Поделиться
Всем по порто-франко
Поделиться

Регионы Дальнего Востока готовятся стать Свободными портами

По информации EastRussia, прошлогодняя инициатива Минвостокразвития о распространении режима Свободного порта на все ключевые гавани Дальнего Востока может получить развитие до Восточного экономического форума.

Заручившись поручением президента Российской Федерации, ведомство еще в прошлом году разработало проект федерального закона «О Свободном порте Дальнего Востока», который предполагает введение режима, аналогичного Югу Приморья, в Хабаровском крае, на Камчатке, на Чукотке и на Сахалине. Вместе с тем, у данной инициативы есть ряд альтернативных путей воплощения. Это может быть либо отдельный закон «О Свободном порте Дальнего Востока», либо некий всеобъемлющий закон о Свободных портах в Российской Федерации (инициативу прорабатывает Минтранс России), либо поправка в действующий закон «О Свободном порте Владивосток», расширяющая географию его применения. Именно последний вариант — как наиболее быстрый — может быть применен, чтобы новые льготные режимы появились к Восточному экономическому форуму.

О том, что количество Свободных портов на Дальнем Востоке может уже в самом скором времени расшириться, говорит и активизация губернаторского корпуса. На днях соответствующее заявление сделал глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт: «Для наших гаваней распространение данного режима открывает новые возможности. Это и более активное развитие внешнеэкономической деятельности, и новые перспективы по морскому рыболовству и переработке биоресурсов. В некоторых наших портах, таких как Ванино и Де-Кастри, уже работает немало крупных компаний. Уверен, что дополнительные преференции в рамках порто-франко заинтересуют и новых инвесторов», — уверенно заявил глава Хабаровского края.

Эксперты, опрошенные корреспондентом EastRussia, сошлись во мнении, что само решение о расширении системы Свободных портов гармонично вписывается в действующую государственную политику по развитию Дальнего Востока. В то же время эксперты дали различные оценки целесообразности подобной меры и ожидаемой от нее эффективности.

«Процесс предоставления режима Свободного порта портовой зоне Хабаровского края иначе как спешкой со стороны государства не назовешь, — комментирует доцент кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Горлов. — Так как за введением данного режима на территории Приморского края такого сильного эффекта, который позволял бы судить о действенности этой меры господдержки, пока не последовало. И если говорить в целом про распространение Свободных портов на Дальнем Востоке в ближайшем будущем, то со стороны государства это не что иное, как административный раж. Пустое разбрасывание этого вида господдержки по дальневосточному макрорегиону».

По мнению эксперта, до решения о создании Cвободного порта Хабаровск необходимо было для начала хорошо отработать модель Свободного порта на Владивостоке, после чего — сделать прогноз всей той выгоде, которую она может принести региону, понять все её преимущества и недостатки. По той простой причине, что в портах дальневосточного побережья, компании, владеющие причалами, очень сильно отличаются друг от друга как в работе, так и по своим интересам. При этом, на примере Владивостока, следует определить весь тот объем государственных и частных затрат, который необходим для создания сети Свободных портов на Дальнем Востоке.
«Создавать на Дальнем Востоке Свободные порты следует очень последовательно. Периодичностью — не чаще одного порта в год. И в рамках данного процесса постепенно устранять все те недостатки данной модели, которые она проявляет на практике. При этом сам процесс предоставления режима дальневосточным портам, необходимо обеспечить целым комплексом соответствующих мер — организационных, финансовых, управленческих — с идеально продуманным алгоритмом их введения», — рассказал Владимир Горлов.

В то же время, согласно его мнению, режим Cвободного порта — далеко не единственная, а только одна из нескольких подходящих для развития Дальнего Востока мер господдержки, в чрезмерном размножении которой по его территории нет никакой необходимости. И даже более того — его распространение на Дальнем Востоке явит своим следствием острую конкуренцию между портами данного макрорегиона.

«Оптимальным вариантом было бы не вводить в каждом дальневосточном порте режим Cвободного, а ввести его только в некоторой их части. В других же создать свободные экономические зоны, включающие в себя не только сам по себе порт, но также ту или иную часть припортовой территории. При этом следует провести полную оценку потребности российского бизнеса, осуществляющего деятельность на Дальнем Востоке, в свободных портах — определить необходимое ему их количество. Представляется, что оно будет довольно небольшим, так как в массе своей тот бизнес, который занимается производством на Дальнем Востоке, успешным сейчас назвать нельзя», — объяснил Владимир Горлов.

По мнению заместителя директора Института региональных исследований и городского планирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгения Плисецкого, «предоставление государством режима Свободного порта — универсальная мера господдержки, имеющая в своей основе комплексный подход к развитию территории. Универсальная потому, что, в отличие от наделения территории статусом особой экономической зоны, имеющей ряд разновидностей, Свободный порт предполагает возможность осуществления большого количества видов деятельности. С большой долей уверенности можно сказать, что такая мера господдержки одинаково применима не только к дальневосточным, но и ко всем российским портам. Вполне реальным представляется, что, в результате предоставления режима Свободного порта многим портовым территориям Дальнего Востока, те не преминут затем активно продемонстрировать свое развитие».

При этом, по мнению Евгения Плисецкого, предоставление режима Свободного порта ряду дальневосточных портовых зон не приведёт в будущем к конкуренции между ними. И явится процессом, полностью укладывающимся в современную государственную политику развития Дальнего Востока. «Но здесь следует отметить, что создание Свободных портов на Дальнем Востоке повлечет за собой новые инвестиции только тогда, когда на территориях распространения их режима будет создана вся необходимая для них инфраструктура и нормативная база. А, то есть, только в том случае, когда для новых инвестиций помимо режимов Свободных портов, будут предоставлены ещё и практически полностью готовые производственные площадки, а также удобный свод законодательных актов. Но и при таких условиях новые инвестиции придут на Дальний Востоке на в краткосрочной, а только в среднесрочной перспективе», — добавил Евгений Плисецкий.



«Многократное увеличение количества Свободных портов на Дальнем Востоке — одна из основных составляющих современной государственной политики в данном макрорегионе, предусматривающей разворот к Азии. Но вряд ли она принесёт свои плоды, — отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. В том числе и создание Свободного порта Хабаровск. Так как данная инициатива — создание сети Свободных портов — в свое время была успешно осуществлена Китаем, но в условиях современных российских реалий малоэффективна. А также потому, что в мире в целом сейчас имеет место экономический кризис. В частности, в очень сложном положении находится международная торговля — из-за крайне малых возможностей потребителей во многих странах мира. Поэтому маловеротяно, чтобы, в результате появления в портах Дальнего Востока всех тех преференций, которые предусматривает режим Свободного порта, инвесторы заинтересовались перспективой их использования и начали осуществлять новые инвестиции, а также увеличивать поставки продукции в данный макрорегион. В частности, и Китай, на который сейчас очень рассчитывает государство, создавая Свободные порты на Дальнем Востоке».

По его мнению, китайским инвесторам, несмотря на все преференции, предусматриваемые Свободными портами, также невыгодно сегодня вкладываться в Дальний Восток потому, что для них нет никакого смысла заниматься аналогичными с уже существующими в Китае производствами в дальневосточных субъектах. Они более чем заинтересованы в том, чтобы продолжать завозить в Россию собственную готовую продукцию.

«Важно ещё и брать во внимание тот факт, что к настоящему времени в мировую экономику вложены очень большие инвестиции — можно сказать, даже избыточные. В частности — в экономику стран Северо-Восточной Азии. Поэтому сейчас зарубежным государствам нет никакого резона вкладываться в Россию. Не исключение тому и российский Дальний Восток», — указал Василий Колташов.
По его словам, то, что реально могло бы сегодня повлечь за собой увеличение объемов торговли и инвестиций как со стороны отечественных, так и зарубежных инвесторов, так это либо ситуация, при которой они были бы вынуждены за неимением других возможностей закупать в большом количестве российские товары (к примеру, вследствие введения в мире запрета на ввоз продукции в страны, располагающие в полном объеме всеми производственными мощностями для выпуска любых товаров), либо же заинтересованность в активно растущем российском рынке, возникновение которого в ближайшей перспективе невозможно. Причем и при таких раскладах предоставление всех тех преференций, которые предполагает Свободный порт, не есть необходимо, так как большой выгоды для инвестора они представляют.

Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что в Приморском крае появление Свободного порта Владивосток пока не привело к бурному экономическому росту: в Свободный порт сегодня активно мигрирует действующий приморский бизнес, а это не совсем тот эффект, который был обещан разработчиками. Вместе с тем, для властей других дальневосточных регионов введение режима Свободного порта — возможность не только быть в тренде, но и попытка конкурировать с более продвинутым Приморьем за интерес федеральной власти и инвесторов. «Был бы инструмент — применение ему точно найдется, — оптимистично заметил один из собеседников EastRussia. — Экономическая ситуация такова, что государство вполне может позволить себе определенный риск на этой территории». Влада Веревкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов