Поделиться
«Заработки, потенциал – все есть. Нужны люди»
Поделиться

И.о. главы Курильского городского округа Вадим Рокотов о жизни на Курилах

Вадим Рокотов долгое время работал в администрации Сахалина, где отвечал за развитие международных отношений и внешних связей, затем возглавлял управление делами губернатора и правительства, а также успел поработать директором городского парка культуры и отдыха в Южно-Сахалинске. На острове Итуруп новый и.о. главы нашел развитую промышленность, но отстающую от нее инфраструктуру. Что нужно, чтобы "поселения рыбаков, охотников и ягодников" постепенно превращались в современные населенные пункты, Вадим Рокотов объяснил EastRussia.

-
– Вы недавно переехали на Итуруп с Сахалина и стали руководить Курильским муниципальным округом. Какие, на Ваш взгляд, самые острые проблемы района?

– На средние Курилы пришел значительный научно-технический прогресс. Это очевидно. Здесь создана хорошая, наукоемкая, современная промышленная база: рыбоперерабатывающие заводы, сопутствующие производства. Успешно работают такие компании как "Гидрострой", "Курильский рыбак", "Континет" и другие. Большие объемы по развитию есть у военных. Наличие такой, в хорошем смысле, "агрессивной" среды вызывает повышенные требования к наличию на острове современной промышленной, городской инфраструктуры, среды, и современного, высокого кадрового потенциала людей. Весь Итуруп - это небольшой районный центр Курильск, поселок рыбаков Рейдово и еще несколько населенных пунктов.

Сегодня мы видим, что новые современные заводы и наукоёмкие производства требуют и современных, хорошо подготовленных кадров. Местное население не всегда соответствует такому запросу. В основном это касается инженерно-технического персонала. И дальше мы видим "мультипликативный эффект в обратную сторону". Нужны инженеры, их нужно привезти. У инженеров есть образованные жёны, им нужна современная сфера услуг, современное жильё. Для их детей нужны нормальные образовательные и культурные учреждения. Сфера быта, досуга, обучения, транспортная инфраструктура - вот такие потребности потянуло за собой создание современных производств.

– И тем не менее, если сравнивать Курильск начала 2000-х годов и сегодня, что изменилось?

– Если сравнивать, то, безусловно, изменения налицо. Спасибо федеральной программе развития Курил, спасибо федеральной и региональной власти, лично президенту России. На Итуруп постоянно приезжали известные люди, руководители страны и области, постоянно интересовались ситуацией, каждый внес весомый вклад. Курильчане это помнят и благодарны. Сделано на самом деле очень много. Из обыкновенного приморского поселка с деревянными домами и пыльными улицами город Курильск и прилегающие поселки превратились в достаточно современные населенные пункты, в которых человек видит реакцию на современные вызовы. Сегодня в Курильске на домах фасады из современных материалов, везде уличное освещение, построен современный спортивно-культурный центр с кинотеатром, спорт-залом, бассейном. Много прочных сейсмоустойчивых зданий. На первый взгляд всё хорошо. Но как показывает жизнь, всего этого не достаточно.

– Чего не хватает?

– Предприятия промышленные построены, есть большой потенциал их развития. Будут пристраиваться новые цеха, будет совершенствоваться портовая инфраструктура, будут поступать грузы. Потребуются новые инженерные кадры. В 2018 году мы ждем оптоволоконный кабель. Наконец то появится хороший интернет. Как быстро развиваются IT-технологии, мы знаем, потребуются соответствующие специалисты. Будут появляться новые структуры и фирмы. А что сегодня мы имеем? Один пароход для связи с Сахалином. Ходит, скажем, не часто. Небольшое количество грузопассажирских судов для связи с Владивостоком.

Слава Богу, построен современный аэропорт. Это радость и гордость курильчан. Но он всё равно зависим от погодных условий. На Курилах часты сильные ветра и метели. Значит, есть потребность в долгосрочном и в больших объемах завозе грузов. Нужны большие складские терминалы.  А это опять же специалисты, компьютерные технологии и механизмы. Вся та инфраструктура, которую мы видим в крупнейших портах материковой части России, она ждёт своего часа, она нужна здесь, на Итурупе, и мы это отчётливо видим. И поэтому, конечно же, необходимо дальнейшее развитие по современному видению и направлению, качественные изменения людей в профессиональном, культурном плане. Курильск - это уже не вчерашний город рыбаков, ягодников и охотников. Здесь уже большое количество культурных и образованных людей.

– Для кого-то покажется удивительным, что ещё совсем недавно на всех Курилах не было ни километра асфальтированных дорог. Как сейчас обстоят дела? Что в планах?
 
– Да, появился асфальт. Это большая гордость и радость курильчан. Хотя те, кто приехал на Итуруп полтора-два года назад, не могут понять этой радости. Для них асфальт - это естественно. Сегодня посёлок Рейдово вообще по-европейски выглядит. Бордюры, тротуары, уличное освещение, автобусные остановки - еще 6-7 лет назад это просто немыслимо было себе представить. Бамбук и осевшая на нём пыль от проезжающих автомобилей - вот была картина. Асфальтирование, безусловно, надо продлевать до самых удалённых поселков. Асфальт помогает разбивать территорию, выделять участки для каких-то новых промышленных новаторских производств, торговых точек. Есть планы по строительству теплиц, уже места отведены. Но к ним, опять же, нужны подъезды, места хранения материалов, устойчивая связь.
 
– Что с энергетикой на острове?
 
– Энергетика здесь не плохо развита. Она дороговата, конечно. Все топливо надо завезти. Но сама энергетика, её структура передовая. Современные генерирующие мощности, сети, компании, управляющие этими сетями. Но не хватает инженеров, специалистов. Их можно было бы привезти, но нужно срочно развивать рынок жилья, всех форм собственности - социального, коммерческого найма. Нужно развивать ипотечные программы.
 
– А какие изменения ждут районный центр?
 
– Сейчас мы принимаем генеральный план развития города, где будут чётко определены зоны жилищного строительства, торговли, бытовых услуг и так далее. Курильск необходимо развивать как полноценный город. Ведь сегодня у него нет даже центральной городской площади! Нет нормального дома быта, нет хорошего загса, нет нормального здания суда. А ведь эти здания и учреждения и есть те основные признаки, которые и говорят о населённом пункте как о городе. Что очень печально, нет конкуренции среди интернет-провайдеров.

Поэтому главное я вижу в создании современной городской среды, объектов промышленного, культурного и научного назначения. Это включает в себя всё: дороги, энергетические и инфраструктурные сети, интернет, современные школы, предприятия по оказанию бытовых услуг, автосервисы, мойки машин. Автомобилей здесь много, самых разных, а вот автосервиса ни одного нормального нет. Нет ни одной хорошей автомойки. Асфальт уже есть, а автомоек нет. Затруднена доставка товаров. Хотя при нормальной погоде можно за 50 минут долететь до Южно-Сахалинска, 5 дней в неделю летает самолет. Это поразительно сегодня: можно позавтракать, в 11 часов сесть на самолёт, а в половине первого обедать где-нибудь в "Сити Молле" Южно-Сахалинска с друзьями и знакомыми.
 
– Да, раньше, помнится, военный аэропорт Буревестник работал чуть более 60 дней в году. И до него надо было еще ехать 1,5 часа по бездорожью и океанскому отливу...
 
– Совершенно верно! Ввод в строй нового современного аэропорта настолько ускорил связь, что просто уму непостижимо. Для меня, как человека много лет ездившего на Курилы, это стало большим и приятным культурным шоком. И люди стали более мобильны. Они видят, какой ассортимент и качество услуг в городе Южно-Сахалинске. Конечно, мы еще не дошли до такого, но надеемся, что когда-то курильчане будут летать в Южно-Сахалинск делать прически и покупать подарки детям.
 
– Что собираетесь строить в ближайшее время?
 
– Нам нужен хороший загс, нужна площадь с фонтаном, много что нужно. Будем всё это строить. Сегодня ко мне предприниматели напрямую обращаются и говорят: "Нам нужно, чтобы вы, как исполнтельная власть, обустроили города и посёлки на Итурупе. Чтобы люди с комфортом добирались до работы, жили в благоустроенных домах. Нам нужно привлекать высококлассных специалистов, значит, необходимо создавать комфортные условия для жизни. А для тех, кто пожелает остаться тут жить надо создавать условия для выкупа съемного жилья или приобретения квартир в новостойках". Благо, заработки на Курилах нормальные. Сегодня предприниматели заинтересованы в том, чтобы у них трудились не сезонные работники, а специалисты, полюбившие свою работу и своё предприятие. Люди постоянные. Которые ходят на работу в хорошем настроении, знают, что дома у них налаженный быт, что дети ходят в хорошую школу, а после занятий - в современный спорт-зал или бассейн.

А ведь сегодня курильские школы не соответсвуют современным требованиям. Они все имеют сильный износ. Постоянно решаем какие-то аварийные проблемы. То трубы лопнут, то продувает где-то. При двух школах вообще нет никаких стадионов, а это уже нарушение современных требований. Рождаемость растет, количество детей увеличилось, а классы маленькие и тесные. В школе Рейдово у педагогов даже нет учительской! Учителя пожертвовали своей учительской комнатой и сделали в ней класс, а сами при этом готовятся к урокам, сидя за столом у окна в коридоре. Вот такие педагоги. Им памятник надо ставить! Так что школы надо строить как можно скорее. 

Или вот пример. Посёлок Рейдово стал просто замечательным, изменился кардинально. Но не весь. Одна половина асфальтирована, есть хорошее уличное освещение, красивые заборы у домов. А вторая половина неасфальтирована, пылища летает. Люди недовольны. Вроде как даже некое социальное неравенство таким образом демонстрируется, появляется социальный раскол. Это, конечно, надо исправлять. Весь поселок доводить до современного вида и благоустраивать. Благо поступления от рыбной отрасли в бюджет района стабильны, и мы этим гордимся. Хотя мы пока еще дотационный район. Все наши преимущества съедает удаленность и высокие цены на всё. Траспортная составляющая съедает всё. Сейчас зима, и проблема с доставкой контейнеров. Проблемы испытывают магазины и так далее.
 
– А как изменяется демография?
 
– Есть небольшой рост. Вот во всех районах Дальнего Востока убыль, а у нас рост. Но это скорее всего происходит за счет людей, приезжающих на долговременную работу. В весенне-осенний период, то есть во время подготовки и хода путины, когда активизируется строительство, рыбоперерабатывающие заводы входят в активную фазу, население района вообще увеличивается в два раза. Приезжают ведь семьями! Приезжают вроде на время, поработать, заработать денег. А потом привыкают, нравится им здесь. И остаются насовсем. Собственно, процентов 70 курильчан так и сформировалось. Я встречал людей из Подмосковья, Алтая, Иркутска, Одессы... Вся география представлена. Здесь чистый воздух, красотища, ритм жизни спокойный. У этих людей зачастую даже есть жилье на материке, есть куда вернуться. Но проходит год за годом, а они никуда не уезжают.
 
– Доводилось слышать, что многие из тех, кто уехал на материк, по прошествии какого-то времени возвращаются на Курилы. Это так?
 
– Таких примеров очень много. Люди возвращаются по зову сердца, что называются. Уезжают, устраиваются на материке или на Сахалине, но все равно их тянет на Курилы. Не могут там встроиться и привыкнуть. Возвращаются, да.
 
– А как с кадрами обстоят дела?
 
– Вот это больной вопрос. Один из основных. Курильск испытывает острую потребность в квалифицированных специалистах: инженерах, врачах, учителях, технологах, управленцах. Очень мало хороших электриков, квалифицированных стрителей, дорожников. Они здесь, конечно, есть, но они все нарасхват.
 
– Много говорят о том, что надо развивать туризм на Дальнем Востоке и на Сахалине и Курилах в частности. А условия то у вас для этого есть? Есть экономическая возможность?
 
– Есть. Потенциал природы потрясающий: термальные воды, вулканы, океанское и морское побережья, возможность в сентябре купаться в Охотском море, шикарная рыбалка, можно посмотреть остатки древних айских поселений, вблизи понаблюдать за жизнью медведей. Многое уже сделано. Компания "Гидростой" открыла прекрасное туристическое подразделение. Туристов тут можно встретить в большом количестве и отовсюду. Со всех уголков России, из Израиля, Польши, Китая, других стран. Сахалинцы с удовольствием на Курилы приезжают! Главный минус - нехватка гостиниц. Логистика сложная. Трудно точно просчитать поездку на пароходе. Он ходит редко и со сбоями в расписании. Хотя самолёты сейчас летают нормально. В пиковый сезон бывает и по два рейса в день. И это большой плюс. Но бывает, что сильные ветры дуют по два дня, и регулярность рейсов нарушается. Хотя авиакомпания "Аврора" потом наверстывает: делает по четыре рейса в день, и людей вывозят. То явление, когда люди неделями не могли вырваться с Курил, кануло в лету. Аэропорт прекрасный, современный. Находится в 10 минутах езды по асфальту от города. Даже если человек побаивается экстремального туризма, выходов в море за огромным палтусом, его пугает близость медведей или жерло вулкана, то уж 4-5 дней он найдет, чем себя занять в Курильске. Термальные источники в шаговой доступности, чистейший воздух, природа, океан и шикарные виды - прямо из окна, ехать никуда не надо. Поэтому будущее у туризма, безусловно, есть.
 
– Планы по вхождению в ТОР "Курилы" уже строите?
 
– Мы ждем расширения видов деятельной в рамках этой ТОР. Сейчас туда попал только остров Шикотан со своими рыбоперерабатывающими заводами. Если бы туда добавили такие виды деятельности как туризм и бальнеология, я был бы очень рад. У нас в планах продолжить обустройство термальных источников, изменение структуры этих мест. На отдаленные источники и грязи надо улучшить доступ, быт будем налаживать: раздевалки, тёплые помещения для отдыха, времяпровождения в течение дня, много чего будем делать. У бальнеологического туризма, если всё это сделаем, шикарное будущее. Мы можем смело конкурировать с другими грязевыми и термальными курортами. Я смотрю на это с большим оптимизмом. Я сам в выходные дни стараюсь посещать источники, выкроить для этого часок. Очень нравится, пользу для здоровья ощущаю на себе. Чувствую себя после источников прекрасно просто. Заряжен бодрость на всю рабочую неделю!
Алексей Баяндин Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов