Поделиться
Яд или доход
Поделиться

Проект газоперерабатывающего завода в Якутии нравится не всем жителям республики

В Якутии больше месяца продолжаются споры вокруг строительства на территории Мегино-Кангаласского района газоперерабатывающего завода. В конце октября в Общественной палате министерства промышленности прошло обсуждение проекта. Инициатор строительства – топливно-энергетическая компания «ЯТЭК», которая владеет на территории республики несколькими газовыми месторождениями. По мнению местных властей, строительство завода станет отправным пунктом для развития газотранспортной системы. Оппоненты аргументируют свою позицию климатическими условиями и недостаточно развитой инфраструктурой для крупного промышленного производства.

invest-tula.ru
СТОЯТЬ НА МЕРЗЛОТЕ
Сегодня в Якутии действуют четыре независимые друг от друга газотранспортные схемы, и газ за пределы республики практически не реализуется. Соответственно, тот потенциал, который хранится, ограничен внутренним рынком. Это – производство тепловой, электрической энергии и хозяйские нужды населения. Потенциал, который содержится в месторождениях «ЯТЭК», мог бы принести республике дополнительные налоговые поступления, создать рабочие места. С момента запуска газопровода «Сила Сибири» можно будет реализовать газ Западной Якутии за пределы республики и страны. Что касается Центральной и Вилюйской группы улусов, где есть свои месторождения, возможности подключения к «Силе Сибири» нет. На данный момент основной потребитель этих районов – это население и крупные промышленные предприятия. Компания «ЯТЭК» стала активно продвигать проект строительства завода, который будет дополнительно потреблять якутский газ, производить метанол и займется крупным экспортом продукции.

По словам министра промышленности и геологии Якутии Андрей Панова, реализация проекта даст большой толчок для развития газотранспортной системы, появится возможность снизить тарифы для населения и предприятий.

– Изначально это был проект чисто по метанолу. Но мы предлагаем рассмотреть возможность производства из метанола топлива. Это позволило бы снизить расходы на «северный завоз», улучшить логистику и получать более качественное и дешевое топливо. Помимо этого, в целом говоря о крупном потребителе, а не о конкретном заводе, у нас есть хороший потенциал для транспортировки дополнительного газа. Оказывая услуги по транспортировке газа, наша госкомпания «Сахатранснефтегаз» могла бы получить дополнительную прибыль и за счет этого снизить тарифы для потребителей и населения. В рамках строительства завода мы прорабатываем также вопрос повышения надежности – это строительство отдельных участков, – говорит Андрей Панов.

На опасения оппонентов, которые говорят о невозможности построить на вечной мерзлоте такой объект, министр приводит  пример.

– Сегодня якутский газоперерабатывающий завод «Сахатранснефтегаз» стоит на вечной мерзлоте и работает много лет. Строят в Якутии всё – вплоть до гидроэлектростанций, подземных шахт рудников. Эксперты дают положительную оценку в этом вопросе. И перед тем, как строить, всегда изучают грунты. Сейчас «ЯТЭК» заказали изыскания. Потом итоги будут выставлены на суд экспертов и общественности, – резюмирует Панов.


«ЯД ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖИТ ПРИРОДУ»
В 2015 году в другом поселке Мегино-Кангаласского района собирались строить химический завод по производству удобрений, в частности карбамида. Обсуждение, митинги и слушания шли в течение полугода. В итоге, по настоянию общественности и экологов, химзавод не был построен. Экологический митинг и общественное собрание о метаноловом заводе состоялись в конце октября. Противники строительства завода аргументируют свою позицию специфическими климатическими условиями и недостаточной развитостью инфраструктуры для большого промышленного производства и экспорта.

– На данный момент, когда запасы газа и нефти исчерпываются, строительство метанолового завода нерентабельно. К тому же, сейчас магистральные трубопроводы изношены. Для этого нужны дополнительные средства. Плюс обещают увеличить в два раза добычу газа. В мире нет подобного завода, построенного на вечной мерзлоте. В той же Норвегии вечномерзлый грунт не везде. Говорят, что есть возможность построить, но еще не изобретен материал, который бы сдерживал силу смещений вечномерзлой породы. В Якутии также не запущена железная дорога и не запустится. Ежегодно там происходят аварии, о которых часто умалчивается. Если авария произойдет во время перевозки метанола, то последствия будут огромны. Яд полностью уничтожит нашу природу, – говорит Иван Шамаев, депутат Госсобрания Ил Тумэн, директор республиканского лицея.

Жители Якутии озабочены экологической безопасностью региона и, выступая против введения метанолового завода вблизи реки Лена, вспоминают крупные промышленные аварии «Челябинск-57», Чернобыльской АЭС, трагедию Аральского моря.

– Планируемое строительство завода по производству метанола в районе среднего течения нашей главной водной артерии или хотя бы молчаливое согласие на это строительство –  это преступление против своих. Нас будут уверять, что все будет под контролем, что все «отходы» химического производства будут правильно утилизироваться. Главным аргументом будет прибыль в республиканский бюджет, плюс обеспечение весомым достатком простых сельчан. Но следует также учесть следующие факторы. Так, процессы, происходящие в районах многолетней вечной мерзлоты, еще до конца не изучены, а метанол хоть и нужный, но в то же время очень опасный продукт. Чтобы осуществить такие проекты, нужны огромные энергоресурсы: куда девать потом огромное количество «ядовитой» воды, где собираются брать сырье для «проекта», то есть природный газ в огромных количествах? – задается вопросом инженер-метролог, якутянин Василий Охлопков.

В ПРИОРИТЕТЕ – ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Государственная система и опыт проектирования такого рода объектов на современном этапе не позволяют допускать к строительству и эксплуатации производственные объекты, которые не отвечают вышеуказанным требованиям. Министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев уверяет, что завод не останется «безнадзорным», за ним будет проводиться постоянный контроль и мониторинг в части обеспечения пожарной, санитарной, промышленной и экологической безопасности.

– Существуют нормы и правила при строительстве любого объекта, принятые еще в 1988 году, которые регламентируют строительство оснований и фундаментов в вечномерзлом грунте. На основании этих правил как раз строился город Якутск и другие объекты в Западной, Центральной, Южной Якутии, где мерзлотный режим почв. Проектирование размещения объектов без геологических изыскательных работ на конкретной площадке не проводятся. Они должны учитывать местные условия, режим охраны окружающей среды и опыт проектирования данных объектов на территории конкретного региона. То есть, если будет приниматься решение по размещению метанолового завода в Мегино-Кангаласском улусе, то проектант должен заказать изыскательские работы на конкретной площадке, которые длятся два-три года. Только при положительном заключении геолого-изыскательских работ о том, что можно возводить основание, фундамент на этих почвах, можно приступать к проектированию объекта, – говорит министр.

«ЯТЭК» выбрала лицензиаром по производству метанола мирового лидера в катализе и изучении физико-химических свойств поверхности датскую компанию «Haldor Topsoe». Что касается волнений по вопросам экологии, руководители проекта уверяют, что, ознакомившись с технико-экономическим обоснованием, опасений не будет.

– С 2015 года в Амурской области под Белогорском строится самый крупный в стране газоперерабатывающий завод. Он будет перерабатывать 42 миллиарда кубов газа с Чаяндинского месторождения (Якутия) в год. Они будут получать этан, этанол, также массу других химических продуктов, тоже ядовитых. И в том числе 60 млн кубометров гелия в год. Вся добавленная стоимость на переработку газа в виде зарплаты, налоги, будет оставаться у амурчан. У нас останутся копейки. Мы будем сырьевым придатком. Взглянем на ситуацию глазами «ЯТЭК». Мы сейчас найдем инвесторов, уже есть предварительная договоренность. Проект будет стоить больше миллиарда долларов. Мы откроем новую отрасль в промышленности – экспортоориентированную газопереработку, – комментирует EastRussia советник генерального директора компании «ЯТЭК» Афанасий Егоров.

Компания готова принимать на работу местные кадры, развивать предпринимательство через аутсорсинг и участвовать в социальных проектах Мегино-Кангаласского улуса.

– Мы все-таки надеемся, что разум возобладает. Буквально на днях заключено соглашение с датской компанией, которая будет поставлять оборудование. Подходит к концу технико-экономическое обоснование проекта. Потом будут проводиться общественные слушания. Вопрос стал намного глобальнее. После всей этой истории с митингами, протестами, ситуация перешла в другую плоскость. Все и так знают, что у нас холодно, труднодоступная транспортная схема, сложная ЛЭП. Все это требует большого вливания денег. Какие инвесторы к нам приедут после этого? – заключает Афанасий Егоров.

Общественные слушания по вопросу строительства газоперерабатывающего завода на территории Мегино-Кангаласского района Якутии планируется провести в начале следующего года. По предварительным прогнозам, при соблюдении всех норм и требований, завод может быть запущен в 2022 году.
Надежда Самсонова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов