Якутская IT-компания разработала комплексную систему управления предприятием для средних и малых компаний.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
Артем Петухов, фото из личного архива – Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
Презентация системы «Сильван» Юрию Трутневу и Айсену Николаеву — 2022 год. фото: пресс-служба министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
Скриншот одного из рабочих экранов системы СмартERP.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
беседовала Юлия Бородина