Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ясли силиконовой долины в зоне вечной мерзлоты

Однажды мой одноклассник купил себе небольшое производство строительных отделочных материалов и думал, что сейчас-то уж точно начнет «грести деньги лопатой». Но, как позже оказалось, «не важно, что ты производишь – важно, кому и как ты это будешь продавать».

Ясли силиконовой долины в зоне вечной мерзлоты
Фото: pexels

Как научиться продавать? Каким образом лучше «упаковать» свой продукт? И вообще, стоит ли начинать свой бизнес? Ответить на эти и другие вопросы в Якутии может помочь проект преакселератор «24 шага», который реализуется Северо-Восточным федеральным университетом (СВФУ) в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» совместно с самым акселератором инновационных проектов Б8 и технопарком «Якутия».

В Якутии создали экосистему, попав в которую с одной лишь идеей, можно за пару лет не просто найти своего клиента, а выйти на определенный коммерческий уровень. «Воронка продаж» в действии. И чтобы затянуть в эту «воронку» человека с определенной идеей, пускай, даже не до конца оформленной, в республике и запустили преакселератор «24 шага».


Курс "24 шага"

Знакомое название? Да, действительно, основа всему - курс Билла Олета «Путеводитель предпринимателя. 24 конкретных шага от запуска до стабильного бизнеса». С разрешения автора в Якутии адаптировали его методику и теперь предлагают всем пройти эти самые 24 шага – от нуля до упаковки и создания бизнеса.

«Всем, да не всем», - говорит программный директор преакселератора «24 шага» СВФУ Анисия Лазарева.

Дело в том, что если вдруг в «воронку» попадает совсем уж неподходящий проект – например, человек хочет открыть магазин или заниматься строительством, и ничего технологичного в этом нет, то это не по теме – таких попросту отсеивают. В преакселераторе работают с технологическими проектами и основной критерий здесь – проект должен быть по какой-нибудь технологической повестке – IT, биомедицина, инновации.

«Таких проектов – около 80 %. При этом в преакселераторе «24 шага» мы не «бегаем» за потенциальными подопечными. Нам достаточно объявить о начале набора и кому интересно – сами придут и запишутся. Нам же остается лишь провести отбор заявок и пригласить приглянувшихся к участию. Причем, бесплатно», - рассказала Анисия Лазарева.



Примечательно, что заявки подают не только студенты. Бывают заявки и от людей в возрасте 35+. Таких было достаточно много в прошлом (втором) наборе преакселератора, когда у взрослых людей появлялись бизнес-идеи, но они не знали, с какой стороны к ней подобраться, как ее упаковать.

Заявки поступают не только из Якутска, но и из Хабаровска, и других российских регионов. Похоже, Якутия и впрямь вскоре станет дальневосточной «силиконовой долиной в зоне вечной мерзлоты»: на помощь здесь всерьез может рассчитывать любой житель России.

Впрочем, Анисия объяснила, в чем интерес республики:

«Мы хотим искать и привлекать интересные проекты. Преакселератор «24 шага» - он является воронкой проектов для акселератора B8, так называемого «взрослого», который также по всей России работает».

Получается, что Якутия – своего рода «агрегатор», который пытается вобрать интересные технологичные проекты со всей страны в одну экосистему инновационного предпринимательства. И, надо отдать должное – у них это получается. Только за последний год «выстрелили» два проекта, которые после преакселератора попали в акселератор Б8 и получили там финансирование:

SmartOm - кроссплатформенное приложение удаленного мониторинга и управления устройствами автоматизации. На данный момент команда работает над разработкой приложения, которое может работать одновременно с несколькими стандартами передач данных, что позволит подключить и умные устройства в операционные системы на iOS и на Android.

InED – это образовательная платформа для подготовки к ЕГЭ, которая также после преакселератора попала в Б8 и получила финансирование. Если вкратце, то так: у человека был офф-лайн бизнес - репетиторский центр, он решил добавить туда технологичности и упаковал это в цифровом виде в платформу. Теперь у него не только ЕГЭ, но и репетиторство по другим предметам. Удаленно.

Что бывает с теми проектами, которые попадают и уж тем более проходят акселератор Б8? Они вырастают в бизнес. Как, например, «Аркон», о котором рассказывало EastRussia: два друга-однокурсника, студенты инженерно-технического вуза - разработали проект по расчету свай - какой длины, на какую глубину, какого диаметра необходимо подобрать, чтобы дом не «поплыл» в условиях вечной мерзлоты.

На таких «студентов», в том числе, и рассчитан преакселератор «24 шага» СВФУ. Здесь его проводят два раза в год.

«Преакселератор помогает оформить идею в четкий и понятный проект, который затем можно подать на грант и представить спонсорам. Эффективность обучения уже доказана: три проекта попали в топ-100 федерального преакселератора НТИ-2021, три проекта прошли в седьмой поток акселератора «Б8» – рассказал ректор СВФУ Анатолий Николаев.

Участники преакселератора слушают лекции от экспертов, которые помогают упаковать проект, подготовить его к грантовому конкурсу и представить инвестору. Каждая команда получает обратную связь по своему проекту, узнает, какие решения сегодня востребованы на рынке, обретает полезные в бизнесе контакты.

Сейчас в университете готовятся к запуску осеннего семестра – целевой аудиторией станут студенты. Это будет предступенька перед Б8, где студенты смогут создать все с нуля до выхода на первые продажи.

Концепция «студенческого» преакселератора будет поделена на три трека:

1. Преакселерация в том виде, в котором ее проводили раньше: от идеи до ее упаковки - что они хотят делать? Как они хотят делать? Кому хотят продавать? Все «подопечные» упаковывают свою идею, проходят образовательный теоретический курс по тем самым «24 шагам» и в итоге должны понимать - что они хотят делать? Таким образом, участники дорабатывают свои проекты до стадии «Проблемы. Решения».

2. Проекты на стадии, когда участники знают – кому и что продавать. Они общаются с целевой аудиторией, начинают разработку своего прототипа. За время трека они должны свой проект довести «до ума» - важно, чтобы появился прототип продукта, который и будет продаваться в начальной версии продукта.

3. Здесь участники уже начинают искать для разработанного ими продукта клиентов и первых покупателей. И тестировать ту самую «воронку продаж».

Организаторы преакселератора «24 шага» уверены, что весь цикл можно уложить в 1,5-2 года, после чего на мировом IT-рынке может появиться новый продукт со штампом Made in Yakutia.