Поделиться
Якутскую дорогу разморозят
Поделиться

Росжелдор договорился об условиях расторжения контракта с "Трансстроем" на участок Томмот-Нижний Бестях

Росжелдор и «Инжиниринговая корпорация "Трансстрой"» подписали мировое соглашение по расторжению госконтракта на строительство в Якутии участка железной дороги Томмот-Нижний Бестях, который должны были сдать еще в 2013 году. Заказчик и генподрядчик судились по поводу объекта несколько лет: Минтранс счел, что "Трансстрой" не справляется, а в компании настаивали, что работы не оплачены. Каковы дальнейшие перспективы у железнодорожного транспорта в регионе, выясняло East Russia.

EastRussia
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЧАСТОК ЗАМОРОЖЕН ИЗ-ЗА СПОРА

Участок Томмот – Нижний Бестях линии Беркакит - Томмот - Якутск строят в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России". По условиям инвестиционного договора, заключенного еще в 2005 году, финансирование стройки осуществлялось из трех источников: федерального бюджета (всего направлено 26,1 млрд руб.), Якутии (16,6 млрд руб.), ОАО «РЖД» (4 млрд руб.) Общий объем выделенных средств - 46,7 млрд руб. Завершить работы по контракту планировалось к декабрю 2013 года, однако сроки трижды переносились. В итоге Министерство транспорта РФ и Росжелдор, посчитав, что строители не исполняют свои обязательства, расторгли соглашение с генподрядчиком.

В корпорации «Трансстрой» с таким решением не согласились: там настаивали, что компании не доплатили, поэтому она не смогла закончить в срок стройку. Выяснение отношений началось в арбитражной плоскости. Строительство было заморожено, хотя оставался сравнительно небольшой объем работы. Но пока не завершились судебные разбирательства, которые могли затянуться еще на три-четыре года, привлечь других подрядчиков было невозможно. О проблеме глава Якутии Егор Борисов рассказал на заседании президиума Госсовета в сентябре этого года, после чего президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ до 1 марта 2018 года принять соответствующие меры.

Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров, сейчас идет разработка технического задания на корректировку проекта. После прохождения госэкспертизы будет объявлен конкурс на определение нового генподрядчика. Средства на достройку линии в объеме 1,95 млрд руб. предусмотрены в федеральном бюджете на 2018 год.

"Это очень важное решение для республики. Достройка железнодорожного участка Томмот – Нижний Бестях и сдача его в постоянную эксплуатацию коренным образом изменит схему завоза грузов в республику, позволит существенно сократить сроки доставки грузов и снизить транспортную нагрузку на северный завоз", - говорит министр.

Как долгожданное решение восприняли мировое соглашение и в «Железных дорогах Якутии» (ЖДЯ). «Ввод в постоянную эксплуатацию участка Томмот – Нижний Бестях позволит полноценно осуществлять перевозки в прямом сообщении между станциями ЖДЯ и РЖД и снимет многие проблемные вопросы», - подчеркнул гендиректор АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин.

ГОТОВНОСТЬ К ЗАПУСКУ ЕСТЬ

ЖДЯ, на основании договора с «Трансстроем», осуществляет перевозки по линии Томмот – Нижний Бестях в режиме временной эксплуатации строящегося объекта. Переработка грузов через конечную станцию участка ежегодно увеличивается. Если за весь прошлый год этот объем составлял 461 тыс. т, то за 11 месяцев текущего уже доставлено и переработано 540 тыс. т.

Временная эксплуатация участка позволила не только произвести обкатку железнодорожного пути, обеспечить содержание объектов в технически исправном состоянии, но и попросту сохранить их в целостности. К примеру, пустующий в Нижнем Бестяхе вокзал отапливается, в нем поддерживается чистота и порядок. А не переданная «Железным дорогам Якутии» по договору с «Трансстроем» станция Рассолода была разграблена.

«Мы, как перевозчики, за эти почти четыре года занимались не только текущим содержанием пути, обеспечением сохранности переданных нам объектов, но и провели организационно-технические мероприятия по подготовке инфраструктуры, локомотивного парка, персонала – машинистов, дежурных по станциям, составителей поездов. То есть, все наши подразделения готовы к пуску участка Томмот – Нижний Бестях в постоянную эксплуатацию», - говорит Василий Шимохин.

В первую очередь достройка линии даст возможность включения станции Нижний Бестях в отраслевое Тарифное руководство №4 с присвоением ей кода единой сетевой разметки и открытия ее для выполнения грузовых и коммерческих операций. В настоящее время с ней готовы работать такие предприятия как «Саханефтегазсбыт», «Туймаада-нефть», «Госснабсбыт».  

ПОРТ ЖДЕТ ДОРОГУ

Также в районе Нижнего Бестяха запланировано создание логистического центра, и там может появиться новый речной порт. Включение в транспортную схему участка железной дороги должно стать альтернативой доставке грузов в республику через Осетрово (Иркутская область) в условиях обмеления верховьев реки Лена. Уже пять лет в этом порту, базовом для Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП), на которое приходится львиная доля северного завоза, крайне низкий уровень воды. Если раньше проблемы с проводкой судов начинались в августе, то в прошлом году в верховьях Лены они возникли в конце июля, а в этом сезоне стало мелеть еще на месяц раньше.

Как отмечает председатель комитета по инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Ил Тумэн Виктор Федоров, вода уходит из-за массовой вырубки лесов, перекрытия ручьев при строительстве объектов. Эта тенденция, очевидно, сохранится в будущем, поэтому базовый порт ЛОРП целесообразно переводить на север, в район поселка Нижний Бестях, куда пришла железная дорога.

Железнодорожный транспорт должен удешевить логистику и по сравнению с автомобильным. Проведенный в 2016 году комитетом по ценовой политике – регионально-энергетической комиссией Якутии сравнительный анализ стоимости перевозки грузов по направлению Беркакит - Томмот - Якутск показал, что транспортировка с переработкой через станцию Нижний Бестях почти в два раза дешевле по многим номенклатурным позициям, чем перевозка автотранспортом со станции Беркакит и на 30-50% дешевле, чем по смешанной схеме: от Беркакита до Томмота по железной дороге, а далее - грузовиками.

ДРУГАЯ ЛИНИЯ

Однако планы по развитию железнодорожных услуг в республике во многом зависят от реконструкции линии Бестужево – Беркакит (Нерюнгри), которая связывает «Железные дороги Якутии» с БАМом (обслуживается Дальневосточной железной дорогой). Этот однопутный участок протяженностью более 200 км в отличие от других направлений северного широтного хода ДВЖД не вошел в проект развития Восточного полигона 2013-2017 годов (период его реализации затем был продлен до 2020 года). Когда формировалась программа, значимого прироста к перевозкам на данной линии, согласно заявкам отправителей, не предвиделось. Основную загрузку участка обеспечивал «Якутуголь» (входит в «Мечел»), разрабатывающий Нерюнгринский разрез. Объемы отправок у него стабильные – 8-8,5 млн т в год, и ввод новых мощностей компания не планировала.

Однако ситуация изменилась с активностью другого угледобывающего холдинга «Колмар», который сейчас развивает в Якутии два горно-обогатительных комплекса «Денисовский» и «Инаглинский». Погрузка его продукции осуществляется на станциях ЖДЯ (стоит сказать, за 11 месяцев 2017 года по линии Беркакит - Томмот перевезено 4,3 млн т народнохозяйственных грузов, из них 3 млн т – угля). По планам, «Колмар» планирует в 2019 году отгрузить 12 млн т топлива, в 2020-м – 14,7 млн т.  

Ежегодная провозная способность участка Беркакит – Бестужево - 13,2 млн т, и к настоящему времени у него осталось мало резервов. Как ранее говорила председатель совета директоров Kolmar Sales and Logistics Анна Цивилева, «Колмар» может через два-три года столкнуться с проблемой перевозки растущих объемом выпускаемой продукции.

Специалисты ДВЖД направляли в ОАО «РЖД» инвестиционную заявку и материалы о необходимости развития участка Бестужево - Беркакит. Прежде всего проект включает в себя реконструкцию действующих раздельных пунктов. На станциях Нагорная и Могот будут удлинены приемо-отправочные пути, а на станциях Беркакит, Окурдан, Золотинка, Аям, Якутский, Рихард Зорге, помимо удлинения, нужно еще построить дополнительные. Реконструкция затронет также Беркакитский узел, как пункт передачи поездов с соседних дорог. Кроме того, необходим второй путь на перегоне Аям – Золотинка, который является одним из главных лимитирующих участков. В числе других важных мер – оснащение линии автоматической блокировкой, что повысит интенсивность движения поездов.  

РЖД в этом году был одобрен комплексный проект развития линии Бестужево – Беркакит. Общая стоимость проекта - 23 млрд руб. Если со следующего года будет открыто финансирование в необходимом размере, то участок сможет в 2020 году обеспечить перевозку в объеме 12 млн т дополнительно к существующему грузопотоку.
Игорь Михайлов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов