Поделиться
Владимир Печеный: «Процесс будет иметь продолжение»
Поделиться

Магадан продемонстрировал на ВЭФ горнорудный потенциал области

О проектах с мультипликативным эффектом и самородках Колымы – EastRussia рассказал губернатор Магаданской области Владимир Печеный.

- Владимир Петрович, какие проекты регион представил на Восточном экономическом форуме?

- Прежде всего это инвестпроекты нашей традиционной горнодобывающей отрасли - освоение месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции и создание угольного кластера на базе Омсукчанского угольного бассейна, а также презентация туристско-рекреационных возможностей области.

Проекты по золотодобыче презентовались компаниями «Полюс Золото» и «АРЛАН». Они уже реализуются. В мае этого года в рамках встречи глав РФ и КНР компания «Полюс Золото» подписала документ с Китайской государственной золотодобывающей корпорацией о партнерстве в разработке новых месторождений. Что касается крупнейшего в России Наталкинского месторождения, то современное предприятие там - «Рудник имени Матросова» - уже практически на 80% построено. Сейчас компания ищет инвестора, который на завершающей стадии смог бы подключиться к проекту.

Инвестиционная компания «АРЛАН» рассказала на ВЭФ о проекте по разработке Яно-Колымской золоторудной провинции и созданию горно-металлургического комплекса на базе месторождений Павлик-2 и Родионовское. Сумма необходимых инвестиций превышает 800 млн долларов. Сдерживающим фактором для развития проекта инвестор считает отсутствие проектной документации на строительство линии электропередачи, без которой осваивать провинцию, строить промышленные предприятия невозможно. Наконец, дано поручение Минэнерго, и Дальневосточная энергетическая управляющая компания (ПАО «ДВЭУК») получила тендер на проектирование ВЛ «Усть-Омчуг – Омчак». Проект будет готов в 2016 году, и, я уверен, к этому времени определится инвестор, который за 1,5 года линию (135 км) построит. Высоковольтная линия «Усть-Омчуг – Омчак» даст возможность предприятиям Яно-Колымской золоторудной провинции выйти на максимальную проектную мощность.

Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции – яркий пример создания территории опережающего развития без всяких инструментов. Компания «АРЛАН» совместно с Внешэкономбанком реализует проект по разработке месторождения Павлик. Сегодня здесь построено самое крупное предприятие золотодобывающей отрасли в Магаданской области, и, пожалуй, на Дальнем Востоке. Горно-обогатительный комбинат уже в этом году даст нам 2-3 тонны золота, а выйдет на полную мощность – и регион сможет добывать на 6 тонн золота больше.

- Некоторые СМИ поговаривают о смене собственника в компании «Полюс Золото». Вы можете подтвердить эту информацию? Кстати, когда приступите к промышленному освоению Наталки? (в конце прошлого года Рудник имени Матросова - дочка компании «Полюс Золото» - отложил начало добычи драгоценного металла на месторождении Наталкинское в Тенькинском районе Колымы на неопределенный срок – прим.автора).

- Информацию по изменению собственника в компании «Полюс Золото» я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Что касается действительно волнующей нас проблемы: отложенного запуска предприятия, - держим ситуацию под контролем. Вице-премьер РФ Юрий Петрович Трутнев этот вопрос отслеживает. Определены конкретные сроки запуска Наталкинского проекта – первая половина 2017 года. В том, что месторождение начнем разрабатывать, сомнений нет (в ГОК уже вложено полтора миллиарда долларов!). Даже по сниженным оценкам содержания золота в руде «Наталка» все равно остается крупнейшим золоторудным месторождением в России.

- Как продвигается реализация проекта по строительству водородного завода в Магаданской области совместно с компанией «Кавасаки»?

- Компания «Кавасаки» продолжает работу с «РусГидро». Технико-экономическое обоснование проекта близится к завершению. Проект имеет право на жизнь, а окончательно определят место размещения завода специалисты японской компании. Сегодня японцы предлагают два варианта: один в самом городе Магадане, поближе к морскому порту – комфортная транспортная логистика; а чтобы более эффективно использовать дешевую энергию, то непосредственно в районе гидроэлектростанции, но там сложная логистика: транспортировать сжиженный водород до морского порта придется в условиях вечной мерзлоты, по автодорогам через наши непростые колымские перевалы.

- На ВЭФ вы подписали соглашение с Чукоткой о реализации проекта энергомоста «Колыма – Чукотка». Каково значение этого масштабного проекта?

- Точнее – о снятии инфраструктурных ограничений в энергетике и транспорте, в том числе и посредством строительства энергомоста. Проект решит многие проблемы наших регионов. Сегодня энергосистемы Колымы и Чукотки замкнуты. У нас электроэнергии очень много, Чукотскому автономному округу её катастрофически не хватает, разумно энергетические системы объединить. Выиграют все. По нашим совместным обращениям «РусГидро» готовит технико-экономическое обоснование проекта. Безусловно, это очень дорогой проект, который потребует серьезных государственных вложений. Здесь не справиться частными инвестициями. Но к проекту проявляют интерес инвесторы, потому что строительство энергомоста даст импульс разработке крупных месторождений как на Чукотке, так и в Магаданской области.

- Экономика Магаданской области в последние годы демонстрирует системный рост по многим направлениям. Какие еще масштабные проекты рассматриваете на ближайшую перспективу?

- Прежде всего, нефтегазовые проекты магаданского шельфа. Наступило время активной разведки углеводородов на участке «Магадан-1» в Охотском море (проект реализует ООО «Магаданморнефтегаз» - дочка компании «Роснефть»). Практически решен вопрос по привлечению китайской компании к разведочному бурению. В ближайшее время приступим к формированию береговой базы для освоения шельфа.

Мы провели общественные слушания по проекту, так как люди обеспокоены негативным влиянием на экологию (у нас богатейшее море, в котором много рыбы, ценные гидробионты. К тому же, скважину пробурят в 100 километрах от Магадана). Слушания прошли успешно, замечания высказаны и приняты. Компания завершит все экспертизы и в 2016 году приступит к бурению поисковых скважин.

- Представляя туристско-рекреационные возможности региона, вы сделали акцент на проекте развития курорта «Талая». Была ли успешной такая заявка на форуме?

- Талая - уникальное место на Севере. Целебные природные грязи, термальная минеральная вода, красивейшая природа – и все это в 286 км от Магадана. На ВЭФ состоялись предварительные договоренности с несколькими инвесторами, которые намерены в ближайшее время приехать в Магадан. Безусловно, кота в мешке покупать нельзя. Перспективы интригуют, презентация понравилась… Уверен, процесс будет иметь продолжение. Снимем инфраструктурные ограничения: построим хорошую дорогу, протянем ВЛ «Оротукан - Палатка – Центральная» и отдельной веткой – линию к Талой, - сможем электроэнергию Усть-Среднеканской ГЭС передавать не только на курорт «Талая», но и на золоторудные месторождения, расположенные неподалеку.

- Инвесторы, обратившие внимание на курорт, наши? Иностранные компании?

- Россияне. Якорным инвестором выступила наша золотодобывающая компания. Люди хотят попробовать себя в новом деле, совершенно иной отрасли. Думаю, появление своего, местного, инвестора вызовет больше доверия у соинвесторов, в том числе и иностранных. Для реализации проекта требуется 2,5 млрд рублей. Повторю, помимо развития курорта, надо совершенствовать инфраструктуру. Мультипликативный, эффект получается... Намерены использовать и механизмы государственно-частного партнерства. Владельцем курорта остается государство в лице субъекта. Вкладываем средства в развитие курортной базы и будем продолжать это делать, поскольку «Талая» - жемчужина Колымы, здесь северяне поправляют здоровье, с удовольствием проводят отпуск, туристы покоряют окрестные вершины, сплавляются по рекам, наслаждаются великолепием озер… А какая здесь жимолость, брусника!

- Уже хочется на Талую. Расскажите, как приехать на курорт жителям других регионов?

- Без проблем, берете билет на самолет и… милости просим.

- Каковы возможности аэропорта?

- Как у любого российского аэропорта, имеющего статус международного. Магаданская область является участником программы развития Дальнего Востока. Большие деньги вложены в развитие инфраструктуры аэропорта. Сегодня у нас взлетно-посадочная полоса, которая может принять все типы воздушных судов. В этом году аэропорт получил разрешение и на обслуживание самолетов «Боинг-777» и «Эйрбас-330».

В последние годы значительно расширилась маршрутная сеть. Есть прямые рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар. Нынче добились и субсидированного рейса в Симферополь. Региональная авиакомпания связала Магадан с Камчаткой. По взаимной договоренности с правительством Камчатского края выполняется рейс из Магадана в Петропавловск-Камчатский. Ежедневно летает самолет из Магадана во Владивосток с посадкой в Хабаровске. Отправляются авиалайнеры в Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ. Сеть большая, вопрос - в цене. Безусловно, она никого не устраивает. Билеты на субсидированные рейсы, которые действуют определенный период, для многих категорий населения все же остаются дорогими. Если говорить о перевозке грузов (а часть грузов, в том числе продуктов питания) мы переправляем авиацией, то килограмм обходится в 200-250 рублей. Арифметика проста: везёте помидоры по 100-150 рублей, добавляйте сразу 250 рублей на транспортные расходы. Стоит ли удивляться, что цена томатов на наших прилавках – 500 рублей?

- Планируете поднимать сельское хозяйство в регионе?

- Шаг за шагом делаем это. Практически обеспечили магаданцев свежим яйцом и охлажденным мясом птицы, нарастит обороты птицефабрика «Дукчинская» - и колымчан снабдим этими продуктами. Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) одобрил наш проект по строительству теплиц для выращивания овощей в закрытом грунте. Его поддерживает компания «РусАгро» и готов войти еще один местный инвестор.

Планируем построить бройлерный инкубатор, этот проект тоже поддерживает ФРДВ. Задумали создание свинокомплекса. Рассчитываем на господдержку Минсельхоза, и в следующем году приступим к строительству. Возможно, это будет приоритетный инвестиционный проект в рамках агропромышленного парка. Надеемся получить поддержку Минэкономразвития на его создание в 2016 году.

Мы заинтересованы в инвестиционных проектах. Их реализации способствуют механизмы особой экономической зоны. Её режим действует на территории области и дает инвесторам существенные преференции. Как и в ТОРах, у нас действует свободная таможенная зона- импортировать технику для развития производства можно без проблем. Никаких таможенных пошлин.

- Что сегодня является брендом Магаданской области?

- Наш бренд был представлен на Улице Дальнего Востока: уникальные золотые самородки. Колыма – российский центр россыпной золотодобычи. Самородки не добыть из руды, их моют старатели. В июле мы провели в Магадане первый Всероссийский Золотой фестиваль «Старательский фарт». Состязания в старательском мастерстве - отличный проект по развитию въездного туризма, на мой взгляд. Нынче они проходили в рамках Магаданской инвестиционной ярмарки, но мы убедились, что можно проводить фестиваль как отдельное мероприятие. Огромен интерес к добыче золота «дедовским способом», промывая золотоносные пески лотком.

Если в Якутии создается алмазная биржа, то мы задумали создать на Колыме биржу самородков. Идея пришлась по душе нашим недропользователям, заинтересовала потенциальных покупателей. Представляете, надели серьги с золотыми самородками – и ни у кого уже нет сомнения - колымская марка!

 

Текст: Марина Галкина. Фото: Виталий Холоимов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов