Поделиться
Винту и крылу подставляют плечо
Поделиться

Авиастроение Дальнего Востока для развития должно опереться на льготные режимы ТОР и малый бизнес

sdelanounas.ru
В числе дальневосточных компаний, работающих в оборонно-промышленном комплексе, одну из ведущих позиций занимают авиастроительные. В Хабаровском крае на авиастроение приходится до 90% всех инвестиций в машиностроительную отрасль. В Приморском крае – порядка 40%. Высока и инновационная активность предприятий этой сферы в регионах – до 60%. На крупнейших в ДФО предприятиях отрасли – "Комсомольском-на-Амуре авиазавода" и местном филиале компании "Гражданские самолеты Сухого" (оба входят в холдинг "Сухой") и авиазаводе «Прогресс» ("Вертолеты России") созданы тысячи рабочих мест (12 тыс. и 6 тыс. соответственно), объемы заказов (в том числе экспортных) на заводах растут, в их модернизацию вкладываются десятки миллиардов рублей.
 
Между тем сейчас на Дальнем Востоке активно продвигается кластерная модель работы в авиа- и судостроении. Ее суть – привлечение к сотрудничеству с крупными предприятиями малого бизнеса, передача некоторых производственных процессов предприятиям МСБ. И ставка здесь может быть сделана на те возможности, которые предлагают резидентам территории опережающего развития, активно создаваемые сейчас на Дальнем Востоке. Одна из них – ТОР «Комсомольск». На данный момент АО «Корпорация развития Дальнего Востока» заключила 17 договоров об инвестиционной деятельности в ТОР «Комсомольск» на общую сумму 11,6 млрд рублей. В ТОР запланирована работа четырех площадок: «Парус», «Амурск», «Амурлитмаш» и «Холдоми». И аналогов той продукции, которая будет на них производиться, на российском рынке пока нет. Как, по большому счету, нет аналогов тем подходам к работе, которые там реализуются.
 
– ТОР «Комсомольск», и прежде всего ее площадка «Парус», как раз ориентированы на запросы крупнейших, якорных предприятий региона – КнААЗа (филиала ПАО «Компания «Сухой»), Амурского судостроительного завода, Комсомольского НПЗ, – рассказывает заместитель министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края Алексей Чепурных. – Мы сейчас развиваем проект под названием «Новая индустриальная модель». Он подразумевает развитие предприятий по образцу современных международных холдингов, когда в головной компании остается только сборочное производство, а другие переделы выносятся за ее периметр. Благодаря такому подходу, во-первых, удовлетворяются потребности компании-заказчика, а во-вторых, с развитием ТОР «Комсомольск» будут укрепляться и развиваться сами малые предприятия – его резиденты начнут со временем работать и по другим заказам. Вообще, если бизнес обладает соответствующими компетенциями, то у нас с ним всегда будет предмет для разговора. Поэтому я бы призвал предпринимателей и самих активнее выходить на нас с предложениями о сотрудничестве. 
 
Как рассказывает Алексей Чепурных, сейчас ведется отработка намеченных моделей. Уже обозначены девять видов деятельности, которые КнААЗ готов передать резидентам и, собственно, приглашает предпринимателей к сотрудничеству по этим позициям.
 
– В частности, это производство кабельной сети, электрораспределительных устройств, режущего инструмента, так называемых нормалей, других видов продукции, которые востребованы в технологическом цикле КнААЗа, – говорит замминистра.  
 
Правда, уточняет чиновник, предприятия, которые намерены работать по этим направлениям, пока располагаются на площадях КнААЗа: подготовка площадки «Парус» еще только ведется. По словам Алексея Чепурных, на данный момент готова дорожно-транспортная сеть «Паруса», к концу этого года в целом завершится подготовка инфраструктуры, далее начнется строительство производственных помещений, и в «полную силу» площадка начнет работать уже, скорее, к концу следующего года. 

Ее общая площадь – 59,4 га, участков в пределах кадастровых кварталов – 472 га. Свободно сейчас 38,2 гектара. То есть места хватит еще многим предприятиям, добавляет Алексей Чепурных. К концу 2018 года здесь будет полностью оборудована вся инфраструктура, связанная с дорогами, энергоснабжением, теплоснабжением, газо- и водоснабжением и водоотведением и т.д.
 
– Разумеется, резидентов привлекают и те льготы, которые предоставляются в ТОР «Комсомольск», – говорит Ольга Калугина, руководитель направления по сопровождению инвестиционных проектов Агентства инвестиций и развития Комсомольска-на-Амуре. – Это, например, нулевой земельный налог для резидентов первые три года, аренда в 0,4% от размера базовой ставки, ставки от 0 до 5% по налогам на прибыль и имущество организаций в первые пять лет, пониженные коэффициенты страховых взносов. По идее, чтобы зайти в ТОР «Комсомольск» и начать работать, предприятию-резиденту не понадобятся крупные суммы инвестиций. Думаю, по некоторым направлениям они могут составлять в пределах нескольких сотен тысяч рублей – и этого будет достаточно, чтобы начать работать. В то же время к нам зашла сейчас такая крупная компания, как «Промышленные технологии». У нее уже есть официальный статус резидента ТОР «Комсомольск», хотя работает она пока не на площадке «Парус», а в городе.
 
Как рассказывает Ольга Калугина, холдинг «Промышленные технологии» планирует разместить на площадке «Парус», когда она будет готова, производства для нужд авиастроения. Первую очередь планируется запустить в течение двух лет. Речь идет о запуске производства на первом этапе бортовых кабельных сетей, распределительно-коммуникационных устройств, трубопроводов. На втором этапе планируется открыть производство деталей по заказам авиазаводов. Опыт работы у «Промышленных технологий» по этим направлениям большой: компания около 20 лет разрабатывает и производит различное оборудование для самолетов, вертолетов, космических аппаратов.
 
Однако, как заметила Ольга Калугина, пока резидентство «Промышленных технологий» – самый конкретный проект, если говорить о площадке «Парус», предназначенной для предприятий, готовых работать по заказам авиастроителей.
 
По словам Алексея Чепурных, ТОР «Комсомольск», в том числе и площадка «Парус», открыты для сотрудничества с потенциальными резидентами – площади ТОР могут вместить еще немалое число предприятий, было бы желание с их стороны.

Опубликовано в журнале «Экономика Дальнего Востока»  
Юлия Старинова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов