Поделиться
Законодательство опережающего развития
Поделиться

Статс-секретарь – замминистра Минвостокразвития Павел Волков рассказал EastRussia, как принимаются и работают законы для Дальнего Востока

В декабре текущего года отметит трехлетие федеральный закон о территориях опережающего развития – первый в ряду специализированных нормативных актов, создавших особый правовой режим для инвесторов Дальнего Востока. Сейчас таких законов уже 25. О том, что сделано и о том, что в планах – в интервью EastRussia рассказывает Павел Волков, статс-секретарь – заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Минвостокразвития РФ
– Павел Михайлович, ключевая особенность инвестиционного климата, который сегодня формируется на Дальнем Востоке, в том, что он базируется на целом комплексе специальных законов, так или иначе определяющих специфическое регулирование для региона. Насколько вы можете считать эту работу завершенной, или же творческий процесс продолжается?

– Совершенно верно, один из основных базовых принципов опережающего развития Дальнего Востока – это создание и совершенствование законодательства опережающего развития в разных отраслях права, которое должно обеспечить конкурентные и лучшие условия жизни и ведения бизнеса в макрорегионе. Министерство уделяет этой задаче много внимания, но созданием законодательства опережающего развития на Дальнем Востоке занимаемся не только мы. В эту работу вовлечены специально созданные институты развития, общественный совет министерства, эксперты и, конечно, инвесторы Дальнего Востока. Отдельно хотелось бы отметить большую поддержку депутатов и сенаторов, которые не только активно работают по законопроектам правительства в Государственной думе или Совете федерации, но и сами становятся авторами законодательных инициатив.
 
На сегодняшний день у нас создана база из 25 законодательных актов и более 70 актов правительства, весь этот комплекс целенаправленно работает на развитие Дальнего Востока и обеспечение опережающего развития макрорегиона – именно это мы называем законодательством опережающего развития. И это не только законы о территориях опережающего развития, о Свободном порте Владивосток, о дальневосточном гектаре. Это и другие нормативные акты, направленные на поддержку отдельных отраслей, на снятие отдельных ограничений.   
 
Процесс, безусловно, продолжается. Принимаются новые законы, а уже принятые корректируются, исходя из опыта правоприменения. 
 
– Подводя итоги 2017 года в плане законотворчества, что удалось сделать?

– 2017-й год стал достаточно успешным в законотворческом плане. Законодательство опережающего развития пополнилось семью федеральными законами в совершенно разных отраслях законодательства и регулирующих разные сферы жизни на Дальнем Востоке.
 
Так, в марте вступил в силу закон, обеспечивающий въезд на территорию Свободного порта Владивосток во Владивосток по электронным визам. Этот механизм уже показал свою востребованность в Приморском крае, далее мы планируем расширять географию применения электронной визы. 
 
В апреле вступил в силу закон, который убрал излишние налоги управляющей компании ТОР и Свободного порта Владивосток – это позволит "Корпорации развития Дальнего Востока" больше средств пускать непосредственно на строительство инфраструктуры.
 
В июне вступил в силу небольшой, но очень важный закон, который скорректировал и дополнил ранее принятый закон о снижении энерготарифов на Дальнем Востоке. По факту, теперь стало возможным возможным выравнивание энерготарифов для промышленных потребителей Дальнего Востока до среднероссийского уровня. Напомню, что тариф в отдельных местностях ДФО достигал 14 рублей за 1 кВт-ч. Теперь предприятия получили возможность платить по 4 рубля – как в среднем по стране.
 
В июле вступил в силу закон, который расширил границы Свободного порта Владивосток на Углегорский городской округ Сахалинской области. В этом районе большой потенциал для модернизации портовых сооружений и проектов в области добычи, переработки и перевалки угля. Также в июле вступил в силу закон, который позволит с 2018 года до 2023 года применять пониженные ставки налога на прибыль для предприятий туристической отрасли Дальнего Востока.
 
Также в июле были приняты значительные полезные корректировки в закон о "дальневосточном гектаре” и отдельный закон, который направлен на уточнение полномочий региональных и местных властей в области градостроительной деятельности. Данные поправки были инициированы и поддерживались самими регионами, чьи территории вошли в состав Свободного порта Владивосток.
 
– Насколько продуктивна для Дальнего Востока осенняя сессия парламента?

– Продуктивна. Буквально на днях – 22 ноября – Совет Федерации одобрил два очень важных закона: первый был разработан и принят для продления налоговых периодов до начала применения льготных ставок по налогу на прибыль организаций по крупным инвестиционным проектам. Второй закон – это продление льготной ставки на добычу полезных ископаемых для проектов на Дальнем Востоке, связанных с добычей отдельных видов руд – олово.
 
Еще один законопроект сейчас принят Государственной думой в первом чтении и связан с возможностью осуществлять реализацию проектов в ТОР в составе консолидированной группы налогоплательщиков.
 
 
ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ: НАРОД ПОЕХАЛ 

– Как вы отметили, в марте вступил в действие закон, обеспечивающий въезд на территорию Свободного порта по электронной визе. В августе началось оформление первых виз, народ поехал. Как вы оцениваете действие этого закона?

– Электронная виза показала свою востребованность. С августа по конец ноября у нас оформлено более 5 тысяч электронных виз, при этом 3,2 тысячи человек уже воспользовались ими и приехали во Владивосток. Что интересно – заявки поступили из всех без исключения 18 стран, граждане которых получили такую возможность.
 
– В этом списке – половина арабских стран. Отовсюду поехали люди? 

– Достаточно сказать, что у нас первым въехал гражданин Саудовской Аравии . И только второй – гражданин Китая.
 
– Граждане каких стран наиболее активно пользуются электронной визой?

– Лидеры понятны – это Китай и Япония. Из КНР во Владивосток по электронной визе к настоящему времени въехало более 1,8 тыс. человек, из Японии – свыше 1,2 тыс. человек. 
 
– А с какой целью люди едут на 8 дней в Свободный порт?

– При оформлении заявки иностранец должен указать запрашиваемый тип визы. Абсолютное большинство заявляет туристические цели поездки. 
 
– Правильно я понимаю, что, люди, едущие по электронной визе, могут прилететь во Владивосток только международным рейсом, то есть из тех же арабских стран им надо добираться не через Москву, а стыковками через Пекин, Сеул, Токио?

– Можно, конечно, въехать через морской пункт пропуска во Владивостоке, но воздушным транспортом можно въехать только через аэропорт “Кневичи” во Владивостоке. Пока только этот аэропорт имеет соответствующее оборудование и программное обеспечение. То есть граница по электронной визе может быть пересечена только здесь. Транзитом через Москву с такой визой лететь нельзя. Соответственно, иностранные граждане должны выбирать маршруты через азиатские хабы, имеющие авиасообщение с Владивостоком.
 
– Президент на Восточном экономическом форуме призвал распространить применение электронной визы в дальневосточных субъектах. Как это будет выглядеть?

– В рамках уже действующего законодательства в начале года на Дальнем Востоке откроются новые пункты пропуска, через которые будет возможен въезд по электронной виде. Это железнодорожные и автомобильные пункты пропуска на границе Приморского края и Китая (“Пограничный”, “Хасан”, “Махалино”, “Полтавка”, “Турий Рог”), два порта в Приморье (Посьет и Зарубино) и два порта в других регионах – Корсаков на Сахалине и Петропавловск на Камчатке. 
 
В то же время действующее законодательство не позволяет нам использовать режим электронной визы в аэропортах Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска и других городов. Это связано с тем, что, хоть некоторые муниципалитеты этих субъектов Федерации и вошли в Свободный порт Владивосток, но сами аэропорты (и пункты пропуска в них) к территории Свободного порта не относятся. Поэтому, в рамках исполнения поручения Президента, в ближайшее время мы вносим в Правительство законопроект, который содержит изменения в федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". С помощью этих поправок мы и намерены открыть возможность для иностранцев посещать дальневосточные субъекты на условиях электронной визы. Мы рассчитываем, что это станет большим шагом вперед для увеличения популярности электронных виз и, соответственно, к росту числа поездок на Дальний Восток. 
 
– То есть на Камчатке со следующего года по электронной визе будет работать морской порт, а не аэропорт?

– Совершенно верно. Морской порт Петропавловска-Камчатского – уже с 1 января 2018 года. Аэропорт – после принятия соответствующих корректировок в законодательство, и последующих за этим мер по оборудованию пункта пропуска необходимой аппаратурой и программным обеспечением.
 
– А как же ЕАО? В Биробиджане нет международного аэропорта. 

– В ЕАО не действует режим Свободного порта Владивосток и нет международного аэропорта (используется аэропорт Хабаровска). К сожалению, при таких условиях в ближайшее время применить электронную визу для въезда в ЕАО не представляется возможным. Закон не разрешает иностранному гражданину покидать субъект федерации, на территорию которого он осуществил въезд. Поэтому нельзя будет получить электронную визу в Хабаровский край и въехать в ЕАО. Так что вопрос – это предмет дальнейшего регулирования.
 
 
НАСТРОЙКА В ИНТЕРЕСАХ ИНВЕСТОРОВ

– Вы коснулись темы корректировки налогов для больших инвестпроектов. Это же делалось в интересах крупных проектов, таких как Амурский ГПЗ, ВНХК? В чем суть корректировки? Насколько легко проходили эти поправки?

– Закон устанавливает дополнительные налоговые периоды. Сейчас стандартные условия для инвестиционных проектов заключаются в том, что 10-летняя льготная налоговая ставка вступает в силу самое позднее – через 3 налоговых периода после того, как инвестор стал резидентом ТОР. Однако крупное предприятие за 3 года может не успеть построиться и выйти на прибыль, соответственно, часть льгот в отношении них “сгорает”. Исходя из этого новый закон постановляет: если инвестор вкладывает свыше 500 млн рублей, то ставка вступает на 6-й налоговый период. Если свыше 1 млрд рублей – то на 7-й налоговый период. А если проект стоит свыше 100 млрд рублей – то на 10-й налоговый период. Так что это выгодно не только тем инвесторам, которых вы упомянули, но и многим другим, которые реализуют крупные проекты.
 
Напомню, это было поручение Президента, дано было по результатам прошлогоднего Восточного экономического форума. Вопрос достаточно долгий, но, как я уже сказал, мы близки к результату – закон уже одобрен Советом федерации. Рассчитываем, что уже в этом году он вступит в силу. 
 
– Это – отдельный законопроект? Не корректировка закона о ТОР?

– Все, что касается налогового законодательства – это Налоговый кодекс, и закон вносит в него соответствующие поправки. Кстати, разрабатывали законопроект мы совместно с Минфином, но в Государственной Ддуме его представлял Минфин – как и все другие акты, связанные с бюджетным и налоговым законодательством. 
 
– Какие еще законотворческие инициативы были, по сути, "адресной" настройкой нормативной базы в интересах инвесторов Дальнего Востока?

– Состоялось расширение Свободного порта Владивосток на Углегорский район Сахалинской области. Это позволило охватить льготным режимом целый куст инвестиционных проектов. В настоящее время готовим расширение режима на Совгаванский район Хабаровского края, рассматриваются дальнейшие дополнения – Комсомольска-на-Амуре.
 
Весной будет законопроект, который внесет изменения в законодательство о ТОРах. Это достаточно большой нормативный акт, он направлен на то, чтобы учесть весь опыт правоприменительной практики, нивелировать все выявленные сложности в применении действующего закона. Кроме того, будет ряд новелл, например, мы закладываем норму по созданию водных ТОР. 
 
– Что такое водный ТОР? Это – чистая акватория?

– Да. Мы намерены создать правовую возможность определить участок поверхностного водного объекта и там образовать ТОР. Это даст возможность заниматься аквакультурой. Идут соответствующие корректирующие поправки в закон об аквакультуре, который позволит "Корпорации развития Дальнего Востока" выполнить большую часть  работы, связанной с образованием рыбоводного участка вместо резидента. 
 
– Одна из инициатив, которая сейчас находится в проработке – так называемая “дедушкина оговорка”. Что она даст инвесторам?

– Под "дедушкиной оговоркой” понимается неизменность правовых условий в определенный период времени. Этот законопроект сейчас в правительстве, мы рассчитываем, что он уже в текущем году поступит в Государственную думу. В нем заложены изменения в налоговое законодательство, которые дадут гарантии неизменности налоговых норм в отношении резидентов ТОРов и Свободного порта Владивосток в течение 10 лет. 
 
 
КАК УСТРОЕН МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

– Скажите, а как вы мониторите правоприменительную практику? То, как работают новые законы, какие меры эффективны, какие, напротив, вызывают нарекания?

– Мониторинг правоприменительной практики – очень важный аспект. Мы его ведем постоянно, некоторое время назад даже создали специальное подразделение – был выделен Центр мониторинга и правоприменительной практики законодательства территорий опережающего социально-экономического развития и Свободного порта Владивосток. 
 
Еще создана комиссия, четыре рабочие группы, каждая по своему направлению. Одна – по таможенным вопросам ТОР и СПВ, вторая – по земельным, третья – по налоговым и четвертая – по общим вопросам. Формат рабочих групп позволяет активно привлекать к обсуждению бизнес (действующих и потенциальных резидентов ТОР и СПВ), таким образом мы получаем обратную связь непосредственно от тех, кому законы предназначены. 
 
– И в чем заключается эта обратная связь?

– В результате работы комиссии и ее рабочих группы мы, например, выявили потребность резидентов иметь обособленные подразделения за пределами ТОР и СПВ, а также заинтересованность в снижении административных требований при применении резидентами таможенного режима свободной таможенной зоны и в упрощении процедуры предоставления земельных участков для осуществления их деятельности. Это очень важные аспекты, мы, конечно, будем учитывать их при внесении корректировок в законы.
 
– Есть ли практика правового консультирования иностранных инвесторов? Сейчас очень много контрактов с иностранцами, обращаются ли с вопросами?

– Иностранные инвесторы, как правило, имеют свои представительства или нанимают специалистов, консультантов для проецирования своего инвестиционного проекта к правовому режиму ТОР или СПВ. Обращения поступают, конечно, интересуют, в основном, разъяснения законодательства, уточнения. Безусловно, мы считаем своим долгом максимально открыто и профессионально раскрыть те или иные вопросы и особенности правового регулирования. Для этого мы создали "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" и "Корпорацию развития Дальнего Востока" – эти институты и созданы для того, чтобы качественно предоставлять услуги для инвесторов (добавить немного про функионал).
 
– А по каким нормам в первую очередь запрашивают консультации инвесторы?

– Самое частое, пожалуй, касалось налогов и как стать резидентом. Многие вопросы, кстати, мы сняли, когда стали публиковать подробную инфографику, которая рассказывала простыми словами, как стать резидентом, в чем заключается суть налоговых льгот и каковы основания для их предоставления.
 
То, что я перечислил – только первый срез вопросов. Дальше, как правило, вопросы становятся более сложными и связанными с деталями конкретного инвестиционного проекта (какой режим ТОР или СПВ выбрать, где найти земельный участок под проект, где найти сотрудников для производства и т.д.). Инвесторы смотрят проект с учетом его финансовой модели, сравнивают несколько точек, одна – в Свободном порту, другая в ТОРе. Площадка в Свободном порту, допустим, получше, а в ТОРе есть дополнительные  бонусы – например, инфраструктура может финансироваться из средств федерального бюджета. Для грамотного выбора нужен тщательный анализ всей экономики проекта – вот здесь и требуется тщательное изучение законодательства, наша помощь и квалифицированная помощь институтов развития Дальнего Востока.
 
– А ведете ли вы мониторинг судебной практики?

– Мы ведем мониторинг правоприменительной практики законодательства опережающего развития Дальнего Востока, куда входит и мониторинг судебной практики. Но пока я, к счастью, не слышал о каких-либо спорах, связанных с применением нашего законодательства. Вместе с тем, у нас есть случаи, когда "Корпорация развития Дальнего Востока" участвует в судах, защищая интересы инвесторов. 
 
– Вопросы, которые поднимались в судебных спорах, были связаны с землей, в частности, с предоставлением земельных участков резидентам Свободного порта. 

– У нас есть нормы, которые в Свободном порту дают возможность без торгов предоставлять резидентам землю. Не надо проходить конкурс или аукцион, тендер по земельному участку, если он есть как таковой. Но, как правило, те участки, которые хотят резиденты – на них имеют виды разные участники хозяйственных отношений. Поэтому многие решения буксуют, зависают в куче бюрократических процедур. Чтобы помочь инвесторам решать эти проблемы, мы разработали законопроект, который позволит полностью взять процедуру, связанную с предоставлением земельного участка, на Корпорацию развития Дальнего Востока и избавить резидентов от излишней бюрократии или, что еще хуже, общения с недобросовестными чиновниками. 
 
– То есть когда возникнет интерес у инвестора к некоему участку в Свободном порту Владивосток, этот участок сначала берет корпорация, а после этого передает ему? 

– Да.
 
– А если возникает ситуация когда два участника хотят один и тот же участок?

– Будет действовать принцип, чья заявка получена раньше.
 
– Вы говорили об уточнении полномочий региональных и местных властей в области градостроительной деятельности – по этому поводу принимался специальный закон. А что было не так, почему потребовалось корректировать распределение полномочий?

– История возникла еще с момента принятия закона о Свободном порте Владивосток, причина ее в том, что в Приморском крае буквально за месяц до окончательного утверждения данного Закона были перераспределены полномочия в области градостроительной деятельности. А именно – региональным краевым законом они были переданы от местных властей Владивостокской агломерации на уровень краевой администрации. И в Приморском крае возникла коллизия, связанная с тем, что Закон о Свободном порте предусматривает наличие градостроительных полномочий у местной власти, а региональным актом, принятым в соответствии с общими положениями федерального законодательства, полномочия в этой сфере переданы краевой власти. Уже тогда началась работа, связанная с тем, чтобы эту коллизию устранить. Сейчас эта работа завершена. 
 
 
2018-й: НОВЫЕ ЗАКОНЫ, НОВЫЕ ЛЬГОТЫ

– Какие планы на 2018-й год?

– У нас готовится целый ряд законопроектов, часть из них мы рассчитываем уже весной внести в Государственную Думу. Я уже говорил о законопроекте, который внесет множество полезных корректировок в закон о ТОР. Есть еще ряд инициатив, связанных с законодательством о ТОР, которые мы намерены предложить. Во-первых, это  продление срока применения льготных тарифов страховых взносов до 2025 года для резидентов ТОР и СПВ. Во-вторых, это законодательное установление специального режима осуществления контрольной (надзорной) деятельности в ТОР на Дальнем Востоке. И в-третьих это снятие ограничений для резидентов ТОР по наличию филиалов, обособленных подразделений, рабочих мест за пределами границы ТОР.
 
Еще одна инициатива, связанная с ТОР, но находящаяся немного в другой плоскости – это корректировка законодательства о закупках государственных компаний. Мы предлагаем позволить госкомпаниям заключать долгосрочные контракты на закупки товаров, работ, услуг у резидентов ТОР. Это позволит компаниям получать гарантированные объемы сбыта, что, в свою очередь, будет являться неоспоримым преимуществом при принятии инвестиционного решения, или при обращении в финансовую организацию за заемным финансированием.
 
– А помимо ТОР?

– Очень важная история – добиться освобождения от НДС услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа из/в ДФО. Эта мера напрямую направлена на повышение транспортной доступности региона. 
 
Еще один пласт работы – дальнейшая корректировка законодательства о "дальневосточном гектаре". В частности, исполняя поручение президента, мы должны обеспечить распространение программы на участников программы переселения соотечественников и членов их семей при условии получения ими российского гражданства.
Леонид Агафонов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов