Губернатор Камчатского края о планах возрождения на полуострове судостроения и судоремонта и преференциях, которые получит бизнес в этой отрасли
– Владимир Викторович, о каком прогрессе в создании судостроительного кластера на Камчатке можно говорить, если брать за точку отсчёта ВЭФ-21?
– В 2021 году Камчатский край заключил много знаковых соглашений: все они отвечают на вопросы, которые волнуют жителей региона, все – предметные. Но главное – они уже претворяются в жизнь.
Если говорить о прогрессе, который уже заметен, то здесь я могу выделить несколько ключевых точек роста. В частности, расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» для реализации проекта судостроительного кластера, что позволяет потенциальному инвестору создать свободную таможенную зону на территории реализации Проекта и воспользоваться специальными льготами и преференциями.
Кроме того, мы заручились поддержкой Минпромторга России, и судоремонтные предприятия могут рассчитывать на финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Здесь речь идет о возможности получения займов в размере до двух миллиардов рублей под 1-7% годовых.
Также Минпромторгом совместно с субъектами разработан проект по установлению «нулевой» ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики, а также Крыма и Севастополя.
При этом мы на Камчатке прорабатываем возможность создания индустриального (промышленного) парка на базе АО «Судремсервис» и АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», а также промышленного технопарка на базе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест». Данная инициатива позволит частным предпринимателям воспользоваться инструментом государственной поддержки, в том числе предусматривающим компенсацию до 50 % понесенных затрат на создание инфраструктуры.
- О каких объемах услуг по судоремонту на Камчатке сегодня можно говорить?
– Сегодня объем услуг по судоремонту у нас достиг отметки в три миллиарда рублей, численность работников, занятых в отраслях — более 1,5 тысячи человек. 34 предприятия региона имеют свидетельства Российского Морского Регистра судоходства на судоремонтные работы. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тысяч тонн. Наряду с услугами комплексного обслуживания флота на Камчатке высоко востребовано малое судостроение.
В настоящее время на территории Камчатского края ремонтируются все малотоннажные корабли и 50% среднетоннажных. Ремонт крупнотоннажных судов практически не осуществляется, весь остальной флот ремонтируется в Приморье, Китае и Корее.
– Какая, на ваш взгляд, на сегодня основная задача для властей в судоремонтной отрасли?
Задача — воссоздать ту отрасль, которая, к сожалению, за десятилетия мы утратили, и для которой все объективные предпосылки существуют. Как говорят сами моряки, невозможно, идя мимо берегов Камчатки, не зайти в Петропавловск. Это единственный с такими характеристиками порт-укрытие и порт для технического обслуживания. Сейчас мы видим практическую реализацию планов по развитию Северного морского пути, что позволит увеличить навигацию кратно, а, возможно, и на порядок в ближайшие десять лет. Это означает, что мы должны быть готовы к возросшему спросу на судоремонт и именно на него направленны наши инициативы. Первые уже находятся в практической проработке в ПСРЗ в южной части нашего города. Уже спроектирован судостроительный кластер. Считаю, что развитие судостроения для Петропавловска-Камчатского — это в первую очередь экономика: высокооплачиваемые рабочие места и привлекательная работа для нашей молодёжи.
– Как увязывается развитие судостроительного кластера с ростом перевозок по СМП?
- Увеличение объемов каботажных и международных перевозок по Северному морскому пути и продвижение Северного морского пути на мировом рынке в качестве конкурентноспособного транспортного коридора (с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности) невозможно без строительства новых судов ледового класса и конечно без ремонта и модернизации существующего флота.
В качестве примера: основным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов Камчатского края эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей добывающего и перерабатывающего флота Камчатского края.
Создание современного судостроительного и судоремонтного кластера позволит сформировать в акватории нашей Авачинской бухты единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг российским и иностранным рыбопромысловым и судоходным компаниям.
– Каковы актуальные данные по потребности в судостроительных и судоремонтных мощностях, во сколько сейчас оценивается ёмкость рынка по строительству и ремонту судов?
– Ключевой отраслью Камчатского края несомненно является рыбопромышленный комплекс, в связи с этим предприятия региона в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по строительству флота и береговых заводов: из 42 договоров по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну 28 договоров заключены с предприятиями региона.
Под инвестиционные квоты на строительство судов Рыболовецким колхозом им В.И. Ленина построено 3 средних траулера-сейнера (инвестировано 4,2 млрд руб.).
Камчатскими предприятиями ведется строительство еще 17 промысловых судов, из них 5 крупнотоннажных судна (плановый объем инвестиций составляет порядка 45 млрд руб.):
Здесь отмечу, что инвестиционная кампания является работающей мерой стимулирования обновления флота и рыбоперерабатывающих мощностей.
В части судоремонтной отрасли, которая занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, могу сказать, что в 2021 году объем услуг по судоремонту в Камчатском крае составил порядка 3 млрд рублей, а численность работников, занятых в отрасли около 1,6 тыс. человек.
Однако в распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 650 рыбодобывающих судов различного типа (из которых 232 крупнотоннажных и среднетоннажных судов, что составляет более 50% от общего количества судов, работающих на Дальнем Востоке). В связи с чем, потенциальный объем услуг в судоремонтной отрасли Камчатского края может составить порядка 5 млрд руб. в год, без учета текущего и непредвиденного ремонта.
– Какая работа ведётся с крупными инвесторами помимо «НОРЕБО»?
– У нас на Камчатке реализуется ряд проектов в сфере логистики и транспорта. В частности, проект «Терминал Сероглазка». Здесь речь идет о создании нового грузового терминала с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции.
Есть у нас и проект ООО «Свободный порт Камчатка». Здесь запланировано строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе СМП.
Известный вам проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км к северу от Петропавловска-Камчатского.
Также по заказу ООО Колхоз им. В.И. Ленина, ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» ведется строительство двух из шести запланированных Малотоннажных рыболовных сейнеров проекта 04130.
– На какие льготы, преференции могут рассчитывать компании, если они войдут в судостроительный кластер?
– Помимо действующих отраслевых мер государственной поддержки, потенциальные участники кластера смогут воспользоваться специальными налоговыми режимами (режим территории опережающего социально-экономического развития и режим Свободного порта Владивосток). Они предусматривают освобождение от земельного налога (в течении 3 лет), налога на имущество (в течении 5 лет), налога на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет (в течении 5 лет).
Кроме того, в рамках этих режимов, действуют пониженные тарифы страховых взносов на 10 лет (6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Есть и ряд других преференций и льгот - установление режима свободной таможенной зоны для резидентов, отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время проведения таможенной очистки прохождения границы.
Также с 2022 года промышленные предприятия могут получить финансовую поддержку в рамках регионального Фонда развития промышленности
– Как решается вопрос с импортозамещением оборудования, необходимого для производств судостроительного кластера?
– Вопрос весьма сложный, так как в настоящее время значительная часть используемого оборудования в рыбохозяйственном комплексе является импортным. К такому оборудованию на флоте относятся как полностью суда иностранной постройки, так и суда российской постройки на которых используется до 70 % импортного оборудования – различное силовое, насосное, рулевое, такелажное, холодильное, гидравлическое, радионавигационное, холодильное, рыбоперерабатывающее и другое оборудование.
По оценке руководителей камчатских предприятий, обеспечить стабильную работу действующего импортного оборудования возможно в течение 3-5 лет, в том числе за счет параллельного импорта, импорта аналогов из нейтральных стран и импортозамещения запасных частей и расходных материалов.
Также в целях импортозамещения продукции, оборудования, комплектующих изделий, запасных частей, а также сырья и материалов для промышленных предприятий Камчатским краем в настоящее время выстраивается плодотворное сотрудничество с Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой
– Какова ситуация с подготовкой кадров, нужду в которых испытывает судостроительная отрасль?
– На Камчатке ведётся подготовка специалистов среднего звена на базе Колледжа КамчатГТУ. Здесь идет подготовка специалистов по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок, а также промышленного оборудования. На базе Камчатского государственного технического университета ведётся подготовка по направлениям: «Энергетические установки и электрооборудование судов» и «Технологические машины и оборудование».
Тем не менее, нам не хватает инженеров-конструкторов, инженеров-строителей кораблей, инженеров-технологов и других.
В связи с этим в настоящее время правительством региона разрабатывается «Дорожная карта» по развитию судоремонтного и судостроительного кластера в Камчатском крае, в рамках которой отдельной программой предусмотрено кадровое обеспечение.
Также в рамках региональной поддержки судоремонтной отрасли в образовательных учреждениях с 2022 года запустят иные программы подготовки кадров для судоремонтной отрасли.
Дополнительно регионом прорабатывается возможность в 2023 году участвовать в программе Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой будут заключены соглашения с образовательными учреждениями и промышленными предприятиями судоремонтной и судостроительной отрасли, с целью подготовки специалистов среднего профессионального образования.
беседовал Алексей ЗбарскийИнтенсификацию работы главной транспортной артерии Арктики – Северного морского пути – в круглогодичном режиме обсудили в рамках выездной сессии ВЭФ, состоявшейся на Камчатке. СМП станет новым логистическим маршрутом для доставки грузов с Дальнего Востока в европейскую часть России. На сессии обсудили также развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности арктического судоходства, синхронизацию работы государственных и частных структур по развитию СМП и ряд других вопросов.
Северный морской путь – альтернатива Суэцкому или Панамскому каналу. Например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, Северным морским путем – 5 770 морских миль.
Предложенный проект плана развития Севморпути на период до 2035 года предполагает повышение объемов грузоперевозок, на которые ориентировал президент РФ Владимир Путин 80 млн тонн к 2024 году, к 2030 году – не менее 150 млн тонн, в сегодняшней редакции плана – 90 млн тонн и более 200 млн тонн соответственно.
Об этом сообщил первый замглавы Минвостокразвития РФ Гаджимагомед Гусейнов.
«Объем инвестиций, по которым мы формируем грузовую базу СМП, составляет 15,6 трлн рублей. Создаваемая валовая добавленная стоимость составит 28,5 трлн рублей и до 2035 года оценка налоговых поступлений – более 16 трлн рублей. Цифры впечатляющие».
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов считает, что полуостров станет одним из ключевых хабов на Севморпути.
«Камчатка – это естественные восточные ворота нового стратегического транспортного коридора, при этом мы понимаем, что Северный морской путь – это уже не план, это реальность. В этом году 18 млн тонн было перевезено Севморпутем, на Камчатке реализуется один из флагманских проектов по перевалке сжиженного природного газа, который сделает Камчатку одним из ключевых мировых хабов. И сегодня мы видим, что от экспериментальных рейсов мы подходим к постоянно функционирующей и комплексной структуре СМП», – сказал Владимир Солодов.
Председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын уверен, что география Камчатки является твердой предпосылкой для образования здесь порта для базовой точки СМП, учитывая незамерзающую бухту на пути следования. Он назвал Севморпуть хорошей альтернативой для продвижения рыбы на внутренний рынок страны по минимальным ценам, однако тарифы на перевозку рыбопродукции нужно пересмотреть.
«В 2009 году две камчатские компании решили в качестве эксперимента вывезти рыбу по СМП – более 20 тыс. тонн. Цена доставки за тонну леса-кругляка по СМП тогда составляла 118 рублей, за тонну нефтепродуктов – 550 рублей, тонна рыбы стоила более тысячи рублей. Это сильно повлияло на решимость камчатских предприятий вести рыбу по СМП. Сейчас ситуация не сильно изменилась».
Свое видение развития Северного морского пути представила и Чукотка. Замгубернатора округа Илья Давиденко рассказал о возможностях порта Провидения. Есть предложения построить там оптово-распределительный центр рыбопродукции, арктический специализированный аварийно-спасательный центр, транспортно-логистический центр с возможностью перевалки в порту 1,8 млн тонн грузов в год.
«Строительство в порту Провидения транспортно-логистического узла позволит осуществлять зимнюю и летнюю перевалку грузов по СМП, повысить частоту рейсов судов ледового класса ARC 4-5, ARC 7-8, а также сократить затраты на строительство специализированных судов ARC 4-5, ARC 7-8 для доставки грузов в страны Юго-Восточной Азии и АТР. Порт Певек работает, надо развивать Провидения. Предложения направлены в кабмин».
Алексей Павлов гендиректор ОАО «Сахалинское морское пароходство» уверен, что порт Корсаков на Сахалине может стать распределительным центром между Юго-Восточной Азией и центром России.
«У порта Корсаков удобная география, и в регионе благоприятная погода. Важно, что Сахалин имеет железнодорожное сообщение с материком благодаря паромному комплексу. Комбинация этих направлений позволит реализовать экспортный потенциал России. В рамках строительства хаба Корсаков предполагается строительство рыбного кластера – продукцию можно доставлять по СМП и по ж/д сервису и в Россию, и в страны Юго-Восточной Азии».
Председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк отметил, что развитие Северного морского пути было актуально и до событий текущего года, но в сегодняшних условиях эта работа становится все более актуальной.
«Идет подстройка экономики нашей страны к новым условиям. Нет никакого сомнения в том, что эта задача по развитию СМП будет решена, в этом нет ничего амбициозного, все подготовлено и обеспечено с научной, инженерной, организационной сторон. Подтверждение тому – программа экспериментальных рейсов, которая была выполнена Росатомом, НОВАТЭКом, Атомфлотом и другими участниками. Подготовка началась в 2010 году – экспериментальные рейсы были успешными. Регулярные перевозки нам нужны для внутрироссийского транзита, а идея международного транзита тоже никуда не денется».
Специальный представитель Госкорпорации «Росатом» Владимир Панов отметил, что, говоря о наземной инфраструктуре, единственный путь, соединяющий запад и восток России – это БАМ и Транссиб. Дополнить его может только Северный морской путь.
«Главным драйвером развития СМП всегда являлись экспортные арктические проекты, которые создавали революцию и эволюцию в арктическом судоходстве. С 2024 года будет регулярная круглогодичная навигация по всей протяженности пути. В текущем году, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, наблюдается рост в 5% в сравнении с аналогичным периодом за первое полугодие прошлого года. Стоимость перевезенных грузов составила 1,6 трлн рублей. Транзитные грузы превысили объем в два млн тонн». «НОВАТЭК» рассчитывает, что круглогодичная навигация по восточному направлению Севморпуть станет возможной зимой 2023-2024 годов. «Газпром нефть» считает рынок Азии наиболее перспективным и перенаправляет туда нефть, в том числе с традиционного рынка Европы.
Директор департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС РФ Александр Бондар представил планы по обеспечению безопасности всего Северного морского пути. Для этого предлагается создать комплексные аварийно-спасательные центры, включающие подразделения центров управления в кризисных ситуациях, арктические поисково-спасательные подразделения и авиационные звенья МЧС России.
«Чтобы обеспечить 100% покрытие Северного морского пути, надо разместить авиационные звенья МЧС России в семи точках – планируемых четырех центрах в Певеке, Сабетте, Тикси и Диксоне, а также в существующих центрах в Архангельске, Мурманске и Анадыре с использованием плеча ледокольного флота. Вертолетные площадки сегодня закладывают во всех новых проектах судов», – рассказал он.
Замглавы Росгидромета Дмитрий Зайцев рассказал о разработке плана повышения прогноза ледовой обстановки на СМП, отметив, что безопасность мореплавания – на первом месте.
«Оправдываемость прогнозов по акватории СМП сейчас составляет 74%. К 2024 году мы должны достичь показателя не менее 90%», – сказал он.
Все предложения легли в основу плана развития СМП до 2035 года, который включает в себя как развитие инфраструктуры, так и строительство новых ледоколов, запуск космических спутников, совершенствование систем безопасности и обновление метеорологических технологий. Правительство России с ним ознакомлено и до 1 августа должно утвердить этот план. В рамках Восточного экономического форума особое внимание уделят вопросам экологического мониторинга на СМП.
Наращивание грузопотока по СМП стало приоритетом госполитики в отношении развития Арктики. Свой вклад в концепцию развития СМП и портовой инфраструктуры для обеспечения его функционирования в Камчатском крае внес крупный рыбопромышленный холдинг НОРЕБО, инвестируя в создание судоремонтного комплекса на площадках действующих судоремонтных предприятий АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (ПСРЗ) и «Судоремсервис» – ООО «Рем-Нова ДВ».
Планы холдинга НОРЕБО прагматичны и конкретны - на создаваемых мощностях будет доступен ремонт разных видов - доковый, надводный, навигационный и пр. Предполагается, что ежегодно на новой ремонтной базе будут обслуживаться около 60 морских судов разного класса – главным образом рыбопромысловые, но и другие средне- и крупнотоннажные суда. Появится возможность ежегодного межрейсового техобслуживания и замены экипажей. Планируемый объем инвестиций - более 4,5 млрд рублей, в итоге будет создано более 250 новых рабочих мест, построены и реконструированы морские причалы протяженностью более 1,5 тыс. погонных метров.
Сейчас, по данным правительства Камчатского края, ведущие судоремонтные предприятия региона - АО «Северо-Восточный ремонтный Центр и ЗАО «Судоремсервис» совместно с АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод». Однако техническое оснащение ПСРЗ и применяемые там технологии находятся на уровне, который не позволяет конкурировать с судоремонтом в портах Приморья и странах АТР.
Среди факторов, препятствующих развитию судоремонта в Камчатском крае, местные власти отмечают старение основного технологического оборудования предприятий отрасли, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие долгосрочных планов по загрузке судоремонтных мощностей, длительные сроки и дороговизна доставки российских и импортных запасных частей для ремонта, а также недостаточный платежеспособный спрос на судоремонтные работы и рост конкуренции со стороны зарубежных фирм, предлагающих ремонт на более выгодных условиях.
Как ранее отмечал губернатор Камчатского края Владимир Солодов, 75% работающих у берегов Камчатки судов уходит на ремонт за рубеж.
«По оценкам экспертов, мы заплатили 20 млрд рублей за пять лет корейцам и китайцам за судоремонт наших рыболовных судов. Сегодня мы видим ПСРЗ как точку становления судоремонтной отрасли на Камчатке», – добавил он.
Как отметила руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова, неблагополучное состояние судоремонтной сферы Камчатки, в том числе, объясняется низким объемом инвестиций в последние годы.
«На судоверфях нет возможности осуществить полный, комплексный ремонт судов, а это сейчас востребовано и нормально для судоремонтной отрасли. Как следствие, суда отправляются на ремонт в Китай и Корею. Необходимость далекой перегонки кораблей вызывает и другие проблемы. Например, долгий простой и дороговизна ремонта из-за ослабления курса рубля относительно мировых валют. Обладай Камчатка судостроительными мощностями, лишних издержек можно было бы избежать. Покупка “Норебо Холдингом” судоремонтного завода – пример одного из озвученных в программе развития Камчатки выходов из ситуации. Благодаря государственно-частному партнерству, в отрасль придут деньги. Сделка выгодна и для компании-покупателя. Например, при составлении плана ремонтных работ собственные суда всегда будут в приоритете», – отметила Орлова.
Заместитель директора ООО «УК Норебо» Сергей Сенников сообщил, что на сегодня в НОРЕБО накоплен необходимый уровень компетенций по осуществлению судоремонта судов рыбопромыслового флота.
«Мы хорошо знаем, как осуществляется такой ремонт и обслуживание судов в Норвегии, Южной Корее, Китае или Польше и хотим создать такие судоремонтные мощности в России. Мы считаем, что реализация таких проектов позволит создать условия для решения проблемы «незаходных судов» и станет катализатором развития и смежных услуг в регионе», – уверен он.
Проектирование морского терминала начнется с марта следующего года, а через полтора года начнется строительство. Параллельно с возведением новых площадок будет увеличиваться мощность существующих для приема судов. Первый этап реализации проекта планируется завершить до 2024 года, второй – до 2027 года.
По словам зампреда правительства Камчатского края Юлии Морозовой, реализация инвестиционного проекта по созданию в регионе базы по ремонту и обслуживанию морских судов позволит решить вопрос не только судоремонтной направленности, создания новых высокопрофессиональных рабочих мест, благоустройства территории, прилегающей к данным предприятиям, но и позволит поддержать развитие транспортного коридора «Северный морской путь».
«Вопросы развития Северного морского пути и круизного туризма являются комплексными и требуют наличия необходимой материально-технической базы на территории региона, в том числе судоремонтных мощностей. При дальнейшем развитии Севморпути и увеличении транспортного потока, количество судов, заходящих в незамерзающие порты Камчатки многократно увеличится и сформирует в регионе транспортно-логистический центр», – добавила зампред.
В последние годы на территории региона заметно активизировалось развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Так, на восточном побережье Камчатки реализуется крупный проект по созданию морского перевалочного терминала по перегрузке СПГ, доставляемого по Северному морскому пути. НОРЕБО также реализует проект «Терминал «Сероглазка», предполагающий создание современного рефрижераторного морского терминала для рыбопромышленных компаний с полным сервисом по обслуживанию рыбопромысловых судов и доставке рыбопродукции на внутренний и внешний рынки, с мощностью грузооборота в 800 тыс. тонн в год, включая технологическое накопление груза для отправки Северным морским путем, и емкостью холодильных мощностей около 15 тыс. тонн. Кроме этого, в настоящее время прорабатывается возможность создания судоремонтного промышленного кластера на территории бывшего АО «Петропавловская судоверфь» в Петропавловске-Камчатском. Реализация проекта предусматривает восстановление и развитие промышленной площадки, кластеризацию производств по судоремонту, модернизации и строительству флота, транспортно-логистической и другой смежной деятельности.
Шеф-повар камчатского ресторана «Нерка. Рыба красная» Кирилл Cоболев рассказывает о тонкостях тихоокеанской кухни на полуострове и о том, как судьба привела его на кухню.
В свои 27 лет уроженец Екатеринбурга, а ныне житель Петропавловска-Камчасткого Кирилл Соболев может похвастаться наличием восьми лет профессионального стажа. Сам себя называет помешанным на кухне холостым карьеристом.
Приготовлением блюд заинтересовался в возрасте 12 лет — записывал рецепты американского повара, который вёл телепередачу. Пробовал готовить, со временем стало получаться, а увлечение переросло в хобби. Родители всячески поддерживали тягу к кулинарии, говорили, что в жизни это точно пригодится. После окончания школы Кирилл видел для себя два пути — ФСБ и летное училище. Однако пока проходил ведомственные проверки и ждал результатов ЕГЭ, прием документов оказался закрыт. Тогда и принял судьбоносное решение сделать хобби своей профессией.
— Не жалеете, что стали поваром, а не летчиком, например?
— Благодаря профессии я приобрел много друзей, знакомств, крутое комъюнити, улыбки гостей и благодарности — это несомненно круто! Как тут можно жалеть? Единственное – я всю жизнь провожу на кухне — как встал утром, так и пришел домой в час ночи — семья была бы недовольна. Мы, как моряки дальнего плавания — всегда на посту. На кухне не быть фанатиком невозможно.
— Как вы стали шеф-поваром ресторана в элитном спальном районе далекой от Москвы столицы Камчатки?
— Видимо, хорошо зарекомендовал себя, когда работал в одном из ресторанов Красной поляны в 2021 году. Спустя время пришла информация, что кто-то интересуется мною в профессиональном плане для открытия заведения в Петропавловске-Камчатском. После переговоров я попал сюда в августе 23 года.
— При относительно небольшом количестве населения в Петропавловске, ресторанов там много, приходится бороться за клиентов. Чем вы привлекаете гостей, в чем ваш секрет?
— У нас ресторан тихоокеанской кухни с элементами перуанской — стиля «Никкей» (традиционные перуанские блюда на японский лад), есть немного современного и присутствуют блюда из всемирной классики типа утиной ножки конфи, исконно русские блюда, но на камчатский манер — уха из лосося с местными морепродуктами. У нас много эксклюзивных блюд из нерки представлено, а также тихоокеанский тунец. Вот своим меню, уровнем и обслуживанием привлекаем — с момента открытия у нас не было рекламы, о нас узнавали посредством «сарафанного радио». И люди приходили снова и снова, у нас уже большая база постоянных клиентов. Работаем мы с лета прошлого года. Работаем с душой, готовим лучше, чем себе готовим дома! Главное –– отдаваться полностью работе, чтобы гости были рады.
— В названии ресторана фигурирует самая яркая по цвету из лососевых рыб, но это же не значит, что все меню строится на нерке?
— Нерка присутствует, конечно, но не превалирует над другими позициями: есть и курильский гребешок, и синекорый палтус, треска, угольная рыба, лангустины, крабы. Из мясных позиций — всеми любимые говяжьи щечки, оленина с брусничным соусом в горячем и холодном исполнении, ростбиф из говядины, щупальца тихоокеанского осьминога.
— Рыбу и морепродукты используете охлажденные или замороженные?
– Мы бы с радостью использовали парную рыбу и морепродукты, если бы ловили сами. Но вылов идет в море, а там суда могут находиться по два-три месяца. Мы используем рыбу шоковой одноразовой заморозки. Продукт не теряет никаких свойств. У нас идут эксклюзивные поставки без посредников. Нерки требуется как минимум 150 кг ежемесячно.
— Какой процент локальных и привозных продуктов у вас?
— У нас в ресторане 40% — это привозное (овощи, говяжьи стейки, оленина), нет хорошего авокадо — хаас привозим из Москвы. Камчатская оленина стоит дороже относительно того, что мы привозим с Алтайского края. Не развито здесь, к сожалению, сельское хозяйство и агрономия. По рыбе по морепродуктам — все местное.
— Есть ли какие-то позиции вашего меняю, которые гости выбирают чаще других?
—Меню у нас достаточно обширное, может угодить и местным гостям, и приезжим. Очень популярны у нас щупальца осьминога с картофельным гратеном, севиче-салат из нерки, индейка тонкацу, корейские супы Юккедян и Хемультан с камчатскими морепродуктами. Мне не очень понятно, когда я вижу в меню 80 позиций, с которыми можно открыть четыре заведения. Тут у многих, кстати, так.
У нас есть ознакомительные сеты в меню. Если говорить о нерке, то мы предлагаем разные способы приготовления: чистый вкус – сашими из нерки, слегка обработанный – севиче из нерки, термическая полная обработка – стейк из нерки. Вечером у нас полные посадки всегда. В зимний, горнолыжный сезон клиентов много, но не больше чем постоянных гостей, а летом еще больше, тут уж трудно сказать.
— Есть расхожее мнение, что жители Камчатки, имея всегда под рукой вкусную рыбу и свежие морепродукты, рыбное меню в ресторанах игнорируют, предпочитая мясные позиции. Так ли это?
— Нет, в защиту камчатских жителей скажу, что тут едят даже сашими из селедки, в то время как в центральной полосе России предпочитают тунец, лосось и сибас. Но селедка олюторская тут вкусная, конечно, жирная.
— А какая кухня на Камчатке больше всего популярна? Формат заведений какой востребован?
— Тут любят и мясо, и рыбу — сырую и готовую. Многогранно, и непонятно от чего варьируется. В нашем камерном ресторане любят посидеть и чисто женскими, и большими разношерстными компаниями. На Камчатке, могу сказать, в основном, принято ходить либо в рестораны, либо в клубы-бары.
— Слышала у вас есть необыкновенный десерт «Сакура»...
— Да, это наш эксклюзив. Дерево сакуры из шоколадного ганаша, стоит на островке посреди озера сиреневого цвета из чая Асаи. «Корни сакуры» посыпана землей из печенья, а воздушная крона сделана из сладкой ваты, подкрашенной красным пищевым красителем, и украшена съедобными цветами. Это невероятно красиво.
— Какое будущее у камчатской ресторанной индустрии?
— Развитие идет лютое. Через пять лет сами камчатцы свою родину не узнают. Очень позитивное будущее.
Авторский рецепт от Кирилла Соболева
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Шеф-повар ресторана «Pastrami. Мясо. Рыба. Вино» Рудольф Хохряков делится с жителями и гостями Камчатки собственным видением гастрономического совершенства. Его фишка — сочетание, казалось бы, несочетаемых продуктов, кулинарных традиций разных стран, которое складывается во вполне понятное, гармоничное и изысканное блюдо.
Рудольф Хохряков родился в 1990 году в Удмуртии, закончил Ижевский торгово-экономический техникум по специальности «Техник-технолог продукции общественного питания». Пять лет трудился в ресторанах Санкт-Петербурга. В 2014 году, работая на Олимпиаде в Сочи, получил приглашение на Камчатку. Перебрался на полуостров в 2016 году, обосновался, появилась семья и ребенок. В Pastrami работает с открытия — 2018 года.
— Рудольф, вы один из тех счастливых людей, которые работают по призванию. Почему именно профессия повара вас привлекла в детстве?
— Я рос в 90-е годы, когда Россия переживала не очень хорошие времена, воспитывался в многодетной семье, где иногда и продуктов не хватало, и их ассортимент был ограничен. Я часто смотрел кулинарные передачи по телевизору и мне было очень интересно все попробовать. Сейчас многие идут в профессию из-за амбиций, а я тогда просто хотел узнать разные сочетания продуктов, попробовать что-то новое. Я из обычной семьи и до сих пор люблю простую домашнюю еду, для меня это основа: пюре с котлетами, например. Но также я люблю и всевозможные сочетания разных кухонь, однако конкретной привязки нет, в нашем ресторане мы, в том числе, предлагаем фьюжн, объединение определенных традиций.
— Что из фьюжн-кухни популярно среди гостей?
— Например, у нас есть тартар из камчатской нерки с израильским хумусом и итальянской фокаччей. Есть спецпредложение — тартар из тунца с соусом из тамаринда (бобовое растение африканского происхождения с кисло-соленым вкусом). Это вполне допустимое, интересное сочетание, не выходящее за рамки. Но я не привязываюсь непосредственно к смешению стилей. Например, есть классические рецепты, которых я придерживаюсь — в кондитерских изделиях есть определенные технологические процессы, которые не стоит нарушать. Но определенные кулинарные изыски предполагают иногда смешение разных направлений.
— Ресторан Pastrami позиционируется как винный бар с обширным ассортиментом закусок и блюд к вину, но у вас есть и настойки собственного приготовления, и даже пицца. Кто ваши гости — большинство местных или приезжих?
— Туристов очень много: 90% в летний период. Даже в каком-то смысле они вытесняют местную публику путем бронирований. По окончании летнего сезона акцент у нас идет на камчатскую публику. Многие жители Камчатки уезжают летом в отпуска и освобождают места для туристов. Пиковый сезон у нас — июнь-сентябрь, но есть и февраль-март, когда люди приезжают на хели-ски, фрирайд и прочие снежные развлечения. Новогодние праздники люди тоже любят, Камчатка развивается, турпоток растет. А когда аэропорт международного формата в 2025 году откроют — еще больше туристов будет.
— При составлении меню вы ориентируетесь на туристов или на местных гостей?
— Мясные позиции — в основном для местных, стейки очень любят, но некоторые все же делают заказы из рыбного меню. Но в большинстве своем рыбу и морепродукты предпочитают приезжие: нерка, голубой тунец тихоокеанский, выловленный в камчатских водах, краб, сахалинский гребешок. Учитываем интересы и местного населения, и туристического, конечно.
— У вас есть акцент на какой-то необычной подаче блюд?
— Мы стараемся больше адаптировать наши блюда под понятный формат, чтобы гость не спрашивал, что это. Да, у нас фьюжн, но нет непонятных сочетаний. Внешний вид блюда — эстетичный, красивый, понятный.
— Рудольф, какие вы видите сложности и преимущества ресторанного бизнеса на Камчатке?
— Малому бизнесу на Камчатке сложно, это выживающий сегмент. Мало платежеспособного населения. В Петропавловске-Камчатском живет 180 тыс. человек, из них ходят по ресторанам 10-15% — и эти люди распределяются по всем городским заведениям. Все рестораны страдают и ждут туристический сезон. Приток средств происходит только в летний период. Местами работают в убыток, несмотря на то, что ресторан хороший. Для развития мер господдержки недостаточно. Из плюсов могу отметить, что край интересен для туристов, это помогает удержаться на плаву.
Авторский рецепт Рудольфа Хохрякова
Тартар из нерки с хумусом и фокаччей
(подойдет любой лосось, а вместо фокаччи — багет или хлеб на свой вкус)
Нарезаем нерку, огурец и авокадо кубиком, заправляем лимонным соком и оливковым маслом, солим и перчим по вкусу. На тарелку выкладываем хумус, размазываем, сверху горкой тартар из лосося, рядом кладем фокаччу, украшаем микрозеленью. Нерку обязательно используем шоковой заморозки.
Тартар
Нерка 80 г
Авокадо 30 г
Огурец свежий 30 г
Масло оливковое экстра 10 г
Лимонный сок 5 г
Соль и перец по вкусу
Микрозелень для декора
Хумус:
Нут 50 г
Паста тахини 15 г
Масло оливковое 30 г
Чеснок 5 г
Соль и перец по вкусу
Нут заранее замачиваем на ночь, варим до готовности, за 10 мин до конца солим воду, процеживаем (воду используем) отправляем в блендер, добавляем остальные ингредиенты и воду до состояния однородного негустого пюре.
Фокачча
Мука и вода (соотношение 2:1) соль и сахар по вкусу, дрожжи, масло оливковое. Замешиваем тесто, в процессе делаем обминку, даем отдохнуть. Готовое тесто раскатываем, делаем проколы, смазываем оливковым маслом, посыпаем пармезаном и сухим розмарином, готовим в духовке при температуре 250 градусов 3-5 минут.
При использовании багета или другого хлеба можно поджарить его на сковороде, в духовке или тостере до хрустящей корочки.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».