экспортные контракты исполняют Комсомольский-на-Амуре авиационный завод и филиал «Гражданских самолетов Сухого» (оба входят в концерн «Сухой»). На внешние рынки поступает продукция ПАО «Дальэнергомаш», ОАО «Амурметалл». Экспортерами также являются Амурский патронный завод «Вымпел», Амурский и Хабаровский судостроительные заводы.

В сфере лесопереработки сразу несколько предприятий поставляют на экспорт как круглый лес, так и пиломатериалы, шпон и пеллеты. Экспортной продукцией высокой степени переработки, которая считается визитной карточкой дальневосточной тайги и высоко ценится на зарубежных рынках, является пихтовое масло.

Рыбная промышленность Хабаровского края также поставляет на рынки стран АТР самую разнообразную продукцию – от икры минтая и лососевых и кормовой муки до сырой рыбы и краба.

Химико-фармацевтический завод «Дальхимфарм» – единственный на Дальнем Востоке производитель готовых лекарственных средств, одно из самых крупных и старейших предприятий. «Дальхимфарм» выпускает более 200 наименований лекарственных препаратов и имеет многолетнюю практику экспортных поставок в страны СНГ, Монголию, Японию и США. В частности, успехом на внешних рынках пользуется уникальный экстракт элеутерококка производства завода «Дальхимфарм».

Еще один экспортер лекарственных препаратов – ООО «Ридер». Предприятие специализируется на производстве эфирных масел, флорентинной воды, занимается сбором и заготовкой лекарственно-растительного сырья из растений, произрастающих в Дальневосточном регионе.

В строительном комплексе Хабаровского края на экспорт ориентирован выпуск негорючих теплоизоляционных материалов – их производит несколько крупных предприятий. Также спросом за рубежом пользуются строительные сваи, изготовленные на заводах края: широколопастные для талых грунтов и узколопастные для вечной мерзлоты.

Экспортной продукцией может также гордиться и отрасль легкой промышленности Хабаровского края. Компания Pauline – крупный российский производитель свадебных и вечерних платьев, детской одежды, основанный в 2000 году. Платья марки Pauline представлены в салонах более 50 городов России, а также в Украине, Белоруссии и Германии. 

- Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов